Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного
Собрания области от 17.03.1998 № 67


"О КОМПЛЕКСНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ" В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
80(1559), 29.04.1998


["Правовая среда", N
16(219), 29.04.1998]





Документ
получен по официальной рассылке Законодательного Собрания
Нижегородской области.









ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 17 марта 1998 г. № 67




О КОМПЛЕКСНОЙ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ


"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






В целях стабилизации
и улучшения здоровья детей в образовательных учреждениях области
Законодательное Собрание области постановляет:


1. Утвердить комплексную
межведомственную программу "Здоровье и образование" в
Нижегородской области.


2. Администрации области при внесении
предложений об изменениях в Законе Нижегородской области "Об
областном бюджете на 1998 год" предусмотреть объемы
финансирования комплексной межведомственной программы "Здоровье
и образование" в Нижегородской области и срок ее введения.


3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комитеты по социальной политике, бюджетной
и финансовой политике Законодательного Собрания области.




Председатель Собрания


А.А.КОЗЕРАДСКИЙ












Утверждена


постановлением


Законодательного Собрания


от 17.03.1998 № 67




КОМПЛЕКСНАЯ
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА


"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ




1. Наименование
Программы.


Комплексная межведомственная
программа "Здоровье и образование" Нижегородской области.


2. Основание для разработки
Программы.


Распоряжение Губернатора № 365-р от
13.03.1996 "О создании временной рабочей группы по разработке
региональной программы "Здоровье и образование".


3. Основные разработчики Программы:


- департамент образования и науки;


- департамент здравоохранения;


- Нижегородский областной центр
Госсанэпиднадзора;


- Нижегородский
научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии;


- Нижегородская государственная
медицинская академия;


- Нижегородский государственный
педагогический университет.


4. Цель и задачи Программы:


- обеспечение охраны жизни и здоровья
детей и работников в образовательных учреждениях, гарантии их
законных прав на безопасные условия образовательного процесса;


- формирование новой идеологии,
утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей в
образовательном учреждении.


5. Условия достижения цели Программы:


- наличие в соответствии с
действующим законодательством пакетов локальных документов,
регламентирующих деятельность ведомств, организаций, учреждений,
руководителей, работников всех сфер образования с учетом региональных
условий и потребностей;


- поэтапное выполнение мероприятий,
требующих существенных капиталовложений;


- безусловное выполнение положений
Программы, не требующих больших финансовых затрат;


- стабильное финансирование жизненно
необходимых направлений Программы (питание, содержание помещений в
состоянии, не угрожающем жизни и здоровью детей, новое
строительство);


- усиление контролирующей функции на
всех уровнях и меры ответственности руководителей за состояние
рассматриваемой проблемы.


6. Основные направления Программы:


- организационно-методическая
деятельность;


- внедрение оптимальной системы
медицинского обеспечения в образовательных учреждениях;


- внедрение в образовательный процесс
предметной области "Здоровье";


- решение оздоровительных задач
средствами физической культуры;


- питание;


- развитие опытно-экспериментальной
деятельности по укреплению и сохранению здоровья детей в
образовательных учреждениях;


- профилактика детского травматизма;


- санаторно-курортная реабилитация
детей;


- здоровье педагога.


7. Сроки реализации Программы.


С 1998 года поэтапно, верхний предел
не ограничен.


8. Исполнители основных мероприятий
Программы:


- департамент образования и науки
(ДОН);


- департамент здравоохранения (ДЗ);


- Нижегородский областной центр
Госсанэпиднадзора (НОЦГСЭН);


- Нижегородский
научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии (НИИДГ);


- органы местного самоуправления
(ОМС);


- ведомства и службы,
заинтересованные в решении проблемы (РОО, ЦРБ, ГАИ, ВОСВОД, и др.);


- образовательные учреждения всех
уровней (ОУ).


9. Источники финансирования:


- бюджетное финансирование системы
образования и здравоохранения;


- целевое финансирование Программы;


- средства местных бюджетов;


- средства заинтересованных ведомств,
участвующих в исполнении Программы;


- спонсорские средства.


10. Ожидаемые результаты:


- стабилизация и улучшение здоровья
детей и педагогов;


- формирование у учащихся устойчивых
навыков здорового образа жизни, повышающих уровень здоровья
школьников и успешность обучения и воспитания;


- постепенное изменение мировоззрения
населения в сторону приоритетности проблем сохранения здоровья
существующих и будущих поколений.


11. Система контроля:


- контроль осуществляется рабочей
группой, сформированной из ответственных представителей ведомств,
служб, организаций, которые являются основными исполнителями
Программы.




СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ




Необходимость
разработки региональной программы "Здоровье и образование"
вызвано ухудшением здоровья детей, ослаблением внимания в течение
многих лет к названной проблеме, сложность современной социальной,
экономической, экологической, финансовой обстановки в стране и
области.


Неблагоприятная динамика показателей
состояния здоровья детей массовых образовательных учреждений
(дошкольные учреждения и школы) регистрируется повсеместно в городе и
области.


По результатам выборочных комплексных
обследований детских организационных коллективов специалистами НИИ
детской гастроэнтерологии и Нижегородской государственной медицинской
академии, в 90-е годы по Нижегородской области только 1,2% детей
здоровы, в том числе в областном центре - 0,7% детей, в городах
области - 2,7%, в поселках - 2,7%, в селах - 0,5%. Соответственно с
функциональными нарушениями - 45,2%, 42,3%, 49,9%, 57,7%, 32,9%, с
хроническими заболеваниями - 53,7%, 57%, 47,4%, 39,9%, 66,6%.


Особую тревогу увеличение числа
учащихся нервно-психическими отклонениями, на фоне которых
развивается большинство соматических заболеваний и психических
расстройств. Нарушение психического здоровья ведет к проявлению
антисоциальных поступков детей и подростков, число которых растет.


Низкий уровень здоровья детей в
образовательных учреждениях определяется комплексом факторов риска
окружающей социальной и природной среды.


Помимо сложных общих
социально-экономических условий жизни причинами снижения уровня
здоровья детей являются нездоровая экологическая ситуация на
микротерриториях обучения, воспитания и проживания, а также "больные"
здания образовательных учреждений, где дети проводят от 5 до 10 - 12
часов ежедневно. Практически нет учреждений, где бы не выявлялась та
или иная степень отклонений условий и режима обучения от
гигиенических регламентов, которые в среднем выполняются только на
67% по Нижнему Новгороду, а по сельским районам еще меньше. При этом
следует подчеркнуть, что большинство утвержденных регламентов для
образовательных учреждений обеспечивает неоптимальное, а минимально
приемлемое условие их содержания. Так обстоит дело с нормами
освещенности, нормами площади на 1 ребенка, обеспечения
образовательных учреждений медицинскими кадрами.


Около 30% школ области работают в 2 -
3 смены, крайне медленно ведется строительство новых школ, хотя
потребность в них имеется практически во всех районах области.


Одним из важнейших условий
полноценного развития детей и подростков в образовательном учреждении
является физкультурно-спортивная деятельность. Ее
неудовлетворительное состояние в школах характеризуется уже тем, что
объем обязательных занятий в школах России - 2 часа в неделю вместо
минимальных 5 - 8 часов в соответствии с Основами законодательства РФ
о физической культуре и спорте, но и эти 2 часа не обеспечены
требуемой материальной базой и кадрами (25% учителей физической
культуры не имеют специального образования). Рост числа школьников,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (с
16000 до 17000 детей за год), определяет необходимость специальной
подготовки педагогов.


Подготовка учителей и воспитателей в
вузах и с ССУзах требует усиления значимости дисциплин
валеологической направленности (физиология, психология,
санитарно-гигиенические знания, новые предметы о навыках здорового
образа жизни) для всех выпускников этих учреждений. Необходима
периодическая проверка всех работников детских учреждений на
безусловное знание ими норм и правил, обеспечивающих сохранность
здоровья и жизни в образовательном учреждении.


Причиной слабого влияния на
стабилизацию и улучшение здоровья школьников является
неукомплектованность школ медицинскими кадрами. Врачебный состав
представлен в основном пенсионерами, а средний и младший медицинский
персонал не имеет специальной подготовки к работе в образовательном
учреждении. Кроме того, штатный норматив школьного врача завышен
(2000 учащихся) и не учитывает состояния здоровья современных
школьников.


Следует принять во внимание и
семейные факторы неблагополучия, в частности, социально-жилищный
уровень, режим дня, питание, образ жизни ребенка в семье.


Вызывает глубокую озабоченность
состояние здоровья учителей. Педагог, который сам не обладает
психологическим и соматическим здоровьем, проявляет патогенное по
отношению к детям и тем самым является причиной "школьных
неврозов", проявляющихся в виде различных заболеваний у детей.


Одним из факторов сохранения здоровья
и жизни детей является системное воспитание у них навыков здорового
образа жизни, стойких поведенческих навыков в опасных для жизни
ситуациях, владению приемами и умениями оказания первой помощи
пострадавшим.


Программа предполагает, что
жизненно-важные вопросы по решению проблемы сохранения и укрепления
здоровья детей в образовательных учреждениях (питание, приведение
помещений в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и др.),
требующие крупных финансовых затрат, будут решаться исполнителями
Программы в первоочередном порядке.
















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Мероприятия


Исполнители


Финансирование


Сроки








Бюджетное
финансирование

систем
образования,
здравоохранения


Целевое
финансирование


Средства
местных
бюджетов





Организационно-методическая
деятельность

















1.
Осуществление
мониторинга:

















<*> здоровья детей
и
педагогов


ДЗ, НИИДГ





25 млн





1 раз в год


травматизма и гибели детей


ДОН





2 млн








<*>
микросреды
образовательного учреждения

















Ежегодная
публикация
результатов


НОЦГСЭН, ДОН





10 млн, 5 млн








2. Разработка
региональных
нормативно-правовых и
методических
материалов по
проблемам здоровья детей и
педагогов:

















<*> штатный норматив
врача
и среднего медицинского
работника
образовательного
учреждения с учетом
фактического
здоровья
школьников (внедрение с
1999 г.)


ДЗ, НИИДГ


+


2 млн





1997 г.


должностные
и
функциональные обязанности
школьного
медицинского
персонала


ДЗ, НИИДГ


+








1997 г.


стандарты
профилактических
осмотров педагогов


ДЗ











1998 г.


<*> региональный
документ о
статусе врача и среднего
медицинского
персонала в
составе образовательного
учреждения


ДЗ, ДОН











1998 г.


<*>
документ,
регламентирующий получение
разрешения на любого
рода
эксперимент в
образовательном
учреждении


ДОН, ДЗ











1998 г.


3. Разработка
и
осуществление ежегодных
планов
укрепления
материальной базы
учреждений
образования по
приведению в
норму
санитарно-гигиенических
условий,
обеспечивающих
сохранение здоровья и жизни
детей


МОС











ежегодно


4. Введение в
аппаратах
органов управления
образованием
специальной
дополнительной ставки
инспектора по
охране
здоровья и жизни детей


ОМС











с 1998 г.


5. Организация и проведение
на
различных уровнях
межведомственных
коллегий,
совещаний, семинаров по
проблемам здоровья


ДОН, ДЗ





20 млн





1 раз в год
коллегия,

совещания и
семинары по
плану


6. Организация
системы
работы с родителями по всем
аспектам сохранения
и
укрепления здоровья их
детей (педагоги,
врачи,
психологи)


РОО, ЦРБ, ОУ











1 раз в месяц


7. Издание
печатной
продукции по проблемам
здоровья (памятки,
брошюры,
рекомендации и т.д.)








100 млн





ежегодно


8. Решение
кадровых
проблем:

















<*> корректировка
программ
высших и средних
специальных
учебных
заведений области,
готовящих
работников
системы образования, по
вопросам
сохранения и
укрепления здоровья детей и
подростков


вузы и ссузы
области











1998 г.


<*> включение в
программы
переподготовки и повышения
квалификации
педагогических
кадров курсов, направленных
на сохранение и
укрепление
здоровья детей, вне
зависимости
от
педагогической
специальности


ДОН, НИРО











с 1998 г.


<*>
систематическое
повышение квалификации
медицинских
работников
образовательных учреждений


ДЗ





5 млн





ежегодно


<*> введение
специализации
"медицинский
работник
образовательного
учреждения" в
НГМА и
медицинских училищах
области


НГМА, медучилища











с 1998 г.


организация целевого приема
в
медучилища по
специальности
"школьный
фельдшер"


ДЗ, ДОН,
медучилища











ежегодно


<*> увеличить прием в
НГПУ
за счет открытия новой
специальности
"физическая
культура для лиц с
отклонениями
в состоянии
здоровья"








300 млн





единовременно


9. Разработка положения
о
взаимодействии лечебных и
образовательных учреждений


ДОН, ДЗ











1998 г.


Внедрение
оптимальной
системы медицинского
обеспечения
в
образовательных учреждениях

















1. Приведение
в
соответствие нормам
медицинских кабинетов
в
образовательных
учреждениях,

укомплектование их
медицинским персоналом


РОО, ЦРБ, ОУ





300 млн





1996 г.


2.
Совершенствование
качества и организации
углубленных
медицинских
осмотров детей в
образовательных
учреждениях
путем внедрения новых
технологий
(функциональная
диагностика, лабораторная
диагностика,
скрининг-
тестирование и т.д.)


ДЗ, НИИДГ





200 млн


+





3. Ежегодное
совместное
планирование взаимодействия
образовательных
и
медицинских учреждений
районов


ОМС, РОО, ЦРБ, ОУ














Внедрение в
образовательный
процесс предметной области
"Здоровье"

















1. Создание
межвузовской
кафедры по организации
образовательной
области
"Уроки здоровья в школах
Нижегородской
области"


ДОН (НИРО), НГМА





100 млн








2. Введение учебного
курса
"Уроки здоровья" в
образовательных
учреждениях
города и области
(подготовка учебных
планов
и УМК)


ДОН (НИРО)





37 млн





до 2000 г.


3.
Профессиональное
обучение и переподготовка
педагогов по
учебному курсу
"Уроки здоровья"


ДОН (НИРО)





85 млн





ежегодно


4. Исследование
и
упорядочение школьного
обучения в
дошкольных
образовательных учреждениях


ДОН (НИРО), НИИДГ


+











Решение
оздоровительных
задач средствами физической
культуры

















1. Создание условий
для
занятий физкультурой и
спортом в
образовательных
учреждениях:

















<*>
централизованное
обеспечение государственных
образовательных
учреждений
спортинвентарем и
оборудованием


ДОН


+


5000 млн





ежегодно


<*> организация
и
проведение областного
смотра-конкурса
по
благоустройству спортивных
сооружений в микрорайонах
и
населенных пунктах


ОМС, ДОН





142,6 млн


+


1 раз в 3
года


2. Изменение
содержания
физической культуры в
образовательном
учреждении:


ДОН, ДЗ, НИИДГ














<*> разработка,
апробация и
внедрение учебных программ
с
оздоровительной
направленностью
и
научно-исследовательская
деятельность








16 млн





8 течение 2
лет


<*>
создание
экспериментальных площадок
и апробация программ

















<*> надбавки к
заработной
плате учителю и
администрации
на
экспериментальных площадках








40 млн








<*> оборудование
и
инвентарь








120 млн








<*> контроль за
ходом
эксперимента (в том числе и
медицинский)








200 млн








<*> внедрение
новых
программ и их коррекция








20 млн





ежегодно


3. Внедрение третьего
урока
физической культуры в
младших классах


ДОН





2700 млн





ежегодно


4. Разработка
региональных
нормативов физической
подготовленности


ДОН





8 млн





1 раз в 5 лет


5. Разработка и
внедрение
регионального физкультурно-
спортивного
комплекса на
конкурсной основе (по типу
"президентские
состязания"
или ГТО)


ДОН





15 млн





1998 г.


6. Подготовка и
издание
научно-популярной
литературы
по
оздоровительному
направлению
физической
культуры


ДОН





20 млн





ежегодно


7. Пропаганда
здорового
образа жизни путем
проведения
школьных,
районных и зональных
детских
соревнований
"Веселые старты" и создание
одноименной
телепередачи на
заключительном этапе


ДОН





48,5 млн





ежегодно


Питание

















1. Безусловное
обеспечение
горячим питанием всех
школьников


ОМС








+





2. Витаминизация
и
йодирование питания
школьников с
учетом
состояния их здоровья


ОМС, РОО, ЦРБ








+





3. Разработка
нормы
продуктового набора для
питания
учащихся
дифференцированно по
возрасту и здоровью


НИИДГ











1999 г.


4. Укрепление
материально-
технической базы пищеблоков
образовательных
учреждений


ОМС








+





Развитие

опытно-экспериментальной
деятельности по укреплению
и
сохранению здоровья детей
в
образовательном
учреждении

















1. Поддержка
деятельности
экспериментальных площадок
по проблеме
здоровья
школьников


ДОН (НИРО), ДЗ,
НИИДГ,
ОМС (РОО,
ЦРБ)





50 млн


+


ежегодно


2. Издание
сборника,
обобщающего и
распространяющего

опытно-экспериментальную
деятельность ОУ
по
сохранению и укреплению
здоровья детей


ДОН, ДЗ, НИИДГ





50 млн





с 1998 г.


3.
Создание
экспериментального медико-
педагогического центра
в г.
Кстово для работы по
гигиеническому и
половому
воспитанию школьников


ДОН, ДЗ, ОМС





150 млн


+


1998 г.


4.
Открытие
консультативного центра по
медико-педагогическому

обеспечению детей в
образовательных
учреждениях
города и области


НИИДГ





50 млн





1997 г.


5. Проведение
конкурса
образовательных учреждений
"Школа здоровья"


ДОН, ДЗ





30 млн





1 раз в 2
года


Профилактика
детского
травматизма

















1.
Обеспечение
квалифицированного ведения
предмета
"Основы
безопасности
жизнедеятельности"
в 1 - 11
классах всех школ:


ДОН





2000 млн





до 2000 г.


<*> оснастить
предмет
программами, учебными и
методическими пособиями


ДОН (НИРО)














<*> создать
материальную
базу для проведения занятий


ОМС








+





<*> обеспечить
предмет
кадрами


НГПУ, НИРО














2.
Разработка
интегрированного курса ОБЖ


ДОН (НИРО)





15 млн





1998 г.


3.
Проведение
межведомственных
мероприятий,
укрепляющих
навыки правильного
поведения
школьников в
опасных для жизни
ситуациях:














ежегодно


<*> "Школа
безопасности"


ДОН, ДЗ,
УГАИ,
госпожнадзор,
центр детского и
юношеского

туризма, штаб ГО,
госдепартамент по
делам

военнослужащих,
РОО, ЦРБ





30 млн


+





<*> "Слет юных
туристов"








20 млн


+





<*> "Безопасное
колесо"








30 млн


+





<*> "Красный,
желтый,
зеленый"








20 млн


+





<*> "Дорога
глазами
ребенка" (творческий
конкурс)








10 млн


+





Санаторно-курортная

реабилитация детей

















1.
Создание
валеологического центра на
базе
объединения
"Нижегородкурорт"

(обследование, анализ
результатов,
оздоровление
детей)


Объединение

"Нижегородкурорт"








50 млн


ежегодно


2. Организация
летнего
отдыха детей на базе
оздоровительных
лагерей и
санаториев


ДОН, ДЗ, РОО,
ЦРБ,
местная
администрация, ОУ





12000 млн





ежегодно


3. При необходимости
и
наличии условий создание
реабилитационных
центров
для учащихся и
воспитанников при
отдельных
образовательных учреждениях
(1 - 2 центра в год)


Местная

администрация,
РОО, ЦРБ, ОУ








50 млн


ежегодно


Здоровье педагога

















1.
Закрепление
образовательных учреждений
за поликлиниками
с целью
ежегодного обязательного
прохождения
педагогами
медицинского осмотра


РОО, ЦРБ











1997 г.


2. Исследование
состояния
микроклимата в
образовательных
учреждениях


ДОН (НИРО)





54 млн





1998 г.


3. Разработка и
реализация
программ по нормализации
микроклимата в
школах
области


ДОН (НИРО)





17 млн





1998 г.


4. Создание на
базе
Нижегородского института
развития образования
(НИРО)
регионального
оздоровительного центра
для
педагогов, сочетание
курсовой подготовки
с
оздоровлением


ДОН, НИРО





85 млн





1998 г.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru