Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Земского собрания
Балахнинского района от 28.11.2006 № 245


"О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОНТРОЛЬ ЗА ОБЪЕКТАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В
СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В Г. БАЛАХНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГГ."


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
БАЛАХНИНСКОГО РАЙОНА




РЕШЕНИЕ


от 28 ноября 2006 г. № 245




О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ


"КОНТРОЛЬ ЗА ОБЪЕКТАМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ


СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА В Г. БАЛАХНЕ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 -
2008 ГГ."




Рассмотрев
представленную администрацией района межведомственную комплексную
целевую программу "Контроль за объектами окружающей среды в
системе социально-гигиенического мониторинга в г. Балахне
Нижегородской области на 2007 - 2008 гг.", разработанную в
соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Федеральным законом "Об охране окружающей природной среды"
от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 4, 20 Устава Балахнинского муниципального
района, Земское собрание решило:


1. Утвердить межведомственную
комплексную целевую программу "Контроль за объектами окружающей
среды в системе социально-гигиенического мониторинга в г. Балахне
Нижегородской области на 2007 - 2008 гг." (прилагается).


2. Администрации района при
формировании районного бюджета на 2007 и 2008 годы рассмотреть
возможность финансирования Межведомственной комплексной целевой
программы в полном объеме.


3. Контроль за исполнением данного
решения возложить на постоянную комиссию Земского собрания по
аграрной политике, экологии и природопользованию.




Глава местного
самоуправления


Н.М.ФЕДОРОВ












Утверждена


решением


Земского собрания


Балахнинского района


от 28.11.2006 № 245




МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


"КОНТРОЛЬ ЗА ОБЪЕКТАМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ


СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА В Г. БАЛАХНЕ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 -
2008 ГГ."




ПАСПОРТ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


"КОНТРОЛЬ ЗА ОБЪЕКТАМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ


СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В Г. БАЛАХНЕ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008
ГГ."





1. Наименование
Районная межведомственная комплексная

Программы
целевая программа "Контроль за объектами

окружающей
среды в системе социально-

гигиенического
мониторинга в г. Балахне

Нижегородской
области на 2007 - 2008 гг."



2. Основание для -
Федеральный закон "О санитарно-

разработки Программы
эпидемиологическом благополучии

населения"
№ 52-ФЗ от 30.03.1999

-
Федеральный закон "Об охране

окружающей
природной среды" № 7-ФЗ от

10.01.2002

-
постановление Правительства РФ "Об

утверждении
Положения о проведении

социально-гигиенического
мониторинга" N

60 от
02.02.2006

-
постановление Правительства РФ "Об

утверждении
Положения о государственной

службе
наблюдения за состоянием

окружающей
природной среды" № 622 от

23.08.2000

-
постановление Правительства

Нижегородской
области от 11.06.2003

№ 174
"Об утверждении межведомственной

комплексной
целевой программы "Развитие

системы
социально-гигиенического

мониторинга
в Нижегородской области на

2004
- 2008 годы"



-->
примечание.

В официальном тексте
документа, видимо, допущена опечатка:

имеется в виду пункт 4
постановления Администрации Нижегородской

области от 14.03.2001 № 53, а
не пункт 2.4.



-
постановление Администрации

Нижегородской
области "О введении

социально-гигиенического
мониторинга в

Нижегородской
области" № 53 (п. 2.4) от

14.03.2001



-->
примечание.

Текст приказа
Роспотребнадзора от 26.04.2005 № 385 включен в

информационные банки СПС
--> Эксперт-приложение и СПС

КонсультантМедицинаФармацевтика.



-
приказ Федеральной службы по надзору в

сфере
защиты прав потребителей и

благополучия
человека от 26.04.2005 № 385

"Об
организации работ по социально-

гигиеническому
мониторингу"



-->
примечание.

Текст приказа
Роспотребнадзора ОТ 15.02.2006 № 23 "О мерах по

реализации постановления
Правительства Российской Федерации от

02.02.2006 № 60 "Об
утверждении Положения о проведении

социально-гигиенического
мониторинга" включен в информационный

банк СПС
КонсультантМедицинаФармацевтика.



-
приказ Федеральной службы по надзору в

сфере
защиты прав потребителей и

благополучия
человека от 15.02.2006 № 23


мерах по реализации постановления

Правительства
РФ от 02.02.2006 № 60 "Об

утверждении
Положения о проведении

социально-гигиенического
мониторинга"

-
нормативные и методические акты,

соответствующие
приказы Министерства

здравоохранения
и социального развития

РФ



3. Государственный
Администрация Балахнинского района

заказчик Программы



4. Основные
ТО управления Роспотребнадзора по

разработчики
Нижегородской области в Балахнинском,

Программы
Чкаловском районах, филиал ФГУЗ "Центр

гигиены
и эпидемиологии в Нижегородской

области
в Балахнинском, Чкаловском

районах",
отдел охраны природы

администрации
Балахнинского

муниципального
района



5. Основные
Администрация Балахнинского

исполнители
муниципального района, ТО управления

Программы
Роспотребнадзора по Нижегородской области

в
Балахнинском, Чкаловском районах,

филиал
ФГУЗ "Центр гигиены и

эпидемиологии
в Нижегородской области в

Балахнинском,
Чкаловском районах",

Городецкий
межрайонный отдел по

экологическому
контролю комитета охраны

природы
и управления природопользования

Нижегородской
области, Верхневолжское

УГМС,
МП "Водоканал" МО "БР", другие

предприятия
Балахнинского района



6. Основные цели и
Цель: совершенствование работы по СГМ,

задачи Программы
организация на базе компьютерных

технологий
системы сбора, обработки,

хранения
и выдачи информации,

обеспечивающей
динамическую оценку

здоровья
населения и среды обитания для

разработки
обоснованных медико-

реабилитационных,
природоохранных,

социально-экономических
и управленческих

решений.
Задачи:

а)
гигиеническая оценка факторов среды

обитания

б)
выявление причинно-следственных связей

между
состоянием здоровья населения г.

Балахны
и воздействием факторов среды

обитания

в)
установление причин и выявление

условий
возникновения и распространения

инфекционных
и массовых неинфекционных

заболеваний
(отравлений)

г)
формирование единого районного фонда

информационных
ресурсов Балахнинского

района
Нижегородской области, касающихся

обеспечения
санитарно-эпидемиологической

безопасности
и здоровья населения,

состояния
объектов окружающей среды,

социально-экономических
факторов,

качества
и безопасности пищевых

продуктов
и т.д.

д)
межведомственная координация

деятельности
по ведению СГМ

е)
выработка предложений для принятия

управленческих
решений органами

исполнительной
власти и местного

самоуправления
в целях обеспечения

санитарно-эпидемиологического

благополучия
населения, реализации

природоохранных
и медико-

реабилитационных
мероприятий



7. Сроки реализации
2007 - 2008 гг.

Программы



8. Предполагаемые
Общая сумма затрат составляет:

объем и источники 2007
г. - 994216,5 руб.

финансирования 2008
г. - 1193059,8 руб., в том числе:

- за
счет средств районного бюджета:

2007
г. - 375359 руб., 2008 г. -

450430,8
руб.

- за
счет средств областного бюджета:

2007
г. - 30000 руб., 2008 г. - 36000

руб.

- за
счет федеральных средств: 2007 г. -

402155
руб., 2008 г. - 482586 руб.

- за
счет средств предприятий: 2007 г. -

186702,5
руб., 2008 г. - 224043 руб.



9. Ожидаемые
Реализация Программы к 2008 г. приведет

результаты реализации к
созданию в Балахнинском районе

Программы
Нижегородской области единого

информационного
фонда данных о состоянии

здоровья
населения и влияющих на него

факторов
(экологических, санитарно-

эпидемиологических).
Это позволит

повысить
эффективность и

целенаправленность
действий всех

участников
системы социально-

гигиенического
мониторинга по разработке

управленческих
решений (целевых

программ)
профилактики и улучшения

демографической
ситуации и здоровья

населения
в Балахнинском районе

Нижегородской
области, в том числе

снижение
общей и инфекционной

заболеваемости
населения на 1,5%,

поддержание
профессиональной

заболеваемости
на уровне показателей

2004
- 2006 гг., снижение заболеваний,

обусловленных
алиментарным фактором и

дефицитом
микронутриентов



10. Управление
Контролирующий орган: ТО управления

Программой и контроль
Роспотребнадзора по Нижегородской

за ходом ее реализации
области в Балахнинском, Чкаловском

районах.

Форма
контроля:

-
проверка отчетов участников Программы

о
ходе ее выполнения - один раз в год

-
отчет ТО управления Роспотребнадзора

по
Нижегородской области в Балахнинском,

Чкаловском
районах о выполнении и ходе

финансирования
Программы из бюджетов

различных
уровней главе администрации

Балахнинского
района и в Земское

собрание
Балахнинского района - 2 раза в

год



11. Механизмы
Реализация Программы обеспечивается

реализации Программы
взаимодействием участников ведения СГМ

на
основании взаимного обмена

информацией.

Внедрение
единых программных комплексов,

формирование
унифицированных баз данных

и
организация работы в едином

информационном
поле.

Предусматривается
информирование

администрации
Балахнинского района

(ежегодный
доклад) и населения (через

СМИ)
о результатах мониторинга состояния

здоровья
населения и среды его обитания




1. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ


КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОНТРОЛЬ ЗА ОБЪЕКТАМИ


ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО


МОНИТОРИНГА В Г. БАЛАХНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


НА 2007 - 2008 ГГ."




Фактическое состояние
вопроса




Федеральным законом
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
социально-гигиенический мониторинг определен как государственная
система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания,
их анализа, оценки и прогноза.


Постановлением Правительства
Российской Федерации № 426 от 01.06.2000 введение этой системы
возложено не только на федеральную службу, но и на заинтересованные
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Утверждено Положение о соцгигмониторинге. Совместно с Росгидрометом
Минэкономразвития России, Минсельхозом России, МПР России,
Роскомстатом приняты совместные организационно-методические
документы. Начата работа по созданию федерального информационного
фонда данных соцгигмониторинга. Активно ведется разработка
программных продуктов.


Постановлением Правительства
Нижегородской области от 11.06.2003 № 174 утверждена межведомственная
комплексная целевая программа "Развитие системы
социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004
- 2008 годы". Решение вопроса обеспечения безопасности населения
Нижегородской области требует комплексного подхода, совместных усилий
федеральных и региональных органов исполнительной власти.


По данным ВОЗ, состояние здоровья
населения на 50 - 60% зависит от уровня социально-экономического
развития, на 30 - 40% - от решения экологических проблем и лишь на 15
- 20% - от развития системы здравоохранения.


Из факторов, оказывающих негативное
влияние на состояние здоровья населения, особенно для городских
поселений и промышленно развитых территорий, следует особо выделить
загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы. Поэтому наблюдение за
состоянием объектов окружающей среды и улучшение качества среды
обитания населения в настоящее время является предметом особого
внимания.


Проблемы воды, атмосферного воздуха,
почвы и здоровья населения являются приоритетными в г. Балахне. Для
решения задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
и ведения социально-гигиенического мониторинга, актуальных для
Балахнинского района, возникла необходимость разработать аналогичную
районную программу.


В г. Балахне вопросами контроля за
состоянием окружающей среды занимаются несколько организаций: ТО
управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Балахнинском,
Чкаловском районах, филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Нижегородской области" в Балахнинском, Чкаловском районах,
Городецкий межрайонный отдел по экологическому контролю комитета
охраны природы и управления природопользования Нижегородской области,
отдел охраны природы администрации Балахнинского муниципального
района, посты наблюдения Верхневолжского межрегионального
территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды.


Аналитические лаборатории, способные
проводить контроль загрязнения окружающей среды, имеют несколько
крупных предприятий и учреждений г. Балахны: филиал ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Балахнинском,
Чкаловском районах", МП "Водоканал" МО "БР",
ОАО "Волга", ЗАО "ПО "Полиграфкартон", ОП
"НиГРЭС", ЗАО "Мебельная фабрика", ОАО
"Правдинский завод радиорелейной аппаратуры".


Вопросами уровня заболеваемости
населения занимаются ТО ТУ Роспотребнадзора в Балахнинском,
Чкаловском районе, филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Нижегородской области в Балахнинском, Чкаловском районах", МУ
"Балахнинская ЦРБ".


Все выше перечисленные организации
имеют свой круг задач и объектов наблюдения, источники
финансирования. Действия этих организаций по ряду вопросов
комплексны. Определенный круг вопросов решается в соответствии с
межведомственной комплексной целевой программой "Развитие
системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области
на 2004 - 2008 гг.", утвержденной постановлением Правительства
Нижегородской области от 11.06.2003 № 174. Тем не менее в связи с
выходом ряда новых нормативных актов, изменением
нормативно-методических документов, расширением возможностей
лабораторий и т.д. организация работы по СГМ в разрезе Балахнинского
района требует детальной проработки.




2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ




В связи с тем, что
возможности каждой организации, участвующей в СГМ, ограничены как в
оснащении, так и в перечне определяемых показателей, информация о
состоянии окружающей среды в г. Балахне на данный момент является не
полной и даже во всей совокупности не может служить базовой основой
для решения задач социально-гигиенического мониторинга.


Основной целью Программы является:


организация системы сбора, обработки,
хранение и выдача информации, обеспечивающей динамическую оценку
здоровья населения и среды обитания для разработки обоснованных
природоохранных, социально-экономических и медико-реабилитационных
управленческих решений.


В связи с вышеизложенным основными
задачами Программы являются:


- объединение усилий всех служб в
системе социально-гигиенического мониторинга с целью оптимизации
системы наблюдения, получения полной и систематизированной информации
об экологической обстановке в г. Балахне;


- создание единого банка данных
информации о состоянии среды обитания;


- оперативное доведение информации до
органов власти и вышестоящего звена;


- комплексная обработка полученной
информации;


- выработка рекомендаций для принятия
оперативных и перспективных управленческих решений.




3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ




Комплексная
программа мониторинга окружающей среды в г. Балахне состоит из
следующих разделов:


1. Мониторинг атмосферного воздуха.


2. Мониторинг радиационного фактора.


3. Мониторинг водной среды.


4. Мониторинг почвенного покрова.


5. Информационное обеспечение
социально-гигиенического мониторинга.




Мониторинг
атмосферного воздуха




Состояние вопроса.


Загрязнение атмосферного воздуха г.
Балахны и п. Гидроторф обусловлено наличием большого количества
мелких низкой и средней высоты источников нагретых и холодных
выбросов. Это предприятия целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей,
оборонной, энергетической отраслей, а также химической и пищевой
промышленности, промышленности металлических конструкций и изделий,
сельского хозяйства, предприятий материально-технического снабжения и
транспорт. Загрязнение атмосферного воздуха связано с прохождением
через г. Балахну грузопотоков по трассе Н.Новгород - Заволжье -
Иваново, а также с наличием в черте города ж/д переездов на пр.
Дзержинского (мкрн Правдинск) и ул. Энгельса (г. Балахна).


За период с 2003 года по 2004 год
наблюдалось уменьшение, а в 2005 году - увеличение валовых выбросов в
атмосферный воздух:


2003 год - 2322,665 тонны/год;


2004 год - 1942,342 тонны/год;


2005 год - 2856,974 тонны/год.


Всего на территории Балахнинского
района 250 организованных источников выбросов в атмосферный воздух,
из них только 2% оснащены очистными сооружениями типа "Циклон".


Основные предприятия, осуществляющие
выброс вредных веществ и количество валовых выбросов, представлены в
таблице:




┌───┬─────────────────────────────────┬──────────────────────────┐


№ │ Название
предприятия (адрес, │ Валовый выброс │


п/п│ отрасль
промышленности) │загрязняющих веществ (т/г)│


│ │
├────────┬────────┬────────┤


│ │ │2003
год│2004 год│2005 год│


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


1. │ОАО филиал
Нижегородской│2061,942│1736,547│2667,261│


│ │генерирующей
компании,│ │ │ │


│ │Нижегородская
ГРЭС, г. Балахна,│ │ │ │


│ │ул.
Свердлова, производство,│ │ │


│ │передача и
распределение энергии │ │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤





-->
примечание.

Нумерация пунктов дана
в соответствии с официальным текстом

документа.




1. │ОАО
"Балахнинская птицефабрика",│ 92,280│
52,298│ 56,9 │


│ │Балахнинский
район, п. 1 Мая,│ │ │ │


│ │пищевая
промышленность │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


2. │ЗАО
"Балахнинская мебельная│ 88,611│ 85,896│
70,824│


│ │фабрика",
г. Балахна, ул.│ │ │ │


│ │Лесопильная,
2, производство│ │ │ │


│ │мебели
│ │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


3. │ОАО "ПЗРА",
г. Балахна, ул.│ 39,844│ 33,321│ 20,460│


│ │Горького,
34, производство│ │ │ │


│ │аппаратуры
для радио,│ │ │ │


│ │телевизионной
связи │ │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


4. │МП "Тепловые
сети" МО "БР", г.│ 14,038│ 13,466│
13,144│


│ │Балахна, ул.
К. Либкнехта, 37,│ │ │ │


│ │коммунальное
предприятие │ │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


5. │ОАО "Волга",
г. Балахна, ул.│ 12,581│ 13,189│ 18,627│


│ │Горького, 1,
производство бумаги │ │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


6. │ГУ
"Комбинат "Монтаж",│ 5,762│
5,251│ 5,214│


│ │Балахнинский
район, п. Лукино,│ │ │ │


│ │склады
нефтепродуктов │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


7. │МП
"Водоканал" МО "БР", г.│ 4,783│
0,012│ 0,011│


│ │Балахна, ул.
Энгельса, 44,│ │ │ │


│ │коммунальное
предприятие │ │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


8. │ЗАО "ПО
"Полиграфкартон", г.│ 2,436│ 1,953│
1,123│


│ │Балахна, ул.
ЦКК, 1, производство│ │ │ │


│ │картона
│ │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


9. │ОАО "ПКБ",
г. Балахна, ул.│ 0,388│ 0,409│ 0,411│


│ │Горького,
34, разработка и│ │ │ │


│ │внедрение
новой аппаратуры для│ │ │ │


│ │радио,
телевизионной связи │ │ │


├───┼─────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤


│ │Итого по
Балахнинскому району │2322,665│1942,342│2856,974│


└───┴─────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘




В рамках проведения
производственного контроля за качеством атмосферного воздуха в зоне
влияния предприятий города и реализации Программы социального
мониторинга за качеством атмосферного воздуха населенных мест
проводится лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха в
границах санитарно-защитных зон предприятий и на территории жилой
застройки ведомственными лабораториями 4 предприятий города (ОАО
"Волга", ОАО "ПЗРА", ЗАО ПО "Полиграфкартон",
ЗАО "Мебельная фабрика"), а также лабораторией филиала ФГУЗ
по Нижегородской области в Балахнинском, Чкаловском районах.


В 2005 году, по результатам
лабораторного контроля ТО Роспотребнадзора, наибольшее количество
нестандартных проб по показателю диоксид азота зарегистрировано около
железнодорожного переезда ОАО "Волга" в мкрн Правдинск.


По данным ведомственных лабораторий,
в 2005 году регистрировалось превышение до 2,37 ПДК по сероводороду и
до 1,5 ПДК по диоксиду азота в санитарно-защитной зоне ОАО "Волга"
в 300 метрах от механических очистных сооружений (мкрн Правдинск).
При неблагоприятных метеоусловиях и северном ветре поступают жалобы
от населения на неприятный запах в районе механических (ул.
Бумажников, ул. Дзержинского) и биологических (ул. Загородная)
очистных сооружений ОАО "Волга".


Динамика качества атмосферного
воздуха по результатам лабораторного производственного контроля в
2003 - 2005 гг. выглядит следующим образом:










































































































































































п/п


Контролируемые вещества


Количество исследованных

проб/из них нестандартных








2003 год


2004 год


2005 год


1.


Диоксид серы


200


266


213


2.


Диоксид азота


1210/6


1153/2


1114/11


3.


Фенол


2


4


3


4.


Аммиак


416


200


54


5.


Формальдегид


0


3


3


6.


Сероводород


674/6


572


689/2


7.


Ацетон


48


48


48


8.


Этанол


48


48


48


9.


Толуол


48


48


48


10.


Бутилацетат


48


48


48


11.


Этилацетат


48


48


48


12.


Бутанол


48


48


48


13.


Ксилол


48


48


48


14.


Взвешенные вещества


48


48


48





Всего проб


2886/12


2582/2


2460/13





% нестандартных проб


0,42%


0,08%


0,53%




По данным
производственного контроля ведомственных лабораторий, всего было
отобрано 2460 проб воздуха атмосферы, концентрация вредных веществ в
атмосферном воздухе, превышающая ПДК, регистрировалась в 13 пробах.
Превышения ПДК зарегистрированы на границе СЗЗ ОАО "Волга"
по показателям сероводорода (в 1,1 раза в 200 метрах от БОС в 2
пробах) и диоксида азота (в 200 метрах от БОС в 1,1 раза, в 200
метрах от предприятия в 1,1 - 1,2 раза в 5 пробах), а также по
диоксиду азота на границе СЗЗ ОП "НиГРЭС" в 5 пробах до 1,1
- 1,3 ПДК.


Динамика качества атмосферного
воздуха по результатам лабораторного контроля в рамках реализации
Программы социально-гигиенического мониторинга и плановых мероприятий
по контролю выглядит следующим образом:











































































































п/п


Контролируемые вещества


Количество исследованных проб/

из них нестандартных








2003 год


2004 год


2005 год


1.


Диоксид серы


265


229


254


2.


Диоксид азота


269/4


268/8


351/31


3.


Фенол


267/8


292/8


347/2


4.


Аммиак


241


204


223


5.


Формальдегид


271/2


296


350


6.


Сероводород


217


211/4


281


7.


Окись углерода


14


-


12/3





Всего проб


1544/14


1500/20


1818/70





% нестандартных проб


0,91%


1,3%


3,85%




В 2005 году
превышение регистрировалось по диоксиду азота - 31 проба в 1,1 - 3,5
раза, фенолу - 2 пробы в 1,1 - 1,3 раза, формальдегиду - 34 пробы в
1,1 - 2,7 раза, окиси углерода - 3 пробы в 5 раз. Нестандартные пробы
в основном регистрировались в период лесных пожаров на территории
Балахнинского района в сочетании с неблагоприятными
метеорологическими условиями, при возгораниях на недействующей свалке
ПО "Корунд".


В период плановых проверок
предприятий, оказывающих воздействие на атмосферный воздух,
проводился лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха.
Всего была отобрана 71 проба на границе СЗЗ 9 предприятий и
организаций города и района. Превышение концентрации вредных веществ
в атмосферном воздухе не регистрировалось.


Динамику состояния атмосферного
воздуха по Балахнинскому району можно выразить следующим образом:


































Год


Кол-во проб


В т.ч.
нестандартных


% нестандартных
проб


2003


4430


26


0,5%


2004


4082


22


0,53%


2005


4278


83


1,9%




В 2005 году по
сравнению с 2004 годом отмечается рост уровня загрязнения
атмосферного воздуха Балахнинского района.


В настоящее время на территории
Балахнинского района в границах СЗЗ предприятий проживает 6921
человек. В связи с незначительным количеством жилищного строительства
и недостатком финансовых средств у предприятий расселение жителей не
проводится.


Всего в г. Балахне и п. Гидроторф
насчитывается более 60 промышленных предприятий. Санитарно-защитные
зоны от всех промышленных предприятий, кроме промзоны п. Гидроторф,
не выдержаны.


Сводного тома ПДВ (предельно
допустимых выбросов) в Балахнинском районе нет, не все предприятия
имеют свои тома ПДВ с учетом открытых на их территории новых
предприятий, расширением или реконструкцией производства. У многих
предприятий проекты санитарно-защитных зон отсутствуют, находятся в
стадии разработки или требуют переработки.




Основные этапы работы
по мониторингу атмосферного воздуха





























































п/п


Мероприятие


Основные
исполнители


Соисполнители


Срок
реализации
(год)


Итоги


1


2


3


4


5


6


1.


Уточнение
перечня
всех
действующих
промышленных
предприятий
и
учреждений
города, имеющих
источники

выбросов
загрязняющих
веществ
в
атмосферу


Балахнинский ТО
управления

Роспотребнадзора


Отдел охраны
природы

администрации
Балахнинского
муниципального
района


Январь 2007
г.,
январь
2008 г.


Реестр
промпредприятий


2.


Инвентаризация
всех
источников
выбросов на
основе анализа
отчетных
форм
2-ТП "Воздух".
Определение
перечня

загрязняющих
веществ и их
суммарного

количества


Балахнинский ТО
управления

Роспотребнадзора


Городецкий
межрайонный

отдел по
экологическому
контролю


Январь 2007
г.,
январь
2008 г.


Реестр
источников

выбросов с
перечнем
загрязняющих

веществ по
каждому
предприятию


3.


Проведение

систематического
лабораторного
контроля

загрязнения
атмосферного
воздуха на
посту
Госгидромета, на
границах
санитарно-

защитных зон и в
зоне влияния
промышленных

предприятий


Балахнинский ТО
управления

Роспотребнадзора,
филиал ФГУЗ
"Центр
гигиены и
эпидемиологии по
Нижегородской
области
в
Балахнинском,
Чкаловском
районах"


Отдел охраны
природы

администрации
Балахнинского
муниципального

района,
Верхне-Волжское
УГМС,

лаборатории
промпредприятий


По планам и
графикам
2007
- 2008 гг.


Протоколы
лабораторных

исследований


4.


Проведение
анализа

полученных
данных,
информирование

государственных
органов, органов
местного

самоуправления,
организаций,
граждан
о
результатах СГМ


Балахнинский ТО
управления

Роспотребнадзора


Отдел охраны
природы

администрации
Балахнинского
муниципального
района


Ежеквартально,
при

необходимости
- чаще


Аналитическая
справка




Проведение
лабораторного контроля загрязнения атмосферного воздуха.


Отбор проб проводится на территории
жилой застройки в местах, наиболее подверженных выбросам предприятий
и автомобильного транспорта.


Точки контроля:


- стационарный пост Верхневолжского
территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды проводит ежедневные (3 раза в день) наблюдения в
течение всего года, в районе 5-этажной жилой застройки на ул. Чапаева
определяются среднесуточные концентрации следующих загрязняющих
веществ: взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид серы,
сероводород, диоксид азота, фенол, формальдегид;


- производственный контроль
промышленных предприятий проводится на границе санитарно-защитной
зоны предприятий с учетом выбросов в атмосферу самих предприятий.







































Предприятие, точки
контроля


Выделяемые в
атмосферу
вещества
и контролируемые
показатели


Лабораторный
контроль


ЗАО "Балахнинская
мебельная
фабрика" -
ул. Дзержинского, ул.
Кузнецкая,
ул.
Лесопильная


Толуол,
ксилол,
этилацетат,
взвешенные вещества,
ацетон,
этанол,
бутил-ацетат, бутанол


Ведомственная

лабораторная служба
(г. Н.Новгород)


ОАО "Волга" - улицы
в
районе основной
промплощадки, в
районе СМОС
и БОС


Диоксид серы,
аммиак,
сероводород, диоксид
азота


Лаборатория ЭАЦ ОАО
"Волга"


ЗАО
ПО
"Полиграфкартон" -
ул. ЦКК у здравпункта


Диоксид серы, диоксид
азота


Ведомственная

лаборатория


ОАО ПЗРА" -
ул.
Филатова, ул.
Горького, д. 33, ул.
40 лет
Пионерской
Организации, ул.
Пирогова


Диоксид серы, диоксид
азота


Ведомственная

лаборатория


ОП "НиГРЭС" -
ул.
Свердлова у
поликлиники НиГРЭС,
ул.
Елизарова (район
мазутохранилища)


Диоксид азота,
диоксид
серы,
сероводород, аммиак,
фенол, формальдегид


Филиал ФГУЗ




Передвижной
маршрутный контроль филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии
по Нижегородской области в Балахнинском, Чкаловском районах".
Исследования проводятся сериями по 2 образца воздуха с определением
максимальных разовых концентраций 2 раза в месяц (при необходимости -
чаще) в зонах влияния промышленных предприятий и автомагистралей по
следующим адресам:


- г. Балахна, мкрн ЦКК (в районе
памятника) - точка находится на территории 5-этажной жилой застройки
в зоне влияния на атмосферу ЗАО "ПО "Полиграфкартон";


- г. Балахна, мкрн НиГРЭС (в районе
поликлиники) - точка находится на территории жилой застройки в зоне
влияния на атмосферу НиГРЭС;


- г. Балахна, пр. Дзержинского, д.
1/7 (мкрн Гриль) - точка находится на территории жилой застройки в
зоне влияния на атмосферу автодороги и СМОС ОАО "Волга".
Выбрана с учетом жалоб населения на качество атмосферного воздуха;


- г. Балахна, пр. Дзержинского, 50 (в
районе ж/д переезда ОАО "Волга") - точка находится в районе
жилой застройки с интенсивным движением транспорта, в зоне влияния на
атмосферу ОАО "Волга";


- п. Гидроторф, ул. Юбилейная, 10 -
точка выбрана с учетом жалоб населения п. Гидроторф на качество
атмосферного воздуха, находится в зоне влияния Чернораменского
промузла и бывшего полигона промотходов АО "Корунд".


Перечень показателей подлежащих
контролю:


- диоксид серы;


- диоксид азота;


- сероводород;


- аммиак;


- фенол;


- формальдегид.


Число наблюдений - 50 в каждой точке
по каждому из показателей. В данный список вошли приоритетные
вещества, потенциально наиболее опасные для здоровья населения с
учетом таких свойств, как канцерогенность, мутагенность, способность
оказывать отдаленные последствия и распространенность в воздушной
среде населенных мест.




Мониторинг
радиационного фактора






Гамма фон.


Замеры уровня гамма-фона проводятся
филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской
области в Балахнинском, Чкаловском районах" ежедневно с
понедельника по пятницу 2 раза в день в точке наблюдения по адресу:
г. Балахна, мкрн Правдинск, ул. Горького, 20а.




Мониторинг водной
среды




Продолжает
оставаться неудовлетворительным состояние водоемов, расположенных на
территории Балахнинского района, о чем свидетельствуют нестандартные
санитарно-химические и микробиологические показатели воды. При этом
вода - важнейший фактор передачи различных инфекционных заболеваний,
источник химических веществ и микроэлементов. В состав воды входят
соли, органические вещества, газы, диспергированные примеси,
гидробионты, бактерии и вирусы.






-->
примечание.


Текст санитарных правил и норм
"Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные
правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980-00" включен в информационный
банк СПС --> Эксперт-приложение.






В 2005 году вода
открытых водоемов исследовалась лабораторией ФФГУЗ на соответствие
требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к
охране поверхностных вод": в летний период - в рамках контроля
за водоемами, традиционно используемыми населением для купания,
ежеквартально - в рамках социально-гигиенического мониторинга, а в
связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по
заболеваемости вирусным гепатитом А в г. Н.Новгороде с 22.09.2005 по
22.11.2005 отбирались пробы воды р. Волги выше и ниже биологических
очистных сооружений ОАО "Волга".


Всего из 5 водоемов были исследованы
151 проба воды на физико-химические показатели и 182 пробы на
микробиологические показатели, из них выявлено нестандартных по
физико-химическим показателям 27 проб (17,8%), по микробиологическим
- 52 пробы (28%).


В Балахнинском районе в поверхностные
водоемы сбрасывается 18984000 куб. метров стоков в год. Положение
усугубляется еще и тем, что наряду с поступлением в поверхностные
воды сточных вод промышленных предприятий осуществляется их
интенсивный приток за счет атмосферных осадков, смыва с
сельскохозяйственных площадей удобрений и ядохимикатов. Серьезное
загрязнение вызывают утечки нефтепродуктов, масел, перевозимых водным
транспортом, или аварии нефтеналивных судов и неорганизованный сброс
судами всех видов загрязнений.


На территории г. Балахны
функционируют биологические очистные сооружения, осуществляющие сброс
сточных вод в р. Волгу (БОС ОАО "Волга"). Проводить
контроль качества сточных вод каждого промышленного предприятия не
целесообразно в связи с тем, что все сточные воды промпредприятий
вместе с хозяйственно-бытовыми стоками поступают в единую систему
очистки.


58% населения Балахнинского района
используют питьевую воду из поверхностного источника водоснабжения -
реки Волги. Проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой
водой приобретает особую актуальность в связи с чрезмерным
загрязнением р. Волги. Станция водоочистки МП "Водоканал"
МО "БР" получает воду из технического берегового водозабора
ОАО "Волга". Существующий водозабор по своему расположению
и устройству не соответствует санитарным нормам и правилам. Зону
санитарной охраны организовать невозможно, так как водозабор
находится на территории предприятия ОАО "Волга".


Необходимо отметить, что в 2005 году
процент нестандартных проб по микробиологическим показателям из
данного водозабора достигал 100%, по физико-химическим - 89%.


Кроме того, высоким остается износ
труб централизованной системы водоснабжения и показатель аварийности
на сетях водоснабжения.


Периодически в связи с ухудшением
качества воды в реке Волге и ухудшением по микробиологическим
показателям качества питьевой воды в водораспределительной сети, а
также при неблагоприятной эпидемиологической обстановке станция
водоподготовки МП "Водоканал" МО "БР" работает в
режиме гиперхлорирования.


При получении неудовлетворительных
результатов питьевой воды по микробиологическим показателям во всех
случаях проводятся повторный отбор и лабораторные исследования проб
воды.


Для питьевой воды г. Балахны
характерно наличие в воде остаточного хлора, а для природной воды -
низкое содержание фтора.




Основные этапы работы
по мониторингу водной среды





























































































п/п


Мероприятие


Основные
исполнители


Соисполнители


Срок
реализации
(год)


Итоги


1


2


3


4


5


6


1.


Контроль
качества
сточных
вод, поступающих
в р. Волгу после
очистки на БОС


ТО
управления
Роспотребнадзора


ЭАЦ ОАО "Волга"


По планам-
графикам
2007
г., 2008 г.


Протоколы
лабораторных

исследований


2.


Наблюдение за
уровнем

загрязнения
открытого
водоема -
р.
Волги


Балахнинский ТО
управления

Роспотребнадзора








Протоколы
лабораторных

исследовании





- выше и ниже г.
Балахны





ФГУЗ "Центр
гигиены
и
эпидемиологии"


IV - X 2007
г., 2008 г.








- водозабор





МП "Водоканал"
МО
"БР"


2007 - 2008
гг. -
по
графикам





3.


Контроль
качества

питьевой воды,
подаваемой
населению

централизованной
системой
водоснабжения


Балахнинский ТО
управления

Роспотребнадзора


ФГУЗ "Центр
гигиены
и
эпидемиологии",
МП "Водоканал"
МО
"БР"


2007 - 2008
гг. -
по
графикам


Протоколы
лабораторных

исследований
воды из
разводящей
сети


4.


Контроль
состояния
водных
объектов (малых
рек и
мелиоративных

канав) на
территории
Балахнинского

района


Отдел охраны
природы

администрации
Балахнинского
муниципального

района


Филиал ФГУЗ


VI - VIII 2007
г., 2008 г.


Протоколы
лабораторных

исследований


5.


Контроль
качества
воды
водоемов в
местах купания и
традиционного

отдыха населения


Балахнинский ТО
управления

Роспотребнадзора


Филиал ФГУЗ
"Центр
гигиены
и эпидемиологии
по
Нижегородской

области в
Балахнинском,
Чкаловском
районах"


VI - VIII 2007
г., 2008 г.
-
1 раз в месяц
(неделю)


Протоколы
лабораторных

исследований


6.


Проведение
анализа

полученных
данных,
информирование

государственных
органов, органов
местного

самоуправления,
организаций,
граждан
о
результатах СГМ


Балахнинский ТО
управления

Роспотребнадзора


Отдел охраны
природы

администрации
Балахнинского
муниципального

района, ОАО
"Волга", МП
"Водоканал
"МО
"БР"


Ежеквартально,
при

необходимости
- чаще


Аналитическая
справка




Проводятся следующие
наблюдения и исследования:


1. Контроль загрязнений, поступающих
в р. Волгу со сточными водами городской канализации после БОС ОАО
"Волга".


Пробы отбираются на выходе с БОС ОАО
"Волга" и исследуются по показателям, включенным в проект
ПДС и ВСС ОАО "Волга". Исследования проводятся лабораторией
эколого-аналитического центра ОАО "Волга" по согласованным
с Балахнинским ТО управления Роспотребнадзора планам-графикам.


2. Проведение наблюдений влиянием г.
Балахны на загрязнение открытого водоема - реки Волги.


Створы наблюдения:


1) 500 м выше г. Балахны -
контрольная точка;


2) не далее 500 м ниже г. Балахны (в
районе БОС ОАО "Волга").


Точки выбраны для сравнительной
характеристики степени загрязнения р. Волги городом Балахны.


Исполнитель (соисполнители): ТО
Роспотребнадзора, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Нижегородской области".


Перечень показателей, подлежащих
контролю:


- запах, плавающие примеси, мутность,
цветность, взвешенные вещества;


- БПХ, ХПК, растворенный кислород,
водородный показатель, жесткость, ПАВ;


- хлориды, сульфаты, минерализация;


- железо общее, азот аммиака,
нитраты, нитриты, марганец, цинк, мышьяк, алюминий, медь, свинец,
фториды, бор, молибден, фенол, нефтепродукты;


- общие колиформные бактерии,
термотолерантные бактерии, колифаги, возбудители кишечных инфекций,
жизнеспособные яйца гельминтов и цисты патогенных кишечных
простейших.


Сроки исполнения: согласно графику с
апреля по октябрь 1 раз в квартал (3 раза в год).


3. Контроль качества воды водозабора
г. Балахны на р. Волге.


Источником централизованного
хозяйственно-питьевого водоснабжение г. Балахны является
поверхностный водоисточник - р. Волга. Водозабор принадлежит ОАО
"Волга". Водоочистные сооружения - МП "Водоканал"
МО "БР". Существующая технология водоподготовки
обеспечивает доведение показателей качества питьевой воды до
требований СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические
требования к качеству воды централизованных систем питьевого
водоснабжения. Контроль качества", однако исходная вода
характеризуется нестабильностью качества.


Лабораторная база: лаборатории МП
"Водоканал" МО "БР", ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в Нижегородской области", филиала ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" в Балахнинском,
Чкаловском районах.


Перечень показателей, подлежащих
контролю согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода.
Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем
питьевого водоснабжения. Контроль качества":


- органолептические показатели:
запах, привкус, цветность, мутность;


- обобщенные показатели: рН,
минерализация, жесткость общая, окисляемость перманганатная,
нефтепродукты <**>, ПАВ <**>, фенольный индекс <**>;


- неорганические вещества: алюминий,
барий <*>, бериллий <*>, бор <**>, железо,
марганец, медь, мышьяк <**>, никель <*>, нитраты, ртуть
<*>, свинец <**>, селен <*>, стронций <*>,
сульфаты, хлориды, хром <*>, цианиды <*>, 2,4-Д <*>;


- микробиологические показатели: ОКБ
<**>, ТКБ <**>, колифаги <**>, споры
сульфитредуцирующих клостридий <**>, возбудители кишечных
инфекций <**>;


- паразитологические показатели:
жизнеспособные яйца гельминтов и цисты патогенных кишечных простейших
<**>;


- радиологические: общая
альфа-радиоактивность <*>, общая бета-радиоактивность <*>.


Примечание: показатели, отмеченные
знаком <*>, определяются в ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в Нижегородской области" 1 раз в год,


знаком <**> - определяются в
филиале ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской
области в Балахнинском, Чкаловском районах" 1 раз в месяц, а на
свинец, бор, мышьяк - 1 раз в квартал.




4. Контроль качества
воды в разводящей сети г. Балахны.


Исследования проводятся в 3 точках
водопроводной сети МП "Водоканал" МО "БР"
(водоразборные колонки г. Балахны):


1. Ул. Мазурова.


2. Ул. Энгельса.


3. Пр. Дзержинского.


Исполнитель (соисполнители): ТО
Роспотребнадзора, филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Нижегородской области в Балахнинском, Чкаловском районах".


Лабораторная база: филиал ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Балахнинском,
Чкаловском районах", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Нижегородской области".


Перечень показателей, подлежащих
контролю согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода.
Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем
питьевого водоснабжения. Контроль качества":


- органолептические показатели:
запах, привкус, цветность, мутность;


- обобщенные показатели: рН, сухой
остаток, жесткость общая, окисляемость перманганатная, нефтепродукты,
ПАВ, фенольный индекс;


- неорганические вещества: алюминий,
барий <*>, бериллий <*>, бор, железо, кадмий, марганец,
медь, молибден, мышьяк, никель <*>, нитраты, ртуть <*>,
свинец, селен <*>, стронций <*>, сульфаты, фториды,
хлориды, хром <*>, цианиды <*>, цинк, гамма изомер ГХЦГ,
ДДТ, 2,4-Д <*>, хлор остаточный свободный, хлор остаточный
связанный, хлороформ <*>, 4-хлористый углерод <*>,
тетрахлорэтилен <*>, 3-хлор-этилен <*>;


- микробиологические показатели: ОМЧ,
ОКБ, ТКБ, колифаги;


- паразитологические показатели:
цисты патогенных простейших;


- радиологические: общая
альфа-радиоактивность <*>, общая бета-радиоактивность <*>.


Примечание: показатели, отмеченные
знаком <*>, определяются в ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в Нижегородской области", все остальные
определяются в филиале ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Нижегородской области в Балахнинском, Чкаловском районах".




Срок выполнения:


исследования на базе филиала ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в
Балахнинском, Чкаловском районах" проводятся 1 раз в месяц, в
паводковый период - 2 раза в месяц.


Исследования на базе ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" проводятся 1
раз в год.


Кроме того, МП "Водоканал"
МО "БР" ежедневно ведется контроль качества питьевой воды
согласно рабочей программе производственного контроля качества воды.


5. Контроль состояния водных объектов
(малых рек и мелиоративных канав) на территории Балахнинского района.


Исследования проводятся с целью
оценки состояния рек (Черная, Трестьянка, Параша, Жужелка, Митинка,
Пыра) и мелиоративных канав в районе ПЗРА, НиГРЭС, МП УЖКХ, ЗАО "ПО
"Полиграфкартон", поскольку в данные реки и канавы возможен
сброс сточных вод и отходов. Вместе с тем данные водные объекты
являются притоками р. Волги.


Исполнитель (соисполнитель): отдел
охраны природы администрации Балахнинского муниципального района,
филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской
области в Балахнинском, Чкаловском районах".


Пробы воды отбираются из 6 рек 4 раза
в год, из 4 мелиоративных канав - 2 раза в год.


Лабораторная база: филиал ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Балахнинском,
Чкаловском районах".


Перечень показателей, подлежащих
контролю:


- органолептические показатели:
цветность, мутность;


- обобщенные показатели: рН, сухой
остаток, жесткость общая, ХПК, БПК, нефтепродукты, ПАВ, растворенный
кислород;


- неорганические вещества: медь,
свинец, цинк;


- микробиологические показатели: ОМЧ,
ОКБ, ТКБ, колифаги, возбудители кишечных инфекций.


Срок исполнения: июнь - август.


6. Наблюдение за уровнем загрязнения
воды водоемов в местах купания и традиционного отдыха населения
Балахнинского района.


Перед началом и во время купального
сезона исследуется вода 9 водоемов Балахнинского района.


Ежемесячно отбираются пробы в озерах
п. Б.Козино, п. Алешино, п. Лукино, п. Пыра.


2 раза в месяц на органолептические и
физико-химические показатели и еженедельно на микробиологические
показатели отбираются пробы в теплом озере НиГРЭС, в реке Волге (в
районе д. Могильцы, мебельной фабрики и ЗАО "ПО
"Полиграфкартон"), в озере у д. Самойловка, на Бурцевском
карьере, в озере 115 км.


Лабораторная база: филиал ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Балахнинском,
Чкаловском районах", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
Нижегородской области".


Перечень показателей, подлежащих
контролю:


- органолептические показатели:
запах, окраска;


- обобщенные показатели: рН, сухой
остаток, ХПК, БПК, растворенный кислород;


- микробиологические показатели:
общие колиформные бактерии, термотолерантные бактерии, колифаги,
возбудители кишечных инфекций.


Сроки исполнения: согласно графику со
второй половины мая по август.




Мониторинг почвенного
покрова




Состояние вопроса.


Нагрузка на почву в условиях
городской среды ежегодно возрастает, что приводит к ее деградации,
ухудшению полезных свойств, химическому, биологическому и
радиологическому загрязнению. Почвенный покров играет определенную
роль в возникновении и распространении инфекционных, паразитарных и
соматических заболеваний населения, и самая уязвимая возрастная
группа - дети.


На территории Балахнинского района в
2005 году образовалось 102,72 тыс. куб. метров твердых бытовых
отходов, утилизация которых осуществляется на городской свалке ТБО.
Устройство свалки не соответствует СанПиН 2.1.7.1038-01
"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов
для твердых бытовых отходов". На свалках ТБО производственный
контроль и мониторинг качества подземных вод, атмосферного воздуха не
организованы.


В городе Балахне и Балахнинском
районе используется поквартирная и поквартальная система сбора
бытовых отходов, кроме того, в местах ликвидации стихийных свалок
оборудованы контейнерные площадки, у неканализованных домовладений
оборудованы дворовые помойницы. Сбор и вывоз бытовых отходов
осуществляются коммунальными службами в соответствии с графиками. За
последний год в городе появилась тенденция к переходу на
поквартальную систему сбора ТБО, оборудуются контейнерные площадки.
Мусоропроводы на территории Балахнинского района отсутствуют.
Дезинфекция мусоросборников в г. Балахне (контейнеров) проводится
специализированной организацией. Имеются сложности, особенно в
поквартирной системе сбора ТБО (время стоянок машин-мусоровозов
короткое, вывоз осуществляется в рабочее время, в случае выхода из
строя мусоровоза графики вывоза ТБО нарушаются). Сбор и утилизация
твердых и жидких бытовых отходов от частного сектора, от
садоводческих товариществ, гаражей, мест массового скопления людей
как в городе Балахне, так и в районе не организованы, в связи с чем
образуются многочисленные стихийные свалки. В 2005 году коммунальными
службами ликвидировано 27 стихийных свалок.


Селективный сбор, вывоз и переработка
твердых бытовых отходов на территориях района не производятся.
Мусороперерабатывающих заводов на территории нет. В настоящее время в
Балахнинском районе ведется строительство полигона ТБО, отвечающего
санитарным нормам и правилам. Строительство ведется на протяжении
последних 12 лет.


На территории Балахнинского района в
2005 году образовалось 844789,668 тонны промышленных отходов, а также
634,656 тонны медицинских отходов. Утилизация основной массы
промышленных отходов осуществляется на предприятиях г. Н.Новгорода по
договорам.


В качестве вторичных отходов на
территории Балахнинского района используются отходы бумаги и картона,
которые в количестве 12000 тонн в год перерабатываются на ОАО "Волга"
и ЗАО "ПО "Полиграфкартон".


Юридические лица и индивидуальные
предприниматели, деятельность которых связана с образованием
токсичных отходов, имеют проекты обращения с отходами, в соответствии
с которыми осуществляется их сбор, временное хранение и утилизация.


Следует отметить, что до настоящего
времени работа по контролю за загрязнением почвы на территории г.
Балахны практически не проводилась. Так, за 2005 год отобрано только
9 проб почвы, нестандартных - 6 по микробиологическим показателям на
территории жилой застройки на детских площадках с категорией
"умеренно опасная". За последние 3 года превышения
концентраций тяжелых металлов и пестицидов не зарегистрировано,
нестандартных проб по паразитологическим показателям не было.
Динамические изменения качества почвы не выявлены.


Лабораторный контроль за качеством
почвы проводится в г. Балахне с учетом функционального зонирования
территории. Пробы почвы отбираются в зоне влияния промышленных
предприятий, в зоне влияния автомагистралей и объектов сельского
хозяйства, в зонах повышенного риска (на детских площадках, местах
отдыха и на территории жилой застройки), а также на инвестиционных
площадках намечаемого строительства г. Балахны.




Контрольные точки
отбора проб почвы

























































































п/п


Категория почв


Место отбора
проб


Наиме-
нование
пробы


Кратность
отбора проб


1.


Территории
детских
учреждений


МДОУ "Детсад
№ 8"


1. Песок
из

песочницы


2 раза в год
(весной
и
осенью)


2.





Детский дом
НиГРЭС


2. Песок
из

песочницы


2 раза в год
(весной
и
осенью)


3.


Спортивные, игровые,
детские
площадки
жилой застройки


Ул. Фрунзе


3. Песок
из

песочницы
4. Почва


2 раза в год
(весной
и
осенью)
2 раза в год
(весной и
осенью)


4.


Площадки отдыха


Городской
парк -
пл.
Советская


5. Почва


1 раз в год
(весна)


5.


Зона рекреации


Место купания
и отдыха
в
районе озера
у д.
Самойловка


6. Песок


3 раза в год
(V -
перед
открытием
купального
сезона, далее
1
раз в месяц
- VI, VII)


6.


Почва

сельскохозяйственного
назначения


ООО
"Правдинское"


7. Почва
на полях


2-кратно
(перед

посадкой
овощной
продукции и в
период

созревания)


7.


СЗЗ предприятий





4 точки


По
эпидпоказаниям


8.


Транспортные

магистрали





3 точки


По
эпидпоказаниям


9.


Места складирования
отходов





3 точки


По
эпидпоказаниям


10.


Инвестиционные
площадки

строительства





10 точек


При
необходимости




Исполнитель
(соисполнители): ТО Роспотребнадзора, отдел охраны природы
администрации Балахнинского муниципального района, филиал ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" в Балахнинском,
Чкаловском районах.


Лабораторная база: ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области", филиала ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" в
Балахнинском, Чкаловском районах.


Перечень определяемых показателей:


1. Химические вещества:


- тяжелые металлы - свинец <**>,
кадмий <**>, ртуть <**>, цинк <**>, медь <**>,
никель <*>;


- канцерогены - 3,4 бенз(а)пирен <*>;


- пестициды - ГХЦГ <**>, ДДТ
<**>;


- другие хим. вещества -
нефтепродукты <**>, нитриты <**>, рН <**>, хлориды
<**>.


2. Микробиологические показатели:
лактозоположительные кишечные палочки <**>, энтерококки
(фекальные стрептококки) <**>, патогенные микроорганизмы <**>
(по эпидпоказаниям).


3. Паразитологические показатели:
яйца и личинки геогельминтов (жизнеспособных) <**>, цисты
кишечных патогенных простейших <**>, личинки и куколки
синантропных мух <**>.


Примечание: показатели, отмеченные
знаком <*> определяются в ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в Нижегородской области",


знаком <**> - определяются в
филиале ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской
области в Балахнинском, Чкаловском районах".




Информационное
обеспечение


социально-гигиенического мониторинга




Информационное
обеспечение организуется на базе ТО управления Роспотребнадзора по
Нижегородской области в Балахнинском, Чкаловском районах, для этого
ТО необходимо:


- выделить персональный компьютер;


- установить соответствующее
программное обеспечение;


- обеспечить электронную связь с
базой данных управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области.


ТО управления Роспотребнадзора по
Нижегородской области в Балахнинском, Чкаловском районах
взаимодействует с другими службами по вопросу состояния окружающей
среды и здоровья населения, информирует администрацию Балахнинского
района, Земское собрание, Думу г. Балахны, другие государственные
органы, организации, граждан о результатах СГМ.












Приложение 1




РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ПРОГРАММЫ НА 2007 - 2008 ГГ.


ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ














































































































































































































































































п/п


Мероприятия Программы


Стоимость в руб.


Источники
финанси-

рования


Приме-
чание








2007 г.


2008 г.








1


2


3


4


5


6


1.


Мониторинг

атмосферного воздуха


432300,00
в том
числе


432300,00
в том
числе











Стационарный
пост
Верхне-Волжского УГМС
- ул. Чапаева


150000,00


150000,00


Средства
местного

бюджета


По
договору
с
ВВ
УГМС





Производственный
контроль
в СЗЗ
промпредприятий


150000,00


150000,00


Средства
предприятий


По
договору
с

филиалом
ФГУЗ





Передвижной

маршрутный контроль -
5 точек


132300,00


132300,00


Федеральный
бюджет





2.


Мониторинг

радиационного фактора


19840,00


19840,00











Замеры гамма-фона -
мкрн
Правдинск -
жилая застройка


19840,00


19840,00


Федеральный
бюджет





3.


Мониторинг водной
среды


410013,50
в том
числе


410013,50
в том
числе








3.1.


Контроль качества
сточных
вод,
поступающих в р.
Волгу после
очистки
на БОС ОАО "Волга"


-


-


Средства ОАО
"Волга"





3.2.


Наблюдение за
влиянием
г. Балахны
на загрязнение
открытого водоема -
р.
Волга - 2 створа
(выше и ниже г.
Балахны)


26166,00


26166,00


Федеральный
бюджет





3.3.


Контроль качества
воды
в водозаборе на
р. Волге


31273,50


31273,50


Средства МП
"Водоканал"

МО "БР"


По
договору
с

филиалом
ФГУЗ


3.4.


Контроль качества
питьевой
воды,
подаваемой населению
централизованной

системой
водоснабжения - 3
точки в
разводящей
сети


198930,00


198930,00


Федеральный
бюджет





3.5.


Контроль состояния 10
водных
объектов
(малых рек и
мелиорат. канав)
на
территории
Балахнинского района


55212,00


55212,00


Средства
местного

бюджета





3.6.


Контроль качества
воды
9 водоемов в
местах купания и
традиционного
отдыха
населения


98432,00


98432,00


Средства
местного

бюджета





4.


Мониторинг почвенного
покрова


102063,00
в том
числе


102063,00
в том
числе











1 пляж - 3 пробы.
Инвест.
площадки - 10
проб (при
необходимости).

СЗЗ предприятий - 4
пробы (по
показаниям).

Транспортные
магистрали - 3 пробы
(по
показаниям).
Места складирования
отходов - 3 пробы
(по
показаниям)


71715,00


71715,00


Районный
бюджет








Дет. площадки 2 ДОУ -
4
пробы.
Игровые и спортивные
площадки в
жилой
застройке - 2 пробы.
Городской парк - 1
проба


24919,00


24919,00


Федеральный
бюджет








Поля

сельскохозяйственного
предприятия - 2 пробы


5429,00


5429,00


Средства ООО
"Правдинское"





5.


Информационное

обеспечение СГМ


30000,00


30000,00


Областной
бюджет








Итого (без НДС)


994216,50


1193059,80











в том числе


375359,00


375359 x
1,2 =

450430,80


Средства
местного

бюджета











30000,00


30000 x
1,2 =
36000,00


Областной
бюджет











402155,00


402155 x
1,2 =

482586,00


Федеральный
бюджет











186702,50


186702,50
x 1,2 =

224043,00


Средства
предприятий















Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru