| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избирательной комиссии
области от 23.11.1999 № 70
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
233(1980), 08.12.1999
["Правовая среда", N
48(301), 08.12.1999]
Документ
получен по официальной рассылке избиркома области. -
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 1999 г. № 70
О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
-
Рассмотрев вопросы
агитационной деятельности в средствах массовой информации в ходе
избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы ФС
РФ, избирательная комиссия Нижегородской области отмечает, что
некоторые организации телерадиовещания и периодические печатные
издания нарушают требования законодательства.
На основании статьи 25 Федерального
закона избирательная комиссия Нижегородской области постановляет:
1. Предложить руководителям средств
массовой информации в полном объеме выполнять требования
законодательства о выборах, не допускать проявления журналистами
явных предпочтений и антипатий, распространения информации, унижающей
честь и достоинство, деловую репутацию кандидатов, избирательных
объединений, блоков, а равно иных лиц, не имеющих отношения к
избирательной кампании.
2. Согласиться с текстом письма
руководителям средств массовой информации (прилагается) и
опубликовать его в газетах "Нижегородские новости",
"Нижегородская правда" и "Земля нижегородская".
3. Окружным избирательным комиссиям
усилить контроль за соответствием деятельности средств массовой
информации по освещению избирательной кампании требованиям
законодательства.
-
Председатель
избирательной комиссии
С.Н.БИСИН
Секретарь
избирательной комиссии
Г.В.МАРОЧКИНА
-
Приложение
к постановлению
избирательной комиссии
от 23.11.1999 № 70
-
РУКОВОДИТЕЛЯМ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
-
Избирательная
кампания по выборам депутатов Государственной Думы вступила в
завершающую стадию. Кандидаты, избирательные объединения, блоки
активно включились в предвыборную агитацию. При этом некоторые
участники избирательного процесса допускают действия, порочащие честь
и достоинство других лиц, а средства массовой информации обнародуют
соответствующую информацию. Кроме того, отдельные средства массовой
информации допускают иные нарушения законодательства.
1. В соответствии с п. 8 ст. 55
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации", материалы
предвыборной агитации имеют право размещать только те средства
массовой информации, которые в установленном порядке опубликовали
сведения о размерах оплаты и уведомили об этом избирательную комиссию
Нижегородской области. Однако газеты "Мое Отечество. Нижний
Новгород" и "Консультант-Н" размещали материалы
предвыборной агитации без соблюдения указанных требований.
Согласно п. 14 ст. 57 Федерального
закона, редакции периодических печатных изданий, не выполнившие
требования п. 8 ст. 55 Федерального закона, не вправе предоставлять
печатную площадь для целей предвыборной агитации. Эта норма
распространяется и на те издания, которые учреждены кандидатом,
избирательным объединением, избирательным блоком. Такие издания
освобождены Федеральным законом от обязанности предоставления
печатной площади субъектам агитационной деятельности на равных
условиях, однако не освобождены от обязанности опубликования расценок
и предоставления печатной площади на условиях ее оплаты из
соответствующего избирательного фонда.
2. Обнаружились намерения ряда
граждан развернуть агитацию "против всех кандидатов", при
этом предполагается использование средств массовой информации, в том
числе на платной основе. Однако согласно п. 6 ст. 65 Федерального
закона запрещается выполнение оплачиваемых работ, оказание платных
услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без документального
подтверждения согласия кандидата либо уполномоченных им лиц,
уполномоченных представителей избирательного объединения, блока на
такое выполнение работ, оказание услуг и их оплату из
соответствующего избирательного фонда. Таким образом, для агитации
как "за", так и "против", если такая агитация
предполагает материальные затраты, установлены единообразные правила:
согласие кандидата, избирательного объединения, блока и оплата из
избирательного фонда. Также законом запрещается бесплатное выполнение
работ, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, со
стороны юридических лиц, в том числе средств массовой информации.
3. Некоторые организации
телерадиовещания приглашают зарегистрированных кандидатов для участия
в программах, формально не имеющих отношения к избирательной
кампании. Однако согласно п. 3 ст. 60 Федерального закона в период
избирательной кампании реклама коммерческой и иной деятельности
кандидатов, избирательных объединений, блоков, их доверенных лиц и
уполномоченных представителей должна оплачиваться из средств
соответствующих избирательных фондов.
Отдельные телерадиокомпании размещают
оплаченные кандидатами сюжеты в информационных программах в виде
репортажей. Однако согласно п. 24 ст. 56 Федерального закона
сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами,
избирательными объединениями, блоками должны даваться отдельными
блоками, без комментариев, на равных условиях и на бесплатной основе.
Сюжеты, оплаченные из избирательных фондов, должны помещаться в
другие блоки внутри информационных телерадиопрограмм.
4. Избирательная комиссия напоминает,
что при опубликовании и обнародовании результатов опросов
общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой
информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время
его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации,
точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной
погрешности. Организации, проводящие такие опросы в целях
опубликования, а также организации, публикующие результаты опросов и
прогнозы результатов выборов, должны направлять копии этих публикаций
в избирательную комиссию Нижегородской области. Публикации
результатов опросов показывают, что средства массовой информации не в
полной мере выполняют требования закона. Так, газета "Московский
комсомолец - "МК" в Нижнем Новгороде", опубликовав
12.11.1999 результат опроса общественного мнения о ситуации в
Канавинском избирательном округе, не привела данные об организации,
проводившей опрос, о времени его проведения, методе сбора информации
и оценке погрешности.
5. При использовании эфирного
времени, печатной площади, выделенных на бесплатной основе,
необходимо учитывать п. 7 ст. 55 Федерального закона. Кандидат,
выдвинутый избирательным объединением по одномандатному
избирательному округу и в то же время включенный в региональную
группу кандидатов федерального списка кандидатов этого же
избирательного объединения, блока, вправе использовать бесплатный
ресурс либо как кандидат, зарегистрированный по округу, либо как
кандидат, включенный в региональную группу кандидатов. Кандидат,
выдвинутый избирательным объединением, блоком по одномандатному
избирательному округу и не включенный в региональную группу
кандидатов, не может использовать бесплатное эфирное время, печатную
площадь, выделенные региональной группе кандидатов, как в случае,
если он использует бесплатный ресурс, выделенный ему как кандидату по
одномандатному избирательному округу, так и в случае отказа от
использования этого ресурса.
Кандидаты не вправе вести
предвыборную агитацию за счет средств иных избирательных фондов, а
также использовать бесплатный ресурс, выделенный другому кандидату,
региональной группе кандидатов другого федерального списка
кандидатов. Кандидаты, избирательные объединения, блоки не вправе
расходовать средства своих избирательных фондов в интересах других
кандидатов, региональных групп кандидатов, а также предоставлять им
возможность участвовать в использовании полученных безвозмездно либо
оплаченных эфирного времени, печатной площади.
6. В соответствии с п. 4 ст. 55
Федерального закона, средства массовой информации с муниципальным
участием обязаны предоставить равные возможности кандидатам,
избирательным объединениям, блокам при размещении материалов
предвыборной агитации на платной основе. Организация телерадиовещания
и редакция периодического печатного издания самостоятельно определяют
порядок обеспечения равных возможностей. При этом редакция средства
массовой информации вправе установить общий объем эфирного времени,
печатной площади, отводимой для предвыборной агитации в период,
оставшийся до дня голосования, и разумный срок для подачи субъектами
агитационной деятельности заявок на использование (приобретение)
этого ресурса. В случае, если объем заявленных предложений превысит
возможности СМИ по предоставлению ресурса, редакция вправе установить
долю, приходящуюся каждому кандидату, зарегистрированному по
одномандатному избирательному округу, и региональной группе
кандидатов (доля должна быть равной), и по окончании подачи заявок
провести жеребьевку по распределению дат публикации, дат и времени
выхода в эфир. При жеребьевке допускается дробление доли на несколько
публикаций, выходов в эфир с учетом пожеланий заказчиков. При этом
учитывается объем эфирного времени, печатной площади, уже выделенный
участнику избирательного процесса: если этот объем превышает долю,
приходящуюся ему по результатам жеребьевки, то дополнительные объемы
данному участнику избирательного процесса не выделяются.
При определении долей, приходящихся
соответственно кандидатам и региональным группам кандидатов,
средствам массовой информации, распространяющимся на всей территории
Нижегородской области, рекомендуется придерживаться соотношения,
установленного п. 6 ст. 56 Федерального закона. Средствам массовой
информации, распространяющимся на части территории области,
рекомендуется выделять участникам избирательного процесса равные доли
эфирного времени, печатной площади.
7. Средства массовой информации, не
подпадающие под п. 1 и п. 4 ст. 55 Федерального закона, также вправе
установить объем эфирного времени, печатной площади, выделяемый для
размещения материалов предвыборной агитации, и соответственно
распределить его по правилам, установленным п. 6 данного письма.
8. Избирательная комиссия области
уведомляет о принятии Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации Рекомендаций о порядке оформления договоров на
предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей
предвыборной агитации на платной основе между средствами массовой
информации и субъектами агитационной деятельности. Рекомендации
опубликованы в "Российской газете" 16 ноября 1999 года.
9. Согласно ст. 43 - 46 Закона РФ "О
средствах массовой информации гражданин или организация вправе
потребовать от редакции опровержения не соответствующих
действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, а также
имеют право на ответ в случае распространения сведений, не
соответствующих действительности либо ущемляющих права и законные
интересы гражданина. В случае распространения такой информации в
материалах предвыборной агитации средства массовой информации не
освобождаются от обязанности помещать опровержение либо ответ, а
также возмещать моральный ущерб. Редакция имеет право отказать в
размещении материала, если установит, что он ущемляет права и
законные интересы других лиц.
Согласно ст. 49 Закона РФ "О
средствах массовой информации" при осуществлении
профессиональной деятельности журналист обязан уважать права,
законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Участник предвыборных теле- и радиопередач обязан соблюдать
выработанный порядок проведения передачи, вести дискуссию в рамках
этических и нравственных норм, не допускать заведомо ложных,
унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других лиц.
Журналист, ведущий программу в прямом
эфире, вправе прервать выступление участника избирательного процесса,
если выступление выходит за рамки законодательства, и напомнить
выступающему о противоправном характере его действий; далее
выступление может быть продолжено; время, потерянное участником
избирательного процесса по его вине, заново ему не предоставляется.
Если недопустимые высказывания, видео- и звукоряд содержатся в
представленной в организацию телерадиовещания видео- и аудиокассете,
лицо, ответственное за выпуск кассеты в эфир, вправе предложить
участнику избирательного процесса заменить кассету либо выступить в
отведенное ему время в прямом эфире или записи (в зависимости от
ранее установленного порядка). В случае замены кассеты участник
избирательного процесса должен представить новую кассету в тот же
срок, который был установлен для представления первоначальной
кассеты.
При публикации представленного
участником избирательного процесса текста редакция периодического
печатного издания вправе не публиковать фрагменты, публикация которых
приведет к нарушению законодательства; редакция должна известить об
этом решении лицо, представившее материал.
-
| | |
|