АДМИНИСТРАЦИЯ
НАВАШИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2005 г. № 214
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТА БЮДЖЕТА НАВАШИНСКОГО РАЙОНА НА 2006 ГОД
И ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
НАВАШИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2006 ГОД
В целях разработки
проекта бюджета района на 2006 год, проекта постановления Земского
собрания района "О районном бюджете на 2006 год" и
представления его в Земское собрание администрация Навашинского
района постановляет:
1. Утвердить Концепцию бюджетной и
налоговой политики и межбюджетных отношений в Навашинском районе на
2006 год.
Глава администрации
района
А.И.ОРЛОВ
Утверждена
постановлением
администрации Навашинского района
от 19.09.2005 № 214
КОНЦЕПЦИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ,
ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
НАВАШИНСКОМ РАЙОНЕ НА
2006 ГОД И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2008
ГОДА
(далее - Концепция)
I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
НА 2006 ГОД И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2008
ГОДА
Основной задачей
бюджетной и налоговой политики Навашинского района на ближайшие годы
остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности
населения Навашинского района. Решение этой задачи возможно через
осуществление комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета
района, повышение конкурентоспособности экономики Навашинского
района, обеспечение социальной помощи нуждающимся.
Бюджетная политика района в 2006 году
в первую очередь будет направлена на создание условий и предпосылок
для максимально эффективного управления муниципальными финансами в
соответствии с приоритетами муниципальной политики. В 2006 году будет
продолжена реформа бюджетной политики, начатая в 2005 году. Реформа
бюджетной политики направлена на повышение эффективности бюджетных
расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных
учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг, призвана
исключить возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные
обязательства нижестоящих бюджетов без соответствующей передачи
доходных полномочий.
Реформа бюджетной политики будет
проведена параллельно с реформой местного самоуправления и
межбюджетных отношений. Предпосылки для проведения этих реформ
созданы в 2005 году. Принято и подготовлено к принятию значительное
количество районных законов и нормативных правовых актов,
направленных на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных
отношений в Навашинском районе, методик распределения финансовой
помощи.
Бюджетная и налоговая политика в 2006
году и на перспективу до 2008 года направлена на решение следующих
задач.
Увеличение налогового и неналогового
потенциала Навашинского района:
- максимальное использование органами
муниципальной власти возможностей применения налогового
законодательства в части своих полномочий;
- взаимодействие с бюджетообразующими
организациями на этапе бюджетного планирования.
Обеспечение стопроцентной
собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Навашинского
района:
- реализация механизма
реструктуризации задолженности организаций;
- активизация работы с крупными
налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.
Расширение налогооблагаемой базы по
налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций:
- стимулирование организаций,
наращивающих налогооблагаемую базу за счет инвестиций и направляющих
средства в экономику Навашинского района.
Создание условий и предпосылок для
максимально эффективного управления муниципальными финансами в
соответствии с приоритетами муниципальной политики:
- стимулирование органов местного
самоуправления, обеспечивших проведение реформы бюджетной политики;
- формирование реестров расходных
обязательств с целью отмены и изменения нормативных правовых актов,
устанавливающих не обеспеченные финансированием расходные
обязательства;
- повышение эффективности и
результативности использования бюджетных средств, переход от
управления бюджетными затратами к управлению результатами;
- построение бюджета на 2006 и
последующие годы с выделением бюджетов действующих и принимаемых
обязательств;
- совершенствование и расширение
сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- сохранение установленных
приоритетов бюджетных расходов на 2006 год: реализация мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан, установленных
нормативно-правовыми актами Навашинского района, поддержка
материнства и детства, проведение профилактики туберкулеза,
наркомании (борьба с ней), развитие физической культуры и спорта,
газификация сел района.
Оптимизация муниципального долга
Навашинского района в части стоимости и сроков заимствований.
II. БЮДЖЕТНАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
1. Общие положения
За основу
формирования доходной части бюджета Навашинского района на 2006 год
будут взяты основные параметры социально-экономического развития
района, прогнозируемые на 2006 год.
Дополнительно будут использованы
данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения
налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших
суммах доходов в консолидированный бюджет Навашинского района и
районный бюджет, информации отраслевых управлений и иных органов
исполнительной власти района о деятельности и перспективах развития
курируемых ими отраслей.
По предварительной оценке
министерства экономики и развития предпринимательства Навашинского
района среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2006 году
110,8%, в 2007 году - 107,9 процентов, в 2008 году - 106,5.
Формирование доходной части бюджета
Навашинского района на 2006 год будет производиться с учетом
планируемых на федеральном уровне изменений налогового
законодательства на 2006 год и мер по увеличению доходов бюджета
области, принимаемых на уровне Правительства области и органов
местного самоуправления района.
2. Политика в области
собственных доходов
Налоговая система в
настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования.
Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на
ее упрощение, достижение справедливости, прозрачности и экономической
обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные с
либерализацией налогового бремени, уже осуществлены.
Тем не менее отдельные изменения
налогового и бюджетного законодательства по-прежнему будут оказывать
существенное влияние на формирование доходной части бюджета района на
перспективу 2006 - 2008 гг.
Изменения коснутся налога на прибыль.
Сохранится курс на либерализацию налогового бремени по данному
доходному источнику. В частности, приняты отдельные изменения,
расширяющие перечень расходов, относящихся на себестоимость:
изменение с 30% до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы
текущего года на сумму убытков, полученных в предшествующих периодах;
введение "амортизационной премии" в виде отнесения на
расходы и учета при исчислении налоговой базы в том налоговом
периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов
стоимости основных фондов.
По специальным налоговым режимам
предусматривается увеличение объема доходов, дающего право на
применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 млн руб. в
год), расширение перечня расходов, которые разрешается учитывать при
формировании налоговой базы.
С 2007 года предполагается ввести
местный налог на недвижимое имущество жилищного фонда. Налог на
недвижимость должен заменить для соответствующих налогоплательщиков
(физических и юридических лиц) налог на имущество физических лиц, а
также налог на имущество организаций и земельный налог в части
налогообложения участков, на которых находятся соответствующие
строения. При этом предлагается принципиально новый подход к
определению налоговой базы, основанный на оценке рыночной стоимости
объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
С отменой в 2006 году налога на
имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, внесены
некоторые изменения в порядок налогообложения по налогу на доходы
физических лиц: имущество, облагаемое налогом при дарении, будет
облагаться налогом на доходы физических лиц. При этом доходы,
полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в
случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или)
близкими родственниками.
С 2006 года изменяется порядок
исчисления земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости
земельных участков. Установление ставок земельного налога становится
прерогативой органов власти поселений.
Реформирование земельного налога как
одного из крупнейших среди платежей за природные ресурсы и
значительного дохода местных бюджетов вызвало необходимость
консолидации усилий органов государственной власти, местного
самоуправления и других субъектов земельных отношений. Для
сглаживания последствий перехода на новую форму исчисления с 2006
года земельного налога (от кадастровой стоимости) в максимально
короткий срок необходимо создать исчерпывающий реестр земельных
участков и их собственников вплоть до уровня поселений. При этом с
целью сохранения на первом этапе достигнутого уровня поступлений
земельного налога, а на дальнейшую перспективу - его роста, необходим
максимальный учет не задействованных ранее в хозяйственном обороте
земель, а также земель, фактически используемых и ушедших из-под
налогообложения.
С приданием нового смысла понятию
налогового администрирования необходимо разработать систему мер,
усиливающих ответственность каждого администратора за полноту,
правильность и своевременность поступления администрируемых ими
платежей.
Налоговым органам и администраторам
налогов и сборов необходимо выстроить с налогоплательщиками работу по
укреплению налоговой дисциплины, созданию условий, способствующих
увеличению налоговых отчислений в бюджет области, отказу плательщиков
от использования схем, приводящих к сокрытию и оптимизации налогов,
выводу налоговых платежей в другие регионы.
По-прежнему значительное место будет
отводиться регулированию вопросов управления муниципальной
собственностью района.
Главное место в вопросах
собственности будет отводиться упорядочиванию арендных отношений на
землю и на объекты нежилого фонда как основных источников доходов от
использования собственности. Обеспечение единства и последовательного
развития методологической базы для исчисления ставок арендной платы
должно обеспечить рост этих источников. Кардинального пересмотра
потребует методология исчисления арендной платы за землю, что
обусловлено изменением в исчислении земельного налога.
Необходимо довести до максимального
упрощения и прозрачности процедуры оформления прав собственности на
землю и иного землепользования, обеспечив тем самым приток внешних
инвестиций.
На ближайшую перспективу необходимо
провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы по
вопросам земельных отношений в Навашинском районе, обеспечив при этом
максимальную доступность инвесторов к реестру свободных земель и
эффективное использование земельных участков.
В условиях разграничения
государственной собственности на землю, в целях избежания потерь
бюджета области от изменения в пользу федерального бюджета зачисления
арендных платежей особое внимание следует уделить определению
критериев целесообразности приобретения земель в собственность
области, а также созданию преференций для организаций, выкупающих
землю в собственность и переходящих на уплату земельного налога.
III. БЮДЖЕТНАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ
1. Основные подходы к
формированию расходной части
консолидированного бюджета района на
2006 год
Формирование
расходной части местных бюджетов на 2006 год будет проведено с учетом
реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений. Расходная
часть районного и консолидированного бюджетов будет строиться с
учетом возможности доходной части бюджетов.
При формировании расходной части
местного бюджета на 2006 год будут применены следующие подходы.
За основу формирования расходов
бюджета района будут взяты прогнозы расходов бюджета на 2005 год. Из
общей суммы расходов бюджета района будут пересчитаны расходы на
заработную плату с начислениями работникам бюджетной сферы, на
коммунальные услуги по бюджетной сфере, на выполнение полномочий,
которые с 2006 года будут финансироваться из районного бюджета, на
расходы, осуществляемые за счет субвенций из районного бюджета на
обеспечение образовательного процесса, на предоставление гражданам
субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Остальные расходы
будут проиндексированы на плановый уровень инфляции.
Отдельные статьи расходов останутся
на уровне 2005 года, исходя из возможности доходной части бюджетов.
Нормативы бюджетного финансирования
будут применены только по отдельным позициям:
- стандарт стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц;
- лимиты потребления тепло- и
электроэнергии по учреждениям бюджетной сферы;
- нормативы по государственному и
муниципальному управлению, утвержденные постановлением Правительства
Нижегородской области от 09.10.2002 № 265;
- при расчете расходов на вновь
вводимые учреждения социальной сферы будут применены нормативы,
действующие в 2003 году, с учетом индексации.
Фонд оплаты труда работникам
бюджетной сферы и аппарата управления будет рассчитан с учетом
пятипроцентной экономии на вакансии и больничные листы.
За основу расчета фонда оплаты труда
по бюджетной сфере будет взят прогнозный фонд 2005 года,
скорректированный на изменение показателей по сети, штатам и
контингентам учреждений бюджетной сферы Навашинского района. Фонд
оплаты труда будет рассчитан с учетом повышения ставки первого
разряда единой тарифной сетки с 1 сентября 2005 года до 800 рублей в
месяц и с 1 мая 2006 года - до 1100 рублей в месяц.
Финансирование здравоохранения
Навашинского района в 2005 году предполагается осуществлять из
следующих источников: районного бюджета и бюджета Территориального
фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование
неработающего населения в Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования Нижегородской области будет производиться за
счет средств областного бюджета централизованно.
2. Политика в области
агропромышленного комплекса
С 2006 года
поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением
мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) будет
производиться только за счет средств областного бюджета.
3. Политика в области
жилищно-коммунального хозяйства
Расходы на
жилищно-коммунальное хозяйство области на 2006 год будут
рассчитываться с учетом уровня платежей граждан за предоставляемые
жилищно-коммунальные услуги в размере 100 процентов от их стоимости.
Социальная защита населения района
будет обеспечена через выплату низкодоходным семьям субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг через учреждения банков и почтовой
связи.
Стандарт максимально допустимой доли
собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в
совокупном доходе семьи, исходя из социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления услуг, будет принят в размере 18%.
Средства на выплату субсидий будут
предусмотрены в областном фонде компенсаций и ежемесячно в виде
целевых субвенций будут передаваться в бюджет района.
Бюджетные ассигнования на капитальный
ремонт муниципального жилищного фонда будут рассчитаны, исходя из
стандартов стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв.
метр общей площади жилья в месяц по Нижегородской области на 2006 год
в размерах, дифференцированных по муниципальным образованиям и
утвержденных Правительством Нижегородской области. Размер
регионального стандарта стоимости капитального ремонта на 1 кв. метр
общей площади жилья в месяц определяется с учетом федерального
стандарта стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв.
метр общей площади жилья в месяц по Нижегородской области,
устанавливаемого Правительством Российской Федерации, и данных
регионального центра ценообразования в строительстве о средней
стоимости 1 кв. метра жилья в районах области.
4. Политика в области
муниципальных закупок
В 2006 году будет
продолжено совершенствование системы муниципальных закупок, цель
которой - повышение эффективности бюджетных расходов.
Муниципальные закупки в 2006 году
будут осуществляться в соответствии с Федеральным законом от
21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд". Каждый получатель бюджетных средств составляет план
закупок продукции (товаров, работ и услуг) с указанием номенклатуры,
объемов, суммы выделяемых средств, а также сроков. На основе планов
закупок формируется план районного муниципального заказа на 2006 год.
Размещение районного муниципального
заказа проводится на основании плана районного муниципального заказа.
Финансирование муниципальных
контрактов, заключенных по результатам размещения, осуществляется
после обязательной их регистрации в реестре контрактов. При
регистрации контрактов проверяется эффективность закупки продукции.
5. Тарифная политика
Тарифы на тепловую и
электрическую энергию для формирования бюджета на 2006 год будут
учитываться на основании данных региональной энергетической комиссии
Нижегородской области о прогнозных уровнях тарифов с учетом
утверждения Федеральной службой по тарифам предельных тарифов на
электрическую и тепловую энергию на 2006 год.
Все тарифы на электрическую и
тепловую энергию (мощность), плата за снабженческо-сбытовые услуги,
тарифы на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям
определяются на основании экономически обоснованных расходов,
понесенных энерго- и газоснабжающими организациями, обеспечения
получения обоснованной нормы прибыли и учета в структуре тарифов всех
налогов и иных обязательных платежей в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Тарифы на электрическую и тепловую
энергию устанавливаются с 1 января 2006 года и действуют до 31
декабря 2006 года.
6. Политика в области
капитальных вложений
Расходы на
капитальные вложения из районного бюджета в 2006 году планируется
определить на уровне 2005 года с учетом инфляции. В первую очередь
необходимо направить средства на сокращение кредиторской
задолженности, на завершение строительства объектов (пусковых
комплексов), запланированных к вводу в 2006 году, и продолжить
строительство объектов (пусковых комплексов) с высокой степенью
готовности (свыше 70%).
По вновь начинаемым объектам,
включенным в план капитального строительства, подбор подрядной
организации необходимо проводить на конкурсной основе в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
В перечень объектов капитального
строительства в приоритетном порядке должны включаться:
- переходящие с 2005 года стройки и
объекты, подлежащие завершению строительством в 2006 году (т.е.
вводные в 2006 году объекты);
- стройки и объекты, по которым
районными муниципальными заказчиками обеспечивается привлечение в
2006 году дополнительных средств из внебюджетных источников
финансирования;
- переходящие стройки и объекты
(пусковые комплексы), имеющие высокую степень технической готовности
(более 70%).
При необходимости администрация
Навашинского района производит перераспределение, изменение и
дополнение объемов капитальных вложений по стройкам и объектам с
внесением соответствующих изменений в план капитального строительства
и в роспись расходов районного бюджета в пределах одного
распорядителя средств до 10 процентов от утвержденных годовых объемов
капитального строительства.
Продолжится практика льготного
кредитования нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан для
приобретения и строительства жилья и льготного кредитования населения
на газификацию жилья с компенсацией части процентной ставки из
средств местного бюджета.
Продолжится реализация Программы
ипотечного кредитования населения Навашинского района.
7. Политика в области
управления муниципальным
долгом Навашинского района
Управление
муниципальным долгом Навашинского района будет осуществляться в
соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом
Навашинского района на период до 2010 года по пяти взаимосвязанным
направлениям:
- бюджетная политика в части
планирования объема и структуры муниципального долга Навашинского
района;
- осуществление заимствований и
проведение операций с муниципальным долгом, направленных на
оптимизацию его структуры и сокращение расходов на обслуживание;
- мобилизация собственных активов
района и оптимизация управления этими активами. Реализация комплекса
мер по работе с должниками бюджета в целях снижения потребности в
заимствованиях;
- использование механизма
муниципальных гарантий в целях реализации проектов в приоритетных
отраслях промышленности, сельского хозяйства, социальной политики;
- организация учета долговых
обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы
исполнения долговых обязательств.
В рамках указанных направлений
планируется решение следующих задач:
- разработка и совершенствование
нормативной правовой базы и методических рекомендаций с целью
упорядочения процесса планирования объема и структуры муниципального
долга;
- определение и поддержание объема
долга на экономически безопасном уровне;
- минимизация стоимости обслуживания
долга;
- снижение удельного веса
краткосрочных долгов путем их погашения либо рефинансирования;
- равномерное распределение во
времени связанных с долгом платежей;
- активизация мер по взысканию
имеющихся задолженностей в районный бюджет. Уменьшение объема
просроченных долгов и минимизация потерь при их возврате.
8. Реформирование
бюджетного процесса
В целях исполнения
постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N
249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"
будут продолжены мероприятия по реформированию бюджетного процесса в
Навашинском районе.
В 2005 году проведены следующие
мероприятия по реформированию бюджетного процесса в районе:
- формирование и исполнение бюджета
района строится по новой бюджетной классификации. Бюджетная
классификация интегрирована с единым планом счетов бюджетного учета.
Вместо 27 разделов функциональной классификации введено 11.
Реформирование бюджетного процесса
предполагается осуществить по следующим основным направлениям:
а) выделение при формировании
бюджетов действующих и принимаемых обязательств. Действующие
обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть
бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении.
Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при наличии
соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и
при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
В аналитических целях при
формировании районного бюджета на 2006 год планируется выделить
бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств, не применяя
такое выделение при утверждении и исполнении бюджета. К принимаемым
обязательствам относятся увеличение или введение новых трансфертов
населению, увеличение заработной платы, денежного довольствия,
досрочное погашение муниципального долга, предоставление услуг сверх
установленных нормативов, увеличение ассигнований на действующие или
новые программы, новые бюджетные инвестиции, предоставление бюджетных
кредитов.
Основным принципом бюджетного
планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме
действующих обязательств;
б) применение среднесрочного
финансового планирования. В целях повышения роли в бюджетном процессе
перспективного финансового плана в 2006 году планируется разработать
и утвердить администрацией Навашинского района перспективный
финансовый план в текущем году. Утверждение перспективного
финансового плана позволит повысить предсказуемость бюджетной
политики и качество подготовки бюджета;
в) совершенствование и расширение
сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
Это основное направление реформирования бюджетного процесса,
предполагающее переход преимущественно к программно-целевым методам
бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между
распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми
результатами их использования в соответствии с установленными
приоритетами муниципальной политики.
В рамках этого направления
администрации района в 2006 году необходимо будет провести следующие
мероприятия:
- совершенствование методологии
разработки и реализации районных целевых программ;
- использование в бюджетном процессе
ведомственных целевых программ;
- распределение части бюджета
принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки
действующих и предлагаемых к принятию программ;
- расширение полномочий
администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета;
- оптимизация расходов на содержание
бюджетных учреждений.
IV. ФОРМИРОВАНИЕ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В НАВАШИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2006 ГОД