АДМИНИСТРАЦИЯ
СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2006 г. № 167
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА
ТЕРРИТОРИИ СОКОЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В соответствии с
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.07.2006 N
222 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в
чрезвычайных ситуациях на территории Нижегородской области"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об
организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных
ситуациях на территории Сокольского муниципального района.
2. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
Глава местного
самоуправления
А.В.МАКАРОВ
Утверждено
постановлением
администрации Сокольского района
от 26.07.2006 № 167
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА
ТЕРРИТОРИИ СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение определяет порядок организации и проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных
ситуаций на территории Сокольского района, а также порядок
взаимодействия и обеспечения сил и средств, участвующих в этих
работах.
1.2. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы (далее - АСДНР) проводятся с целью спасения и
сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба
окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации
зоны чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), прекращения действия
характерных для них опасных факторов.
1.3. Аварийно-спасательные работы -
это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей,
защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или
доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для
них опасных факторов.
К аварийно-спасательным работам
относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные,
противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы,
связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации экологических,
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие,
определенные действующим законодательством.
Аварийно-спасательные работы
характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью
проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки,
экипировки и оснащения.
1.4. Аварийно-восстановительные
работы в зоне чрезвычайной ситуации - первоочередные работы по
локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по
устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и
производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых
условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной
очистке и обеззараживанию территории.
1.5. Неотложные работы при ликвидации
чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению
аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в
чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию
условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья
людей, поддержания их работоспособности.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ И ДРУГИМИ
НЕОТЛОЖНЫМИ РАБОТАМИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
2.1. Управление при
организации и в ходе ликвидации ЧС заключается в целенаправленной
деятельности органов управления районного звена единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС) по подготовке и руководству силами и средствами для
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах
(очагах) поражения (заражения).
2.2. Состав органов управления,
осуществляющих руководство и координацию силами и средствами,
определяется Положением о районном звене единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.3. Организация управления
аварийно-спасательными и другими неотложными работами при ликвидации
чрезвычайных ситуаций включает:
- сбор данных об обстановке;
- анализ и оценку обстановки;
- подготовку выводов и предложений
для принятия решения на проведение аварийно-спасательных работ;
- принятие (уточнение) решения и
доведение задач до исполнителей;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств,
привлекаемых для ликвидации ЧС.
2.4. Решение на проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является
основой управления. Его принимает и организует выполнение
руководитель органа управления.
Решение включает в себя основные
элементы:
- краткие выводы из оценки
обстановки;
- задачи подчиненным
аварийно-спасательным службам (формированиям);
- меры безопасности;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств
в зонах ЧС.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И
ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
3.1. Организация
аварийно-спасательных и других неотложных работ предусматривает
проведение следующих мероприятий:
- разведку в интересах проведения
указанных работ;
- инженерное обеспечение ввода и
движения сил ликвидации в зоне ЧС;
- создание минимально необходимых
условий для жизнеобеспечения населения;
- обеспечение безопасности населения
и сил ликвидации в зоне ЧС;
- организацию связи в зоне ЧС;
- охрану общественного порядка в зоне
ЧС;
- мероприятия по охране окружающей
среды при ликвидации ЧС.
3.2. Содержание аварийно-спасательных
работ:
- ведение разведки маршрутов
выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
- локализация и тушение пожаров на
участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
- розыск пораженных, извлечение их из
поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и
задымленных помещений;
- вскрытие разрушенных, поврежденных
и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
- подача воздуха в заваленные
защитные сооружения;
- оказание первой медицинской и
первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные
учреждения;
- вывод (вывоз) населения из опасных
мест в безопасные районы;
- санитарная обработка людей и
обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники,
продовольствия, воды.
3.3. Содержание других неотложных
работ:
- прокладка колонных путей и
устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
- локализация аварий на газовых,
энергетических, водопроводных, канализационных и технологических
сетях;
- укрепление или обрушивание
конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих
безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
- ремонт и восстановление разрушенных
линий связи и коммунально-энергетических сетей;
- обнаружение, обезвреживание и
уничтожение взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление
поврежденных защитных сооружений.
3.4. Объем и условия проведения АСДНР
зависят от масштабов чрезвычайной ситуации.
В зависимости от объема работ для
ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в
количестве, обеспечивающем непрерывность АСДНР. Непрерывность работ
достигается своевременным наращиванием усилий, маневром силами и
средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением
их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй
поврежденной техники.
3.5. В целях выполнения задач по
проведению АСДНР создаются группировки сил. В группировку сил для
проведения АСДНР в зоне ЧС включаются профессиональные
аварийно-спасательные формирования, объектовые и территориальные
формирования повышенной готовности, а также специализированные
формирования.
Для обеспечения непрерывного
проведения работ группировка сил состоит из формирований первого
эшелона, второго эшелона и резерва.
Первый эшелон предназначен для
ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на
объектах, продолжающих работу.
Второй эшелон предназначен для
наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а
также для замены формирований первого эшелона.
Резерв предназначен для решения
внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого
(второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.
Формирования, входящие в состав
эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их
организационной структуры и производственного принципа.
Состав эшелонов и смен определяется
исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и
средств.
3.6. Задачи при ликвидации ЧС
выполняются поэтапно (три этапа) в определенной последовательности и
в максимально короткие сроки.
На первом этапе решаются задачи по
экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению
развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников
аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР. В
первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта и
населения о ЧС.
На втором этапе основной задачей
является непосредственное выполнение АСДНР. Одновременно продолжается
выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке проводятся
работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным
сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где
могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые препятствуют
или затрудняют проведение АСДНР.
В целях обеспечения непрерывного
проведения работ смена работающего личного состава производится
непосредственно на рабочих местах. Техника сменяемого формирования
при необходимости передается личному составу, прибывшему на смену.
На третьем этапе решаются задачи по
обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в
результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования
объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или
возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжения
объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации
медицинского обслуживания производственного персонала и населения,
снабжения продуктами и предметами первой необходимости. При заражении
жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция.
По окончании этих работ осуществляется возвращение эвакуированного
производственного персонала и населения.
Одновременно с этими работами
начинаются работы по восстановлению функционирования объектов
экономики.
3.7. Непосредственно порядок
организации и технологии ведения различных видов
аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС определяется
наставлениями, инструкциями, алгоритмами действий и другими
руководящими и методическими документами, разрабатываемыми
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти Нижегородской области и организациями в соответствии с
действующим законодательством.
3.8. Руководство всеми силами и
средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их
взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.
3.8.1. Руководитель
аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону ЧС первым,
принимает на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняет
их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных Положением о
территориальной подсистеме Нижегородской области единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС).
3.8.2. Решения руководителей
ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными
для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.
3.8.3. Никто не вправе вмешиваться в
деятельность руководителей ликвидации ЧС в части руководства работами
по ликвидации ЧС и навязывать свои решения, иначе как отстранив их в
установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство
на себя или назначив другое должностное лицо.
3.8.4. Полномочия руководителей
ликвидации ЧС определяются Положением о районном звене единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС).
3.8.5. В необходимых случаях к
ликвидации ЧС могут привлекаться специалисты соответствующего профиля
из научно-исследовательских и других организаций, расположенных на
территории Нижегородской области, а также других регионов для
разработки рекомендаций по наиболее эффективным и безопасным способам
ликвидации ЧС.
Специалисты поступают в распоряжение
ответственного руководителя работ по ликвидации ЧС.
3.8.6. Руководители ликвидации ЧС
могут действовать согласно рекомендациям должностных лиц
специализированных организаций, однако это не снимает с них
ответственности за правильное и своевременное ведение
аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.8.7. В случае крайней необходимости
руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных
мероприятий;
- о временном прекращении
деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных
работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны
ЧС;
- о разбронировании резервов
материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в
зонах ЧС;
- об использовании в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, Нижегородской
области, средств связи, транспортных средств и иного имущества
организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по
ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных
формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных
формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их
аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной
основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных
групп граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению
аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер,
обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны
принять все меры по незамедлительному информированию должностных лиц
администрации Сокольского района, руководителей организаций о
принятых ими вследствие крайней необходимости решениях, влияющих на
нормальные условия жизнедеятельности.
3.8.8. В случае технологической
невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ
либо других случаях руководители ликвидации ЧС могут принимать
решения о приостановке в целом или их части, предприняв в
первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в
зонах ЧС людей.
3.9. В связи с особым характером
деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими
предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками
профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных
аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений,
отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное
требование распространяется на нештатные и общественные
аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований
в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.10. При проведении работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность
рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются
руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера
чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации
и медицинских рекомендаций.
3.11. Прекращение работ как средство
разрешения коллективного трудового спора в профессиональных
аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных
формированиях во время проведения АСДНР не допускается.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И
ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ
4.1. Обеспечение в
ходе выполнения АСДНР проводится с целью бесперебойного
удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС,
создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий
по ликвидации ЧС.
Основными видами обеспечения
являются:
- инженерное;
- медицинское;
- противопожарное;
- радиационное и химическое;
- транспортное;
- дорожное;
- материальное;
- техническое;
- финансовое;
- метрологическое;
- гидрометеорологическое.
4.1.1. Инженерное обеспечение
организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для
проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.
4.1.2. Медицинское обеспечение
организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи
пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления
работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС,
проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.
4.1.3. Противопожарное обеспечение
организуется в целях создания условий для выполнения задач по
ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.
4.1.4. Радиационное и химическое
обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения
задач по ликвидации ЧС с радиационным и химическим заражением и
заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный
состав сил и население.
4.1.5. Транспортное обеспечение
организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и
средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых
материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.
4.1.6. Материальное обеспечение
организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми
для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.
4.1.7. Техническое обеспечение
организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех
видов транспорта, инженерной и другой специальной техники,
используемой при ликвидации ЧС.
4.1.8. Финансовое обеспечение
организуется в целях рационального и целенаправленного распределения
финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации
ЧС.
4.1.9. Метрологическое обеспечение
организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники,
различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации
ЧС.
4.1.10. Гидрометеорологическое
обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов
погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и
гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия
сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.
4.2. Взаимодействие в ходе проведения
АСДНР организуется с целью обеспечения наиболее эффективного и
полного использования возможностей сил и средств, выполнения ими
поставленной задачи в возможно короткие сроки и с наименьшими
потерями.
4.2.1. Взаимодействие организуется
между штатными подразделениями аварийно-спасательных служб и
формирований, а также с соответствующими местными органами
управления, другими формированиями по задачам, способам их
выполнения, объектам, участкам работ и времени, в интересах
подразделений и формирований, выполняющих основную задачу - спасение
людей.
4.2.2. При организации взаимодействия
аварийно-спасательных формирований между собой и специальными
подразделениями других ведомств:
- уточняются границы объектов работ
каждого аварийно-спасательного формирования;
- устанавливается порядок действий на
смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут
представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
- согласовывается по времени и месту
сосредоточение усилий при совместном выполнении особо сложных работ;
- определяется система обмена данными
об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
- устанавливается порядок оказания
экстренной взаимной помощи.
5. СОДЕЙСТВИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ СЛУЖБАМ И
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМ ФОРМИРОВАНИЯМ В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Администрации
городского и сельских поселений, организации, предприятия, независимо
от их организационно-правовой формы и принадлежности, обязаны
оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным формированиям,
следующим в зоны ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе
предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
5.2. При следовании к месту
проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный
транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом
беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения
горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных
станциях, в речных портах, а также правом первоочередного проведения
ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в
речных портах независимо от их принадлежности и форм собственности.