источников
│
└──────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────┘
Объемы
финансирования мероприятий Программы уточняются при формировании
районного бюджета на соответствующий год.
Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы
|
Доля налоговых поступлений
от субъектов малого предпринимательства в бюджет района
по всем видам налогов достигнет 90%.
Доля производства товаров и услуг от
субъектов малого предпринимательства в общем объеме
товаров и услуг, выпущенных в целом до 95%.
Трансформируется структура малого
предпринимательства в сторону увеличения производства товаров
и услуг
|
Система управления
и контроля за реализацией Программы
|
Оперативное управление:
отдел экономики, прогнозирования,
цен и поддержки новых экономических структур администрации
района
|
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРОГРАММЫ, АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Программа поддержки
и развития предпринимательства в Сосновском районе на 2006 - 2010
годы разрабатывалась в соответствии с постановлением Правительства
Нижегородской области № 315 от 16.12.2005 "Об утверждении
Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в
Нижегородской области на 2006 - 2010 годы."
Мероприятия Программы направлены на
поддержку и содействие всех организационно-правовых форм
собственности с приоритетом поддержки малого предпринимательства как
наличие устойчивого, рискового, но социально значимого сектора
рыночной экономики.
Анализ состояния
предпринимательства в Сосновском районе
По данным районного
отдела Госстатистики на 1 января 2006 года, в районе действовало 60
малых предприятий со статусом юридического лица и 50 индивидуальных
предпринимателей без образования юридического лица (с привлечением
наемных работников).
Отраслевая структура малых
предприятий приведена на рисунке.
Рисунок не
приводится.
В 2005 году на малых
предприятиях района было занято 1414 человек с учетом
предпринимателей без образования юридического лица и их наемных
работников, что составляет 19% населения, занятого в экономике
района.
За 2005 год малыми предприятиями (и
индивидуальными предпринимателями) было выпущено товаров и услуг на
164,1 млн руб.
Доля товаров и услуг предприятий
малого бизнеса в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом
всеми предприятиями независимо от формы собственности, составила 19%.
В 2005 году предприятиями малого бизнеса (и индивидуальными
предпринимателями) оказано платных услуг на 2713,4 тыс. руб., что на
39,4% больше, чем в 2004 году.
Значителен вклад малого
предпринимательства в экономику района. Доля налоговых платежей от
субъектов малого предпринимательства в собственных доходах местного
бюджета составила в 2005 году 9,1%.
Доля занятых в малом
предпринимательстве от общего количества занятых в экономике района
составляет 19%.
Несмотря на наметившуюся в последние
два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на
малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт, в
сравнении с другими предприятиями, остается низким. Инвестиционная
активность малых предприятий растет медленно и не отражает их
реального инвестиционного потенциала.
Сложившаяся отраслевая структура
малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки
от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере
торговли. Есть проблема в развитии сферы общественного питания,
строительства и услуг по ремонту жилья.
Основными причинами, препятствующими
дальнейшему развитию малого предпринимательства, все еще остаются:
- несовершенство и непостоянство
нормативной правовой базы;
- избыточные административные
барьеры;
- недоступность финансовых ресурсов;
- недостаточно полная и всесторонняя
информация об использовании и техническом состоянии имеющихся
излишних производственных площадей, оборудования;
- слабая защищенность от криминальных
структур;
- недостаточное информационное
обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности.
Сложившаяся в последнее время
ситуация в этом секторе экономики требует значительной активизации
государственной политики в развитии предпринимательства.
Преодоление существующих препятствий
и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в
районе возможно только на основе целенаправленной работы по созданию
благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной
и адресной поддержки малым предприятиям в различных направлениях:
информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом,
финансовом, имущественном; оказания целевого спектра долевых услуг;
налаживания деловых контактов и кооперации; а также в других
аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у
предпринимателей.
Основным инструментом реализации
государственной политики по поддержке малого предпринимательства в
районе является Комплексная целевая программа развития малого
предпринимательства на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).
Реализация Программы диктуется не только положением Федерального
закона от 14 июля 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом
Нижегородской области от 9 декабря 1997 г. № 99-З "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской
области", постановлением Правительства Нижегородской области N
315 от 16.12.2005 "Об утверждении Комплексной целевой программы
развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006 -
2010 годы", но и необходимостью решения социально-экономических
проблем района.
Программа представляет собой
комплексный план действий по созданию благоприятной сферы для
развития малого предпринимательства в районе на основе расширения
инфраструктуры поддержки.
-
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Целью данной
Программы является создание нормальных условий для развития малого
предпринимательства на основе эффективной поддержки на районном
уровне.
Основной задачей реализации Программы
является:
совершенствование нормативно-правовой
базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее поддержку;
преодоление административных барьеров
на пути развития предпринимательства;
разработка и внедрение прогрессивных
кредитно-инвестиционных механизмов;
обеспечение поддержки, в том числе
образовательной и финансовой, начинающих предпринимателей;
развитие предпринимательства в сфере
промышленности, строительства и сферы услуг;
совершенствование действующей системы
налогообложения субъектов малого предпринимательства;
продвижение продукции малых
предприятий на рынок.
Задачи решаются по следующим
направлениям:
1. Формирование благоприятной внешней
среды для развития малых предприятий.
2. Совершенствование
кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки.
3. Совершенствование и развитие
деятельности инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.
4. Информационное обеспечение
развития предпринимательства.
5. Реализация специальных программ.
Основное внимание по первому
направлению будет уделено совершенствованию нормативно-правовой базы,
регулирующей предпринимательскую деятельность, устранению излишних
административных барьеров на пути создания малых предприятий,
обеспечения условий для доступа субъектов малого предпринимательства
к формированию муниципального заказа, формированию положительного
имиджа предпринимательства в обществе.
В рамках второго направления будут
осуществлены мероприятия по развитию лизинга, кредитно-финансовых
механизмов с привлечением средств как из бюджета, так и из
внебюджетных источников на возвратной и безвозвратной основе,
льготного кредитования за счет компенсации 0,5 ставки Центрального
банка России из областного бюджета.
Будет развиваться имущественная
поддержка предпринимателей через усиление взаимодействия с комитетом
по управлению муниципальным имуществом в части использования
муниципального имущества для осуществления предпринимательской
деятельности.
По третьему направлению планируется
создание центров поддержки предпринимательства в районе, оказывающих
консультационные, информационные, образовательные, финансовые и
другие услуги. При этом упор будет делаться на опыт передовых
районов, где созданы и нормально функционируют дома малого бизнеса,
центры поддержки предпринимательства, аренды и другие, что даст
толчок подъему малых предприятий в районе.
По четвертому направлению
предусмотрены мероприятия по совершенствованию системы
экономико-статистического учета деятельности субъектов малого
предпринимательства. Планируется создание единой информационной базы
о малых предприятиях района для получения реальной картины уровня
развития малого предпринимательства.
По пятому направлению Программы
планируется проведение специальных семинаров, конкурсов, изучение
опыта передовых районов по развитию предпринимательства и внедрению
их опыта в районе.
Предполагается, что при формировании
районного бюджета на следующий год будут предусмотрены в его
расходной части затраты по финансированию мероприятий по развитию
малого предпринимательства.
3. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации
заявленных целей и задач Программы - это система скоординированных по
срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям
мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Структура программных мероприятий
представлена пятью разделами, которые обеспечивают комплексный подход
и координацию работ всех участников Программы. Главными приоритетами
по поддержке развития предпринимательства в районе на предстоящий
период станут:
обеспечение полной и доступной
информации о мероприятиях, направленных на развитие малого бизнеса;
соблюдение равных условий при
проведении конкурсов муниципальному заказу;
гласность об использовании средств,
выделенных на поддержку малого предпринимательства.
Отдел экономики, прогнозирования, цен
и поддержки новых экономических структур администрации района
координирует работу по исполнению мероприятий Программы.
4. СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация
мероприятий Программы рассчитана на период 2006 - 2010 гг. В течение
2006 - 2007 годов предполагается сконцентрировать усилия участников
Программы и финансовые ресурсы на завершение формирования целостной
системы, обеспечивающей развитие малого бизнеса в Сосновском районе,
в первую очередь на:
внедрение новых кредитно-финансовых
технологий и имущественную поддержку малого бизнеса;
развитие инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства в районе.
В течение 2008 - 2010 годов на основе
реализованных мероприятий планируется увеличение числа малых
предприятий, рост доли малого бизнеса в общем объеме производства
выпускаемой продукции оказываемых услуг за счет повышения
эффективности их деятельности.
5. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На реализацию
Программы полагаются средства из районного бюджета на возвратной
основе, а также привлечение средств из иных источников.
При реализации Программы по
привлечению заемных средств работать в тесном контакте с Павловским
отделением ВВБСБ РФ.
6. ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ходе реализации
Программы должны быть получены следующие конкретные результаты:
увеличение числа рабочих мест за счет
расширения производства на действующих и создания новых малых
предприятий. Обеспечение занятости социально незащищенных слоев
населения;
увеличение объемов налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней;
создание условий для полного выхода
малого бизнеса из сферы теневой экономики;
насыщение рынка качественными и
доступными для населения товарами и услугами;
создание механизма доступа малых
предприятий по эффективному использованию муниципальной
собственности;
формирование правовой среды в защиту
субъектов малого предпринимательства;
создание ассоциации предпринимателей;
привлечение дополнительных
внебюджетных инвестиций в сектор малого бизнеса.
В рамках реализации мероприятий
Программы предполагается обеспечить условие для развития действующих
и создания новых малых предприятий.
В результате реализации мероприятий
Программы предполагается:
Показатели
|
Ед. изм. |
Оценка 2005 г. |
Прогноз
|
|
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Количество
малых предприятий - всего
|
Ед.
|
60
|
65
|
68
|
70
|
72
|
75
|
Среднесписочная
численность работников по малым предприятиям (с учетом
индив. предпринимателей) - всего |
тыс. чел. |
1,414 |
1,51 |
1,59 |
1,69 |
1,79 |
1,88 |
Объем отгруженных
товаров собственного производства малыми предприятиями
|
млн руб. |
164,1
|
184,6
|
207,85 |
229,73 |
254,34 |
281,6
|
Налоговые поступления
от малого предпринимательства
(с учетом индивид. предпринимателей)
в местный бюджет района
|
млн руб. |
4,23
|
4,52 |
4,82 |
5,14 |
5,47 |
5,84 |
Доля налоговых
поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет района
по всем видам налогов достигнет 20%.
Доля производства товаров и услуг,
выпущенных по объектам малого предпринимательства в общем объеме
товаров и услуг, выпущенных в целом по району, увеличится до 30%.
Отраслевая структура малого
предпринимательства трансформируется в сторону увеличения
производства товаров и услуг. Предполагается структура к концу 2010
года:
- промышленность - 50%
торговля и общ. питание - 25%-
строительство - 10% др.
виды деятельности - 5%-
услуги (бытовые) - 10%-
Приложение
к Комплексной целевой программе
развития малого предпринимательства
Сосновского района на 2006 - 2010 гг.
┌───┬──────────────────────────┬──────────┬────────────────┬──────────────┐
│ № │ Наименование
мероприятий │ Срок │ Ответственный │
Источники │
│п/п│
│реализации│ исполнитель │финансирования│
├───┼──────────────────────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┤
│1. │Формирование
благоприятной│ 2006 - │Отдел экономики,│В
рамках│
│ │внешней среды
для развития│ 2010 гг. │прогнозирования,│ассигнований
│
│ │малого
│ │цен и поддержки│
│
│ │предпринимательства.
│ │новых │ │
│ │Разработка
проектов│ │экономических │
│
│ │постановлений
главы│ │структур (ОЭПЦ и│
│
│ │местного
самоуправления и│ │ПНЭС) │
│
│ │положений,
реализующих и│ │администрации │
│
│ │обеспечивающих
на│ │района │
│
│ │территории
района│ │ │
│
│ │эффективный
механизм: │ │ │
│
│ │-
предоставления в│ │ │
│
│ │пользование
земли,│ │ │
│
│ │основных
фондов, помещений│ │ │
│
│ │- льготного
предоставления│ │ │
│
│ │субъектам
малого│ │ │
│
│ │предпринимательства
│ │ │ │
│ │информационных
услуг │ │ │
│
│ │-
взаимодействия органов│ │ │
│
│ │власти и
местного│ │ │
│
│ │самоуправления
и│ │ │
│
│ │предпринимателей
│ │ │
│
│ │-
обеспечения равных│ │ │
│
│ │условий для
всех субъектов│ │ │
│
│ │малого
бизнеса. Создание│ │ │Увеличение
│
│ │условий для
здоровой│ │ │доходов
в│
│ │конкуренции
│ │ │бюджет
│
├───┼──────────────────────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┤
│2. │Разработка
проектов│ 2006 - │ОЭПЦ и ПНЭС,│В
рамках│
│ │нормативных
актов,│ 2010 гг. │отдел │ассигнований
│
│ │направленных
на│ │статистики, РОМБ│
│
│ │совершенствование
системы│ │ │
│
│ │налогообложения
субъектов│ │ │
│
│ │малого
│ │ │
│
│ │предпринимательства,
│ │ │ │
│ │включая