ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Навашинского района от 28.12.2006 № 281
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ
ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛНЕНИЯ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА И ПОЛОЖЕНИЯ О МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ
НАВАШИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2006 г. № 281
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЛИКВИДНОСТЬЮ, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ
В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ
РАЙОННОГО БЮДЖЕТА И ПОЛОЖЕНИЯ О
МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РАЙОННОГО
БЮДЖЕТА
В целях реализации
целевой программы "Программа реформирования муниципальных
финансов Навашинского района на 2007 - 2008 гг.", утвержденной
постановлением главы местного самоуправления от 03.08.2006 № 145,
постановляю:
1. Утвердить основные принципы
управления ликвидностью, платежеспособностью в процессе исполнения
районного бюджета в течение финансового года согласно приложению 1.
2. Утвердить Положение о методике
расчета платежеспособности районного бюджета согласно приложению 2.
Глава местного
самоуправления
В.В.ШИШКОВ
Приложение 1
к постановлению
администрации Навашинского района
от 28.12.2006 № 281
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ,
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛНЕНИЯ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА В
ТЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ГОДА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные принципы
управления ликвидностью, платежеспособностью и муниципальными
заимствованиями исполнения районного бюджета в течение финансового
года (далее - Основные принципы) разработаны на основе обобщения
российского опыта управления муниципальными финансами.
1.1. Сферой применения настоящих
Основных принципов является оперативное управление финансовыми
потоками, подготовка и исполнение управлением финансов администрации
Навашинского района (далее - Управление финансов) регулярных кассовых
планов районного бюджета в течение финансового года.
1.2. Целями реализации основных
принципов управления ликвидностью, платежеспособностью и
муниципальными заимствованиями в процессе исполнения районного
бюджета в течение финансового года являются:
обеспечение оптимальной ликвидности
районного бюджета в любой момент времени в течение всего периода его
исполнения;
сглаживание кратковременных пиков
платежей по финансированию не покрытых доходами расходов районного
бюджета (текущего дефицита), а также расходов на погашение
муниципального долга Навашинского района;
повышение эффективности бюджетной
политики администрации Навашинского района и снижение рисков при
исполнении районного бюджета в условиях несбалансированности
поступления доходов и финансирования расходов в течение финансового
года.
II. ТЕРМИНЫ И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих Основных
принципах используются следующие термины и определения:
верхний лимит заимствований - в
отношении соответствующего долгового инструмента максимально
допустимый объем заимствований в расчете на месяц, характеризующий
наиболее оптимальный объем привлечения средств, не ведущий к
ухудшению существенных условий заимствований;
долговые инструменты - виды кредитных
договоров и договоров займа, определенные Бюджетным кодексом
Российской Федерации и используемые для финансирования расходов
бюджета и рефинансирования долга. Основными долговыми инструментами,
используемыми при управлении ликвидностью бюджета, являются
краткосрочные (сроками погашения до 1 года) кредиты и (или) кредитные
линии в рублях.
III. ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ
АДМИНИСТРАЦИИ
НАВАШИНСКОГО РАЙОНА В ТЕЧЕНИЕ
ФИНАНСОВОГО ГОДА
В соответствии с
утвержденным решением о бюджете и программой муниципальных
заимствований Навашинского района на соответствующий год Управление
финансов ежеквартально составляет прогнозные графики поступления
доходов, финансирования расходов и привлечения заемных средств с
месячной разбивкой.
3.1. При составлении графика
привлечения заемных средств учитываются имеющиеся возможности по
мобилизации ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на финансовых
рынках, прогнозные оценки потребности в заимствованиях до конца года.
3.2. При составлении графика
привлечения заемных средств Управление финансов по соответствующим
долговым инструментам определяет верхний лимит заимствований в
расчете на соответствующий период (месяц, квартал) в целях
недопущения роста процентных ставок и (или) ухудшения иных
существенных условий заимствований.
3.3. Верхний лимит заимствований
определяется Управлением финансов на основе анализа текущей и
ожидаемой конъюнктуры на рынках капитала, прогнозов изменения
ликвидности банковской и финансовой системы и др.
3.4. Управление финансов
предпринимает необходимые меры по минимизации рисков возникновения
пиков платежей путем резервирования дополнительных источников
финансирования расходов бюджета, включая приближение сроков
заимствований и накопление остатка средств районного бюджета, в
случае если, по прогнозам Управления финансов, за определенный период
с начала года ожидается исполнение районного бюджета с превышением
доходов над расходами (текущий профицит) и уточненный дефицит
районного бюджета до конца года превысит его годовое значение и (или)
сумма погашения долга и финансирования дефицита бюджета в
определенный период превышает верхний лимит заимствований на данный
период.
3.5. График привлечения заемных
средств составляется на весь финансовый год и подлежит обновлению не
реже одного раза в квартал.
3.6. Внесение уточнений в график
привлечения заемных средств возможно в случае внесения изменений в
районный бюджет, существенного изменения прогноза исполнения
районного бюджета, фактического или ожидаемого ухудшения конъюнктуры
финансовых рынков, внесения изменений в графики выборки заемных
средств по заключенным кредитным соглашениям и договорам.
3.7. Заемные источники финансирования
расходов районного бюджета - краткосрочные кредиты и кредитные линии.
IV. ПРОЦЕДУРА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ
АДМИНИСТРАЦИИ НАВАШИНСКОГО РАЙОНА НА
МЕСЯЦ
4.1. На основе
информации о прогнозах поступления доходов, финансировании расходов и
погашении долговых обязательств управление финансов администрации
района ежеквартально формирует помесячный график исполнения районного
бюджета до конца года в следующей структуре:
доходы районного бюджета;
поступления от приватизации
имущества, находящегося в собственности муниципального района;
остаток средств районного бюджета на
начало месяца;
расходы районного бюджета;
погашение муниципального долга
Навашинского района.
4.2. Базой для формирования прогнозов
являются поквартальная роспись районного бюджета, заявки главных
распорядителей средств районного бюджета на выборку ассигнований,
данные муниципальной долговой книги, статистическая информация по
исполнению бюджетов прошлых лет и другие имеющиеся источники
информации.
4.3. На основе полученных данных
определяется потребность в заимствованиях на соответствующий месяц,
которая рассчитывается как сумма доходов районного бюджета,
поступлений от приватизации имущества, находящегося в собственности
муниципального района, остатка средств бюджета на начало месяца за
минусом расходов районного бюджета и погашения муниципального долга
Навашинского района.
4.4. Если потребность в
заимствованиях на рассматриваемый месяц по модулю превышает верхний
лимит заимствований, сумма привлечения долга в данном месяце
принимается равной верхнему лимиту заимствований. На сумму превышения
потребности в заимствованиях над верхним лимитом заимствований
производится перенос сроков заимствований и увеличение остатка
средств районного бюджета на начало рассматриваемого месяца путем
увеличения привлечения долга в предыдущем по отношению к
рассматриваемому месяце.
4.5. Если в результате переноса
сроков заимствований общая сумма привлечения долга на предыдущий
месяц по модулю превысит верхний лимит заимствований, процедура
переноса сроков заимствований повторяется за счет увеличения суммы
привлечения долга в предшествующем предыдущему по отношению к
рассматриваемому месяцу. Процедура повторяется до тех пор, пока для
каждого месяца общая сумма привлечения долга не будет меньше или
равна верхнему пределу заимствований.
4.6. В целях снижения рисков
финансирования первого и последнего месяцев года при определении
объема заимствований на январь и декабрь рассматриваемого года
максимальная сумма привлечения долга на данные месяцы устанавливается
равной половине верхнего лимита заимствований.
4.7. В целях недопущения превышения
объемов привлечения долга по итогам года над фактической потребностью
в результате перевыполнения плана по доходам и неполного освоения
ассигнований Управление финансов принимает следующие меры:
проводит процедуру определения объема
заимствований на месяц согласно пунктам 4.1 - 4.6 Основных принципов
на регулярной основе не реже одного раза в квартал с включением в
расчеты фактического исполнения районного бюджета предыдущих
кварталов и уточнения прогнозов поступления доходов, финансирования
расходов и погашения долговых обязательств до конца года;
ограничивает совокупный объем
привлечения долга в течение первых одиннадцати месяцев на уровне не
более 90% от первоначального (уточненного) плана привлечения.
V. ПРОЦЕДУРА
РАЗМЕЩЕНИЯ ОСТАТКА СРЕДСТВ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА
5.1. Управление
финансов определяет период времени, в течение которого остаток
средств районного бюджета не будет востребован для финансирования
расходов районного бюджета, и составляет график его использования.
5.2. Основным направлением размещения
остатка средств районного бюджета является сокращение долговых
обязательств, преимущественно погашаемых по графику в месяце, в
котором по плану предполагается использование остатка средств
районного бюджета.
5.3. За счет остатка средств
районного бюджета не допускается досрочный выкуп и (или) сокращение
долговых обязательств Навашинского района, погашаемых по графику не в
текущем финансовом году или срок до погашения которых превышает 6
месяцев.
Приложение 2
к постановлению
администрации Навашинского района
от 28.12.2006 № 281
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая методика
разработана в целях оценки способности районного бюджета исполнять
свои расходные и долговые обязательства в срок и в полном объеме,
повышения эффективности управления муниципальным долгом Навашинского
района, обеспечения администрации района агрегированной информацией,
позволяющей в максимально возможной мере оценить влияние тех или иных
решений на состояние муниципальных финансов, а также для
осуществления мониторинга соблюдения требований Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду Методика комплексной оценки
финансового положения и качества управления финансами субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденная
приказом Минфина РФ от 02.08.2004 № 223. Содержится в информационном
банке СПС --> Эксперт-приложение.
-
Настоящая методика
расчета платежеспособности районного бюджета разработана с
использованием Методики оценки финансового положения и качества
управления финансами, утвержденной приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 18.08.2005 № 211.
Разработанная методика носит
полностью формализованный характер. В основе методики лежит система
индикаторов, отражающих отдельные факторы финансового положения
района. Основным достоинством такого подхода является простота
расчета платежеспособности районного бюджета и возможность оперативно
оценить способность района выполнять свои долговые обязательства.
В рамках методики выделяются
действующие и планируемые к принятию долговые обязательства, которые
в свою очередь включают:
- кредитные соглашения и договоры;
- договоры и соглашения о получении
районом бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной
системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении
муниципальных гарантий Навашинского района;
- соглашения и договоры, заключенные
от имени администрации района, о пролонгации и реструктуризации
долговых обязательств района прошлых лет;
- просроченную кредиторскую
задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Данные обязательства делятся на
прямые и условные. Прямые обязательства - это обязательства, которые
предполагают выплаты в объемах, в сроках и на условиях, которые
установлены заранее.
Условные обязательства - это
обязательства, по которым финансовая ответственность может возникнуть
в будущем в результате наступления определенных, заранее оговоренных
событий или их последовательности, которые не являются полностью
подконтрольными управлению финансов.
Расчет платежеспособности районного
бюджета проводится при формировании проекта решения "О районном
бюджете" на очередной финансовый год, при разработке
перспективного финансового плана на долгосрочную перспективу (три
года), а также при наличии проектов нормативно-правовых актов
Российской Федерации, Нижегородской области и правовых актов
Навашинского района, принятие которых может повлечь за собой
изменения объемов финансовых ресурсов района.
Расчет платежеспособности районного
бюджета может проводиться при возникновении необходимости привлечения
в течение года заимствований, в том числе предоставления
муниципальных гарантий, а также при проведении операций
рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих
долговых обязательств.
В настоящей методике
предусматривается, что расчет платежеспособности районного бюджета
осуществляется на основании двух прогнозов, оптимистического и
консервативного, в соответствии с:
- прогнозами социально-экономического
развития района на очередной финансовый год и на среднесрочную
перспективу;
- основными направлениями бюджетной
политики;
- прогнозами основных показателей
районного бюджета;
- предположениями о графике погашения
и обслуживания долговых обязательств района;
- предположениями о состоянии
кредитного рынка, доступного для района.
Результатом расчета
платежеспособности районного бюджета является систематическая
ежегодная (ежеквартальная) оценка, позволяющая определить степень
нагрузки долговых обязательств на районный бюджет.
В расчет оценки платежеспособности
районного бюджета заложены следующие принципы:
- текущие расходы районного бюджета
должны покрываться доходами. Данный принцип должен соблюдаться для
всех уровней платежеспособности выше критического;
- объем прямых и условных
обязательств должен сохраняться на экономически безопасном уровне.
Данный принцип должен соблюдаться для абсолютного и нормального
уровней платежеспособности.
Основными элементами методики расчета
платежеспособности районного бюджета с учетом действующих и
планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую
задолженность, являются:
а) порядок расчета объема действующих
долговых обязательств на очередной финансовый год и среднесрочную
перспективу (раздельно по видам задолженности, срокам погашения с
выделением просроченной задолженности, источникам с обязательным
выделением кредиторской задолженности);
б) порядок расчета предельного и
оптимального соотношений долговых обязательств и собственных доходов
на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу (раздельно по
видам задолженности, срокам погашения с выделением просроченной
задолженности, источникам с обязательным выделением кредиторской
задолженности);
в) порядок использования методологии
в кратко- и среднесрочном бюджетном планировании;
г) систематизация (выделение в
отдельные группы) долговых обязательств с установлением различных
требований к их обслуживанию и привлечению новых обязательств;
д) определение оптимальных видов и
иных условий для привлечения новых заимствований, реструктуризации,
досрочного погашения действующих заимствований с учетом реальной
потребности в заемных средствах и прогнозируемых собственных доходов.
II. ОПИСАНИЕ РАСЧЕТОВ
Процедура расчета
уровня платежеспособности районного бюджета включает в себя следующие
этапы:
- построение основных
макроэкономических показателей прогноза социально-экономического
развития района на весь интервал расчета (оптимистический и
консервативный прогноз);
- построение прогноза основных
показателей районного бюджета на весь интервал расчета
(оптимистический и консервативный);
- составление графика платежей по
погашению и обслуживанию долговых обязательств района
(оптимистический и консервативный);
- расчет платежеспособности районного
бюджета.
Построение основных
макроэкономических показателей прогноза социально-экономического
развития района на весь интервал расчета осуществляется на основе
макроэкономических прогнозов для Российской Федерации, Нижегородской
области и Навашинского района на среднесрочную перспективу, а также
фактических макроэкономических показателей за предыдущий период и
предварительных показателей прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации, Нижегородской области и Навашинского
района на очередной финансовый год.
Прогнозируются следующие основные
показатели социально-экономического развития района:
- прогноз инфляции;
- прогноз цен на услуги естественных
монополий;
- прогноз цен и тарифов на услуги
организаций коммунального комплекса;
- прогноз инвестиций в основной
капитал;
- прогноз доходов населения;
- фонд заработной платы;
- иные показатели, необходимые для
прогнозирования доходов и расходов районного бюджета на очередной
финансовый год и среднесрочную перспективу.
Значения указанных показателей на
ближайшие три года берутся из прогноза социально-экономического
развития района на соответствующий период.
Построение прогноза основных
показателей районного бюджета осуществляется на весь период интервала
расчета. Прогнозируются следующие основные показатели районного
бюджета:
- доходы районного бюджета;
- безвозмездные перечисления от
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- расходы районного бюджета в разрезе
действующих и вновь принимаемых обязательств;
- долговые обязательства районного
бюджета.
Значения указанных показателей на
ближайшие три года определяются по перспективному финансовому плану
Навашинского района.
Прогноз значений основных показателей
районного бюджета учитывает тенденции и изменения распределения
доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации, происходящие в рамках реализации Федерального
закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации".
Итогом данной работы являются
показатели районного бюджета в оптимистическом и консервативном
вариантах.
Составление графика платежей по
погашению и обслуживанию долговых обязательств района производится на
основе данных об объеме и условиях привлечения прямых и условных
обязательств. Расчет сводного графика погашения и обслуживания прямых
обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств
осуществляется по следующей формуле:
- СГ = SUM (Погашение
+ Обслуживание) + SUM Ожидаемый платеж,-
i j ij ij k
ik-
- где
-
СГ - сводный график
платежей по погашению и обслуживанию-
i-
прямых обязательств и
ожидаемых платежей по условным-
обязательствам в i-м периоде;-
Погашение - расходы на
погашение прямого обязательства j в-
ij-
i-м периоде;-
Обслуживание - расходы
на обслуживание прямого обязательства-
ij-
j в i-м периоде;-
Ожидаемый платеж -
ожидаемый платеж по k-му условному-
ik-
обязательству в i-м периоде.-
- Ожидаемый платеж = L
x a, где-
ik-
L - объем возможной
выплаты по k-му условному обязательству в i-м периоде;
a - вероятность наступления
гарантийного случая.
а = А/В, где
А - доля условных
обязательств, по которым наступил гарантийный случай;
В - общий объем условных обязательств
за последние два финансовых года.
Если погашение или обслуживание
обязательства не произведено в срок в предыдущем периоде, то при
построении сводного графика исполнение просроченных обязательств
относится на ближайший период.
- Набор СГ для всех
периодов представляет собой сводный график-
i-
обслуживания и погашения
долговых обязательств и ожидаемых-
платежей по исполнению
условных обязательств, СГ = {СГ}, i = 1,-
i-
..., N, где № - число периодов
в интервале расчета.
Значение уровня
платежеспособности районного бюджета складывается из значения
потенциальной платежеспособности районного бюджета и разницы реальной
платежеспособности от потенциальной платежеспособности.
Уровень района определяется по
полученному итоговому баллу фактической платежеспособности районного
бюджета на основе индикаторов оценки финансового положения.
Индикаторы оценки финансового
положения района отражают ключевые факторы платежеспособности,
которые определяют текущее финансовое состояние и потенциальные
финансовые возможности, а также устойчивость к воздействию негативных
внешних факторов.
Исходными данными для расчетов
индикаторов являются официальные статистические данные по
Навашинскому району, финансовая отчетность об исполнении районного
бюджета, данные по долговым обязательствам, составляющим
муниципальный долг Навашинского района.
Для каждого индикатора установлены
одно или два критических значения. В случае если значение индикатора
(V) находится за пределами критического значения максимального риска
неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то
значение оценки индикатора (М) равно 0. Если значение индикатора
находится за пределами критического значения минимального риска
неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), то
значение оценки индикатора (М) равно 1.
Если значение индикатора лежит в
интервале между двумя критическими значениями, то по данному
индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1.
Оценка по индикатору рассчитывается
по формуле:
- М = (V - V) / (V -
V), где-
i i min max min-
- М - оценка по
индикатору i;-
i-
V - фактическое значение
индикатора i;-
i-
V - критическое
значение индикатора i, соответствующее-
min-
высокому риску
неплатежеспособности (низкому качеству управления-
финансами);-
V - критическое
значение индикатора i, соответствующее-
max-
низкому риску
неплатежеспособности (высокому качеству управления-
финансами).
В случае если
индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному
индикатору присваивается либо наивысшее значение, равное 1 (если
фактическое значение индикатора находится в области минимального
риска неплатежеспособности), либо наихудшее значение, равное 0 (если
фактическое значение индикатора находится в области максимального
риска неплатежеспособности).
Оценка финансового положения
измеряется в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина
финансового положения и качества управления финансами составляет 11
баллов.
Для индикаторов установлены различные
веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены
разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий
уровень финансового положения.
Итоговая оценка финансового положения
определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на
соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по
следующей формуле:
- Р = SUM (M x W), где
-
i i-
- Р - комплексная
оценка финансового положения (качества-
управления финансами) района;-
М - оценка по индикатору
i;-
i-
W - удельный вес i-го
индикатора.-
i
Ниже представлен
сводный перечень индикаторов оценки финансового положения и качества
управления районным бюджетом.
№ п/п |
Наименование индикатора
|
Удельный вес
индикатора
|
1.
|
Доля первоочередных
расходов в расходах районного бюджета
|
1,50
|
2.
|
Доля капитальных вложений в
расходах районного бюджета
|
0,50
|
3.
|
Зависимость районного бюджета
от финансовой помощи
|
1,20
|
4.
|
Объем кредиторской
задолженности бюджетных учреждений
|
1,20
|
5.
|
Отношение долга без учета
муниципальных гарантий и поручительств к доходам районного
бюджета
|
1,10
|
6.
|
Отношение краткосрочного (до 1
года) долга к доходам районного бюджета
|
0,75
|
7.
|
Отношение объема
выданных гарантий (поручительств) к доходам районного
бюджета
|
0,25
|
8.
|
Отсутствие просроченных
долговых обязательств
|
0,50
|
9.
|
Соблюдение ограничения
текущих расходов районного бюджета, установленного
Бюджетным кодексом Российской Федерации
|
0,75
|
10. |
Соблюдение ограничения
дефицита районного бюджета, установленного Бюджетным
кодексом Российской Федерации
|
0,75
|
11. |
Соблюдение ограничения на
объем муниципального долга, установленного Бюджетным
кодексом Российской Федерации
|
0,75
|
12. |
Соблюдение ограничения расходов
на обслуживание долга, установленного Бюджетным
кодексом Российской Федерации
|
0,75
|
13. |
Отношение дефицита к доходам
районного бюджета
|
1,00
|
Потенциальная
платежеспособность районного бюджета может принимать следующие
значения:
- абсолютная (А) - районный бюджет
способен обеспечить финансирование текущих расходов, погашение
долговых обязательств и достаточно высокий уровень капитальных
расходов с возможным привлечением новых заимствований при соблюдении
соответствующих ограничений по долговым обязательствам;
- нормальная (В) - районный бюджет
способен обеспечивать финансирование текущих расходов, погашение
долговых обязательств и достаточный уровень капитальных расходов с
возможным привлечением новых заимствований при соблюдении
соответствующих ограничений по долговым обязательствам;
- неустойчивая (С) - районный бюджет
способен обеспечивать финансирование текущих расходов, погашение
долговых обязательств и минимально необходимый уровень капитальных
расходов с возможным привлечением новых заимствований при соблюдении
соответствующих ограничений по долговым обязательствам. Возможно
проведение небольшого объема вынужденного рефинансирования;
- кризисная (Д) - средств районного
бюджета недостаточно для покрытия текущих расходов и (или) погашения
долговых обязательств - долговая емкость и (или) доступная долговая
емкость отрицательны. Невозможно доведение платежеспособности
районного бюджета до более высокого уровня с помощью проведения
операций резервирования, досрочного погашения долговых обязательств
или осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих
ограничений по муниципальному долгу.
К показателю потенциальной
платежеспособности приставляется ожидаемая разница реальной
платежеспособности районного бюджета и потенциальной
платежеспособности. Эта разница может принимать следующие значения:
+
|
Реальная (фактическая)
платежеспособность ожидается на более высоком уровне, чем
потенциальная (расчетная, условная) платежеспособность
|
-
|
Реальная (фактическая)
платежеспособность ожидается на более низком уровне, чем
потенциальная (расчетная, условная) платежеспособность
|
0
|
Реальная (фактическая)
платежеспособность ожидается на таком же уровне, как и
потенциальная (расчетная, условная) платежеспособность
|
Уровень
потенциальной платежеспособности районного бюджета определяется
отдельно по фактическому и прогнозному периодам.
Для расчета потенциальной
платежеспособности районного бюджета по фактическому периоду вводится
коэффициент платежеспособности районного бюджета, рассчитываемый по
формуле:
- Y = (ДДЕ + З ) / Д,
где-
i i i i-
- ДДЕ - доступная
долговая емкость в i-м фактическом периоде;-
i-
З - объем заимствований
районного бюджета в i-м фактическом-
i-
периоде;-
Д - доходы районного
бюджета в i-м фактическом периоде;-
i-
i - порядковый номер
фактического периода.-
Расчет доступной долговой
емкости осуществляется по следующей-
формуле:-
- ДДЕ = ДЕ - СГ, где
-
i i-
- ДЕ - долговая емкость
в i-м периоде;-
i-
СГ - сводный график
платежей по погашению и обслуживанию-
i-
прямых обязательств и
ожидаемых платежей по условным-
обязательствам в i-м периоде;-
i - порядковый номер
периода-
- Долговая емкость
районного бюджета (ДЕ) определяется как-
i-
превышение доходов районного
бюджета с учетом поступлений от-
продажи муниципального
имущества над его текущими расходами без-
учета расходов на обслуживание
существующих долговых и условных-
обязательств в каждом периоде
выбранного интервала времени.
Коэффициент
платежеспособности районного бюджета показывает, на каком уровне
могут быть профинансированы капитальные расходы районного бюджета,
осуществляемые как за счет доходов районного бюджета, так и за счет
привлечения новых заимствований.
По значению коэффициента
платежеспособности районного бюджета определяется уровень
потенциальной платежеспособности районного бюджета в соответствии с
таблицей:
Значение коэффициента
платежеспособности районного бюджета
|
Уровень потенциальной
платежеспособности районного бюджета
|
|
абсолютный |
нормальный |
неустойчивый |
кризисный |
Отношение суммы доступной
долговой емкости и объема заимствований к доходам
районного бюджета
|
>15%
|
5 - 15%
|
2 - 5%
|
<2%
|
Поскольку
коэффициент платежеспособности районного бюджета равен отношению
капитальных расходов к доходам районного бюджета при условии, что
остатки на счетах бюджета неизменны и поступления в районный бюджет
района от продажи акций и земельных участков, находящихся в
собственности муниципального района, незначительны, вышеприведенные
уровни потенциальной платежеспособности районного бюджета позволяют
определить соответствующий уровень платежеспособности районного
бюджета (абсолютный, нормальный, устойчивый и кризисный) согласно
предлагаемой методике.
Для определения разницы между
реальным и потенциальным уровнем платежеспособности районного бюджета
сравнивается полученный уровень потенциальной платежеспособности
районного бюджета по фактическому периоду с уровнем фактической
платежеспособности районного бюджета.
Если уровень фактической
платежеспособности районного бюджета ниже, чем уровень потенциальной
платежеспособности по фактическому периоду, то платежеспособность
районного бюджета сложится в прогнозном периоде на более низком
уровне, чем расчетная потенциальная платежеспособность (со знаком
"-").
Если уровень фактической
платежеспособности районного бюджета выше потенциальной
платежеспособности по фактическому периоду, то реальная (фактическая)
платежеспособность районного бюджета ожидается в прогнозном периоде
на более высоком уровне, чем его расчетная потенциальная
платежеспособность (со знаком "+").
Если уровень фактической
платежеспособности равен потенциальной платежеспособности районного
бюджета, то реальная (фактическая) платежеспособность районного
бюджета ожидается в прогнозном периоде на том же уровне, что и его
расчетная потенциальная платежеспособность ("0").
Для расчета потенциальной
платежеспособности районного бюджета по прогнозному периоду вводится
коэффициент платежеспособности, равный отношению суммы доступной
долговой емкости и объема заимствований к объему доходов районного
бюджета для каждого года прогнозного периода:
- Z = (ДДЕ + З ) / Д,
где-
i i i i-
- ДДЕ - доступная
долговая емкость в i-м прогнозном периоде;-
i-
З - объем заимствований
районного бюджета в i-м прогнозном-
i-
периоде;-
Д - доходы районного
бюджета в i-м прогнозном периоде;-
i-
i - порядковый номер
прогнозного периода.
Уровень
потенциальной платежеспособности районного бюджета в прогнозном
периоде определяется как максимально достижимое значение коэффициента
платежеспособности районного бюджета по всем годам прогнозного
периода с учетом возможности проведения операций резервирования
средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и
привлечения новых заимствований.
Расчет потенциальной
платежеспособности районного бюджета проводится в два этапа. На
первом этапе определяется исходный уровень потенциальной
платежеспособности районного бюджета. На втором этапе - возможность
повышения исходного уровня потенциальной платежеспособности районного
бюджета с помощью проведения операций резервирования, досрочного
погашения и осуществления новых заимствований.
Исходный уровень потенциальной
платежеспособности районного бюджета определяется с помощью
коэффициента исходной платежеспособности районного бюджета, который
определяется для каждого прогнозного периода по формуле:
- F = ДДЕ / Д, где
-
i i i-
- ДДЕ - доступная
долговая емкость в i-м прогнозном периоде;-
i-
Д - доходы районного
бюджета в i-м прогнозном периоде;-
i-
i - порядковый номер
прогнозного периода.
По полученным
значениям данного коэффициента для каждого прогнозного периода
определяется уровень исходной платежеспособности районного бюджета в
соответствии с таблицей:
Наименование
|
Уровень исходной потенциальной
платежеспособности районного бюджета
|
|
абсолютный |
нормальный |
неустойчивый |
кризисный |
Отношение доступной долговой
емкости к доходам районного бюджета
|
> 15%
|
5 - 15%
|
2 - 5%
|
< 2%
|
Если значение
коэффициента исходной потенциальной платежеспособности районного
бюджета соответствует абсолютному уровню его платежеспособности для
всех лет прогнозного периода, то общий уровень потенциальной
платежеспособности районного бюджета абсолютный.
С целью возможного повышения уровня
потенциальной платежеспособности районного бюджета осуществляется
последовательное применение операций резервирования средств,
досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения
новых заимствований с учетом результатов, которые получены при
расчете исходного уровня потенциальной платежеспособности районного
бюджета.
Возможность повышения уровня
потенциальной платежеспособности районного бюджета с помощью
резервирования средств осуществляется следующим образом. Проводится
поиск двух соседних периодов, для которых коэффициент исходной
платежеспособности районного бюджета в первом периоде выше, чем во
втором периоде. Далее осуществляется резервирование средств с первого
периода на второй в объеме, который выравнивает коэффициент исходной
платежеспособности районного бюджета для этих периодов. Данная
операция отражается в расчетах как уменьшение доходов районного
бюджета в первом периоде и увеличение доходов районного бюджета во
втором периоде на эту же сумму. При этом каждый период может быть
задействован в данной операции только один раз.
Возможность повышения уровня
потенциальной платежеспособности районного бюджета с помощью
проведения операций досрочного погашения действующих долговых
обязательств осуществляется следующим образом. Начиная с текущего
периода осуществляется поиск двух периодов, не обязательно соседних,
для которых коэффициент исходной платежеспособности районного бюджета
в первом периоде выше, чем во втором периоде. Далее производится
досрочное погашение действующих долговых обязательств на сумму,
которая выравнивает коэффициент исходной платежеспособности районного
бюджета для этих периодов. Данная операция отражается в расчетах как
корректировка графика погашения и обслуживания долговых обязательств,
удаляются досрочно погашенное обязательство или его часть и платежи
по его обслуживанию или их части.
Возможность повышения уровня
потенциальной платежеспособности районного бюджета с помощью
осуществления новых заимствований осуществляется следующим образом.
Определяется минимальное значение коэффициента платежеспособности в
прогнозном периоде. Далее задается уровень коэффициента
платежеспособности на единицу выше, чем минимальное значение в
прогнозном периоде (далее - заданный уровень), и осуществляется
доведение значений коэффициента платежеспособности по всему
прогнозному периоду до заданного уровня. Для этого начиная со
следующего периода от даты расчета определяется период, для которого
значение коэффициента платежеспособности ниже заданного уровня. Объем
заимствований (V), который необходим для доведения коэффициента
платежеспособности в этом периоде до заданного уровня, вычисляется по
следующей формуле:
V = (15% - F) x Д,
где
F - значение
коэффициента исходной платежеспособности в рассматриваемом периоде;
Д - доходы районного бюджета в
рассматриваемом периоде.
Затем проводится попытка построения
графика погашения данного заимствования. Погашение заимствования
распределяется на срок, на который возможно привлечение новых
заимствований с рынка капиталов в данном периоде. Распределение
погашения заимствования производится по принципу максимально
возможного выравнивания значения коэффициента платежеспособности.
При этом на каждом этапе вычислений
производится проверка соблюдения следующих ограничений,
соответствующих уровням платежеспособности:
Наименование
|
Уровень потенциальной
платежеспособности районного бюджета
|
|
абсолютный |
нормальный |
неустойчивый |
кризисный |
I. Ограничения Бюджетного
кодекса Российской Федерации
|
Отношение
накопленного объема муниципального долга к доходам
районного бюджета без учета безвозмездных
перечислений от бюджетов других уровней
бюджетной системы Российской Федерации
|
< 100%
|
>= 100%
|
Отношение объема расходов
на обслуживание муниципального долга к
расходам районного бюджета
|
< 15%
|
>= 15%
|
Отношение дефицита районного
бюджета к доходам бюджета без учета финансовой помощи
из бюджетов других уровней бюджетной
системы Российской Федерации |
< 10%
|
>= 10%
|
II. Ограничения по долговой
нагрузке
|
Отношение
объема краткосрочного (до 1 года) муниципального долга
к доходам районного бюджета без учета
средств субвенций из регионального бюджета
|
< 10%
|
10 - 15%
|
15 - 20%
|
> 20%
|
Отношение
муниципального долга за вычетом муниципальных
гарантий к доходам районного бюджета без
учета средств субвенций из регионального
бюджета
|
< 25%
|
25 - 38%
|
38 - 50%
|
> 50%
|
Отношение выплат
по обслуживанию и погашению муниципального
долга к доходам районного бюджета без учета средств
субвенций из регионального бюджета
|
< 15%
|
15 - 25%
|
25 - 35%
|
> 35%
|
Отношение
объема заимствований к доходам районного бюджета
|
< 15%
|
> 15%
|
Отношение объема расходов
на обслуживание муниципального долга к
доходам районного бюджета без учета средств субвенций
из регионального бюджета
|
< 5%
|
> 5%
|
В случае если
удалось построить график погашения для нового заимствования,
аналогичная процедура повторяется для следующих периодов, которые
имеют коэффициент платежеспособности ниже заданного уровня. В том
случае, если процесс построения новых заимствований не прерывается до
конца прогнозного периода, считается, что заданный уровень
коэффициента платежеспособности вполне достижим.
В том случае, если процесс построения
новых заимствований прерывается на каком-либо году прогнозного
периода, считается, что заданный уровень коэффициента
платежеспособности недостижим. Максимально достижимый уровень
платежеспособности определяется по значению предыдущего уровня
коэффициента платежеспособности.
Результатом расчета
платежеспособности районного бюджета должна стать ежегодная
(ежеквартальная) оценка, позволяющая определить степень нагрузки
долговых обязательств на районный бюджет (с учетом расходов на
обслуживание долговых обязательств, сроков их погашения и графика
погашения кредиторской задолженности).
|