--------------------------------
<*> Объемы финансирования
Программы за счет средств бюджета района могут ежегодно
корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями бюджета
района.
-
1. КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
КСТОВСКОГО РАЙОНА
По состоянию на 1
января 2006 г. в системе образования Кстовского района функционирует
84 образовательных учреждения с количеством обучающихся 14982 чел.
На 1 января 2006 г. в Кстовском
районе насчитывается 37 дошкольных образовательных учреждений, в
которых воспитывается 3788 детей, из них: в городских ДОУ - 2704, в
сельских - 1084 ребенка. Все дошкольные учреждения являются
муниципальными.
Реализация образовательной политики в
области дошкольного образования - это:
- обеспечение реальной доступности
дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения;
- создание условий функционирования
различных видов ДОУ (групп) для полного развития способностей и
интересов детей дошкольного возраста, в том числе с проблемами
развития (ограниченными возможностями здоровья);
- совершенствование содержания
дошкольного образования (внедрение программно-методического
обеспечения развивающей ориентации).
Происходит процесс реструктуризации
дошкольных учреждений: два детских сада вошли в структуру
общеобразовательных школ. Создано 12 логопедических, 4 санаторных
группы и один логопункт.
Основными показателями,
характеризующими состояние сети дошкольных учреждений, является
обеспеченность детей в возрасте 1,5 - 6 лет местами в ДОУ.
Отмечена общая тенденция к увеличению
численности детей в ДОУ, в т.ч. детей ясельного возраста.
Модернизация дошкольной
образовательной системы повлекла за собой организационно-структурные
преобразования. Это прежде всего деятельность по статусному изменению
образовательных учреждений. Причем преобразования осуществляются не
ради самой реорганизации, а решают базисные целевые задачи
совершенствования образовательного процесса и обеспечения его
качества.
Целенаправленно в системе аттестации
и аккредитации ДОУ осуществляется переход ряда учреждений в новый
статус. Так, на 1 января 2006 г. 8 детских садов - комбинированного
вида, 1 - общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития воспитанников, 1 -
начальная школа - детский сад.
Кроме того, программы дошкольной
ступени образования реализуются в МОУ "ООШ п. Волжский".
Практически во всех дошкольных
учреждениях оказываются дополнительные образовательные услуги,
проводится углубленная работа по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому направлению.
Такая сеть дошкольного образования
дает реальную возможность родителям в выборе типа, вида, режима
работы учреждения (9 ч, 10,5 ч, 12 ч, с круглосуточным пребыванием
детей, адаптационные группы), получения дополнительных
образовательных услуг.
С целью обеспечения доступности
дошкольного образования различным слоям населения за последние 5 лет
уровень дифференциации образовательных услуг в детских садах был
увеличен более чем в 2 раза. Однако до сих пор остается потребность в
группах компенсирующего вида, оздоровительных, социальной помощи,
круглосуточного, кратковременного пребывания, группах для детей до 3
лет.
Здоровье ребенка-дошкольника во
многом зависит от правильной организации в дошкольных учреждениях
оздоровительной и воспитательной работы по охране и укреплению
физического и психического здоровья детей, формированию здорового
образа жизни как взрослого, так и ребенка, от уровня подготовки
взрослого, который должен быть для ребенка носителем здорового образа
жизни, а также от того, какими принципами руководствуется
педагогический коллектив ДОУ.
Отмечены позитивные направления в
работе дошкольных образовательных учреждений, которые способствуют
улучшению состояния здоровья детей, положительно влияют на
комфортность их пребывания в детском саду:
- создание и развитие вариативной
сети ДОУ с учетом интересов и потребностей детей и родителей;
- улучшение медико-социальных
условий, совершенствование развивающей среды;
- рациональное комплектование групп
детьми;
- совершенствование содержания
дошкольного образования;
- реализация программы "Здоровье".
На 1 января 2006 года в системе
образования Кстовского района насчитывается 35 общеобразовательных
школ, в которых обучается 11194 учащихся.
В районе широко используются
различные формы получения образования: дневная, вечерняя,
очно-заочная, экстернат, семейное образование, обучение на дому.
Наряду с обычными формами образования
в Кстовском районе успешно работают образовательные учреждения с
повышенным статусом: 3 школы с углубленным изучением отдельных
предметов, в 6 школах имеются классы углубленного изучения отдельных
предметов на 2 ступени, в 5 школах - классы углубленного изучения
отдельных предметов на 3 ступени.
В 22 средних школах насчитывается 97
классов 3-й ступени, в которых организовано профильное обучение по
естественнонаучному, гуманитарному, техническому направлениям.
В образовательных учреждениях
Кстовского района определены районные экспериментальные площадки по
направлениям:
1. Гуманистические воспитательные
системы.
2. Программа "Здоровье".
3. Обновление содержания образования
и новые образовательные технологии.
4. Создание системы непрерывного
образования "Инновационная деятельность".
Опытно-экспериментальная работа
проводится в 9 образовательных учреждениях.
На протяжении последних лет
наблюдается положительная динамика по предотвращению выбытия учащихся
без получения основного общего образования, сокращается количество
учащихся, оставленных на повторный год обучения. Однако стабильно
высоким остается число учащихся 9-х и 11-х классов, выпущенных со
справкой.
Социально-экономическая ситуация в
стране вызвала необходимость открытия учреждений для детей-сирот. На
1 января 2006 года в районе насчитывается 3 детских дома, в которых
воспитывается 78 сирот; под опекой и попечительством находится 221
ребенок, в школе-интернате обучается 38 сирот.
Доля расходов на образование в
бюджете района держится на уровне: 2004 год - 35,3%, 2005 год - 39,2%
от общих расходов.
Система образования Кстовского района
представлена:
- 37 дошкольными образовательными
учреждениями;
- 35 школами (22 - средних, 3 -
основных, 7 - малокомплектных начальных, школа - детский сад,
вечерняя (сменная) школа, школа-интернат);
- 3 учреждениями для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
- 9 учреждениями дополнительного
образования;
- 1 учреждением начального
профессионального образования;
- 2 средними специальными учебными
заведениями;
- 7 высшими учебными заведениями.
Сохранена сеть образовательных
учреждений района.
Образовательные учреждения
|
2002 - 2003 |
2004 - 2005 |
2005 - 2006 |
1.
Общеобразовательные школы, в т.ч.
|
35
|
35
|
35
|
- начальные
|
8
|
8
|
8
|
- основного
общего образования
|
3
|
3
|
3
|
- средние
|
22
|
22
|
22
|
- вечерняя (сменная) школа
|
1
|
1
|
1
|
- школа-интернат
|
1
|
1
|
1
|
- школы с
углубленным изучением предмета
|
3
|
3
|
3
|
2.
Дошкольные образовательные учреждения
|
37
|
37
|
37
|
3. Количество детских домов
|
3
|
3
|
3
|
4. Количество
учреждений дополнительного образования
|
9
|
9
|
9
|
5. Количество учреждений НПО |
1
|
1
|
1
|
6. Количество ссузов
|
2
|
2
|
2
|
7. Количество вузов
|
7
|
7
|
7
|
Развитие системы
дошкольного и среднего (общего) образования происходит в направлении
расширения сферы предоставляемых образовательных услуг: открыты новые
специальные группы для детей с ослабленным здоровьем в ДОУ № 13 и N
17, школы № 4, 7 и 8 получили статус образовательных учреждений с
углубленным изучением отдельных предметов, классы углубленного
изучения предметов функционируют в школах № 1, 3, п. Ждановский,
сформированы профильные классы в школах № 1, 2 и 6.
Социально-экономическая ситуация в
стране вызвала необходимость открытия учреждений для детей-сирот. В
2003 году открыт новый детский дом в г. Кстово на 24 места.
За 5 последних лет в Кстовском районе
значительное развитие получила система высшего образования. Если в
2002 г. было 5 вузов, то в 2006 г. - 7. Интересен опыт создания
системы высшего образования как элемента непрерывного образования на
базе учреждения дополнительного образования (учебный центр
"Интеллект").
В последние годы особое внимание
уделяется развитию материально-технической базы образовательных
учреждений. Так, на начало 2006 года каждая школа Кстовского района
оснащена компьютерной техникой. В школах № 2, 3, 4, 6, 7, 8 имеется
по два компьютерных класса. Компьютерная техника приобретена в
детские дома и во все школьные библиотеки. Однако это не позволяет
решать проблему информатизации образования в районе.
В 11 образовательных школах
отремонтированы спортивные залы.
В 10 образовательных школах, которые
организуют подвоз учащихся, приобретены автобусы по программе
"Школьный автобус - детям". Все детские дома имеют
транспортные средства.
На начало 2006 года все
образовательные школы оснащены необходимым спортивным инвентарем и
оборудованием согласно программе "Спорт - детям".
В настоящее время все образовательные
учреждения находятся на самостоятельной финансово-хозяйственной
деятельности. Имеют свою смету расходов, самостоятельную бухгалтерию.
Высокими являются официальные
показатели результативности образования. Остается стабильным или
растет:
- число выпускников, оканчивающих
школу с медалью (8,3% учащихся);
- число отличников (6,7% учащихся);
- число учащихся, успевающих на 4 и 5
(31,4%);
- число участников областных
олимпиад.
В районе накоплен положительный опыт
восстановления единства обучения и воспитания устойчивого
функционирования воспитательных систем в школе, УДО, складывается
единое воспитательное пространство района.
Основными направлениями в
воспитательной работе являются создание условий для развития
личностных качеств детей и молодежи, их общественной активности,
воспитание здорового образа жизни.
Вместе с тем, имеется ряд
существенных проблем:
- ухудшение социального и физического
здоровья обучающихся и педагогов;
- увеличилось число детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции;
- система образования в основном
ориентируется на воспроизведение готовых знаний, слабо работает на
развитие личности ребенка;
- острой становится проблема
профессиональной подготовки детей в условиях массовой школы.
Для решения этих проблем требуются
изменения в организации и содержании учебно-воспитательного процесса.
Районная система образования имеет
кадровый потенциал, обладающий высоким уровнем квалификации и
профессиональной подготовки. Эффективно действуют системы повышения
квалификации и аттестации педагогических кадров.
Категории работников
|
Общая числен- ность
работ- ников
|
Образование
|
Квалификация
|
Стаж работы
|
Повы- шение
квалифи- кации
|
|
|
высшее |
не- закон. высшее |
ср.- спец. |
выс. кат.
|
1-я кат.
|
2-я кат.
|
без кат.
|
до 2 лет
|
от 2 до 5
|
от 5 до 10
|
от 10 до 20
|
свыше 20
|
2005 г. |
Педагогические работники
общеобра- зовательных школ
|
944
|
830 87,9% |
19 2,0%
|
95 10%
|
86 9,1% |
512 54,2% |
266 28,1% |
80 8,4% |
37 3,9% |
43 4,5% |
105 11,1% |
330 34,9% |
429 45,4% |
444 47%
|
Вместе с тем
вызывает озабоченность соотношение количества молодых учителей (стаж
работы до 5 лет - 8,4%) и учителей, имеющих стаж педагогической
работы свыше 20 лет (45,4%). Большое количество по сравнению с
областным показателем и учителей пенсионного возраста (18,1%).
Требует совершенствования механизм
прогнозирования потребности в педагогических кадрах.
Низкий уровень заработной платы пед.
работников в условиях довольно высокого уровня стоимости жизни в
пригородных районах Кстово, практическое отсутствие социальной
защищенности работников образовательных учреждений требуют новых
подходов к формированию кадровой политики системы образования.
Анализ проблем в системе образования
и причин, их обусловивших, показывает, что многие из них вызваны
недостатками в системе управления образованием:
- в большинстве ОУ оперативное
управление преобладает над программно-целевым;
- недостаточное развитие форм
общественно-государственного управления;
- проблема кадрового обеспечения
управления. Среди директоров школ 51% пенсионного возраста, 57% имеют
стаж работы более 20 лет. Уровень теоретической и практической
подготовки многих администраторов образования не соответствует
современным требованиям.
-
2. НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Обновление
содержания и педагогических технологий воспитания и обучения.
2.2. Введение профильного
образования, освоение образовательных программ и стандартов,
направленных на сокращение резких разрывов в возможности получения
качественного образования детьми из разных социальных групп и слоев
населения.
2.3. Создание условий для развития
механизма социального партнерства с целью реализации основных
направлений развития образовательного комплекса, привлечения
инвестиций в образовательную среду.
2.4. Дальнейшая информатизация
системы образования, создание условий для наращивания
информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста
числа образовательных учреждений, имеющих выход в
информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет,
повышение уровня профессиональной подготовки работников образования в
области информационных технологий, развитие современных методов
обучения на базе информационно-компьютерных технологий.
2.5 Обеспечение инновационного
характера развития системы образования.
2.6. Создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности образовательных учреждений.
2.7. Развитие нормативно-правовой
базы системы образования.
2.8. Сохранение единого
образовательного пространства на основе преемственности содержания
основного и дополнительного образования детей.
2.9. Всесторонняя поддержка
талантливой молодежи, работа с творчески одаренными детьми.
Финансирование Программы
осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете района
на текущий год.
-
3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
┌─────┬───────────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ № │
Мероприятия │ Исполнители │ Планируемые объемы
финансирования (тыс. руб.) │ Ожидаемый │
│ п/п │
│
├───────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┤
результат │
│ │ │ │
2007 г. │ 2008 г.
│ 2009 г. │ 2010 г. │
│
├─────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼─────────────────┤
│1. │Совершенствование
и│ │ │ │
│ │ │
│ │развитие
│ │ │
│ │ │ │
│ │материально-
│ │ │
│ │ │ │
│ │технической
базы│ │ │
│ │ │ │
│ │образовательных
│ │ │ │
│ │ │
│ │учреждений
│ │ │
│ │ │ │
├─────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼─────────────────┤
│1.1. │Реконструкция
МОУ│Деп. │1000,0 - бюдж. │
│ │ │Обеспечение │
│ │"СОШ д.
Афонино" │образования, │ района │
│ │ │доступности
│
│ │ │деп.
│ 6000,0 - обл. │ │
│ │образования │
│ │ │строительства│
бюдж. │ │ │
│ │
├─────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼─────────────────┤
│1.2. │Реконструкция
МОУ│Деп. │ │9112,12 - обл.
│ │ │Обеспечение │
│ │ДОД
"Центр│образования, │ │
бюдж. │ │ │доступности
│
│ │внешкольной
работы"│деп. │ │
│ │ │дополнительного
│
│ │ │строительства│
│ │ │
│образования │
├─────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼─────────────────┤
│1.3. │Строительство
│Деп. │7400,0 (ПСД) - │246264,0 -
обл.│ │ │Обеспечение
│
│ │общеобразовательной│образования,
│ бюдж. района │ бюдж. │ │
│доступности │
│ │школы в 3-м
мкрн г.│деп. │ │
│ │ │образования
│
│ │Кстово на
825 мест │строительства│ │
│ │ │
│
├─────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼───────────────┼─────────────────┤
│1.4. │Строительство
│Деп. │ 60,0 (ПСД) - │11112,6 - обл.
│ │ │Приобщение │
│ │спортивного
│образования, │ бюдж. района │ бюдж.
│ │ │учащихся к│
│ │комплекса
в МОУ│деп. │ │
│ │ │физической
│
│ │"СОШ N