ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
НАВАШИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2005 г. № 407
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005 - 2008 ГГ.
Рассмотрев и обсудив
программу "Одаренные дети" на 2005 - 2008 гг., Земское
собрание постановляет:
1. Утвердить программу "Одаренные
дети" на 2005 - 2008 гг.
2. Администрации района уточнить
бюджет на финансирование мероприятий Программы по исполнению бюджета
за 1-е полугодие 2005 года.
3. Контроль за исполнением Программы
возложить на постоянную комиссию по социальной политике (председатель
В.Ф. Кондранин).
Председатель Земского
собрания
А.И.ОРЛОВ
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Навашинского района
от 16.06.2005 № 407
ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005
- 2008 ГГ.
Наименование
Программы: "Одаренные дети".
Заказчик Программы: управление
образования администрации Навашинского района.
Основной разработчик Программы: ИДК
управления образования администрации Навашинского района.
Цели и задачи Программы:
- формирование системы работы с
одаренными детьми;
- развитие интеллектуальных ресурсов
района;
- создание оптимальных условий для
развития и реализации потенциальных возможностей и способностей
одаренных детей.
Сроки реализации Программы: 2005 -
2008 годы.
Исполнители основных мероприятий
Программы: управление образования администрации Навашинского района,
ИДК, ОУ, ДОУ, УДО.
Источники финансирования Программы:
средства районного бюджета, средства областного бюджета.
Ожидаемые конечные результаты
Программы: формирование системы работы с одаренными детьми.
Система контроля за исполнением
Программы: управление образования администрации Навашинского района.
Программа соответствует основным
принципам государственной политики РФ в области образования,
изложенным в Законе РФ "Об образовании" и других
законодательных актах:
- гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье;
- единство культурного и
образовательного пространства, защита и развитие системы образования,
национальной культуры;
- общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников;
- обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации.
Программа направлена прежде всего на
формирование системы работы с одаренными детьми, на совершенствование
содержания образования, совершенствование системы повышения
квалификации и профессионального мастерства, на повышение престижа
талантливых людей, на усиление материально-технической базы.
Районная программа "Одаренные
дети" является составной частью региональной программы
"Одаренные дети".
I. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
Современные
изменения и преобразования в нашей стране и в обществе выявили
потребность в людях творческих, активных, мыслящих неординарно.
Неудивительно, что одной из приоритетных задач в современном
образовании стала проблема раннего выявления и обучения талантливой
молодежи.
В районе накоплен немалый опыт работы
с одаренными детьми, заслуживающий одобрения и дальнейшего
совершенствования:
- завершена работа по созданию
системы выявления и поддержки одаренных детей (существует и ежегодно
пополняется банк данных по одаренным детям);
- во всех ОУ создаются условия для
развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей
через систему школьных олимпиад, смотров, конкурсов, соревнований
различной направленности (отслеживание детей в ОУ ведется с
начального звена);
- в районе завершена дифференциация
образовательной системы (функционируют гимназия, начальная школа -
детский сад, школа с углубленным изучением отдельных предметов);
дифференцированный подход к обучению осуществляется во многих ОУ
(внутриклассная дифференциация);
- была организована поддержка ОУ в
системе дошкольного, общего среднего образования, на базе которой
эффективно работали в 2001 - 2003 гг. районные экспериментальные
площадки по экологическому направлению (ДОУ № 6 "Аленка",
гимназия);
- продолжается работа по
социально-экономической поддержке одаренных детей (стипендии
отличникам учебы, ценные подарки победителям и призерам районных
олимпиад, смотров и конкурсов; выдаются направления выпускникам в
педагогические вузы из числа одаренных детей; районный праздник
чествования выпускников-медалистов и т.д.);
- районная конференция "Одаренные
дети - кто они? Как работать с одаренными детьми?", прошедшая в
январе 2003 года, дала толчок усилению интеграции деятельности
учреждений общего и дополнительного образования в решении задач
развития детской одаренности.
В целях поддержки талантливых детей
управление образования совместно с ИДК, ОУ района в системе проводят
школьные и районные олимпиады, смотры, конкурсы, соревнования,
турниры, конференции различной направленности. Итогом данной работы
является ежегодное участие наших детей в областных олимпиадах,
математическом конкурсе "Кенгуру", конкурсе по русскому
языку "Медвежонок", в олимпиаде-конкурсе "Таланты
земли Нижегородской", в соревнованиях "Веселые старты"
и "Безопасное колесо"; конкурсах технического и
художественного творчества. Растет число выпускников, оканчивающих
школу с золотыми и серебряными медалями. Стабильно высоким является
процент поступления выпускников в вузы.
Вместе с тем остается достаточно
острой проблема раннего выявления и развития одаренных детей, а также
финансового обеспечения Программы по отдельным направлениям.
Разработанная Программа
предусматривает систему мер, направленных на раннее выявление,
обучение, воспитание и поддержку одаренных детей.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Программа ставит
своей целью:
- формирование системы работы с
одаренными детьми;
- воспитание талантливого ребенка как
гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу;
- повышение социального статуса
творческой личности.
III. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Развитие
образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической
базы ОУ, работающих с одаренными детьми.
- Работа с одаренными в
общеобразовательных школах.
Изучение состояния работы с
одаренными детьми. Сбор, обобщение и распространение положительного
опыта, поиск, апробация новых технологий. Особенности работы с
одаренными по различным направлениям.
- Работа в системе дополнительного
образования.
Изучение состояния дополнительного
образования в районе. Создание банка методик дополнительного
образования одаренных по различным направлениям, организация обмена
опытом. Обобщение опыта работы учреждений дополнительного образования
с учителями и родителями, выработка рекомендаций.
- Подготовка и переподготовка кадров,
работающих с одаренными детьми.
Включаются мероприятия, направленные
на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными
детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами),
владеющими современными методиками выявления и обучения одаренных
детей. Организация семинаров, конференций по проблемам работы с
одаренными детьми.
- Работа с психологическими службами.
Создание новых форм работы с
одаренными детьми.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация
мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- начать целенаправленное
формирование будущей интеллектуальной элиты района;
- поднять статус человека,
обладающего талантом;
- разработать основы для развития
одаренности у детей в современных условиях;
- укрепить материально-техническую
базу учреждений, работающих с одаренными детьми;
- повысить профессиональный уровень
учителей, работающих по данному направлению;
- организовать подготовку и
переподготовку кадров для работы с одаренными детьми.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005 -
2008 ГОДЫ
┌───┬─────────────────────────────┬──────────┬──────────────┬───────────────┐
│ № │
Мероприятия │ Сроки │ Исполнители │
Стоимость │
│п/п│
│исполнения│ │ (в
тыс. │
│ │ │ (годы)
│ │ руб.) │
│ │ │ │
│ по годам
│
├───┼─────────────────────────────┴──────────┴──────────────┴───────────────┤
│ │ I.
Развитие образовательных учреждений, │
│ │ работающих
с одаренными детьми │
├───┼─────────────────────────────┬──────────┬──────────────┬───────────────┤
│1. │Целенаправленная
поддержка│ │Администрация,│400,0
│
│ │материально-технической
базы│ │управление │2005 г. - 100,0│
│ │образовательных
учреждений,│ │образования │2006 г. -
100,0│
│ │работающих
с одаренными│ │ │2007 г. -
100,0│
│ │детьми (в том
числе выход в│ │ │2008 г. -
100,0│
│ │Интернет,
установка новых│ │ │(районный
│
│ │компьютерных
классов): │ │ │бюджет)
│
│ │- гимназия
│ 2005 - │ │
│
│ │- школа № 4
с углубленным│ 2008 гг. │ │
│
│ │изучением
математики и│ │ │
│
│ │информатики
│ │ │
│
├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼───────────────┤
│2. │Поддержка
материально-│ 2005 - │ │490,0
│
│ │технической
базы Дворца│ 2008 гг. │ │2005 г. -
100,0│
│ │детского
творчества │ │ │2006
г. - 130,0│
│ │ │ │
│2007 г. -
130,0│
│ │ │ │
│2008 г. -
130,0│
│ │ │ │
│(районный
│
│ │ │ │
│бюджет)
│
├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼───────────────┤
│3. │Создание
материально-│ 2005 - │Администрация,│50,0
│
│ │технической
базы для│ 2008 гг. │управление │2005 г. -
10,0│
│ │подготовки
и развития│ │образования │2006 г. -
10,0│
│ │одаренных
детей дошкольного│ │ │2007
г. - 15,0│
│ │возраста
(развивающие игры,│ │ │2008
г. - 15,0│
│ │методическая
литература) │ │ │(районный
│
│ │ │ │
│бюджет)
│
├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼───────────────┤
│4. │Организация
индивидуальных│ 2005 - │Управление │10,0
│
│ │занятий с
одаренными детьми│ 2008 гг. │образования, │2005
г. - 2,5│
│ │по подготовке
к районным│ │ИДК │2006 г. -
2,5│
│ │олимпиадам (с
дополнительной│ │ │2007 г. -
2,5│
│ │оплатой
учителей) │ │ │2008
г. - 2,5│
│ │ │ │
│(районный
│
│ │ │ │
│бюджет)
│
│ │Оплата
руководителям РМО по│ 2005 - │ │20,0
│
│ │предметам
│ 2008 гг. │ │2005 г. -
5,0│
│ │ │ │
│2006 г. -
5,0│
│ │ │ │
│2007 г. -
5,0│
│ │ │ │
│2008 г. -
5,0│
│ │ │ │
│(областной
│
│ │ │ │
│бюджет)
│
├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼───────────────┤
│5. │Организация
и проведение│ 2005 - │Управление │150,0
│
│ │ежегодных
смотров, конкурсов,│ 2008 гг. │образования, │2005
г. - 37,5│
│ │конференций,
олимпиад│ │ИДК, Дворец│2006 г. -
37,5│
│ │различной
направленности: │ │детского │2007
г. - 37,5│
│ │- технического
творчества │ │творчества │2008 г. -
37,5│
│ │- спортивные
│ │ │(районный
│
│ │-
художественного творчества │ │
│бюджет) │
│ │- социальные
│ │ │
│
├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼───────────────┤
│6. │Проведение
семинаров,│ 2005 - │ИДК │5,0
│
│ │конференций
по изучению,│ 2008 гг. │ │2005 г. -
1,25│
│ │распространению
новых методик│ │ │2006 г. -
1,25│
│ │и технологий
│ │ │2007 г. -
1,25│
│ │ │ │
│2008 г. -
1,25│
│ │ │ │
│(районный
│
│ │ │ │
│бюджет)
│
├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼───────────────┤
│7. │Участие
одаренных детей│ 2005 - │Управление │1360,0
│
│ │района в
работе летних и│ 2008 гг. │образования, │2005
г. - 340,0│
│ │зимних школ
для одаренных (на│ │ИДК (по │2006 г.
- 340,0│
│ │базе ОСООДЦ
"Лазурный") │ │документам
│2007 г. - 340,0│
│ │ │ │МОиН
│2008 г. - 340,0│
│ │ │
│Нижегородской
│(областной │
│ │ │
│области) │бюджет)
│
├───┼─────────────────────────────┴──────────┴──────────────┴───────────────┤
│ │ II.
Информационная и психолого-педагогическая │
│ │ поддержка
одаренных детей │
├───┼─────────────────────────────┬──────────┬──────────────┬───────────────┤
│1. │Диагностика,
анализ│ 2005 - │ИДК, районное│
│
│ │результатов,
пополнение│ 2008 гг. │МО школьных│
│
│ │районного
банка данных по│ │психологов │
│
│ │одаренным
детям │ │ │
│
├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼───────────────┤
│2. │Деятельность
"Школы будущего│ 2005 - │ИДК, РМО│
│
│ │первоклассника"
│ 2008 │школьных │
│
│ │ │
│психологов │
│
├───┼─────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼───────────────┤
│3.
│Психолого-педагогическое │ 2005 - │ИДК,
районный│ │
│ │консультирование
родителей:│ 2008 гг. │психолог │
│
│ │"Интеллектуальный
и│ │ │
│
│ │творческий
потенциал│ │ │
│
│ │