АДМИНИСТРАЦИЯ
НАВАШИНСКОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 июля 2003 г. № 413
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ
СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЬИ,
ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ В НАВАШИНСКОМ
РАЙОНЕ "СЧАСТЛИВЫЕ СЕМЬИ -
ДОСТОИНСТВО СТРАНЫ"
В целях выявления и
поддержки социальных инициатив, эффективных технологий, форм и
методов социальной поддержки семьи, женщин и детей в соответствии с
областной межведомственной программой "Улучшение положения
семьи, женщин и детей в Нижегородской области на 2001 - 2003 гг.",
а также в соответствии с приказом о проведении областного конкурса
вариативных программ по улучшению социального положения семьи, женщин
и детей в Нижегородской области от 17.06.2003 № 167:
1. Утвердить прилагаемую районную
программу "Счастливые семьи - достоинство страны".
2. Контроль за исполнением Программы
возложить на зам. главы администрации Навашинского района В.С.
Крохина.
Глава администрации
района
А.И.ОРЛОВ
Утверждена
распоряжением
администрации Навашинского района
от 15.07.2003 № 413
РАЙОННАЯ ПРОГРАММА
ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ В
НАВАШИНСКОМ РАЙОНЕ "СЧАСТЛИВЫЕ
СЕМЬИ - ДОСТОИНСТВО СТРАНЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.
|
Полное наименование
Программы
|
"Счастливые семьи -
достоинство страны"
|
2.
|
Сроки и территория
реализации
|
2003 г.
Навашинский р-н
|
3.
|
Нормативно- правовые
основы Программы
|
- постановление Правительства
Нижегородской области от 19.06.2002 № 136 "О
плане действий по реализации Концепции адресной социальной
поддержки семьи в Нижегородской области на период до 2005 г."
- распоряжение гл. администрации р-на № 179 от
24.03.2003 - районная
межведомственная программа "Улучшение положения семьи,
женщин и детей в Навашинском р-не"
- постановление главы администрации от 26.08.2002 N
94 - Комплексная программа
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в Навашинском районе
в 2002 - 2004 гг.
|
4.
|
Заказчик Программы
|
Администрация Навашинского р-на
|
5.
|
Разработчики Программы
(полное юридическое наименование, адрес,
Ф.И.О. руководителя, контактные телефоны)
|
Управление по труду и
социальной защите населения администрации Навашинского
р-на, г. Навашино, пл. Ленина, д. 7 Г.Н.
Яшкина Т. 2-18-45
Т. 2-17-64
|
6.
|
Цели Программы
|
Повышение эффективности
оказания разносторонней помощи семьям, находящимся
в трудной жизненной ситуации, сохранение семьи для
ребенка, обеспечение социально- психологической поддержки
семей и подростков |
7.
|
Основные исполнители
Программы
|
- управление по труду и
социальной защите населения администрации Навашинского района
- муниципальное учреждение "Центр социальной помощи
населению"
|
8.
|
Направления содержания
Программы
|
"Крепка семья - крепка
держава" Программа поддержки семей,
нуждающихся в особой заботе государства и
общества, находящихся в трудной жизненной ситуации
|
9.
|
Ожидаемые результаты
|
- улучшение социально-бытовых
условий семьи - создание у родителей,
злоупотребляющих спиртными напитками, мотивации к лечению
от алкогольной зависимости -
повышение уровня доверия и взаимопонимания,
улучшение психологического климата в каждой семье,
находящейся под патронажем, и по возможности
оптимизация детско-родительских отношений
|
10. |
Контроль за реализацией
Программы
|
Администрация Навашинского р-на
|
11. |
Планируемые объемы
и источники финансирования
|
Источниками финансирования
являются средства бюджетов всех уровней и
внебюджетных источников, юридических и физических лиц
|
КОНЦЕПЦИЯ
Программа составлена
в целях реализации Концепции адресной социальной поддержки семьи в
Нижегородской области и Навашинском районе.
Концепция базируется на следующих
принципах:
- обеспечение социальной и других
видов помощи тем семьям, которые в силу объективных обстоятельств
оказались в трудной жизненной ситуации;
- адресная социальная помощь;
- комплексность предоставления
социальной поддержки;
- предупреждение социального
иждивенчества и стимулирование самопомощи и саморазвития семьи;
- усиление межведомственного
взаимодействия с организациями и общественными объединениями в
оказании помощи.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Социальная ситуация
в Навашинском районе не может не вызвать беспокойство. Уровень жизни
населения довольно низкий. В районе 106 многодетных семей, 568 -
неполных (среди них в 202 семьях дети рождены вне брака), 121 семья с
детьми-инвалидами, круглых сирот 23 чел., 79 детей находятся под
опекой и попечительством.
В настоящее время не только в городе,
но и в сельской местности серьезно обострились проблемы социальной
дезадаптации детей, связанные с ростом семейного неблагополучия и их
отчуждением от семьи и школы. На фоне социального неблагополучия
растет число малообеспеченных семей и лиц, злоупотребляющих
алкоголем, у родителей возрастают психоэмоциональные перегрузки,
часто приводящие к жестокому обращению с детьми. Практика показывает,
что дети становятся беспризорными в связи с отсутствием внимания и
контроля за их поведением со стороны родителей. В настоящее время в
Уп ТСЗН состоят на учете 66 неблагополучных семей с детьми.
Работа с семьями, попавшими в трудную
жизненную ситуацию, ведется по плану, разработанному в соответствии с
районными программами "Улучшение положения семьи, женщин и
детей", "Комплексная программа по профилактике
безнадзорности и правонарушений среди подростков".
Целью работы является комплексное
решение проблем несовершеннолетних жителей района, семей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации. Особое внимание уделяется асоциальным
семьям, т.к. известно, что именно они являются поставщиками
социальных сирот, а это ведет к развитию беспризорности. Дети,
воспитывающиеся в таких семьях, часто перенимают стереотип поведения
родителей, поэтому большинство детских и подростковых проблем
неотделимо от проблем семьи и общества в целом.
Комплексная поддержка неблагополучных
семей включает трудоустройство родителей, оказание им единовременной
целевой материальной помощи, обеспечение школьников дополнительным
бесплатным питанием, оказание помощи в лечении и оздоровлении детей,
контроль за своевременной выплатой детских пособий, юридическое
консультирование семьи и правовую защиту детей.
В условии ограниченности
финансово-материальных средств необходимо создать возможности для
перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. При
этом система адресной социальной поддержки должна быть рассчитана не
только на защиту от бедности социально уязвимых семей, но и на рост
экономической активности семьи, на преодоление в обществе
иждивенческих настроений по отношению к государству.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Повышение
эффективности оказания разносторонней помощи семьям, находящимся в
трудной жизненной ситуации, сохранение семьи для ребенка, обеспечение
социально-психологической поддержки подростков.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
социальные:
- оказывать помощь в трудоустройстве
родителей и подростков (в каникулярное время);
- оказывать различные виды социальной
помощи (материальная, натуральная, социально-бытовая и др.);
психолого-педагогические (для детей и
родителей):
- помочь детям из неблагополучных
семей лучше узнать себя, свои сильные стороны, способствовать
укреплению чувства собственного достоинства, научить способам
разрешения собственных проблем с помощью консультирования психологов
и педагогов;
- помочь родителям в усилении
воспитательной функции семьи (тренинги, беседы, обсуждение ситуации);
юридические:
- оказание социально-правовой помощи
семьям, защита прав несовершеннолетних;
- осуществлять консультации со
специалистами (по телефону, на дому);
посреднические:
- способствовать продуктивному
взаимодействию семьи с государственными учреждениями (школа, сельская
администрация, медицинские учреждения);
- организовать сопровождение
подростка в определенный жизненный период и обучать его умению решать
свои проблемы самостоятельно.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- повышение
квалификации специалистов всех заинтересованных служб посредством
семинаров, курсов, тренингов профессионального роста;
- обмен профессиональным опытом со
специалистами других районов.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
(СТРУКТУРА)
┌───────────────┐
│ Администрация
│
│ района
│
└───────┬───────┘
┌───────┴───────┐
│ Уп
ТСЗН │
└───────┬───────┘
┌───────┴───────┐
│ МУ
"ЦСПН" │
└┬─────────────┬┘
┌──────┴─────┐
┌─────┴─────┐
│ Отделение
│ │ │
│по
вопросам │ │ Отделение │
│ семьи,
│ │ дневного │
│ женщин
и │ │ пребывания│
│ детей
│ │ │
└────────────┘
└───────────┘
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в
себя:
- сбор информации о семье, попавшей в
трудную жизненную ситуацию, выявление проблем с учетом информации
школы, других учреждений;
- составление индивидуального плана
работы с семьей с учетом факторов неблагополучия семьи;
- изучение
психолого-медико-педагогических особенностей членов семьи, условий
жизни;
- выявление потребностей, интересов,
проблем семьи и оказание различных видов адресной помощи и поддержки
семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (трудоустройство
родителей, консультирование, опека, профилактическая работа и др.);
- стимулирование членов семьи к
самопомощи, укреплению собственных сил с целью использования
имеющихся в них резервов для преодоления проблем;
- предоставление интересов семьи,
нуждающейся в помощи, в различных учреждениях и организациях;
- оказание посреднических услуг между
семьей и государством в решении различных проблем: медицинских,
психологических, правовых, педагогических, социально-бытовых и др.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
1.
|
Обновление банка данных о
семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию,
имеющих несовершеннолетних детей, сбор информации через
сельские администрации, ИДН, КДН, органы опеки и
попечительства; внутренних дел, центральную районную
больницу
|
Ежеквартально |
2.
|
Составление актов
обследования социально- бытовых условий жизни семей с целью
оказания различных видов помощи
|
Постоянно
|
3.
|
Проведение совещаний по
составлению совместных планов работы с семьями
|
По мере выявления
|
4.
|
Составление и заполнение
социальных карт семей |
По мере выявления
|
5.
|
Патронаж семей, собеседование с
родителями в целях выявления проблем и оказания им помощи
|
Постоянно по графику
|
6.
|
Встречи с инспектором по охране
прав ребенка для решения проблем конкретной семьи
|
По мере необходимости |
7.
|
Оказание услуг по
регистрации семьи как малообеспеченной специалистами по
социальной защите на селе
|
Ежеквартально |
8.
|
Работа с социальными педагогами
школ с целью набора детей из малообеспеченных семей и
семей группы риска для отдыха в отделении дневного пребывания
МУ "ЦСПН"
|
По отдельному плану
|
9.
|
Работа с ЦРБ по
организации медицинской реабилитации детей из семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
|
В соответствии с
планом
|
10. |
Лечение от алкогольной
зависимости родителей в наркологическом отделении ЦРБ и в
центре доктора Малкина г. Н.Новгорода
|
В течение года по мере
необходимости |
11. |
Реализация Программы
партнерства Правительства Нижегородской области и
Министерства международного развития Великобритании
(DFID), проекта "Здоровые дети - будущее
России" (зимние обеды)
|
С 13.02.2003 по 14.04.2003 |
12. |
Оказание помощи в
трудоустройстве родителям, нуждающимся в социальной защите
|
В течение года
|
13. |
Оказание материальной и
натуральной помощи остронуждающимся семьям с детьми
на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, лечение и
др.
|
В течение года
|
14. |
Предоставление комплекса
социально-бытовых услуг на льготных условиях
малообеспеченным семьям с детьми в МУ "ЦСПН":
- социальный магазин -
социальная парикмахерская - социальная
мастерская по ремонту обуви - социальная мастерская по
раскрою и пошиву одежды
- городская баня
|
Постоянно
|
15. |
Бесплатная выдача одежды и
обуви из "банка вещей" детям и подросткам из
малообеспеченных и неблагополучных семей
|
Постоянно
|
16. |
Выделение средств школам города
и района на организацию кружковой работы с целью
занятости детей из малообеспеченных и неблагополучных семей
|
По графику
|
17. |
Обеспечение наборами школьных
принадлежностей детей из неблагополучных семей
|
Август
|
18. |
Приобретать и выделять
бесплатно наборы лекарственных и моющих средств для лечения
и профилактики чесотки и педикулеза по спискам СЭС
|
В течение года по мере
необходимости |
19. |
Оказание юридических
консультаций семьям, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации: выдача талонов к юристу
|
В течение года по мере
необходимости |
20. |
Открытие оздоровительного
лагеря "Улыбка" на 75 чел. для детей из семей,
нуждающихся в особой заботе государства
|
Июнь - август |
21. |
Осуществление компенсации
на путевки в школьные лагеря детям и подросткам
из малообеспеченных и неблагополучных семей
|
Июнь - август |
22. |
Содействие в устройстве
подростков из неблагополучных семей на обучение в ПУ-8
г. Навашино
|
Июль - сентябрь
|
23. |
Организация выездных дней
социальной защиты в сельские администрации для
консультирования и оказания различных социальных услуг
семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
|
По плану
|
24. |
Пропаганда здорового образа
жизни. В этих целях проводить праздники семьи,
здоровья, спортивные мероприятия, экскурсионные поездки и
т.д.
|
В течение года
|
25. |
Анализ выполнения Программы
по следующим направлениям: -
оценка нуждаемости семей в различных видах помощи
- прогнозирование потребностей в
адресной помощи -
оценка эффективности предоставленной помощи
|
Декабрь
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- улучшение
социально-бытовых условий семьи;
- повышение уровня доверия и
взаимопонимания, улучшение психологического климата в каждой семье,
находящейся под патронажем, и по возможности оптимизация
детско-родительских отношений;
- создание у родителей,
злоупотребляющих спиртными напитками, мотивации к лечению от
алкогольной зависимости;
- воспитание нравственных привычек,
активизация личностного роста;
- предотвращение жесткого обращения с
детьми;
- снижение безнадзорности и
правонарушений среди подростков.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОГРАММЫ
- увеличение объема
и качества предлагаемых услуг;
- введение ставки психолога в штат
управления по труду и социальной защите населения;
- укомплектование штата ЦРБ
подростковым наркологом;
- создание реабилитационного центра
помощи семье и детям.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
- - местный бюджет
50 тыс. руб.-
- фонд социальной защиты 40
тыс. руб.-
- спонсорская помощь 10
тыс. руб.-
Итого 100
тыс. руб.-