ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Сеченовского района от 26.05.2006 № 31
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006 - 2010 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕЧЕНОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2006 г. № 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ
ДЕТИ" НА 2006 - 2010 ГГ.
-->
примечание.
Постановление Правительства РФ от
03.10.2002 № 732 содержится в информационном банке СПС
--> Эксперт-приложение.
Видимо, имеется в виду Закон
Нижегородской области от 04.08.2005 № 96-З "Об утверждении
Комплексной областной целевой программы развития образования в
Нижегородской области на 2006 - 2010 годы", принятый
постановлением ОЗС от 28.07.2005 № 1528-III.
-
Во исполнение
постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 "О
президентской программе "Дети России" на период 2003 - 2006
гг., Закона Нижегородской области от 28.07.2005 (постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.07.2005 и
распоряжения Губернатора Нижегородской области от 04.08.2005 № 96-З
"Об утверждении Комплексной областной целевой программы развития
образования в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы", в
целях обеспечения дифференцированного подхода в системе образования
на основе развития интеллектуальных качеств личности ребенка,
1. Утвердить районную целевую
программу "Одаренные дети" на 2006 - 2010 гг. согласно
приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя главы МСУ по образованию и
делам молодежи Н.И. Здюмаева.
Глава местного
самоуправления
И.П.ВОЛКОВ
Утверждена
постановлением
администрации Сеченовского района
от 26.05.2006 № 31
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006
- 2010 ГГ.
- Наименование Программы
"Одаренные дети"-
- Наименование, дата и
Постановление правительства РФ от-
номер решения о разработке
03.10.2002 № 732 "О президентской-
Программы
программе "Дети России" на 2003-
-
2006 гг. Закона Нижегородской-
области
от 28.07.2005-
(постановление
Законодательного-
Собрания
Нижегородской области от-
28.07.2005
№ 1528-11) и-
распоряжения
губернатора-
Нижегородской
области от-
04.08.2005
№ 96-З-
- Заказчик Программы
Муниципальное районное управление-
образования
Сеченовского района-
- Основной
разработчик Муниципальное районное управление-
Программы
образования Сеченовского района-
- Цели и задачи Программы
- развитие интеллектуальных-
ресурсов
района-
-
развитие и реализация мер по-
формированию
работы с одаренными-
детьми-
-
создание оптимальных условий-
для
развития и реализации-
потенциальных
возможностей и-
способностей
одаренных детей-
-
проведение исследований по-
проблеме
выявления и обучения-
одаренных
дошкольников-
- Сроки реализации Программы
2006 - 2010 гг.-
- Исполнители
основных МРУО, ИДЦ, ДОУ, ДЮЦ, программы-
мероприятий
учреждения дополнительного-
образования-
- Источники
финансирования Средства местного бюджета-
Программы-
- Ожидаемые
конечные Формирование системы работы с-
результаты Программы
одаренными детьми-
- Система контроля
за Муниципальное районное управление-
исполнением Программы
образования
Программа
соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании"
и других законодательных актах. Это:
- гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности,
- воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье,
- единство культурного и
образовательного пространства, защита и развитие системы образования,
национальных культур, культурных региональных традиций и
особенностей,
- общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников,
- свобода и плюрализм в образовании,
- обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации,
- развитие общества, укрепление и
совершенствование правового государства,
- интеграция личности в национальную
и мировую культуру, формирование человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество и нацеленного на
совершенствование этого общества.
Программа имеет государственный
характер. Она направлена, прежде всего, на формирование системы
работы с одаренными детьми, на развитие и совершенствование
содержания образования, совершенствование системы повышения
квалификации и профессионального мастерства, на повышение престижа
талантливых людей, на укрепление материально-технической базы.
Районная программа "Одаренные
дети" является составной частью всероссийской программы "Дети
России". Ее реализация и исполнение гарантируются районными
органами государственного управления, которые несут ответственность
за результаты.
Программа разрабатывается и
координируется рабочей группой, включающей представителей органов
управления образованием и руководителей и педагогов
общеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. Она
определяет основные мероприятия по реализации Программы,
разрабатывает перспективное планирование, определяет размеры и пути
финансирования входящих в Программу конкретных проектов.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
Глобальные
социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили
потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих,
способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе
критического анализа ситуации формулировать новые перспективные
задачи.
Проблема раннего выявления и обучения
талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От
решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал
государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает
переход от развития одаренной личности к формированию одаренного
общества, от образования элиты - к элитарному образованию.
Накоплен немалый опыт работы с
одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего
совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы
одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний
выступают различного рода олимпиады, турниры, конференции, выставки,
летние лагеря.
В целях поддержки талантливых людей
РУО совместно с ОУ в системе проводят конкурсы, олимпиады. Однако до
сих пор остается острой проблемой раннего выявления одаренного
ребенка. По последним данным примерно пятая часть детей в дошкольном
возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным детям. Но они,
как правило, лишены необходимых условий для развития их талантов.
Поэтому, опираясь на предшествующий
опыт работы с одаренными детьми, Программа предусматривает систему
мер, направленных на формирование и реализацию государственной
политики в области образования и связанных с ранним выявлением,
обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Программа ставит
своей целью:
- формирование системы работы с
одаренными детьми,
- развитие интеллектуальных ресурсов
общества,
- повышение социального статуса
творческой личности,
- воспитание талантливого ребенка как
гражданина своей Родины, ответственного за ее судьбу.
Программа предусматривает решение
следующих задач:
- создание условий для развития и
реализации потенциальных возможностей одаренных детей,
- подготовка и переподготовка
педагогических кадров для проведения работы с одаренными детьми,
- создание экспериментальных площадок
для работы с одаренными детьми,
- поддержка образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми.
3. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Развитие
образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Предусматриваются мероприятия по
укреплению материально-технической базы образовательных учреждений.
Работающих с одаренными детьми.
Работа с одаренными в
общеобразовательных школах:
Изучение состояния работы с
одаренными (выявление одаренных, содержание работы с ними, степень
адекватности применяемых методик и организованных форм работы,
степень готовности учителей к работе с одаренными). Сбор, обобщение и
распространение положительного опыта, поиск, разработка и апробация
новых технологий. Обучение учителей методам диагностики одаренности и
работе с одаренными в рамках личностно ориентированного подхода.
Особенности работы с одаренными по различным направлениям.
Дополнительное образование одаренных:
изучение состояния дополнительного
образования одаренных в районе. Создание банка методик
дополнительного образования одаренных по различным направлениям;
организация обмена опытом. Обобщение
опыта работы учреждений дополнительного образования с учителями и
родителями - педагогами-посредниками, выработка соответствующих
рекомендаций.
Направления работы с одаренными
детьми в сфере образования. Человеческое мышление, способность к
творчеству - величайшее из даров природы. Даром этим природа отличает
каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары
природы поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то
меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит
некие средние возможности, способности большинства.
Поэтому большинство ученых называют
одаренностью генетически обусловленный компонент способностей,
который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп
развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают
ему раскрыться.
Признание социальной значимости
проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но
признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут
служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново
пересматривая многие отечественные культурно-образовательные
традиции.
Наиболее важной характеристикой
личности детей с проявлениями одаренности является особая система
ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в
которой занимает деятельность, соответствующая содержанию
одаренности, составляющей сферу их интересов.
Выявление, обучение и развитие
одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы
не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так,
диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть
средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного
ребенка.
В связи с тем, что потребности и
возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их
сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения
одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве
основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:
1. Систему дошкольных образовательных
учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида,
центров развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные
условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих
учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста,
обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при
переходе в школу.
2. Систему общеобразовательных школ,
в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения
одаренных детей.
3. Систему дополнительного
образования, предназначенную для удовлетворения постоянно
изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных
потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление,
поддержку и развитие их способностей, в рамках внешкольной
деятельности.
4. Систему школ, ориентированных на
работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и
развитие возможностей таких детей в процессе получения общего
среднего образования.
Подготовка и
переподготовка кадров,
работающих с одаренными детьми
Подготовка педагогов
для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и
методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так
и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета
следующих факторов:
1. Профессионально-личностная позиция
педагогов.
2. Комплексный характер образования
педагогов.
3. Создание системы консультирования
и тренингов.
4. Создание психолого-педагогических
условий для развития профессионального мастерства.
5. Демократизация и гуманизация всех
обучающихся процедур, создания творческой и свободной атмосферы
учения.
6. Особенности контингента учащихся.
7. Профессиональная подготовка и
профессиональный опыт подготовки.
8. Специфика образовательной
инфраструктуры, характерные условия, связанные с наличием тех или
иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и
развития одаренных детей.
В соответствии с этим подготовка
может строиться на следующих принципах:
- принцип единства и дифференциации
общего и специального обучения;
- принцип этапности обучения;
- принцип единства теоретической и
практической подготовки.
Базовый компонент для
профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными
детьми составляют:
- общая профессиональная
педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и
методические знания, умения и навыки;
- основные профессионально значимые
личностные качества педагогов.
Специфический компонент
профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными
детьми образуют:
- психолого-педагогические знания,
умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии
и педагогики одаренности;
- профессионально-личностная позиция
педагогов, позволяющая:
- не столько успешно реализовывать
традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно
активизировать и развивать детскую одаренность;
- не столько управлять процессом
обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу
учиться.
Профессионально значимые личностные
качества педагогов, высокие уровни развития познавательной и
профессиональной внутренней мотивации, высокая и адекватная
самооценка, стремление к личностному росту.
Включаются мероприятия, направленные
на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными
детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами),
владеющими современными методиками и технологиями выявления и
обучения одаренных детей.
Организация курсов, семинаров,
конференций по проблемам работы с одаренными детьми.
Работа с психологическими службами:
создание новых форм работы с одаренными детьми.
4. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация
мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- поднять статус таланта в целом и
престиж человека, обладающего этим талантом;
- разработать основы для развития
одаренности и таланта у детей в современных условиях;
- обеспечить равные возможности в
развитии способностей детям независимо от места проживания и
социального положения;
- расширить сеть образовательных
учреждений для работы с одаренными детьми;
- повысить профессиональное
мастерство учителей, работающих по данному направлению, организовать
подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми;
- укрепить материально-техническую
базу учреждений, работающих с одаренными детьми.
№ п/п |
Наименование мероприятий
|
Сроки проведения |
Финансирование
|
|
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
1.
|
Создать
координационный совет на уровне РУО по руководству
Программой: Н.И. Здюмаев - председатель, Н.Д. Павлова -
заместитель. Члены: Г.В. Дикарева, А.А. Костюшова,
Т.Ю. Савина, Е.Г. Трифонова, Н.Е. Старостина
|
Январь 2006 г.
|
|
|
|
|
|
2.
|
Разработать программу работы с
одаренными детьми на основе анализа
учебно- воспитательного процесса и прогнозирования
потенциальных возможностей каждого
образовательного учреждения
|
Январь 2006 г.
|
|
3.
|
Провести школьные и
районные олимпиады по учебным предметам для
учащихся 5 - 11 классов
|
Ноябрь - январь,
ежегодно
|
15000 руб.
|
15000 |
20000 |
20000 |
20000 |
4.
|
Провести школьные и
районные олимпиады для учащихся начальных классов
|
Март, апрель, ежегодно
|
2000 руб.
|
2000
|
3000
|
3000
|
3000
|
5.
|
Провести
краеведческую районную олимпиаду (5 - 6 видов конкурсов)
|
Апрель, ежегодно
|
2500 руб.
|
2500
|
3000
|
3000
|
3000
|
6.
|
Провести смотр
правовых знаний учащихся (на лучший реферат)
|
Ноябрь, ежегодно
|
3000 руб.
|
3000
|
3500
|
3500
|
3500
|
7.
|
Школьные и районные
конкурсы экологических знаний (рефераты, эконом.
игры, викторины)
|
Февраль, март, ежегодно
|
1000 руб.
|
1000
|
1500
|
1500
|
1500
|
8.
|
Смотры экологических знаний
учащихся
|
Апрель, май, ежегодно
|
1000 руб.
|
1000
|
1500
|
1500
|
1500
|
9.
|
КВН среди учащихся 8 -
11 классов
|
Декабрь, ежегодно
|
10000 руб.
|
10000 |
12000 |
12000 |
12000 |
10. |
Конкурсы детских
талантов: "Юный художник"; "Юный
поэт"; "На лучшего чтеца";
"На лучшего исполнителя песни, танца"
|
Ноябрь, апрель,
ежегодно
|
5000 руб.
|
5000
|
6000
|
6000
|
6000
|
11. |
Районный конкурс "Выпускник
школы" для 11 классов
|
Ежегодно
|
3000 руб.
|
3000
|
4000
|
4000
|
4000
|
12. |
Вручение специальных
премий (призов) учащимся, отличникам учебы
по результатам учебного года
|
Май, ежегодно
|
|
|
|
|
|
13. |
Учреждение премий
главы администрации района выпускникам школ
- медалистам
|
Июнь, ежегодно
|
17000 руб.
|
17000 |
17000 |
17000 |
17000 |
14. |
Направление выпускников
школ из числа лучших учащихся в высшие учебные заведения
по целевым договорам: педагогические вузы - 10
|
Июнь, ежегодно
|
|
|
|
|
|
15. |
Конференция "За
круглым столом" претендентов на медали и
победителей районных олимпиад
|
Май, ежегодно
|
2000 руб.
|
2000
|
3000
|
3000
|
3000
|
16. |
Работа
факультативов, кружков но интересам, творческих на
базах школ
|
В течение учебного года
|
Согласно тарификации по
бюджету
|
17. |
Создание
системы дополнительного образования в районе,
углубленной подготовки учащихся в вузы по двум
направлениям: - естественно-математическое на базе
НГСХА - гуманитарное на базе НИРО
|
2006 - 2010 гг.
|
РУО
|
|
|
|
|
18. |
Участие призеров
районных олимпиад на областных олимпиадах
|
Январь, февраль,
ежегодно
|
2000
|
4000
|
6000
|
6000
|
6000
|
19. |
Провести учет
одаренных детей и вести с ними планируемую работу
|
Ежегодно
|
|
|
|
|
|
20. |
Встреча с выпускниками
|
Ежегодно
|
|
|
|
|
|
21. |
Развитие
системы дополнительных образовательных
услуг (платных и бесплатных) на основе создания
и деятельности центра информационных технологий
|
2007 - 2010 гг.
|
-
|
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
22. |
Открытие профильных классов в
Сеченовской, В.-Талызинской
средних общеобразовательных школах и внедрение учебных
предметов по программам углубленного обучения,
спецкурсов, элективных курсов
|
2007 - 2010 гг.
|
-
|
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО
ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
К ПРОГРАММЕ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
┌───┬─────────────────────┬──────────┬─────────────────────────────────┐
│1. │Работа
кружков по│В течение │ Согласно тарификации
│
│ │интересам на
базе│ всего │ │
│ │дошкольных
│ периода │ │
│ │учреждений:
д/с│ │ │
│ │"Малыш",
│ │
│
│ │оздоровительный
д/с│ │ │
│ │"Сказка",
театральный│ │ │
│ │Алферьевский
д/с,│ │ │
│ │"умелые
ручки" │ │
│
├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│2. │Развитие
│Ежегодно, │ │ │ │
│ │
│ │художественных
│ октябрь │ │ │ │
│ │
│ │способностей
детей│ декабрь, │ │ │ │
│ │
│ │через
участие в│ март │ │ │ │
│ │
│ │концертах,
│ │ │ │ │
│ │
│ │праздниках:
│ │ │ │ │
│ │
│ │"Золотая
осень",│ │ │ │
│ │ │
│ │"Новогодний
│ │ │ │ │
│ │
│ │карнавал",
"Мамин│ │ │ │
│ │ │
│ │день"
│ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│3. │Проведение
конкурсов:│ Ноябрь, │600 │ 600│ 1000│
1000│ 1000│
│ │- на лучшую
поделку│ январь, │руб. │ │ │
│ │
│ │из
природного│ ежегодно │ │ │ │
│ │
│ │материала
│ │ │ │ │
│ │
│ │-
театрализованных│ │ 1500│ 1500│
2000│ 2000│ 2000│
│ │представлений
│ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│4. │Математические
│ Апрель, │ │ │ │
│ │
│ │турниры
(старшая,│ ежегодно │ │ │ │
│ │
│ │подготовительная)
│ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│5. │Шашечный
турнир │ Февраль, │2000 │ 2000│ 2000│
2000│ 2000│
│ │ │ ежегодно
│руб. │ │ │ │ │
├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│6. │Районный
смотр-│ Апрель - │4000 │ 4000│ 5000│
5000│ 5000│
│ │конкурс
│ май, │руб. │ │ │
│ │
│ │художественной
│ ежегодно │ │ │ │
│ │
│ │самодеятельности
│ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────┼──────────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │ │ Итого
│71600│123600│140500│140500│140500│
└───┴─────────────────────┴──────────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┘
-
|