--------------------------------
<1> Таблица 1.1 рассчитывается
и переносится из файла "Шаблон.xls", лист 3.1.
В 2004 году ввод
жилья составил 1790 кв. м, в 2005 году - 1380 кв. м.
За последние 5 лет средний ежегодный
темп роста объемов жилищного строительства составил 113,2%, темп
роста индивидуального жилищного строительства - 110,2%.
В 2004 году индивидуальными
застройщиками было введено 1790 кв. м жилья, а в 2005 году объемы по
данному виду строительства оцениваются на уровне 1380 кв. м.
По состоянию на 01.01.2006 площадь
ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 2063 кв. м (0,7% от
общей площади жилого фонда).
Стоимость 1 кв. м жилья на первичном
рынке составляет 13000 руб., на вторичном - 8000 руб.
Доля жилищного строительства,
выполняемого за счет средств организаций и граждан, в общем объеме
жилищного строительства увеличилась с 68% в 2001 году до 77% в 2005
году.
Основными проблемами жилищного
строительства в Большеболдинском районе являются:
- низкие доходы населения;
- отсутствие рынка вторичного жилья;
- отсутствие условий и инвесторов
долгосрочного жилищного кредитования.
1.2. Обеспеченность
жильем отдельных социальных групп
На 01.01.2006 в
очереди на улучшение жилищных условий состоит 470 чел.
Из них:
наибольший срок (15 лет) ожидания в
очереди имеют 33 чел. (с 1987 года).
С 1993 года в очереди стоят 109 чел.
С 1993 года по 2003 год в очередь
поставлено 256 чел.
За период 2000 - 2005 годов жителям
Большеболдинского района, нуждающимся в улучшении жилищных условий,
было бесплатно (по договорам найма) предоставлено жилье 3 семьям, 7
семей очередников купили жилье, из них 3 семьи с привлечением
безвозмездных бюджетных субсидий, общая сумма которых составила 1620
тыс. рублей.
Однако это не позволило достичь
поставленной цели - сокращения количества очередников. Произошло
увеличение количества семей, включенных в списки нуждающихся в
улучшении жилищных условий, с 165 до 202. При этом из списков были
исключены различного рода "двойники" (табл. 1.2).
Таблица 1.2
-
Динамика очереди на
улучшение жилищных условий
Количество семей
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Итого
|
1. Поставленных в очередь
|
7
|
5
|
9
|
9
|
17
|
47
|
2. Улучшивших жилищные условия |
|
|
2
|
4
|
4
|
10
|
3. Исключенных из списков
на улучшение жилищных условий по техническим причинам
|
|
|
|
|
|
|
4. В очереди на конец года
|
172
|
177
|
184
|
189
|
202
|
202
|
На 01.01.2006
площадь муниципального непригодного для проживания жилого фонда
составляет 2063 кв. м.
С 2000 года по 2005 год муниципальный
ветхий жилищный фонд сокращен с 2983 кв. м до 2063 кв. м. Кроме этого
28 жилых домов ветхого фонда были переданы в собственность гражданам,
имевшим в них постоянную регистрацию.
Основными проблемами обеспечения
жильем населения Большеболдинского района являются:
- низкие темпы жилищного
строительства;
- отсутствие строительства
социального жилья;
- низкая платежеспособность
индивидуальных застройщиков;
- растянутый период строительства.
В целях принятия своевременных и
объективных решений по строительству жилья необходимо организовать и
обеспечить:
- проведение инвентаризации очереди
на улучшение жилищных условий;
- анализ потребности и
платежеспособного спроса населения в улучшении жилищных условий;
- разработку программ комплексного
освоения территории:
- с. Б.Болдино: микрорайон бульвар
Осенний, ул. Южная;
- застройка на существующих площадках
населенных пунктов района.
В Большеболдинском районе выполнялась
работа по реализации областных жилищных программ.
Программа льготного жилищного
кредитования граждан действует в Большеболдинском районе с 2001 года.
В рамках реализации программы осуществляется предоставление льготных
жилищных кредитов (под 8% годовых сроком на 10 лет) гражданам,
состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. За время
действия программы предоставлено 37 льготных кредитов на общую сумму
1249,0 тыс. рублей.
В 2005 году для реализации программы
из средств областного бюджета было направлено 500,0 тыс. рублей, что
позволило привлечь 500,0 тыс. руб. банковских средств и выдать 7
льготных жилищных кредитов. Кредитные средства гражданами в основном
использовались на покупку жилья - 14% и строительство индивидуальных
жилых домов - 86%.
С 2004 года в Большеболдинском районе
действует целевая жилищная программа "Молодой семье - доступное
жилье". Программой предусматривается предоставление молодым
семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, льготных жилищных
кредитов под 6% годовых сроком на 15 лет, а также предоставление ряду
социально незащищенных категорий молодых семей безвозмездных жилищных
субсидий. Реализация Программы осуществляется за счет средств
областного и местного бюджетов и внебюджетных источников в виде
кредитных ресурсов.
В 2005 году за счет средств,
предусмотренных для реализации Программы, улучшили свои жилищные
условия 5 семьи, в том числе 5 семей - за счет кредитных ресурсов.
Действует программа "Социальное
развитие села до 2010 года". По Федеральной программе в 2005
году получено 1112,4 тыс. рублей, которые использовались при
строительстве индивидуальных жилых домов для специалистов сельского
хозяйства.
В Большеболдинском районе
насчитывается 32 семьи, возраст супругов в которых не превышает 30
лет, и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий.
Средняя стоимость строительства 1 кв.
м вторичного жилья для застройщика в Большеболдинском районе
составила в 2005 году 5400 руб., новое жилье на рынке стоило 12000
руб./кв. м. В результате реализации приоритетного национального
проекта в Большеболдинском районе должен быть сформирован устойчивый
механизм обеспечения жильем основных групп населения, и достигнуты
существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.
1.3. Состояние сетей
и объектов коммунальной инфраструктуры
Водоснабжение и
водоотведение
Водоснабжение
Большеболдинского района Нижегородской области осуществляется из 25
артезианских скважин. Общая протяженность водопровода составляет 47,6
км, канализации - 11,1 км. Износ сетей составляет соответственно 92 и
91% (табл. 1.3).
Таблица 1.3
-
Состояние сетей
водоснабжения и водоотведения
Наименование
|
Единица измерения
|
Количество
|
Средний физический износ
(%)
|
Остаточная балансовая
стоимость (тыс. руб.)
|
Водопроводные
|
км
|
47,6
|
92
|
2785
|
Канализационные
|
км
|
11,1
|
91
|
1893
|
Таблица 1.4
Состояние очистных
сооружений
Наименование
|
Единица измерения
|
Мощность (количество,
протяженность) |
Средний физический
износ (%)
|
Остаточная балансовая
стоимость (тыс. руб.)
|
Водопроводные
|
Ед.
|
-
|
-
|
-
|
|
Тыс. куб. м/ год
|
-
|
|
|
Канализационные
|
Ед.
|
2
|
10%
|
Данных нет
|
|
Тыс. куб. м/ год
|
360
|
|
|
Теплоснабжение
На обслуживании
предприятий жилищно-коммунального хозяйства Большеболдинского района
находится 16 котельных, в том числе газовых - 16 (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Состояние котельных
Единица измерения
|
Мощность и количество
|
Средний физический износ
(%)
|
Остаточная балансовая
стоимость (тыс. руб.)
|
Гкал/ч ______
Ед.
|
18,4 ____ 16
|
70
|
7360
|
|
|
|
|
Таблица 1.9
-
Состояние сетей
теплоснабжения
Единица измерения |
Протяженность
|
Средний физический
износ (%)
|
Остаточная балансовая стоимость
(тыс. руб.) |
км
|
12,1
|
89
|
1740
|
Газоснабжение
Объем
газопотребления в Большеболдинском районе в 2005 году составил 23362
тыс. куб. м в год (информация о фактическом газопотреблении за период
2001 - 2005 годов приведена в табл. 1.10). В настоящее время из 9
сельских поселений Большеболдинского района газифицировано 9, средний
уровень газификации Большеболдинского района природным газом
составляет 90%.
Таблица 1.10
-
Фактическое
газопотребление за период 2001 - 2005 годов
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Фактическое
потребление природного газа, тыс. куб. м |
20684
|
22850
|
22097
|
24725
|
23362
|
К 2015 году
ориентировочная потребность в природном газе по Большеболдинскому
району составит 26300 тыс. куб. м в год.
В целях повышения надежности
газоснабжения и развития газификации в Большеболдинском районе в 2005
году:
- введено в эксплуатацию за счет всех
источников финансирования 1,2 км газовых сетей;
- газифицировано 40 квартир;
- переведено на газ 2 котельных.
Информация по строительству газовых
сетей и газификации квартир и частных домовладений за счет всех
источников финансирования за период 2001 - 2005 гг. приведена в
таблице 1.11.
Таблица 1.11
-
Строительство газовых
сетей и газификация квартир и
частных домовладений
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Построено газопроводов, км
|
4,6
|
1,9
|
2,3
|
1,1
|
1,4
|
Газифицировано квартир,
тыс. кв. км
|
52
|
92
|
134
|
15
|
27
|
-->
примечание.
В официальном тексте документа после
слов "в размере", видимо, допущен пропуск текста.
-
По линии
министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов
Нижегородской области в текущем году будет продолжена реализация
федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010
года", утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, с объемом финансирования
объектов газификации в размере
Электроснабжение
Общее потребление
электроэнергии в Большеболдинском районе за 2005 год составило 24318
тыс. кВт. ч. Основными потребителями электроэнергии являются
с/хозяйственные предприятия, расходующие около 27,5% всей
электроэнергии. Население Большеболдинского района потребляет 20%
общего электропотребления, 13% - бюджетная сфера района, 7% -
жилищно-коммунальное хозяйство.
Развитие электроснабжения идет по
пути использования имеющихся мощностей в системе и модернизации схемы
электроснабжения в сетях напряжением 10/0,4 кв при ежегодном
подключении нагрузки в объеме 100 - 150 кВт.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
1.3. Состояние
строительного комплекса
и предприятий стройиндустрии
Строительный
комплекс Большеболдинского района за период 2000 - 2005 годов
несмотря на финансовые трудности, связанные со значительным
сокращением бюджетного выделения средств на возведение новых
объектов, объем выполненных работ характеризуется положительной
тенденцией роста основных показателей. Так, за этот период объемы
возросли с 40,4 до 107,0 млн рублей (привести показатели и анализ
деятельности в данном направлении).
В структуре валового регионального
продукта (ВРП) района отрасль "Строительство" составляет
10%.
С прекращением финансирования
жилищного строительства из федерального и областного бюджетов ввод
нового жилья резко сократился: если в начале 90-х годов ежегодно
вводилось от 5 до 7 тыс. кв. м, то в 2005 г. введено 1,4 тыс. кв. м,
из них все - индивидуальное строительство.
В настоящее время в Большеболдинском
районе зарегистрировано 7 организаций, в том числе 6 малых
предприятий (численностью менее 100 чел.), с численностью работающих
в них 254 человек. Основными строительными организациями являются: ПК
"ПМК-2", ЗАО "Вира", ООО "Строймонтаж",
ОАО "Монтажник".
Структура жилищного строительства в
Большеболдинском районе по итогам 2005 года представляет собой:
- кирпичные - 100%.
2. МЕХАНИЗМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целевым индикатором
успешности реализации Программы является увеличение объемов жилищного
строительства в соответствии с задачами и критериями приоритетного
национального проекта (табл. 2.1).
Таблица 2.1
-
Объемы ввода жилья на
период до 2010 года
Показатели
|
Фактические
|
Прогнозные объемы
|
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО с 2006 по 2010
|
Объемы
по муниципальному району, тыс. кв. м
|
1,790
|
1,380
|
2,023
|
2,326
|
2,675
|
3,076
|
3,568
|
13,669 |
Темп роста к пред.
году
|
|
77%
|
113%
|
115%
|
115%
|
115%
|
116%
|
115%
|
Темп роста к 2004 году, раз
|
|
|
|
130%
|
|
|
199%
|
|
Программа
реализуется в два этапа:
2006 - 2007 годы - первый этап;
2008 - 2010 годы - второй этап.
На первом этапе, в период 2006 - 2007
годов, предполагается запуск всех основных организационных и
финансовых механизмов реализации Программы, окончательное
формирование градостроительной и нормативно-распорядительной
документации, развертывание работ по подготовке территорий под
комплексное жилищное строительство (синхронизация процессов
расселения жителей, создания коммунальной инфраструктуры), внедрение
перспективных строительных технологий, создание системы мониторинга.
Основные приоритеты на второй стадии,
в период 2008 - 2010 годов, могут быть уточнены по итогам реализации
приоритетного национального проекта в 2006 - 2007 годах. На данном
этапе ожидается жилищное строительство в соответствии с возросшим
уровнем доходов населения, определяющим объем платежеспособного
спроса на рынке жилья.
3. ПЕРЕЧЕНЬ
ПОДПРОГРАММ И ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ
ЖИЛЬЯ
А. Жилищное
строительство
Основной целью
Программы является ежегодное увеличение объемов жилищного
строительства в Большеболдинском районе. Общий планируемый объем
жилищного строительства в соответствии с настоящей Программой за пять
лет (с 2006 по 2010 год) составит 12,825 тыс. кв. м общей площади
жилья, структура и динамика ввода жилья представлены в табл. 3.1.
Генеральный план развития с.
Б.Болдино утвержден постановлением Земского собрания Б.Болдинского
района 02.07.1999 № 30.
Разработка и утверждение генерального
плана будет завершено до 2010 года. В настоящее время необходимо
откорректировать генеральные планы 14 поселений, которые выпущены в
1969 - 1979 гг. Из-за отсутствия средств в районном бюджете на
проведение корректировки генеральных планов поселений требуется из
областного бюджета 6,4 млн рублей.
Правила застройки и благоустройства
сельских поселений Большеболдинского района утверждены постановлением
Земского собрания 21.10.2003 № 185, внесены дополнения 18.05.2004 N
253.
Правила землепользования не
разработаны.
Для обеспечения прогнозируемых
объемов строительства необходимо создать условия по формированию
рынка доступного жилья за счет:
- увеличения платежеспособного спроса
населения на жилье через развитие института ипотечного жилищного
кредитования граждан;
- создания условий для увеличения
объемов жилищного строительства через упрощение процедур согласования
и экспертизы градостроительной и проектной документации;
- развитие системы кредитования
застройщиков, а также внедрение новых схем финансирования развития
коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного
строительства;
- повышения эффективности
функционирования рынка жилья за счет снижения административных
барьеров, защиты прав граждан - добросовестных приобретателей жилья.
Таблица 3.1
-
Объемы ввода жилья по
Большеболдинскому району
Показатели
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО
|
1. Ввод жилья в
рамках Программы (базовый вариант), в т.ч.
|
2,164
|
1,910
|
2,313
|
2,858
|
3,580
|
12,825
|
2. Многоквартирное
жилищное строительство
|
0,934
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,934
|
2.1. Ввод жилья в
строящихся объектах
|
0,934
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,934
|
3. Индивидуальное
жилищное строительство
|
1,230
|
1,910
|
2,313
|
2,858
|
3,580
|
11,891
|
Планируется изменить
подход к практике выделения земельных участков под строительство
жилых зданий и сооружений, приводящей к "точечному"
строительству объектов в существующей застройке. Новый подход состоит
в комплексном освоении территорий под жилищное строительство,
позволяющем вести массовое строительство, в том числе по
государственному заказу. Строительство "точечных" жилых
объектов должно вестись в исключительных случаях, обусловленных
архитектурно-градостроительными решениями исторической части
населенных пунктов.
3.1. Строительство
многоквартирных жилых домов
на ранее отведенных площадках (ввод
жилых объектов
незавершенного строительства)
На 01.01.2006 в
Большеболдинском районе ведется строительство 18-квартирного жилого
дома. Общий выход жилья в этом доме составляет 0,934 тыс. кв. м.
Сводные данные по строительству многоквартирных домов по
Большеболдинскому району представлены в таблице 3.2. В строящемся
жилье - 100% - кирпичные дома.
Таблица 3.2
-
Объемы строительства
многоквартирных домов (в заделе)
№ п/п |
Наименование
|
Общая площадь
объектов, тыс. кв. м
|
Планируемый ввод жилья по
годам, тыс. кв. м
|
|
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Итого |
1.
|
Плановый выход жилья
по строящимся объектам
|
0,934
|
0,934 |
|
|
|
|
0,934 |
|
С. Б.Болдино,
мкрн Восточный, 18-кв. жил. дом
|
0,934
|
0,934 |
|
|
|
|
0,934 |
Общая потребность в
инвестициях по данным объектам в рыночных ценах 2006 г. составляет
5500 тыс. руб. (см. табл. 3.3). Подавляющая часть жилищного
строительства финансируется за счет средств граждан.
Таблица 3.3
-
Финансирование
строительства многоквартирных домов
(в заделе), тыс. руб.
№ п/п |
Наименование населенных
пунктов муниципального района (городского округа) |
Объем финансирования по годам
|
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Итого
|
1.
|
С. Б.Болдино,
мкрн Восточный, 18-кв. жил. дом |
5500
|
|
|
|
|
5500
|
Сложившийся в
настоящее время в Большеболдинском районе средневзвешенный срок
строительства домов от стадии проектирования до ввода в эксплуатацию
составляет 10 лет.
Основными причинами медленных темпов
строительства являются:
- снижение платежеспособного спроса у
населения области;
- недостаточный размер собственных
средств у застройщиков;
- рост затрат, связанных с
освобождением площадок застройки от ветхого жилья и изношенных
инженерных сетей и коммуникаций;
- высокие затраты по строительству
новых коммуникаций либо чрезмерное обременение застройщиков расходами
на подключение к существующим сетям;
- высокий риск несвоевременного
завершения объектов и передачи в эксплуатацию;
- существенное превышение цены на
рынке первичного жилья по сравнению с вторичным рынком.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
3.4. Индивидуальное
жилищное строительство
В 2005 году объемы
строительства индивидуального жилья составили 1,380 тыс. кв. м. Без
принятия дополнительных мер по активации строительства в данном
секторе объемы останутся на прежнем уровне.
Для увеличения темпов строительства
индивидуального жилья в районе намечено осуществить ряд мероприятий:
1. Анализ застройки территорий с
возможной корректировкой генеральных планов и отдельных площадок
строительства.
-
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
1. Развитие
инженерных сетей и коммунальной инфраструктуры в местах массового
индивидуального жилищного строительства, стимулирование ускоренных
темпов освоения и застройки территорий.
2. Разработка и внедрение передовых
технологий индивидуального домостроения и производства местных
строительных материалов с целью снижения затрат на строительство.
3. Совершенствование и развитие
инфраструктуры ипотечного кредитования граждан.
За период 2006 - 2010 годов
планируется ввести в эксплуатацию 11,891 тыс. кв. м индивидуальных
домов.
План ввода индивидуального жилья
представлен в таблице 3.9.
Таблица 3.9
-
Объемы
индивидуального жилищного строительства, тыс. кв. м
┌───┬──────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┐
│ № │ Наименование
населенных │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │
2010 │ Итого │
│п/п│ пунктов
муниципального │ │ │ │ │
│ │
│ │района
(городского округа)│ │ │ │
│ │ │
├───┼──────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤
│1. │С. Б.Болдино
│ │ │ │ │
│ │
├───┼──────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤
│ │Мкрн Бульвар
Осенний │0,602 │0,720 │1,02 │1,40 │1,8
│ 5,542 │
├───┼──────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤
│ │Ул. Южная
│0,28 │0,45 │0,63 │0,7 │0,84
│ 2,90 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│2. │С. Б.Болдино
│0,24 │0,48 │0,345 │0,40 │0,50
│ 1,965 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│3. │С. Черновское
│0 │0,080 │0,090 │0,090 │0,12
│ 0,38 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│4. │С. Апраксино
│0 │0 │0,076 │0,096 │0,10
│ 0,272 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│5. │С. Пикшень
│0,054 │0,108 │0,072 │0,72 │0,12
│ 0,426 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│6. │С. Ст.Ахматово
│0,054 │0,072 │0,080 │0,10 │0,10
│ 0,406 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ИТОГО
│1,230 │1,910 │2,313 │2,858 │3,580
│11,891 │
└───┴──────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┘
-
Объемы
финансирования индивидуального жилищного строительства составят
166474 тыс. руб.
Прогнозные объемы финансирования
жилья представлены в таблице 3.10.
Таблица 3.10
-
Финансирование
индивидуального жилищного строительства,
тыс. руб.
┌───┬──────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┐
│ № │
Наименование │ 2006 │ 2007 │ 2008 │
2009 │ 2010 │ Итого │
│п/п│
│ │ │ │ │
│ │
├───┼──────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤
│1. │С. Б.Болдино
│ │ │ │ │
│ │
├───┼──────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤
│ │Мкрн Бульвар
Осенний │ 8428 │10080 │14280 │19600
│25200 │ 77588 │
├───┼──────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤
│ │Ул. Южная
│ 3920 │ 6300 │ 8820 │ 9800 │11760
│ 40600 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│2. │С. Б.Болдино
│ 336 │ 6720 │ 483 │ 4600 │
7000 │ 27510 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│3. │С. Черновское
│ 0 │ 112 │ 1260 │ 1260 │
1680 │ 5320 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│4. │С. Апраксино
│ 0 │ 0 │ 1064 │ 1344 │
1400 │ 3808 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│5. │С. Пикшень
│ 756 │ 1512 │ 1008 │ 1008 │
1680 │ 5964 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│6. │С. Ст.
Ахматово │ 756 │ 1008 │ 1120 │
1400 │ 1400 │ 5684 │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ИТОГО
│17220 │26740 │32382 │40012 │50120
│166474 │
└───┴──────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┘
-
Б. Коммунальная
инфраструктура
Основными проблемами
в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией
среди застройщиков является отсутствие земельных участков,
обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения
частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство
коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные
для застройщика условия присоединения к системам коммунальной
инфраструктуры. Завершается период так называемой точечной застройки
с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также
ограниченных возможностей использования действующих мощностей для
наращивания объемов жилищного строительства. Планируемое увеличение
объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим
развитием коммунальной инфраструктуры.
На выполнение минимального объема
работ, связанных с обеспечением вводимого согласно Программе жилья,
необходимы инвестиции в размере 42100 тыс. руб., в том числе на
строительство новых объектов и сетей - 18800 тыс. руб., на
модернизацию существующей коммунальной инфраструктуры - 23300 тыс.
руб. (табл. 3.10).
Финансирование подпрограмм
строительства и модернизации сетей и объектов коммунальной
инфраструктуры будет осуществляться за счет собственных средств
владельцев сетей и объектов строительства и компенсироваться за счет
застройщиков (плата за подключение) и инвестиционной составляющей в
тарифе ресурсоснабжающих организаций.
Успешная реализация подпрограммы
позволит обеспечить в 2010 году:
- увеличение объемов жилищного
строительства, развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на
жилье;
- формирование эффективных механизмов
градостроительного регулирования и развития коммунальной
инфраструктуры;
- увеличение частных инвестиций в
жилищное строительство.
Таблица 3.10
-
Финансирование затрат
по развитию коммунальной
инфраструктуры
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Итого
|
1. Всего затрат, тыс. руб.
|
4800
|
7850
|
9310
|
9700
|
10440
|
42100
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
водоснабжение и водоотведение
|
2660
|
4235
|
4830
|
5359
|
6016
|
23100
|
теплоснабжение
|
70
|
200
|
230
|
500
|
1400
|
2400
|
газоснабжение
|
800
|
1000
|
1000
|
800
|
900
|
4500
|
электроснабжение
|
1000
|
1500
|
1500
|
900
|
400
|
5300
|
канализация
|
270
|
915
|
1750
|
2141
|
1724
|
6800
|
2. Строительство, всего
|
2300
|
4000
|
4500
|
4200
|
3800
|
18800
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
водоснабжение и водоотведение
|
500
|
1000
|
700
|
900
|
900
|
4000
|
теплоснабжение
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
газоснабжение
|
800
|
1000
|
1000
|
800
|
900
|
4500
|
электроснабжение
|
1000
|
1500
|
1500
|
900
|
400
|
5300
|
канализация
|
|
500
|
1300
|
1600
|
1600
|
5000
|
3. Модернизация
|
2500
|
3850
|
4810
|
5500
|
6640
|
23300
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
водоснабжение и водоотведение
|
2160
|
3235
|
4130
|
4459
|
5116
|
19100
|
теплоснабжение
|
70
|
200
|
230
|
500
|
1400
|
2400
|
канализация
|
270
|
415
|
450
|
541
|
124
|
1800
|
электроснабжение
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
6. Подпрограмма
"Строительство сетей и объектов
коммунальной инфраструктуры"
Основной целью
подпрограммы является обеспечение опережающего развития данной
инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке
жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся
платежеспособный спрос населения.
Эффективные механизмы финансирования
развития коммунальной инфраструктуры в целях строительства сетей и
объектов водоснабжения и водоотведения подразумевают привлечение
банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных
проектов и должны предусматривать меры по повышению привлекательности
их кредитования. В настоящих условиях в рамках выполнения
подпрограммы повышение привлекательности финансирования обеспечения
земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного
строительства будет обеспечено мерами государственной поддержки,
такими как субсидирование процентов по кредитам и предоставление
бюджетных гарантий.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
3.6.1. Водоснабжение
и водоотведение
Общая стоимость
затрат на строительство сетей и объектов водоснабжения и
водоотведения - 4000 тыс. руб. (табл. 3.11).
Таблица 3.11
-
Строительство сетей и
объектов водоснабжения и водоотведения
┌─────────────────┬─────────┬────────┬──────────────────────────────┬───────┐
│ Наименование
│Стоимость│Освоено │ Потребность в инвестициях,
│Перехо-│
│ населенных │работ
по │средств,│ итого, тыс. руб. │дящий
│
│ пунктов │строи-
│ тыс. ├────┬────┬────┬────┬────┬─────┤остаток│
│Большеболдинского│тельству
│ руб. │2006│2007│2008│2009│2010│Итого│на
2011│
│ района
│объекта, │ │ │ │ │
│ │ │г., │
│ │тыс.
руб.│ │ │ │ │ │
│ │тыс. │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │руб.
│
├─────────────────┼─────────┼────────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┼───────┤
│С. Б.Болдино │
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Ул. Южная │
1200 │ - │500 │ 500│200 │ - │
- │1200 │ - │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Мкрн Бульвар│
2800 │ - │ 0 │ 500│500 │900
│900 │2800 │ - │
│Осенний │
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│ИТОГО │
4000 │ │500 │1000│700 │900
│900 │4000 │ - │
└─────────────────┴─────────┴────────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┴───────┘
-
Меры подпрограммы,
направленные на обеспечение земельных участков объектами
водоснабжения и водоотведения, обеспечат ввод жилья в эксплуатацию
согласно муниципальной Программе.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
3.6.3. Сети и объекты
газоснабжения
Для реализации
программы индивидуального жилищного строительства необходимо
привлечение средств на газификацию в объеме 4500 тыс. руб.
Финансирование подпрограммы "Строительство сетей и объектов
газоснабжения" будет осуществляться за счет собственных средств
владельцев сетей газоснабжения (таблица 3.14).
Таблица 3.14
-
Объемы затрат по
газификации объектов
индивидуального жилищного
строительства
Наименование населенных
пунктов Большеболдинского района
|
Потребность в инвестициях,
итого, тыс. руб
|
Итого, тыс. руб.
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
|
С. Б.Болдино
|
|
|
|
|
|
|
Ул. Южная
|
600
|
400
|
|
|
|
1000
|
Мкрн Бульвар Осенний
|
200
|
600
|
1000
|
800
|
900
|
3500
|
ИТОГО
|
800
|
1000
|
1000
|
800
|
900
|
4500
|
3.6.4. Сети и объекты
электроснабжения
На реализацию
программы индивидуального жилищного строительства при расчетной
суммарной электрической нагрузке строящихся объектов ___ МВт,
необходимо привлечение средств в объеме 4300 тыс. руб. (табл. 3.16).
Таблица 3.16
-
Объемы затрат по
электроснабжению объектов
индивидуального жилищного
строительства
┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┬────────┐
│ Наименование
населенных │ Потребность в инвестициях, │ Итого,
│
│ пунктов
Большеболдинского │ тыс. руб. │
тыс. │
│ района
├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
руб. │
│ │ 2006
│ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ │
├─────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼────────┤
│С. Б.Болдино
│ │ │ │ │
│ │
├─────────────────────────────┤
│ │ │ │ ├────────┤
│Ул. Южная
│ 500 │ 1000 │ 300 │ - │ -
│ 1800 │
├─────────────────────────────┤
│ │ │ │ ├────────┤
│Мкрн Бульвар Осенний
│ 500 │ 500 │ 1200 │ 900 │ 400
│ 3500 │
├─────────────────────────────┤
│ │ │ │ ├────────┤
│ИТОГО
│ 1000 │ 1500 │ 1500 │ 900 │ 400
│ 4300 │
└─────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴────────┘
-
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
3.7. Подпрограмма
"Модернизация сетей и объектов
коммунальной инфраструктуры"
Подпрограмма
"Модернизация сетей и объектов коммунальной инфраструктуры"
предусматривает как решение задачи снижения сверхнормативного износа
основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию
этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, так и
разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и
рационального хозяйствования коммунальных предприятий, максимальное
использование всех доступных ресурсов, включая частные инвестиционные
и заемные средства, решение задач надежного и устойчивого
обслуживания потребителей.
Подпрограмма соответствует
приоритетам национального проекта "Доступное и комфортное жилье
- гражданам России" и призвана служить инструментом их
реализации и достижения поставленных целей.
Причинами возникновения проблем в
жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
- высокий уровень износа основных
фондов коммунального комплекса и технологическая отсталость многих
объектов коммунальной инфраструктуры;
- неэффективность существующей
системы управления в коммунальном секторе, непрозрачные методы
ценообразования на товары и услуги организаций коммунального
комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
3.7.1. Водоснабжение
и водоотведение
Следствием высокого
износа и технологической отсталости сетей и объектов водоснабжения и
водоотведения является низкое качество коммунальных услуг, не
соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов
коммунальной инфраструктуры составляет по муниципальному району в
среднем 91%. В целом по муниципальному району по состоянию на
01.01.2006 физический износ коммунальных сетей водопровода составили
92%, сетей канализации - 91%, канализационных насосных станций - 8%,
очистных сооружений канализации - 8%.
Общая потребность в средствах на
полное восстановление и модернизацию сетей в 2006 - 2010 годах
оценивается для объектов водоснабжения и водоотведения в 19100 тыс.
руб. (табл. 3.17).
Таблица 3.17
-
Модернизация сетей и
объектов водоснабжения и водоотведения
┌───────────────────────┬─────────┬────────┬──────────────────────────────┐
│Наименование
населенных│Стоимость│Освоено │ Потребность в
инвестициях, │
│ пунктов
│работ по │средств │ итого, тыс. руб. │
│ Большеболдинского
│реконст- │при ├────┬────┬────┬────┬────┬─────┤
│ района
│рукции │реконст-│2006│2007│2008│2009│2010│Итого│
│ │объекта,
│рукции, │ │ │ │ │
│ │
│ │тыс.
руб.│тыс. │ │ │ │ │
│ │
│ │ │руб.
│ │ │ │ │ │
│
├───────────────────────┼─────────┼────────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────┤
│с. Б.Болдино │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ул. Восточная │
1500 │ - │ 300│ 362│ 380│ 458│
0│ 1500│
│ул. Пушкинская │
2000 │ - │ 400│ 569│ 580│ 451│
0│ 2000│
│ул. Красная │
1000 │ - │ 300│ 461│ 239│ 0│
0│ 1000│
│ул. Пролетарская │
1800 │ - │ 100│ 154│ 200│ 400│
946│ 1800│
│с. Сергеевка │
6600 │ - │ 200│ 520│1521│2100│2259│
6600│
│с. Черновское │
1500 │ - │ 300│ 461│ 470│ 100│
169│ 1500│
│с. Пикшень │
2100 │ - │ 200│ 308│ 320│ 400│
872│ 2100│
│с. Ст. Ахматово │
2600 │ - │ 360│ 400│ 420│ 550│
870│ 2600│
│ИТОГО │
19100 │ - │2160│3235│4130│4459│5116│19100│
└───────────────────────┴─────────┴────────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┘
-
3.7.2. Объекты
теплоснабжения
Следствием высокого
износа и технологической отсталости основных фондов в коммунальном
комплексе является низкое качество коммунальных услуг, не
соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов
коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в Большеболдинском
районе 89%.
Для повышения качества коммунальных
услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо
обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации
объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов
теплоснабжения.
Общая потребность в средствах на
модернизацию в 2006 - 2010 годы оценивается для объектов
теплоснабжения в 2400 тыс. руб. (табл. 3.18).
Таблица 3.18
-
Модернизация сетей и
объектов теплоснабжения
┌───────────────────────┬─────────┬────────┬──────────────────────────────┐
│Наименование
населенных│Стоимость│Освоено │ Потребность в
инвестициях │
│ пунктов
│работ по │средств │ итого, тыс. руб. │
│ Большеболдинского
│реконст- │при ├────┬────┬────┬────┬────┬─────┤
│ района
│рукции │реконст-│2006│2007│2008│2009│2010│Итого│
│ │объекта,
│рукции, │ │ │ │ │
│ │
│ │тыс.
руб.│тыс. │ │ │ │ │
│ │
│ │ │руб.
│ │ │ │ │ │
│
├───────────────────────┼─────────┼────────┼────┴────┴────┴────┴────┴─────┤
│С. Б.Болдино │
│ │ │
├───────────────────────┼─────────┼────────┤
│
│Ул. Кооперативная │
2400 │ - │ 70 200 230 500 1400 2400 │
├───────────────────────┼─────────┼────────┤
│
│ИТОГО │
2400 │ │ 70 200 230 500 1400 2400 │
└───────────────────────┴─────────┴────────┴──────────────────────────────┘
-
Для решения проблемы
повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг,
улучшения экологической ситуации в регионах будут объединяться усилия
органов местного самоуправления и частных инвесторов.
Мероприятия по модернизации объектов
коммунальной инфраструктуры позволят обеспечить теплоснабжением
строящееся в рамках Программы жилье, улучшить состояние коммунальной
инфраструктуры и, как следствие, повысить качество предоставляемых
коммунальных услуг.
3.7.3. Сети и объекты
газоснабжения
Финансирование
подпрограммы "Модернизация сетей и объектов газоснабжения"
будет осуществляться за счет собственных средств владельцев газового
хозяйства.
Финансирование подпрограммы
"Модернизация сетей электроснабжения" будет осуществляться
за счет собственных средств владельцев электросетевого хозяйства.
4. ПЕРЕЧЕНЬ
ПОДПРОГРАММ И ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО АКТИВИЗАЦИИ СПРОСА НА РЫНКЕ ЖИЛЬЯ
С целью выполнения
задач приоритетного национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России" в Большеболдинском районе и
обеспечения адекватного платежеспособного спроса на жилье необходима
скоординированная и целенаправленная деятельность органов местного
самоуправления по регулированию баланса предложения и спроса на рынке
жилой недвижимости.
Суть предлагаемых мер по реализации
приоритетного национального проекта с точки зрения активизации спроса
на жилье базируется на следующих подходах:
- гибкая система ипотечного
кредитования (дифференцированная по уровню доходов в различных
социальных группах);
- использование ипотечных механизмов;
- минимизация государственных и
муниципальных капитальных вложений в жилищном строительстве за счет
роста частных инвестиций.
Реализация мер по повышению спроса на
жилье будет вестись в двух блоках подпрограмм:
1. Социальные жилищные программы.
2. Рыночные жилищные программы.
Источниками финансирования жилищных
программ являются:
1. Средства федерального бюджета
(субсидии на приобретение жилья).
2. Средства, поступающие на
реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию области
(далее - средства области).
3. Средства, поступающие на
реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию
Большеболдинского района (далее - местные средства).
4. Средства организаций и населения -
собственные и привлеченные (частные инвестиции).
Предполагается, что в рамках
подпрограмм, направленных на активизацию спроса, в период до 2010
года будет введено в эксплуатацию и приобретено населением 16,152
тыс. кв. м жилья, инвестиции в строительство которого составят 205655
тыс. руб. (табл. 4.1).
Таблица 4.1
-
Объемы жилищного
строительства и финансирования
в рамках подпрограмм по активизации
спроса
Показатели
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО
|
1. Количество семей,
улучшающих жилищные условия по программам,
всего
|
22
|
25
|
51
|
51
|
60
|
209
|
В т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
- по социальным
программам
|
2
|
5
|
28
|
22
|
24
|
81
|
- по рыночным программам
|
20
|
21
|
23
|
29
|
36
|
128
|
2. Ввод жилья всего,
тыс. кв. м
|
2,131 |
2,326 |
3,530 |
3,700 |
4,467 |
16,152 |
3.
Финансирование жилищного строительства по
подпрограммам, тыс. руб.
|
29837
|
32411
|
48684
|
52408
|
63480
|
226820
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет
|
0
|
840
|
454
|
454
|
454
|
2201
|
- средства области
|
259
|
2785
|
7354
|
1857
|
1975
|
14229
|
- местные средства
|
0
|
0
|
1397
|
1603
|
1736
|
4735
|
- частные инвестиции
|
29578
|
28785
|
39481
|
48495
|
59316
|
205655
|
При этом 0,209 семей
смогут улучшить свои жилищные условия по программам активизации
спроса, в том числе по социальным программам - 0,081 тыс. семей.
В рамках настоящей Программы органами
государственной власти и местного самоуправления будет поддерживаться
ряд приоритетных направлений активизации спроса на рынке жилья,
основные показатели которых представлены в табл. 4.2.
Таблица 4.2
-
Структура жилищного
строительства и финансирования по
приоритетным направлениям активизации
спроса на рынке жилья
Приоритетные направления |
Количество участников, семей
|
Проц. от общего
количества учтенных
|
Объем ввода жилья,
тыс. кв. м
|
Объем финансирования, тыс.
руб.
|
Всего
|
209
|
|
16152
|
226820
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
А. Социальные
жилищные программы, всего
|
81
|
31%
|
3323
|
47202
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
1. Улучшение
жилищных условий граждан, состоящих в
очереди, всего
|
|
|
|
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
- "Расселение
жителей ветхого фонда"
|
13
|
28%
|
0,684 |
8208
|
- "Молодая семья"
|
32
|
60%
|
1728
|
27134
|
-
"Выполнение обязательств государства по обеспечению
жильем отдельных категорий граждан"
|
1
|
14%
|
0,060 |
840
|
- прочие
|
33
|
22%
|
743
|
8532
|
2. Обеспечение
жильем молодых врачей на селе
|
2
|
|
108
|
2489
|
Б. Рыночные
жилищные программы
|
128
|
100%
|
12830
|
179617
|
А. Социальные
жилищные программы
Основные меры по
активизации спроса на рынке жилой недвижимости будут направлены на
повышение доступности жилья для населения. К таким мерам прежде всего
относятся:
- субсидирование (полное или
частичное) за счет средств области и Большеболдинского района:
а) первоначального взноса при
приобретении жилья в кредит (ипотечный);
б) процентов по кредиту;
- упрощение процедур приобретения
жилья. Исходя из основной задачи программы - активизации жилищного
строительства на рыночной основе с развитой системой ипотечного
кредитования жителей на первом этапе будут разработаны единые
стандарты ипотечного кредитования с государственным субсидированием и
единые условия продажи жилья.
Эти меры позволят обеспечить
доступным жильем по условиям приобретения и стоимости группы
населения со средними доходами за счет собственных средств граждан и
долгосрочных ипотечных кредитов.
4.1. Приоритетное
направление
"Расселение жителей ветхого и
аварийного фонда"
На 01.01.2005
площадь ветхого жилищного фонда в Большеболдинском районе составляла
2,98 тыс. кв. м (2,3% от общей площади жилого фонда). В ветхом фонде
проживают 0,105 тыс. семей.
Задача расселения жителей ветхого
фонда в рамках настоящего направления будет решаться преимущественно
в рамках мероприятий по комплексному освоению территорий под жилищное
строительство. Для каждой из перспективных площадок разрабатывается
график синхронизации процессов освоения, включающий, в том числе, и
графики ликвидации домов, относящихся к ветхому фонду, и расселения
жителей.
Общий объем ликвидации ветхого жилого
фонда будет определяться исходя из лимитов финансирования,
рассчитываемых в соответствии с проектом методики расчета затрат на
возмещение расходов по подготовке земельных участков для целей
строительства и реконструкции (инвестиционного вклада). Лимит
составляет 9% от объема финансирования коммерческого жилищного
строительства.
Всего в результате реализации
Программы жилье будет предоставлено 13 семьям, проживающим в ветхом
фонде (28% от общего количества проживающих). Финансирование по
подпрограмме составляет 8208 тыс. руб. за счет средств области.
Сводные данные по планируемому
расселению жителей аварийного и ветхого фонда приведены в табл. 4.3.
Таблица 4.3
-
Объемы жилищного
строительства и финансирования
по приоритетному направлению
"Расселение жителей ветхого и
аварийного фонда"
Показатели
|
2006 |
2007
|
2008
|
2009 |
2010 |
ИТОГО
|
1. Количество семей,
получающих жилье, всего
|
0
|
4
|
9
|
0
|
0
|
13
|
2. Ликвидируемый аварийный
и ветхий фонд, тыс. кв. м
|
0
|
0,175 |
0,395 |
0
|
0
|
0,570 |
- ветхий
|
0
|
0,175 |
395
|
0
|
0
|
0,570 |
3. Ввод жилья для
участников подпрограммы, тыс. кв. м
|
0
|
0,210 |
0,474 |
0
|
0
|
0,684 |
4. Финансирование
жилищного строительства по подпрограмме, тыс. руб.
|
0
|
2520
|
5688
|
0
|
0
|
8208
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
- средства области
|
0
|
2520
|
5688
|
0
|
0
|
8208
|
- местные средства
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
- частные инвестиции
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4.2. Приоритетное
направление "Молодая семья"
При разработке
стратегии реализации приоритетного направления "Молодая семья"
учитывается необходимость создания системы государственной и
муниципальной поддержки приобретения жилья или строительства
индивидуального жилья молодыми семьями в целях создания условий для
формирования активной экономической позиции молодежи, высокой
социально-экономической значимости проблемы обеспечения жильем
молодежи, а также реальной возможности ее решения только при
государственной и муниципальной поддержке.
Главной целью данного приоритетного
направления является предоставление государственной и муниципальной
поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, возраст
супругов в которых не превышает 30 лет, признанным в установленном
порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие основные задачи:
- обеспечить предоставление молодым
семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первого
взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или
строительство индивидуального жилья;
- обеспечить условия для
софинансирования приобретения жилья или строительства индивидуального
жилья молодыми семьями за счет собственных средств граждан и
кредитных (заемных) средств.
Общая численность потенциальных
участников Программы в Большеболдинском районе составляет 81 семью.
Всего в период до 2010 года
планируется обеспечить квартирами 32 молодые семьи, нуждающиеся по
социальным нормам в улучшении жилищных условий. Для этого необходимо
1,728 кв. м жилья. Для реализации подпрограмм в рамках данного
приоритетного направления необходимо 27134 тыс. руб., в том числе
предполагается израсходовать из средств федерального бюджета 1360,8
тыс. руб., из средств области - 2909,89 тыс. руб. (табл. 4.4).
Таблица 4.4
-
Объемы жилищного
строительства и финансирования
по приоритетному направлению "Молодая
семья"
Показатели
|
2006 |
2007 |
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО
|
1. Количество
молодых семей, получающих жилье, всего
|
0
|
0
|
10
|
11
|
11
|
32
|
2. Ввод жилья
для участников подпрограммы, всего, тыс. кв. м
|
0
|
0
|
0,540 |
0,594 |
0,594 |
1,728 |
3.
Финансирование жилищного строительства по подпрограмме, тыс.
руб.
|
0
|
0
|
8077
|
9318
|
9739
|
27134
|
в т.ч.
|
|
0
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет
|
0
|
0
|
453,6
|
453,6
|
453,6
|
1360,8
|
- средства области
|
0
|
0
|
914,47
|
993,73
|
1001,69
|
2909,89
|
- местные средства
|
0
|
0
|
895,57
|
974,83
|
982,79
|
2853,19
|
- частные инвестиции
|
0
|
0
|
5813,05
|
6896,1
|
7300,96
|
20010,11
|
Указанные программы
различаются требованиями к участникам программы и объемом оказываемой
государством поддержки, варьирующимся в зависимости от дохода молодых
семей. Наименее обеспеченные семьи могут рассчитывать на больший
объем субсидирования.
Таблица 4.5
-
Основные показатели
реализации приоритетного направления
"Молодая семья" в период
2005 - 2010 годов
(в разрезе подпрограмм)
|
Количество участников, семей
|
Объем ввода жилья, тыс.
кв. м
|
Объем финансирования, тыс.
руб.
|
1. Всего, в т.ч.
|
32
|
1,728
|
27134,0
|
2. В порядке очереди на
улучшение жилищных условий
|
|
|
|
2.1. Областная
ипотечная подпрограмма "Молодая семья" (модернизация
действующей программы "Молодой семье
- доступное жилье")
|
11
|
0,594
|
9483,0
|
2.2. Подпрограмма "Молодая
семья" в рамках ФЦП "Жилище"
|
18
|
0,972
|
15028,0
|
3. Областная
ипотечная подпрограмма
"Молодые высококвалифицированные специалисты"
|
3
|
0,162
|
2623,0
|
4.2.1. Областная
ипотечная подпрограмма "Молодая семья"
(модернизация
действующей программы
"Молодой семье - доступное
жилье")
Программа
ориентирована на молодые семьи, относящиеся к данной категории
согласно нормативам ФЦП "Жилище". Механизм финансирования
предполагает субсидирование за счет средств областного и местного
бюджетов первого взноса в размере до 15% от стоимости жилья из
расчета средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по
нормам, соответствующим стандартам предоставления жилых помещений, а
также субсидирование разницы между рыночной процентной ставкой и 8%
по кредиту. Оставшаяся часть стоимости жилья будет профинансирована
за счет средств ипотечных кредитов (займов) и собственных средств
молодой семьи.
Важным элементом данной подпрограммы
является применение механизмов конкурсного отбора участников. Суть
его заключается в том, что в первую очередь содействие в приобретении
жилья будет оказываться тем молодым семьям, которые потребуют
наименьшего объема государственной поддержки. Таким образом,
субсидирование первоначального взноса в реальных условиях будет менее
15% от стоимости одной квартиры. Данный механизм позволит при одних и
тех же лимитах бюджетного финансирования оказать поддержку большему
количеству молодых семей.
Исходя из Концепции реализации
приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное
жилье - гражданам России" в Большеболдинском районе
предполагается участие до 34,3% молодых семей.
Всего в рамках данной подпрограммы за
5 лет предполагается обеспечить жильем 11 молодых семей, для чего
предстоит ввести в эксплуатацию 594 кв. м жилья. Объем
предполагаемого финансирования по подпрограмме составит 9483 тыс.
руб., в том числе за счет средств области и местных средств - по 706
тыс. руб. за счет средств участников программ - 8071 тыс. руб. (табл.
4.6).
Таблица 4.6
-
Объемы жилищного
строительства и финансирования областной
ипотечной подпрограммы "Молодая
семья"
Показатели
|
2006 |
2007 |
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО
|
1. Количество
молодых семей, получающих жилье, всего
|
0
|
0
|
3
|
4
|
4
|
11
|
2. Ввод жилья, всего, тыс. кв.
м
|
0
|
0
|
0,162 |
0,216 |
0,216 |
0,594 |
3.
Финансирование строительства по подпрограмме,
тыс. руб., в т.ч.
|
0
|
0
|
2455
|
3422
|
3606
|
9483
|
- федеральный бюджет
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
- средства области
|
0
|
0
|
189
|
257
|
261
|
706
|
- местные средства
|
0
|
0
|
189
|
257
|
261
|
706
|
- частные инвестиции
|
0
|
0
|
2077
|
2909
|
3084
|
8071
|
4.2.2. Областная
ипотечная подпрограмма
"Молодые высококвалифицированные
специалисты"
Областная ипотечная
программа "Высококвалифицированные молодые специалисты"
имеет целью предоставление жилья семьям молодых высокооплачиваемых
специалистов, не имеющим накоплений для внесения первоначального
взноса, с использованием механизмов ипотечного кредитования. Условия
кредитования предполагают предоставление молодой семье ипотечного
кредита на 90% от стоимости жилья до 30 лет по рыночной ставке
кредитования. Молодой высококвалифицированный специалист должен быть
признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Его доход должен
позволять воспользоваться ипотечным кредитом.
В расчетах принято, что
субсидирование первоначального взноса в размере 10% от стоимости
жилья будет осуществляться за счет средств организаций,
заинтересованных в данном высококвалифицированном молодом специалисте
(7,5%) и средств области (2,5%) (табл. 4.7).
Таблица 4.7
-
Объемы жилищного
строительства
и финансирования областной ипотечной
подпрограммы
"Молодые высококвалифицированные
специалисты"
Показатели
|
2006 |
2007 |
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО
|
1. Количество молодых
семей, получающих жилье, всего
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
4
|
2. Ввод жилья для
участников подпрограммы, всего, тыс. кв. м
|
0
|
0
|
0,054 |
0,054 |
0,054 |
0,216 |
3. Финансирование
жилищного строительства по подпрограмме, тыс. руб.
|
0
|
0
|
822
|
877
|
924
|
2623
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
- средства области
|
0
|
0
|
19
|
19
|
19
|
57
|
- местные средства
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
- частные инвестиции
|
0
|
0
|
803
|
858
|
905
|
2566
|
4.2.3. Подпрограмма
"Молодая семья" в рамках ФЦП "Жилище"
Основной механизм
реализации - субсидирование молодым семьям первого взноса при
приобретении жилья за счет федерального, областного и местного
бюджетов в размере 40% от стоимости жилья (10% - за счет федерального
бюджета; 15% - за счет областного бюджета области; 15% - за счет
бюджета муниципального района (городского округа) из расчета средней
рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по нормам,
соответствующим стандартам предоставления жилых помещений.
Кроме того, за счет средств области и
Большеболдинского района будет проводиться субсидирование разницы
между рыночной процентной ставкой и 8% по кредиту. Оставшаяся часть
стоимости жилья будет профинансирована за счет средств ипотечных
кредитов (займов) и собственных средств молодой семьи.
Исходя из Концепции реализации
приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное
жилье - гражданам России" в Нижегородской области предполагается
участие 56,2% из общего количества молодых семей, подпадающих под
действие Программы. Количество участников подпрограммы ежегодно будет
уточняться исходя из лимитов федерального бюджета.
Всего в рамках данной подпрограммы за
5 лет предполагается обеспечить жильем 18 молодых семей, для чего
предстоит ввести в эксплуатацию 972 кв. м жилья. Объем
предполагаемого финансирования по подпрограмме составит 15028 тыс.
руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 1361 тыс.
руб., за счет средств бюджетов области и местного бюджетов - по 2147
тыс. руб., за счет средств участников программ - 9373 тыс. руб.
(табл. 4.8).
Таблица 4.8
-
Объемы жилищного
строительства и финансирования
подпрограммы "Молодая семья"
в рамках ФЦП "Жилище"
Показатели
|
2006 |
2007 |
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО
|
1. Количество
молодых семей, получающих жилье, всего
|
0
|
0
|
6
|
6
|
6
|
18
|
2. Ввод жилья
для участников подпрограммы, всего, тыс. кв. м
|
0
|
0
|
0,324 |
0,324 |
0,324 |
0,972 |
3.
Финансирование жилищного строительства по подпрограмме, тыс.
руб.
|
0
|
0
|
4800
|
5019
|
5209
|
15028
|
в т.ч.
|
0
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет
|
0
|
0
|
454
|
454
|
454
|
1361
|
- средства области
|
0
|
0
|
707
|
718
|
722
|
2147
|
- местные средства
|
0
|
0
|
707
|
718
|
722
|
2147
|
- частные инвестиции
|
0
|
0
|
2933
|
3129
|
3311
|
9373
|
4.3. Приоритетное
направление
"Выполнение обязательств
государства по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан"
По данному
направлению отдельным категориям граждан, перед которыми государство
имеет свои обязательства в соответствии с законодательством
Российской Федерации, должна быть оказана финансовая поддержка в
приобретении жилья в рамках ФЦП "Жилище".
Существующая практика подтвердила,
что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств
по обеспечению граждан жильем является предоставление субсидий из
средств федерального бюджета на приобретение жилья с использованием
механизма государственных жилищных сертификатов.
Общая численность потенциальных
участников Программы в области составляет 1 семью. Программа позволит
до конца 2010 года обеспечить жильем 1 (14%) семью отдельных
категорий граждан, перед которыми государство имеет свои
обязательства в соответствии с законодательством Российской
Федерации, при норме площади 54 кв. м на семью (табл. 4.9).
Для выполнения данных государственных
обязательств до 2010 года в области необходимо ввести в эксплуатацию
0,060 тыс. кв. м жилья. Объем инвестиций составит 840 тыс. руб.,
финансируемых из федерального бюджета (табл. 4.10).
Таблица 4.9
-
Расчет количества
участников подпрограммы
"Выполнение государственных
обязательств по обеспечению
жильем отдельных категорий граждан"
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────┬─────────────────┐
│ Группы
граждан │Количество семей,│Количество семей,│
│ │стоящих
на учете │ которые улучшат │
│ │
│жилищные условия │
│ │ │
│
│1. Военнослужащие,
увольняемые в│ 7 │ 1 │
│запас (отставку), и
приравненные к│ │ │
│ним лица
│ │ │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│2. Граждане, уволенные
с военной│ 0 │ 0 │
│службы (службы), и
приравненные к ним│ │ │
│лица
│ │ │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│3. Граждане, подлежащие
отселению с│ 0 │ 0 │
│комплекса "Байконур"