АДМИНИСТРАЦИЯ
КСТОВСКОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2006 г. № 400-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК
ГЛАВНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ -
КОНТРОЛЕРОМ-РЕВИЗОРОМ
В целях надлежащего
обеспечения поставленных перед главным специалистом -
контролером-ревизором задач и единообразия организации проводимых
ревизий и проверок:
1. Утвердить Порядок проведения
ревизий и проверок (прилагается).
2. Ввести вышеуказанный Порядок в
действие с 01.01.2006.
Глава администрации
района
О.А.МОЛЬКОВ
Утвержден
распоряжением
администрация Кстовского района
от 14.03.2006 № 400-р
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ
ГЛАВНЫМ
СПЕЦИАЛИСТОМ -
КОНТРОЛЕРОМ-РЕВИЗОРОМ ДЕПАРТАМЕНТА
ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО
РАЙОНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. На департамент
финансов администрации Кстовского района в соответствии со ст. 270
Бюджетного кодекса РФ, ст. 7, п. 3 Положения о бюджетном процессе в
Кстовском районе, ст. 26 Закона "О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях" № 161-ФЗ возложена задача
по осуществлению в пределах своей компетенции (предварительного,
текущего и последующего) муниципального финансового контроля.
2. При организации и проведении
ревизии и проверки, оформлении и реализации их результатов главный
специалист - контролер-ревизор обязан руководствоваться Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами
Министерства финансов РФ, других министерств и иных органов
исполнительной власти РФ, правовыми актами Нижегородской области,
органов местного самоуправления и настоящим Порядком.
3. Права, обязанности и полномочия
главного специалиста - контролера-ревизора определяются нормативными
правовыми актами РФ, органов местного самоуправления.
2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И
ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ
1. Ревизия
представляет собой систему обязательных контрольных действий по
документальной и фактической проверке законности и обоснованности
совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций
ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском
учете и отчетности, а также законности действий руководителя и
главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с
законодательством РФ и нормативными актами установлена
ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное
контрольное действие или исследование состояния дел на определенном
участке деятельности проверяемой организации.
2. Цель ревизии или проверки -
осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ при
осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их
обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами,
использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с
утвержденными нормами, нормативами и сметами.
3. Основной задачей ревизии является
проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по
следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой
деятельности организации учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных
назначений, исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по
целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных
средств и материальных ценностей;
- обоснованность образования и
расходования внебюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и
правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- обоснованность операций с денежными
средствами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов
с бюджетом и внебюджетными фондами;
- операции с основными средствами и
нематериальными активами;
- расчеты по оплате труда и прочие
расчеты с физическими лицами;
- обоснованность произведенных
затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального
характера;
- формирование финансовых результатов
и их распределение.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И
ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ
1. Ревизия
поступления и расходования средств местного бюджета, использования
внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в
муниципальной собственности, в органах местного самоуправления и
организациях осуществляется как в плановом, так и внеплановом
порядке.
Ревизия организаций по мотивированным
постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется
в установленном порядке в соответствии с действующим
законодательством РФ.
2. Главный специалист -
контролер-ревизор должен иметь постоянное служебное удостоверение.
3. На проведение каждой ревизии
главному специалисту - контролеру-ревизору выдается специальное
удостоверение, которое подписывается директором департамента
финансов.
4. Сроки проведения ревизии
определяются с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из
конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и,
как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Продление
первоначально установленного срока ревизии осуществляется директором
департамента финансов по мотивированному представлению главного
специалиста - контролера-ревизора.
5. Конкретные вопросы ревизии
определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.
Программа ревизии включает ее тему,
период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и
вопросов, подлежащих ревизии.
6. Ревизия финансово-хозяйственной
деятельности организации проводится путем осуществления:
- проверки учредительных,
регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других
документов по форме и содержанию в целях установления законности и
правильности произведенных операций;
- проверки фактического соответствия
совершенных операций данным первичных документов, в том числе по
фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и
материальных ценностей, фактически выполненных работ и т.п.;
- организации в соответствии с
действующим законодательством РФ проведения встречных проверок
поступления и расходования средств местного бюджета, использования
внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в
муниципальной собственности, - сличения имеющихся в ревизуемой
организации записей, документов и данных с соответствующими записями,
документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых
получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности
и документы;
- организации процедур фактического
контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных
средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования
продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных
услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке
специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных
средств и материальных ценностей путем организации проведения
инвентаризации, обследований, контрольных запусков сырья и материалов
в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой
продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ и т.п.;
- проверки достоверности отражения
произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том
числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления
записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных
документов, сопоставления показателей отчетности с данными
бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
- проверки использования и
сохранности бюджетных средств, внебюджетных средств, доходов от
имущества, находящегося в муниципальной собственности.
7. Главный специалист -
контролер-ревизор исходя из программы ревизии определяет
необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных
действий, приемов и способов получения информации, аналитических
процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности,
обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и
доказательств.
8. Руководитель ревизуемой
организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии
- предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи,
канцелярские принадлежности и т.п.
В случае отказа работниками
ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо
возникновения иных препятствий, не позволяющих проведение ревизии,
главный специалист - контролер-ревизор сообщает об этих фактах в
орган, по поручению которого проводится ревизия.
9. При отсутствии или запущенности
бухгалтерского учета в ревизуемой организации главный специалист -
контролер-ревизор составляет об этом соответствующий акт и направляет
его руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую
организацию либо органу, осуществляющему руководство деятельностью
ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении
бухгалтерского учета в ревизуемой организации.
Ревизия проводится после
восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
4. ОФОРМЛЕНИЕ И
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ
1. Результаты
ревизии оформляются актом, который подписывается главным специалистом
- контролером-ревизором, руководителем и главным бухгалтером
(бухгалтером) ревизуемой организации.
Один экземпляр оформленного акта
ревизии, подписанного главным специалистом - контролером-ревизором,
вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им
уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или)
главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации, по
согласованию с главным специалистом - контролером-ревизором может
быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с
актом ревизии и его подписания.
При наличии возражений или замечаний
по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации
делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно
представляют главному специалисту - контролеру-ревизору письменные
возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и
являются их неотъемлемой частью.
Главный специалист -
контролер-ревизор в срок до 5 рабочих дней обязан проверить
обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним
письменные заключения, которые направляются в ревизуемую организацию
и приобщаются к материалам ревизии.
При отсутствии возможности
формирования аргументированного заключения главный специалист -
контролер-ревизор направляет запрос для разъяснений в соответствующие
подразделения или организации, в компетенцию которых входят данные
вопросы.
Письменные заключения вручаются
главным специалистом - контролером-ревизором в установленном порядке
для вручения акта.
В случае отказа должностных лиц
ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии главный
специалист - контролер-ревизор в конце акта производит запись об их
ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии может быть
направлен ревизуемой организации по почте или иным способом,
свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта,
остающемуся на хранении у главного специалиста - контролера-ревизора,
прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного
способа передачи акта.
2. Акт ревизии состоит из вводной и
описательной части.
Вводная часть акта ревизии должна
содержать следующую информацию:
- наименование темы ревизии;
- дату и место составления акта
ревизии;
- кем и на каком основании проведена
ревизия;
- проверяемый период и сроки
проведения ревизии;
- полное наименование и реквизиты
организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и
наименование вышестоящей организации;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности
организации;
- имеющиеся у организации лицензии на
осуществление отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в
кредитных учреждениях, а также лицевые счета, открытые в
казначействе;
- кто в проверяемый период имел право
первой подписи в организации и кто является главным бухгалтером
(бухгалтером);
- кем и когда проводилась предыдущая
ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению
ею выявленных недостатков и нарушений.
Описательная часть акта ревизии
должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в
программе ревизии.
3. В акте ревизии ревизующий должен
соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность,
доступность и системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте
на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в
ревизуемых и других организациях документами, результатами
произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля,
других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов,
объяснений должностных лиц и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных
в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию:
какие законодательные, другие
нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем,
за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер
документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих
нарушений.
В акте ревизии не допускается
включение различного рода выводов, предложений и фактов, не
подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из
материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные
следственным органам.
В акте ревизии не должна даваться
правовая и морально-этическая оценка действий должностных и
материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицировать
их поступки, намерения и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается,
но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при
обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы
программы ревизии.
4. В тех случаях, когда выявленные
нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные
меры к их устранению или привлечению должностных лиц и (или)
материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии
составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц
запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается
главным специалистом - контролером-ревизором и соответствующими
должностными и материально ответственными лицами ревизуемой
организации.
Факты, изложенные в промежуточном
акте, включаются в акт ревизии.
5. Материалы ревизии состоят из акта
ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются
ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, справки,
объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
6. По результатам проведенной ревизии
главный специалист - контролер-ревизор направляет руководителю
проверенной организации представление о принятии мер по пресечению
выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к
ответственности виновных лиц.
Кроме того, главным специалистом -
контролером-ревизором материалы ревизии по вопросам целевого
использования средств местного бюджета передаются в установленном
порядке в органы Федерального казначейства для организации работы по
реализации этих материалов.
7. Результаты ревизии, проведенной в
соответствии с планом работы, докладываются директору департамента
финансов администрации Кстовского района с предложениями по принятию
мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение
выявленного ущерба.
8. Результаты ревизии, проведенной по
обращениям органов местного самоуправления, докладываются главным
специалистом - контролером-ревизором вместе с предложениями по
принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и
возмещение ущерба. При необходимости направляются и материалы
ревизии.
9. Материалы ревизии, проведенной по
мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных
органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах
главного специалиста - контролера-ревизора должны быть оставлены
копии: акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной
организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов,
подтверждающих эти нарушения.
В правоохранительные органы могут
быть направлены также и материалы ревизий, проведенных без
предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе
которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи
денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии
с действующим законодательством РФ основанием для реализации
материалов ревизии в установленном порядке.
10. Результаты ревизии главным
специалистом - контролером-ревизором в необходимых случаях сообщаются
вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее
руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.
11. В случае возникновения ситуаций,
не регламентированных данным Порядком, главный специалист -
контролер-ревизор обязан руководствоваться законодательством РФ и
иными нормативными правовыми актами.