ЗАКОН Нижегородской области от
07.06.2005 № 71-З
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ"
(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
24.05.2005 № 1453-III)
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
105(3277), 11.06.2005
["Правовая среда", N
42(608), 11.06.2005] (начало),
"Нижегородские новости", N
106(3278), 15.06.2005
["Правовая среда", N
43(609), 15.06.2005] (окончание)
Документ
получен по официальной рассылке Законодательного Собрания
Нижегородской области. -
Утратил силу с 22 июля 2006 года в
связи с принятием Закона Нижегородской области от 13.07.2006 № 70-З,
вступившего в силу со дня его официального опубликования.
Вступает в силу
со дня его официального опубликования (статья 2 данного документа). -
НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 7 июня 2005 г. № 71-З
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С
ТУБЕРКУЛЕЗОМ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2005 - 2009 ГОДЫ
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
от 24.05.2005 № 1453-III
Статья 1. Утвердить
областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с
туберкулезом в Нижегородской области" на 2005 - 2009 годы.
Статья 2. Настоящий
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
Г.М.ХОДЫРЕВ
Утверждена
Законом Нижегородской области
"Об утверждении областной
целевой программы
"Неотложные меры борьбы с
туберкулезом
в Нижегородской области" на 2005
- 2009 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С
ТУБЕРКУЛЕЗОМ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2005 - 2009 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ
С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ"
НА 2005 - 2009 ГОДЫ
Наименование Программы |
областная целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в Нижегородской области" на 2005 - 2009 годы (далее
- Программа)
|
Основание для решения о
разработке Программы |
Федеральный закон от 18 июня
2001 года № 77-ФЗ "О
предупреждении распространения туберкулеза в
Российской Федерации";
федеральная целевая программа "Предупреждение
и борьба с заболеваниями социального характера (2002 -
2006 годы)", утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября
2001 № 790; постановление Правительства
Российской Федерации от 7 марта 1997 года № 260 "О мерах
по предупреждению распространения туберкулеза в Российской
Федерации"; приказ Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 15 апреля 1997 года
№ 116 "О мерах по предупреждению распространения
туберкулеза в Российской Федерации"
|
Государственный заказчик
Программы
|
Правительство Нижегородской
области
|
Основные
разработчики Программы
|
министерство
здравоохранения Нижегородской области;
федеральное государственное учреждение "Центр
государственного санитарно- эпидемиологического надзора
в Нижегородской области"
|
Цель Программы
|
стабилизация эпидемиологической
ситуации по заболеваемости туберкулезом в Нижегородской
области
|
Задачи Программы
|
1) своевременное выявление и
диагностика туберкулеза: замена
устаревшего флюорографического оборудования малодозными
цифровыми аппаратами и обеспечение максимальной доступности
для населения профилактической медицинской
помощи; обеспечение
качественной микробиологической
диагностики туберкулеза; 2)
повышение эффективности лечения больных туберкулезом:
развитие материально-технической
базы противотуберкулезной службы; оснащение
фтизиатрических учреждений современным
лечебно-диагностическим оборудованием;
обеспечение противотуберкулезными препаратами в
должном объеме; 3) повышение уровня
квалификации сотрудников фтизиатрической службы и общей
лечебной сети по вопросам туберкулеза, распространение
знаний о туберкулезе среди населения
|
Сроки
реализации Программы
|
2005 - 2009 годы
|
Перечень
основных мероприятий Программы
|
мероприятия по
профилактике, своевременному выявлению и
качественной диагностике туберкулеза;
мероприятия по эффективному лечению больных
туберкулезом; подготовка кадров
фтизиатрической службы и общей лечебной сети по
вопросам туберкулеза
|
Исполнители
основных мероприятий Программы
|
министерство
здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с
федеральным государственным учреждением "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в Нижегородской области", министерством финансов
Нижегородской области, Главным управлением Федеральной
службы исполнения наказаний по Нижегородской области,
муниципальными учреждениями здравоохранения (центральными
районными больницами), лечебно-профилактическими учреждениями
области; органы местного самоуправления
(при условии их участия в реализации мероприятий
Программы)
|
Предполагаемые объемы и
источники финансирования Программы
|
расходы на Программу в целом
составят - 1106982,1 тысячи рублей (в ценах 2003 года),
в том числе: из федерального бюджета -
140000,0 тысячи рублей (в соответствии с федеральной
целевой программой "Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)",
утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 13 ноября 2001 № 790); из
областного бюджета - 966982,1 тысячи рублей
|
Ожидаемые
конечные результаты реализации Программы
|
1) стабилизация основных
показателей по туберкулезу:
заболеваемости постоянного населения - на уровне 72
случаев на 100 тысяч населения;
смертности постоянного населения - на уровне 17
случаев на 100 тысяч населения;
заболеваемости детей - на уровне 17 случаев на 100
тысяч населения; 2) стабилизация инфицированности
детей микобактериями туберкулеза на уровне 43 процентов;
3) выявление не менее 60 - 65
процентов впервые взятых на учет больных туберкулезом
при профилактических осмотрах;
4) охват вакцинацией против туберкулеза новорожденных
- 95 процентов; 5) охват ревакцинацией
против туберкулеза детей и подростков - не менее 85 -
90 процентов от подлежащих; 6) достижение показателей
эффективности лечения: по
критерию закрытия полости распада - 65 процентов;
по критерию
прекращения бактериовыделения - 75 процентов; 7)
повышение соотношения числа излеченных и умерших
больных туберкулезом до уровня 2,5 излеченных к 1
умершему
|
Контроль
за реализацией Программы
|
контроль за реализацией
Программы осуществляет Правительство Нижегородской области
|
I. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Программа
разработана в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года
№ 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в
Российской Федерации", федеральной целевой программой
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера
(2002 - 2006 годы)", утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 ноября 2001 № 790, постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 года № 260 "О
мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской
Федерации" и приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 15 апреля 1997 года № 116 "О мерах по
предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Туберкулез является социальной
проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные
факторы, качество жизни населения. В течение 10 лет происходит
неуклонное ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу как в
целом по Российской Федерации, так и в Нижегородской области. Все
основные показатели по туберкулезу в области имеют тенденцию к
увеличению: показатель заболеваемости за указанный период вырос в 2
раза, показатель смертности увеличился в 2,3 раза, число больных
заразными формами туберкулеза возросло в 1,5 раза. Возросли и
экономические потери: лица трудоспособного возраста (20 - 59 лет)
составляют 80,0 процента от общего числа впервые выявленных больных.
Вследствие увеличения количества запущенных форм туберкулеза доля
инвалидов среди больных за последние 8 лет выросла на 40 процентов.
Основными причинами ухудшения ситуации по туберкулезу являются:
значительное увеличение социальных
групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства;
увеличение числа асоциальных лиц среди населения;
ухудшение условий жизни населения;
снижение обеспеченности населения
регулярным санаторно-курортным лечением и отдыхом детей в
оздоровительных лагерях;
отсутствие адекватного финансирования
противотуберкулезных мероприятий.
Ввиду дефицита финансовых средств
нарушена сложившаяся система противотуберкулезной помощи, ухудшается
материально-техническая база учреждений здравоохранения, снижается
уровень профилактических осмотров.
Основным критерием
эпидемиологического благополучия по туберкулезу по данным Всемирной
организации здравоохранения является показатель заболеваемости ниже
30 случаев на 100 тысяч населения. В Нижегородской области
территориальный показатель заболеваемости туберкулезом в 2003 году
составил 85,5 случая на 100 тысяч населения (без учета выявленных в
системе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Нижегородской области - 72 случая на 100 тысяч). Под наблюдением в
противотуберкулезных учреждениях области состоит 66,5 тысячи человек,
в том числе 10 тысяч больных туберкулезом, требующих длительного,
интенсивного, комплексного лечения. Остальные пациенты нуждаются в
проведении предупредительной терапии. Дальнейшее ухудшение ситуации
представляет реальную угрозу развития эпидемии туберкулеза в области.
Крайне неблагоприятная эпидемическая
ситуация по заболеваемости туберкулезом сформировалась в учреждениях
исполнения наказания. Заболеваемость туберкулезом среди осужденных в
2003 году составила 1598,2 случая на 100 тысяч. Необходимо отметить,
что в уголовно-исполнительной системе проведена большая
профилактическая и противоэпидемическая работа, в результате чего за
период 1997 - 2003 годов удалось достичь снижения заболеваемости
туберкулезом в 4,6 раза, смертности от туберкулеза - в 11,3 раза.
Однако показатели остаются высокими, и значительное число больных
туберкулезом, освобождающихся из мест заключения, оказывает
неблагоприятное влияние на эпидемическую ситуацию среди постоянного
населения.
Критическая ситуация по
заболеваемости туберкулезом сложилась среди детского населения
области: показатель заболеваемости за 10 лет вырос более чем в 4
раза, а за последний год - на 40 процентов (с 17 до 23 случаев на 100
тысяч детского населения). Более 40 процентов детей в нашей области
инфицировано, то есть являются носителями микобактерий туберкулеза.
Указанные тенденции подтверждают наличие в области значительного
количества больных заразными формами туберкулеза, что позволяет
прогнозировать дальнейшее ухудшение ситуации. Ежегодно 25 - 30
процентов заболевших остаются невыявленными и не попадают под
наблюдение противотуберкулезных учреждений по причине снижения
активного выявления патологии. Причины данной ситуации:
устаревшее рентгено-флюорографическое
оборудование;
дефицит врачебных кадров;
низкий уровень благосостояния
населения.
Это приводит к развитию запущенных,
наиболее заразных форм туберкулеза и увеличивает угрозу дальнейшего
распространения инфекции среди населения.
В создавшейся ситуации первым этапом
установления контроля над туберкулезной инфекцией является
стабилизация ситуации по туберкулезу и качественное изменение
эпидемического процесса. Необходимо проведение мероприятий по
выявлению всех источников инфекции (ликвидация скрытого резервуара
туберкулеза), что изначально приведет к росту показателя
заболеваемости. Изоляция и лечение больных позволит в дальнейшем
снизить заболеваемость туберкулезом, уменьшить заболеваемость детей и
сократить смертность от туберкулеза.
Основными направлениями борьбы с
туберкулезом являются своевременное выявление заболевших и
качественное их лечение с целью предупреждения дальнейшего
распространения инфекции. Ведущим методом диагностики туберкулеза у
взрослых является лучевой (флюорографическое и рентгеновское
исследование органов грудной полости). В настоящее время 92 процента
флюорографических установок в лечебно-профилактических учреждениях
районов области имеют 100-процентный моральный и физический износ.
Из-за острой нехватки передвижных флюорографических установок
невозможно приблизить диагностическую медицинскую помощь к населению,
проживающему в отдаленных населенных пунктах. В этой связи охват
населения области профилактическими осмотрами значительно сократился
и составляет немногим более 50 процентов от численности населения
области, в то время как для оказания реального влияния на
эпидемическую ситуацию данный показатель должен быть не ниже 67
процентов.
Эффективное лечение является основным
методом борьбы с распространением туберкулезной инфекции. В
Нижегородской области показатели эффективности лечения впервые
выявленных больных неуклонно ухудшаются. Ежегодно около 40 процентов
заболевших остаются неизлеченными и пополняют резервуар туберкулезной
инфекции. Причинами этого являются:
несвоевременное выявление
туберкулеза;
недостаточный уровень госпитализации
больных;
дефицит современного
лечебно-диагностического оборудования в противотуберкулезных
учреждениях;
распространение
лекарственно-устойчивых форм заболевания;
кадровый дефицит в
лечебно-профилактических учреждениях.
В связи с неудовлетворительным
состоянием зданий и сооружений противотуберкулезных диспансеров не
представляется возможным оказывать должный объем стационарной помощи.
В течение года ввиду аварийного состояния фтизиатрических учреждений
коечный фонд сократился на 10 процентов, что усугубило имеющийся
дефицит коек. В настоящий момент очередь на госпитализацию больных
туберкулезом составляет 2 месяца. Сложившееся положение приводит к
сокращению объемов стационарной помощи больным туберкулезом, снижению
изоляции заразных больных и, как следствие, росту заболеваемости в
очагах туберкулезной инфекции, появлению семейных и поселковых
очагов.
Отрицательную роль в развитие
эпидемического процесса вносит распространение
лекарственно-устойчивых форм возбудителя туберкулеза вследствие его
приспособления к воздействию противотуберкулезных препаратов.
Первичная множественная лекарственная устойчивость микобактерий
туберкулеза за последний год увеличилась в 1,5 раза и составила 15
процентов, что в 1,7 раза выше, чем в среднем по России. Срок лечения
больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью в 3
раза превышает стандартный, а стоимость лечения их выше ввиду
значительной стоимости препаратов резервного ряда. Эффективное
лечение вышеуказанной группы больных возможно лишь при условии
применения новых дорогостоящих антибиотиков резервного ряда и полного
комплекса физиотерапевтических и хирургических методов лечения. В
условиях недостаточного количества и ассортимента
противотуберкулезных препаратов, износа лечебно-диагностической
аппаратуры снижается качество лечения больных туберкулезом. Это
приводит к хронизации заболевания и развитию лекарственно-устойчивых
форм.
Ситуация с туберкулезом в
Нижегородской области требует принятия неотложных мер и комплексного
подхода к проблеме борьбы с туберкулезом, что возможно осуществить
только в рамках областной целевой программы.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ,
ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основная цель
Программы - стабилизация эпидемиологической ситуации по
заболеваемости туберкулезом в Нижегородской области.
Основными задачами Программы
являются:
1) своевременное выявление и
диагностика туберкулеза:
замена устаревшего флюорографического
оборудования малодозными цифровыми аппаратами и обеспечение
максимальной доступности для населения профилактической медицинской
помощи;
обеспечение качественной
микробиологической диагностики туберкулеза;
2) повышение эффективности лечения
больных туберкулезом:
развитие материально-технической базы
противотуберкулезной службы;
оснащение фтизиатрических учреждений
современным лечебно-диагностическим оборудованием;
обеспечение противотуберкулезными
препаратами в должном объеме;
3) повышение уровня квалификации
сотрудников фтизиатрической службы и общей лечебной сети по вопросам
туберкулеза, распространение знаний о туберкулезе среди населения.
Сроки реализации Программы - 2005 -
2009 годы.
III. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программные
мероприятия (приложение 1) содержат 3 раздела:
1. Мероприятия по профилактике,
своевременному выявлению и качественной диагностике туберкулеза.
Профилактические мероприятия по
предупреждению заболевания туберкулезом наиболее эффективны среди
детского населения. В связи с этим предусматривается проведение
мероприятий по повышению охвата детей прививками против туберкулеза и
увеличению иммунной прослойки.
Основной мерой предупреждения
распространения туберкулеза является своевременное выявление больных
с малыми формами заболевания, которые представляют наименьшую
эпидемическую опасность. Раннее выявление и быстрая качественная
диагностика обуславливают возможность проведения эффективного лечения
с наименьшими затратами. Основной проблемой является несвоевременное
и позднее выявление больных, доля которых ежегодно увеличивается и в
2003 году составила 54 процента от числа заболевших. Это обусловлено:
низким охватом населения
профилактическими осмотрами и недостаточной их эффективностью ввиду
износа флюорографической техники;
кадровым дефицитом в
лечебно-профилактических учреждениях;
низким уровнем жизни населения,
который не позволяет своевременно обратиться за медицинской помощью.
Профилактические флюорографические
осмотры являются единственным методом раннего выявления туберкулеза у
взрослых. Однако вследствие указанных выше причин охват профосмотрами
составляет лишь 54,5 процента от численности населения.
В рамках реализации Программы
планируется замена 50 процентов передвижных флюорографических
установок для обследования сельского населения, заболеваемость
туберкулезом среди которого (88 случаев на 100 тысяч) на 23 процента
выше, чем среди городского (68 случаев на 100 тысяч).
Предусматривается проведение активной
санитарно-просветительной работы с целью информирования населения о
мерах по предупреждению туберкулеза у детей, подростков и взрослых, о
необходимости своевременного прохождения профилактических осмотров, о
клинических проявлениях болезни.
Планируется проведение работы по
повышению эффективности бактериоскопических исследований на
кислотоустойчивые микобактерии - скринингового метода выявления
открытой формы туберкулеза.
С целью интенсификации
диагностического процесса планируется приобретение современного
оборудования для функциональной диагностики, ультразвуковых
исследований, эндоскопического оборудования.
Для обеспечения качественного и
своевременного выявления открытой формы туберкулеза и достоверного
контроля проводимого лечения планируется закупка расходных материалов
для бактериологических лабораторий и посевных пунктов
противотуберкулезных учреждений, в том числе для медицинских
учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Нижегородской области, что позволит проводить
противоэпидемические мероприятия в полном объеме.
2. Мероприятия по эффективному
лечению больных туберкулезом.
В рамках реализации данного
направления в Программе предусматривается:
1) укрепление материально-технической
базы противотуберкулезных учреждений:
расширение производственных площадей
и коечного фонда Нижегородского областного противотуберкулезного
диспансера за счет строительства нового корпуса;
строительство Семеновского и
Сергачского межрайонных противотуберкулезных диспансеров;
реконструкция Выксунского, Борского,
Кстовского, Павловского межрайонных противотуберкулезных диспансеров;
реконструкция туберкулезного
отделения Лысковской ЦРБ с перепрофилированием в межрайонный
противотуберкулезный диспансер;
реконструкция туберкулезных
санаториев "Сережинский", "Ветлужский";
реконструкция СИЗО-2 с
перепрофилированием в туберкулезное отделение для подследственных;
2) дооснащение учреждений
противотуберкулезной службы диагностическим и лечебным оборудованием
(приложение 2);
3) обеспечение учреждений
противотуберкулезными препаратами, в том числе препаратами резервного
ряда.
Неудовлетворительное состояние
материально-технической базы фтизиатрических учреждений не позволяет
обеспечить оказание противотуберкулезной помощи в условиях,
соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам. Ни одно из
учреждений не соответствует санитарным нормам, все расположены в
приспособленных помещениях, 40 процентов зданий находятся в аварийном
состоянии и подлежат переводу в другие помещения, большинство
остальных нуждается в ремонте. В ряде учреждений отсутствует
централизованное водоснабжение, регистрируются грубые нарушения
температурного режима ввиду неудовлетворительного состояния систем
отопления. В некоторых туберкулезных стационарах палаты развернуты на
12 - 15 койко-мест. Учитывая длительность лечения,
неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия пребывания
приводят к уходу из стационаров значительного количества больных с
заразными формами туберкулеза. Расчетная потребность составляет более
4 тысяч фтизиатрических коек и обеспечивается лишь наполовину. В
настоящее время три учреждения в соответствии с решениями органов
Госсанэпиднадзора закрыты для приема больных (Кстовский межрайонный
противотуберкулезный диспансер, туберкулезный санаторий
"Горбатовский", туберкулезное отделение Сергачской ЦРБ),
еще два находятся под угрозой закрытия (Борский межрайонный
противотуберкулезный диспансер, Приокский противотуберкулезный
диспансер), что усугубляет имеющийся в области дефицит стационарных
коек.
Вышеизложенные факторы приводят к
недостаточному уровню госпитализации больных туберкулезом. Так, из
числа впервые выявленных больных в 2003 году в специализированные
стационары было госпитализировано лишь 70 процентов при нуждаемости
более 90 процентов. Из числа больных с бактериовыделением (наиболее
опасных в эпидемиологическом плане) стационарный этап лечения в 2003
году прошли менее 75 процентов. Следствием этого явились резкий рост
(на 30 процентов) заболеваемости в очагах туберкулезной инфекции,
появление единых поселковых очагов. Данная тенденция свидетельствует
об интенсивном распространении туберкулезной инфекции среди
населения.
Несоответствие состояния учреждений
санитарно-гигиеническим нормам не позволяет в должном объеме
проводить противоэпидемические мероприятия, что приводит к ежегодному
росту заболеваемости туберкулезом сотрудников фтизиатрической службы.
По этому показателю (360 случаев на 100 тысяч) в 5 раз превышен
среднеобластной уровень первичной заболеваемости (72 случая на 100
тысяч).
Полный ассортимент и достаточное
количество противотуберкулезных препаратов являются обязательными
условиями проведения эффективного лечения. В этой связи закупка
лекарственных средств включена в перечень программных мероприятий.
Ввиду недостаточного финансирования
противотуберкулезных учреждений невозможно провести замену
устаревшего лечебно-диагностического оборудования и закупку новых
аппаратов, необходимых для внедрения современных методов диагностики
и интенсификации лечебного процесса. В условиях распространения
лекарственно-устойчивых форм туберкулеза и дефицита дорогостоящих
препаратов резервного ряда особое значение приобретают хирургические
и физиотерапевтические методы лечения, для более активного
использования которых необходимо приобретение современного
оборудования. Применение физиотерапевтических методов лечения в
современных условиях позволяет ускорить процесс выздоровления путем
повышения интенсивности воздействия противотуберкулезных препаратов,
укрепления защитных сил организма, ускорения процессов заживления
пораженных органов и тканей.
В связи с вышеизложенным Программой
предусмотрено строительство новых противотуберкулезных учреждений,
реконструкция действующих; дооснащение учреждений медицинским
оборудованием; обеспечение противотуберкулезными препаратами.
3. Подготовка кадров фтизиатрической
службы и общей лечебной сети по вопросам туберкулеза.
Основной задачей данного раздела
является проведение работы по привлечению молодых специалистов во
фтизиатрическую службу, совершенствование системы подготовки
сотрудников противотуберкулезных учреждений и общей лечебной сети по
различным разделам противотуберкулезной помощи населению.
Планируется организация конференций,
обучающих семинаров, контроль за обязательным прохождением первичной
специализации врачей, осуществляющих диагностику и лечение
туберкулеза, своевременным повышением квалификации.
Предусматривается проведение обучения
врачей общей лечебной сети по вопросам профилактики, выявления и
диагностики инфекции с целью повышения уровня подготовки по вопросам
туберкулеза.
IV. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Планируется, что
Программа будет реализовываться за счет средств федерального бюджета
в соответствии с Федеральной целевой программой "Предупреждение
и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)",
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13
ноября 2001 года № 790, и областного бюджета.
Финансирование мероприятий Программы
(приложение 3) может осуществляться за счет средств местных бюджетов
в случае участия органов местного самоуправления в реализации
Программы.
Планируемый объем финансирования
мероприятий на 2005 - 2009 годы составляет 1106982,1 тысячи рублей (в
ценах 2003 года).
Объемы финансирования расходов на
реализацию мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке с
учетом возможностей доходной базы областного бюджета.
V. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Координация
деятельности исполнителей основных мероприятий Программы
осуществляется министерством здравоохранения Нижегородской области.
Министерство здравоохранения
Нижегородской области совместно с основными исполнителями формирует
сводную бюджетную заявку на каждый бюджетный год, предусматривая в
ней объемы ассигнований на реализацию программных мероприятий с
учетом инфляции.
Министерство здравоохранения
Нижегородской области осуществляет контроль над целенаправленным и
эффективным использованием выделенных бюджетных средств.
Правительство Нижегородской области
как государственный заказчик Программы проводит оценку эффективности
выполнения запланированных мероприятий по информации, предоставляемой
основными исполнителями.
VI. ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Экономическая
эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения
прямых и косвенных экономических потерь и улучшения состояния
здоровья населения.
Реализация мероприятий Программы
позволит:
1) достичь стабилизации основных
показателей по туберкулезу:
заболеваемости постоянного населения
- на уровне 72 случаев на 100 тысяч населения;
смертности постоянного населения - на
уровне 17 случаев на 100 тысяч населения;
заболеваемости детей - на уровне 17
случаев на 100 тысяч населения;
2) выявить при профилактических
осмотрах не менее 60 - 65 процентов впервые заболевших, что позволит
сократить сроки излечения, снизить число больных тяжелыми формами
туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет
способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату
пособий по больничным листам и инвалидности;
3) повысить эффективность лечения
больных туберкулезом и предотвратить дальнейшее распространение
инфекции.
VII. КОНТРОЛЬ ЗА
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за
реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы
- Правительство Нижегородской области.
Информация о ходе финансирования и
выполнения мероприятий представляется в министерство экономики и
развития предпринимательства Нижегородской области в соответствии с
постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2003
года № 343 "Об утверждении Положения о порядке формирования
Реестра и Перечня целевых программ, предлагаемых к финансированию из
областного бюджета".
Приложение 1
к областной целевой программе
"Неотложные меры борьбы с
туберкулезом
в Нижегородской области" на 2005
- 2009 годы
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПРОГРАММЫ
┌─────────┬─────────────────────┬──────────────────────┬───────────┬───────────┬────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬──────────────────┐
│ № │
Наименование │ Исполнители │ Сроки
│Предполага-│2005 год│ 2006 год│ 2007 год│
2008 год│ 2009 год│ Предполагаемые │
│ п/п │
мероприятий │ │исполнения │емые
объемы│ │ │ │
│ │ источники │
│ │ │
│ │финансиро-
│ │ │ │ │
│ финансирования │
│ │ │
│ │вания,
│ │ │ │ │
│ │
│ │ │
│ │тыс.
рублей│ │ │ │
│ │ │
├─────────┼─────────────────────┼──────────────────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────────────┤
│ 1 │
2 │ 3 │ 4 │
5│ 6│ 7 │ 8 │ 9
│ 10 │ 11 │
├─────────┼─────────────────────┴──────────────────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────────────┤
│1. │МЕДИКАМЕНТЫ,
ПЕРЕВЯЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА И ПРОЧИЕ│ 125 000,0 │ 25 000,0
│25 000,0│ 25 000,0│ 25 000,0│ 25 000,0│
│федеральный бюджет│
│ │МЕДИЦИНСКИЕ
РАСХОДЫ │ 67 333,0 │ 3 960,0
│15 889,1│ 15 834,9│ 15 824,5│ 15 824,5│
│областной бюджет │
│ │ │
192 333,0 │ 28 960,0 │40
889,1│ 40 834,9│ 40 824,5│ 40 824,5│
│итого │
├─────────┼─────────────────────┬──────────────────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────────────┤
│1.1.
│Противотуберкулезные │министерство │2005
- 2009│ 125 000,0 │25 000,0│ 25 000,0│ 25
000,0│ 25 000,0│ 25 000,0│федеральный бюджет│
│ │препараты,
в том│здравоохранения │ годы │ 38
787,0 │ 1 739,0│ 9 102,9│ 9 078,6│ 9
433,3│ 9 433,2│областной бюджет │
│ │числе
для Главного│Нижегородской области,│ │
1 054,0 │ 1 054,0│ │ │
│ │областной бюджет │
│ │управления
│муниципальные │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │Федеральной
службы│учреждения │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │исполнения
наказаний│здравоохранения │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │по
Нижегородской│(центральные районные│ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │области
│больницы), │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │лечебно-
│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │профилактические
│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │учреждения
области,│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │органы
местного│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │самоуправления
(при│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │условии
их участия в│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │реализации
мероприятий│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Программы),
│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Главное
управление│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Федеральной
службы│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │исполнения
наказаний│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │по
Нижегородской│ │ │
│ │ │ │ │
│
│ │ │области
│ │ │ │
│ │ │ │
│
├─────────┼─────────────────────┼──────────────────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────────────┤
│1.2.
│Дезинфицирующие │министерство │2005
- 2009│ 10 775,0 │ 775,0│ 2 500,0│ 2
500,0│ 2 500,0│ 2 500,0│областной бюджет │
│ │средства,
в том числе│здравоохранения │ годы │
775,0 │ 775,0│ │ │
│ │областной бюджет │
│ │для
Главного│Нижегородской области,│ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │управления
│муниципальные │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │Федеральной
службы│учреждения │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │исполнения
наказаний│здравоохранения │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │по
Нижегородской│(центральные районные│ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │области
│больницы), │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │лечебно-
│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │профилактические
│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │учреждения
области,│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │органы
местного│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │самоуправления
(при│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │условии
их участия в│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │реализации
мероприятий│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Программы),
│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Главное
управление│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Федеральной
службы│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │исполнения
наказаний│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │по
Нижегородской│ │ │
│ │ │ │ │
│
│ │ │области
│ │ │ │
│ │ │ │
│
├─────────┼─────────────────────┼──────────────────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────────────┤
│1.3. │Рентгено-
│министерство │2005 - 2009│ 12
649,0 │ 715,0│ 3 363,5│ 3 333,5│ 2
618,5│ 2 618,5│областной бюджет │
│ │флюорографическая
│здравоохранения │ годы │ 2 175,0 │
715,0│ 745,0│ 715,0│ │
│областной бюджет │
│ │пленка,
расходные│Нижегородской области,│ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │материалы,
в том│муниципальные │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │числе
для Главного│учреждения │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │управления
│здравоохранения │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │Федеральной
службы│(центральные районные│ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │исполнения
наказаний│больницы), │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │по
Нижегородской│лечебно- │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │области
│профилактические │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │учреждения
области,│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │органы
местного│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │самоуправления
(при│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │условии
их участия в│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │реализации
мероприятий│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Программы),
│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Главное
управление│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │Федеральной
службы│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │исполнения
наказаний│ │ │ │
│ │ │ │
│
│ │ │по
Нижегородской│ │ │
│ │ │ │ │
│
│ │ │области
│ │ │ │
│ │ │ │
│
├─────────┼─────────────────────┼──────────────────────┼───────────┼───────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────────────┤
│1.4. │Расходные
материалы│министерство │2005 - 2009│ 5
122,0 │ 731,0│ 922,7│ 922,8│ 1
272,7│ 1 272,8│областной бюджет │
│ │для
фтизиобактерио-│здравоохранения │ годы │
31,0 │ 31,0│ │ │
│ │областной бюджет │
│ │логической
службы, в│Нижегородской области,│ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │том
числе для│муниципальные │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │Главного
управления│учреждения │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │Федеральной
службы│здравоохранения │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │исполнения
наказаний│(центральные районные│ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │по
Нижегородской│больницы), │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │области
│лечебно- │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │профилактические
|