АДМИНИСТРАЦИЯ
БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2006 г. № 39
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ
И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003
года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях дальнейшего
повышения готовности системы выявления, оценки и контроля за
радиационной, химической, эпидемиологической обстановкой, за
промышленными выбросами (сбросами) при крупных производственных
авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, возникновении очагов
особо опасных инфекций администрация Бутурлинского района
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об
организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской
обороны Бутурлинского района (далее - Положение).
2. Признать утратившими силу:
- постановление администрации
Бутурлинского района от 27.12.1999 № 49 "О сети наблюдения и
лабораторного контроля Бутурлинского района".
3. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на сектор по делам ГОЧС района.
Глава местного
самоуправления
Н.А.ЧИЧКОВ
Утверждено
постановлением
администрации Бутурлинского района
от 07.04.2006 № 39
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И
ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО
РАЙОНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение
определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на
территории Бутурлинского района (далее - СНЛК).
СНЛК является составной частью сил и
средств наблюдения и лабораторного контроля территориальной
подсистемы Нижегородской области единой государственной системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее - РСЧС).
Выполнение стоящих перед СНЛК задач и функциональных обязанностей
(приложение 1) является обязательным для всех организаций, включенных
в структуру СНЛК (приложение 3).
Координацию деятельности СНЛК
осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области
(далее - КЧС).
Общее руководство сетью наблюдения и
лабораторного контроля гражданской обороны осуществляет комитет
гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области во
взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской
области (далее - ГУ МЧС) (в рамках своих полномочий).
Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК
(далее - УСНЛК) осуществляют соответствующие органы и организации,
включенные в структуру СНЛК.
Взаимодействие учреждений СНЛК
строится на основе заключения соглашений об информационном
взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской
области и комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности
Нижегородской области.
Наблюдение и лабораторный контроль
гражданской обороны в Нижегородской области организуются и проводятся
с целью:
- своевременного обнаружения и
индикации радиоактивного, химического, биологического
(бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого
и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды
(воздуха, почвы, воды, промышленных выбросов, отходов производства,
открытых водоемов, растительности и пр.) при чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени;
- своевременного обнаружения и
индикации химического заражения в возвратных водах, промышленных
выбросах, почвах и отходах производства;
- принятия экстренных мер по защите
населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных
веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно
химических опасных веществ (далее - АХОВ), биологических
(бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
СНЛК формируется на основе
организаций, функционирующих на территории Нижегородской области.
Координацию деятельности УСНЛК в муниципальных образованиях
осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Перечень конкретных организаций устанавливается органами местного
самоуправления.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И
ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И
ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Функционирование
СНЛК области осуществляется в трех режимах:
- в режиме повседневной деятельности
(мирное время, нормальная радиационная, химическая,
микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий,
эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме
задач, установленных для данного учреждения. Информация о результатах
наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному
регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности;
- в режиме повышенной готовности
(ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической,
микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической
обстановки), прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации
и угрозе начала войны - в объеме задач, предусмотренных настоящим
Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в
объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность,
продовольствие, пищевое и фуражное сырье и т.д.) РВ, АХОВ в
концентрациях (уровнях радиации), превышающих критерии экстремально
высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения,
предельно-допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и
бактериальных средств (БС); о случаях, опасных для жизни и здоровья,
инфекционных заболеваниях людей, животных и растений; о случаях
экстремально высокого загрязнения природной среды передается
учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и
одновременно в соответствующее территориальное управление по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в
сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более
4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим
каналам связи.
Состав и конкретные формы
представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого
учреждения СНЛК вышестоящей организацией по согласованию с головной
организацией и закрепляются соответствующей инструкцией;
- в режиме чрезвычайной ситуации
(возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время,
применение противником современных средств поражения в военное время)
наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач,
предусмотренных настоящим Положением. Экстренная информация об
обнаружении в возвратных водах, промышленных выбросах, отходах
производства и почвах, объектах окружающей среды (воздухе, почве,
воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье промышленных
выбросов, отходов производства РВ, АХОВ в количествах, значительно
превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их
отсутствии) фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о
массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении)
людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей
среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по
подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации
(уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном
виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным
подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления
о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии
обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если иные
сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Основу СНЛК составляют головные
(наиболее подготовленные к выполнению задач) организации, указанные в
приложении 2 к настоящему Положению.
Головные организации выполняют
следующие задачи:
- осуществляют сбор, обобщение и
анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом
(бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой
воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- определяют зараженность объектов
окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья,
питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию ВС;
- разрабатывают
нормативно-методическую документацию для подведомственных учреждений
СНЛК;
- осуществляют методическое
руководство подведомственными учреждениями СНЛК при проведении всех
видов лабораторных исследований;
- организуют подготовку
(переподготовку) специалистов СНЛК.
Головные организации СНЛК являются
подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в
готовность 6 - 8 часов.
3.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
ПОДГОТОВКА КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕТИ
НАБЛЮДЕНИЯ
И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ
Оснащение учреждений
СНЛК согласно табелю лабораторным оборудованием, химическими
реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения
задач в мирное время производится в установленном законодательством
Российской Федерации порядке за счет средств соответствующих
бюджетов.
Приборы радиационной, химической
разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты
распределяются в соответствии с табелями оснащения на военное время.
Приборы, лабораторное оборудование,
реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое
не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется
для решения задач на военное время (чрезвычайные ситуации мирного
времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используется
только по прямому назначению и обновляется в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов
питания, пищевого сырья, питьевой воды, поверхностных и возвратных
вод, почв и отходов производства, установление вида микроорганизмов и
токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма
человека; исследование пищевого и фуражного сырья, а также
диагностика заболеваний животных и птиц; лабораторный контроль (кроме
БС) объектов окружающей среды проводятся по методикам, утвержденным в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Готовность учреждений СНЛК к решению
возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими вышестоящими
организациями путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время
и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым
оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку)
специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Подготовка и переподготовка
специалистов организуются и проводятся организациями по планам и
программам, согласованным с ГУ МЧС.
В целях совершенствования готовности
учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и
тренировки.
Годовые отчеты о работе и состоянии
готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие
организации по подчиненности в установленные сроки, а также в ГУ МЧС
ежегодно до 10 января.
Финансовое обеспечение деятельности
СНЛК осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных
средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной
законодательством Российской Федерации на территории Нижегородской
области.
Финансирование мероприятий с участием
СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий производится в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Приложение 1
к Положению об организации сети
наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Бутурлинского
района
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И
ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО
РАЙОНА
1. Филиал ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии по Бутурлинскому району":
- проведение
санитарно-эпидемиологической разведки на границе и в зоне влияния
очага массового поражения формированиями, создаваемыми на базе ФГУЗ
"Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области"
(санитарно-эпидемиологического отряда, санэпидбригад, групп
эпидемиологической разведки);
- установление вида
микробиологических средств боевых рецептур в военное время и
возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях
мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды,
продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалах,
взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
- осуществление идентификации
выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области");
- проведение санитарной экспертизы
продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, БС
и АХОВ, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по
назначению;
- измерение мощности доз
радиоактивного излучения на местности в районе расположения
учреждения;
- определение удельной и объемной
активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и
пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного
состава исследуемых проб;
- определение зараженности
продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АХОВ.
2. ГУНО "Бутурлинское
госветуправление" комитета Государственного ветеринарного
надзора Нижегородской области (далее - комитет):
- проведение ветеринарной разведки на
объектах сельского хозяйства;
- установление наличия (на основе
косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное
время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при
чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- проведение ветеринарно-санитарной
экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя
сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ с
выдачей заключения о возможности использования их по назначению;
- проведение лабораторных
исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
- измерение мощности доз
радиоактивного излучения на местности в районе расположения комитета;
- установление факта заражения
животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного
сырья и воды РВ, ОВ, АХОВ и осуществление их индикации;
- отбор для ветеринарного надзора
проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также
материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, БС,
АХОВ, и в сомнительных ситуациях доставка их в головные учреждения
для лабораторных исследований и проведения санитарно-ветеринарной
экспертизы.
3. Посты радиационного и химического
наблюдения на предприятиях всех форм собственности осуществляют
наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для
своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ, АХОВ и
их индикацию.
На объектах экономики, в
образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального
образования создаются по одному посту радиационного и химического
наблюдения (далее - РХН). В каждом муниципальном районе и
категорированном городе создаются по три территориальных поста РХН, в
г. Дзержинске пять постов РХН, в г. Нижнем Новгороде - по три поста
РХН в каждом районе города.
4. Учреждения СНЛК должны иметь
следующий комплект документации:
- ведомственное Положение
(инструкция) о работе СНЛК;
- соответствующий штат и табель
оснащения;
- план перевода учреждений с мирного
на военное положение;
- план подготовки и развития
учреждения на текущий год и на перспективу;
- схему оповещения, сбора личного
состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;
- функциональные обязанности
специалистов учреждения;
- перечень особо опасных заболеваний
и поражений людей, животных и растений;
- перечень АХОВ, нарабатываемых на
химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и в
комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской
области;
- перечень потенциально опасных
объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
- инструкция о порядке ведения
радиационного, химического, биологического (бактериологического)
наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении)
объектов окружающей среды;
- инструкция о порядке передачи
информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со
схемой связи;
- методики отбора проб и проведения
исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ, определенных перечнем
особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;
- нормы допустимых уровней
радиоактивного заражения (загрязнения), предельно-допустимых
концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, природной воде,
поверхностных и подземных водах, продовольствии; в пищевом и фуражном
сырье на мирное и военное время;
- карта (схема) контролируемого
района для отображения радиационной, химической и биологической
(бактериологической) обстановки;
- журнал регистрации отобранных
(поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического,
биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- инструкция по мерам безопасности
при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС, АХОВ;
- формализованные документы, табели
срочных донесений для передачи информации по подчиненности в ГУ МЧС и
комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской
области.
Приложение 2
к Положению об организации сети
наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Бутурлинского
района
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И
ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО
РАЙОНА
Филиалы ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области":
1. Филиал ФГУЗ" Центр гигиены и
эпидемиологии в Нижегородской области" в Кстовском,
Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском
районах.
Комитет Государственного
ветеринарного надзора Нижегородской области - головная организация.
1. ГУНО "Госветуправление
Бутурлинского района", района".
Приложение 3
к Положению об организации сети
наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Бутурлинского
района
СТРУКТУРА
СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО
КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
Функционирование
СНЛК осуществляется в 3 режимах:
А. Режим повседневной готовности
(отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий). Наблюдение и
лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для
данного учреждения вышестоящим органом. Информация представляется по
установленному регламенту в вышестоящую по подчиненности организацию.
Б. Режим повышенной готовности
(ухудшение производственно-промышленной, микробиологической,
радиационной, химической, гидрометеорологической обстановки), прогноз
о возможном возникновении ЧС. Наблюдение и контроль проводятся в
объеме задач, предусмотренных Положением о СНЛК. При обнаружении в
объектах окружающей среды РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях
радиации), превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или
(при их отсутствии) фоновые значения, предельно допустимые уровни
(ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС),
о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях
людей, животных и растений - передается учреждениями СНЛК в
вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в
соответствующие территориальные органы управления ГОЧС в сроки, не
превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков угрозы
возникновения ЧС, и далее с периодичностью не более 4 часов.
В. Режим чрезвычайной ситуации -
наблюдение и контроль проводятся в объеме, предусмотренном Положением
об УСНЛК. Экстренная информация об обнаружении РВ, АХОВ, ОВ, БС в
количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого
загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения ПДУ (ПДК), о
массовых вспышках ООИ людей, животных, растений передается
учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и
одновременно в Главное управление МЧС по Нижегородской области и
комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской
области по каналам имеющейся связи немедленно с последующим
письменным подтверждением не позднее 2 часов с момента уведомления о
возникновении ЧС. Последующая информация передается с периодичностью
не более 4 часов.
Возможности УСНЛК ФГУЗ "ЦГ и Э"
в Нижегородской области:
I. Индикация неизвестного
возбудителя: в воздухе - 3; в воде - 7; продуктах питания - 5; в
почве - 1 за 10 часов работы.
II. Вирусологические исследования:
2.1. На люминесцентном микроскопе за
10 часов работы 21 человек (168 мазков).
2.2. Серологические исследования за
10 часов работы 13 человек.
III. Санитарно-химические
исследования окружающей среды:
3.1. Количество замеров
газоанализатором за 10 часов - 30 - 40; прибором "Юлия" на
ртуть - 15 - 20; исследование продуктов питания на содержание солей
тяжелых металлов за 10 часов на атомно-абсорбционном спектрофотометре
- 6 проб; радиологические исследования объектов внешней среды (вода,
продукты питания) на установках за 10 часов - 60.