Программы │
│
└────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────┘
ВВЕДЕНИЕ
Постановлением
администрации Краснобаковского района от 23.04.2003 № 15 была
утверждена Программа развития образования Краснобаковского района на
2003 - 2005 годы, главной целью которой было формирование в рамках
единого образовательного пространства РФ устойчивой, динамично
развивающейся системы, способной обеспечить удовлетворение
потребностей личности в образовании. Среди задач, обозначенных в
Программе развития образования Краснобаковского района до 2005 года,
обеспечение модернизации содержания образования, комплексных
изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе,
формах и методах управления образованием, системе подготовки и
повышения квалификации педагогических и руководящих кадров,
стабилизации бюджетного финансирования.
Главные результаты Программы развития
образования района до 2005 года:
- стабилизация системы образования;
- обеспечение ее ресурсной базы;
- создание и апробация устойчивого
развития образовательных систем;
- разработка и внедрение
образовательных программ;
- внедрение в массовую практику
современных педагогических технологий обучения и воспитания,
обеспечивающих непрерывность, преемственность обучения,
личностно-ориентированный характер образования.
Ход выполнения Программы развития
образования заслушивался на заседаниях совета руководителей,
совещаниях директоров, обсуждался на педагогической конференции
учителей района.
На основе Программы развития
образования Краснобаковского района до 2005 года были разработаны и
реализуются программы по отдельным актуальным проблемам:
- Программа патриотического
воспитания граждан Краснобаковского района на 2003 - 2005 годы,
утвержденная постановлением администрации района от 03.03.2003 № 7;
- Комплексная программа по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
территории Краснобаковского района на 2004 - 2006 годы, утвержденная
постановлением администрации от 11 октября 2004 года № 1193;
- программа "Молодежь
Краснобаковского района на 2004 - 2006 годы", утвержденная
постановлением администрации Краснобаковского района от 10 ноября
2004 года № 1293;
- программа "Развитие физической
культуры и спорта в Краснобаковском районе" на 2003 - 2005 годы,
утвержденная главой администрации от 06.10.2003;
- программа "Одаренные дети"
на 2005 - 2009 годы (распоряжение администрации Краснобаковского
района от 23.03.2005 № 190-р);
- межведомственная комплексная
программа "Здоровье и образование", утвержденная
постановлением Земского собрания от 22.08.2005 № 41;
- программа "Молодой семье -
доступное жилье" на 2005 - 2006 годы, утвержденная
постановлением Земского собрания от 05.03.2005 № 8 и другие.
Федеральным законом от 22 августа
2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" были внесены многочисленные изменения в Закон
Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об
образовании". Системе образования района предстоит решать новые
задачи:
- разработка и принятие
нормативно-правовых актов, которые бы позволили сохранить
гарантированные Конституцией Российской Федерации общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в Краснобаковском районе;
- осуществление мероприятий, которые
направлены на повышение качества образования и дальнейшее развитие
системы образования Краснобаковского района.
В связи с этим требуется определить
новые цели и задачи развития районной системы образования.
I. АНАЛИЗ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
В КРАСНОБАКОВСКОМ РАЙОНЕ
Краснобаковский
район расположен в северо-восточной части Нижегородской области,
граничит с Уренским, Тонкинским, Воскресенским, Семеновским и
Варнавинским районами Нижегородской области.
Площадь района - 176,6 тыс. га,
лесами занято - 128,4 тыс. га - 72,7% всей территории района,
сельскохозяйственными угодьями - 24,3 тыс. га, в т.ч. пашней - 19,3
тыс. га.
На территории района 93 населенных
пункта: 11 муниципальных образований, из них: 2 рабочих поселка и 9
сельских поселений.
Центром района является пгт Красные
Баки.
Доходная часть бюджета на 01.01.2006
исполнена в сумме 155 млн 756 тыс. рублей. Доля собственных доходов
составила 29,6%.
Расходная часть бюджета исполнена на
97,8%. Наибольший объем - 42,9% средств - израсходован на образование
и составляет 67 млн 566 тыс. рублей. 12,6% - расходы на
общегосударственные вопросы, 11,9%, или 18 млн 708 тыс. рублей, -
ЖКХ, 9,4%, или 14 млн 768 тыс. рублей, - здравоохранение и спорт.
Промышленность района представляют 9
предприятий, 3 из которых относятся к лесной и деревообрабатывающей
промышленности, 2 - к пищевой, 2 - к легкой, по одному предприятию к
химической и полиграфической отраслям. Численность занятых в
промышленности - 1533 человека.
Наибольший удельный вес
промышленности района занимает деревообработка - 38%, легкой
промышленности принадлежит 12%, химическому производству - 24%,
пищевой - 21%, полиграфической - 0,4%.
Дальнейшее развитие получает малый и
средний бизнес. В районе зарегистрированы 424 малые
предпринимательские структуры, работающие в основном в сферах
заготовки, переработки и реализации лесопродукции, торговли и
общественного питания, в которых трудятся 1800 человек.
В сельском хозяйстве района 4
общества, 3 - СПК, 2 - ЗАО, 43 - фермерских хозяйства. Продолжает
уменьшаться количество работающих на селе. Тяжелым остается
финансовое состояние сельхозпредприятий, кредиторская задолженность
которых составляет около 20 млн рублей, долги по займам - 13 млн
рублей.
Розничную торговлю в районе
представляют 153 предприятия различных форм собственности. Среди 10
северных районов области наш район занимает 5-е место по объему
товарооборота на душу населения и 3-е место по общему объему
товарооборота.
Протяженность дорог в районе
составляет 415 км. Расстояние до областного центра - 150 км.
В районе продолжается газификация.
Построены 2-я и 3-я очереди газопровода общей протяженностью 3859 м,
общей стоимостью 4,6 млн рублей. Начато строительство газопровода 4-й
очереди по ул. Нижегородской р.п. Красные Баки. Идет строительство
газовой котельной в микрорайоне больницы, где освоено 9 млн рублей.
По линии АПК на строительство газопровода в с. Чащиха освоено 850
тыс. рублей, 468 семей в районе пользуются газовым топливом.
На 01.01.2005 в районе проживало
25151 человек, на 01.01.2006 - 24660 человек, из них в сельской
местности - 11654 человека, в городской - 13006 человек. Численность
трудоспособного населения составляет 11,8 тыс. человек.
В последнее десятилетие в районе
наблюдается проблема ослабления института семьи. В 2004 году в районе
103 оформили документы о разводе, в 2005 году - 116. Растет число
детей-сирот, беспризорных детей, проявляется социальная дезадаптация
детей, растет число подростков, совершающих правонарушения и
преступления.
Так, в 2003 году совершено
преступлений несовершеннолетними - 5, в 2004 году - 22, в 2005 году -
36.
Одной из острых проблем является
неполное использование трудовых ресурсов, безработица. На 01.01.2006
уровень безработицы по району составил 2,3%. В связи с распадом ряда
предприятий в Красных Баках, на Ветлужской, сельского хозяйства
происходит миграция молодежи из района в г. Н.Новгород и другие
города. В результате этого происходит сокращение детского населения,
последствием которого стало закрытие 2 начальных школ (Арефинской и
Чибирской), 1 основной (Ильинской) и 5 детских садов ("Ромашка",
"Полянка", "Ручеек", "Гнездышко", в п.
Чибирь).
В настоящее время процесс сокращения
численности детей в дошкольных учреждениях, учащихся в
общеобразовательных школах продолжается.
Так, в 1996 году детские сады района
посещали 1049 детей, а 2006 году - 755. В 1996 году в школах района
обучались 3557 учащихся, а в 2006 году - 2319, причем по начальной
школе уменьшение произошло на 51,2%, по основной - на 33,4% при
относительной стабильности учащихся 10 - 11-х классов.
Необходимость решения проблем
общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, вызвана кардинальными изменениями с 1 января
2005 года законодательства об образовании в связи с принятием
Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", которым изменено разграничение полномочий в сфере
образования между органами государственной власти и органами местного
самоуправления.
Таким образом, трансформация
законодательства в области образования, изменения в структуре
контингента обучающихся и проблемы материальной базы диктуют
необходимость совершенствования структуры образовательного комплекса
Краснобаковского района.
Краткая
характеристика системы образования
Краснобаковского района
По состоянию на 1
января 2006 года в сети образовательных учреждений Краснобаковского
района функционировало 38 учреждений образования.
Из них:
- 8 средних школ;
- 3 основные школы;
- 1 начальная школа;
- 2 начальные школы - детских сада;
- 1 специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, с отклонениями в развитии;
- 1 детский дом;
- 1 вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа;
- 16 детских садов;
- 3 учреждения дополнительного
образования;
- 1 ГОУ НПО "ПУ-37";
- ГОУ среднего профессионального
образования "Краснобаковский лесхоз-техникум".
В школах района обучается 2319
человек, воспитывается в детских садах 755 детей.
За последние годы в результате
рыночных преобразований в России изменилась структура образовательных
учреждений: все ведомственные ДОУ и учреждения дополнительного
образования были переданы в муниципальную сеть.
За последние 10 лет в связи с
уменьшением количества детей в школах района и детских садах были
закрыты 2 начальные школы, 1 основная школа и 5 детских садов.
Начальное профессиональное
образование реализуется в районе в ГОУ НПО "ПУ № 37", в
котором обучается 281 человек, функционирует 11 учебных групп. В
профессиональном училище обучаются в основном выпускники школ нашего
района, которые получают следующие специальности:
- электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования;
- продавец, контролер-кассир;
- сварщик, водитель;
- повар-продавец;
- монтажник радиоэлектронной
аппаратуры и приборов;
- повар-кондитер.
Среднее профессиональное образование
представлено в районе ГОУ "Краснобаковский лесхоз-техникум",
в котором обучается по очной форме 370 человек, по заочной - 135
человек. Учредителем является Министерство природных ресурсов
Российской Федерации. Данное учреждение ведет образовательную
деятельность по специальностям "лесное и лесопарковое
хозяйство", "экономика и бухгалтерский учет".
Состояние и основные
проблемы системы образования
Краснобаковского района
Система образования
Краснобаковского района, представленная многопрофильными и
разноуровневыми учебными заведениями, квалифицированными
педагогическими и управленческими работниками, в целом удовлетворяет
потребности детей и молодежи, родителей, общества в общем и
профессиональном образовании, гарантированном Конституцией Российской
Федерации.
В районе сохраняется сеть
образовательных учреждений, которая представлена общеобразовательными
школами (начальными, основными, средними), дошкольными учреждениями,
учреждениями дополнительного образования, учреждениями для
детей-сирот, специализированным учебным заведением для детей с
отклонениями в развитии, техническим училищем и средним специальным
учебным заведением.
Среди достижений последних лет
следует отметить участие образовательных учреждений района в ряде
федеральных и областных программ, а также в реализации районных
программ. Это:
1. Программа развития образования
Краснобаковского района на 2003 - 2005 годов.
2. Программа патриотического
воспитания граждан Краснобаковского района на 2003 - 2005 годы.
3. Программа "Педагогические
кадры 2002 - 2005 годы".
4. Комплексная программа по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
территории Краснобаковского района на 2004 - 2006 годы.
5. Программа "Молодежь
Краснобаковского района на 2004 - 2006 годы".
6. Программа "Развитие
физической культуры и спорта в Краснобаковском районе" на 2003 -
2005 годы.
7. Программа "Одаренные дети"
на 2005 - 2009 годы.
8. Межведомственная комплексная
программа "Здоровье и образование".
9. Программа "Молодой семье -
доступное жилье" на 2005 - 2006 годы.
10. "Пожарная безопасность
образовательных учреждений".
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду районная
целевая межведомственная программа "Дети-сироты" на 2006 -
2010 годы, утвержденная решением Земского собрания Краснобаковского
района от 29.05.2006 № 30.
-
11. Программа
"Дети-сироты".
12. "Организация отдыха,
оздоровления, занятости детей и молодежи".
13. Программа "Компьютеризация
сельских школ".
14. Программа "Сельский автобус"
и др.
Постепенно улучшается
материально-техническая база.
Для образовательных учреждений района
приобретено 68 компьютеров, 22 принтера, 8 сканеров, 3 мультимедийных
проектора за счет средств федерального, областного и местного
бюджетов.
За 2 последних года приобретено 3
автобуса для перевозки школьников, получено спортивного оборудования
и инвентаря на сумму более 500 тыс. рублей.
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду областная
целевая программа "Пожарная безопасность образовательных
учреждений Нижегородской области" на 2005 - 2010 годы,
утвержденная Законом Нижегородской области от 07.06.2005 № 70-З.
-
В рамках областной
целевой программы "Пожарная безопасность образовательных
учреждений" выполнены работы по капитальному ремонту системы
электрообеспечения в специальной (коррекционной) школе-интернате для
детей-сирот, в 16 образовательных учреждениях произведен монтаж новых
систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о
пожаре на общую сумму 1137,8 тыс. рублей.
Кроме того, за счет средств
федерального бюджета произведена поставка комплектов противопожарного
оборудования в Кирилловскую среднюю школу и среднюю школу № 1 р.п.
Красные Баки.
В 7 учреждениях установлены тревожные
кнопки для безопасности жизни детей.
Начато приобретение новой мебели,
только в 2005 году было приобретено ____ комплектов школьной мебели
на общую сумму более 150 тыс. рублей.
Ежегодно в рамках программы
"Одаренные дети" проводятся районные олимпиады школьников
по 19 предметам, в которых принимают участие более 400 школьников. По
результатам выступлений учащихся составлен рейтинг лучших школ
района. Лидерами стали: Ветлужская средняя школа, средние школы № 1 и
№ 2 р.п. Красные Баки.
В то же время в системе образования
остаются нерешенные проблемы:
1. Несмотря на снижение контингента
учащихся вследствие демографического спада, число учащихся,
занимающихся во 2-ю смену, составляет 14,5% от общего числа
школьников, в то же время по области показатель равен 13,4%. Наличие
сменности работы школ увеличивает нагрузки в работе учителей.
2. Не решена проблема
материально-технической базы образования. В некоторых ОК района
необходимы замена теплотрасс, водопровода, канализации, замена
кровли, ветхой электропроводки, улучшение освещения.
3. Во многих школах необходимо
приобретение школьной мебели, учебно-наглядных пособий, оборудования
для мастерских и т.д.
Кадры в образовании
В Краснобаковском
районе создана стабильно действующая система подготовки, повышения
квалификации и переподготовки педагогических кадров.
На 1 января 2006 года образовательные
учреждения района полностью обеспечены педагогическими работниками.
Основная масса специалистов обладает высокой квалификацией и
достаточным уровнем профессионального образования. Сложилась и
эффективно действует система аттестации педагогических кадров.
Разработана и действует районная
целевая программа "Педагогические кадры".
Состав педагогических
кадров района на 01.01.2006
|
Образование
|
Категории
|
|
высшее |
н/высшее |
среднее специальное |
высшая |
I
|
II |
Не имеет категории |
Всего педработников в школах
|
195
|
2
|
40
|
26
|
128 |
42 |
41
|
Всего педработников в ДОУ
|
19
|
1
|
65
|
5
|
37 |
31 |
32
|
Всего педработников в
учреждениях дополнительного образования
|
5
|
-
|
12
|
-
|
19 |
7 |
5
|
Педработников
в учреждениях для детей-сирот
|
30
|
-
|
17
|
4
|
13 |
15 |
18
|
ИТОГО
|
249
|
3
|
134
|
35
|
197 |
95 |
96
|
В целях закрепления
педагогических кадров в системе образования продолжает работать
целевая контрактная подготовка специалистов. На 01.01.2006 в вузах г.
Н.Новгорода обучаются 39 человек по целевым договорам от района.
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду областная
целевая программа "Социально-экономическая поддержка молодых
специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения
Нижегородской области" на 2006 - 2020 годы, утвержденная Законом
Нижегородской области от 03.05.2006 № 38-З.
-
Новым проектом,
способствующим решению кадровых проблем, а значит и качественному
улучшению содержания образования, стала областная целевая программа
"Социально-экономическая поддержка молодых специалистов,
работающих в учреждениях образования и здравоохранения Нижегородской
области", в которой принял участие и наш район. 3 выпускника
Нижегородского государственного педагогического университета,
обучающиеся по целевому договору, прибывают к нам в район и будут
работать на новых условиях. Им будет приобретено жилье, транспортное
средство и предоставлена повышенная заработная плата.
Для эффективного решения вопросов
модернизации образования, в том числе реструктуризации сельских школ,
перехода на профильное обучение необходимо решить следующие кадровые
проблемы:
1. Снижение престижа профессии как
следствие недостаточной социальной защищенности педагогических
работников из-за низкого уровня обеспеченности заработной платой,
жильем, условиями отдыха и лечения.
2. Низкий уровень оплаты труда влечет
уход из образовательных учреждений педагогов-мужчин.
3. Недостаточный уровень подготовки
педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы, где
требуется совмещение преподавания ряда предметов.
4. Недостаточный уровень
профессиональной компетенции администраторов образования, способных
работать в современных социально-экономических условиях.
Финансирование
образования
С каждым годом в
районе увеличиваются расходы на образование в местном бюджете:
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006 (план)
|
Всего расходов (тыс. руб.)
|
95204,0 |
104270,0 |
118813,0 |
157202,0 |
159285,0 |
Расходы на образование
(тыс. руб.)
|
44410,0 |
49827,0 |
54918,0 |
67566,0 |
80237,0 |
Доля расходов на
образование по району (%)
|
46,6 |
47,7 |
48,6 |
43,0 |
50,4 |
Доля расходов на
образование по области (%)
|
22,6 |
21,7 |
24,1 |
24,2 |
24,5 |
Увеличились расходы
на 1 ученика по школам района с 7587 рублей в 2002 году до 12,59 тыс.
рублей в 2005 году. Нет кредиторской задолженности образовательных
учреждений по всем статьям расходов.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ. ОБЩИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
КРАСНОБАКОВСКОГО РАЙОНА ДО 2010 ГОДА
1. Цель Программы
Развитие районной
системы образования, ориентированной на инновационное развитие
Краснобаковского района, обеспечение общедоступного и бесплатного
дошкольного, основного общего образования, гарантированного
Конституцией Российской Федерации, развитие кадрового потенциала
района.
2. Задачи Программы
Создание условий для
модернизации содержания образования и комплексных изменений в
образовательных технологиях, учебно-материальной базе, для адекватных
перемен в системе подготовки и повышения квалификации педагогических
и руководящих кадров, для обеспечения инновационного развития
Краснобаковского района.
3. Общие направления
развития образовательного комплекса
Краснобаковского района
Общими направлениями
развития образовательного комплекса Краснобаковского района являются:
1) введение профильного образования,
освоение образовательных программ и стандартов, направленных на
сокращение резких разрывов в возможности получения качественного
образования детьми из разных социальных групп и слоев населения;
2) создание условий для развития
механизма социального партнерства с целью реализации основных
направлений развития образовательного комплекса, привлечения
инвестиций в образовательную среду;
3) развитие систем и средств
образования, обеспечивающих повышение доступности и качества
образования в сельских школах района, оснащение современной
вычислительной техникой и имеющих высокоскоростные линии связи с
информационно-телекоммуникационной сетью общего пользования Интернет;
4) дальнейшая информатизация системы
образования, подключение школ к информационно-телекоммуникационной
сети общего пользования Интернет, повышение уровня профессиональной
подготовки работников образования в области информационных
технологий, развитие современных методов обучения на базе
информационно-компьютерных технологий;
5) создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности образовательных учреждений (в
том числе пожарной безопасности), обеспечение проведения мероприятий
антитеррористического характера;
6) развитие специального образования,
защита прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья
и других категорий детей, нуждающихся в социально-правовой поддержке;
7) развитие организационно-правовых и
экономических механизмов, обеспечивающих финансово-хозяйственную
самостоятельность образовательных учреждений и эффективное
использование бюджетных и внебюджетных средств;
8) сохранение единого
образовательного пространства на основе преемственности содержания
основного и дополнительного образования детей, в том числе в рамках
профильного обучения;
9) обеспечение государственных
гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися
дополнительного образования, повышение эффективности и качества
дополнительного образования детей;
10) всесторонняя поддержка
талантливой молодежи, в том числе реализация программ работы с
творчески одаренными детьми.
4. Приоритетные
направления развития образовательного
комплекса Краснобаковского района
4.1. Дошкольное
образование
В целях сохранения
системы дошкольного образования и повышения его качества, создания
условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, своевременное и
полноценное физическое, общее психическое, личностное развитие детей,
служащее фундаментом для дальнейшего развития и приобретения любых
специальных знаний, умений и навыков, необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
1) сохранение доступности услуг ДОУ и
обеспечение взаимодействия ДОУ с социально значимыми институтами
детства в целях стабильного функционирования системы дошкольного
образования;
2) совершенствование структуры
дошкольного образования Краснобаковского района в соответствии с
потребностями населения с учетом решения проблем преемственности
между дошкольным и школьным образованием;
3) совершенствование системы
управления дошкольным образованием с учетом специфики образовательных
учреждений и развития альтернативных форм дошкольного образования;
4) обновление содержания дошкольного
образования за счет введения программно-методических комплексов
нового поколения и совершенствование механизма контроля за его
качеством;
5) создание и апробация на районном и
муниципальном уровнях механизмов поддержки социально незащищенных
семей для предоставления возможности получения дошкольного
образования детьми из социально незащищенных групп населения;
6) оказание действенной помощи семье
в воспитании детей, не посещающих детские сады, и максимальное
привлечение в дошкольные учреждения детей из малообеспеченных и
неблагополучных семей, а также с проблемами здоровья.
4.2. Общее среднее
образование
В целях реализации
направлений модернизации системы общего среднего образования,
обеспечивающей повышение качества образования, и создания условий для
развития личности и социальной адаптации подрастающего поколения
необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:
1) повышение качества, доступности и
эффективности общего среднего образования в Нижегородской области на
условиях социального партнерства государства, общества и бизнеса;
2) полное осуществление
обязательности основного общего образования детей;
3) разработка структуры общего
образования, разработка и внедрение нового базисного учебного плана;
4) переход системы образования на
профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения
индивидуальных образовательных запросов учащихся;
5) создание оптимальных условий для
развития и реализации потенциальных возможностей и способностей
одаренных детей;
6) внедрение новых образовательных
стандартов и программ общего образования;
7) осуществление преемственности
между дошкольным и начальным образованием, начальной и основной
школой;
8) апробация различных моделей
организации общего образования в Нижегородской области;
9) совершенствование содержания
начального образования путем внедрения развивающих технологий
начального образования и технологий гражданского образования в
начальной школе;
10) внедрение здоровьесберегающих
технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;
11) обеспечение дифференциации и
индивидуализации обучения учащихся в начальной школе;
12) совершенствование механизмов
распространения и внедрения в образовательную практику позитивного
опыта образовательной деятельности;
13) разработка и реализация комплекса
мер, обеспечивающих поддержку и финансирование малокомплектных
сельских школ, специализированных образовательных учреждений;
14) совершенствование программ и
условий социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
15) взаимодействие структур массового
и специального образования в реализации подходов к обучению детей с
нарушениями в развитии, обеспечение интегрированного образования для
всех категорий детей;
16) формирование отношения общества к
детям-инвалидам, детям-сиротам и детям с нарушениями в развитии,
соответствующего Конвенции о правах ребенка, принятой ООН 20 ноября
1989 года;
17) разработка и апробация новых
положений о структуре образовательных комплексов сельской местности,
обеспечивающих интеграцию среднего общего образования и начального
профессионального образования с целью более продуктивной социальной
адаптации и закрепления молодежи на селе;
18) развитие современных форм
ученического самоуправления как особой формы инициативной,
инновационной, самостоятельной деятельности учащихся, развития
социальной активности.
4.3. Воспитание,
дополнительное образование детей
и государственная молодежная политика
В целях создания
условий для достижения высокого уровня межведомственного
взаимодействия в воспитании, социализации детей и молодежи, для
развития воспитательного потенциала в Краснобаковском районе,
совершенствования целостной системы дополнительного образования, форм
и методов воспитания, адекватных функциям учреждений дополнительного
образования различного типа, совершенствования системы работы с
молодежью необходимо осуществлять деятельность по следующим
направлениям:
1) формирование единого
воспитательного пространства в Краснобаковском районе;
2) содействие семейному воспитанию,
расширение просветительской деятельности по распространению
педагогических знаний среди родителей и общественности;
3) формирование культуры здоровья,
потребности в занятиях физической культурой и спортом, умения
вырабатывать индивидуальную программу охраны здоровья;
4) осуществление психологического
сопровождения ребенка в процессе воспитания;
5) обеспечение эффективности
профилактики асоциального поведения детей и молодежи, в том числе за
счет организации их максимальной занятости в системе дополнительного
образования и внеурочной деятельности, более активное использование
проведения профильных лагерей (смен);
6) формирование условий для
гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического
воспитания детей и молодежи, подготовки молодежи к участию в
общественно-политической жизни страны, к государственной деятельности
на основе воспитания гражданственности и патриотизма;
7) содействие в правовой защите и
социальной поддержке молодежи;
8) стимулирование деловой активности
молодежи, развитие молодежного предпринимательства; повышение
престижа рабочих профессий и конкурентоспособности молодого человека
на рынке труда в условиях рыночной экономики;
9) интеллектуальное и физическое
развитие молодежи, развитие художественного и технического
творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма;
10) развитие современных форм
ученического и студенческого самоуправления как особой формы
инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной
деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов
жизнедеятельности молодежи, развитие ее социальной активности,
поддержка общественно значимых инициатив молодежи;
11) обновление
программно-методического содержания учреждений дополнительного
образования детей; создание проектов совместной деятельности
учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ в
рамках воспитательной и образовательной деятельности;
12) пропаганда здорового образа
жизни, семейных ценностей, укрепление института молодой семьи;
13) поддержка и развитие
информационно-аналитических и просветительских передач на
региональном телевидении и в иных средствах массовой информации.
4.4. Система
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров
В целях формирования
современной системы непрерывного профессионального образования
специалистов системы образования, позволяющей обеспечить в
Нижегородской области большую восприимчивость образования к внешним
запросам рынка труда и совершенствование качества областной системы
образования, повышения кадрового потенциала системы образования,
обеспечивающего высокое качество образования и внедрение новых
образовательных технологий, необходимо осуществлять деятельность по
следующим направлениям:
1) формирование областной системы
непрерывного образования, обеспечивающей возможности гибкого перехода
между различными образовательными программами, использование
возможностей дистанционных форм обучения;
2) создание гибкой системы
формирования заказа на повышение квалификации и профессиональную
переподготовку, основанной на требованиях социально-экономического
развития образовательного комплекса Нижегородской области;
3) концентрация переподготовки
высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и
среднего профессионального образования, институтах дополнительного
профессионального образования;
4) разработка и экспериментальная
апробация моделей всестороннего реформирования системы подготовки и
повышения квалификации специалистов системы образования, а также
нового управленческого персонала;
5) обеспечение доступа к непрерывному
профессиональному образованию педагогических кадров.
4.5. Информатизация
образования
В целях дальнейшей
информатизации системы образования и повышения уровня
профессиональной подготовки работников образования и обучающихся в
области информационных технологий необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
1) проведение мониторинга состояния
информационной образовательной среды Краснобаковского района;
2) создание условий для наращивания
информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста
числа образовательных учреждений, имеющих выход в
информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет;
3) развитие современных методов
обучения посредством разработки и приобретения программного
обеспечения для более эффективного использования информационных
компьютерных технологий в учебном процессе;
4) создание информационной
компьютерной сети, объединяющей органы управления образованием,
методические службы и образовательные учреждения на областном и
муниципальном уровнях;
5) апробация, создание и внедрение в
учебный процесс современных электронных материалов и их интеграция с
традиционными учебными пособиями;
6) разработка методик и рекомендаций
по использованию комплексов на базе специализированного программного
обеспечения для решения задач совершенствования образовательного
процесса и управления образовательными учреждениями.
4.6.
Совершенствование экономического механизма
системы образования
В целях увеличения
объемов финансирования системы образования за счет средств областного
бюджета и внебюджетных источников с сохранением бюджетного
финансирования в качестве гарантии общедоступного и бесплатного
дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации
необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:
1) развитие экономического механизма,
обеспечивающего общедоступность и бесплатность соответствующих
уровней образования в соответствии с Конституцией Российской
Федерации;
2) разработка механизма сочетания
сметного и нормативного финансирования образовательных учреждений и
образовательных программ;
3) разработка и внедрение методик
нормативного финансирования образовательных учреждений в зависимости
от их типов и видов;
4) обеспечение
финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений,
в том числе в условиях казначейского исполнения бюджета;
5) расширение самостоятельности и
ответственности руководителей образовательных учреждений при
использовании бюджетных средств;
6) расширение сферы применения
программно-целевых методов бюджетного планирования.
4.7. Ресурсное
обеспечение системы образования
В целях ресурсного
обеспечения условий для ориентации системы образования Нижегородской
области на инновационное развитие Нижегородской области необходимо
осуществлять деятельность по следующим направлениям:
1) увеличение доли денежных средств,
направляемой на образование;
2) обеспечение безопасности
образовательных учреждений Краснобаковского района;
3) укрепление и развитие
материально-технической базы образовательных учреждений
Краснобаковского района;
4) внедрение энергосберегающих
технологий в деятельность образовательных учреждений Краснобаковского
района;
5) создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности (в том числе пожарной)
образовательных учреждений Краснобаковского района, обеспечивать
проведение мероприятий антитеррористического характера.
4.8. Управление и
нормативная правовая база
В целях
совершенствования структуры управления образованием и создания
нормативной правовой базы, обеспечивающей общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования, гарантированные Конституцией
Российской Федерации, необходимо осуществлять деятельность по
следующим направлениям:
1) разработка механизмов управления
системой образования;
2) создание условий для развития
механизма социального партнерства по реализации основных направлений
развития образовательного комплекса, привлечения инвестиций в
образовательную среду;
3) распространение механизма и форм
публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней
образования, развитие независимых форм контроля (аудита) их
деятельности;
4) повышение эффективности
деятельности аттестационных и методических служб и совершенствование
механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений района;
5) разработка критериев оценки
деятельности получателей бюджетных средств с четким перечнем
индикаторов результативности.
III. СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы
предполагает 2 этапа.
1. Первый этап (2006 - 2008 годы).
На этапе осуществляются:
1) принятие комплекса нормативных
правовых актов, направленных на развитие сети муниципальных
образовательных учреждений и обеспечение общедоступности и
бесплатности дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования, гарантированных Конституцией
Российской Федерации;
2) развитие ресурсного потенциала
образовательного комплекса Краснобаковского района.
2. Второй этап (2009 - 2010 годы).
На этапе осуществляются:
1) реализация всего комплекса
программных мероприятий по развитию районной системы образования;
2) анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
На период 2006 -
2008 годов основным результатом реализации Программы должно стать
развитие муниципальных образовательных учреждений на основе созданной
системы распределения полномочий и ответственности органами местного
самоуправления и образовательными учреждениями.
На период 2009 - 2010 годов основным
результатом реализации Программы должно стать построение системы
образования, ориентированной на инновационное развитие
Краснобаковского района.
1. Общие результаты
(качественные критерии) развития
системы образования
Ожидаемыми
результатами реализации Программы должны стать:
1) осуществление программы
модернизации содержания образования;
2) внедрение образовательных
программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники,
а также культурных традиций Краснобаковского района;
3) расширение участия общественности
в управлении образовательными учреждениями Краснобаковского района;
4) сохранение и развитие сети
образовательных учреждений Краснобаковского района;
5) укрепление материально-технической
базы образовательных учреждений Краснобаковского района;
6) введение нормативного
финансирования образовательных учреждений Краснобаковского района.
2. Основные
результаты реализации приоритетных направлений
2.1. Дошкольное
образование
Основными
направлениями развития дошкольного образования должны стать:
1) сохранение сети дошкольных
образовательных учреждений;
2) обеспечение разнообразия
альтернативных форм организации дошкольного образования, адекватности
типов, видов дошкольных образовательных учреждений, форм организации
дошкольного образования социально-экономическим условиям местности и
запросам населения;
3) увеличение охвата детей дошкольным
образованием;
4) создание и внедрение региональных
учебных планов, программ, учебно-методических пособий по дошкольному
образованию;
5) обеспечение соответствия качества
дошкольного образования государственному;
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слова "обесценение"
имеется в виду слово "обеспечение".
-
6) обесценение
преемственности в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного и
младшего школьного возраста, в том числе путем успешного
функционирования групп предшкольного образования в дошкольных
образовательных учреждениях.
2.2. Общее
образование
Основными
направлениями развития общего образования должны стать:
1) обеспечение общедоступности и
бесплатности общего среднего образования;
2) обеспечение обязательности
основного общего образования детей;
3) повышение качества общего среднего
образования, увеличение доли детей, обучающихся в общеобразовательных
учреждениях повышенного уровня, в профильных классах;
4) разработка и внедрение нового
базисного учебного плана, обновление структуры регионального
компонента общего среднего образования;
5) осуществление перехода на
профильное обучение;
6) создание условий воспитания и
социализации воспитанников в учреждениях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
2.4. Система
подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
педагогических кадров
Основными
направлениями развития системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических работников должны стать:
1) создание областной системы
непрерывного образования, обеспечивающей возможность гибкого перехода
между различными образовательными программами;
2) разработка и внедрение областной
программы дистанционного повышения квалификации педагогических
работников;
3) сохранение и развитие системы
повышения квалификации управленческих кадров.
V. УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Для осуществления
мер, предусмотренных Программой, при управлении образованием
Краснобаковского района создается координационный совет по реализации
Программы, в ведении которого находятся следующие вопросы:
1) координация разработки районной
нормативной правовой базы развития образования;
2) поддержка разработки и издания
материалов научно-методического сопровождения Программы;
3) планирование и контроль за
исполнением основных мероприятий Программы;
4) подготовка предложений по
реализации Программы до 2010 года с учетом изменения
социально-экономической ситуации в Краснобаковском районе.
При координационном совете по
реализации основных направлений Программы создаются рабочие группы из
специалистов управления образованием, научной и педагогической
общественности.
Ход реализации Программы
заслушивается на заседании совета руководителей, конференциях
учителей, совещаниях директоров.
При формировании ежегодных планов
работы управления образованием определяются совместные действия с
заинтересованными учреждениями.
-
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
┌───┬─────────────────────────┬──────┬─────────────┬─────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│ № │
Мероприятия │Срок │Ответственные│Предполагаемые
объемы финансирования из районного│ Ожидаемый результат │
│п/п│
│выпол-│ │
бюджета (тыс. руб.) │ │
│ │ │нения
│
├───────┬────────────┬───────┬───────┬────────────┤
│
│ │ │ │
│ 2006 │
2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │
│
├───┴─────────────────────────┴──────┴─────────────┴───────┴────────────┴───────┴───────┴────────────┴────────────────────────┤
│ 1.
Дошкольное образование
│
├───┬─────────────────────────┬──────┬─────────────┬───────┬────────────┬───────┬───────┬────────────┬────────────────────────┤
│1. │Разнообразить
формы и│2006 -│ Управление │ 20,0 │
30,0 │ 30,0 │ 50,0 │ 50,0 │Увеличение
охвата│
│ │улучшать
качество│ 2007 │образованием,│ │
│ │ │ │дошкольным
образованием│
│ │предоставляемых
детскими│ │ ДОУ │ │
│ │ │ │в
Краснобаковском районе│
│ │садами
образовательных│ │ │ │
│ │ │ │до
85%. │
│ │услуг, а
также их│ │ │ │
│ │ │ │Снижение
пропусков по│
│ │реальной
востребованности│ │ │ │
│ │ │ │болезни
на одного│
│ │и доступности