понедельник
- пятница с 14.00 до 15.00 │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
-
Информация о времени
работы учебно-консультационных пунктов и тематике проведения бесед и
практических занятий, показа учебных фильмов размещается на стенде,
расположенном на видном месте в коридоре.
Тематика проведения бесед и
практических занятий, показа учебных фильмов, которая составляется с
учетом местных условий, определяется главами администраций органов
местного самоуправления городских (сельских) поселений и
руководителями организаций (учреждений) по согласованию с
руководителями органов управления по делам ГОЧС и БЖДН Выксунского
муниципального района.
По окончании курса обучения
население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, должно:
а) знать:
- основные средства и способы защиты
от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения,
последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- порядок действий по сигналу
"Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов
управления ГО и ЧС на местах;
- правила поведения и основы
организации эвакуации в ЧС мирного и военного времени;
б) уметь:
- пользоваться индивидуальными и
коллективными средствами защиты, изготавливать простейшие средства
защиты органов дыхания и кожи;
- правильно действовать по сигналу
"Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов
управления ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- оказывать само- и взаимопомощь при
травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;
- защищать детей и обеспечивать их
безопасность при выполнении мероприятий ГО.
Руководитель подрядной организации,
обслуживающей жилой фонд, глава администрации органа местного
самоуправления городского (сельского) поселения обязан издать приказ
(распоряжение), в котором устанавливает:
- место размещения
учебно-консультационного пункта;
- жители каких домов, улиц, кварталов
приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному
пункту;
- порядок работы
учебно-консультационного пункта;
- ответственных за обеспечение
учебными пособиями, имуществом ГО и техническими средствами обучения;
- время проведения занятий,
консультаций и тренировок;
- кто проводит консультации (работает
с населением). В отдельных случаях назначаются старшие по домам и
подъездам.
Непосредственно руководство
учебно-консультационным пунктом ГО и ЧС осуществляет руководитель
организации, обслуживающей жилой фонд, глава администрации органа
местного самоуправления городского (сельского) поселения. В своей
работе он руководствуется:
- приказами и распоряжениями местных
органов самоуправления;
- указаниями органов управления по
делам ГОЧС и БЖДН;
- Положением об
учебно-консультационных пунктах ГО и ЧС, а также другими руководящими
документами, регламентирующими их работу.
Обучение неработающего населения в
учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне осуществляется
путем:
1. Проведения бесед, консультаций,
вечеров вопросов и ответов, показа учебных фильмов.
Мероприятия по обучению неработающего
населения проводятся:
в установленное время, по прибытии
жителей, в соответствии с тематикой проведения бесед и практических
занятий, показа учебных фильмов;
в иное время, когда жителей,
прибывших для решения житейских вопросов, например сдачи документов
на получение жилищных субсидий, прописку, выписку и др., приглашают
на беседу, отвечают на интересующие вопросы, предлагают посмотреть
учебный фильм, ознакомиться со средствами индивидуальной защиты
органов дыхания.
При проведении мероприятий надо
доводить сообщения средств массовой информации о чрезвычайных
ситуациях, произошедших в местах проживания.
Применительно к тематике бесед для
повышения наглядности необходимо иметь плакаты, схемы, слайды,
диафильмы, видеофильмы.
Консультации проводятся с отдельными
жителями по интересующим их вопросам.
Хорошо воспринимаются вечера вопросов
и ответов. Руководителем мероприятия задается вопрос. Каждый
присутствующий житель излагает свой ответ. После небольшой полемики
руководитель мероприятия подводит всех к правильному ответу.
Методика работы при проведении беседы
и показе учебного фильма может предусматривать три варианта:
первый - основная часть учебного
материала излагается перед демонстрацией учебного фильма;
второй - сначала идет демонстрация
учебного фильма и только потом - объяснение происходящего на экране;
третий - это чередование показа
отдельных частей и фрагментов учебного фильма с объяснением и
ответами на возникающие вопросы.
Журналы учета проводимых мероприятий
ведутся в произвольной форме, например: "15 мая 2006 года
проведена беседа, тема беседы: "Правила поведения людей на воде
в местах купания", на беседе присутствовало 15 человек, беседу
провел консультант А.П. Сидорова".
2. Проведения практических занятий, в
ходе которых отрабатывать, например:
изготовление простейших средств
индивидуальной защиты органов дыхания (ПТМ-1, ВМП);
правила пользования средствами
индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы,
ПТМ-1, ВМП);
правила пользования дозиметрическими
приборами для населения (бытовыми дозиметрами);
размещение и правила поведения людей
в противорадиационном укрытии;
правила пользования медицинскими
средствами индивидуальной защиты;
правила пользования средствами
пожаротушения.
3. Организации самостоятельной работы
по изучению порядка действий в чрезвычайных ситуациях, для чего
иметь:
учебные пособия, например учебники
"Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях",
издаваемые ЗАО "Издательство НЦ ЭНАС";
папки с памятками по действиям
населения в чрезвычайных ситуациях;
журналы "Гражданская защита",
"Военные знания" и др.
4. Проведения мероприятий по учебным
группам (по возможности).
Следует стремиться к созданию учебных
групп из числа жителей одного дома, нескольких подъездов или малых
домов.
Количество учебных групп
комплектуется в зависимости от наличия консультантов, дней работы
учебно-консультационных пунктов в неделю и ежедневного времени работы
учебно-консультационных пунктов.
Количество жителей в учебной группе
зависит от посадочных мест в учебном классе.
При создании учебных групп
учитывается возраст жителей.
В каждой учебной группе назначается
старший (по согласованию), который отвечает за оповещение и сбор
людей, он же ведет журнал учета проведения мероприятий.
На организационном собрании
согласовываются периодичность и время проведения мероприятий,
тематика проведения бесед и практических занятий, показа учебных
фильмов.
В журналах учета проведения
мероприятий указываются Ф.И.О. жителей, тематика проведения бесед и
практических занятий, показа учебных фильмов.
Мероприятия по обучению неработающего
населения проводят начальники и консультанты учебно-консультационных
пунктов.
ОБОРУДОВАНИЕ И
ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА
Учебно-консультационные
пункты следует оборудовать в строгом соответствии с современными
требованиями и взглядами на теорию и практику ведения гражданской
обороны. Главное требование к ним - наглядность и простота стендов,
доступность в понимании демонстрируемых материалов.
Каждому пришедшему на пункт и
познакомившемуся с его оснащением должны быть понятны реальные
возможности защиты от ЧС как в военное, так и в мирное время. С этой
целью следует полнее представить все многообразие средств
индивидуальной защиты, медицинского имущества, средств
обеззараживания, защитных сооружений (макетов, схем, рисунков,
плакатов).
Учебно-консультационный пункт - это
не место для теоретических рассуждений, монотонных лекций и длинных
рассказов. Главным здесь должны быть практические занятия и
тренировки, беседы и дискуссии, викторины и многое другое, что
привлечет внимание, заинтересует людей. При проведении занятий крайне
важно опираться на реальные события, произошедшие в родном регионе,
сообщения средств массовой информации.
Учебно-материальная база УКП включает
помещение, оснащенное техническими средствами обучения, наглядными и
учебными пособиями. Она способствует повышению качества подготовки
людей, позволяет выработать у них высокие моральные и психологические
качества.
Для проведения занятий и
самостоятельной работы населения в классе (кабинете) рекомендуется
иметь следующие технические средства: телевизор, видеомагнитофон,
фильмоскоп, приемник радиовещания, телефон.
Помещение учебно-консультационного
пункта следует оборудовать стендами:
1. "Сигналы ГО и действия по
ним".
2. "Виды ЧС и способы защиты".
3. "Порядок и правила проведения
эвакуации".
4. "Индивидуальные и
коллективные средства защиты".
5. "Простейшие средства защиты
органов дыхания и кожи".
6. "Оказание само- и
взаимопомощи".
Это основные стенды. Их может быть
больше или меньше. Все зависит от возможностей и конкретных задач,
которые поставлены перед УКП.
Для проведения практических занятий
учебно-консультационный пункт желательно оснастить следующим учебным
имуществом:
- противогазами для взрослых
(разными) - 8 шт.;
- противогазами для детей (разными) -
3 шт.;
- камерой защитной детской КЗД-4 - 1
шт.;
- респираторами (разными) - 10 шт.;
- дозиметрами бытовыми (разными) - 1
- 3 шт.;
- огнетушителями (разными) - 1 - 3
шт.;
- ватно-марлевой повязкой (ВМП) - 5 -
10 шт.;
- противопыльными тканевыми масками
(ПТМ-1) - 3 - 5 шт.;
- индивидуальным противохимическим
пакетом (ИПП), перевязочным пакетом индивидуальным (ППИ), аптечкой
индивидуальной АИ-2 - по 1 шт.;
- бинтами, ватой и другими
материалами для изготовления простейших средств индивидуальной
защиты;
- учебно-методической литературой и
плакатами по ГО и ЧС;
- памятками по действиям населения в
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- подшивками журналов "Гражданская
защита", "Военные знания" и др.;
- кино- и видеофильмами по ГО и ЧС;
- выписками из плана действий по
предупреждению и ликвидации ЧС (в части, касающейся граждан,
проживающих на территории конкретного жилищного органа);
- списками жильцов с указанием
номеров квартир, телефонов и старших учебных групп.
Подготовку этой категории населения
надо проводить с учетом возраста, состояния здоровья и других
факторов. Поэтому и методика должна быть несколько отличной от
обычных занятий. Здесь преобладают такие формы:
- практические занятия, беседы, уроки
в форме вопросов и ответов;
- просмотр учебных видеозаписей и
фильмов;
- привлечение на учения и тренировки
по месту жительства;
- самостоятельное изучение
учебно-методических пособий и памяток;
- прослушивание радиопередач,
просмотр телепрограмм по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Значительную часть учебного времени
следует отводить практическим занятиям как в помещении, так и на
улице. Тренировки организовывать с участием работников органов
управления по делам ГО и ЧС или членов КЧС местного уровня.
Особое место отводится кино- и
видеофильмам. Они обладают широкими возможностями
морально-психологического воздействия на людей, являются одним из
эффективных средств пропаганды и подготовки. Видеозаписи способствуют
лучшему усвоению сложных вопросов защиты населения и территорий,
помогают сознанию действовать в сложных условиях. Их тематика
достаточно разнообразна. Поэтому организация занятия с применением
видеозаписей требует от преподавателя правильного их подбора.
Руководитель обязан сочетать видеоряд на экране с текстовым
материалом. Методика работы может предусматривать три варианта.
Первый - преподаватель излагает основную часть учебного материала
перед демонстрацией видеозаписи. Второй - сначала идет демонстрация
фильма и только потом объяснение происходившего на экране. Третий -
это чередование показа отдельных частей и фрагментов с объяснением и
ответами на возникающие вопросы.
Самостоятельная работа с данной
категорией людей носит больше единичный характер. С одной стороны,
это во многом зависит от подготовленности обучаемых, а с другой - от
необходимого количества учебно-методических и наглядных пособий,
которые следовало бы выдать им для занятий. Да и многие ли из
пенсионеров, пожилых людей захотят читать эту литературу? Им проще и
интереснее включить телевизор, посмотреть и послушать. К этому они
просто привыкли.
В процессе обучения основное внимание
следует обратить на выработку у людей правильного представления о тех
чрезвычайных ситуациях, которые характерны для мест их проживания,
показать реальные масштабы последствий, а главное - рассказать, что
надо делать в каждом конкретном случае. Добиться, чтобы каждый
приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств
защиты. Стремиться воспитать чувство высокой ответственности за свою
личную подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций. Сделать
так, чтобы каждый был способен оказать первую медицинскую помощь себе
и другому пострадавшему. И эти его действия происходили бы без
суматохи и страха, а уверенно и сноровисто.
Для поддержания
учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС на уровне современных
требований необходимо постоянное их обновление и совершенствование.
УКП должны активно действовать, привлекать людей, а не отталкивать
своим запустением и убожеством. Руководители подрядных организаций,
обслуживающих жилой фонд, поселковых и сельских администраций
Выксунского муниципального района обязаны проявлять постоянную заботу
о содержании пунктов в готовности для качественного проведения
занятий и тренировок с домохозяйками, пенсионерами и молодыми мамами,
составляющими почти 40% населения России. Нельзя оставлять их без
внимания. Они требуют особого уважительно-трепетного отношения к
себе.