ГОРОДСКАЯ ДУМА
ГОРОДА БОГОРОДСКА
БОГОРОДСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2006 г. № 32
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ, ГЛАВЫ ГОРОДА
На основании
Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" городская Дума
г. Богородска решает:
1. Утвердить Положение о статусе
депутата городской Думы, главы города.
Глава местного
самоуправления
С.М.АНДРЕЕВ
Утверждено
решением
городской Думы г. Богородска
Богородского района
от 14.09.2006 № 32
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОРОДСКОЙ ДУМЫ,
ГЛАВЫ ГОРОДА
Раздел I. СТАТУС
ДЕПУТАТА ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
Глава 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовые
основы настоящего Положения
Настоящее Положение
разработано в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Законом Нижегородской области № 50-З "О статусе
депутата Законодательного Собрания Нижегородской области",
Уставом города Богородска и Регламентом городской Думы. Положение
определяет статус депутата городской Думы и главы города.
Статья 2. Депутат
городской Думы
1. Депутатом
городской Думы (далее также - депутат) является лицо, избранное в
городскую Думу на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании и уполномоченное осуществлять совместно
с другими депутатами народовластие в пределах полномочий,
предусмотренных законами Российской Федерации, Нижегородской области,
Уставом города, Регламентом городской Думы.
2. В городскую Думу может быть избран
гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года
и обладающий избирательным правом.
Статья 3. Срок
полномочий депутата
1. Срок полномочий
депутата устанавливается Уставом города и составляет 5 лет.
2. Срок полномочий депутата
начинается со дня избрания его депутатом и заканчивается в день
начала работы городской Думы нового созыва, если иное не
предусмотрено законом.
Статья 4. Досрочное
прекращение полномочий депутата
1. Полномочия
депутата городской Думы прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или
ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно
отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении депутата в
законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской
Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской
Федерации, прекращения гражданства иностранного государства -
участника международного договора Российской Федерации, в
соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть
избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий
городской Думы;
10) призыва на военную службу или
направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, кроме
депутатов, работающих на постоянной основе;
11) в иных случаях, установленных
федеральным законодательством.
2. По вопросу о досрочном прекращении
полномочий депутата принимается решение городской Думы, в котором
указывается дата прекращения полномочий депутата.
Статья 5.
Ограничения, связанные с исполнением обязанностей депутата
1. Депутат городской
Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, занимать иные государственные должности Российской
Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации,
а также должности государственной гражданской службы и муниципальные
должности муниципальной службы.
Депутат городской Думы не может
одновременно исполнять полномочия выборного должностного лица
местного самоуправления, за исключением случаев, установленных
Федеральным законом.
Депутат городской Думы не может
одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа,
выборного должностного лица местного самоуправления иного
муниципального образования, за исключением случаев, установленных
Федеральным законом.
2. Депутат, работающий на постоянной
основе в представительном органе муниципального образования, не
вправе:
- заниматься предпринимательской,
другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и
иной творческой деятельности;
- получать от предприятий,
организаций, учреждений, независимо от их организационно-правовых
форм, и физических лиц вознаграждения (подарки, денежные
вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха,
транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением
депутатских обязанностей, кроме как в порядке, установленном
законодательством о труде.
Статья 6.
Удостоверение и нагрудный знак депутата
1. Депутат имеет
удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия,
и нагрудный знак. Удостоверением и нагрудным знаком депутат
пользуется в течение всего срока своих полномочий.
2. Удостоверение депутата является
документом, дающим ему право при осуществлении депутатских полномочий
посещать органы местного самоуправления на территории
соответствующего муниципального образования, а также посещать
предприятия, учреждения, организации и общественные объединения,
расположенные на территории соответствующего муниципального
образования, независимо от их подчиненности.
Статья 7. Условия
осуществления депутатом своих полномочий
1. Депутат
осуществляет свои полномочия на постоянной основе или без отрыва от
основной деятельности.
2. Должность депутата городской Думы
является выборной муниципальной должностью. Работа депутата на
постоянной основе оформляется решением городской Думы. На постоянной
основе может работать не более десяти процентов от установленной
численности депутатов городской Думы.
Статья 8. Формы
депутатской деятельности
1. Формами
депутатской деятельности являются:
1) участие в подготовке
(индивидуальной или совместно с другими депутатами) материалов для
рассмотрения городской Думы;
2) участие в заседаниях городской
Думы;
3) участие в работе соответствующих
комиссий, членом которых депутат является, с правом решающего голоса;
4) участие в работе временных
комиссий;
5) участие в работе других комиссий с
правом совещательного голоса;
6) участие в совместных заседаниях
постоянных комиссий городской Думы;
7) участие в депутатских слушаниях;
8) выполнение поручений городской
Думы;
9) обращение с депутатским запросом;
10) работа с избирателями;
11) участие в работе депутатских
объединений - фракций и депутатских групп в городской Думе;
12) проведение отчетов и встреч с
избирателями;
13) прием граждан.
2. Депутатская деятельность может
осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, законами области,
Уставом города.
Статья 9.
Депутатские объединения
1. В городской Думе
образуются депутатские объединения. Порядок образования депутатских
объединений, их права и порядок участия в работе Думы определяются
Положением городской Думы о депутатских объединениях.
2. Депутатскими объединениями
являются фракции и депутатские группы.
Глава 2. ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА
Статья 10.
Взаимоотношения депутатов с избирателями
1. Депутат обязан
поддерживать связь с избирателями своего округа.
2. Депутат рассматривает обращения
избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в
соответствующие органы государственной власти, органы местного
самоуправления и общественные объединения.
3. Депутат информирует избирателей о
своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства
массовой информации.
Статья 11. Работа с
наказами избирателей
1. В качестве
предложений в планы социально-экономического развития, экологические
и иные программы города депутат вправе принимать от избирателей
своего избирательного округа наказы по вопросам, связанным с
депутатской деятельностью.
2. Наказами депутату являются
предложения и поручения граждан, данные ему в период избрания (как
кандидату в депутаты) и (или) при осуществлении им депутатских
полномочий.
3. Предложениями, обязательными для
исполнения, считаются сформированные на основе наказов граждан,
включенные и принятые в установленном порядке отдельные пункты или
разделы (блоки, подпрограммы) планов социально-экономического
развития, экологических и иных программ города.
4. По результатам предварительного
рассмотрения и обобщения наказов избирателей депутат формирует и
формулирует предложения комиссии городской Думы, органам местного
самоуправления для включения в соответствующие планы
социально-экономического развития, экологические и иные программы
города.
5. По итогам рассмотрения предложений
по наказам избирателей должностные лица соответствующих органов
обязаны проинформировать депутата о принятии или непринятии их к
исполнению. В случае полного или частичного непринятия к исполнению
предложений по наказам избирателей депутату направляется
мотивированное заключение. Мотивированное заключение должно содержать
сведения о финансово-экономической, правовой и других существенных
сторонах вопроса, а также о перспективах и возможных альтернативных
способах решения проблем избирателей.
6. Выполнение предложений, принятых к
исполнению, являющихся составной частью программ (планов) города,
обеспечивают органы, на которые возложена реализация этих программ
(планов). Должностные лица указанных органов по факту исполнения
принятых предложений обязаны проинформировать депутата.
7. Контроль за выполнением
предложений, принятых к исполнению, осуществляется непосредственно
депутатом. Депутат имеет право запросить информацию о ходе выполнения
соответствующих предложениям решений.
8. О выполнении данных депутату
наказов депутат информирует избирателей во время проводимых отчетов и
встреч с ними или через средства массовой информации, либо иными
способами.
Статья 12.
Соблюдение депутатом норм депутатской этики
1. Депутат городской
Думы при реализации своих полномочий должен соблюдать следующие
правила депутатской этики:
1) не употреблять в своей речи
грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству
депутатов городской Думы и других лиц;
2) не допускать необоснованные
обвинения в чей-либо адрес;
3) не использовать заведомо ложную
информацию;
4) не призывать к незаконным
действиям;
5) не выступать без разрешения
председательствующего;
6) иные правила, установленные
городской Думой.
2. В случае нарушения на заседании
городской Думы других правил, указанных в части 1 настоящей статьи,
председательствующий предупреждает выступающего, а в случае
повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего
заседания. Депутат также может быть лишен права выступления на срок
до одного месяца решением городской Думы, принимаемым большинством от
числа избранных депутатов.
Статья 13. Участие
депутата в работе городской Думы
1. Депутат обязан
участвовать в заседаниях городской Думы и в работе комиссий.
2. В работе комиссии, членом которой
депутат является, он принимает участие с правом решающего голоса, в
работе других комиссий депутат участвует с правом совещательного
голоса.
3. Депутат реализует свои права на
заседаниях городской Думы и комиссий в соответствии с Регламентом
городской Думы.
Статья 14.
Выполнение депутатом поручений городской Думы
1. Депутат обязан
выполнять поручения городской Думы, комиссий, данные ему в пределах
его компетенции. О результатах выполнения поручений депутат
информирует городскую Думу.
2. Органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения, организации обязаны оказывать содействие
депутатам в решении вопросов, возникающих при осуществлении ими
депутатской деятельности.
3. О результатах выполнения поручений
депутат информирует городскую Думу, вносит предложения об устранении
выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к
ответственности лиц, допустивших нарушения законов Российской
Федерации, законов области и других нормативных правовых актов
органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 15.
Депутатский запрос и обращение
1. Депутат (группа
депутатов) имеет право на обращение в письменной форме к должностным
лицам местного самоуправления, руководителям структурных
подразделений органов местного самоуправления, а также к
руководителям расположенных на территории города учреждений,
организаций и предприятий всех форм собственности по вопросам,
связанным с его депутатской деятельностью.
2. Если обращение касается фактов
нарушения государственными органами, органами местного самоуправления
или должностными лицами Конституции Российской Федерации,
федерального или областного законодательства, нормативных правовых
актов органов местного самоуправления либо затрагивает иные вопросы,
имеющие общественное значение, то городская Дума признает его особой
формой обращения - депутатским запросом и рассматривает на своем
заседании.
3. Орган или должностное лицо, к
которым обращен запрос, обязаны представить на него ответ в устной
(на заседании городской Думы) или письменной форме не позднее чем
через две недели со дня его получения или в иной установленный
городской Думой срок.
4. По предложению автора
соответствующего запроса лицо, подписавшее ответ, может быть
приглашено городской Думой на заседание (либо слушание) для дачи
необходимых разъяснений в порядке, установленном Регламентом
представительного органа.
5. Обращение депутата (группы
депутатов), не признанное депутатским запросом, рассматривается по
правилам рассмотрения обращения депутата. Органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные
объединения, выборные и иные должностные лица, к которым обратился
депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью,
обязаны дать депутату ответ на его обращение или представить
запрашиваемые им документы и сведения в течение трех дней.
6. В случае необходимости проведения
в связи с обращением депутата дополнительной проверки и
дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов или
должностные лица, указанные в части пятой настоящей статьи, обязаны
проинформировать об этом депутата в трехдневный срок со дня получения
обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не
позднее тридцати дней со дня получения обращения депутата.
7. Депутат имеет право принимать
непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении
вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен
заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
8. Вмешательство депутата в
деятельность органов дознания, следствия, судов не допускается.
Статья 16. Право
нормотворческой инициативы депутата
1. Депутат имеет
право на нормотворческую инициативу, которое осуществляется в форме
внесения в городскую Думу, а также в иные органы местного
самоуправления:
- проектов нормативных правовых актов
и поправок к ним;
- предложений о разработке и принятии
нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- проектов о внесении изменений и
дополнений в действующие нормативные правовые акты органов местного
самоуправления либо о признании этих актов утратившими силу.
Статья 17. Право
депутата на прием должностными лицами
По вопросам
депутатской деятельности депутаты пользуются правом безотлагательного
приема руководителями и другими должностными лицами органов местного
самоуправления, руководителями и должностными лицами структурных
подразделений органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, общественных объединений, расположенных на
территории города.
Статья 18. Право
депутата на получение и распространение информации
1. Депутат в
установленном порядке обеспечивается документами, принятыми органами
местного самоуправления, должностными лицами органов местного
самоуправления, а также документами, информационными и справочными
материалами, официально распространяемыми органами государственной
власти и общественными объединениями.
2. Депутат имеет преимущественное
право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в
муниципальных средствах массовой информации. При этом материалы,
представляемые депутатом по поручению представительного органа
местного самоуправления, комиссии, подлежат обязательному
опубликованию в срок, согласованный с депутатом, но не позднее десяти
дней после представления материалов.
Статья 19. Отчет
депутата перед избирателями
Депутат обязан не
реже одного раза в год отчитываться перед избирателями о своей
работе, о ходе выполнения предвыборной программы.
Для проведения отчета администрация
города выделяет помещение, оказывает иную помощь.
Глава 3. ГАРАНТИИ
ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 20. Гарантии
от необоснованных действий в отношении депутата
Порядок привлечения
депутата представительного органа местного самоуправления к уголовной
или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска,
допроса, совершения в отношении его иных уголовно-процессуальных и
административно-процессуальных действий, а также проведения в
отношении его оперативно-розыскных мероприятий устанавливается
федеральными законами.
Статья 21. Ежегодный
оплачиваемый отпуск депутата
Отпуск депутату
предоставляется администрацией предприятия, учреждения, организации
по месту его работы (службы) в срок, указанный в письменном заявлении
депутата (в том числе с разделением отпуска на части). Депутату,
осуществляющему депутатскую деятельность на постоянной (штатной)
основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30
рабочих дней с выплатой материальной помощи в размере до двух
должностных окладов.
Статья 22. Гарантии
трудовых прав депутата
На основании решения
представительного органа местного самоуправления при наличии личного
заявления депутат принимается на работу в представительный орган на
постоянной (штатной) основе.
Депутат, осуществляющий в период
своих полномочий депутатскую деятельность без отрыва от основной
производственной и служебной деятельности, не может по инициативе
администрации быть уволен, переведен в порядке дисциплинарного
взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия представительного
органа местного самоуправления. Соответствующее представление может
вноситься в представительный орган местного самоуправления
администрацией предприятия, организации.
Статья 23.
Обеспечение финансовых условий осуществления депутатской деятельности
1. Депутату,
осуществляющему депутатскую деятельность в городской Думе на
постоянной основе, выплачивается денежное вознаграждение, которое
состоит из должностного оклада, надбавок и премий, предусмотренных
муниципальными актами в соответствии с законодательством.
2. Депутату возмещаются расходы,
связанные с осуществлением депутатских полномочий, в соответствии с
решением, утвержденным городской Думой.
3. Выплата денежного содержания,
компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатских
полномочий, осуществляется за счет средств местного бюджета по смете
расходов городской Думы.
Статья 24.
Предоставление депутату служебного помещения
1. Депутату,
работающему на постоянной основе, для осуществления его полномочий
предоставляется служебное помещение или рабочее место.
2. Депутату для осуществления
депутатских полномочий предоставляется помещение для организации
приемной депутата по работе с избирателями.
Статья 25. Помощник
(помощники) депутата
Для содействия в
осуществлении депутатских полномочий депутат вправе иметь помощника
(помощников), работающего на нештатной, неоплачиваемой основе.
Полномочия, права, обязанности и порядок работы помощников депутатов
устанавливаются соответствующим положением.
Статья 26.
Ответственность депутата
Депутат городской
Думы несет ответственность перед физическими и юридическими лицами и
населением, наступающую в порядке и по основаниям, установленным
федеральным законом.
Раздел II. СТАТУС
ГЛАВЫ ГОРОДА
Глава 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Глава
города
1. Глава города
является высшим должностным лицом города и наделяется Уставом города
собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Глава города избирается тайным
голосованием из числа депутатов городской Думы и одновременно
является председателем городской Думы.
3. Полномочия главы города начинаются
со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в
должность вновь избранного главы города.
Статья 28. Досрочное
прекращение полномочий главы города
Полномочия главы
города прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности в связи с
изданием Губернатором области соответствующего правового акта в
соответствии с федеральным законодательством;
4) признания судом недееспособным или
ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно
отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении главы
города в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской
Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской
Федерации;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке
стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия
главы города;
11) досрочного прекращения полномочий
городской Думы.
Статья 29.
Удостоверение главы муниципального образования
Глава города имеет
удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия.
Удостоверением глава города пользуется в течение всего срока своих
полномочий и по окончании срока своих полномочий обязан сдать
удостоверение.
Статья 30. Условия
деятельности главы города
В муниципальном
образовании обеспечиваются условия для беспрепятственного
осуществления главой города своих полномочий, а также гарантии
трудовых и социальных прав, устанавливаемые для выборных должностных
лиц местного самоуправления.
Статья 31.
Ограничения, связанные с деятельностью главы города
1. Глава города не
может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации, занимать
иные государственные должности Российской Федерации, государственные
должности субъектов Российской Федерации, а также должности
государственной гражданской службы и муниципальные должности
муниципальной службы.
2. Глава города не может одновременно
исполнять полномочия выборного должностного лица местного
самоуправления или депутата представительного органа иного
муниципального образования, за исключением случаев, установленных
федеральным законом.
3. Глава города не вправе заниматься
предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за
исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Глава 2. ГАРАНТИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВЫ ГОРОДА
Статья 32. Гарантии
неприкосновенности главы города
1. Глава города не
может быть привлечен к уголовной или административной ответственности
за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие
действия, соответствующие статусу главы муниципального образования, в
том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не
распространяется на случаи, когда главой города были допущены
публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за
которые предусмотрена федеральным законом.
2. В случае привлечения главы города
к уголовной или административной ответственности, его задержания,
ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных и
административно-процессуальных действий, проведения
оперативно-розыскных мероприятий в отношении главы города, его
багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки,
используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также
при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом
и служебном помещениях применяется особый порядок производства по
уголовным или административным делам, установленный федеральными
законами.
Статья 33. Денежное
содержание главы муниципального образования
1. Денежное
содержание главы города состоит из должностного оклада, надбавок к
должностному окладу и премий по результатам работы, установленных
нормативными правовыми актами городской Думы в соответствии с
федеральными законами и законами области.
2. Порядок назначения и определения
должностного оклада главы города, надбавок к должностному окладу и
других выплат устанавливается законом области. Порядок премирования
устанавливается нормативным правовым актом городской Думы.
Статья 34. Отпуск
главы муниципального образования
1. Главе города
предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск с выплатой
материальной помощи в размере двух должностных окладов в год.
2. Сверх ежегодного основного
оплачиваемого отпуска главе города предоставляется дополнительный
оплачиваемый отпуск.
Статья 35.
Медицинское и санаторно-курортное обеспечение главы муниципального
образования
1. Глава города
имеет право на ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное
(при наличии медицинских показаний) или другое оздоровительное
учреждение за счет средств городского бюджета.
2. Главе города за счет средств
городского бюджета могут возмещаться расходы по оказанию помощи в
медицинском учреждении.
Статья 36. Гарантии
трудовых и социальных прав главы муниципального образования
1. Главе города
после прекращения работы в городской Думе предоставляется прежняя
работа (должность) на том же предприятии, в учреждении, организации,
а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же
предприятии, в учреждении, организации. В случае ликвидации,
реорганизации предприятия, учреждения, организации органы местного
самоуправления оказывают содействие в трудоустройстве главы
муниципального образования. Указанная гарантия не предоставляется
лицу, замещавшему должность главы муниципального образования,
достигшему шестидесятилетнего возраста.
2. Главе города выплачивается
единовременное денежное пособие, равное трехкратному размеру его
должностного оклада, в следующих случаях:
после окончания срока полномочий и
при неизбрании;
досрочного прекращения полномочий (по
уважительным причинам), если он проработал в этой должности не менее
двух лет.