ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Чкаловского района от 22.02.2006 № 7
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА НА 2006 -
2010 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2006 г. № 7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА НА
2006 - 2010 ГОДЫ
С целью стабильного
функционирования и развития системы образования Чкаловского района, в
соответствии с Комплексной областной целевой программой развития
образования Нижегородской области на 2006 - 2010 годы Земское
собрание постановляет:
1. Утвердить прилагаемую районную
Программу развития системы образования Чкаловского района на 2006 -
2010 гг.
2. Администрации района
финансирование Программы производить, исходя из исполнения доходной
части районного бюджета.
Председатель Земского
собрания
М.Г.САФРОНОВ
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Чкаловского района
от 22.02.2006 № 7
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧКАЛОВСКОГО
РАЙОНА НА 2006 - 2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА НА 2006 - 2010 ГГ.
Наименование Программы
|
Программа развития
системы образования Чкаловского района на 2006 - 2010 гг.
|
Основание для разработки
Программы
|
Закон Российской Федерации "Об
образовании" в редакции 122-ФЗ от 22 августа 2004 года
|
Заказчик
|
Администрация Чкаловского
района
|
Основные разработчики
|
Отдел образования
|
Исполнители основных
мероприятий Программы
|
Отдел образования
администрации Чкаловского района, образовательные учреждения
|
Цель и задачи Программы
|
Цель - реализация полномочий
района в области образования в соответствии с
российским законодательством, обеспечение общедоступного
и бесплатного дошкольного, основного общего, среднего
(полного) и начального профессионального
образования, гарантированного Конституцией РФ, обеспечение
современного качества образования на основе сохранения
его фундаментальности и соответствия актуальным
и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Задачи:
- обеспечение государственных
гарантий доступности и равных возможностей
получения полноценного образования -
создание условий для повышения качества образования
- создание условий для
обеспечения районной системы образования
квалифицированными педагогическими кадрами
- управление развитием образования на
основе распределения ответственности между
субъектами образовательной политики -
формирование эффективных экономических отношений в
образовании - укрепление
материально-технической базы ОУ
|
Характер Программы,
ее статус
|
Программа носит
межведомственный характер и имеет статус районной
|
Сроки выполнения Программы
|
I этап - 2006 - 2008 гг.
II этап - 2009 - 2010 гг.
Предполагаемые объемы финансирования Программы за счет
средств районного бюджета: 2006 год - 700,0 тыс.
руб. 2007 год - 700,0 тыс. руб.
2008 год - 950,0 тыс. руб. 2009
год - 935,0 тыс. руб. 2010 год - 1035,0
тыс. руб. Объемы финансирования
Программы за счет районного бюджета могут
ежегодно корректироваться в соответствии с
финансовыми возможностями районного бюджета
|
Источники финансирования
|
Областной бюджет, местный
бюджет, внебюджетные фонды
|
Система организации
контроля за исполнением Программы
|
Администрация Чкаловского
района, Земское собрание
|
Предполагаемые результаты
реализации Программы
|
- достижение современного
качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства -
создание условий для
удовлетворения культурно-образовательных запросов
ребенка, семьи -
развитие социального партнерства, сотрудничества
между образовательными учреждениями и другими субъектами
социальной сферы для решения организационных,
финансовых, социально-педагогических проблем -
построение системы образования Чкаловского района,
ориентированной на инновационное развитие образования
Чкаловского района
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ
БАЗА
Программа развития
системы образования Чкаловского района на 2006 - 2010 гг. составлена
на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона РФ "Об образовании"
(с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от
22.08.2004 № 122-ФЗ).
-
-->
примечание.
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.12.2001 № 1756-р содержится в информационном банке
СПС --> Эксперт-приложение.
-
2. Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года (утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N
1756-р).
3. Закона РФ "Об основах системы
профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних".
4. Закона РФ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Постановления Правительства РФ "О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, и осуществлении контроля за его формированием и
использованием" (от 04.04.2002 № 217).
6. Закона РФ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6
октября 2003 г. № 131-ФЗ.
7. Закона РФ "О внесении
изменений в законодательные акты и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
8. Федеральных, областных,
муниципальных целевых программ: "Комплексная областная программа
развития образования в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы",
"Сельская школа Нижегородской области", "Одаренные
дети", "Здоровье и образование", "Профилактика
асоциального поведения детей", "Мое Отечество",
"Семья", "Компьютеризация ОУ и доступ в Интернет",
"Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и
правонарушений", "Противодействие употреблению наркотиков,
алкоголя и других психотропных веществ, их незаконному обороту".
ВВЕДЕНИЕ
Программа является
организационной основой муниципальной политики в области образования,
определяющей стратегию развития системы образования Чкаловского
района, и выступает методом управления процессом устойчивого развития
системы образования района.
Создание механизма устойчивого
развития системы образования влечет за собой ряд кардинальных
изменений. К их числу можно отнести:
- превращение образования в широкую
социальную сферу, которая, кроме традиционных задач обучения и
воспитания подрастающего поколения, берет на себя новые функции:
социально-преобразующую, социально-стабилизирующую,
оздоровительно-реабилитационную, социальной защиты и поддержки,
социально-адаптационную и культурологическую;
- перспективно-ориентированное
развитие системы образования, опережающей актуальную ситуацию,
современные запросы и предполагающей социально-педагогическое
прогнозирование, проектирование развития единого образовательного
пространства района, муниципальных образовательных учреждений разных
типов и видов, а также разработки основ и процедур
организационно-управленческого, научно-методического сопровождения,
мониторинга разработанных программ и проектов;
- необходимость достижения нового
качества системы образования на основе последних научных достижений;
- актуализацию, реализацию различных
форм социального партнерства, сотрудничества между образовательными
учреждениями и другими субъектами социальной сферы, что способствует
решению организационных, финансовых, социально-педагогических
проблем;
- возникновение и дальнейшее развитие
общественно-педагогического движения в защиту прав, свободы и
достоинства детей на основе взаимодействия педагогического
сообщества, родительской общественности и органов власти;
- осуществление деятельности в едином
образовательном пространстве Нижегородской области.
Данная Программа является документом,
определяющим позиции развития системы образования Чкаловского района
на перспективу до 2010 года. Реализует идею того, что образование
сегодня - деятельность, которой каждый человек для полноценного
социального существования и самореализации может заниматься в течение
жизни. На данный момент районная образовательная система является
системой, все элементы которой и отношения между ними имеют
образовательную природу, образуют единое образовательное и
воспитательное пространство.
КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
По состоянию на 1
января 2006 года в сети образовательных учреждений Нижегородской
области функционируют 36 учреждений образования с количеством
обучающихся и воспитанников более 3300 человек (приложение 1).
На 1 января 2006 года в Чкаловском
районе имеется 15 дошкольных образовательных учреждений с
численностью мест в них 1048. Число школ с дошкольными группами - 3.
В 2005 году прошла процедуру реструктуризации Андреевская начальная
школа.
Система образования представлена
многопрофильными учебными заведениями, разнообразными
образовательными программами общеобразовательного и специального
типов, квалифицированными педагогическими и управленческими
работниками.
Сохранена сеть общеобразовательных
учреждений, функционируют инновационные образовательные учреждения
(приложение 2), специальное заведение для детей с отклонениями в
развитии и здоровье, а также учреждения дополнительного образования
детей.
Анализ состояния образовательной
системы района за период с 2000-го по 2005 год позволяет установить
уровень ее соответствия состоянию государственной образовательной
системы и выявить ее специфические особенности с целью обеспечения
условий программного управления развитием дошкольного, общего и
дополнительного образования.
Развитие образования в районе носит
системный характер, в основе которого лежит программно-целевой
подход, и осуществляется в соответствии с задачами и принципами,
зафиксированными в Федеральном законе "Об образовании".
Управление образованием в Чкаловском районе осуществлялось с учетом
следующих специфических характеристик:
- низкоразвитый
социально-экономический комплекс района (большое количество
разнородных предприятий, имеющих разный уровень финансового
благополучия и стабильности и т.д.);
- относительно развитая
социально-культурная инфраструктура;
- ярко выраженная устойчивая
мотивация родителей на получение детьми качественного образования;
- осуществление перехода
муниципальных образовательных учреждений на юридическую и
финансово-экономическую самостоятельность;
- интеграция здравоохранения и
образования;
- относительная устойчивость
функционирования системы образования, обеспечивающаяся ее стабильным
финансированием.
Позитивными чертами развития системы
образования Чкаловского района можно назвать:
- создание единого образовательного
пространства района;
- сотрудничество большинства
педагогических коллективов с педагогической наукой Нижегородской
области и России, что существенно влияет на развитие профессиональной
компетентности педагогов;
- разнообразие образовательных
учреждений, учитывающих индивидуальные особенности учащихся и
образовательные потребности родителей;
- преемственность образовательных
программ образовательных учреждений разного типа и уровня;
- наличие собственной медицинской
службы в ряде образовательных учреждений района;
- активное участие школьников всех
возрастов в региональных, российских мероприятиях, стимулирование
интеллектуального, творческого развития учащихся;
- широкая сеть бесплатных, доступных
учреждений дополнительного образования.
К показателям сохранения высокой
результативности деятельности системы общего и дополнительного
образования можно отнести:
- определен порядок выявления и учета
детей, не посещающих образовательные учреждения. Создана комплексная
система индивидуальной профилактической работы в отношении
несовершеннолетних, длительное время не посещавших образовательные
учреждения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- успешность обучения школьников за
последние пять лет стабильно удерживается на уровне 99,2 - 99,5%,
количество учащихся, обучающихся на повышенные отметки, - 45,3%,
количество медалистов стабильно на протяжении 3 лет и составляет в
среднем 24 человека;
- возросла потребность в продолжении
образования выпускников основной и средней школы. Так, 46%
выпускников 9-х классов продолжили обучение в средней школе, 80%
выпускников 11-х классов - в высших и средних профессиональных
учреждениях;
- 88% обучающихся получают бесплатное
дополнительное образование;
- стабильно возрастает количество
детей и подростков, оздоровленных в городских и загородных лагерях (в
т.ч. и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации), - 101,8%;
- стабильно действует система
трудовых отрядов школьников;
- в районе сложилось уникальное по
своим качествам педагогическое сообщество: 86,6% педагогов имеют
высшее образование, 75,7% - высшую и первую квалификационную
категорию (приложение 3);
- завершился процесс перехода
образовательных учреждений на юридическую и финансово-экономическую
самостоятельность;
- образовательные учреждения общего и
дополнительного образования успешно прошли процедуру лицензирования,
100% - процедуры аттестации и аккредитации;
- управление системой образования
основывалось на участии всех субъектов (обучающихся, их родителей и
педагогов) образовательного процесса.
Вместе с тем необходимо назвать ряд
противоречий, требующих своевременного решения:
1. Между необходимостью дальнейшего
развития и укрепления единого образовательного пространства района и
трудностями, обусловленными разноведомственной подчиненностью
образовательных учреждений.
2. Между постоянно возрастающими
требованиями родителей и работодателей к качеству образования и
возможностями детских садов, общеобразовательных школ и учреждений
дополнительного образования для детей района.
3. Между возрастающими требованиями к
педагогу как профессионалу и сохраняющимся его низким социальным
статусом, обусловленным неадекватной оплатой труда, а также
устойчивой тенденцией старения педагогических кадров.
4. Между необходимостью долгосрочного
планирования развития образования и неопределенностью перспективных
социальных изменений.
5. Между современными требованиями к
материально-технической оснащенности образовательного процесса, его
компьютеризации (приложение 4) и старением материально-технической
базы учреждений образования.
6. Между увеличивающейся физической и
психоэмоциональной нагрузкой учащихся и педагогов и недостаточностью
условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников
образовательного процесса, ведения профилактической работы в данном
направлении.
Дальнейшая модернизация общего и
дополнительного образования в районе предполагает обновление целей,
содержания и технологий. Это требует создания механизма устойчивого
развития всей системы образования для обеспечения ее соответствия
образовательным потребностям горожан и тенденциям развития района в
целом.
ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ
Главная цель
районной образовательной политики - обеспечение современного качества
образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства. Под современным качеством образования понимается:
- соответствие целей и результатов
общего образования современным социальным требованиям, связанным с
переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной
экономикой; это предполагает ориентацию на усвоение учащимися
заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к
самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на
основе использования освоенного социального опыта;
- соответствие содержания образования
целям образования, познавательным возможностям всех учащихся,
повышение уровня доступности содержания образования, создание
дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в
интересующих их образовательных областях, повышение уровня
востребованности обществом результатов школьного образования во
"внешкольной" и "послешкольной" деятельности
учащихся;
- соответствие воспитательных систем
образовательных учреждений основным ориентирам государственной
политики в области воспитания: формирование у школьников гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- соответствие условий
образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся
и обеспечения психологического комфорта для всех участников
образовательного процесса.
Для достижения указанной цели будут
решаться следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
1. Обеспечение государственных
гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного
образования.
2. Создание условий для повышения
качества образования.
3. Создание условий для обеспечения
районной системы образования квалифицированными педагогическими
кадрами.
4. Управление развитием образования
на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики.
5. Формирование эффективных
экономических отношений в образовании, укрепление
материально-технической базы образовательных учреждений.
1. Обеспечение
государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения полноценного
образования
Обеспечение гарантий
доступности и равных возможностей получения полноценного основного
общего и дополнительного образования осуществляется системой
образования района, представляющей собой совокупность
взаимодействующих преемственных образовательных программ и
государственных образовательных стандартов (включая федеральный и
национально-региональный компоненты), сетью реализующих их
образовательных учреждений и органом управления образованием района.
Полноценность образования
определяется его содержанием, обеспечивающим адекватный мировому
уровень общей культуры, формирование у обучающегося соответствующей
современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины
мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру,
формирование человека и гражданина, способного к включению в
современное общество, ориентированного на самоопределение и
самореализацию.
Гарантии доступности и равных
возможностей получения полноценного образования могут быть
реализованы через:
- реализацию образовательных программ
начального и основного общего образования в общеобразовательных
учреждениях;
- создание условий для получения
среднего общего (полного) образования;
- создание условий для получения
образования в различных формах (очной, очно-заочной, заочной, в форме
семейного образования, самообразования, экстерната);
- развитие системы дополнительного
образования как неформального, заданного личностной ориентацией,
профильностью, практической направленностью, многофункциональностью и
разноуровневостью, разнообразием содержания, форм и методов;
- развитие системы
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
- создание образовательного
пространства для детей, нуждающихся в государственной защите, и детей
с проблемами в здоровье и развитии;
- создание образовательного
пространства для одаренных детей;
- формирование механизмов
межведомственного взаимодействия и взаимодействия с органами
исполнительной власти для решения проблем образования.
2. Создание условий
для повышения качества образования
Современное общество
нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего
человека. Для достижения этого необходимы расширение прав ребенка и
родителей, уважение к личности ребенка, учет образовательных
интересов каждого ученика, соответствие образовательного процесса
возрасту, обеспечение полноценного психического и физического
развития, охрана здоровья детей.
В обществе сложилось новое понимание
главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию,
обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее
созидание. Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса
задач, среди которых основными являются: обучение деятельности, то
есть умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их
достижения и оценивать результаты своих действий; формирование
личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных
качеств, познавательных мотивов деятельности; формирование картины
мира, адекватной современному уровню знаний о роли и месте каждой
науки в системе наук, целостное представление о мире (природе -
обществе - о самом себе).
Стратегия модернизации общего
образования определила его основные направления: интеграция учебного
содержания, развитие пользовательских навыков в информационных
технологиях, формирование коммуникативных компетентностей (в сфере
родного и иностранных языков).
Общее образование призвано создать
условия для формирования у ребенка способности нести личную
ответственность за собственное благополучие и благополучие общества,
формирования социальной мобильности и адаптации.
В начальной школе направленность на
формирование инициативности, ответственности и самостоятельности
должна выступать как главный приоритет с самого начала обучения.
Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте
является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом
образовательный процесс нацелен на становление учебного сообщества,
то есть группы детей, объединяющихся для совместного выполнения
заданий.
Внутри учебного сообщества создаются
условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с
другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого
ученика. Основным педагогическим средством при этом является
пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по
становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений.
Оценивание педагога отражает процесс продвижения ребенка, а не
уровень, достигнутый им на данный момент.
Варианты образовательных программ
школы, способы построения предметно-пространственной среды, учебного
сообщества и системы оценивания, возможности включения родителей в
образовательный процесс являются основными направлениями для
повышения качества образования в начальной школе.
Результатом образования в основной
школе является способность учащегося к осуществлению ответственного
выбора собственной индивидуальной траектории (или профессиональной
траектории, если основная школа становится последним этапом школьного
образования).
Необходимым условием достижения
заявленного результата образования выступает построение основной
школы на основе множественности видов деятельности, предлагаемых
учащимся. Структурообразующим принципом является формирование у
обучающихся проектной деятельности как ведущей на этапе основной
школы.
Проект в контексте образования есть
результативное действие, совершаемое в специально организованных
педагогом условиях. Специально организованные условия позволяют
ребенку действовать самостоятельно, получать результат, анализировать
его, предъявлять окружающим и планировать образовательную
перспективу. В связи с этим возникает необходимость использования
предметных навыков как средства реализации проекта.
Основной компетентностью,
формирующейся к концу основной школы, является способность к созданию
собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией
на восприятие другим человеком. В данном понимании может быть
выделена структура компетентности:
- социальная компетентность -
способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативная компетентность -
способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- предметная компетентность -
способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей
человеческой культуры.
Образовательный процесс, построенный
в соответствии с динамикой возрастного развития обучающихся в
основной школе, определяет ожидаемые результаты. Подросток:
- обладает соответствующими
компетентностями, позволяющими ему успешно социально адаптироваться;
- обладает определенным социальным
опытом, позволяющим ориентироваться в окружающем мире и
взаимодействовать с окружающими людьми;
- умеет делать осознанный выбор (на
уровне имеющейся информации и опыта) и несет ответственность за него;
- понимает ценность образования,
мотивирован к его продолжению независимо от выбираемого дальнейшего
жизненного пути, способен к активной адаптации на рынке труда;
- имеет гражданскую ответственность,
правовое самосознание, духовность и культуру, инициативен,
самостоятелен, толерантен.
Старшая школа является особым
образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны,
завершается выполнение обществом его обязательной функции по
формированию социально адаптированной личности подростка, а с другой
стороны, реально происходит (в силу достижения соответствующего
возраста) социальное, профессиональное и гражданское самоопределение.
Концепция модернизации общего
образования в отношении старшей школы определила принципы стратегии:
- целенаправленная установка на
формирование социально грамотной и социально мобильной личности,
четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе
спектр имеющихся возможностей, ресурсов и способной успешно
реализовать избранную позицию в социальном пространстве;
- постепенная переориентация
образовательного процесса с преимущественной трансляции системы
знаний, умений и навыков к созданию условий для становления комплекса
компетенций, которые рассматриваются как способности человека
реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и
коммуникационного пространства.
Исходя из этого формируются новые
принципы и методология организации образовательного процесса в
старшей школе, который с необходимостью должен включать в себя
индивидуальные формы учебной деятельности, выработку
проектно-исследовательских навыков, самоопределение старшеклассника в
отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В начальной и основной школе ведущий
акцент необходимо сделать на педагогических составляющих образования,
модернизация старшей школы - это преимущественно управленческая
задача, задача управления экспериментальной проработкой новых форм
организационно-методического сопровождения образовательного процесса.
Главная управленческая функция в отношении старшей школы заключается
в создании условий и механизмов для самореализации подростков, в
формировании адекватной для этой цели предметно-пространственной
среды.
Обеспечение полноценного физического
развития, охрана здоровья детей в образовательных учреждениях
осуществляется через:
- обеспечение условий безопасного
функционирования образовательных учреждений, летних лагерей труда и
отдыха (городских и загородных) в соответствии с требованиями
санитарных правил и норм, Государственного пожарного надзора,
инспекции по охране труда;
- организацию работы по проведению
мероприятий, предотвращающих чрезвычайные ситуации;
- осуществление условий для
организации медицинского обслуживания обучающихся;
- обеспечение условий для организации
полноценного питания обучающихся.
Качество образования обеспечивается
разработкой и реализацией программ материально-технического
обеспечения в соответствии с образовательными программами.
3. Создание условий
для обеспечения районной системы
образования квалифицированными
педагогическими кадрами
С целью обеспечения
системы образования высококвалифицированными кадрами необходимо
оптимизировать структуру и совершенствовать организацию
научно-методического сопровождения, возможностей повышения
квалификации и переподготовки педагогов. Для этого следует создать
систему анализа состояния кадрового обеспечения, прогнозирования
изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося
кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.
Обеспечение повышения статуса и
профессионализма педагогических работников может осуществляться по
следующим направлениям:
- участие профессиональных
педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в
управлении образованием, в выработке принципов и направлений
образовательной политики;
- введение персонифицированного
финансирования повышения квалификации педагога на основе его
собственного выбора места дополнительного профессионального
образования не реже одного раза в пять лет;
- реорганизация методической службы,
построение ее деятельности на принципах сетевой организации и
маркетинга;
- организация и проведение всеобуча
по информационным технологиям для управленческих и педагогических
работников, использование информационных и коммуникативных технологий
в образовательном процессе;
- переподготовка и повышение
квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного
обучения в старшей школе;
- подготовка педагогов к
использованию новых средств измерения качества образования.
В частности, следует повысить
квалификацию педагогических и руководящих работников, обеспечивающую
освоение принципов и технологий взаимодействия с семьями обучающихся,
иными социальными партнерами, развитие позитивного информационного
поля образования.
Переподготовка и повышение
квалификации специалистов образовательной системы направлены на
осознание позиции: насколько сам учитель соответствует понятию
"гражданин демократического открытого общества" и отвечает
требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
4. Управление
развитием образования
на основе распределения
ответственности между
субъектами образовательной политики
Управление развитием
образования необходимо выстраивать так, чтобы обеспечить открытость
образования как муниципально-общественной системы, усилить роль всех
субъектов образовательной политики и их взаимодействие в модели
взаимной ответственности в сфере образования. Усиление роли
общественных организаций (попечительских советов образовательных
учреждений, районного совета директоров ОУ, координационного совета
по вопросам образования) позволяет расширить публичность деятельности
образовательных учреждений и органов управления образованием как в
структуре, содержании образования, так и в части использования
бюджетных и внебюджетных средств. Продолжение работы по развитию
практики информационных дней, информированию населения о состоянии и
направлениях развития системы образования, созданию условий
общественного диалога по проблемам становления образовательного
сообщества, осуществлению презентации опыта муниципальных
образовательных учреждений, по формированию образовательного
сообщества на уровне муниципалитета способствует управлению развитием
образования на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики. Социальными составляющими системы
образования являются социальное партнерство, попечительство и само
образовательное сообщество.
В современных условиях управление
образованием - это прежде всего управление процессом его развития.
Необходимо создать единую систему образовательной статистики,
показателей качества образования и систему мониторинга образования.
Эффективность управления районной образовательной системой может быть
достигнута за счет интегрированной системы сбора информации, ее
обработки, анализа и хранения.
Формирование оптимальной модели
управления образованием предполагает четкое распределение и
согласование компетенций, прав и ответственности всех субъектов
образовательной политики.
Система образования является сферой
взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов
и граждан. Каждый из объектов образовательных взаимоотношений должен
иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы
образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за
создание условий, необходимых для выполнения системой образования
своих социальных и образовательных функций.
5. Формирование
эффективных экономических отношений
в образовании, укрепление
материально-технической
базы образовательных учреждений
Эффективность
экономических отношений и затрат определяется системностью
планирования обеспечения расходов по развитию материального ресурса,
выделением оснований для сочетания неотложных и перспективных
направлений развития, сочетанием усилий по материально-техническому и
учебно-наглядному обеспечению, совпадением научно-методических
исследований, разработок, повышения квалификации педагогических
кадров с объективными потребностями практики образования и
эффективностью затрат.
Важнейшими элементами формирования
эффективных экономических механизмов модернизации и развития
образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему
финансирования системы образования, должны стать:
- введение нормативного бюджетного
финансирования общего среднего образования с учетом обеспечения
государственных образовательных стандартов и необходимых условий
образовательного процесса;
- увеличение разнообразия
организационно-правовых форм образовательных учреждений и
организаций;
- расширение на базе образовательных
учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе
для населения, как средства удовлетворения повышенного
образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования
образовательных учреждений, стимулирования инновационных
образовательных процессов;
- последовательная реализация
принципа экономической автономии учебных заведений при введении
казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных
учреждений;
- обеспечение прозрачности финансовой
деятельности образовательных учреждений, повышение их
финансово-экономической ответственности.
Повышение экономической
самостоятельности образовательных учреждений, система социального
партнерства позволят увеличить долю затрат, непосредственно связанных
с образовательным процессом, из внебюджетных поступлений
образовательных учреждений. В связи с этим необходимо разработать и
организовать муниципальную систему (многоуровневую модель) поощрения
предприятий, организаций и других социальных партнеров,
обеспечивающих поддержку и развитие образования. В настоящий период в
связи с постепенным переходом на новые юридические и экономические
условия существования образовательные учреждения должны осваивать
дополнительные услуги, в том числе и платные. Среди услуг особое
место должны занимать консультации и диагностические исследования,
проводимые по заказу руководителей образовательных учреждений,
педагогов, родителей, учащихся. Востребованы также услуги по обучению
педагогов перспективным педагогическим и управленческим технологиям,
социологические и психолого-педагогические исследования, экспертизы
инноваций, внедряемых в образовательных учреждениях района,
разработка диагностического материала для проведения мониторинговых
исследований различной направленности, предоставление тестовых
пакетов и методик контроля за качеством образовательного процесса,
оказание помощи в проектировании образовательных программ и программ
развития образовательных учреждений, формирование информационных баз
данных по запросам учреждений или отдельных педагогов.
Для развития материально-технических
условий образования необходимо разработать механизмы эффективного
использования финансовых ресурсов, поступающих из областного и
муниципального бюджетов в муниципальные образовательные учреждения,
привлечения дополнительных финансовых средств, направленных на
развитие образовательного процесса и оплату труда, оптимизации сети
образовательных учреждений в соответствии с учетом демографического и
социально-экономического состояния района. Особое место в развитии
материально-технической базы образовательных учреждений должно
отводиться обеспечению безопасных условий пребывания.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Достижение
современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства.
2. Гарантия доступности и равных
возможностей получения полноценного качественного образования.
3. Создание условий для
удовлетворения культурно-образовательных запросов ребенка, семьи и
районного сообщества.
4. Осуществление деятельности в
едином образовательном пространстве Нижегородской области.
5. Развитие различных форм
социального партнерства, сотрудничества между образовательными
учреждениями и другими субъектами социальной сферы для решения
организационных, финансовых, социально-педагогических проблем.
6. Достижение высокого уровня
эффективности экономических отношений в образовании.
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010
ГОДЫ
┌────────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────────────┬──────────┬──────────────┬───────────────────┐
│ Цели │
Задачи │ Ключевые действия │
Срок │Ответственные │ Ожидаемые │
│ │ │
│исполнения│
исполнители │ результаты │
├────────────────┴───────────────────┴────────────────────────────────────────┴──────────┴──────────────┴───────────────────┤
│ 1.
Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей
│
│ получения
полноценного образования
│
├────────────────┬───────────────────┬────────────────────────────────────────┬──────────┬──────────────┬───────────────────┤
│1.1. Сохранение│1.1.1.
Создание в│1. Анализ социально-демографической│
2006 - │РОО │Основание для учета│
│гарантий │районе
системы│тенденции в районе на период до 2010│
2010 гг. │ │детей в возрасте от│
│доступности │учета
детей в│года │
│ │6,5 до 15 лет │
│качественного
│возрасте от 6,5 до│2. Создание банка информационных
данных│ 2006 - │РОО │
│
│образования │15
лет, обязанных│о детях в возрасте от 6,5 до 15 лет,│
2010 гг. │ │ │
│каждому
ребенку│посещать │проживающих на территории
Чкаловского│ │ │
│
│до 18 лет
│общеобразовательные│района
│ │ │ │
│ │учреждения
в│3. Разработка и совершенствование│ 2006
- │РОО │ │
│ │соответствии
│механизмов взаимодействия управления│ 2007 гг.
│ │ │
│ │с
Законом РФ "Об│образованием, системы здравоохранения
и│ │ │ │
│ │образовании"
│социальной защиты по формированию банка│
│ │ │
│ │ │данных
о детях в возрасте от 6,5 до 15│ │
│ │
│ │ │лет,
проживающих на территории│ │
│ │
│ │ │Чкаловского
района │ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│
│ │1.1.2.
Реализация│1. Своевременное выявление и учет│Постоянно
│РОО, директора│Обеспечение │
│ │практических
мер по│подростков "группы риска" и семей, не│
│школ │посещения всеми│
│ │профилактике
│обеспечивающих должного воспитания, для│
│ │детьми в возрасте│
│ │безнадзорности,
│организации психолого-педагогической и│ │
│от 6,5 до 15 лет│
│ │отсева
учащихся из│медико-социальной помощи и сопровождения│
│ │общеобразовательных│
│ │общеобразовательных│обучения
│ │
│учреждений │
│ │учреждений
│2. Создание банка данных на детей в│ 2006
г. │РОО, директора│ │
│ │ │возрасте
от 6,5 до 15 лет, не посещающих│ │школ
│ │
│ │ │общеобразовательные
учреждения, для│ │ │
│
│ │ │организации
своевременной работы по│ │ │
│
│ │ │возвращению
этих детей в│ │ │
│
│ │ │общеобразовательные
учреждения │ │ │
│
│ │ │3.
Участие в реализации муниципальных│ Согласно │РОО,
директора│ │
│ │ │программ:
"По укреплению общественного│ плану │школ
│ │
│ │ │порядка
и усилению борьбы с│реализации│
│ │
│ │ │преступностью",
"Профилактика│ программ │ │
│
│ │ │безнадзорности
и правонарушений"│ │ │
│
│ │ │сиротства
│ │ │
│
│ │ │4.
Мониторинг работы образовательных│ Ежегодно │РОО
│ │
│ │ │учреждений
по профилактике раннего│ │ │
│
│ │ │отсева
│ │
│ │
│ │ │
│ │ │
│
-
- -->
примечание.-
Нумерация пунктов дана
в соответствии с официальным текстом-
документа.-
│ │1.3.
Создание│1. Создание нормативно-правовой и│
II │РОО │Обеспечение │
│ │условий
для│методической базы для реализации│
квартал, │ │реализации прав│
│ │получения
│различных форм образования: очной,│
ежегодно │ │обучающихся на│
│ │образования
в│заочной, очно-заочной, в форме семейного│
│ │выбор различных│
│ │различных
формах │образования, самообразования, экстерната│
│ │форм получения│
│ │ │2.
Психолого-педагогическое и│ 2006 г. │РОО, ИДЦ
│образования │
│ │ │методическое
сопровождение реализации│ │ │
│
│ │ │различных
форм образования: очной,│ │ │
│
│ │ │заочной,
очно-заочной, в форме семейного│ │
│ │
│ │ │образования,
самообразования, экстерната│ │ │
│
│ │ │1.
Функционирование постоянно│ 2006 - │РОО
│ │
│ │ │действующей
районной ПМПК │ 2010 гг. │ │
│
│ │ │2.
Создание психолого-медико-│ 2006 - │ПМПК
│ │
│ │ │педагогических
консилиумов в│ 2007 гг. │ │
│
│ │ │общеобразовательных
учреждениях │ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│
│ │1.1.4.
Развитие│1. Исполнение Федерального закона "О│
2006 - │ПМПК, │Обеспечение │
│ │системы
психолого-│государственном банке данных о детях,│
2008 гг. │директора │качественного │
│ │педагогического
и│оставшихся без попечения родителей" │
│школ │психолого- │
│ │медико-социального
│2. Развитие школы-интерната, создание│ 2006 - │РОО,
директор│педагогического и│
│ │сопровождения
│групп для детей-сирот │ 2008 гг.
│СКОШИ │медико-социального │
│ │образовательного
│3. Организация информационной работы с│ 2006 -
│РОО, директор│сопровождения │
│ │процесса
│гражданами по привлечению внимания к│ 2010
гг. │СКОШИ │образовательного │
│ │ │различным
формам организации детей-сирот│ │
│процесса и│
│ │ │и
детей, оставшихся без попечения│ │
│психолого- │
│ │ │родителей
│ │
│педагогической и│
│ │ │4.
Функционирование приемной семьи │ 2006 - │РОО,
родители│медико-социальной │
│ │ │
│ 2010
гг. │(законные │помощи населению │
│ │ │
│ │представители)│
│
│ │ │
│ │ │
│
│ │1.1.5.
Создание│1. Использование возможностей│
2006 - │РОО, директор │Обеспечение │
│ │образовательного
│образовательного учреждения VIII вида │ 2010 гг. │ОУ
VIII вида │гарантий получения│
│ │пространства
для│2. Ведение банка данных о│ 2006 -
│РОО, директора│образования детям,│
│ │детей,
нуждающихся│детях-инвалидах для обеспечения их │
2010 гг. │ОУ │нуждающимся в│
│ │в
государственной│образовательных потребностей (домашнее│
│ │государственной │
│ │защите,
социальной│обучение по индивидуальным учебным│
│ │защите, социальной │
│ │поддержке,
опеке и│планам и программам, семейное обучение,│
│ │поддержке, опеке и│
│ │попечительстве
│экстернат, дополнительное образование) │ │
│попечительстве │
│ │1.1.6.
Создание│3. Организация в школах занятий│
2006 - │Директора школ│Обеспечение │
│ │образовательного
│физкультурой для детей, отнесенных по│ 2010 гг. │
│гарантий получения│
│ │пространства
для│состоянию здоровья к специальным│
│ │образования детям с│
│ │детей
с проблемами│медицинским группам │
│ │проблемами в│
│ │в
здоровье и│4. Организация дополнительных│
2006 - │Директора ОУ │здоровье и│
│ │развитии,
│образовательных услуг для детей с│ 2010
гг. │ │развитии, │
│ │дезадаптированных
|