Программы │
│
└──────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘
Программа
соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании"
и других законодательных актах. Это:
- гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье;
- единство культурного и
образовательного пространства, защита и развитие системы образования,
национальных культур, культурных региональных традиций и
особенностей;
- общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников;
- свобода и плюрализм в образовании;
- обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества; укрепление и
совершенствование правового государства.
Программа направлена прежде всего на
формирование системы работы с одаренными детьми, на развитие и
совершенствование содержания образования, совершенствование системы
повышения квалификации и профессионального мастерства, на повышение
престижа талантливых людей, на укрепление материально-технической
базы.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
Проблема раннего
выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в современном
образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и
экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной
проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к
формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному
образованию.
В Нижегородской области накоплен
немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и
дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве
экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального
статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры,
конференции, выставки, лагеря. Дифференцированное обучение широко
используется в школах с профильным обучением.
В 1998 году в г. Н.Новгороде был
открыт лицей - центр обучения и развития одаренных детей. Обучение
ведется по двум основным направлениям:
- педагогическое - в рамках
реализации программы "Педагогические кадры";
- общеобразовательное - в рамках
программы "Детское чтение".
Район имеет положительный опыт работы
с талантливыми детьми, который заслуживает одобрения и дальнейшего
развития. Однако до сих пор остается острой проблема раннего
выявления одаренного ребенка. По областным данным, примерно пятая
часть детей в дошкольном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к
одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для
развития их талантов.
Поэтому, опираясь на предшествующий
опыт работы с одаренными детьми и молодежью в области, стране и за
рубежом, Программа предусматривает систему мер, направленных на
формирование и реализацию государственной политики в области
образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и
поддержкой одаренных детей.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Программа ставит
своей целью:
- формирование системы работы с
одаренными детьми;
- развитие интеллектуальных ресурсов
общества;
- повышение социального статуса
творческой личности;
- воспитание талантливого ребенка как
гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.
Программа предусматривает решение
следующих задач:
- реализация мероприятий в рамках
приоритетного национального проекта "Образование" по
поддержке талантливой и способной молодежи;
- создание условий для развития и
реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
- подготовка и переподготовка
педагогических библиотечных кадров для проведения работы с одаренными
детьми;
- создание экспериментальных площадок
для работы с одаренными детьми;
- поддержка образовательных,
культурных учреждений, работающих с одаренными детьми.
III. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Развитие
образовательных учреждений, работающих
с одаренными детьми
Предусматриваются
мероприятия по укреплению материально-технической базы
образовательных, культурных учреждений, работающих с одаренными
детьми.
Работа с одаренными детьми в
общеобразовательных школах, культурных учреждениях: изучение
состояния работы с одаренными (выявление одаренных, содержание работы
с ними, степень адекватности применяемых методик и организационных
форм работы, степень готовности учителей, библиотекарей к работе с
одаренными). Сбор, обобщение и распространение положительного опыта,
поиск, разработка и апробация новых технологий. Обучение учителей
методам диагностики одаренности и работе с одаренными в рамках
личностно ориентированного подхода.
Дополнительное образование одаренных
детей: обобщение опыта работы учреждений дополнительного образования
с учителями и родителями - педагогами-посредниками, выработка
соответствующих рекомендаций. Проектирование системы дистанционного
дополнительного образования с организацией учебных сборов.
Направления работы с
одаренными детьми в сфере
образования, культуры
Человеческое
мышление, способность к творчеству - величайшее из даров природы.
Даром этим природа отличает каждого человека. Но также очевидна и
мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то
награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того,
чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности.
Поэтому большинство ученых называют
одаренностью генетически обусловленный компонент способностей,
который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп
развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают
ему раскрыться.
Признание социальной значимости
проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но
признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут
служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново
пересматривая многие отечественные культурно-образовательные
традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и
экспериментальные исследования.
Наиболее важной характеристикой
личности детей с проявлениями одаренности является особая система
ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в
которой занимает деятельность, соответствующая содержанию
одаренности, составляющая сферу их интересов.
Выявление, обучение и развитие
одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы
не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так,
диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть
средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного
ребенка.
В связи с тем что потребности и
возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их
сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения
одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве
основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:
1. Систему дошкольных образовательных
учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида, в
которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования
способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих
преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу.
2. Систему общеобразовательных школ,
библиотек, в рамках которых создаются условия для индивидуализации
обучения одаренных детей.
3. Систему дополнительного
образования, предназначенную для удовлетворения постоянно
изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных
потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление,
поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной
деятельности.
Экспериментальная
работа
Предусматриваются
меры по исследованию проблем развивающего образования как основы
современной системы диагностики воспитания и поддержки одаренных
детей, по разработке научных основ умственной одаренности детей,
методических рекомендаций по составлению программ обучения одаренных
детей на индивидуальной основе, а также по созданию и оснащению
экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация
мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- поднять статус таланта в целом и
престиж человека, обладающего этим талантом;
- разработать основы для развития
одаренности и таланта у детей в современных условиях;
- обеспечить равные возможности в
развитии способностей детей независимо от места проживания и
социального положения;
- расширить сеть образовательных
учреждений для работы с одаренными детьми;
- повысить профессиональное
мастерство учителей, библиотекарей, работающих по данному
направлению; организовать подготовку и переподготовку кадров для
работы с одаренными детьми;
- укрепить материально-техническую
базу учреждений, работающих с одаренными детьми.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006 -
2010 ГОДЫ
Мероприятия
|
Сроки исполнения (годы)
|
Исполнители
|
Стоимость по годам (в тыс.
руб.) |
|
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010 |
Развитие образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми
|
1.
Поддержка материально-технической базы ОУ, работающих
с одаренными детьми
|
2006 - 2010
|
Администрация района,
управление образования
|
17
|
20
|
20
|
25
|
25 |
2. Организация летних, зимних
школ для одаренных детей
|
|
Управление образования
|
40
|
40
|
45
|
45
|
50 |
3.
Материальная поддержка одаренных детей (стипендии)
|
|
Администрация района
|
70
|
70
|
75
|
75
|
80 |
4. Обеспечение
ОУ учебниками, программами,
направленными на развитие
интеллектуального творческого потенциала
|
|
Управление образования,
информационно- диагностический кабинет
|
20
|
20
|
23
|
23
|
24 |
5.
Проведение научно-практических конференций,
заседаний РМО по изучению, обмену и распространению
новых методик, программ и т.д.
|
|
|
2,5 |
2,5 |
3
|
3
|
4 |
6. Создание
оптимальных условий в ОУ для сохранения
здоровья одаренных детей
|
|
Управление образования,
информационно- диагностический кабинет,
образовательные учреждения
|
2,5 |
2,5 |
3
|
3
|
4 |
7. Проведение
олимпиад, конкурсов, конференций на школьном,
районном, региональном уровнях
|
|
Управление образования,
информационно- диагностический кабинет,
образовательные учреждения
|
10
|
10
|
12,5 |
12,5 |
13 |
8. Районный
конкурс "Светлячок"
|
|
|
10
|
10
|
12
|
12
|
16 |
Итого по годам
|
162
|
185
|
193,5 |
193,5 |
213 |
Итого по разделу
|
947 тыс. руб.
|
Экспериментальная работа
|
1.
Внедрение образовательных технологий обучения
и развития одаренных детей
|
2006 - 2010
|
Управление образования
|
3
|
3,5 |
3,5 |
5
|
5 |
2.
Создание непрерывного образования между
ОУ, средними специальными учебными заведениями, вузами
|
2006 - 2010
|
Управление образования,
образовательные учреждения (ПСШ №
2, агропромышленный техникум) (по согласованию)
|
20
|
21
|
23
|
23
|
23 |
3. Создание районного банка
творчески одаренных детей: призеров,
лауреатов, чемпионов, дипломантов
|
|
Управление образования,
информационно- диагностический кабинет
|
1,5 |
1,5 |
2
|
2
|
3 |
Итого по годам
|
24,5 |
26
|
28,5 |
30
|
31 |
Итого по разделу
|
140 тыс. руб.
|
Подготовка и переподготовка
кадров, работающих с одаренными детьми
|
1. Обучение
новым педагогическим технологиям
|
2006 - 2010
|
Управление образования,
ИДК
|
5
|
5,5 |
5,5 |
6
|
6 |
2. Учреждение
премий учащимся и педагогам по результатам
их творческой деятельности |
2006 - 2010
|
Администрация района,
управление образования
|
20
|
20
|
22
|
23
|
25 |
3. Создание условий
в дошкольных образовательных
учреждениях для работы с одаренными детьми
|
|
Управление образования
|
10
|
12
|
13
|
15
|
15 |
4. Привлечение
средств массовой информации по освещению
проблем работы с одаренными детьми
|
|
Управление образования,
редакция газеты "Сельская трибуна"
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2 |
5.
Приобретение, распространение современной
литературы по работе с одаренными детьми
|
|
ИДК
|
2
|
2,3 |
3
|
4
|
5 |
6. Включение одаренных детей
в работу творческих коллективов взрослых
|
|
Управление образования
|
2
|
3
|
3
|
4
|
5 |
Итого по годам
|
41
|
45,5 |
48,5 |
54
|
58 |
Итого по разделу
|
247 тыс. руб.
|
Всего по годам
|
227,5 |
255,5 |
270
|
273,5 |
290 |
ВСЕГО на реализацию Программы:
1334000 рублей
|