рублей
│ рублей │ рублей │ рублей │
└──────────┴──────────┴──────────┴─────────────┘
-
- Важнейшие 1.
Обеспеченность образовательных учреждений-
целевые компьютерной
техникой из расчета 20 обучающихся-
индикаторы на компьютер-
2.
Повышение профессиональной компетентности-
педагогических
работников: курсовая подготовка --
80%,
укомплектованность кадрами - 97%,-
аттестация
на 1-ю и высшую категорию - свыше 60%-
3.
Выполнение предписаний органов надзора по-
обеспечению
образовательных учреждений мебелью-
соответствующих
ростовых размеров-
- Ожидаемые
Инновационное развитие системы образования,-
результаты улучшение ее
материальной базы:-
реализации -
улучшение оснащенности образовательных-
Программы учреждений
компьютерной техникой-
-
оснащенность образовательных учреждений-
мебелью в
соответствии с ростовыми размерами-
-
своевременная профессиональная переподготовка-
кадров-
- Контроль за
Администрация города, городская Дума-
реализацией-
Программы
ВВЕДЕНИЕ
-
Программа развития
образования в городе Дзержинске до 2006 года предполагала
формирование в рамках единого образовательного пространства
Российской Федерации устойчивой, динамично развивающейся городской
системы образования, способной обеспечить удовлетворение потребностей
личности, государства и города. Задачами Программы являлось
обеспечение модернизации содержания образования и комплексных
изменений в образовательных технологиях, стабилизация бюджетного
финансирования системы образования и привлечение дополнительных
средств.
Главными результатами реализации
Программы стали:
- становление гражданского характера
образования, основанного на принципах уважения прав и свобод личности
в демократическом обществе;
- внедрение образовательных программ,
отражающих современное состояние культуры, науки и техники, а также
местные культурные традиции;
- внедрение в практику
образовательных учреждений современных педагогических технологий
обучения и воспитания, обеспечивающих непрерывность, преемственность
обучения, личностно ориентированный характер образования;
- поддержка образовательного
комплекса города, способного решать задачи инновационного развития;
- создание условий для развития
органов государственно-общественного управления, развития движения
попечительства в системе образования города;
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: слова "похода" быть не должно.
-
- развитие
программно-целевого похода подхода в управлении образованием.
Однако в связи с недофинансированием
образования система существенно отстает от современных требований,
поэтому нуждается в интенсивном развитии, жизненно необходимом для
города, страны.
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду Комплексная
областная целевая программа развития образования в Нижегородской
области на 2006 - 2010 годы, утвержденная Законом Нижегородской
области от 04.08.2005 № 96-З.
-
Программа развития
на 2007 - 2009 гг. разработана с учетом принципов государственной
политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ "Об
образовании" и других законодательных актах, а также
направлений, определенных Комплексной областной целевой программой
развития образования в Нижегородской области на 2007 - 2010 годы.
I.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГОРОДЕ ДЗЕРЖИНСКЕ
1.1.
Социально-экономическая ситуация в г. Дзержинске
Город Дзержинск
Нижегородской области представляет собой один из крупнейших
промышленных центров РФ с развитой образовательной системой.
В городе сосредоточены предприятия
химической промышленности, химического машиностроения, пищевой и
легкой промышленности.
Дзержинск - один из ведущих научных
центров с сетью научно-исследовательских и проектных институтов.
По областной рейтинговой оценке
социально-экономического состояния по темпам промышленного
производства в сопоставимых ценах по итогам 2005 года город занимает
17-е место из 51 района и города области (в 2002-м - 41-е).
Положительные тенденции бесспорны.
Однако не решена еще проблема
безработицы. По состоянию на 01.01.2006 в центре занятости населения
зарегистрировано 967 безработных, сохраняется проблема молодежи,
ищущей работу, общее количество - 9826 человек, в том числе 2001
человек в возрасте от 16 до 18 лет.
Жизненный уровень горожан за 2005 год
вырос на 10%, при этом реальные доходы дзержинцев составляют в
среднем 6337,5, что остается ниже среднеобластных показателей,
составляющих 7050 рублей.
Снижение рождаемости ведет к
дальнейшему нарастанию процесса сокращения числа учащихся в школах
города. За последние 5 лет количество снижается в среднем на 2000
обучающихся.
Уменьшение числа обучающихся требует
оптимизации и модернизации системы образования города. В 2006 году
закрыты 2 основные общеобразовательные школы в связи с минимальной их
наполняемостью и максимальной стоимостью образовательных услуг в них.
При этом право личности на получение основного общего образования не
ущемлено: все дети продолжат обучение в других образовательных
учреждениях города.
Тенденция сокращения населения
сохранится и в последующие годы, поэтому в целом прогнозируется рост
нагрузки на трудоспособное население. Это требует новых подходов к
трудовой и профессиональной подготовке выпускников
общеобразовательной и профессиональной школы.
В условиях экономических и социальных
реформ существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего
поколения города. Демократизация общества создала условия для
личностного развития молодежи, но в то же время в последнее
десятилетие констатируется проблема ослабления института семьи,
отсюда - увеличение количества беспризорных детей и совершенных
правонарушений, растет наркомания, через СМИ на детей обрушивается
поток низкопробной продукции.
В духовно-нравственном развитии
человека происходит переоценка роли религии. Первоочередной проблемой
становится физическое и психическое здоровье детей и молодежи.
Вывод: состояние
социально-экономической сферы общественной жизни страны и города
настоятельно требует соответствия стратегии управления образованием и
его ресурсов современности.
1.2. Краткая
характеристика системы муниципальных
образовательных учреждений,
подведомственных
управлению образования г. Дзержинска
По состоянию на 1
сентября 2006 года в сети муниципальных образовательных учреждений,
подведомственных управлению образования администрации г. Дзержинска
Нижегородской области, функционирует 61 образовательное учреждение
различных типов и видов.
Система общего образования города
Дзержинска включает 45 общеобразовательных учреждений с числом
обучающихся 23778 человек, в том числе:
- 39 средних общеобразовательных с
общим числом обучающихся 22842 человека (96% от общего числа
обучающихся), из них 22198 человек (93,3%) осваивают образовательную
программу для учреждений массового типа и 644 человека (2,7%) -
программу специальных (коррекционных) школ VII вида;
- 3 начальные общеобразовательные
школы с числом обучающихся 206 человек (0,8%), из них 154 человека
(0,6%) осваивают образовательную программу для учреждений массового
типа и 52 человека (0,2%) - программу специальных (коррекционных)
школ VII вида;
- 2 специальные (коррекционные) школы
VIII вида с числом обучающихся 435 человек (1,8%);
- 1 вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа с числом обучающихся 263 человека (1,1%).
Сохранение различных типов
образовательных учреждений в системе образования города является
одной из возможностей для удовлетворения личностных потребностей
граждан на образование. В городском образовательном пространстве
продолжают работу 3 учреждения с повышенным уровнем содержания
образования: гимназия № 38 (760 обучающихся) и две школы (№ 2, № 22)
с углубленным изучением отдельных предметов (821 обучающийся, из них
в школе № 22 - 636 обучающихся, в школе № 2 - 185 обучающихся в
классах с углубленным изучением предметов).
На удовлетворение личностных
потребностей граждан в образовании направлено также и открытие
профильных классов на ступени среднего (полного) общего образования,
которые к тому же решают задачу более успешной адаптации обучающихся
в социуме. В профильных классах на третьей ступени общего образования
обучаются 1770 человек (47,2%), в том числе в 10-х классах - 936
человек (52,9%). При этом предпочтение отдано классам
естественно-математического (естественно-научного) профиля, в которых
обучаются 54,6% от общего числа обучающихся в профильных классах.
Одним из средств реализации прав на
образование граждан со специальными образовательными потребностями
являются функционирующие в городе школы и классы для детей с
ограниченными возможностями здоровья: две специальные (коррекционные)
школы VIII вида (39 классов общей численностью 435 человек) и
специальные (коррекционные) классы VII вида в общеобразовательных
(массовых) школах (открыт 71 класс с общей численностью 696
обучающихся). Причем численность обучающихся в специальных
(коррекционных) классах VII вида в текущем учебном году на 84
человека больше, чем в предыдущем. Общее число обучающихся в школах и
классах для детей с ограниченными возможностями здоровья составляет
1131 человек (4,8% от общего числа обучающихся против 4,3% в
предыдущем году). Вместе с тем число обучающихся в классах
компенсирующего обучения уменьшилось с 452 до 293 человек (на 65%).
Права больных детей, в том числе и
детей-инвалидов, на получение общего образования обеспечены за счет
организации их индивидуального обучения на дому. В 2005/2006 учебном
году в общеобразовательных учреждениях города обучаются 175 детей,
имеющих инвалидность, из них 62 - индивидуально. 7514 обучающихся
(33,5%) посещают группы продленного дня.
В целях повышения качества
образовательного процесса 72,7% образовательных учреждений города
включились в освоение инновационной образовательной деятельности. Это
свидетельствует о способности образовательных учреждений города
решать вопросы внедрения в практику инновационных технологий.
Учреждения дополнительного
образования детей предоставляют возможность для развития
индивидуальных способностей детей и подростков по следующим
направлениям:
- туристско-краеведческое;
- спортивное;
- техническое;
- художественно-эстетическое;
- экологическое.
Проблемы:
1. Обостряется проблема состояния
материально-технической базы образования. Необходимо выполнить по
предписаниям контролирующих органов:
- частичный или полный ремонт кровель
на 25 объектах (было 38);
- сантехнические работы (внутренние
системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения) - на 30
объектах (было 52);
- ремонт внутренних систем отопления
- на 20 объектах (было 29);
- ремонт наружных сетей горячего и
холодного водоснабжения - на 17 объектах (было 19);
- установка автоматической
противопожарной сигнализации - на 14 объектах в 2006-м, 2007 год -
модернизация на 4 объектах.
2. По санитарным нормам не
соответствует ростовым размерам более 30% имеющейся школьной мебели.
3. Обеспеченность учебной литературой
составляет в среднем 90% от потребности.
4. Не обновлялась со времени введения
в эксплуатацию образовательных учреждений материальная база кабинетов
технологии для мальчиков (верстаки).
1.2.1. Финансирование образования.
Доля расходов на образование в
бюджете города за последние 3 года значительно увеличилась: с 16%
(2003 г.) до 49% (2006 г.).
В консолидированном бюджете города
сумма расходов возросла с 228927,7 в 2004 году до 305451,8 в 2005
году.
При этом потребность 2006 года
составляет 534151,2 при фактическом финансировании 328761,0. В
среднем финансирование осуществляется на 61%.
Таким образом, система общего и
дополнительного образования города работает в режиме хронического
недофинансирования.
1.3. Результативность
образовательной деятельности
Система общего
образования г. Дзержинска в целом обеспечивает государственные
гарантии доступности образования детям школьного возраста: она
представлена различными типами и видами образовательных учреждений,
разнообразными образовательными программами, реализацию которых
осуществляют квалифицированные педагогические работники.
Стабильными являются официальные
показатели результативности образования: ежегодно свыше 99%
обучающихся получают основное общее образование, 97 - 98% - среднее
(полное) общее образование.
Ежегодно снижается количество
учащихся, оставленных по результатам учебной деятельности на
повторное обучение.
Стабильно число выпускников,
заканчивающих школу с золотыми или серебряными медалями, и составляет
от 5 до 6%.
Растет число выпускников,
ориентированных на продолжение образования. От 50 до 60% от общего
числа выпускников 9-х классов продолжают образование в 10-х классах,
76% выпускников 11-х классов продолжают образование в учреждениях
высшего профессионального образования.
Школьники города регулярно в числе
победителей и призеров предметных олимпиад, в том числе
международных, российских и областных.
Вместе с тем имеется ряд нерешенных
проблем:
1. По-прежнему система образования в
основном ориентируется на воспроизведение готовых знаний и
профессиональных умений, слабо работает на развитие личности,
формирование жизненных ценностей, социальных норм.
2. Отсутствует база для реализации
информационных технологий в обучении.
3. Обостряется проблема состояния
здоровья обучающихся, что связано и с проблемами условий организации
образовательного процесса.
4. Увеличилось число детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции. Однако существующая
учебно-материальная база для указанных детей не в полной мере
обеспечивает необходимые условия по их содержанию и обучению.
5. Острой остается проблема
профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями
здоровья.
6. Важнейшей проблемой является
восстановление единства обучения и воспитания, устойчивого
функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.
1.3.1. Кадры в образовании.
Городская система образования в целом
обеспечена квалифицированными педагогическими кадрами: 89% имеют
высшее профессиональное образование; 87,5% прошли аттестацию с
присвоением соответствующей квалификационной категории. Более 60%
педагогов города своевременно прошли курсовую подготовку. Эффективно
действует система межкурсовой подготовки педагогических кадров через
такие формы работы, как городские методические объединения
учителей-предметников, проблемные группы, постоянно действующие
семинары и др. Развивается целевая контрактная система подготовки
специалистов.
Проблемы:
1. Сохраняется высокая педагогическая
нагрузка учителей, связанная с невысокой заработной платой работников
системы образования.
2. 18% составляет число педагогов
пенсионного возраста.
3. Снижение престижа профессии, уход
из учреждений образования молодых педагогов, особенно мужчин как
следствие недостаточной социальной защищенности педагогических
работников.
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: слова "тогда," быть не должно.
-
За последние три
года количество молодых педагогов со стажем работы в школе до 2 лет
уменьшилось с 5% до 3%, тогда, а со стажем работы с 2 до 5 лет
составляет всего 4%. Молодые специалисты, пришедшие в школу после
окончания высших и средних педагогических образовательных учреждений,
не задерживаются в системе общего образования. Основными мотивами
ухода являются социальные причины.
Средняя заработная плата в системе
общего образования на 01.07.2006 составляет 4000 при среднегородском
показателе 6000.
При этом рост заработной платы в
образовании составил 5%.
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду программа
"Создание единой образовательной информационной среды
Нижегородской области (2003 - 2005 годы)", утвержденная
постановлением Правительства Нижегородской области от 04.11.2002 N
292.
-
1.3.2.
Информатизация образовательных учреждений города осуществлялась в
соответствии с программой "Создание единой информатизационной
среды Нижегородской области", утвержденной постановлением
Правительства Нижегородской области от 4 ноября 2002 года.
Однако остается актуальной проблема
недостаточной оснащенности образовательных учреждений компьютерной
техникой. В 2005 году для школ города приобретены 64 компьютера за
счет местного бюджета, 10 компьютерных классов за счет областного и
федерального бюджетов. Несмотря на улучшение ситуации в целом, в 5
школах компьютерная техника отсутствует совсем, что не позволяет не
только внедрять информационные технологии в образовательный процесс,
но и реализовывать учебный план в полном объеме. Обеспеченность
компьютерной техникой образовательных учреждений города самая низкая
в области: 1 компьютер приходится на 79 обучающихся, в то время как
по области 1 компьютер приходится на 45 обучающихся.
В данном направлении предстоит решить
следующие проблемы:
- завершение оснащения
образовательных учреждений компьютерной техникой;
- обеспечение школ электронными
учебниками;
- включение образовательных
учреждений города в единую локальную сеть;
- организация сервисной службы.
II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ. ОБЩИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ
ДЗЕРЖИНСКЕ НА 2007 - 2009 ГОДЫ
2.1. Цель Программы
Формирование в
рамках единого образовательного пространства РФ устойчивой, динамично
развивающейся городской системы общего образования, ориентированной
на инновационное развитие и способной обеспечить удовлетворение
потребностей в образовании личности, государства и г. Дзержинска при
сохранении общедоступного и бесплатного основного общего образования.
2.2. Задачи Программы
Создание условий для
модернизации содержания образования, комплексных изменений в
образовательных технологиях, учебно-материальной базе, адекватных
перемен в структуре, формах и методах управления образованием,
стабилизация бюджетного финансирования системы образования и
привлечение дополнительных средств.
Этапы реализации
Программы
Содержание деятельности
|
2007
|
2008
|
2009
|
1.
Обеспеченность образовательных учреждений
компьютерной техникой
|
79 обучающихся на 1
компьютер
|
30 обучающихся на 1
компьютер
|
20 обучающихся на 1
компьютер
|
2.
Повышение профессиональной компетентности педагогических
работников
|
95,9%
укомплектованность кадрами, 56,4% курсовая
подготовка - 53%, 1-я и высшая категория - 56,4%
|
96,5%
укомплектованность кадрами, 60% курсовая
подготовка - 70%, 1-я и высшая категория - 60%
|
97%
укомплектованность кадрами, 80% курсовая
подготовка - 80%, 1-я и высшая категория - 65%
|
3. Обеспечение мебелью
|
Учебные столы 1 - 2-го
ростовых размеров - 300 комплектов; 4 кабинета
физики, 4 кабинета химии, верстаки - 60 шт.
|
Учебные столы 3-го ростового
размера - 500 комплектов; 4 кабинета физики, 4 кабинета
химии, верстаки - 80 шт.
|
Учебные столы 4 - 5-го
ростовых размеров - 250 комплектов; 4 кабинета
физики, 4 кабинета химии, верстаки - 100 шт. |
2.3. Общие
направления развития образования города
- Реализация моделей
и структуры общего образования, введение профильного и
предпрофильного образования;
- освоение образовательных программ и
стандартов, направленных на сокращение резких разрывов и возможности
получения качественного образования детьми из разных социальных групп
и слоев населения;
- создание условий для развития
механизма социального партнерства с целью реализации основных
направлений развития образовательного комплекса, привлечение
инвестиций в образовательную среду;
- дальнейшая информатизация системы
образования, создание условий для наращивания
информационно-технологической базы учреждений;
- повышение уровня профессиональной
подготовки работников образования в области информационных
технологий;
- развитие современных методов
обучения на базе информационно-компьютерных технологий;
- создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности образовательных учреждений (в
том числе пожарной безопасности), обеспечение проведения мероприятий
антитеррористического характера;
- развитие специального образования,
защита прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья
и других категорий детей, нуждающихся в социально-правовой поддержке;
- развитие организационно-правовых и
экономических механизмов, обеспечивающих финансово-хозяйственную
самостоятельность образовательных учреждений, эффективное
использование бюджетных и внебюджетных средств;
- сохранение единого образовательного
пространства на основе преемственности содержания основного и
дополнительного образования детей, в том числе в рамках профильного
обучения;
- обеспечение государственных
гарантий получения учащимися дополнительного образования, повышение
эффективности и качества дополнительного образования детей;
- поддержка одаренных и талантливых
детей;
- развитие системы воспитания
здорового образа жизни.
2.4. Приоритетные
направления развития образования
в городе Дзержинске
2.4.1. Общее среднее
образование
В целях реализации
направлений модернизации системы общего среднего образования,
обеспечивающей повышение качества образования и создание условий для
развития личности, социальной адаптации подрастающего поколения
необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:
- повышение качества, доступности и
эффективности общего среднего образования;
- полное осуществление обязательности
основного общего образования;
- внедрение нового базисного учебного
плана;
- переход на профильное обучение на 3
ступени образования как способ удовлетворения индивидуальных
образовательных запросов учащихся;
- создание условий для развития и
реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- внедрение новых образовательных
стандартов и программ общего образования;
- осуществление преемственности между
дошкольным и начальным образованием, между начальной и основной
школой;
- обеспечение дифференциации и
индивидуализации обучающихся начальной школы;
- совершенствование содержания
начального образования путем внедрения развивающих технологий
начального образования и технологий гражданского образования в
начальной школе;
- внедрение здоровьесберегающих
технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;
- совершенствование механизмов
распространения и внедрения в образовательную практику позитивного
опыта образовательной деятельности;
- развитие взаимодействия учреждений
массового и специального образования в реализации подходов к обучению
детей с нарушением в развитии, обеспечение интегрированного
образования для всех категорий детей;
- развитие
государственно-общественной формы управления в образовании.
2.4.2. Воспитание и
дополнительное образование детей
В целях развития
воспитательного потенциала в городе, совершенствования системы
дополнительного образования, форм и методов воспитания, адекватных
функциям учреждений дополнительного образования различных типов,
совершенствования системы работы с молодежью необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
- формирование в городе единого
воспитательного пространства;
- содействие семейному воспитанию,
расширение просветительской деятельности по распространению
педагогических знаний среди родителей и общественности;
- формирование культуры здоровья,
потребности в занятиях физической культурой и спортом, умение
вырабатывать индивидуальную программу охраны здоровья;
- осуществление психологического
сопровождения ребенка в процессе воспитания;
- повышение эффективности
профилактики асоциального поведения обучающихся и воспитанников, в
том числе и за счет максимальной занятости в системе дополнительного
образования;
- формирование условий для
гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического
воспитания детей и молодежи, подготовки к участию в
общественно-политической жизни страны, к государственной деятельности
на основе воспитания гражданственности и патриотизма;
- содействие правовой защите и
социальной поддержке обучающихся и воспитанников;
- развитие деловой активности,
повышение престижа рабочих профессий и конкурентоспособности молодого
человека на рынке труда в условиях рыночной экономики;
- интеллектуальное и физическое
развитие молодежи, развитие художественного и технического
творчества, массовых видов детского спорта и туризма;
- развитие современных форм
ученического самоуправления как особой формы инициативной,
инновационной, самостоятельной деятельности учащихся, развитие
социальной активности;
- обновление программно-методического
содержания учреждений дополнительного образования детей, создание
совместных проектов учреждений дополнительного образования и школ в
рамках воспитательной и образовательной деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни,
семейных ценностей.
2.4.3. Информатизация
образования
В целях дальнейшей
информатизации образования и повышения уровня профессиональной
подготовки работников образования и обучающихся в области
информационных технологий необходимо осуществлять деятельность по
следующим направлениям:
- проведение мониторинга состояния
информационной образовательной среды города;
- создание условий для наращивания
информационно-технологической базы образовательных учреждений;
- развитие современных методов
обучения посредством разработки и приобретения программного
обеспечения для более эффективного использования компьютерных
технологий;
- повышение уровня профессиональной
подготовки работников образования в области информационных
технологий;
- создание информационной
компьютерной сети, объединяющей все образовательные учреждения и
структурные подразделения системы образования города;
- внедрение в учебный процесс
современных электронных учебников, их интеграция с традиционными
учебными пособиями.
2.4.4.
Совершенствование экономического механизма
системы образования города
В целях увеличения
объемов финансирования системы образования за счет средств
муниципального, областного бюджетов и внебюджетных источников с
сохранением бюджетного финансирования в качестве гарантии
общедоступного и бесплатного основного общего образования необходимо
осуществлять деятельность по следующим направлениям:
- развитие экономического механизма,
обеспечивающего общедоступность и бесплатность соответствующих
уровней образования;
- разработка механизмов сочетания
сметного и нормативного финансирования образовательных учреждений и
образовательных программ;
- экспериментальное апробирование
методик нормативного финансирования;
- обеспечение финансовой
самостоятельности образовательных учреждений, в том числе в условиях
казначейского исполнения бюджета;
- расширение самостоятельности и
ответственности руководителей образовательных учреждений при
использовании бюджетных средств;
- расширение сферы применения
программно-целевых методов бюджетного планирования.
2.4.5. Ресурсное
обеспечение системы образования
В целях обеспечения
ресурсного обеспечения условий для ориентации системы образования
города на инновационное развитие необходимо осуществлять деятельность
по следующим направлениям:
- обеспечение безопасности
образовательных учреждений;
- укрепление и развитие материальной
базы образовательных учреждений;
- внедрение энергосберегающих
технологий в деятельность образовательных учреждений;
- создание условий, позволяющих
решать проблемы безопасности (в том числе и пожарной) образовательных
учреждений, обеспечить проведение мероприятий антитеррористического
характера.
2.4.6. Управление и
нормативная правовая база
В целях
совершенствования управления образованием, нормативно-правовой базы,
обеспечивающей общедоступность и бесплатность образования, необходимо
осуществлять деятельность по следующим направлениям:
- развитие
государственно-общественного характера управления;
- создание условий для развития
механизма социального партнерства по реализации основных направлений
развития образования, привлечение инвестиций в образовательную среду;
- развитие форм публичной отчетности
по работе учебных заведений;
- повышение эффективности
деятельности методической службы города;
- разработка критериев оценки
деятельности получателей бюджетных средств с четким перечнем
индикаторов результативности.
III. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Сроки реализации
Программы - 2007 - 2009 годы.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Основным результатом
реализации Программы должно стать развитие муниципальных
образовательных учреждений на основе созданной системы распределения
полномочий и ответственности между органами государственной власти и
органами местного самоуправления города Дзержинска.
Конечным результатом реализации
Программы должно стать построение системы образования,
ориентированной на инновационное развитие.
Приоритетные направления
деятельности
|
Ожидаемые результаты
|
1. Общее
среднее образование
|
1) обеспечение
общедоступности и бесплатности общего среднего образования
2) обеспечение обязательности основного общего
образования 3) повышение
качества образования, увеличение доли детей,
обучающихся в образовательных учреждениях
повышенного уровня и профильных классах 4)
внедрение нового базисного учебного плана
5) осуществление перехода на
профильное обучение 6)
создание условий для воспитания и социализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
7) обеспечение жильем детей-сирот
в соответствии с очередностью
|
2. Воспитание
и дополнительное образование детей
|
1) создание условий для
совершенствования воспитательных систем
2) повышение эффективности работы с семьей, повышение роли
родительской общественности в управлении школой
3) апробирование и внедрение
инновационных воспитательных технологий 4)
снижение уровня подростковой беспризорности и
социальной дезадаптации 5) сохранение системы
дополнительного образования
|
3.
Информатизация образования
|
1) создание информационной
компьютерной сети, объединяющей управление образования со
всеми учреждениями системы 2) продолжение
компьютеризации образовательного процесса
образовательных учреждений
|
4.
Совершенствование экономического механизма
|
1) оптимизация долевого участия
бюджетного и внебюджетного финансирования
в финансировании образовательных учреждений 2)
внедрение системы нормативного финансирования
3) обеспечение
финансово-хозяйственной самостоятельности
образовательных учреждений
|
5.
Ресурсное обеспечение системы образования
|
1) укрепление
материально-технической базы образовательных учреждений
2) повышение образовательного
уровня педагогических работников 3)
обеспечение укомплектованности квалифицированными кадрами
образовательных учреждений города
|
6. Управление
и нормативная правовая база
|
1) увеличение степени
участия общественности в
управлении образовательными учреждениями города, развитие
государственно-общественного характера управления
|
V. ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Показатель
|
Единицы измерения
|
Факт
|
План
|
|
|
2005 г. |
2008 г. |
2009 г.
|
1. Общее среднее образование
|
1. Доля детей
возраста обязательного обучения, не посещающих школу
|
Процент
|
0,19 |
0,15 |
0,12 |
2. Доля детей, обучающихся
в профильных классах, школах повышенного статуса
|
Процент
|
15
|
17
|
19
|
3. Доля обучающихся
с отклонениями в развитии, детей-инвалидов,
вовлеченных в интегрированный образовательный
процесс
|
Процент
|
50
|
60
|
70
|
2. Система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров
|
1. Доля педагогов,
прошедших курсы повышения квалификации или
переподготовки за последние 3 года
|
Процент
|
53
|
70
|
80
|
2. Доля педагогов,
имеющих высшую и первую категорию
|
Процент
|
56,4
|
60
|
65
|
3.
Укомплектованность педагогическими кадрами
|
Процент
|
95,9
|
96,5
|
97
|
3. Воспитание и дополнительное
образование детей
|
1. Доля детей,
охваченных программами дополнительного образования
|
Процент
|
55
|
60
|
70
|
2. Доля детей,
охваченных организованными формами отдыха и
оздоровления
|
Процент
|
45
|
47
|
50
|
3. Доля
несовершеннолетних, совершивших преступления и стоящих на
профилактическом учете
|
Процент
|
14,4
|
10
|
7
|
4. Доля выявленных
детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных
на воспитание в семьи
|
Процент
|
58,8
|
60
|
65
|
4. Информатизация образования
|
1. Создание локальной
сети, объединяющей все образовательные
учреждения
|
Количество |
-
|
1
|
-
|
2.
Оснащенность образовательных учреждений компьютерной
техникой
|
Уч-ся на 1 компл.
|
79
|
30
|
20
|
3. Доля ОУ, подключенных
к Интернету
|
Процент
|
32
|
50
|
90
|
5. Экономическое обеспечение
системы образования
|
1. Соотношение
средней заработной платы в образовании со
средней заработной платой в Нижегородской области
|
Процент
|
56,7
|
70
|
80
|
6. Ресурсное обеспечение
системы образования
|
1. Уровень
бюджетного финансирования от потребности
системы образования
|
Процент
|
61
|
80
|
90
|
2.
Укомплектованность образовательных учреждений кадрами
|
Процент
|
95,9
|
96,5
|
97
|
3. Количество специалистов
с высшим и средним специальным образованием в
системе образования
|
Процент
|
97,8
|
98,2
|
98,5
|
7. Управление и нормативная
база
|
1. Доля учреждений,
имеющих структуры общественного соуправления
(попечительские советы, родительские ассоциации и
др.)
|
Процент
|
60
|
65
|
75
|
VI. ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
┌───┬───────────────────┬──────┬────────────┬─────────┬─────┬─────────────────┬──────────────────┐
│ № │
Мероприятия │Срок │Исполнители │Источник
│Всего│ Предполагаемые │ Ожидаемый │
│п/п│
│выпол-│ │финанси- │ │
объемы │ результат │
│ │ │нения
│ │рования │ │ финансирования
│ │
│ │ │ │ │
│ │ (в
тыс. руб.) │ │
│ │ │ │ │
│ ├─────┬─────┬─────┤
│
│ │ │ │ │
│ │2007
│2008 │2009 │ │
├───┴───────────────────┴──────┴────────────┴─────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴──────────────────┤
│ Среднее
общее образование │
├───┬───────────────────┬──────┬────────────┬─────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬──────────────────┤
│1. │Внедрение
нового│2007 -│ Управление │Городской│ 33│
10│ 11│ 12│Поэтапный переход│
│ │базисного
плана, в│2009 │образования,│ бюджет │
│ │ │ │ОУ города на│
│ │том числе:
│ │ ИДЦ │ │ │
│ │ │федеральный │
│ │-
обеспечение│ │ │ │
│ │ │ │компонент │
│ │образовательными
│ │ │ │ │
│ │ │государственного │
│ │программами
│ │ │ │ │
│ │ │образовательного │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │стандарта
и его│
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │освоение
│
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │выпускниками
│
├───┼───────────────────┼──────┼────────────┼─────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────────────────┤
│2. │Создание
базы│2007 -│ Управление │Городской│ 243│
75│ 81│ 87│Обеспечение │
│ │контрольно-
│2009 │образования,│ бюджет │ │
│ │ │возможности │
│ │измерительных
│ │ ИДЦ │ │ │
│ │ │объективного │
│ │технологий,
│ │ │ │ │
│ │ │определения уровня│
│ │определения
уровня│ │ │ │ │
│ │ │знаний выпускников│
│ │подготовки
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │выпускников
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │начальной,
основной│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │и полной
средней│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │школы
│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────────┼─────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────────────────┤
│3. │Реализация
│2007 -│ Управление │Городской│ 324│
100│ 108│ 116│Индивидуализация │
│ │мероприятий
по│2009 │образования,│ бюджет │ │
│ │ │обучения одаренных│
│ │направлению
│ │ ИДЦ │ │ │
│ │ │детей, подготовка│
│ │"Одаренные
дети", в│ │ │ │
│ │ │ │интеллектуальных │
│ │том числе:
│ │ │ │ │
│ │ │ресурсов города,│
│ │-
организация│ │ │ │
│ │ │ │области, страны │
│ │индивидуальных,
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │групповых
занятий│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │со
способными и│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │одаренными
детьми │ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │-
организация,│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │проведение
и│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │подведение
итогов│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │городского
тура│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │Всероссийской
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │олимпиады
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │школьников
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │-
организация│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │летнего
отдыха│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │одаренных
детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │-
проведение│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │праздника
"Олимп" │ │ │ │
│ │ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────────┼─────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────────────────┤
│ │Итого
│ │ │ │ 600│
185│ 200│ 215│ │
├───┴───────────────────┴──────┴────────────┴─────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴──────────────────┤
-
- -->
примечание.-
Нумерация пунктов дана
в соответствии с официальным текстом-
документа.-
│ 2.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров │
├───┬───────────────────┬──────┬────────────┬─────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬──────────────────┤
│1. │Реализация
│2007 -│ Управление │Городской│ │
│ │ │Обеспечение │
│ │мероприятий
по│2009 │образования,│ бюджет │ │
│ │ │системы │
│ │направлению
│ │ ИДЦ │ │ │
│ │ │образования │
│ │"Педагогические
│ │ │ │ │
│ │ │квалифицированными│
│ │кадры",
в том│ │ │ │
│ │ │ │кадрами │
│ │числе:
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │-
обеспечение│ │ │ │
485│ 150│ 162│ 173│ │
│ │своевременной
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │курсовой
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │переподготовки
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │педагогов
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │-
активизация│ │ │ │
31│ 15│ - │ 16│ │
│ │работы
по│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │подготовке
резерва│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │управленческих
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │кадров
│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────────┼─────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────────────────┤
│ │Итого
│ │ │ │ 516│
165│ 162│ 189│ │
├───┴───────────────────┴──────┴────────────┴─────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴──────────────────┤
│ 3.
Воспитание, дополнительное образование детей
│
├───┬───────────────────┬──────┬────────────┬─────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬──────────────────┤
│1. │Проведение
│2007 -│ Управление │Городской│ 162│
50│ 54│ 58│Создание условий│
│ │городского
конкурса│2009 │образования,│ бюджет │ │
│ │ │для │
│ │воспитательных
│ │ ИДЦ │ │ │
│ │ │совершенствования │
│ │систем,
авторских│ │ │ │
│ │ │ │воспитательных │
│ │программ
│ │ │ │ │
│ │ │систем │
│ │дополнительного
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │образования
│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────────┼─────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────────────────┤
│2. │Реализация
│2007 -│ Управление │Городской│ 162│
50│ 54│ 58│Снижение уровня│
│ │мероприятий
по│2009 │образования,│ бюджет │ │
│ │ │подростковой │
│ │профилактике
│ │ ИДЦ │ │ │
│ │ │преступности и│
│ │асоциального