Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Сеченовского района от 26.05.2006 № 31


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006 - 2010 ГГ."


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕЧЕНОВСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 мая 2006 г. № 31




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ


ДЕТИ" НА 2006 - 2010 ГГ.








-->
примечание.


Постановление Правительства РФ от
03.10.2002 № 732 содержится в информационном банке СПС
--> Эксперт-приложение.


Видимо, имеется в виду Закон
Нижегородской области от 04.08.2005 № 96-З "Об утверждении
Комплексной областной целевой программы развития образования в
Нижегородской области на 2006 - 2010 годы", принятый
постановлением ОЗС от 28.07.2005 № 1528-III.






Во исполнение
постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 "О
президентской программе "Дети России" на период 2003 - 2006
гг., Закона Нижегородской области от 28.07.2005 (постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.07.2005 и
распоряжения Губернатора Нижегородской области от 04.08.2005 № 96-З
"Об утверждении Комплексной областной целевой программы развития
образования в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы", в
целях обеспечения дифференцированного подхода в системе образования
на основе развития интеллектуальных качеств личности ребенка,


1. Утвердить районную целевую
программу "Одаренные дети" на 2006 - 2010 гг. согласно
приложению.


2. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя главы МСУ по образованию и
делам молодежи Н.И. Здюмаева.




Глава местного
самоуправления


И.П.ВОЛКОВ












Утверждена


постановлением


администрации Сеченовского района


от 26.05.2006 № 31




РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА


"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006
- 2010 ГГ.





Наименование Программы
"Одаренные дети"



Наименование, дата и
Постановление правительства РФ от

номер решения о разработке
03.10.2002 № 732 "О президентской

Программы
программе "Дети России" на 2003

-
2006 гг. Закона Нижегородской

области
от 28.07.2005

(постановление
Законодательного

Собрания
Нижегородской области от

28.07.2005
№ 1528-11) и

распоряжения
губернатора

Нижегородской
области от

04.08.2005
№ 96-З



Заказчик Программы
Муниципальное районное управление

образования
Сеченовского района



Основной
разработчик Муниципальное районное управление

Программы
образования Сеченовского района



Цели и задачи Программы
- развитие интеллектуальных

ресурсов
района

-
развитие и реализация мер по

формированию
работы с одаренными

детьми

-
создание оптимальных условий

для
развития и реализации

потенциальных
возможностей и

способностей
одаренных детей

-
проведение исследований по

проблеме
выявления и обучения

одаренных
дошкольников



Сроки реализации Программы
2006 - 2010 гг.



Исполнители
основных МРУО, ИДЦ, ДОУ, ДЮЦ, программы

мероприятий
учреждения дополнительного

образования



Источники
финансирования Средства местного бюджета

Программы



Ожидаемые
конечные Формирование системы работы с

результаты Программы
одаренными детьми



Система контроля
за Муниципальное районное управление

исполнением Программы
образования




Программа
соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании"
и других законодательных актах. Это:


- гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности,


- воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье,


- единство культурного и
образовательного пространства, защита и развитие системы образования,
национальных культур, культурных региональных традиций и
особенностей,


- общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников,


- свобода и плюрализм в образовании,


- обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации,


- развитие общества, укрепление и
совершенствование правового государства,


- интеграция личности в национальную
и мировую культуру, формирование человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество и нацеленного на
совершенствование этого общества.


Программа имеет государственный
характер. Она направлена, прежде всего, на формирование системы
работы с одаренными детьми, на развитие и совершенствование
содержания образования, совершенствование системы повышения
квалификации и профессионального мастерства, на повышение престижа
талантливых людей, на укрепление материально-технической базы.


Районная программа "Одаренные
дети" является составной частью всероссийской программы "Дети
России". Ее реализация и исполнение гарантируются районными
органами государственного управления, которые несут ответственность
за результаты.


Программа разрабатывается и
координируется рабочей группой, включающей представителей органов
управления образованием и руководителей и педагогов
общеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. Она
определяет основные мероприятия по реализации Программы,
разрабатывает перспективное планирование, определяет размеры и пути
финансирования входящих в Программу конкретных проектов.




1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ




Глобальные
социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили
потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих,
способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе
критического анализа ситуации формулировать новые перспективные
задачи.


Проблема раннего выявления и обучения
талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От
решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал
государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает
переход от развития одаренной личности к формированию одаренного
общества, от образования элиты - к элитарному образованию.


Накоплен немалый опыт работы с
одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего
совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы
одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний
выступают различного рода олимпиады, турниры, конференции, выставки,
летние лагеря.


В целях поддержки талантливых людей
РУО совместно с ОУ в системе проводят конкурсы, олимпиады. Однако до
сих пор остается острой проблемой раннего выявления одаренного
ребенка. По последним данным примерно пятая часть детей в дошкольном
возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным детям. Но они,
как правило, лишены необходимых условий для развития их талантов.


Поэтому, опираясь на предшествующий
опыт работы с одаренными детьми, Программа предусматривает систему
мер, направленных на формирование и реализацию государственной
политики в области образования и связанных с ранним выявлением,
обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.




2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ




Программа ставит
своей целью:


- формирование системы работы с
одаренными детьми,


- развитие интеллектуальных ресурсов
общества,


- повышение социального статуса
творческой личности,


- воспитание талантливого ребенка как
гражданина своей Родины, ответственного за ее судьбу.


Программа предусматривает решение
следующих задач:


- создание условий для развития и
реализации потенциальных возможностей одаренных детей,


- подготовка и переподготовка
педагогических кадров для проведения работы с одаренными детьми,


- создание экспериментальных площадок
для работы с одаренными детьми,


- поддержка образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми.




3. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Развитие
образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.


Предусматриваются мероприятия по
укреплению материально-технической базы образовательных учреждений.
Работающих с одаренными детьми.


Работа с одаренными в
общеобразовательных школах:


Изучение состояния работы с
одаренными (выявление одаренных, содержание работы с ними, степень
адекватности применяемых методик и организованных форм работы,
степень готовности учителей к работе с одаренными). Сбор, обобщение и
распространение положительного опыта, поиск, разработка и апробация
новых технологий. Обучение учителей методам диагностики одаренности и
работе с одаренными в рамках личностно ориентированного подхода.
Особенности работы с одаренными по различным направлениям.


Дополнительное образование одаренных:


изучение состояния дополнительного
образования одаренных в районе. Создание банка методик
дополнительного образования одаренных по различным направлениям;


организация обмена опытом. Обобщение
опыта работы учреждений дополнительного образования с учителями и
родителями - педагогами-посредниками, выработка соответствующих
рекомендаций.


Направления работы с одаренными
детьми в сфере образования. Человеческое мышление, способность к
творчеству - величайшее из даров природы. Даром этим природа отличает
каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары
природы поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то
меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит
некие средние возможности, способности большинства.


Поэтому большинство ученых называют
одаренностью генетически обусловленный компонент способностей,
который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп
развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают
ему раскрыться.


Признание социальной значимости
проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но
признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут
служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново
пересматривая многие отечественные культурно-образовательные
традиции.


Наиболее важной характеристикой
личности детей с проявлениями одаренности является особая система
ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в
которой занимает деятельность, соответствующая содержанию
одаренности, составляющей сферу их интересов.


Выявление, обучение и развитие
одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы
не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так,
диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть
средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного
ребенка.


В связи с тем, что потребности и
возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их
сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения
одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве
основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:


1. Систему дошкольных образовательных
учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида,
центров развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные
условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих
учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста,
обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при
переходе в школу.


2. Систему общеобразовательных школ,
в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения
одаренных детей.


3. Систему дополнительного
образования, предназначенную для удовлетворения постоянно
изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных
потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление,
поддержку и развитие их способностей, в рамках внешкольной
деятельности.


4. Систему школ, ориентированных на
работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и
развитие возможностей таких детей в процессе получения общего
среднего образования.




Подготовка и
переподготовка кадров,


работающих с одаренными детьми




Подготовка педагогов
для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и
методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так
и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета
следующих факторов:


1. Профессионально-личностная позиция
педагогов.


2. Комплексный характер образования
педагогов.


3. Создание системы консультирования
и тренингов.


4. Создание психолого-педагогических
условий для развития профессионального мастерства.


5. Демократизация и гуманизация всех
обучающихся процедур, создания творческой и свободной атмосферы
учения.


6. Особенности контингента учащихся.


7. Профессиональная подготовка и
профессиональный опыт подготовки.


8. Специфика образовательной
инфраструктуры, характерные условия, связанные с наличием тех или
иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и
развития одаренных детей.


В соответствии с этим подготовка
может строиться на следующих принципах:


- принцип единства и дифференциации
общего и специального обучения;


- принцип этапности обучения;


- принцип единства теоретической и
практической подготовки.


Базовый компонент для
профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными
детьми составляют:


- общая профессиональная
педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и
методические знания, умения и навыки;


- основные профессионально значимые
личностные качества педагогов.


Специфический компонент
профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными
детьми образуют:


- психолого-педагогические знания,
умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии
и педагогики одаренности;


- профессионально-личностная позиция
педагогов, позволяющая:


- не столько успешно реализовывать
традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно
активизировать и развивать детскую одаренность;


- не столько управлять процессом
обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу
учиться.


Профессионально значимые личностные
качества педагогов, высокие уровни развития познавательной и
профессиональной внутренней мотивации, высокая и адекватная
самооценка, стремление к личностному росту.


Включаются мероприятия, направленные
на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными
детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами),
владеющими современными методиками и технологиями выявления и
обучения одаренных детей.


Организация курсов, семинаров,
конференций по проблемам работы с одаренными детьми.


Работа с психологическими службами:
создание новых форм работы с одаренными детьми.




4. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ




Реализация
мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:


- поднять статус таланта в целом и
престиж человека, обладающего этим талантом;


- разработать основы для развития
одаренности и таланта у детей в современных условиях;


- обеспечить равные возможности в
развитии способностей детям независимо от места проживания и
социального положения;


- расширить сеть образовательных
учреждений для работы с одаренными детьми;


- повысить профессиональное
мастерство учителей, работающих по данному направлению, организовать
подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми;


- укрепить материально-техническую
базу учреждений, работающих с одаренными детьми.

































































































































































































































































































п/п


Наименование мероприятий


Сроки
проведения


Финансирование











2006


2007


2008


2009


2010


1.


Создать
координационный
совет на уровне РУО по
руководству
Программой: Н.И.
Здюмаев - председатель, Н.Д.
Павлова -
заместитель.
Члены: Г.В. Дикарева, А.А.
Костюшова,
Т.Ю. Савина, Е.Г.
Трифонова, Н.Е. Старостина


Январь
2006 г.

















2.


Разработать программу работы
с
одаренными детьми на
основе анализа
учебно-
воспитательного процесса и
прогнозирования

потенциальных возможностей
каждого
образовательного
учреждения


Январь
2006 г.





3.


Провести школьные и
районные
олимпиады по учебным
предметам для
учащихся 5 -
11 классов


Ноябрь -
январь,

ежегодно


15000
руб.


15000


20000


20000


20000


4.


Провести школьные и
районные
олимпиады для учащихся
начальных классов


Март,
апрель,
ежегодно


2000
руб.


2000


3000


3000


3000


5.


Провести
краеведческую
районную олимпиаду (5 - 6
видов конкурсов)


Апрель,
ежегодно


2500
руб.


2500


3000


3000


3000


6.


Провести смотр
правовых
знаний учащихся (на лучший
реферат)


Ноябрь,
ежегодно


3000
руб.


3000


3500


3500


3500


7.


Школьные и районные
конкурсы
экологических знаний
(рефераты, эконом.
игры,
викторины)


Февраль,
март,
ежегодно


1000
руб.


1000


1500


1500


1500


8.


Смотры экологических знаний

учащихся


Апрель,
май,
ежегодно


1000
руб.


1000


1500


1500


1500


9.


КВН среди учащихся 8 -
11
классов


Декабрь,
ежегодно


10000
руб.


10000


12000


12000


12000


10.


Конкурсы детских
талантов:
"Юный художник";
"Юный
поэт";
"На лучшего чтеца";

"На лучшего исполнителя
песни, танца"


Ноябрь,
апрель,

ежегодно


5000
руб.


5000


6000


6000


6000


11.


Районный конкурс "Выпускник

школы" для 11 классов


Ежегодно


3000
руб.


3000


4000


4000


4000


12.


Вручение специальных
премий
(призов) учащимся,
отличникам учебы
по
результатам учебного года


Май,
ежегодно

















13.


Учреждение премий
главы
администрации района
выпускникам школ
-
медалистам


Июнь,
ежегодно


17000
руб.


17000


17000


17000


17000


14.


Направление выпускников
школ
из числа лучших учащихся в
высшие учебные заведения
по
целевым договорам:
педагогические вузы - 10


Июнь,
ежегодно

















15.


Конференция "За
круглым
столом" претендентов на
медали и
победителей
районных олимпиад


Май,
ежегодно


2000
руб.


2000


3000


3000


3000


16.


Работа
факультативов,
кружков но интересам,
творческих на
базах школ


В течение
учебного
года


Согласно тарификации по

бюджету


17.


Создание
системы
дополнительного образования
в районе,
углубленной
подготовки учащихся в вузы
по двум
направлениям:
- естественно-математическое
на базе
НГСХА
- гуманитарное на базе НИРО


2006 -
2010 гг.


РУО














18.


Участие призеров
районных
олимпиад на областных
олимпиадах


Январь,
февраль,

ежегодно


2000


4000


6000


6000


6000


19.


Провести учет
одаренных
детей и вести с ними
планируемую работу


Ежегодно

















20.


Встреча с выпускниками


Ежегодно

















21.


Развитие
системы
дополнительных
образовательных
услуг
(платных и бесплатных) на
основе создания
и
деятельности центра
информационных технологий


2007 -
2010 гг.


-


25000


25000


25000


25000


22.


Открытие профильных классов
в
Сеченовской,
В.-Талызинской
средних
общеобразовательных школах и
внедрение учебных
предметов
по программам углубленного
обучения,
спецкурсов,
элективных курсов


2007 -
2010
гг.


-


25000


25000


25000


25000




МЕРОПРИЯТИЯ ПО
ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ


К ПРОГРАММЕ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"




┌───┬─────────────────────┬──────────┬─────────────────────────────────┐


1. │Работа
кружков по│В течение │ Согласно тарификации


│ │интересам на
базе│ всего │ │


│ │дошкольных
│ периода │ │


│ │учреждений:
д/с│ │ │


│ │"Малыш",
│ │


│ │оздоровительный
д/с│ │ │


│ │"Сказка",
театральный│ │ │


│ │Алферьевский
д/с,│ │ │


│ │"умелые
ручки" │ │


├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┬──────┬──────┬──────┬──────┤


2. │Развитие
│Ежегодно, │ │ │ │
│ │


│ │художественных
│ октябрь │ │ │ │
│ │


│ │способностей
детей│ декабрь, │ │ │ │
│ │


│ │через
участие в│ март │ │ │ │
│ │


│ │концертах,
│ │ │ │ │
│ │


│ │праздниках:
│ │ │ │ │
│ │


│ │"Золотая
осень",│ │ │ │
│ │ │


│ │"Новогодний
│ │ │ │ │
│ │


│ │карнавал",
"Мамин│ │ │ │
│ │ │


│ │день"
│ │ │ │ │
│ │


├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


3. │Проведение
конкурсов:│ Ноябрь, │600 │ 600│ 1000│
1000│ 1000│


│ │- на лучшую
поделку│ январь, │руб. │ │ │
│ │


│ │из
природного│ ежегодно │ │ │ │
│ │


│ │материала
│ │ │ │ │
│ │


│ │-
театрализованных│ │ 1500│ 1500│
2000│ 2000│ 2000│


│ │представлений
│ │ │ │ │
│ │


├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


4. │Математические
│ Апрель, │ │ │ │
│ │


│ │турниры
(старшая,│ ежегодно │ │ │ │
│ │


│ │подготовительная)
│ │ │ │ │
│ │


├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


5. │Шашечный
турнир │ Февраль, │2000 │ 2000│ 2000│
2000│ 2000│


│ │ │ ежегодно
│руб. │ │ │ │ │


├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


6. │Районный
смотр-│ Апрель - │4000 │ 4000│ 5000│
5000│ 5000│


│ │конкурс
│ май, │руб. │ │ │
│ │


│ │художественной
│ ежегодно │ │ │ │
│ │


│ │самодеятельности
│ │ │ │ │
│ │


├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


│ │ │ Итого
│71600│123600│140500│140500│140500│


└───┴─────────────────────┴──────────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┘












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru