Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Нижегородской области от
15.04.1998 № 123-З


"О МИНИМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
СТАНДАРТАХ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ"


(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
21.10.1997 № 249)


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
125(1604), 08.07.1998


["Правовая среда", N
25(228), 08.07.1998]



Утратил силу с 25 сентября 2002 года
в связи с принятием Закона Нижегородской области от 13.09.2002 N
52-З.





Вступил в силу
с 1 января 1999 года (пункт 2 постановления Законодательного
Собрания области от 21.10.1997 № 249).






НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ




ЗАКОН


от 15 апреля 1998 г. № 123-З




О МИНИМАЛЬНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ В НИЖЕГОРОДСКОЙ


ОБЛАСТИ И ИХ ФИНАНСОВОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ






Принят


постановлением


Законодательного Собрания


от 21.10.1997 № 249




Настоящий Закон
определяет организационно - правовые основы установления в
Нижегородской области (далее - области) минимальных социальных
стандартов, необходимых для обеспечения важнейших жизненных
потребностей населения в материальных благах и социальных услугах.


Определение, установление, изменение
и финансовое обеспечение минимальных социальных стандартов в области
гарантируется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской
Федерации "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, Уставом области и настоящим
Законом.






Глава 1. СИСТЕМА
СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ






Статья 1. Общие
понятия






1.1. Система
социальных стандартов области включает:


стандарты обеспеченности населения (в
натуральном и денежном выражениях) благами и услугами при пользовании
социальной инфраструктурой;


механизм оценки качества жизни
населения по территориям области и поддержки социальных стандартов
его обслуживания (развитие и совершенствование социальной
инфраструктуры и расчет текущих и прогнозируемых значений ее
финансового обеспечения);


обязательность использования удельных
показателей при формировании бюджетов территорий и определении
межбюджетных отношений (оценка бюджетной обеспеченности по
территориям, алгоритм расчета бюджетной потребности с использованием
социальных норм).


1.2. Социальные стандарты -
установленная законодательными и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и области совокупность социальных норм и
нормативов, определяющих уровень гарантий социальной защиты и
обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека.


В целом система социальных стандартов
должна включать удельные показатели в расчете по численности
категорий пользователей либо в расчете на одного жителя следующих
норм и нормативов:


обеспеченности населения
соответствующей инфраструктурой (количеством мест в учебных,
дошкольных воспитательных заведениях, количеством койко - мест в
стационарных учреждениях, пропускной способностью поликлиник, общей
площадью жилых помещений, коммунальными услугами, учреждениями
культуры, физкультуры и другими показателями сети учреждений
социальной сферы);


обеспеченности услугами при
пользовании соответствующей инфраструктурой (норм питания, мягкого
инвентаря, медикаментов, коммунальных услуг и другие);


обеспеченности соответствующей
инфраструктуры финансовыми и иными ресурсами, достаточными для ее
функционирования.






Статья 2. Структура
системы социальных стандартов






2.1. Социальные
стандарты, вводимые в области, классифицируются по следующим отраслям
и видам деятельности, именуемым в дальнейшем отраслями социально -
культурной сферы:


охрана здоровья;


образование;


социальная защита;


культура;


физическая культура;


жилищно - коммунальное обслуживание;


транспортное обслуживание;


охрана природы и экологическая
безопасность.


Изменение структуры социальных
стандартов осуществляется путем внесения изменений и дополнений в
настоящий Закон.


2.2. Социальные стандарты и нормы
различаются по уровню удовлетворения потребностей: минимальные,
средние и рациональные в зависимости от степени обеспеченности
соответствующей отрасли материальными и финансовыми ресурсами.


Удовлетворение социальных
потребностей на минимальном уровне обеспеченности регулируется
настоящим Законом, обеспечивается органами государственной власти
области и реализуется на муниципальном уровне. Два других уровня -
средний и рациональный - вводятся на территории области в процессе
развития и совершенствования социальной инфраструктуры и реализации
механизма поддержки системы социальных стандартов при формировании
областного и местных бюджетов.






Глава 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ






Статья 3. Понятие
минимальных социальных стандартов






3.1. Под
минимальными социальными стандартами, действующими на территории
области, понимаются установленные настоящим Законом единые удельные
минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие минимальный
уровень важнейших жизненных потребностей населения в материальных
благах и социальных услугах, финансовое обеспечение которых
гарантировано Конституцией Российской Федерации за счет средств
различных бюджетов и целевых государственных фондов.


3.2. Минимальные социальные стандарты
призваны обеспечить нормированную бесплатную социальную, частично
оплачиваемую помощь и льготируемые услуги населению области (в
расчете на одного человека) и устойчивое функционирование и развитие
учреждений областной и муниципальной систем социально - культурной
сферы.


3.3. Система минимальных социальных
стандартов, как совокупность действующих на территории области
социальных нормативов и норм, распространяется на общедоступные
бесплатные и льготированные услуги и наиболее массовые виды
гарантированных выплат населению и устанавливается для отраслей
социально - культурной сферы. Социальные нормативы и нормы по
отраслям, их правовая регламентация в качестве составляющих элементов
минимальных социальных стандартов утверждаются Законодательным
Собранием области по представлению Администрации области.


3.4. Минимальные социальные
стандарты, действующие на территории области, определяются с учетом
местных условий и возможностей на основе соответствующих норм
законодательства Российской Федерации.


3.5. Минимальные социальные
стандарты, введенные настоящим Законом, обязательны для соблюдения
Администрацией области и органами местного самоуправления при
формировании и исполнении соответствующих бюджетов.






Статья 4. Цели,
задачи и принципы формирования минимальных социальных стандартов






4.1. Минимальные
социальные стандарты предназначены для обеспечения гарантий гражданам
по уровню бесплатного потребления социальных благ и услуг и
определения обязательного минимума бюджетных расходов органов
государственной власти и местного самоуправления на указанные цели.


4.2. Введение минимальных социальных
стандартов на территории области направлено на решение следующих
задач:


обеспечение необходимых объемов
финансовых потоков для приоритетных направлений социальной политики в
области;


выравнивание возможностей граждан по
потреблению материальных благ и услуг в городах и районах,
формирование единого уровня социальных услуг на территории области;


оценку качества жизни населения и
тенденций его изменения по территориям;


согласованное формирование бюджетов
всех уровней при условии обеспечения минимальных социальных
стандартов и совершенствование межбюджетных отношений;


расчет минимальной бюджетной
обеспеченности территорий (в том числе на одного жителя) и оценку
фактического исполнения бюджетов;


повышение эффективности использования
бюджетных средств.


4.3. Формирование минимальных
социальных стандартов, действующих на территории области,
осуществляется исходя из следующих принципов:


необходимости обеспечения
конституционных прав и равенства всех граждан при получении
социальных услуг в системе государственных и муниципальных
учреждений;


приоритетности и обязательности
социальных расходов при формировании и исполнении бюджетов всех
уровней;


информированности населения о
минимальных социальных стандартах и гласности их введения и
изменения.






Статья 5. Виды
минимальных социальных стандартов






В области в качестве
минимальных социальных стандартов устанавливаются (применяются)
следующие виды нормативов и норм:


номенклатура учреждений социальной
сферы по отраслям, подлежащим стандартизации;


норматив обеспеченности населения
государственными и муниципальными учреждениями социально - культурной
сферы, жилищно - бытовыми, транспортными и прочими услугами;


норматив ассортимента (набора)
гарантированных социальных услуг по видам деятельности;


норматив качества социального
обслуживания населения;


норматив утвержденного на текущий год
уровня финансирования (денежный норматив) объектов государственной и
муниципальной систем социально - культурной сферы с выделением
норматива финансирования расходов на заработную плату и отчислений во
внебюджетные фонды;


утвержденный норматив текущего
финансирования по отраслям и в целом по территориям в расчете на
одного жителя.


Указанные нормативы вводятся в
действие постановлением Законодательного Собрания области.


Минимальные социальные стандарты
классифицируются по отраслям и отражают обеспеченность населения
конкретными услугами в соответствии с видами деятельности в
натуральном (количественном и качественном) и денежном выражениях.






Статья 6. Денежные
(финансовые) нормативы






6.1. Финансовое
обеспечение минимальных социальных стандартов устанавливается
соответствующими денежными (финансовыми) нормативами.


Денежные нормативы обеспечивают
утвержденное на текущий год и предусмотренное бюджетом финансирование
отраслей социально - культурной сферы и применяются для выравнивания
условий жизни и социального обслуживания населения городов и районов
области.


6.2. Денежные (финансовые) нормативы
представляют собой выраженные в денежной форме средние затраты на
расчетную единицу мощности соответствующего учреждения, результата
работы отраслей социально - культурной сферы (койку, место, койко -
день и другие) или одного жителя в целом по области или по группам
городов и районов области.


6.3. Денежные нормативы ежегодно
предусматриваются в Законе об областном бюджете на основные
экспертизы расходов социально - культурной сферы за два прошедших
бюджетных года и с учетом сложившейся экономической и демографической
ситуации в области.


6.4. Денежные нормативы
рассчитываются с учетом специализации объектов социально - культурной
сферы, а также географических и социально - экономических
особенностей городов и районов области.


6.5. Денежные нормативы, действующие
на всей территории области, определяются Законодательным Собранием
области и вводятся в действие Администрацией области.


Утвержденные денежные нормативы
бюджетного финансирования социально - культурной сферы относятся к
приоритетным и обязательны для исполнения Администрацией области.
Органы местного самоуправления осуществляют финансирование не ниже
минимального уровня утвержденного норматива в соответствии с
действующим законодательством.






Глава 3.
ОТРАСЛЕВЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ






Статья 7.
Минимальный социальный стандарт в сфере охраны здоровья






7.1. Минимальный
социальный стандарт в сфере охраны здоровья, действующий на
территории области, включает в себя следующие нормативы:


перечень лечебно - профилактических
учреждений, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения области;


ассортимент предусмотренных
законодательством Российской Федерации об охране здоровья и
утвержденных Законодательным Собранием области услуг (объемов)
амбулаторно - поликлинической, стационарной, скорой медицинской
помощи, оказываемых населению без взимания платы, включая
льготируемые услуги по профилактике, здоровому образу жизни и
физической культуре, а также медицинскую помощь при социально -
значимых заболеваниях в виде территориальной программы бесплатной
медицинской помощи;


норматив обеспеченности населения
области и каждого города, района в отдельности услугами
государственной и муниципальной систем здравоохранения в расчете на
одного жителя;


норматив качества оказания
медицинской помощи устанавливается в виде перечня медицинских
отраслевых стандартов по заболеваниям, полу, возрасту и другим
критериям в соответствии с медико - экономическими стандартами,
утвержденными департаментом здравоохранения Администрации области;


утвержденный норматив текущего
финансирования системы здравоохранения в денежном выражении (денежные
нормы на единицу мощности учреждения, одного больного, одного
жителя).


7.2. Денежные нормы на единицу
норматива обеспеченности медицинскими услугами ежегодно
пересматриваются на основе экспертизы фактически сложившегося уровня
заболеваемости населения, показателей качества медицинского
обслуживания и произведенных затрат бюджетов и фондов обязательного
медицинского страхования за прошедший год и сложившейся экономической
ситуации в области.


7.3. Денежные нормы расходов на
охрану здоровья населения являются неотъемлемой частью
территориальной программы бесплатной медицинской помощи,
гарантированной населению области.


7.4. В состав норматива
финансирования отрасли здравоохранения входит также норматив
льготируемого медицинского и лекарственного обеспечения определенных
категорий граждан.






Статья 8.
Минимальный социальный стандарт в сфере образования






8.1. Минимальный
социальный образовательный стандарт, действующий на территории
области, включает в себя следующие нормы и нормативы:


перечень образовательных учреждений
государственной и муниципальной систем образования, подлежащих
аттестации и аккредитации;


норматив обеспеченности населения
образовательными услугами в виде норматива наполняемости групп и
классов по числу учащихся и воспитанников, а также норматива единицы
площади, учебной литературы, наглядных пособий на одного
обучающегося;


перечень образовательных программ
предметного обучения по годам, включая авторские, составляющие
комплекс определенного вида и уровня получаемого образования и
соответствующий перечню программ, утвержденному Министерством
образования Российской Федерации;


дошкольного, неполного среднего и
среднего, начального профессионального, среднего специального и
высшего образования;


утвержденный норматив текущего
финансирования учреждений образования в денежном выражении (денежная
норма) в расчете на одного учащегося, воспитанника, на единицу
мощности объектов, а также нормы капитальных затрат на ремонт и
обновление оборудования.


8.2. В состав утвержденного денежного
норматива финансирования образовательных учреждений, кроме указанных
направлений расходов, входят нормы социальной поддержки отдельных
категорий обучающихся:


детей - сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, детей из малообеспеченных семей, детей с
отклонениями в развитии и других групп, а также нормы расходов на
обеспечение учащихся учебниками, литературой, наглядными пособиями и
канцелярскими принадлежностями, проведение учебно - воспитательных,
оздоровительных, дополнительных внеурочных мероприятий и прочие
учебные расходы.






Статья 9.
Минимальный социальный стандарт в сфере культуры






9.1. Минимальный
социальный стандарт в сфере культуры устанавливается для учреждений
культуры, находящихся на балансе Администрации области и органов
местного самоуправления и получающих целевое финансирование за счет
средств бюджетов всех уровней.


9.2. Минимальный социальный стандарт
в сфере культуры, действующий на территории области, включает в себя:
перечень учреждений культуры (библиотек, клубных учреждений, музеев,
театров и т.д.), подлежащих социальной стандартизации в полном объеме
оказываемых ими услуг или их части; норматив ассортимента услуг
(набор) в сфере культуры, оказание которых полностью или частично
обеспечивается бюджетными средствами; утвержденный норматив
финансирования учреждений культуры (денежный норматив).


9.3. Денежный норматив состоит из
установленных норм расходов бюджетов различных уровней на текущее
содержание объектов культуры, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, и утвержденных целевых расходов
Администрации области и органов местного самоуправления на отдельные
культурные мероприятия, включая дотации на покрытие убытков по
результатам финансово - хозяйственной деятельности.






Статья 10.
Минимальный социальный стандарт в сфере физической культуры






Минимальный
социальный стандарт в сфере физической культуры обеспечивает
населению области, прежде всего детям и молодежи, бесплатное освоение
основ физической культуры в составе образовательных программ на базе
всех типов образовательных учреждений и бесплатное пользование при
этом услугами спортивных залов и сооружений. Утвержденный денежный
норматив финансирования учреждений физической культуры включает
расходы на текущее и целевое финансирование спортивных сооружений,
находящихся на балансе Администрации области и органов местного
самоуправления и получающих средства за счет бюджетов различных
уровней.






Статья 11.
Минимальные социальные стандарты в сфере труда, занятости,
социального страхования и защиты






11.1. Минимальный
социальный стандарт в сфере труда направлен на реализацию
государственных гарантий работающим гражданам минимального размера
оплаты труда, а для работников бюджетной сферы - Единой тарифной
сетки и ставки первого ее разряда, утверждаемых Правительством
Российской Федерации, а также соответствующих квалификации, сложности
и условиям труда надбавок.


11.2. Минимальный социальный стандарт
в сфере занятости и социального страхования, действующий на
территории области, распространяется на следующие виды пособий:
пенсионного, по безработице, по причине временной или постоянной
утраты трудоспособности, а также в связи с рождением и воспитанием
ребенка и со смертью родственника. Установленное финансирование
расходов по выплате указанных видов пособий осуществляется за счет
бюджетных средств и целевых внебюджетных фондов системы
государственного социального страхования.


11.3. Минимальный социальный стандарт
в сфере социальной защиты, действующий на территории области,
включает в себя:


перечень государственных и
муниципальных учреждений системы социальной защиты (для детей и
взрослых), подлежащих социальной стандартизации и финансируемых из
бюджетов различных уровней;


ассортимент (набор) социальных услуг,
товаров и продуктов, гарантированных государством социально -
значимым категориям граждан, включая обеспечение транспортными и
подручными средствами передвижения, в соответствии с нормативами,
установленными законодательством Российской Федерации;


перечень категорий граждан,
отнесенных в установленном порядке к малообеспеченным по уровню
подушевого дохода, которым законодательством Нижегородской области
установлены дополнительные социальные услуги и материальная
поддержка;


утвержденный норматив финансирования
учреждений системы социальной защиты (денежный норматив).


11.4. Денежный норматив состоит из
денежных норм расходов на текущее содержание социальных учреждений,
расходов на одного нуждающегося в социальных услугах и денежных норм
расходов на выплату компенсаций, дотаций и социальных пособий,
включая минимальные, установленные нормативными правовыми актами
Нижегородской области дополнительно к предусмотренным
законодательством Российской Федерации, размеры компенсационных
выплат.


Ежегодно указанный норматив
пересматривается в части обеспечения дополнительных к установленным
действующим законодательством Российской Федерации нормам и
утверждается исходя из возможностей областного и местных бюджетов с
учетом прожиточного минимума и сложившегося уровня потребительских
цен.






Статья 12.
Минимальный социальный стандарт в сфере жилищно - коммунального
обслуживания






Минимальный
социальный стандарт в сфере жилищно - коммунального обслуживания
определяет минимальный набор жилищных и коммунальных услуг с учетом
федеральных стандартов и включает в себя следующие нормативы:


перечень предприятий, входящих в
государственную и муниципальную системы жилищно - коммунального
хозяйства;


перечень услуг с учетом качества
предоставляемых предприятиями жилищно - коммунального хозяйства в
соответствии с нормативами, установленными законодательством
Российской Федерации, оказание которых гарантировано платежами
населения и бюджетными средствами;


утвержденный норматив финансирования
в денежном выражении на единицу площади в пределах социальной нормы
площади жилья и норматив потребления коммунальных услуг, включая
обеспечение электроэнергией, с учетом установленного уровня платежей
граждан и максимально допустимой доли собственных расходов.






Статья 13.
Минимальный социальный стандарт в сфере транспортного обслуживания






Минимальный
социальный стандарт в сфере транспортного обслуживания
предусматривает обеспечение населения (из расчета на одного жителя)
услугами пассажирского авто- и электротранспорта, в том числе
льготированных категорий, а также обеспечение дотаций на содержание
транспортных предприятий, находящихся на балансе государственных и
муниципальных органов.


Транспортные услуги обеспечиваются
платежами граждан и средствами различных бюджетов.






Статья 14.
Минимальный социальный стандарт в сфере экологической безопасности






Минимальный
социальный стандарт в сфере экологической безопасности направлен на
обеспечение реализации мероприятий по охране природы и сохранению
экологически благоприятной среды обитания на территории области.


Минимальный социальный стандарт в
соответствии с Законом области "Об экологической безопасности"
включает:


минимальный норматив площади зеленых
насаждений, минимальный норматив площади особо охраняемых природных
территорий, минимальный норматив питьевой воды, минимальный норматив
обеспеченности территорий очистными сооружениями, полигонами
захоронения и переработки отходов;


утвержденный норматив минимальных
денежных затрат на охрану природы, обязательные оздоровительные
мероприятия в рекреационных и техногенных зонах;


минимальный норматив площади
рекреационных зон;


минимальный норматив качества
воздуха.






Глава 4.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ






Статья 15. Механизм
поддержки социальных стандартов и норм






15.1. Работа по
разработке (совершенствованию) социальных стандартов и норм носит
непрерывный характер и включает в себя:


развитие системы социальных
стандартов и норм, в том числе в части определения уровня,
защищаемого государством;


изменение и уточнение перечня
социальных стандартов и норм;


регламентный расчет денежных
нормативов.


15.2. Минимальные социальные
стандарты и денежные нормативы утверждаются Законодательным Собранием
области и вводятся Администрацией области на определенный период
времени, но не менее 1 года, с ежегодным рассмотрением условий их
повышения в зависимости от бюджетной обеспеченности. Снижение
минимальных социальных стандартов не допускается.


Денежные нормативы рассчитываются с
использованием натуральных норм и учетом уровня цен по состоянию на
определенную дату. Расчет денежных нормативов может выполняться:


на текущий момент (на базе текущих
цен на товары и услуги);


на прогнозируемый период (с учетом
прогнозируемых дефляторов цен и заработной платы).


15.3. Развитие и формирование
минимальных социальных стандартов, поддержка их системы по отраслям и
видам деятельности на уровне городов и районов осуществляются
Администрацией области и органами местного самоуправления.


Механизм обновления данных в системе
минимальных социальных стандартов с характеристиками отраслей
обеспечивается Администрацией области.






Статья 16. Контроль
за соблюдением Закона






Контроль за
соблюдением настоящего Закона в соответствии с действующим
законодательством в процессе формирования и исполнения бюджета
осуществляет контрольно - счетная палата Законодательного Собрания
области.






Статья 17. Порядок
действия настоящего Закона






Настоящий Закон
действует на территории области и распространяется на граждан
Российской Федерации, не являющихся жителями области и временно
пребывающих на ее территории (командировка, отпуск и другие
обстоятельства), в части оказания разовых социальных услуг в объеме,
гарантированном всем гражданам Российской Федерации законодательством
Российской Федерации.






Председатель Собрания


А.А.КОЗЕРАДСКИЙ




Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru