АДМИНИСТРАЦИЯ
БОЛЬШЕБОЛДИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2006 г. № 44
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ЗВЕНЬЯХ БОЛЬШЕБОЛДИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года N
17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и
постановлением Правительства Нижегородской области № 111 от 7 апреля
2006 г. "Об утверждении Положения о территориальной подсистеме
Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и
ликвидации ЧС" администрация района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
звеньях Большеболдинского муниципального района территориальной
подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - СЧС).
Глава администрации
района
В.К.КУЗНЕЦОВ
Утверждено
постановлением
администрации Большеболдинского
района
от 30.05.2006 № 44
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗВЕНЬЯХ БОЛЬШЕБОЛДИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ ЧС
1. Настоящее
Положение определяет порядок функционирования, принципы построения,
состав сил и средств территориальной подсистемы Большеболдинского
района единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - СЧС).
Положение разработано на основании
Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", постановления Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года N
17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и
постановления Правительства Нижегородской области № 111 от 7 апреля
2006 г. "Об утверждении Положения о территориальной подсистеме
Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и
ликвидации ЧС".
2. СЧС состоит из звеньев,
соответствующих административно-территориальному делению
Большеболдинского района, и осуществляет свою деятельность на двух
уровнях: муниципальном и объектовом.
Муниципальные звенья СЧС создаются в
муниципальных образованиях Большеболдинского района для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация), обеспечения
противопожарной безопасности и безопасности на водных объектах в
пределах их территорий.
Объектовые звенья СЧС создаются на
территории Большеболдинского района в организациях, независимо от их
организационно-правовой формы, для решения задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты работников этих организаций
и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций.
3. Основными задачами СЧС являются:
- проведение на территории
Большеболдинского района Нижегородской области единой политики в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты при
их возникновении жизни и здоровья населения, материальных и
культурных ценностей, окружающей природной среды, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- разработка предложений по
реализации правовых и экономических норм в области ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах;
- учет всех возможных потенциальных
источников чрезвычайных ситуаций, определение степени их опасности
для населения и территории области в зависимости от величины риска
возникновения и тяжести последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка
последствий чрезвычайных ситуаций, определение на основе прогноза
потребностей в силах, материально-технических и финансовых ресурсах
для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и обеспечение готовности к
действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- сбор, обработка, обмен и выдача
информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных
ситуаций;
- проведение работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций, тушению пожаров, жизнеобеспечению населения;
- создание, совершенствование и
обеспечение функционирования системы подготовки органов управления,
подготовки и повышения квалификации специалистов СЧС, обучения
населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
- реализация прав и обязанностей
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц,
непосредственно участвующих в их ликвидации;
- создание и восполнение резервов
материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормативными правовыми актами
Большеболдинского района;
- своевременное и достоверное
информирование общественности и населения Большеболдинского района о
состоянии безопасности, принимаемых мерах по ее повышению, о
сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановке и принятых
органами исполнительной власти Большеболдинского района решениях,
установленных режимах функционирования и действиях населения в
конкретной обстановке;
- осуществление мероприятий по
социальной защите населения Большеболдинского района, которое
пострадало или может пострадать при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
- обеспечение согласованности
действий органов исполнительной власти Большеболдинского района,
сельских администраций и организаций при решении вопросов в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, а также
восстановления поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайной
ситуации объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы,
инженерной инфраструктуры.
4. На каждом уровне СЧС создаются
координационные органы. Координационными органами СЧС являются:
- районная комиссия по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
В сельских администрациях функции КЧС
и ОПБ возлагаются на главу сельской администрации;
- на объектовом уровне - комиссии
организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности (далее - объектовые КЧС и ОПБ).
5. Основными задачами комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:
- разработка предложений по
реализации единой политики в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах;
- координация деятельности органов
управления и сил СЧС на соответствующих уровнях;
- организация работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, восстановлению производственной и
инженерной инфраструктуры, поврежденной в результате чрезвычайных
ситуаций;
- обеспечение готовности к действиям
органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и
организаций при решении вопросов предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах;
- повышение уровня профессиональной
подготовки и квалификации должностных лиц органов управления СЧС по
вопросам профилактики чрезвычайных ситуаций, пожаров и безопасности
на водных объектах, обучение населения (работников организаций) в
области защиты от чрезвычайных ситуаций и мерам пожарной безопасности
и безопасности на водных объектах;
- организация расследования причин
аварий и пожаров, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, и
определение нанесенного области (соответствующей территории района
или организации) материального ущерба;
- организация контроля за выполнением
решений, принятых вышестоящими органами управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (СЧС), решений, принятых органами исполнительной власти
Большеболдинского района, а также требований руководящих документов
по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, по
обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
Для организации работы и подготовки
заседаний при комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются постоянно
действующие рабочие группы.
6. Постоянно действующими органами
управления СЧС являются:
- главный специалист по ГОЧС
администрации района;
- в сельской администрации - функции
постоянно действующего органа управления СЧС возлагаются на главу
сельской администрации;
- на объектовом уровне - структурные
подразделения или работники, уполномоченные решать задачи в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны.
Постоянно действующие органы
управления СЧС создаются и осуществляют свою деятельность (в том
числе по вопросам надзора и контроля в области гражданской обороны и
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Нижегородской области.
Компетенция и полномочия постоянно
действующих органов управления СЧС определяются соответствующими
положениями.
7. Органами повседневного управления
СЧС являются:
- дежурно-диспетчерские службы
звеньев органов местного самоуправления Большеболдинского района и
организаций, объединяемые в Единую систему дежурно-диспетчерской
службы при ПЧ-138 Большеболдинского района.
8. Размещение органов повседневного
управления СЧС в зависимости от обстановки осуществляется на
стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых
соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и
передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной
готовности к использованию.
9. К силам и средствам СЧС относятся
специально подготовленные силы и средства органов исполнительной
власти района и организаций, предназначенные и выделяемые
(привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
тушения пожаров и спасения на воде.
10. В состав сил и средств СЧС также
входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для
оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ
по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности
составляют пожарные подразделения, медицинские формирования
(подразделения), аварийные службы и формирования, оснащенные
специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом,
материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций посменно.
Состав сил постоянной готовности в
установленном порядке утверждается распоряжением главы администрации
района.
Структуру и перечень оснащения сил
постоянной готовности определяют создающие их органы исполнительной
власти Большеболдинского района, организации исходя из возложенных на
них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности
аварийно-спасательных формирований на территории Большеболдинского
района осуществляет главный специалист ГОЧС администрации района, а
также при необходимости КЧС и ОПБ района.
11. Привлечение сил и средств СЧС к
ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планами действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых
указанными службами и формированиями объектах и территориях.
Общее руководство и координация
действий аварийно-спасательных формирований СЧС до развертывания
оперативного штаба возлагаются на главного специалиста ГОЧС, КЧС и
ОПБ района.
12. Подготовка, переподготовка
должностных лиц организаций и лиц, специально уполномоченных решать
задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
организуются в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Методическое руководство, координацию
и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций осуществляет главный специалист ГОЧС администрации района.
13. Готовность аварийно-спасательных
формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению
работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во
время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий главным
специалистом ГОЧС района.
14. Для ликвидации чрезвычайных
ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных
ресурсов.
Порядок создания, использования и
восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, а
также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и
актами организаций.
Номенклатура и объем резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением
устанавливаются создающим их органом (организацией).
15. Управление силами СЧС
осуществляется с использованием систем связи и оповещения,
представляющих собой организационно-техническое объединение сил,
средств связи и оповещения, сетей вещания, связи общего пользования
района и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение
информации и сигналов оповещения до органов управления, сил СЧС и
населения Большеболдинского района.
16. Информационное обеспечение СЧС
осуществляется:
а) дежурно-диспетчерской службой
ПЧ-138;
б) должностными лицами,
ответственными за осуществление мероприятий по предупреждению
чрезвычайной ситуации, или руководителями работ по ликвидации
чрезвычайной ситуации.
17. При устранении обстоятельств,
послуживших основанием для введения на соответствующих территориях
режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации,
руководители органов исполнительной власти района и организаций
отменяют установленный режим функционирования органов управления и
сил СЧС.
18. Основными мероприятиями,
проводимыми органами управления и силами СЧС, являются:
а) в режиме повседневной
деятельности:
- изучение состояния окружающей среды
и прогнозирование чрезвычайной ситуации;
- сбор, обработка и обмен в
установленном порядке информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной
безопасности;
- планирование действий органов
управления и сил СЧС, организация подготовки и обеспечения их
деятельности;
- подготовка населения к действиям в
чрезвычайной ситуации;
- пропаганда знаний в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности;
- руководство созданием, размещением,
хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение в пределах своих
полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- осуществление в пределах своих
полномочий необходимых видов страхования;
- проведение мероприятий по
подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в
места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению
населения в чрезвычайной ситуации;
- ведение статистической отчетности о
чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и
катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий
и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием
окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций
и их последствий;
- введение при необходимости
круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов
управления и сил СЧС на пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и
передача органам управления и силам СЧС данных о прогнозируемых
чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах
защиты от них;
- принятие оперативных мер по
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций,
снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также
повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в
чрезвычайных ситуациях;
- уточнение планов действий
(взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и иных документов;
- приведение при необходимости сил и
средств СЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации,
формирование оперативных групп и организация выдвижения их в
предполагаемые районы действий;
- восполнение при необходимости
резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием
окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных
ситуаций и их последствий;
- оповещение соответствующих органов
исполнительной власти района и организаций, а также населения о
возникших чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и
средств СЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения,
а также привлечению при необходимости в установленном порядке
общественных организаций и населения к ликвидации возникших
чрезвычайных ситуаций;
- непрерывный сбор, анализ и обмен
информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации в ходе
проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание
непрерывного взаимодействия органов исполнительной власти района и
организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
- проведение мероприятий по
жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
19. При введении режима чрезвычайного
положения по обстоятельствам, предусмотренным в статье 3 Федерального
конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ "О
чрезвычайном положении", для органов управления и сил СЧС
устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима
чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в статье
3 указанного Закона, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения
органы управления и силы СЧС функционируют с учетом особого правового
режима деятельности органов исполнительной власти Большеболдинского
района, органов местного самоуправления и организаций.
20. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
осуществляется:
локальной - силами и средствами
организаций;
муниципальной - силами и средствами
органов местного самоуправления.
21. При недостаточности указанных сил
и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства
областных органов исполнительной власти по ходатайству администрации
района.
22. Общественные объединения могут
участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством
соответствующих органов, специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, при наличии у них надлежащей подготовки,
подтвержденной в аттестационном порядке.
23. Руководство силами и средствами,
привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их
взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны
чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия
руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной
власти Большеболдинского района и организациями, на территориях
которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны
чрезвычайной ситуации, привлекают силы и средства учреждений сети
наблюдения, определяют порядок и особенности действий по ее
локализации, а также принимают решения по проведению
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех
граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
24. В случае крайней необходимости
руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации вправе
самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
- проведение эвакуационных
мероприятий;
- остановка деятельности организаций,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- проведение аварийно-спасательных
работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне
чрезвычайной ситуации;
- ограничение доступа людей в зону
чрезвычайной ситуации;
- использование в порядке,
установленном законодательством, средств связи и оповещения,
транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в
зоне чрезвычайной ситуации;
- привлечение к проведению работ по
ликвидации чрезвычайной ситуации нештатных и общественных
аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в
состав указанных формирований, при наличии у них документов,
подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных
работ;
- привлечение на добровольной основе
населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан,
не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
- принятие других необходимых мер,
обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их
ликвидации.