| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного
Собрания области от 17.03.1998 № 67
"О КОМПЛЕКСНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ" В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
80(1559), 29.04.1998
["Правовая среда", N
16(219), 29.04.1998]
Документ
получен по официальной рассылке Законодательного Собрания
Нижегородской области. -
-
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 1998 г. № 67
О КОМПЛЕКСНОЙ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ
"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
В целях стабилизации
и улучшения здоровья детей в образовательных учреждениях области
Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить комплексную
межведомственную программу "Здоровье и образование" в
Нижегородской области.
2. Администрации области при внесении
предложений об изменениях в Законе Нижегородской области "Об
областном бюджете на 1998 год" предусмотреть объемы
финансирования комплексной межведомственной программы "Здоровье
и образование" в Нижегородской области и срок ее введения.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комитеты по социальной политике, бюджетной
и финансовой политике Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания
А.А.КОЗЕРАДСКИЙ
Утверждена
постановлением
Законодательного Собрания
от 17.03.1998 № 67
КОМПЛЕКСНАЯ
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование
Программы.
Комплексная межведомственная
программа "Здоровье и образование" Нижегородской области.
2. Основание для разработки
Программы.
Распоряжение Губернатора № 365-р от
13.03.1996 "О создании временной рабочей группы по разработке
региональной программы "Здоровье и образование".
3. Основные разработчики Программы:
- департамент образования и науки;
- департамент здравоохранения;
- Нижегородский областной центр
Госсанэпиднадзора;
- Нижегородский
научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии;
- Нижегородская государственная
медицинская академия;
- Нижегородский государственный
педагогический университет.
4. Цель и задачи Программы:
- обеспечение охраны жизни и здоровья
детей и работников в образовательных учреждениях, гарантии их
законных прав на безопасные условия образовательного процесса;
- формирование новой идеологии,
утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей в
образовательном учреждении.
5. Условия достижения цели Программы:
- наличие в соответствии с
действующим законодательством пакетов локальных документов,
регламентирующих деятельность ведомств, организаций, учреждений,
руководителей, работников всех сфер образования с учетом региональных
условий и потребностей;
- поэтапное выполнение мероприятий,
требующих существенных капиталовложений;
- безусловное выполнение положений
Программы, не требующих больших финансовых затрат;
- стабильное финансирование жизненно
необходимых направлений Программы (питание, содержание помещений в
состоянии, не угрожающем жизни и здоровью детей, новое
строительство);
- усиление контролирующей функции на
всех уровнях и меры ответственности руководителей за состояние
рассматриваемой проблемы.
6. Основные направления Программы:
- организационно-методическая
деятельность;
- внедрение оптимальной системы
медицинского обеспечения в образовательных учреждениях;
- внедрение в образовательный процесс
предметной области "Здоровье";
- решение оздоровительных задач
средствами физической культуры;
- питание;
- развитие опытно-экспериментальной
деятельности по укреплению и сохранению здоровья детей в
образовательных учреждениях;
- профилактика детского травматизма;
- санаторно-курортная реабилитация
детей;
- здоровье педагога.
7. Сроки реализации Программы.
С 1998 года поэтапно, верхний предел
не ограничен.
8. Исполнители основных мероприятий
Программы:
- департамент образования и науки
(ДОН);
- департамент здравоохранения (ДЗ);
- Нижегородский областной центр
Госсанэпиднадзора (НОЦГСЭН);
- Нижегородский
научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии (НИИДГ);
- органы местного самоуправления
(ОМС);
- ведомства и службы,
заинтересованные в решении проблемы (РОО, ЦРБ, ГАИ, ВОСВОД, и др.);
- образовательные учреждения всех
уровней (ОУ).
9. Источники финансирования:
- бюджетное финансирование системы
образования и здравоохранения;
- целевое финансирование Программы;
- средства местных бюджетов;
- средства заинтересованных ведомств,
участвующих в исполнении Программы;
- спонсорские средства.
10. Ожидаемые результаты:
- стабилизация и улучшение здоровья
детей и педагогов;
- формирование у учащихся устойчивых
навыков здорового образа жизни, повышающих уровень здоровья
школьников и успешность обучения и воспитания;
- постепенное изменение мировоззрения
населения в сторону приоритетности проблем сохранения здоровья
существующих и будущих поколений.
11. Система контроля:
- контроль осуществляется рабочей
группой, сформированной из ответственных представителей ведомств,
служб, организаций, которые являются основными исполнителями
Программы.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Необходимость
разработки региональной программы "Здоровье и образование"
вызвано ухудшением здоровья детей, ослаблением внимания в течение
многих лет к названной проблеме, сложность современной социальной,
экономической, экологической, финансовой обстановки в стране и
области.
Неблагоприятная динамика показателей
состояния здоровья детей массовых образовательных учреждений
(дошкольные учреждения и школы) регистрируется повсеместно в городе и
области.
По результатам выборочных комплексных
обследований детских организационных коллективов специалистами НИИ
детской гастроэнтерологии и Нижегородской государственной медицинской
академии, в 90-е годы по Нижегородской области только 1,2% детей
здоровы, в том числе в областном центре - 0,7% детей, в городах
области - 2,7%, в поселках - 2,7%, в селах - 0,5%. Соответственно с
функциональными нарушениями - 45,2%, 42,3%, 49,9%, 57,7%, 32,9%, с
хроническими заболеваниями - 53,7%, 57%, 47,4%, 39,9%, 66,6%.
Особую тревогу увеличение числа
учащихся нервно-психическими отклонениями, на фоне которых
развивается большинство соматических заболеваний и психических
расстройств. Нарушение психического здоровья ведет к проявлению
антисоциальных поступков детей и подростков, число которых растет.
Низкий уровень здоровья детей в
образовательных учреждениях определяется комплексом факторов риска
окружающей социальной и природной среды.
Помимо сложных общих
социально-экономических условий жизни причинами снижения уровня
здоровья детей являются нездоровая экологическая ситуация на
микротерриториях обучения, воспитания и проживания, а также "больные"
здания образовательных учреждений, где дети проводят от 5 до 10 - 12
часов ежедневно. Практически нет учреждений, где бы не выявлялась та
или иная степень отклонений условий и режима обучения от
гигиенических регламентов, которые в среднем выполняются только на
67% по Нижнему Новгороду, а по сельским районам еще меньше. При этом
следует подчеркнуть, что большинство утвержденных регламентов для
образовательных учреждений обеспечивает неоптимальное, а минимально
приемлемое условие их содержания. Так обстоит дело с нормами
освещенности, нормами площади на 1 ребенка, обеспечения
образовательных учреждений медицинскими кадрами.
Около 30% школ области работают в 2 -
3 смены, крайне медленно ведется строительство новых школ, хотя
потребность в них имеется практически во всех районах области.
Одним из важнейших условий
полноценного развития детей и подростков в образовательном учреждении
является физкультурно-спортивная деятельность. Ее
неудовлетворительное состояние в школах характеризуется уже тем, что
объем обязательных занятий в школах России - 2 часа в неделю вместо
минимальных 5 - 8 часов в соответствии с Основами законодательства РФ
о физической культуре и спорте, но и эти 2 часа не обеспечены
требуемой материальной базой и кадрами (25% учителей физической
культуры не имеют специального образования). Рост числа школьников,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (с
16000 до 17000 детей за год), определяет необходимость специальной
подготовки педагогов.
Подготовка учителей и воспитателей в
вузах и с ССУзах требует усиления значимости дисциплин
валеологической направленности (физиология, психология,
санитарно-гигиенические знания, новые предметы о навыках здорового
образа жизни) для всех выпускников этих учреждений. Необходима
периодическая проверка всех работников детских учреждений на
безусловное знание ими норм и правил, обеспечивающих сохранность
здоровья и жизни в образовательном учреждении.
Причиной слабого влияния на
стабилизацию и улучшение здоровья школьников является
неукомплектованность школ медицинскими кадрами. Врачебный состав
представлен в основном пенсионерами, а средний и младший медицинский
персонал не имеет специальной подготовки к работе в образовательном
учреждении. Кроме того, штатный норматив школьного врача завышен
(2000 учащихся) и не учитывает состояния здоровья современных
школьников.
Следует принять во внимание и
семейные факторы неблагополучия, в частности, социально-жилищный
уровень, режим дня, питание, образ жизни ребенка в семье.
Вызывает глубокую озабоченность
состояние здоровья учителей. Педагог, который сам не обладает
психологическим и соматическим здоровьем, проявляет патогенное по
отношению к детям и тем самым является причиной "школьных
неврозов", проявляющихся в виде различных заболеваний у детей.
Одним из факторов сохранения здоровья
и жизни детей является системное воспитание у них навыков здорового
образа жизни, стойких поведенческих навыков в опасных для жизни
ситуациях, владению приемами и умениями оказания первой помощи
пострадавшим.
Программа предполагает, что
жизненно-важные вопросы по решению проблемы сохранения и укрепления
здоровья детей в образовательных учреждениях (питание, приведение
помещений в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и др.),
требующие крупных финансовых затрат, будут решаться исполнителями
Программы в первоочередном порядке.
Мероприятия
|
Исполнители
|
Финансирование
|
Сроки
|
|
|
Бюджетное финансирование
систем образования, здравоохранения |
Целевое финансирование |
Средства местных бюджетов |
|
Организационно-методическая деятельность
|
|
|
|
|
|
1.
Осуществление мониторинга:
|
|
|
|
|
|
<*> здоровья детей
и педагогов
|
ДЗ, НИИДГ
|
|
25 млн
|
|
1 раз в год
|
травматизма и гибели детей
|
ДОН
|
|
2 млн
|
|
|
<*>
микросреды образовательного учреждения |
|
|
|
|
|
Ежегодная
публикация результатов
|
НОЦГСЭН, ДОН
|
|
10 млн, 5 млн
|
|
|
2. Разработка
региональных нормативно-правовых и методических
материалов по проблемам здоровья детей и педагогов:
|
|
|
|
|
|
<*> штатный норматив
врача и среднего медицинского работника
образовательного учреждения с учетом фактического
здоровья школьников (внедрение с 1999 г.)
|
ДЗ, НИИДГ
|
+
|
2 млн
|
|
1997 г.
|
должностные
и функциональные обязанности школьного
медицинского персонала
|
ДЗ, НИИДГ
|
+
|
|
|
1997 г.
|
стандарты
профилактических осмотров педагогов
|
ДЗ
|
|
|
|
1998 г.
|
<*> региональный
документ о статусе врача и среднего медицинского
персонала в составе образовательного учреждения
|
ДЗ, ДОН
|
|
|
|
1998 г.
|
<*>
документ, регламентирующий получение разрешения на любого
рода эксперимент в образовательном
учреждении
|
ДОН, ДЗ
|
|
|
|
1998 г.
|
3. Разработка
и осуществление ежегодных планов
укрепления материальной базы учреждений
образования по приведению в
норму санитарно-гигиенических условий,
обеспечивающих сохранение здоровья и жизни детей
|
МОС
|
|
|
|
ежегодно
|
4. Введение в
аппаратах органов управления образованием
специальной дополнительной ставки инспектора по
охране здоровья и жизни детей
|
ОМС
|
|
|
|
с 1998 г.
|
5. Организация и проведение на
различных уровнях межведомственных
коллегий, совещаний, семинаров по проблемам здоровья
|
ДОН, ДЗ
|
|
20 млн
|
|
1 раз в год коллегия,
совещания и семинары по плану
|
6. Организация
системы работы с родителями по всем аспектам сохранения
и укрепления здоровья их детей (педагоги,
врачи, психологи)
|
РОО, ЦРБ, ОУ
|
|
|
|
1 раз в месяц |
7. Издание
печатной продукции по проблемам здоровья (памятки,
брошюры, рекомендации и т.д.)
|
|
|
100 млн
|
|
ежегодно
|
8. Решение
кадровых проблем:
|
|
|
|
|
|
<*> корректировка
программ высших и средних специальных
учебных заведений области, готовящих
работников системы образования, по вопросам
сохранения и укрепления здоровья детей и подростков
|
вузы и ссузы области
|
|
|
|
1998 г.
|
<*> включение в
программы переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров курсов, направленных на сохранение и
укрепление здоровья детей, вне зависимости
от педагогической специальности
|
ДОН, НИРО
|
|
|
|
с 1998 г.
|
<*>
систематическое повышение квалификации медицинских
работников образовательных учреждений
|
ДЗ
|
|
5 млн
|
|
ежегодно
|
<*> введение
специализации "медицинский
работник образовательного учреждения" в
НГМА и медицинских училищах области
|
НГМА, медучилища
|
|
|
|
с 1998 г.
|
организация целевого приема в
медучилища по специальности
"школьный фельдшер"
|
ДЗ, ДОН, медучилища
|
|
|
|
ежегодно
|
<*> увеличить прием в
НГПУ за счет открытия новой специальности
"физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья"
|
|
|
300 млн
|
|
единовременно |
9. Разработка положения
о взаимодействии лечебных и образовательных учреждений
|
ДОН, ДЗ
|
|
|
|
1998 г.
|
Внедрение
оптимальной системы медицинского обеспечения
в образовательных учреждениях |
|
|
|
|
|
1. Приведение
в соответствие нормам медицинских кабинетов
в образовательных учреждениях,
укомплектование их медицинским персоналом
|
РОО, ЦРБ, ОУ
|
|
300 млн
|
|
1996 г.
|
2.
Совершенствование качества и организации углубленных
медицинских осмотров детей в образовательных
учреждениях путем внедрения новых технологий
(функциональная диагностика, лабораторная диагностика,
скрининг- тестирование и т.д.)
|
ДЗ, НИИДГ
|
|
200 млн
|
+
|
|
3. Ежегодное
совместное планирование взаимодействия образовательных
и медицинских учреждений районов
|
ОМС, РОО, ЦРБ, ОУ |
|
|
|
|
Внедрение в
образовательный процесс предметной области "Здоровье"
|
|
|
|
|
|
1. Создание
межвузовской кафедры по организации образовательной
области "Уроки здоровья в школах Нижегородской
области"
|
ДОН (НИРО), НГМА
|
|
100 млн
|
|
|
2. Введение учебного
курса "Уроки здоровья" в образовательных
учреждениях города и области (подготовка учебных
планов и УМК)
|
ДОН (НИРО)
|
|
37 млн
|
|
до 2000 г.
|
3.
Профессиональное обучение и переподготовка педагогов по
учебному курсу "Уроки здоровья"
|
ДОН (НИРО)
|
|
85 млн
|
|
ежегодно
|
4. Исследование
и упорядочение школьного обучения в
дошкольных образовательных учреждениях |
ДОН (НИРО), НИИДГ |
+
|
|
|
|
Решение
оздоровительных задач средствами физической культуры
|
|
|
|
|
|
1. Создание условий
для занятий физкультурой и спортом в
образовательных учреждениях:
|
|
|
|
|
|
<*>
централизованное обеспечение государственных образовательных
учреждений спортинвентарем и оборудованием
|
ДОН
|
+
|
5000 млн
|
|
ежегодно
|
<*> организация
и проведение областного смотра-конкурса
по благоустройству спортивных сооружений в микрорайонах
и населенных пунктах
|
ОМС, ДОН
|
|
142,6 млн
|
+
|
1 раз в 3 года
|
2. Изменение
содержания физической культуры в образовательном
учреждении: |
ДОН, ДЗ, НИИДГ
|
|
|
|
|
<*> разработка,
апробация и внедрение учебных программ с
оздоровительной направленностью
и научно-исследовательская деятельность
|
|
|
16 млн
|
|
8 течение 2 лет
|
<*>
создание экспериментальных площадок и апробация программ
|
|
|
|
|
|
<*> надбавки к
заработной плате учителю и администрации
на экспериментальных площадках |
|
|
40 млн
|
|
|
<*> оборудование
и инвентарь
|
|
|
120 млн
|
|
|
<*> контроль за
ходом эксперимента (в том числе и медицинский)
|
|
|
200 млн
|
|
|
<*> внедрение
новых программ и их коррекция
|
|
|
20 млн
|
|
ежегодно
|
3. Внедрение третьего
урока физической культуры в младших классах
|
ДОН
|
|
2700 млн
|
|
ежегодно
|
4. Разработка
региональных нормативов физической подготовленности
|
ДОН
|
|
8 млн
|
|
1 раз в 5 лет |
5. Разработка и
внедрение регионального физкультурно- спортивного
комплекса на конкурсной основе (по типу "президентские
состязания" или ГТО)
|
ДОН
|
|
15 млн
|
|
1998 г.
|
6. Подготовка и
издание научно-популярной литературы
по оздоровительному направлению
физической культуры
|
ДОН
|
|
20 млн
|
|
ежегодно
|
7. Пропаганда
здорового образа жизни путем проведения
школьных, районных и зональных детских
соревнований "Веселые старты" и создание одноименной
телепередачи на заключительном этапе
|
ДОН
|
|
48,5 млн
|
|
ежегодно
|
Питание
|
|
|
|
|
|
1. Безусловное
обеспечение горячим питанием всех школьников
|
ОМС
|
|
|
+
|
|
2. Витаминизация
и йодирование питания школьников с
учетом состояния их здоровья
|
ОМС, РОО, ЦРБ
|
|
|
+
|
|
3. Разработка
нормы продуктового набора для питания
учащихся дифференцированно по возрасту и здоровью
|
НИИДГ
|
|
|
|
1999 г.
|
4. Укрепление
материально- технической базы пищеблоков образовательных
учреждений
|
ОМС
|
|
|
+
|
|
Развитие
опытно-экспериментальной деятельности по укреплению и
сохранению здоровья детей в
образовательном учреждении
|
|
|
|
|
|
1. Поддержка
деятельности экспериментальных площадок по проблеме
здоровья школьников
|
ДОН (НИРО), ДЗ, НИИДГ,
ОМС (РОО, ЦРБ)
|
|
50 млн
|
+
|
ежегодно
|
2. Издание
сборника, обобщающего и распространяющего
опытно-экспериментальную деятельность ОУ
по сохранению и укреплению здоровья детей
|
ДОН, ДЗ, НИИДГ
|
|
50 млн
|
|
с 1998 г.
|
3.
Создание экспериментального медико- педагогического центра
в г. Кстово для работы по гигиеническому и
половому воспитанию школьников
|
ДОН, ДЗ, ОМС
|
|
150 млн
|
+
|
1998 г.
|
4.
Открытие консультативного центра по медико-педагогическому
обеспечению детей в образовательных
учреждениях города и области
|
НИИДГ
|
|
50 млн
|
|
1997 г.
|
5. Проведение
конкурса образовательных учреждений "Школа здоровья"
|
ДОН, ДЗ
|
|
30 млн
|
|
1 раз в 2 года
|
Профилактика
детского травматизма
|
|
|
|
|
|
1.
Обеспечение квалифицированного ведения предмета
"Основы безопасности жизнедеятельности"
в 1 - 11 классах всех школ:
|
ДОН
|
|
2000 млн
|
|
до 2000 г.
|
<*> оснастить
предмет программами, учебными и методическими пособиями
|
ДОН (НИРО)
|
|
|
|
|
<*> создать
материальную базу для проведения занятий |
ОМС
|
|
|
+
|
|
<*> обеспечить
предмет кадрами
|
НГПУ, НИРО
|
|
|
|
|
2.
Разработка интегрированного курса ОБЖ
|
ДОН (НИРО)
|
|
15 млн
|
|
1998 г.
|
3.
Проведение межведомственных мероприятий,
укрепляющих навыки правильного поведения
школьников в опасных для жизни ситуациях:
|
|
|
|
|
ежегодно
|
<*> "Школа
безопасности"
|
ДОН, ДЗ,
УГАИ, госпожнадзор, центр детского и юношеского
туризма, штаб ГО, госдепартамент по делам
военнослужащих, РОО, ЦРБ
|
|
30 млн
|
+
|
|
<*> "Слет юных
туристов"
|
|
|
20 млн
|
+
|
|
<*> "Безопасное
колесо"
|
|
|
30 млн
|
+
|
|
<*> "Красный,
желтый, зеленый"
|
|
|
20 млн
|
+
|
|
<*> "Дорога
глазами ребенка" (творческий конкурс)
|
|
|
10 млн
|
+
|
|
Санаторно-курортная
реабилитация детей
|
|
|
|
|
|
1.
Создание валеологического центра на базе
объединения "Нижегородкурорт"
(обследование, анализ результатов,
оздоровление детей)
|
Объединение
"Нижегородкурорт" |
|
|
50 млн
|
ежегодно
|
2. Организация
летнего отдыха детей на базе оздоровительных
лагерей и санаториев
|
ДОН, ДЗ, РОО, ЦРБ,
местная администрация, ОУ |
|
12000 млн
|
|
ежегодно
|
3. При необходимости
и наличии условий создание реабилитационных
центров для учащихся и воспитанников при
отдельных образовательных учреждениях (1 - 2 центра в год)
|
Местная
администрация, РОО, ЦРБ, ОУ
|
|
|
50 млн
|
ежегодно
|
Здоровье педагога
|
|
|
|
|
|
1.
Закрепление образовательных учреждений за поликлиниками
с целью ежегодного обязательного прохождения
педагогами медицинского осмотра
|
РОО, ЦРБ
|
|
|
|
1997 г.
|
2. Исследование
состояния микроклимата в образовательных
учреждениях |
ДОН (НИРО)
|
|
54 млн
|
|
1998 г.
|
3. Разработка и
реализация программ по нормализации микроклимата в
школах области
|
ДОН (НИРО)
|
|
17 млн
|
|
1998 г.
|
4. Создание на
базе Нижегородского института развития образования
(НИРО) регионального оздоровительного центра
для педагогов, сочетание курсовой подготовки
с оздоровлением
|
ДОН, НИРО
|
|
85 млн
|
|
1998 г.
|
| | |
|