АДМИНИСТРАЦИЯ
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2006 г. № 199
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ЗВЕНЕ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с
федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года N
17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в
целях совершенствования структуры звена территориальной подсистемы
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
звене Первомайского района территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - ПСЧС).
2. Контроль за исполнением данного
распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации
А.С. Малова.
Глава администрации
района
Е.А.ЛЕБЕДНОВА
Утверждено
постановлением
администрации Первомайского района
от 01.06.2006 № 199
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗВЕНЕ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(далее - Положение)
1. Настоящее
Положение определяет порядок функционирования, принципы построения,
состав сил и средств звена Первомайского района территориальной
подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - ПСЧС).
2. ПСЧС объединяет органы управления,
силы и средства Первомайского района (в т.ч. предприятий и
организаций), в полномочия которых входит решение вопросов защиты
населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности, мониторинга и обеспечения безопасности
населения.
3. ПСЧС осуществляет свою
деятельность на двух уровнях: муниципальном и объектовом.
Районное звено ПСЧС создается для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация), обеспечения
противопожарной безопасности и безопасности на водных объектах в
пределах их территорий.
Объектовые звенья ПСЧС создаются на
территории Первомайского района в организациях, независимо от их
организационно-правовой формы, для решения задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты работников этих организаций
и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций.
4. Основными задачами ПСЧС являются:
- проведение на территории
Первомайского района единой политики в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты при их возникновении жизни и
здоровья населения, материальных и культурных ценностей, окружающей
природной среды, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на
водных объектах;
- разработка предложений по
реализации правовых и экономических норм в области ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах;
- учет всех возможных потенциальных
источников чрезвычайных ситуаций, определение степени их опасности
для населения и территории области в зависимости от величины риска
возникновения и тяжести последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка
последствий чрезвычайных ситуаций, определение на основе прогноза
потребностей в силах, материально-технических и финансовых ресурсах
для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и обеспечение готовности к
действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- сбор, обработка, обмен и выдача
информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных
ситуаций;
- проведение работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций, тушению пожаров, жизнеобеспечению населения;
- создание и восполнение резервов
материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормативными правовыми актами
Нижегородской области.
5. Координационным органом ПСЧС
являются:
- на областном уровне - комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС и ОПБ
Нижегородской области);
- на районном уровне - комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ района).
В сельских поселениях КЧС и ОПБ
создаются решением главы местной администрации (при необходимости)
либо обязанности по выполнению функций КЧС и ОПБ возлагаются на главу
местной администрации;
- на объектовом уровне - комиссии
организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности (далее - объектовые КЧС и ОПБ).
6. Компетенция и полномочия комиссий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности определяются в положениях о них или в решениях
об их образовании.
Функции и обязанности членов комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности определяет ее председатель.
Комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Первомайского района и организаций возглавляются соответствующими
руководителями или их заместителями.
7. Основными задачами комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:
- разработка предложений по
реализации единой политики в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах;
- координация деятельности органов
управления и сил ПСЧС на соответствующих уровнях;
- организация работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, восстановлению производственной и
инженерной инфраструктуры, поврежденной в результате чрезвычайных
ситуаций;
- обеспечение готовности к действиям
органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- повышение уровня профессиональной
подготовки и квалификации должностных лиц органов управления ПСЧС по
вопросам профилактики чрезвычайных ситуаций, пожаров и безопасности
на водных объектах, обучение населения (работников организаций) в
области защиты от чрезвычайных ситуаций и мерам пожарной безопасности
и безопасности на водных объектах;
- организация расследования причин
аварий и пожаров, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, и
определение нанесенного району материального ущерба;
- организация контроля за выполнением
решений, принятых вышестоящими органами управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), решений, принятых органами исполнительной власти
Нижегородской области, а также требований руководящих документов по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по
обеспечению пожарной безопасности на водных объектах.
Для организации работы и подготовки
заседаний комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются постоянно
действующие группы.
8. Постоянно действующими органами
управления ПСЧС являются:
- на районном уровне - орган,
специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения
и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны,
создаваемый при администрации района.
В сельских поселениях функции
постоянно действующего органа управления ПСЧС возлагаются на главу
местной администрации;
- на объектовом уровне - структурные
подразделения или работники, уполномоченные решать задачи в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны.
Постоянно действующие органы
управления ПСЧС создаются и осуществляют свою деятельность (в том
числе по вопросам надзора и контроля в области гражданской обороны и
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Нижегородской области.
Компетенция и полномочия постоянно
действующих органов управления ПСЧС определяются соответствующими
положениями о них или уставами.
9. Органами повседневного управления
ПСЧС являются:
- дежурно-диспетчерские службы
Первомайского района, в т.ч. организации предприятий, объединяемые в
систему дежурно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях
Первомайского района.
Указанные органы создаются и
осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Нижегородской области.
10. Размещение органов повседневного
управления ПСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на
стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых
соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и
передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной
готовности к использованию.
11. К силам и средствам ПСЧС
относятся силы и средства предприятий и организаций, предназначенные
и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и спасения на воде.
Состав сил и средств ПСЧС
определяется администрацией Первомайского района.
12. В состав сил и средств ПСЧС также
входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для
оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ
по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности
составляют аварийно-спасательные службы, пожарные и медицинские
подразделения, оснащенные специальной техникой, оборудованием,
снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне
чрезвычайных ситуаций посменно.
13. Привлечение сил и средств ПСЧС к
ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планами действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых
указанными службами и формированиями объектах и территориях;
- по решению главы района и
руководителей организаций, осуществляющих руководство деятельностью
указанных служб и подразделений.
14. Подготовка, переподготовка
должностных лиц, органов местного самоуправления, организаций и лиц,
специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуются в порядке,
установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
15. Для ликвидации чрезвычайных
ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных
ресурсов.
Порядок создания, использования и
восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, а
также нормативными правовыми актами администрации района и актами
организаций.
Номенклатура и объем резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
контроль за их созданием, хранением, использованием и исполнением
устанавливаются создающим их органом (организацией).
16. Управление силами ПСЧС
осуществляется с использованием систем связи и оповещения,
представляющих собой организационно-техническое объединение сил,
средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего
пользования, ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение
информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ПСЧС и
населения Первомайского района.
17. Информационное обеспечение ПСЧС
осуществляется дежурно-диспетчерской службой Первомайского района, в
состав которой входят ДДС предприятий и организаций района.
Для приема сообщений о чрезвычайных
ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях
Нижегородской области устанавливается единый номер - 01, а
Первомайского района - _______.
18. При отсутствии угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Первомайского
района органы управления и силы ПСЧС функционируют в режиме
повседневной деятельности.
Решениями органов районной,
поселковой и сельских администраций, на территории которых могут
возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям
которых отнесена ликвидация чрезвычайной ситуации для соответствующих
органов управления и сил ПСЧС, может устанавливаться один из
следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при
угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при
возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
19. Решения о введении для
соответствующих органов управления и сил ПСЧС режима повышенной
готовности или режима чрезвычайной ситуации определяют:
а) обстоятельства, послужившие
основанием для введения режима повышенной готовности или режима
чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой
может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной
ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к
проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
г) перечень мер по обеспечению защиты
населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее
ликвидации;
д) должностных лиц, ответственных за
осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной
ситуации, или руководителей работ по ликвидации чрезвычайной
ситуации.
Руководители органов исполнительной
власти Первомайского района и организаций должны информировать
население через средства массовой информации и по иным каналам связи
о введении на конкретной территории соответствующих режимов
функционирования органов управления и сил ПСЧС, а также меры по
обеспечению безопасности населения.
20. При устранении обстоятельств,
послуживших основанием для введения на соответствующих территориях
режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации,
руководители органов исполнительной власти района и организаций
отменяют установленный режим функционирования органов управления и
сил ПСЧС.
21. Основными мероприятиями,
проводимыми органами управления и силами ПСЧС, являются:
а) в режиме повседневной
деятельности:
- изучение состояния окружающей среды
и прогнозирование чрезвычайной ситуации;
- сбор, обработка и обмен в
установленном порядке информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной
безопасности;
- планирование действий органов
управления и сил ПСЧС, организация подготовки и обеспечения их
деятельности;
- подготовка населения к действиям в
чрезвычайной ситуации;
- пропаганда знаний в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности;
- руководство созданием, размещением,
хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайной ситуации;
- проведение в пределах своих
полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- осуществление в пределах своих
полномочий необходимых видов страхования;
- проведение мероприятий по
подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в
места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению
населения в чрезвычайной ситуации;
- ведение статистической отчетности о
чрезвычайных ситуациях, участие в исследовании причин аварий и
катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий
и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием
окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций
и их последствий;
- введение при необходимости
круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов
управления и сил ПСЧС на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и
передача органам управления и силам ПСЧС данных о прогнозируемых
чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах
защиты от них;
- принятие оперативных мер по
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций,
снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также
повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в
чрезвычайных ситуациях;
- уточнение планов действий
(взаимодействия) по предупреждению и ликвидации в чрезвычайных
ситуациях и иных документов;
- приведение при необходимости сил и
средств ПСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации,
формирование оперативных групп и организация выдвижения их в
предполагаемые районы действий;
- восполнение при необходимости
резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием
окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных
ситуаций и их последствий;
- оповещение соответствующих органов
исполнительной власти Первомайского района и организаций, а также
населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и
средств ПСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения,
а также привлечению при необходимости в установленном порядке
общественных организаций и населения к ликвидации возникших
чрезвычайных ситуаций;
- непрерывный сбор, анализ и обмен
информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации в ходе
проведения работ по ее ликвидации;
- проведение работ по
жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
22. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
осуществляется:
- локальной - силами и средствами
организаций;
- муниципальной - силами и средствами
органов местного самоуправления;
- межмуниципальной и региональной -
силами и средствами органов местного самоуправления Нижегородской
области, органов исполнительной власти Нижегородской области,
оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
23. Общественные объединения могут
участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством
соответствующих органов, специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, при наличии у них надлежащей подготовки,
подтвержденной в аттестационном порядке.
24. Руководство силами и средствами,
привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их
взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех
граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
25. Финансирование ПСЧС
осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующих
бюджетов и средств организаций.
Финансирование целевых программ по
защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций,
пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и обеспечение
устойчивого функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области.
Финансирование мероприятий по
ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов, за счет средств организаций, находящихся в
зоне чрезвычайной ситуации, а также страховых фондов и других
источников.
Финансирование мероприятий по
прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций проводится из
средств соответствующих бюджетов и средств предприятий независимо от
форм собственности.
Органы управления звеньев ПСЧС
проводят мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций не только за счет собственных средств, но и за счет
ассигнований, которые могут быть выделены на эти цели вышестоящими
органами. Они также могут объединять свои финансовые ресурсы с
ресурсами других организаций для финансирования указанных
мероприятий.
26. Порядок организации и
осуществление работ по профилактике пожаров и непосредственному их
тушению, а также проведения аварийно-спасательных и других работ,
возложенных на пожарную охрану, определяются законодательством
Российской Федерации, Нижегородской области в области пожарной
безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах
осуществляется в соответствии с законодательством Нижегородской
области.