в них детей │
1235 │ 1376 │ 1230 │ 1210 │ 1220 │
└───────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
1.1. Состояние и
основные проблемы системы образования
Лукояновского района
Система образования
района, представленная разными типами и видами образовательных
учреждений, разнообразными образовательными программами
(общеобразовательными, дошкольными, коррекционными, дополнительного
образования), квалифицированными педагогическими работниками, в целом
соответствует потребностям детей и молодежи, родителей, государства,
общества в общем образовании, гарантированном Конституцией России.
Сохранена сеть образовательных
учреждений. Создана многовариативная сеть образовательных учреждений,
реализующих разнообразные образовательные программы, что дает право
выбора учащимся, родителям соответствующего типа учреждения, профиля
класса: общеобразовательные, коррекционные, компенсирующие классы,
обучение на дому, экстернат, индивидуальное обучение.
За последние годы существенно
возросли возможности для удовлетворения образовательных потребностей
населения в высшем и среднем образовании.
Слабые стороны:
1. Обостряется проблема
материально-технической базы образования. В 2002 г. - 39%, а в 2005
г. - 40% общеобразовательных школ требуют капитального ремонта.
Вызывает тревогу старение школ. Ввиду финансовых трудностей не
закончена реконструкция помещения детского сада под школу в с.
Иванцево.
2. Несмотря на снижение контингента
учащихся вследствие демографического спада Лукояновской СОШ № 1,
учащиеся занимаются в 2 смены. Необходимо строительство новой школы.
3. Недостаточность оснащения
спортинвентаря и оборудования для проведения уроков физической
культуры и технологии.
4. На 1 сентября 2005 г.
образовательные учреждения всех видов и типов на 100% обеспечены
педагогическими работниками.
Основная масса специалистов обладает
высокой квалификацией и достаточным уровнем профессионального
образования. Сложилась и эффективно действует система аттестации
педагогических кадров. Аттестацию в 2005 г. прошли 564 педработника:
высшая категория - 32, на 1-ю категорию - 348, на 2-ю категорию -
184, курсовую подготовку прошел 101 педагог. Из них:
учителя-предметники - 44 (на базе НИРО и АГПИ); воспитатели МДОУ - 40
(на базе ИДК, хозрасчетные курсы), руководители - 13, работники
департамента образования - 4.
5. Для эффективного решения вопросов
модернизации образования, в том числе реструктуризации сельских школ,
перехода на профильное обучение, необходимо решить следующие кадровые
проблемы:
- снижение престижа профессии как
следствие недостаточной социальной защищенности педагогических
работников из-за низкого уровня обеспеченности заработной платой,
жильем, условиями отдыха и лечения;
- отток кадров из сферы образования;
- низкий уровень оплаты труда влечет
уход из образовательных учреждений педагогов-мужчин;
- увеличение количества педагогов
пенсионного возраста.
Обеспеченность
образовательного процесса
учебно-методической литературой
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Карты
|
30000
|
15000
|
10470
|
43135
|
Методика
|
-
|
8798
|
34456
|
59000
|
Программы
|
30
|
|
|
|
Учебники
|
94600
|
123000
|
150000
|
615124
|
Художественная литература
|
|
75202
|
|
|
Итого
|
124630
|
358000
|
194926
|
717259
|
Поступление
компьютерного оборудования
в образовательные учреждения 2001 -
2005 гг.
Оборудование
|
2001
|
2002
|
2003 |
2004
|
2005
|
Компьютеры
|
26
|
33
|
-
|
68
|
33
|
Принтеры
|
12
|
3
|
|
31
|
9
|
Мультимедийные
проекторы
|
-
|
3
|
|
1
|
4
|
Сканеры
|
|
|
|
|
4
|
Всего на сумму
|
559,1 т. р. |
930,4 т. р. |
|
710,0 |
716,0 |
С 2001 г, в ОУ
района стала поступать компьютерная техника нового поколения,
наполненная современным программным обеспечением.
Доля требующих
капитального ремонта общеобразовательных
школ Лукояновского района
Диаграмма не
приводится.
2002 - 13 (36%).
2003 - 14 (39%).
2004 - 13 (36%).
2005 - 12 (33%).
2006 - 14 (39%).
1.2. Результативность
образовательной деятельности
В районе ежегодно
общее среднее образование получают около 140 выпускников
общеобразовательных школ, около 50% поступают в вузы. Высокими
являются официальные показатели результативности образования. Не
снижается число выпускников, заканчивающих школы с золотыми и
серебряными медалями.
Численность
выпускников, награжденных
золотой и серебряной медалями
Год выпуска
|
Золотая медаль |
Серебряная медаль
|
Всего
|
2001
|
3
|
9
|
12
|
2002
|
4
|
21
|
25
|
2003
|
3
|
15
|
18
|
2004
|
4
|
6
|
10
|
2005
|
5
|
15
|
20
|
Вместе с тем имеется
ряд существенных проблем:
1. Отчетливо проявилось ухудшение
социального и физического здоровья обучающихся и педагогических
работников. В этом процессе главную роль играет состояние
социально-экономической сферы.
2. Важнейшей проблемой является
восстановление единства обучения и воспитания, устойчивого
функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.
3. Система образования в основном
ориентируется на воспроизведение готовых знаний и профессиональных
умений, слабо работает на развитие личности, формирование системы
жизненных ценностей, социальных норм.
4. Увеличилось число детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции.
5. Острой остается проблема
профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.
1.3. Кадры в
образовании
Образование
обеспечено кадрами, в целом обладающими высокой квалификацией и
уровнем профессионального образования. Создана стабильно действующая
система подготовки, повышения квалификации и переподготовки
педагогических работников. Эффективно действует система аттестации
педагогических кадров. Осуществляется целевая контрактная подготовка
педкадров с вузами Нижегородской области, развитие семейных
педагогических династий, что способствует закреплению педагогов в
районе.
Учителя
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Всего
|
532
|
532
|
523
|
500
|
502
|
- с высшим образованием
|
425 (80%)
|
420 (79%)
|
395 (79%)
|
397 (82%)
|
381 (79%)
|
- пенсионеры
|
43 (8%)
|
54 (10%)
|
51 (10%)
|
65 (13%)
|
64 (13%)
|
- учителя-заочники
|
32
|
39
|
36
|
24
|
26
|
- молодые специалисты
|
12
|
17
|
10
|
12
|
10
|
Имеют педагогический
стаж работы
|
|
|
|
|
|
- до 2 лет
|
25
|
34
|
14
|
23
|
25
|
- от 2 до 5 лет
|
33
|
32
|
25
|
20
|
24
|
- от 5 до 10 лет
|
73
|
63
|
66
|
42
|
45
|
- от 10 до 20 лет
|
174
|
182
|
168
|
150
|
153
|
- свыше 20 лет
|
196
|
201
|
224
|
245
|
237
|
Выбытие учителей
|
30 (5,7%) |
31 (5,8%) |
34
|
26
|
15
|
Слабые стороны:
1. Недостаточный уровень подготовки
педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы,
требующий совмещения преподавания ряда предметов.
2. Сохраняется тенденция
недостаточной социальной защищенности педработников из-за низкого
уровня обеспеченности зарплатой, жильем, условиями отдыха и лечения
и, как следствие, снижение престижа профессии, уход из учреждений
образования молодых педагогов, недостаточно мужчин. В основном
выбывают из школ учителя со стажем работы от 3 до 10 лет. В 2005 году
выбыло учителей 2,5%. Количество молодых педагогов со стажем работы в
школе до 2 лет стабильно. Группа учителей со стажем от 10 до 20 лет
стала самой многочисленной (35%). Доля учителей, имеющих стаж
педагогической работы 20 и более лет, возросла на 5%.
Стабильно с 2002 г. число учителей,
имеющих высшее образование - 80%.
Заработная плата работников
образования намного ниже не только заработной платы в промышленности,
но и от средней в целом по стране.
3. Неравный доступ сельских
педагогов, в сравнении с городскими, к повышению квалификации.
4. Недостаточная подготовка
администраторов образования, особенно ощутимая при работе в условиях
рыночных преобразований.
Повышение
квалификации педагогов Лукояновского района
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
130 (26%)
|
165
|
52
|
101
|
Аттестация
руководящих и педагогических работников
Категория
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
высшая (чел.)
|
6
|
7
|
9
|
1
|
первая
|
68
|
69
|
56
|
76
|
вторая
|
43
|
43
|
25
|
36
|
Участие ОУ в
различных областных конкурсах
Место проведения
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
ОЦРТДиМ
|
4
|
5
|
4
|
3
|
7
|
Нижегородский обл.
центр эстетического воспитания детей
|
5
|
7
|
4
|
3
|
5
|
МОиН (обл. олимпиады)
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
НОЦТиЭ
|
2
|
1
|
4
|
4
|
4
|
ЦФКиЮС (обл. НЮИ)
|
8
|
8
|
11
|
11
|
11
|
1.4. Финансирование
образования
Финансирование
образования производится частично за счет субвенции областного
бюджета и частично за счет средств местного бюджета.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель Программы
- формирование в рамках единого образовательного пространства РФ
устойчивой, динамично развивающейся районной системы образования,
обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного
общего и среднего (полного) образования, гарантированных Конституцией
РФ, развитие кадрового потенциала Лукояновского района.
2.2. Задачами Программы являются
обеспечение модернизации содержания образования и комплексных
изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе,
перемен в структуре, формах и методах управления образованием,
системе подготовки и повышения квалификации педагогических и
руководящих кадров, стабилизация бюджетного финансирования и
привлечение дополнительных средств.
2.3. Общие направления модернизации
системы образования района.
В обновлении содержания образования:
- внедрение в практику
образовательных программ, отражающих изменения в сфере культуры,
экономики, науки, техники, региональных культурных традиций и
особенностей;
- совершенствование преемственности и
непрерывности обучения и воспитания на разных уровнях и ступенях
образования;
- создание системы воспитания
здорового образа жизни;
- совершенствование организации
гражданского образования, форм общественного самоуправления учащихся
на принципах уважения прав и свобод личности, высокой нравственности;
- внедрение педагогических
технологий, нацеленных на разностороннее развитие детей и молодежи,
их творческих способностей, формирование навыков самообразования,
самореализацию личности;
- создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности образовательных учреждений (в
т.ч. пожарной безопасности), обеспечение проведения мероприятий
антитеррористического характера;
- развитие специального образования,
защита прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья
и других категорий детей, нуждающихся в социально-правовой поддержке;
- развитие организационно-правовых и
экономических механизмов, обеспечивающих финансово-хозяйственную
самостоятельность образовательных учреждений и эффективное
использование бюджетных и внебюджетных средств;
- сохранение единого образовательного
пространства на основе преемственности содержания основного и
дополнительного образования детей, в т.ч. в рамках профильного
обучения;
- всесторонняя поддержка талантливой
молодежи, в т.ч. реализация программ работы с творчески одаренными
детьми.
В сфере информационного обеспечения
развития образования:
- создание информационной
компьютерной сети в ОУ на муниципальном уровне;
- разработка и использование
соответствующих программ, баз данных по ресурсному обеспечению
образования;
- разработка системы педагогического
мониторинга на муниципальном уровне;
- обеспечение системы информационного
взаимодействия со средствами массовой информации;
- создание условий для наращивания
информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста
числа образовательных учреждений, имеющих выход в
информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет;
- развитие современных методов
обучения посредством разработки и приобретения программного
обеспечения для более эффективного пользования информационных
компьютерных технологий в учебном процессе;
- создание информационной
компьютерной сети, объединяющей органы управления образованием,
методические службы и образовательные учреждения на областном и
муниципальном уровнях;
- апробация, создание и внедрение в
учебный процесс современных электронных материалов и их интеграция с
традиционными учебными пособиями;
- разработка методик и рекомендаций
по использованию комплексов на базе специализированного программного
обеспечения для решения задач совершенствования образовательного
процесса и управления образовательными учреждениями.
Реформирование структуры, содержания
и форм управления образованием:
- реализация принципа автономности
образовательных учреждений путем четкого разграничения компетенции и
ответственности учреждений и учредителя;
- создание условий для развития
органов муниципального и общественного управления образованием;
- обеспечение перехода от
распорядительного к регулирующему механизму управления системой
образования в районе, обеспечивающему ее нормативно-правовое,
экономическое и качественное состояние.
Совершенствование экономического
механизма функционирования образовательных учреждений:
- увеличение бюджетного
финансирования по нормативам финансирования;
- укрепление учебно-материальной базы
образовательных учреждений;
- создание условий для привлечения
внебюджетных средств для нужд образования (дополнительные платные
образовательные услуги и др.);
- своевременное погашение
кредиторской задолженности образовательным учреждениям;
- материальное стимулирование труда
педагогических работников.
Развитие нормативно-правовой базы
системы образования:
- привлечение общественных структур,
родителей к управлению ОУ и усиление сотрудничества между ОУ и
обществом;
- повышение эффективности
деятельности аттестационных и методических служб и совершенствование
механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений;
- разработка новых механизмов
управления системой образования;
- нормативное финансирование за счет
бюджетных средств ОУ.
Реформирование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации управленческих и
педагогических кадров:
- создание условий для повышения
квалификации педагогических работников;
- модернизация содержания и форм
деятельности методических служб.
2.4. Приоритетные направления
развития образовательного комплекса.
Дошкольное образование.
Цель: сохранение системы дошкольного
образования, обеспечение возложенных на дошкольные образовательные
учреждения (ДОУ) задач по помощи семье в воспитании детей дошкольного
возраста, охране и укреплению их психического и физического здоровья,
коррекции недостатков развития, развитию индивидуальных особенностей:
- обеспечение общедоступности услуг
ДОУ для всех групп населения;
- создание условий в различных видах
ДОУ (групп) для полного развития способностей и интересов детей
дошкольного возраста, в т.ч. с проблемами развития (ограниченными
возможностями здоровья);
- совершенствование содержания
дошкольного образования, внедрение программно-методического
обеспечения на развивающей основе, переход на новые государственные
стандарты;
- введение механизма регуляции
качества дошкольного образования через процедуру аттестации и
государственной аккредитации;
- совершенствование структуры
дошкольного образования в соответствии с потребностями населения, с
учетом решения проблем преемственности между дошкольным и школьным
образованием;
- создание и апробация механизмов
поддержки социально незащищенных семей для предоставления возможности
получения дошкольного образования детьми из социально незащищенных
групп населения.
Общее среднее образование.
Цель: создание условий для
обеспечения доступности и качества образования, развития личности,
способной к социальной адаптации:
- модернизация содержания
образования, организационных форм, методов и технологий при
сохранении лучших традиций отечественной школы;
- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, природе;
- совершенствование организации
учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей,
нормализации учебной нагрузки, обеспечение общего образования детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- создание равных условий для
получения образования детей с учетом их индивидуальности;
- повышение качества доступности и
эффективности общего среднего образования на условиях социального
партнерства государства, общества и бизнеса;
- полное осуществление обязательности
основного общего образования детей;
- внедрение нового базисного учебного
плана;
- переход системы образования на
профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения
индивидуальных образовательных запросов учащихся;
- создание оптимальных условий для
развития и реализации потенциальных возможностей и способностей
одаренных детей;
- внедрение новых образовательных
стандартов и программ общего образования;
- осуществление преемственности между
дошкольным и начальным образованием, начальной и основной школой;
- апробация различных моделей
организации общего образования;
- совершенствование содержания
начального образования путем внедрения развивающих технологий
начального образования и технологий гражданского образования в
начальной школе;
- внедрение здоровьесберегающих
технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;
- обеспечение дифференциации и
индивидуализации обучения учащихся в начальной школе;
- совершенствование механизмов
распространения и внедрения в образовательную практику позитивного
опыта образовательной деятельности;
- разработка и реализация комплекса
мер, обеспечивающих поддержку и финансирование малокомплектных
сельских школ, специализированных образовательных учреждений в
сельской местности;
- совершенствование программ и
условий социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- разработка и апробация новых
положений о структуре образовательных комплексов сельской местности,
обеспечивающих интеграцию среднего общего образования с целью более
продуктивной социальной адаптации и закрепления молодежи на селе;
- развитие современных форм
ученического самоуправления как особой формы инициативной,
инновационной, самостоятельной деятельности учащихся, развития
социальной активности;
- поддержка малокомплектных школ,
обеспечивающих образовательные потребности населения;
- совершенствование педагогических
технологий;
- компьютеризация школ;
- обеспечение государственной системы
оценки качества деятельности образовательных учреждений, в т.ч.
лицензирования, аттестации, аккредитации;
- организация обеспечения школьных
библиотек программной и учебной литературой регионального компонента
за счет бюджетов всех уровней;
- создание в образовательных
учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению
физического и психологического здоровья обучающихся средствами
физической культуры и спорта;
- обеспечение демократического,
государственно-общественного характера управления системой общего
образования.
Воспитание и дополнительное
образование детей.
Цели: создание необходимых условий
для развития воспитания в системе образования района, обновление
воспитательного процесса в ОУ на основе отечественных традиций и
современного опыта, сохранение и развитие общедоступной системы
дополнительного образования, усиление воспитательной функции
образования.
Основные подходы:
- организация воспитательного
процесса на основе Закона Российской Федерации "Об образовании",
направленная на формирование и свободное развитие личности, оказание
ей поддержки в жизненном самоопределении, воспитании качества
гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-родителя;
- формирование нравственных качеств,
профессиональных интересов, гражданской позиции на основе
общечеловеческих ценностей, отечественных педагогических традиций и
современного опыта;
- социально-психологическая поддержка
детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к
социуму, формированием социальной ответственности; профилактика и
коррекция девиантного поведения;
- обеспечение прав детей в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Российским
законодательством, в т.ч. свободное самоопределение и самореализация
личности;
- признание вариативности
воспитательных систем.
Основные направления:
- пропаганда здорового образа жизни,
семейных ценностей, укрепление института молодой семьи;
- обеспечение взаимодействия учебного
и внеучебного физического воспитания для освоения ценностей
физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в
занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- воспитание учащихся в духе
демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания,
предоставление им возможности участия в управлении ОУ;
- создание условий для участия семьи
в воспитательном процессе и активное включение семьи в решение
проблем воспитания;
- помощь воспитанникам в
самоопределении, стабилизация и развитие системы дополнительного
образования детей;
- обновление программно-методического
содержания учреждений дополнительного образования детей; создание
проектов совместной деятельности учреждений дополнительного
образования и общеобразовательных школ в рамках воспитательной и
образовательной деятельности;
- обеспечение эффективности
профилактики асоциального поведения детей и молодежи, в т.ч. за счет
организации их максимальной занятости в системе дополнительного
образования и внеурочной деятельности, более активное использование
проведения профильных лагерей (смен).
Молодежная политика.
Цель: создание и развитие правовых,
социально-экономических и организационных условий для самореализации
молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи:
- создание условий для
патриотического и духовно-нравственного воспитания интеллектуального,
творческого и физического развития молодежи, поддержка деятельности
молодежных и детских общественных объединений;
- формирование у молодежи активной
жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической
жизни страны;
- реализация программ содействия
социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда, занятости и профориентации молодежи;
- формирование здорового образа жизни
молодежи, профилактика безнадзорности, подростковой преступности,
наркомании и алкоголизма.
Ресурсное обеспечение системы
образования.
Цель: стабилизация ресурсного, прежде
всего финансового обеспечения состояния системы образования
Лукояновского района и финансовое оздоровление образовательных
учреждений.
Основные направления:
- закрепление приоритетного развития
образования в сфере социально-экономического развития Лукояновского
района;
- нормативно-правовая поддержка
функционирования образовательных учреждений;
- увеличение бюджетного
финансирования сферы образования на основе нормативов финансирования;
- реализация закрепленных
законодательством об образовании норм самостоятельности ОУ;
- повышение социального статуса
работников образования;
- обеспечение материальной
заинтересованности работников системы образования в повышении
качества образовательных услуг;
- повышение управленческой
компетентности руководителей системы образования;
- приведение материально-технической
базы ОУ в соответствие с требованиями лицензирования, аттестации и
аккредитации;
- укрепление кадрового потенциала
системы образования;
- погашение кредиторской
задолженности ОУ;
- обеспечение безопасности
образовательных учреждений;
- укрепление и развитие
материально-технической базы образовательных учреждений;
- внедрение энергосберегающих
технологий в деятельность образовательных учреждений;
- создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности (в т.ч. пожарной)
образовательных учреждений, обеспечивать проведение мероприятий
антитеррористического характера.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы
предполагает 2 основных этапа.
Первый этап (2006 - 2008 гг.).
На этом этапе осуществляются
подготовительные и стабилизационные меры:
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слова "общего" пропущено
слово "образования".
-
- принятие
нормативно-правовых актов, нацеленных на развитие сети муниципальных
образовательных учреждений и обеспечение общедоступности и
бесплатности дошкольного, основного общего, гарантированных
Конституцией РФ;
- стабилизация сети ОУ, реализация
ряда программных мероприятий;
- введение нормативного
финансирования образовательных учреждений Лукояновского района;
- создание модели развития районной
системы образования, ориентированной на обеспечение инновационного
развития Лукояновского района.
Второй этап (2009 - 2010 гг.).
На этом этапе осуществляются:
- реализация комплекса программных
мероприятий по развитию образования Лукояновского района;
- анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период.
4. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемыми
результатами реализации Программы должны стать:
1. Осуществление Программы
модернизации содержания образования.
2. Обеспечение подготовки
высококвалифицированных кадров для инновационного развития экономики
Лукояновского района.
3. Сохранение сети образовательных
учреждений района.
4. Совершенствование форм
сотрудничества между ОУ и местным сообществом.
5. Разграничение полномочий и
ответственности учреждения и его учредителя.
6. Апробация децентрализованных,
открытых моделей управления образованием на муниципальном уровне.
7. Внедрение образовательных
программ, отражающих состояние культуры, науки, техники, а также
местные традиции.
8. Внедрение в практику современных
педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих
непрерывность, преемственность и личностно ориентированный характер
образования.
Основные результаты реализации
приоритетных направлений.
Дошкольное образование:
1. Сохранение сети дошкольных
образовательных учреждений.
2. Обеспечение разнообразия
альтернативных форм организации дошкольного образования; адекватности
типов, видов дошкольных образовательных учреждений, форм организации
дошкольного образования социально-экономическим условиям местности и
запросам населения.
3. Увеличение охвата детей дошкольным
образованием.
4. Создание и внедрение региональных
учебных планов, программ, учебно-методических пособий по дошкольному
образованию.
5. Обеспечение преемственности в
воспитании, обучении и развитии детей дошкольного и младшего
школьного возраста, в т.ч. путем успешного функционирования групп
предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях.
6. Введение дифференцированных норм
финансирования дошкольного образования через механизм регуляции его
качества (аттестацию и государственную аккредитацию).
7. Обеспечение развития
индивидуальных возможностей и способностей детей, создания
психологического комфорта в ДОУ.
8. Повышение образовательного ценза,
профессионального мастерства работников ДОУ.
9. Обеспечение роста управленческой
культуры и компетентности руководителей ДОУ.
10. Развитие механизма взаимодействия
между ДОУ, начальной школой, семьей.
Общее образование:
1. Обеспечение общедоступности и
бесплатности общего среднего образования.
2. Обеспечение обязательности
основного общего образования детей.
3. Разработка и внедрение нового
базисного учебного плана, обновление структуры регионального
компонента общего среднего образования.
4. Создание условий воспитания и
социализации воспитанников в учреждениях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
5. Обеспечение жильем 11 детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с
очередностью.
6. Обеспечение конституционных прав
личности на получение образования любого уровня в соответствии с
законодательством РФ и положений Программы.
7. Исполнение действующего
законодательства в области образования.
8. Функционирование системы
образования на основе норм законодательства и государственных
нормативов.
9. Реализация федеральных и
региональных компонентов образовательных стандартов и примерных
образовательных программ на всех уровнях образования, включая
специальные для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
обеспечение вариативных программ обучения и учебников.
10. Поддержка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными
возможностями.
11. Функционирование государственной
и общественной системы оценки качества деятельности ОУ, включая
лицензирование, аттестацию, государственную аккредитацию.
Воспитание, дополнительное
образование детей и государственная, молодежная политика:
1. Создание условий для
совершенствования воспитательных систем образовательных учреждений
Лукояновского района с учетом приоритета социально-педагогической
функции школы.
2. Снижение уровня подростковой
беспризорности и социальной дезадаптации в подростковой и молодежной
среде.
3. Сохранение сети учреждений
дополнительного образования в Лукояновском районе, укрепление их
материально-технической базы.
4. Создание условий для обеспечения
защиты интересов семьи и детства в удовлетворении потребности по
оздоровлению и организованной занятости детей и молодежи в
Лукояновском районе в период каникул; максимальный охват детей и
молодежи различными формами отдыха, оздоровления и занятости.
5. Повышение интеллектуального и
творческого потенциала молодежи.
6. Сохранение общедоступности
дополнительного образования для детей (как правило, на бесплатной
основе).
7. Реализация новых программ
дополнительного образования.
8. Расширение сферы и перечня
реализуемых общедоступных услуг в сфере дополнительного образования
детей.
Информатизация образования:
1. Создание информационной
компьютерной сети, объединяющей органы управления образованием,
методические службы и образовательные учреждения на муниципальном
уровне.
2. Обеспечение функционирования
системы дистанционного образования.
3. Осуществление компьютеризации
образовательного процесса общеобразовательных учреждений.
Совершенствование экономического
механизма:
1. Обеспечение
финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений
Лукояновского района.
2. Повышение уровня оплаты труда
педагогических работников Лукояновского района.
Ресурсное обеспечение системы
образования:
1. Повышение укомплектованности
штатов образовательных учреждений Лукояновского района
высококвалифицированными кадрами и обслуживающим персоналом.
2. Повышение образовательного уровня
педагогических работников Лукояновского района.
3. Укрепление материально-технической
базы образовательных учреждений Лукояновского района.
4. Принятие нормативно-правовых
актов, обеспечивающих развитие образования в районе.
5. Повышение квалификации и
переподготовка педагогических кадров для устойчивого развития
образования.
6. Приведение в соответствие с
требованиями лицензирования материально-технической базы ОУ района.
7. Организация обучения в одну или
две смены.
8. Реализация Программы
компьютеризации школ.
9. Стабилизация финансового состояния
системы образования района.
5. УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУКОЯНОВСКОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО
2010 Г.
Для осуществления
мер, заложенных в Программе развития образования Лукояновского района
до 2010 г., при департаменте образования администрации Лукояновского
района Нижегородской области создан координационный совет,
возглавляет который директор департамента образования.
При координационном совете создаются
по направлениям рабочие группы из специалистов департамента
образования, работников ИДК, педагогов-практиков для осуществления
контроля за исполнением основных мероприятий Программы, корректировки
механизма реализации Программы до 2010 года.
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
┌───┬──────────────────────┬────────┬──────────┬─────────────────┐
│ № │
Мероприятия │ Срок │Ответст- │ Источники
и │
│п/п│
│ │венный │размер финансир. │
│ │ │ │
│ (тыс. руб.) │
├───┴──────────────────────┴────────┴──────────┴─────────────────┤
│ Дошкольное
образование │
├───┬──────────────────────┬────────┬──────────┬─────────────────┤
│1. │Внедрение
новых форм│ 2006 - │ ДО и МОУ │ │
│ │организации
│ 2008 │ │ │
│ │образования
детей│ │ │ │
│ │старшего
дошкольного│ │ │ │
│ │возраста для
детей из│ │ │ │
│ │малообеспеченных,
│ │ │ │
│ │неблагополучных
семей│ │ │ │
│ │и детей, не
посещающих│ │ │ │
│ │дошкольные