ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
БОГОРОДСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2006 г. № 206
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
БОГОРОДСКОГО РАЙОНА
По представлению
комитета по управлению муниципальным имуществом района, в целях
приведения нормативных актов в соответствие с Федеральным законом от
06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от
21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества", Уставом Богородского района Земское
собрание решает:
1. Положение о порядке управления и
распоряжения муниципальным имуществом Богородского района утвердить
(приложение 1).
2. Признать утратившим силу Положение
о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом
Богородского района, утвержденное постановлением Земского собрания
Богородского района от 10.04.2002 № 43.
Глава местного
самоуправления
К.В.ПУРИХОВ
Утверждено
решением
Земского собрания
Богородского района
от 21.12.2006 № 206
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ И
РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ БОГОРОДСКОГО РАЙОНА
Настоящее Положение
разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным
законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом
Богородского района и определяет общие цели, задачи, порядок
управления и распоряжения муниципальным имуществом Богородского
района.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Целями
управления и распоряжения имуществом являются:
- укрепление материально-финансовой
основы местного самоуправления;
- приумножение и улучшение состояния
имущества, находящегося в муниципальной собственности, используемого
для социально-экономического развития Богородского района;
- увеличение доходов бюджета района;
- сохранение и создание новых рабочих
мест;
- обеспечение населения района
жизненно необходимыми товарами и услугами;
- привлечение инвестиций и
стимулирование предпринимательской активности на территории
Богородского района;
- обеспечение обязательств района по
гражданско-правовым сделкам.
1.2. Полномочия собственника -
муниципального образования Богородский район осуществляет Земское
собрание и администрация Богородского района в пределах их
компетенции, установленной Уставом Богородского района, иными
нормативными правовыми актами.
В соответствии с законодательством
Российской Федерации, законодательством области в структуре
администрации района создается орган по управлению и распоряжению
муниципальным имуществом, комитет по управлению муниципальным
имуществом администрации района (далее по тексту - КУМИ).
1.3. Право собственности
муниципального образования Богородский район приобретается и
прекращается в порядке и на основаниях, предусмотренных Гражданским
кодексом РФ и иными федеральными законами.
Источниками образования муниципальной
собственности может быть имущество:
- вновь созданное или приобретенное
имущество непосредственно в муниципальную собственность за счет
средств района;
- переданное в порядке,
предусмотренном законодательством, из федеральной собственности,
собственности субъекта РФ в муниципальную собственность;
- переданное безвозмездно в
муниципальную собственность Богородского района юридическими и
физическими лицами;
- поступившее в муниципальную
собственность района по другим законным основаниям;
- по решению суда.
2. УЧЕТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
2.1. Учет
муниципального имущества осуществляется путем ведения реестра
муниципальной собственности. Под реестром муниципальной собственности
Богородского района понимается банк данных об объектах собственности,
формируемый на основе данных органов местного самоуправления,
муниципальных предприятий и учреждений и иных юридических лиц.
2.2. Объектами учета реестра
являются:
- муниципальные предприятия и
муниципальные учреждения как имущественные комплексы в целом;
- муниципальное имущество,
закрепленное за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного
ведения и муниципальными учреждениями на праве оперативного
управления;
- иное находящееся в муниципальной
собственности недвижимое и движимое имущество (муниципальная казна),
в том числе переданное в пользование, аренду, по иным основаниям;
- находящиеся в муниципальной
собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ, а также
имеющееся у них муниципальное имущество, не вошедшее в уставной
капитал.
2.3. Информация об объектах учета,
содержащаяся в реестре, предоставляется в соответствии с Положением
об учете и ведении реестра муниципального имущества, утвержденным
Земским собранием района.
Реестр муниципального имущества и
вносимые в реестр изменения утверждаются Земским собранием.
3. УПРАВЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
3.1. Управление
муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов
местного самоуправления Богородского района, направленную на
выявление и применение наиболее эффективных способов использования
муниципального имущества, а также контроль за сохранностью и
использованием имущества.
3.2. К видам управления муниципальной
собственностью относятся:
- передача муниципального имущества в
хозяйственное ведение и оперативное управление, в аренду,
безвозмездное пользование, в доверительное управление, залог,
приватизация, безвозмездная передача в собственность, иные способы,
предусмотренные действующим законодательством.
3.3. Условия и порядок осуществления
указанных способов управления муниципальной собственностью
регулируется действующим законодательством, нормативными актами
Земского собрания и администрации района, принятыми в пределах их
компетенции, и соответствующими договорами.
4. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
4.1. Решение о
необходимости создания муниципального предприятия принимается
администрацией района. МП создается распоряжением главы администрации
Богородского района. Администрация района является учредителем МП.
4.2. Размер уставного фонда МП должен
быть не менее суммы, установленной законодательством для
муниципальных предприятий.
4.3. Деятельностью МП руководит
директор, назначаемый на должность распоряжением главы администрации
на основании трудового договора.
4.4. КУМИ передает муниципальным
предприятиям имущество на основании договоров, заключенных в
соответствии с действующим законодательством.
Основанием для передачи имущества
муниципальному предприятию является распоряжение главы администрации
района.
Передача муниципального имущества
муниципальному предприятию осуществляется на основании акта
приема-передачи, подписанного КУМИ (передающая сторона, действующая
от имени собственника) и муниципальным предприятием (принимающая
сторона).
Муниципальное предприятие владеет,
пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в пределах,
установленных законодательством, для достижения целей деятельности,
определенных уставом муниципального предприятия.
4.5. Предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое
имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве
вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и
товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без
согласия администрации района.
Остальным имуществом, принадлежащим
предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением
случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
4.6. Муниципальное имущество,
закрепленное за муниципальными предприятиями, может быть изъято по
решению администрации района в муниципальную казну.
Передача изымаемого имущества
производится по акту приема-передачи, подписанному КУМИ и
муниципальным предприятием.
4.7. Для контроля за экономической
деятельностью муниципальных предприятий и использованием имущества,
закрепленного за муниципальными предприятиями, распоряжением
администрации может быть создана комиссия. Порядок работы комиссии
утверждается распоряжением администрации района.
4.8. Администрация района имеет право
на получение части прибыли от деятельности муниципальных предприятий.
Указанная часть прибыли поступает в местный бюджет.
5. УПРАВЛЕНИЕ
ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РАЙОНА
5.1. Имущество
муниципального учреждения, переданное ему в оперативное управление,
является муниципальной собственностью.
5.2. Основанием для передачи
муниципального имущества муниципальному учреждению является
распоряжение главы администрации района.
Передача муниципального имущества
муниципальному учреждению осуществляется на основании акта
приема-передачи, подписанного КУМИ (передающая сторона, действующая
от имени собственника) и муниципальным учреждением (принимающая
сторона).
5.3. Муниципальные учреждения района,
которым имущество принадлежит на праве оперативного управления,
владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в соответствии с
целями своей деятельности, определенными уставом, заданиями
собственника и назначением имущества в пределах, определяемых
гражданским законодательством и настоящим Положением.
Муниципальное учреждение не вправе
отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним
имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных
ему по смете.
5.4. Излишнее, неиспользуемое,
используемое не по назначению муниципальное имущество, закрепленное
за муниципальным учреждением на праве оперативного управления, может
быть изъято на основании распоряжения администрации района в
муниципальную казну.
Информация об излишнем,
неиспользуемом, используемом не по назначению муниципальном имуществе
и предложение об изъятии муниципального имущества из оперативного
управления муниципального учреждения может исходить от муниципального
учреждения, структурного подразделения, осуществляющего контроль за
деятельностью муниципального учреждения, КУМИ.
6. УПРАВЛЕНИЕ АКЦИЯМИ
(ДОЛЯМИ) РАЙОНА В УСТАВНОМ
КАПИТАЛЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ И
ТОВАРИЩЕСТВ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНОГО УЧАСТИЯ РАЙОНА В
УПРАВЛЕНИИ
ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ И
ТОВАРИЩЕСТВАМИ
6.1. В целях
реализации правомочий в управлении муниципальной собственностью
муниципальные служащие на основании решений Земского собрания могут
входить в органы управления коммерческих организаций и представлять в
них интересы района.
Управление принадлежащими району
акциями (долями) хозяйственных обществ и товариществ осуществляет
администрация района.
Представителями района в органах
управления хозяйственных обществ и товариществ могут быть только
муниципальные служащие.
7. СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛОК
С ОБЪЕКТАМИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
7.1. Сделки с
объектами муниципальной собственности совершаются в соответствии с
законодательством РФ, Нижегородской области, нормативными актами
Земского собрания и администрации района, принятыми в соответствии с
их компетенцией.
7.2. Сделки с объектами муниципальной
собственности от имени муниципального образования Богородский район
совершает администрация района, комитет по управлению муниципальным
имуществом.
7.3. Имущество, находящееся в
муниципальной собственности, может быть передано в частную
собственность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ,
законодательством о приватизации.
Порядок и условия приватизации
устанавливаются Земским собранием района. Цели, механизм
приватизации, ограничения при ее проведении устанавливаются в
прогнозном плане приватизации, утвержденном Земским собранием района.
7.4. Мена объектов муниципальной
собственности производится целевым назначением, с возмещением разницы
стоимости обмениваемых объектов, с соблюдением требований
действующего законодательства на основании распоряжения администрации
района.
7.5. Безвозмездная передача объектов
муниципальной собственности может осуществляться:
а) при отчуждении объектов в
федеральную и государственную собственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
б) при разграничении муниципального
имущества между муниципальными образованиями района;
в) благотворительным организациям для
осуществления благотворительной деятельности;
г) других случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
7.6. Залог объектов муниципальной
собственности может осуществляться для обеспечения:
а) обязательств района;
б) обязательств муниципальных
предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, участником которых
является район;
в) обязательств иных юридических лиц,
в исполнении которых заинтересован район.
Объекты муниципальной собственности,
принадлежащие муниципальным предприятиям на праве хозяйственного
ведения, не могут быть предметом залога по обязательствам района.
Решения о залоге объектов
муниципальной собственности принимаются Земским собранием района.
7.7. Решение о передаче
муниципального имущества в доверительное управление принимается на
основании решения Земского собрания района.
Пакеты акций (доли) района в уставном
капитале хозяйственных обществ и товариществ, иные объекты
муниципальной собственности могут быть переданы в доверительное
управление другим лицам - доверительным управляющим. Доверительным
управляющим не могут быть муниципальные предприятия, муниципальные
учреждения, органы государственной власти, органы местного
самоуправления.
В договоре о передаче объектов
муниципальной собственности в доверительное управление
предусматриваются объем полномочий доверительного управляющего по
управлению объектами муниципальной собственности, условия содержания
и обеспечения сохранности переданных в доверительное управление
объектов, условия имущественной ответственности сторон, а также иные
условия в соответствии с законодательством.
8. АРЕНДА ОБЪЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
8.1. К объектам
муниципальной собственности, сдаваемым в аренду, относится следующее
муниципальное имущество:
- здания, строения, сооружения,
нежилые помещения, муниципальные предприятия;
- иное недвижимое и движимое
имущество.
Объекты муниципальной собственности
могут сдаваться в аренду в целях формирования постоянного источника
дохода местного бюджета:
а) для обеспечения деятельности
органов местного самоуправления;
б) для поддержки предпринимательства;
в) для эффективного использования
муниципального имущества и др.
8.2. Арендодателем муниципального
имущества от имени собственника - муниципального образования
Богородский район выступает комитет по управлению муниципальным
имуществом.
Муниципальное предприятие, владеющее
недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения, вправе сдавать
его в аренду с разрешения администрации района.
8.3. Арендаторами имущества могут
быть любые зарегистрированные в установленном порядке юридические
лица и индивидуальные предприниматели, муниципальные образования,
если иное не предусмотрено законодательством.
8.4. Муниципальное имущество сдается
в аренду следующими способами:
- на торгах (аукционе, конкурсе);
- аренда по целевому назначению.
Положение настоящей статьи не
распространяется на правоотношения, связанные с представлением в
аренду земельных участков, участков недр и обособленных водных
объектов.
8.5. Объекты муниципальной
собственности сдаются в аренду на основании распоряжения
администрации.
Основным документом, определяющим
взаимоотношения сторон, дающим право на использование имущества,
является договор аренды, заключенный в установленном порядке в
соответствии с требованиями гражданского законодательства.
В договоре аренды должны быть
определены состав и характеристика имущества, его целевое
использование, размер и порядок внесения арендных платежей, срок
аренды, а также другие условия, обеспечивающие защиту интересов
собственника.
8.6. Порядок сдачи имущества в аренду
на торгах (аукционах, конкурсах).
8.6.1. Торги на право получения в
аренду имущества проводятся в виде аукциона на максимальный размер
арендной платы либо конкурсов. На конкурсной основе предоставляются в
аренду свободные или освободившиеся помещения. Организатором торгов
(аукциона, конкурса) является КУМИ. Состав конкурсной комиссии
утверждается распоряжением администрации района.
8.6.2. Организатор торгов
осуществляет следующие полномочия:
а) определяет условия и форму
проведения торгов (аукцион, конкурс), устанавливает размер задатка,
определяет условия конкурса (вид использования имущества и иные
критерии), размер арендной платы, срок аренды;
б) определяет сроки приема заявок на
торги, перечень документов, подлежащих представлению заявителями,
устанавливает обременения для победителя (в том числе в виде оплаты
задолженности по арендной плате за предыдущий период);
в) обеспечивает не менее чем за
тридцать дней до заседания конкурсной комиссии опубликование
информационного сообщения о проведении торгов на право предоставления
имущества в аренду в средствах массовой информации, включающее в себя
сведения о местоположении объекта, его характеристиках, обременениях,
задатке, величине арендной платы, дате и времени заседания комиссии,
начале и окончании срока подачи заявок, перечне представляемых
документов.
8.7. Порядок организации торгов.
8.7.1. Предметом торгов является
определение победителя, предложившего максимальную величину арендной
платы за имущество, на которое должен быть заключен договор аренды.
Для участия в торгах заявитель вносит
задаток в размере, определяемом организатором торгов.
В случае отказа победителя от
подписания протокола торгов и от заключения договора аренды задаток
не возвращается.
Участникам торгов, не ставшим
победителями, задаток возвращается в течение пяти рабочих дней с
момента подведения итогов торгов.
8.7.2. Заявки и прилагаемые к ней
документы регистрируются в журнале регистрации заявок.
Участник торгов имеет право отозвать
свою заявку до установленного срока, сообщив об этом письменно.
Участнику торгов, отозвавшему свою
заявку, внесенный задаток возвращается.
Предложения по цене подаются
участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи
предложения по цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения
аукциона (открытая форма подачи предложения по цене). Форма подачи
предложения о цене определяется КУМИ.
При наличии только одной заявки или
отсутствии заявок торги считаются несостоявшимися.
В этом случае организатор торгов
вправе принять решение о проведении новых торгов на тех же условиях
либо на иных условиях, а также предложить на рассмотрение комиссии за
экономической деятельностью муниципальных предприятий и эффективным
использованием и управлением муниципальным имуществом передачу
имущества в аренду по целевому назначению.
8.8. Порядок предоставления имущества
в аренду по целевому назначению.
8.8.1. Объекты муниципальной
собственности могут быть представлены в аренду по целевому назначению
в следующих случаях:
- организациям, финансируемым из
бюджетов различных уровней;
- государственным и муниципальным
предприятиям;
- организациям независимо от
организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, чья
деятельность направлена на организацию программ и планов
социально-экономического развития Богородского района;
- иным лицам по решению комиссии за
экономической деятельностью муниципальных предприятий и эффективным
использованием и управлением муниципальным имуществом.
Имущество также может быть
предоставлено в аренду по целевому назначению в случае, если оно на
протяжении длительного времени не эксплуатировалось и нуждается в
проведении работ по его восстановлению.
8.8.2. Для предоставления имущества в
аренду по целевому назначению в КУМИ представляются:
а) заявление на получение имущества в
аренду;
б) заверенные в установленном порядке
копии учредительных документов и изменений к ним с отметкой
регистрирующего органа;
в) выписка из единого
государственного реестра юридических либо единого государственного
реестра индивидуальных предпринимателей (либо копия выписки,
заверенная в установленном порядке);
г) заверенная в установленном порядке
копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом
органе;
д) выписка из технического паспорта;
е) подтверждение полномочий лица,
подписывающего договор;
ж) банковские реквизиты.
КУМИ вправе запросить иные документы,
необходимые для заключения договора аренды по целевому назначению.
8.9. Порядок заключения аренды на
новый срок.
8.9.1. Арендуемые объекты
муниципальной собственности, срок действия договоров аренды на
которые истек, могут быть предоставлены в аренду на новый срок
целевым назначением тому же арендатору либо путем проведения торгов.
8.9.2. В аренду путем заключения
договора на новый срок объекты муниципальной собственности
предоставляются следующим категориям арендаторов:
- арендаторам, добросовестно
исполнявшим свои обязательства по договору аренды, не имеющим
задолженности по арендной плате, внесшим в период его действия
инвестиции в капитальный ремонт арендуемого помещения;
- арендаторам - муниципальным и
государственным предприятиям, муниципальным и государственным
учреждениям;
- иным арендаторам в целях их
социально значимой деятельности.
Объекты предоставляются на новый срок
в порядке, предусмотренном п. 8.5 настоящего Положения.
8.10. Порядок предоставления
арендуемых объектов в субаренду.
8.10.1. В целях расширения
ассортимента товаров и перечня услуг (работ), оказываемых населению,
и поддержки малого предпринимательства часть арендуемого объекта
муниципальной собственности, но не более 50% от его общей площади,
может быть предоставлена в субаренду третьим лицам с письменного
согласия арендодателя в пределах срока действия договора аренды при
соблюдении условия: отсутствие задолженности по арендной плате.