ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Шатковского района от 05.09.2006 № 49
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ШАТКОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2006 г. № 49
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006
- 2010 ГОДЫ
Земское собрание
постановляет:
1. Утвердить районную целевую
программу "Одаренные дети" на 2006 - 2010 годы
(прилагается).
2. Администрации района ежегодно
представлять в Земское собрание информацию о ходе выполнения
Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на постоянную комиссию Земского собрания по
образованию, культуре и молодежной политике.
Зам. председателя
Земского собрания
В.В.НОСОВ
Глава местного
самоуправления
А.И.НЕСТЕРОВ
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Шатковского района
от 05.09.2006 № 49
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006
- 2010 ГОДЫ
- Наименование Программы
"Одаренные дети"-
- -->
примечание.-
Текст Указа Президента
РФ от 18.08.1994 № 1696 включен в-
информационный банк СПС
--> Эксперт-приложение.-
- Наименование, дата и номер
Указ Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 "О-
решения о разработке Программы
президентской программе "Дети России",-
решения
департамента образования-
Нижегородской
области от ________________,-
решения
методического совета управления-
образования
и молодежной политики-
администрации
Шатковского района от-
16.09.2005-
- Заказчик Программы
Управление образования и молодежной-
политики
администрации Шатковского района-
- Разработчик Программы
Управление образования и молодежной-
политики
администрации Шатковского района-
- Цели и задачи Программы
- развитие интеллектуальных ресурсов-
района-
-
создание оптимальных условий для-
развития
и реализации потенциальных-
возможностей
и способностей одаренных-
детей-
-
формирование системы работы с одаренными-
детьми-
- Сроки реализации Программы
2006 - 2010 годы-
- Исполнители основных
Управление образования и молодежной-
мероприятий Программы
политики администрации Шатковского района,-
образовательные
учреждения района,-
учреждения
дополнительного образования-
- Источники финансирования
Средства местного бюджета-
- Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными-
детьми-
- Система контроля за
Управление образования и молодежной-
исполнением Программы
политики администрации Шатковского района-
Программа
соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании"
и других законодательных актах. Это:
- гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, семье, Родине;
- единство культурного и
образовательного пространства, развитие системы образования,
культурных традиций и особенностей;
- общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников;
- обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации;
- интеграция личности в национальную
и мировую культуру, формирование человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество и нацеленного на
совершенствование этого общества.
Программа имеет государственный
характер. Она направлена на формирование системы работы с одаренными
детьми, на развитие и совершенствование содержания образования,
повышение престижа талантливых людей.
Районная программа "Одаренные
дети" является составной частью региональной программы
"Одаренные дети". Ее реализация и исполнение гарантируются
местным органом государственного управления (администрацией района),
который несет ответственность за результаты.
Программа разрабатывается и
координируется методическим советом, включающим представителей
управления образования и молодежной политики, педагогов
общеобразовательных учреждений. Он определяет основные мероприятия по
реализации Программы, разрабатывает перспективное планирование,
определяет размеры и пути финансирования входящих в Программу
конкретных проектов, регулярное подведение промежуточных итогов,
корректировку и обновление Программы по мере ее выполнения.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
-
Социально-экономические
преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях
творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно
решать поставленные задачи, на основе критического анализа ситуации
формулировать новые перспективные задачи.
От решения проблемы раннего выявления
и обучения талантливой молодежи зависит интеллектуальный и
экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной
проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к
формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному
образованию.
Накоплен немалый опыт работы с
одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего
совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы
одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний
выступают различного рода олимпиады, конференции, конкурсы, выставки
учащихся.
Шатковский район никогда не выпускал
из поля зрения вопрос сохранения своего интеллектуального творческого
потенциала. В целях поддержки талантливых детей управлением
образования и молодежной политики администрации Шатковского района
совместно с педагогами ДЮЦ, ОУ в системе проводятся
научно-практические конференции, конкурсы, олимпиады. Итогом такой
целенаправленной работы является то, что школьники района ежегодно
принимают участие в областном туре Всероссийской олимпиады
школьников, показывая неплохие результаты (в первой десятке),
областных конкурсах, являясь их лауреатами и дипломантами.
Район имеет положительный опыт работы
с талантливыми детьми, который заслуживает одобрения и дальнейшего
развития. Однако острой остается проблема раннего выявления
одаренного ребенка. Вместе с тем координация работы различных
учреждений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит
бессистемный характер.
Поэтому, опираясь на предшествующий
опыт работы с одаренными детьми в стране, области, районе, Программа
предусматривает систему мер, направленных на формирование и
реализацию государственной политики в области образования и связанных
с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных
детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
-
Программа ставит
своей целью:
- формирование системы работы с
одаренными детьми;
- развитие интеллектуальных ресурсов
общества;
- воспитание талантливого ребенка как
гражданина своей страны, ответственного за его судьбу.
Программа предусматривает решение
следующих задач:
- создание условий для развития и
реализации потенциальных возможностей и способностей одаренных детей;
- подготовка педагогических кадров
для проведения работы с одаренными детьми.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Одаренным принято
называть того, чьи способности превосходят средние возможности,
способности большинства. Поэтому большинство ученых называют
одаренностью генетически обусловленный компонент способностей,
который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп
развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают
ему раскрыться.
Наиболее важной характеристикой
личности детей с проявлениями одаренности является особая система
ценностей (система личностных приоритетов), важнейшее место в которой
занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности,
составляющей сферу их интересов. Отсюда выделяют различные виды
одаренности:
- академические достижения (отличник,
которому хорошо дается учебный материал);
- творческая (креативность) (дается
все по-своему, независим, изобретателен, гибок в подходе к проблеме);
- лидерские способности;
- изобретательные;
- музыкальные;
- двигательные (хорошая
зрительно-моторная координация, владение телом при маневрировании):
- танцы;
- спорт.
Развитие
образовательных учреждений, работающих
с одаренными детьми
-
Работа с одаренными
в дошкольных образовательных учреждениях. Создание развивающей среды
- одного из условий всестороннего развития личности ребенка.
Работа с одаренными в
общеобразовательных школах. Выявление, обучение и развитие одаренных
детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы не может
являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так, диагностика
одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для
наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Направления работы в ОУ: изучение состояния работы с одаренными
(выявление одаренных, содержание работы с ними, степень адекватности
организационных форм работы); сбор, обобщение и распространение
положительного опыта, разработка и апробация новых технологий;
использование в обучении учащихся личностно-ориентированного подхода;
особенности работы с одаренными по различным направлениям.
Дополнительное образование одаренных.
Изучение состояния дополнительного образования (выявление, поддержка
и развитие способностей одаренных детей в рамках внешкольной
деятельности; удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных
социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей).
Экспериментальная
работа
-
Предусматриваются
меры по исследованию проблем развивающего образования и поддержки
одаренных детей.
Подготовка кадров,
работающих с одаренными детьми
-
Специфика такой
подготовки требует учета следующих факторов:
- профессионально-личностная позиция
педагога, позволяющая не столько успешно реализовывать традиционный
тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и
развивать детскую одаренность;
- комплексное образование педагога;
- создание системы консультирования
(организация семинаров, конференций по проблемам работы с одаренными
детьми) - работа с психологическими службами;
- создание творческой и свободной
атмосферы учения;
- особенности контингента учащихся;
- профессиональный опыт педагогов
(высокий уровень развития познавательной и профессиональной
внутренней мотивации, высокая адекватная самооценка, стремление к
личностному росту).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Реализация
предусмотренных мероприятий позволит:
- укрепить материально-техническую
базу ОУ, работающих с одаренными детьми;
- поднять статус и престиж человека,
обладающего этим талантом;
- разработать основы для развития
одаренности у детей в современных условиях;
- обеспечить равные возможности в
развитии способностей детям независимо от места проживания и
социального статуса;
- повысить профессиональное
мастерство учителей, работающих по данному направлению.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006 -
2010 ГОДЫ
№ п/п |
Мероприятия
|
Исполнители
|
Стоимость по годам (в
тыс. руб.)
|
|
|
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Развитие образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми
|
1.
|
Проведение и участие в
научно- практических конференциях, олимпиадах,
конкурсах различного уровня: всероссийских,
областных, районных
|
Управление образования,
ОУ
|
7
|
7
|
7,5 |
7,5 |
7,5 |
2.
|
Участие в реализации
областных программ: мегапроекта "Мое Отечество",
"Отечество", "Дети. Творчество. Родина"
|
Управление образования,
ДЮЦ, ОУ
|
4
|
4
|
4,5 |
4,5 |
4,5 |
3.
|
Материальная
поддержка одаренных детей (премирование, материальные
поощрения)
|
Администрация района
|
6
|
6
|
6,5 |
6,5 |
6,5 |
4.
|
Проведение слета
призеров районных олимпиад
|
Управление образования
|
3
|
3
|
3,5 |
3,5 |
3,5 |
Итого по разделу 106 тыс. руб.
|
Экспериментальная работа
|
1.
|
Внедрение
новых образовательных технологий обучения
|
Управление образования,
ОУ
|
2
|
2
|
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2.
|
Создание районной
электронной базы данных одаренных детей: призеров,
лауреатов, чемпионов, дипломантов
|
Управление образования
|
|
0,5 |
|
|
|
Итого по разделу 12 тыс. руб.
|
Подготовка кадров, работающих
с одаренными детьми
|
1.
|
Обучение новым
педагогическим технологиям
|
Управление образования
|
1
|
1
|
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2.
|
Проведение семинаров
по проблемам работы с одаренными детьми
|
Управление образования
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3.
|
Создание информационного
банка по сбору, обобщению и распространению опыта
работы педагогов с одаренными детьми
|
Управление образования
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4.
|
Учреждение премий педагогам
по результатам творческой деятельности в работе с
детьми |
Администрация района
|
4
|
4
|
4,5 |
4,5 |
4,5 |
5.
|
Привлечение средств
массовой информации по освещению проблем работы с
одаренными детьми
|
Управление образования
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Итого по разделу 40,5 тыс.
руб.
|
Итого по годам
|
29,5 |
30
|
33
|
33
|
33
|
Всего на реализацию
Программы 158,5 тыс. руб.
-
|