семей
│
└────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
1. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
Обеспечение
доступным жильем молодых семей является одной из актуальных задач
Правительства Российской Федерации и Нижегородской области. Несмотря
на создание основ функционирования жилищного рынка, приобретение,
строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов в
настоящее время доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими
доходами. Основными причинами медленного решения жилищного вопроса
молодыми семьями является низкая платежеспособность молодежи,
неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования,
инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования,
высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
С 2004 года в Нижегородской области
действует областная целевая программа "Молодой семье - доступное
жилье" на 2004 - 2010 годы, утвержденная Законом Нижегородской
области от 20 сентября 2004 года № 103-З. Данной Программой
предусмотрено предоставление молодым семьям, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, льготных жилищных кредитов под 6% годовых сроком на
15 лет, а также предоставление ряду социально незащищенных категорий
молодых семей безвозмездных жилищных субсидий. Реализация Программы
осуществляется за счет средств федерального, областного, местного
бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
В 2005 году за счет средств,
предусмотренных для реализации Программы, в Богородском районе
улучшили свои жилищные условия 11 семей, в том числе 9 семей - за
счет кредитных ресурсов. При этом расходы местного бюджета составили
450 тыс. руб. Привлечено кредитных ресурсов в сумме 4,1 млн руб.
Средний размер кредита составил 455 тыс. руб.
В местном бюджете Богородского района
на 2006 год предусмотрено для реализации целевой программы "Молодой
семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы 480000 руб. При
этом предполагается принять меры по снижению банковской ставки
кредитования и за счет этого привлечь максимальное количество
кредитных ресурсов.
Тем не менее, количество молодых
семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
еще достаточно велико: общая численность потенциальных участников
указанной Программы составляет 35 семей.
В целях повышения доступности жилья
для молодых семей предстоит создать условия для развития системы
ипотечного жилищного кредитования и других механизмов повышения
платежеспособности спроса, реформировать системы рефинансирования
ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, а также
оказать бюджетную поддержку молодым семьям в приобретении жилья.
Настоящая Программа направлена на
решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию
жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для молодых семей и
безопасных и комфортных условий проживания в нем.
Развитие финансовых механизмов
расширит платежеспособность молодых семей не только за счет
объединения своих доходов, имеющихся сбережений, помощи родителей,
бюджетной поддержки, но и в счет будущих доходов членов семьи, то
есть через долгосрочное ипотечное кредитование.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Целью настоящей
Программы является предоставление государственной поддержки в решении
жилищной проблемы молодым семьям, возраст супругов в которых не
превышает 30 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного родителя,
возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей,
признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных
условий.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие основные задачи:
- обеспечить предоставление молодым
семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первого
взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение
жилья или строительство индивидуального жилья;
- обеспечить условия для
софинансирования приобретения жилья или строительства индивидуального
жилья молодыми семьями за счет собственных средств граждан и
кредитных (заемных) средств.
3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Программа
реализуется в период с 2007 по 2010 годы.
Финансирование обязательств бюджетов
муниципальных районов и городских округов Нижегородской области,
возникших в процессе реализации Программы, будет осуществляться также
в период после 2010 года.
4. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Мероприятия
|
Сроки выполнения
|
Исполнители мероприятий
|
Объемы потребности в
финансировании, млн руб. |
Ожидаемые результаты
|
|
|
|
|
Предполагаемые источники
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
|
1.
|
Организация информационной
и разъяснительной работы
среди населения области по освещению
целей, задач и хода реализации Программы
|
постоянно
|
Министерство строительства
Нижегородской области, отдел по учету и
распределению жилого фонда, уполномоченные операторы
|
текущее финансирование
|
информирование населения
о реализации Программы
|
2.
|
Предоставление молодым
семьям субсидий на приобретение жилья, в
том числе на уплату первоначального взноса
и процентов по кредиту при получении
ипотечного кредита или займа
для приобретения жилья или строительства
индивидуального жилого дома
|
постоянно
|
Министерство финансов
Нижегородской области
|
Всего
|
0
|
1153 |
1173 |
1340 |
1441 |
5209
|
выделение субсидий
|
|
|
|
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет
|
0
|
259 |
259 |
324 |
324 |
1167
|
|
|
|
|
|
областной бюджет
|
0
|
447 |
457 |
457 |
559 |
2021
|
|
|
|
|
|
бюджет Богородского
района
|
0
|
447 |
457 |
559 |
558 |
2021
|
|
3.
|
Разработка целевой
программы "Молодая семья" Богородского
района Нижегородской области
в рамках федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 -
2010 годы
|
до 16 июля 2006 г.
|
Администрация Богородского
района
|
-
|
целевая программа
"Молодая семья" Богородского района
Нижегородской области в рамках
федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы
|
4.
|
Организация учета
молодых семей - участников Программы
|
постоянно
|
Отдел по учету и
распределению жилого фонда
|
-
|
реестр участников
Программы Богородского района
|
5.
|
Подготовка и представление
в министерство строительства Нижегородской
области предложений по объемам
средств, необходимых для оказания
финансовой поддержки участникам
Программы за счет средств федерального
и областного бюджетов
|
ежегодно до 1 мая
|
Отдел по учету и
распределению жилого фонда
|
-
|
предложения по объемам
государственной поддержки
|
6.
|
Представление в министерство
строительства Нижегородской области
отчетности о реализации Программы
и расходовании бюджетных средств,
направляемых на реализацию Программы
|
ежеквартально |
Отдел по учету и
распределению жилого фонда
|
-
|
отчет о реализации
Программы в муниципальном районе,
городском округе
|
7.
|
Финансирование приобретения
(строительства) жилья, в том числе
получение ипотечного кредита или займа
|
постоянно
|
Участники Программы
|
собственные и заемные
средства граждан
|
0
|
1788 |
1892 |
2407 |
2522 |
8609
|
получение жилья |
5. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Участниками
Программы являются молодые семьи при возрасте супругов не старше 30
лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий (состоящие в органах местного самоуправления на
учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) и постоянно
проживающие на территории Нижегородской области (далее - молодые
семьи).
Программные мероприятия, связанные с
финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет
средств местного бюджета, будут реализовываться в форме
предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, включая
уплату первоначального взноса и процентов при получении ипотечного
кредита или займа для приобретения жилья или строительства
индивидуального жилого дома (далее - субсидии).
Предоставление молодым семьям
субсидий будет производиться в размере не менее:
- 35% средней стоимости жилья,
определяемой в соответствии с требованиями Программы (в том числе 10%
за счет средств федерального бюджета, 12,5% за счет средств
областного бюджета и не менее 12,5% за счет средств бюджетов
муниципальных районов и городских округов Нижегородской области), -
для молодых семей, не имеющих детей;
- 40% средней стоимости жилья,
определяемой в соответствии с требованиями Программы (в том числе 10%
за счет средств федерального бюджета, 15% за счет средств областного
бюджета и не менее 15% за счет средств бюджетов муниципальных районов
и городских округов Нижегородской области), - для молодых семей,
имеющих одного и более ребенка.
При рождении следующего ребенка
молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия из средств
местного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья.
При рождении (усыновлении) одного
ребенка молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за
счет средств местного бюджета в размере 5 процентов расчетной
стоимости жилья для погашения части кредита или займа либо для
компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или
строительство индивидуального жилья. Субсидия предоставляется молодой
семье при рождении каждого ребенка единоразово. Для получения данной
субсидии молодой семье необходимо обратиться в органы местного
самоуправления со следующими документами:
- заявление на получение субсидии;
- свидетельство о рождении ребенка
либо документы, подтверждающие усыновление ребенка (заверяются
нотариально);
- документы, подтверждающие улучшение
жилищных условий молодой семьи путем приобретения или строительства
индивидуального жилья.
Администрация органа местного
самоуправления в пятидневный срок проверяет представленные документы
и принимает решение о выдаче субсидии.
Для оказания помощи молодым семьям
при получении ипотечных кредитов по оплате части стоимости жилья
будет осуществляться субсидирование разницы между рыночной процентной
ставкой и 8% годовых по привлеченным кредитам за счет средств
областного и местных бюджетов.
При этом предполагается, что
недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет
ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств
получателей субсидий и других источников.
Порядок предоставления молодым семьям
субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального
взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа,
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Право на получение субсидии
удостоверяется свидетельством на приобретение жилья (далее -
свидетельство). Органы местного самоуправления представляют перечень
молодых семей - участников Программы, на основе которого министерство
строительства Нижегородской области формирует списки получателей
свидетельств семей. Органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов Нижегородской области, участвующих в
Программе (отобранных Правительством Нижегородской области для
участия в Программе муниципальных образований по результатам конкурса
при наличии муниципальной программы), осуществляют выдачу
свидетельств участникам Программы, исходя из объемов финансирования,
предусмотренных в местном бюджете, и объемов софинансирования из
областного и федерального бюджетов. Форма свидетельства
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Средства областного бюджета,
предусмотренные на реализацию Программы, в установленном порядке
перечисляются в виде субсидий бюджетам муниципальных районов и
городских округов Нижегородской области, отобранных для участия в
Программе, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и
объемов финансирования расходов областного бюджета на основании
соглашений между Правительством Нижегородской области и органами
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области.
В соответствии с постановлением
Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2003 года № 343 "Об
утверждении Положения о порядке формирования реестра и перечня
целевых программ, предполагаемых к финансированию из областного
бюджета" отчетность о ходе реализации Программы представляется в
министерство экономики Нижегородской области.
6. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Всего в рамках
данной Программы за 4 года предполагается обеспечить жильем 18
молодых семей. Общий объем потребности в финансировании Программы
составляет 13817 млн руб., в том числе средства федерального бюджета
- 1167 млн руб., средства областного бюджета и бюджета Богородского
района Нижегородской области - по 2021 млн руб., средства участников
Программы - 8609 руб. (таблица).
Таблица
Объемы жилищного
строительства и финансирования Программы
Показатели
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО
|
1. Количество молодых
семей, получающих жилье, - всего
|
0
|
4
|
4
|
5
|
5
|
18
|
2. Площадь жилья
для участников Программы - всего, тыс. кв. м
|
0
|
216
|
216
|
270
|
270
|
972
|
3. Потребность
в финансировании Программы, млн руб.
|
0
|
2940
|
3066
|
3849
|
3962
|
13817
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет
|
0
|
259
|
259
|
324
|
324
|
1167
|
- областной бюджет
|
0
|
447
|
457
|
559
|
558
|
2021
|
- бюджет Богородского района
|
0
|
447
|
457
|
559
|
558
|
2021
|
- собственные и
заемные средства граждан
|
0
|
1788
|
1892
|
2407
|
2522
|
8609
|
Объем финансирования
Программы рассчитан исходя из цен, сложившихся на 1 января 2006 года,
и нормы общей площади жилого помещения (для семьи численностью 2
человека - 42 кв. м, для семьи численностью 3 и более человека - по
18 кв. м на каждого члена семьи).
Объемы финансирования Программы могут
корректироваться с учетом изменения стоимости жилья, уровня инфляции,
социальных нормативов.
Объемы финансирования Программы по
субсидированию части стоимости жилья и процентных ставок по
привлеченным кредитам за счет средств областного бюджета и бюджета
Богородского района Нижегородской области подлежат ежегодному
уточнению с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
7. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Успешная реализация
Программы к 2010 году позволит:
- улучшить жилищные условия 18
молодых семей;
- создать условия для улучшения
демографической ситуации в области и Богородском районе, эффективно
реализовать миграционную политику, снизить социальную напряженность в
обществе, а также обеспечить устойчивый и самостоятельный процесс
развития Нижегородской области.
8. СИСТЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Программа является
инструментом реализации федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы (утверждена постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 (в редакции
постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005
года № 865) в Нижегородской области и областной целевой программы
"Молодая семья" на период 2006 - 2010 годов в рамках
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
(утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 15
мая 2006 г. № 169).
Общая координация хода выполнения
Программы осуществляется главой администрации Богородского района.
Контроль за реализацией Программы
осуществляет отдел по учету и распределению жилого фонда.
Исполнителями Программы являются:
- финансовый отдел;
- отдел по учету и распределению
жилого фонда;
- уполномоченные операторы;
- уполномоченные банки и другие
организации, предоставляющие молодым семьям ипотечные жилищные
кредиты и займы на приобретение жилья или строительство
индивидуального жилья.
В целях реализации Программы отдел по
учету и распределению жилого фонда:
- разрабатывает и утверждает
муниципальные программы улучшения жилищных условий граждан, состоящих
на учете нуждающихся в жилых помещениях;
- формирует необходимую для
реализации муниципальных программ нормативную правовую базу в
соответствии с действующим законодательством;
- проводит прием, экспертизу и
регистрацию документов участников Программы;
- регистрирует списки участников
Программы, проживающих на территории муниципального образования,
претендующих на государственную поддержку из средств федерального и
областного бюджетов;
- проводит информационную и
разъяснительную работу среди населения по освещению целей, задач,
принципов Программы через местные средства массовой информации;
- ежегодно готовит предложения по
объемам средств, необходимых для государственной поддержки участников
Программы за счет средств федерального и областного бюджетов;
- представляет отчетность в
министерство строительства Нижегородской области о расходовании
бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы, в срок до 15
января года, следующего за отчетным.
Отдел по учету и распределению жилого
фонда, участвующий в реализации Программы, представляет ежеквартально
в министерство строительства Нижегородской области отчеты о ходе
реализации Программы. Ход выполнения мероприятий Программы
анализируется министерством строительства Нижегородской области с
участием других заинтересованных органов исполнительной власти
Нижегородской области и органов местного самоуправления Богородского
района.
Органы местного самоуправления
Богородского района Нижегородской области исходя из имеющихся
возможностей и местных условий могут предусматривать в муниципальных
программах дополнительные меры поддержки молодых семей в решении
жилищной проблемы.
-