Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 15.05.1998 № 721-Р


"О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛНЕНИИ
"ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области.









АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 15 мая 1998 г. № 721-р




О РАЗРАБОТКЕ И
ИСПОЛНЕНИИ "ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И


РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


НА 1998 - 1999 ГОДЫ"






Во исполнение
постановления Правительства РФ от 21.02.1998 № 239 "О
мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной
политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на
товарных рынках РФ в 1998 - 2000 гг.", в развитие федеральной
программы "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 -
2000 гг.", в дополнение к "Плану мероприятий по реализации
прогноза социально-экономического развития области на 1998 год":


1. Программу демонополизации и
развития конкуренции на рынках Нижегородской области на 1998 - 1999
гг. (далее "Программа") утвердить (прилагается).


2. Руководителям структурных
подразделений администрации - членам региональной комиссии по
демонополизации и развитию конкуренции совместно с Нижегородским ТУ
ГАК РФ (Гудков Г.Н.) в срок до 30 мая 1998 г.:


- разработать и принять к исполнению
соответствующие проекты "Программы" (блок 1 "Программы");


- разработать мероприятия по
исполнению "Программы" (блоки 3, 4, 5 "Программы");


- дать предложения по реализации
проектов, по которым не сняты разногласия между членами региональной
комиссии по демонополизации и развитию конкуренции (блок 2
"Программы").


3. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения, а также исполнением "Программы" возложить на
региональную комиссию по демонополизации и развитию конкуренции.






Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ














Утверждено


распоряжением


Губернатора области


от 15.05.1998 № 721-р






ПРОГРАММА


ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ


НА РЫНКАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


НА 1998 - 1999 ГОДЫ






1. ВВЕДЕНИЕ. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ






Настоящая
"Программа" разработана:


- в соответствии с новой редакцией
(от 26.02.1998) Программы Правительства РФ "Структурная
перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 гг." (п. 4.8
Антимонопольная политика, демонополизация и развитие конкуренции).


- во исполнение постановления
Правительства РФ от 21.02.1998 № 239 "О мероприятиях по решению
задач государственной антимонопольной политики, демонополизации
экономики и развития конкуренции на товарных рынках РФ в 1998 - 2000
гг. ".


- во исполнение решения региональной
комиссии по демонополизации и развитию конкуренции Нижегородской
области от 06.02.1998.


- в соответствии с "Основными
направлениями к Программе развития конкуренции, демонополизации и
регулирования локальных естественных монополий в Нижегородской
области в 1998 - 1999 гг.


Кроме того, при разработке
"Программы" на 1998 - 1999 годы использовался предыдущий
опыт разработки и реализации подобных программ (1992 - 1993 гг., 1994
- 1995 гг., 1996 - 1997 гг.).






2. ПРИНЦИПЫ
ФОРМИРОВАНИЯ "ПРОГРАММЫ"






Программа состоит из
5-ти блоков.


Первый блок представляет собой
конкретные проекты, направленные на развитие конкуренции, отобранные
для исполнения структурными подразделениями администрации области.


В их числе как проекты,
представляющие собой продолжение аналогичных проектов 1996 - 1997
гг., так и новые проекты по актуальным направлениям.


Второй блок представляет собой
тематический перечень проектов, которые пока не начаты, но их
актуальность не вызывает сомнения.


Эти проекты могут быть начаты
позднее, в течение 1998 - 1999 гг.


Третий блок оформлен в виде перечня
высококонцентрированных отраслей и рынков, где отдельные ХС занимают
доминирующее положение и требует разработки программ демонополизации
и развития конкуренции.


Четвертый блок касается стратегически
важных товарных групп (работ, услуг), требующих разработки программ
развития конкуренции.


Пятый блок содержит перечень
сегментов инфраструктуры товарных рынков и товаропроводящей сети,
также требующих разработки мероприятий по их развитию.


Обоснование необходимости исполнения
проектов первого и второго блока будет изложено в разработанной
проектной документации.


Актуальность и целесообразность
работы по направлениям (3, 4, 5 блоки) (отраслям, товарным группам,
рынкам товаров (работ, услуг) необходимо хотя бы качественно
проанализировать.






3. КАЧЕСТВЕННЫЙ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ


В ОТДЕЛЬНЫХ, СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ
ОТРАСЛЯХ И РЫНКАХ






Количественными
показателями, характеризующими конкурентную среду товарного рынка
(работ, услуг) являются:


- концентрация производства (доля
крупнейших 3 - 5 производителей в общем производстве)


- концентрация рынка (доля крупнейших
3 - 5 продавцов на рынке)


- индекс рыночной концентрации (сумма
квадратов долей всех действующих субъектов)


- открытость рынка для
межрегиональной и международной торговли


- доступность рынка (наличие и
отсутствие барьеров для входа новых продавцов)


- эластичность спроса (крутизна
кривой спроса в координатах "количество проданного товара и его
цена")


- ограниченность предложения
(крутизна кривой предложения в тех же координатах)


- доля крупнейшего продавца (свыше
35%, наблюдение АМО, выше 65% - доминирование.


Любой товарный рынок можно отнести, с
известными оговорками, к одному их трех типов:


- рынки с развитой конкуренцией


- олигополистические рынки


- монополизированные рынки. Сюда же
можно отнести рынки, где функционируют так называемые естественные
монополии.


Отличительной особенностью российской
экономики (в т.ч. и Нижегородской области) является относительная
замкнутость рынков, традиционно консервативные связи поставщиков с
потребителями, неразвитость рыночной инфраструктуры, действия местных
администраций, воздвигающих различные барьеры.


Выбор отраслей и рынков для
разработки мероприятий по демонополизации и развитию конкуренции
осуществлялся также по признакам:


- социально - экономической
значимости для населения


- масштабами правоприменительной
практики антимонопольными органами.


По степени государственного
управления (вмешательством) в функционирование рынков можно
расположить их в следующем порядке:


1. рынки естественных монополий -
(максимальное)


2. монополизированные,
высококонцентрированные рынки


3. олигополистические рынки


4. рынки с развитой конкуренцией,
низкоконцентрированные - (минимальное).


В таблице № 1 показаны качественные
характеристики рынков, которые, кроме высоких показателей
монополизированности и концентрации, являются также социально
значимыми, затратными для бюджета и характеризующимися большими
масштабами правоприменительной практики со стороны антимонопольных
органов (т.е. большим количеством нарушений конкурентного,
потребительского права).


Порядок работы над проектами блоков 1
и 2 утвержден первым вице-губернатором Нижегородской области
(прилагается в справочном материале).


Решение региональной комиссии от
06.02.1998 приведено в справочном материале.


В справочном материале приводятся
"Основные направления к Программе развития конкуренции,
демонополизации и регулирования локальных естественных монополий в
Нижегородской области в 1998 - 1999 гг.", рассмотренные и
одобренные Региональной комиссией.










Первый блок






ПЕРЕЧЕНЬ


ПРОЕКТОВ ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И
РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ


НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ,


ПРЕДЛОЖЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТАМИ И
КОМИТЕТАМИ


ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ К ВКЛЮЧЕНИЮ В
"ПРОГРАММУ"


НА 1998 - 1999 ГГ.
























































































































































































































































N№
пп.


Наименование проекта


Цели проекта


Разработчик проекта


1.


Программа реструктуризации

Горьковского, Муромского
узлов ГЖД


- создание условий финансового
оздоровления ГЖД,
- определение эффективного
собственника предприятий и
подразделений, не связанных
с работой железнодорожного
транспорта,

- повышение уровня управления
транспортным процессом


Департамент транспорта,

дорог и связи
Горьковская железная дорога


2.


Внедрение автоматизированной

системы анализа
и оперативного
регулирования
тарифов на тепловую энергию
от
котельных области


Экономия бюджетных средств и
упорядочение дотирования
муниципального жилья и
объектов соцкультбыта


Комитет ценовой политики

Департамент
топливно - энергетического

комплекса
Департамент финансов


3.


Осуществление контроля

за обоснованностью затрат,
включаемых в
себестоимость
и регулирование тарифов
на
услуги отраслей
естественных монополий


Сдерживание роста тарифов на
услуги отраслей естественных
монополий


Комитет ценовой политики

Региональная энергетическая
комиссия

Департамент
топливно - энергетического

комплекса
Департамент транспорта,

дорог и связи


4.


Осуществление поэтапного

сокращения перекрестного
субсидирования в

электроэнергетике,
газоснабжении,
связи


Создание предпосылок для
снижения цен на продукцию
предприятий промышленности


Комитет ценовой политики

Региональная энергетическая
комиссия

Департамент
топливно - энергетического

комплекса
Департамент транспорта,

дорог и связи


5.


Определение оптимального

уровня тарифов
на перевозки
пассажиров


Увеличение собираемости
доходов от перевозки пассажиров и
экономия бюджетных
средств


Комитет ценовой политики

Департамент экономики и
прогнозирования

Департамент финансов
Департамент транспорта,

дорог и связи


6.


Организация регионального

оптового зернового рынка


Поддержка местных с/х
товаропроизводителей и сохранение в
области стабильных цен
на хлеб и х/б изделия


Комитет ценовой политики

Департамент
внешнеэкономических связей

и ресурсов


7.


Организация цивилизованного

рынка хлебопродуктов
(зерно - мука -
хлебопродукты)
(комбикорма)
с
использованием механизма
биржевых торгов


Обеспечение сбалансированности
объемов производства в
зерновой цепочке зерно - мука -
продукты хлебопечения,
улучшения качества производимой
продукции, стабилизация цен
с использованием механизма
биржевых торгов


Департамент

внешнеэкономических связей
и ресурсов

Департамент сельского
хозяйства, пищевой и

перерабатывающей
промышленности

Комитет ценовой политики


8.


Организация лизинговой

деятельности
в АПК в соответствии
с
постановлением Правительства РФ
от 16.06.1994
№ 686
и Указа Президента РФ
от
17.09.1994 № 1929
"О развитии финансового
лизинга
в инвестиционной деятельности"


Улучшение оснащения
агропромышленного комплекса,
стабилизации
производства и переработки продукции


Департамент сельского

хозяйства, пищевой и
перерабатывающей

промышленности


9.


Развитие межхозяйственной

кооперации и интеграции
с целью работ на один
финансовый
результат сельхозпроизводителей
с
предприятиями переработки


Объединение интересов с/х
товаропроизводителей и
перерабатывающих
предприятий


Департамент сельского

хозяйства, пищевой и
перерабатывающей

промышленности


10.


Организация контролируемой

органами власти субъекта РФ
оптовой сети продажи

алкогольной продукции


В соответствии с комплексным
планом правительства
мероприятие позволит увеличить
налоговые сборы и защитить
потребителей от некачественной
продукции


Департамент

внешнеэкономических связей
и ресурсов

Департамент финансов


11.


Разработка и внедрение
дешевого
и эффективного криптографического
знака качества
и легальности
алкогольной продукции
предприятий
Нижегородской области


Эффективный способ защиты
продукции от подделки и
потребителей от
некачественной продукции


Департамент

внешнеэкономических связей
и ресурсов

Налоговая инспекция
Налоговая полиция

Волго-Вятская инспекция
Госалкоголь службы России

Нижегородское
территориальное управление

ГАК России


12.


Конкретные проекты по

реструктуризации долгов
предприятий


В соответствии с
постановлением Правительства от 05.03.1997
№ 254,

распоряжение
губернатора от 06.01.1997 № 2-р


Нижегородское

территориальное управление
ГАК России

Федеральное управление
по банкротству

(несостоятельности)


13.


Создание торговой площадки

Московской фондовой
биржи


Развитие инфраструктуры
фондового рынка Нижегородской
области


Нижегородское региональное

отделение.
Федеральная комиссия по

ценным бумагам


14.


Создание технического

центра развития
информации


Обеспечение прозрачности и
открытости фондового рынка,
доведения информации о
фондовом рынке до инвесторов и
акционеров


Нижегородское региональное

отделение.
Федеральная комиссия по

ценным бумагам


15.


Создание Центра коллективных

инвестиций


Обеспечение удобства доступа к
информации об эмитентах
любому заинтересованному лицу,
формирование банка данных
инвестиционных проектов,
инвестиционное консультирование
клиентов


Нижегородское региональное

отделение.
Федеральная комиссия по

ценным бумагам


16.





17.


Проведение биржевых торгов

по конкурсному распределению
льготного
кредитования,
в т.ч. за счет средств фонда

финансовых ресурсов


Экономия бюджетных средств в
соответствии с
постановлением губернатора от
01.09.1997 № 251,
постановлением Законодательного
Собрания от 01.07.1997 № 158
и распоряжением губернатора от
09.01.1998 № 20-р


Департамент

внешнеэкономических связей
и ресурсов

Департамент финансов





На базе регионального

учебного комбината "Инфраком"
проведение
обучения председателей
(управляющих) и бухгалтеров

товариществ собственников жилья


В соответствии с программой
развития ЖКХ Нижегородской
области на 1997 - 2003 годы,
утв.постановлением губернатора
от 30.09.1997 № 278


Департамент строительства и

жилищно - коммунального
хозяйства


18.


Организация государственной

жилищной инспекции
Нижегородской области


Реформа ЖКХ требует создания
специального органа как с
контрольными, так и
исполнительными функциями


Департамент строительства и

жилищно - коммунального
хозяйства


19.


Программа поддержки

малого предпринимательства
Нижегородской области

на 1998 - 1999 гг.


- Создание комплексной системы
и инфраструктуры поддержки
предпринимательства.

- Дальнейшее развитие сферы МП:

-увеличение количества субъектов МП
в 1,2 - 1,5 раза,
-увеличение числа занятых в сфере МП
до 400-500тыс.человек,
-увеличение доли МП в налоговых
поступлениях в бюджет до
15-20%


Департамент поддержки и

развития предпринимательства


20.


Программа поддержки и развития

сферы бытовых услуг
в Нижегородской
области
на 1998 - 1999 гг.


-Стабилизация сферы БОН

-Увеличение количества МП в
сфере БОН
-Внедрение современных
технологий бытовых услуг


Департамент поддержки и

развития предпринимательства


21.


Развитие конкуренции на

проектирование, строительство,
реконструкцию и
содержание
автомобильных дорог
и
мостов общего пользования


-Улучшение качества и снижение
стоимости проектирования,
строительства, реконструкции и
содержания дорожных объектов
-Повышение эффективности
использования внебюджетных средств
дорожного фонда


Департамент транспорта,

дорог и связи
Администрации городов и

районов


22.


Развитие рынка средств

электросвязи


-Обеспечение населения области
услугами электросвязи
-Вовлечение потенциала
альтернативных операторов связи


Департамент транспорта,

дорог и связи
Открытое акционерное

общество
"Нижегородсвязьинформ"


23.


Развитие конкуренции на рынке

пассажирских
транспортных услуг
населению


-Привлечение потенциала
альтернативных перевозчиков
-Использование
дополнительного пассажирского транспорта для
обслуживания
населения на междугородных, внутриобластных,
городских и
внутрирайонных маршрутах


Департамент транспорта,

дорог и связи
Нижегородское отделение

российской транспортной
инспекции


24.


Разработка цепочек передела


Обеспечение баланса
экономических интересов участников
технологической
цепочки, а также сокращение задолженности за
поставленное
сырье и продовольственную продукцию


Комитет ценовой политики

Департамент экономики и
прогнозирования

Департамент сельского
хозяйства, пищевой и

перерабатывающей
промышленности


25.


Строительство и развитие

сети коммерческих АЗС
в области


Развитие конкуренции на
розничном рынке нефтепродуктов


Департамент

топливно - энергетического
комплекса


26.


Развитие сети оптовой

торговли нефтепродуктами


Обеспечение равного доступа к
емкостям хранения
нефтепродуктов вместе ХС


Департамент

топливно - энергетического
комплекса


27.


Приватизация земли

и реорганизация
с/х предприятий

Нижегородской области


Увеличение производительности
труда и валового дохода в с/х
производстве, недопущение
развала производственной базы
сельского хозяйства


Департамент сельского

хозяйства, пищевой и
перерабатывающей

промышленности


28.


Создание фонда развития

субъектов малого
предпринимательства
АПК


Привлечение инвестиций,
содействие реформированию и
модернизации отраслей АПК


Департамент сельского

хозяйства, пищевой и
перерабатывающей

промышленности


29.


Организация лизинга:

обеспечение АПК области
продукцией
машиностроения


Для устойчивого обеспечения
техникой АПК


Минсельхозпрод РФ

Минфин РФ










Второй блок






ПЕРЕЧЕНЬ


ПРОЕКТОВ, ПРЕДЛОЖЕННЫХ НИЖЕГОРОДСКИМ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ


УПРАВЛЕНИЕМ ГАК РОССИИ, КОТОРЫЕ НЕ
НАШЛИ ПОДДЕРЖКИ


В ДЕПАРТАМЕНТАХ И КОМИТЕТАХ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


























































N№
пп.


Наименование проекта


Цели проекта


Примечание


1.


Развитие конкуренции на рынке
оптовой продажи
электроэнергии


Организация обеспечения
свободного доступа к сетям
"Нижновэнерго" всех
производителей электроэнергии и
крупных потребителей
энергии





2.


Проекты по снижению бартерных и
давальческих операций,
расчетов продукцией, в т.ч. и с
бюджетом по конкретным,
бюджетообразующим и градообразующим
предприятиям


Борьба с коррупцией, нецелевым
расходованием средств





3.


Отработка арбитражного
управления и конкурсного
производства на конкретных
предприятиях с
неудовлетворительной структурой
баланса


Оздоровление экономики,
обеспечение механизма реализации
нового закона "О
банкротстве"





4.


Организация билинговых компаний
по обеспечению
установки и комплексного обслуживания
приборов учета
энергоресурсов для бюджетной сферы


Экономия бюджетных средств,
развитие конкуренции в сфере
ЖКХ





5.


Организация закупки по лизингу,
соглашениям о
сотрудничестве и т.д.; оборудования
ресурсо-
сберегающих технологий по контролю,
дистанционной
диагностике трубопроводов, энергокабелей,
линий связи


Использование передовых
технологий в ТЭК, ЖКХ, связи, -
позволяет сэкономить бюджетные
средства





6.


Определение перечня
предприятий, где необходимо влияние
государства на управление.
Организация конкурса на
передачу в доверительное
управление закрепленных в
федеральной и областной
собственности акций
стратегически важных
предприятий


В соответствии с постановлением
правительства РФ от
07.08.1997 № 989





7.


Развитие конкуренции и
конкурентоспособности продукции
местных товаропроизводителей
на товарных рынках:
- продукция химического комплекса,

- стекольная продукция,

- легковые автомобили,

- грузовые автомобили,
-
автобусы


С целью защиты местного
товаропроизводителя













Третий блок






ПЕРЕЧЕНЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ


ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ,


КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РАЗРАБОТАТЬ НА
1998 - 2000 ГГ.


ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ


СОВМЕСТНО С ТЕРОРГАНАМИ ГАК РОССИИ




(во исполнение
постановления Правительства РФ


от 21.02.1998 № 239)




I. По отраслям и
рынкам, где отдельные


хозяйствующие субъекты занимают
доминирующее положение




















































N№
пп.


Наименование товарной

группы (отрасли)


Наименование ХС,

занимающего
доминирующее положение


Наименование товара, по

которому ХС включен в
Реестр


Ответствен.разработчик
программ
от
администрации,
член Рег.комиссии


Срок
разработки
программ


1.


Строительство, ремонт,
обслуживание
автодорог


ОАО

"Нижегородавтодор"


Ремонт дорог, содержание
дорог
общего пользования


Дьяченко С.А.





2.


Услуги по пригородным
перевозкам
пассажиров


Объединение

"Пассажиравтотранс"
ГЖД


Перевозка пассажиров

Отправление пассажиров


Дьяченко С.А.





3.


Услуги по инженерно -
техническому
обслуживанию зданий и сооружений


ТОО "Фирма

"Лифтремонт"


Техническое обслуживание

лифтов и
лифтдиспетчерской связи
и
сигнализации


Новокрещенов В.С.





4.


Услуги по приемке, вывозу,
очистке,
переработке и захоронению бытовых
отходов


Муниципальное

специализированное
автотранспортное
предприятие


-


Новокрещенов В.С.













Четвертый блок






II. По стратегически
важным товарных группам
























































































N№
пп.


Наименование товарных групп

(услуг)


Ответственный
разработчик

программы
от администрации
области,

член Региональной
комиссии


Срок
разработки
программ


Примечание


1.


Жилищно - коммунальное

хозяйство в отраслях, не
отнесенных к естественным

монополиям


Новокрещенов В.С.








2.


Продукты,

входящие в минимальную
потребительскую корзину


Евлампиев В.Н.








3.


Хранение и оптовая
реализация:
- зерна продовольственного
- комбикормов


-"-

-"-








4.


Оптовая реализация

строительных материалов


Новокрещенов В.С.








5.


Оптовая реализация угля


Вагапов Ф.З.








6.


Хранение и оптовая реализация

алкогольной продукции


Евлампиев В.Н.








7.


Оптовая реализация

лекарственных средств


Карцевский А.В.








8.


Оптовая реализация

лесоматериалов


Парахин В.А.








9.


Оптовая реализация

целлюлозно - бумажной
продукции


Воронов В.Н.








10.


Услуги по грузовым и

пассажирским перевозкам
водным транспортом


Дьяченко С.А.
















Пятый блок






РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ
РАЗВИТИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ И


ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ В ОТРАСЛЯХ НА
ОСНОВЕ АНАЛИЗА


ИНФРАСТРУКТУРЫ И СОСТОЯНИЯ
КОНКУРЕНЦИИ







































N№
пп.


Наименование отрасли


Ответственный
разработчик

от администрации
области,
член
Региональной
комиссии


Срок
разработки
программ


Примечание


1.


Торговля на селе,
альтернативная
потребительской кооперации


Евлампиев В.Н.








2.


Фирменная торговля и сервисная

сеть производителей товаров
(услуг)


Евлампиев В.Н.








3.


Муниципальная торговля товарами

повседневного спроса


Евлампиев В.Н.












ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ


К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ,
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И


РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998 - 1999
ГГ.






1. ВВЕДЕНИЕ






Настоящие
направления являются логическим развитием работ начиная с 1992 года.


Соответствующие программы действий
были приняты в Нижегородской области на 1992 - 1993 гг. и на 1994 -
1995 гг. и программа, включающая в себя комплекс конкретных проектов,
на 1996 - 1997 гг.


В данных направлениях изложены
основные проблемы и предлагаются способы их решения на будущий 2-х
летний период.


Основные направления направлены на
обеспечение условий для становления и развития конкурентных
отношений, стимулирующих рациональные структурные преобразования в
экономике, снижение затрат в производстве, повышение
конкурентоспособности и ориентацию на интересы потребителей.






ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






Прошедшие 9 месяцев
1997 года характерны для экономики Нижегородской области финансовой
стабилизацией, в первую очередь сокращением темпов инфляции.


Одним из важнейших показателей уровня
инфляции является сводный индекс потребительских цен и тарифов на
платные услуги.


Сводный индекс потребительских цен на
все товары и платные услуги по области в сентябре 1997 г. по
отношению к предыдущему месяцу составил 99,6 процента.


Цены на продукты питания снизились в
среднем на 1,6 процента.


Стоимость набора из 25 основных
продуктов питания снизилась на 5 процентов.


Цены на непродовольственные товары
возросли на 0,9 процента.


Рост цен и тарифов на платные услуги,
оказываемые населению в сентябре т.г. по сравнению с предыдущим
месяцем составил 0,8 процента.


Как позитивный фактор следует
отметить хотя и незначительное, но повышение покупательской
способности минимальной зарплаты и пенсии при бездефицитном насыщении
розничной сети товарами, продуктами питания.


Ценовая ситуация в промышленности
области в течение 1997 года складывалась под влиянием таких факторов
- электроэнергия и транспорт, ограничение спроса и замедление сбыта
готовой продукции, роста цен на сырье и ресурсы, дефицита средств,
вызванных неплатежеспособностью предприятия.


С 1990 года спад промышленного
производства в Нижегородской области составил 45%, в оборонных
отраслях около 60%.


Основные причины значительного спада
производства известны. Это:


- сокращение госзакупок и
демилитаризация экономики


- разрыв межрегиональных связей


- общее сокращение спроса вследствие
экономической трансформации


- отказ от государственного
регулирования и либерализация импорта.


Подавляющее большинство предприятий
нашей области (как и страны в целом) было ориентировано на нужды
государства - этот покупатель (он же заказчик) исчез. Как следствие,
затоваривание производства (трудности со сбытом), отсутствие
оборотных средств. Отрасли, имеющие устойчивый спрос на свою
продукцию, имеют более низкие темпы спада производства.


Ситуация в области немного отличается
от Российской.


Индекс физического объема
промышленного производства 1996 г. к 1990 году по России составил -
44,2%, а в Нижегородской области - 49,8%.


В сложившихся условиях
(неэффективность производства привела и продолжает приводить к потере
рынка, увеличению доли импорта) единственно правильным остается
создание конкурентоспособных производств, поощрение производства
конкурентоспособных товаров, произведенных эффективным образом с
применением новейших технологий.






РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА






Механизмы влияния
государства на отмеченные процессы, в принципе, заложены в
антимонопольном законодательстве.


Так, процессы накопления капитала в
одних руках регулируются Конституцией Российской Федерации, Уставом
Нижегородской области и ст. 17, 18 Федерального Закона "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках", влияние рыночных монополий - ст. 5 отмеченного закона,
монополистический сговор - ст. 6, коррупция органов власти - ст. 7,
8, недобросовестная конкуренция - ст. 10 и Федеральным законом "О
рекламе". Механизм регулирования естественных монополий заложен
в Федеральном законе "О естественных монополиях", который
необходимо распространить и на локальные естественные монополии.


Задача органов власти и теруправления
найти и обеспечить оптимальное соотношение государственного
регулирования и рыночного саморегулирования на всех рынках товаров,
услуг, труда и капитала, и с учетом местных условий.






ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА КАК
МЕХАНИЗМ


РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ






Активная ценовая
политика заключается:


- в анализе состояния конкуренции на
соответствующем рынке товаров (услуг)


- эффективном использовании того или
иного метода регулирования цен в зависимости от результатов анализа,
особенностей товара (товарной группы), отрасли, социальной
значимости, состояния импорта и других причин.


Методы регулирования по степени
государственного (административного) вмешательства могут
подразделяться на:


- регулирование с помощью управляющих
воздействия:



I. Административное
регулирование:

1) Прямое установление
и ограничение цен

2) Ограничение уровня
рентабельности

3) Декларирование цен:

а. прямое
декларирование

б. уведомительные
цены

в. разрешительные
цены

II. Договорное
регулирование:

1) Ценовые соглашения

а. принудительно -
добровольные биржевые торги

б. соглашения по
цепочке передела



- регулирование с
помощью рыночных механизмов:

1) Косвенное
регулирование

а. интервенция
товаров из госрезерва

б. открытие рынка
для импорта



2) Рыночное
регулирование - цены продажи определяет продавец.


Справедливая цена устанавливается в
результате баланса спроса и предложений на открытом конкурентном
рынке.


При таком подходе к ценовой политике
искусство органов власти заключается в том, чтобы из упомянутого
арсенала методов выбрать наиболее оптимальный на данный момент, и
постепенно ослаблять "административный нажим", по мере
становления рыночных отношений на данном рынке товаров (услуг).


Жесткие меры регулирования отнимают
много сил для их установления и контроля, побуждают производителей
уходить в теневую экономику. Поэтому необходимо стремиться применять
более мягкие методы регулирования.


В области широко развито прямое
установление цен. Слабо используется косвенное регулирование цен -
заключение ценовых соглашений по цепочке технологического передела,
введение льготного кредитования и изменение налогообложения.


Регулирование субъектов естественных
монополий не будет ограничивается только регулированием цен
(тарифов). В частности, обычное предприятие, выпускающее вполне
рыночный товар может оказаться локальным естественным монополистом по
обеспечению теплом, электропитанием, связью, водой, стоками другого
предприятия, жилого массива. Пользуясь своей монопольной властью, оно
может заключить невыгодные для потребителей договора, отказывать в
обслуживании, перекачивать затраты на выпуск основной продукции и
модернизацию в тарифы услуг естественной монополии и т.д. Поэтому в
отличие от рыночных монополий, естественные монополии учитывая, что
эти направления актуальны все годы реформ, подлежат более жесткому
регулированию с тщательным анализом всей хозяйственной деятельности
предприятия, а не только цен и тарифов на услуги как естественного
монополиста.


Необходимо перейти от декларирования
к разработке конкретных целевых проектов по участникам, исполнителям
и ресурсам.






2. ПРИНЦИПЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ


ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТЕ РФ






Как уже было принято
в 1992 - 1997 гг., администрация области в лице ее подразделений
должна быть ответственна за состояние каждого конкретного рынка.
Координацию работ и анализ результатов осуществляет в этом случае
созданная в Нижегородской области региональная комиссия по развитию
конкуренции и регулированию естественных монополий (см. приложение 1)
при методическом сопровождении теруправления ГАК России. Учитывая
утвержденную структуру администрации Нижегородской области,
предлагается следующее уточненное закрепление подразделений
администрации за состоянием соответствующих рынков, разработкой и
осуществлением проектов развития конкуренции (см. приложение 2).






3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ


НА 1998 - 1999 ГГ.






3.1. Развитие
рыночной конкуренции путем повышения конкурентоспособности товаров
(услуг) и расширения рынка их реализации






Конкурентоспособность
товара (услуги) прямо пропорциональна качеству, помноженному на
маркетинг и обратно пропорциональна удельным издержкам на его
производство.


Конкурентоспособная продукция
обладает способностью взаимопроникновения на различные рынки, что и
обеспечивает, в конечном счете, развитие свободной рыночной
конкуренции, обеспечение цен на уровне баланса спроса и предложения.






3.2. Развитие
рыночной конкуренции, демонополизации за счет диверсификации и
многопрофильности производства.






Высокая концентрация
производства в отраслях является необходимым, но не достаточным
признаком их монополизации.


Наибольшую опасность с точки зрения
доминирования и нарушения антимонопольного законодательства
представляют монопродуктовые компании, доставшиеся нам от времен
государственного монополизма, когда страна (СССР) представляла собой
как бы единый завод, где министерства и главки (отрасли и подотрасли)
делали невзаимозаменяемые узлы, а заводы представляли собой отдельные
цеха с уникальной продукцией.


Монопродуктовая компания в условиях
неплановой (рыночной) экономики не обеспечена госзаказом и не имеет
возможностей маневра, поэтому она вынуждена бороться за свое
существование нецивилизованным путем.


Многопрофильные корпорации с
диверсифицированным производством имеют возможность перестроиться, и
динамично внедряясь на смежные (и не только смежные) рынки,
обеспечивают развитие конкуренции.


Что касается демонополизации, то
наличие на рынке трех и более конкурентов равной рыночной власти
создают (при отсутствии их сговора и аффилированности) достаточную
конкурентную среду для обеспечения конкурентных цен.






3.3. Вертикальная
интеграция, принятие соглашений по цепочке передела как фактор
развития конкуренции.






Создание крупных
вертикально интегрированных корпораций (ФПГ) регулируется
соответствующим федеральным законодательством. Что касается
организации вертикально-интегрированных компаний по производству и
переработке сельхозпродукции, то в Нижегородской области имеется
некоторый опыт. Кратко можно констатировать, что:


- акции перерабатывающих предприятий,
переданные для обеспечения эффективности цепочки передела
предприятиям-сельхозпроизводителям, - в конце-концов,
сконцентрировались в частных руках (руководителя сельхозпредприятия,
либо перерабатывающего цеха, либо проданы "чужому"
предпринимателю);


- эффективность, безубыточность и, в
конечном счете, конкурентоспособность работы интеграции зависит от
умения и желания работать у нового хозяина;


- основная причина развала
большинства интеграций - в низком качестве, высокой себестоимости
исходного сырья сельхозпроизводителя. Например, в молочном
производстве - это отсутствие современных технологий, позволяющих
обеспечить сохраняемость продукта, низкая продуктивность стада,
высокая стоимость комбикормов;


- обеспечение достаточной
конкурентной среды невозможно без инвестиций в новые технологии.


Необходимо обучение руководителей (в
особенности сельскохозяйственных предприятий) грамотному распоряжению
пакетами акций перерабатывающих предприятий в целях эффективного
влияния на финансово - хозяйственную деятельность.






3.4. Организация
цивилизованного рынка.






В Нижегородской
области много уже сделано по организации розничной торговли товарами
народного потребления (созданы и успешно функционируют базары,
ярмарки и т.д.).


Экономическая ситуация созрела для
организации полноценных товарных бирж для торговли как реальными
оптовыми партиями товаров, так и контрактами (фьючерская торговля).


В первую очередь, это развертывание
работы зерновой биржи.


Вместе с тем, существует реальная
опасность превращения их в рынки для посредников и импортеров, а не
местных товаропроизводителей. Возможно необходимо определить
%-минимум через рыночные механизмы доли местных товаров в рыночном
ассортименте.






3.5. Развитие
конкуренции через рыночные механизмы приватизации.






Должны включать в
себя:


Реорганизация аптечной сети (по
программе, разработанной КУГИ НО и согласованной с местными органами
самоуправления);


- приватизацию государственного
имущества, активов предприятий, признанных в установленном порядке
неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса
(по специальной программе ФУДН);


- инвентаризацию долей государства
(муниципалитета) в приватизированных и вновь образованных
предприятиях, определение целесообразности наличия и/или сохранения
этой доли;


- дальнейшую реструктуризацию
портфеля акций, принадлежащих государству (муниципалитету):
реализовать акции, которые иметь нецелесообразно, (в т.ч. путем
передачи в трастовое управление, через проведение конкурсов по
продаже права трастового управления) и нарастить долю в наиболее
интересных объектах, предприятиях;


- организация контроля за
деятельностью предприятий, имеющих в уставном капитале
государственную долю через представителей исполнительной власти.






3.6. Оздоровление
предприятий.






Применение
действующего Закона "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий" не позволяет государству достаточно эффективно
влиять на оздоровление экономической ситуации социально - значимых
предприятий, находящихся в кризисном положении. Этот закон, один из
немногих ориентированных на рыночные отношения, разрабатывался в
условиях отсутствия практики применения такого законодательства и
основополагающих законодательных актов, регулирующих новые
экономические и правовые отношения.


В связи с уже 5-летним юбилеем
Федерального закона "О банкротстве" можно констатировать,
что он не стал действенным инструментом по оздоровлению экономической
ситуации.


Процедура банкротства сложна и
запутанна, поэтому кредиторы не решаются на такой радикальный шаг.
Одной из реальных мер при существующем законодательстве может быть
отстранение исполнительного руководства, создание антикризисных групп
и назначение лиц, которым доверено кредиторами управление
предприятием. Эти мероприятия должны проводиться в полном
соответствии с федеральным законом "Об акционерных обществах"
и Гражданским кодексом.


Принятая вторая редакция Федерального
закона "О банкротстве (несостоятельности)" с 1 марта 1998
года устраняет многие существующие проблемы в технологии процедур
банкротства и будет в значительной мере способствовать оздоровлению
финансово - хозяйственной деятельности предприятий.


В проекте значительно расширены меры,
направленные на сохранение должника, установлены особенности
банкротства отдельных категорий юридических лиц, а также граждан,
включая индивидуальных предпринимателей. Проект обеспечивает
соблюдение баланса между интересами кредиторов и должника,
предоставляя защиту их прав от взаимных недобросовестных действий.
Введение реорганизационных процедур позволит проводить
реструктуризацию предприятий, осуществлению которой будет
способствовать мораторий на долги предприятия без начисления штрафов
и пени, а также без уплаты процентов.


Все вновь разрабатываемые программы,
направленные на оздоровление предприятий - должников, должны быть
ориентированы и разрабатываться с учетом нового законодательства о
несостоятельности (банкротстве).






3.7. Взаимные
неплатежи и бартерный обмен как антиконкурентные соглашения.






В настоящее время
кризис неплатежей по-прежнему не преодолен.


Особенно остро возникают проблемы
неплатежей между производителями и потребителями в начале
технологической цепочки (предприятий сырьевых, энергоресурсных
отраслей, которые являются, в основном, монополистами).


В этом случае взаимные неплатежи
можно квалифицировать как монополистический сговор с целью получения
добавочной прибыли, поддержания мнимой, ирреальной
конкурентоспособности своего товара и востребованности его на рынке.


В результате развивается бартерный
обмен, страдают предприятия перерабатывающих отраслей и, в конечном
счете, граждане - потребители, из кармана которых и выкачивают свою
прибыль монополисты. Бартерный обмен, давальческое сырье и денежные
суррогаты, в конечном счете, образуют благодатную почву для
"накрутки" цен, хищений, взяточничества и других махинаций.


Необходимо по ряду бюджетообразующих
предприятий принять специальные программы (проекты) по снижению
бартерных операций, сокращению использования давальческого сырья и
денежных суррогатов.


Необходимо активней использовать
предусмотренные Законом меры по исполнению договоров, укреплению
договорной дисциплины.






3.8. Развитие
конкуренции на рынке финансовых услуг.






Конкуренция - одно
из условий качественного функционирования рынка банковских услуг.
Банковская система централизована. Ее механизмы работают на единой
нормативной базе, а все возрастающие требования к коммерческим банкам
со стороны Банка России направлены на создание условий для
функционирования на рынке наряду с крупными банками небольших по
размеру капитала, но финансово - устойчивых кредитных организаций,
оказывающих услуги прежде всего мелким и средним предпринимателям.


Сегодняшняя ситуация остро ставит на
повестку дня вопрос расширения спектра оказываемых банком услуг,
требует от банка разворота в политике в сторону "клиента".
Только те банки, которые быстрее и качественнее проведут эти
мероприятия, выживут.


Банк должен обладать реальной
возможностью обеспечить активы резервами с целью предотвращения
возможных сбоев в функционировании.


Банки должны будут инвестировать
производственные проекты и наращивать оборот капитала. Однако,
инвестирование конкретных проектов затрудняется трудоемкостью их
оценки. Перспективным выглядит инвестирование под залог ликвидных
активов и ипотека.


Вопрос необходимости создания условий
для кредитования банками региона производственных проектов, создания
благоприятных условий для развития конкуренции на региональном
финансовом рынке, Банк России в лице Главного управления по
Нижегородской области полностью поддерживает позицию Комиссии.


В связи с изложенным, необходимо
принять Программу развития конкуренции на рынке финансовых услуг с
учетом интересов государства в лице Центробанка и местных
коммерческих банков.


Назрела необходимость создания
сообщества коммерческих банков области (включая и филиалы
московских). Программа должна включать в себя механизмы поглощения
мелких, несостоятельных банков более крупными, с принятием на себя их
обязательств, и созданием для этого процесса благоприятных условий.


Необходима организация фондов
поддержки обманутых вкладчиков (в соответствии с Указом Президента
РФ).






3.9. Защита местного
товаропроизводителя.






С учетом состояния и
перспектив развития экономики области новый этап демонополизации и
развития конкуренции должен быть ориентирован на интенсивном развитии
местного производства. Защита местного товаропроизводителя в первую
очередь, от недобросовестной конкуренции импортных товаров. Здесь
имеется ввиду демпинговые цены, поставка некачественных товаров, уход
от таможенных пошлин, или их экономически необоснованный низкий
уровень.


Нижегородская бытовая электроника
находится в критическом состоянии, непростая ситуация на рынке
автомобилестроения.


В связи с этим, ГАК РФ и его
теруправления в субъектах РФ должны учитывать в своей работе
предложения субъектов РФ по тарифно - таможенной политике и защите
рынка от недоброкачественной продукции.


Особое место занимает ценовая
политика во взаимоотношениях соседних регионов.


Не создавая административных барьеров
на пути товаров через границы областей, вместе с тем создавать равные
условия для производителей (особенно сельхозпродукции) в соседних
районах и областях. На рынке продовольствия - необходимо продолжить
работу по развитию оптовой торговой сети, с помощью которой будет
возможно наладить сертификацию и контроль за качеством ввозимых извне
продовольственных товаров. В области создана и отлаживается
оперативная информационная система отслеживания миграции
некачественных и опасных товаров с помощью государственной
автоматизированной системы "Выборы".






3.10. Развитие
конкуренции через совершенствование взаимоотношений с органами
местного самоуправления.






В соответствии с
концепцией развития конкуренции, принятой ранее администрацией
области, каждый отраслевой департамент несет ответственность за
развитие конкурентной среды в курируемой отрасли.


В связи со всенародным выбором глав
местного самоуправления усложняются вопросы взаимодействия областной
администрации с главами местного самоуправления. Нам кажется
необходимым заключение соглашений между администрацией области и
главами местных администраций, где особо оговаривались бы
ответственность за развитие конкурентной среды, насыщенности рынка в
регионе, предотвращающих недовольство населения района (города).






3.11. Поддержка и
развитие малого предпринимательства.






Несмотря на
принимаемые меры в законодательном порядке (закон об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого
предпринимательства), меры организационного характера (создание
органов государственного управления в сфере поддержки и развития МП),
направление из бюджета инвестиционных ресурсов (программа лизинга
оборудования для МП), малое предпринимательство развивается
недостаточными темпами.


Среди серьезных препятствий в
развитии МП, его включения в конкурентные отношения с крупными
предприятиями в сфере производства промышленной продукции и ТНП можно
отметить:


- неразвитость рынка информационных и
консалтинговых услуг, системы информационного обеспечения развития
МП;


- ограниченность доступа МП к
кредитным ресурсам коммерческих банков по причинам высоких требований
к гарантиям и залогам;


- отсутствие механизмов участия МП в
реализации государственных заказов и закупок.


Эти проблемы могут быть решены в
рамках целенаправленных действий органов власти и управления по
созданию (с участием МП) при поддержке государства учебно - деловых
центров, домов малого бизнеса, бизнес - инкубаторов, технопарков,
информационно - консалтинговых агентств, а в области инвестиционной
поддержки - системы гарантийных фондов, обеспечивающих получение МП
кредитов в коммерческих банках.


Одним из серьезных барьеров на пути
развития малого предпринимательства являются сложившиеся
взаимоотношения с партнерами - крупными хозяйствующими субъектами.


Пользуясь своими преимуществами
крупного предприятия, по сути - монополиста для предпринимателя -
субподрядчика, оно навязывает ему невыгодные условия, завышает цены
на свои услуги, не оплачивает работу, выполненную предпринимателем и
т.д.


В связи с этим назрела необходимость
принятия Закона Нижегородской области "О защите субподрядчиков -
субъектов малого предпринимательства". В этом законе должна
также предусматриваться технологическая поддержка и сопровождение
субподрядчиков со стороны подрядчика, особенно, при реализации
государственных заказов и закупок.






3.12. Развитие
конкурсности как механизма борьбы с коррупцией.






Почти все случаи
коррупции можно квалифицировать в терминах антимонопольного
законодательства как сговор с целью ограничить конкуренцию и создать
условия для недобросовестной конкуренции.


Поэтому все бюджетные средства, все
преференции и все проекты, поддерживаемые администрацией, должны
распределяться только на конкурсной основе, с обеспечением
максимальной гласности, открытости и прозрачности условий, а также
результатов работ.


Необходимо тщательно проанализировать
эффективность предоставления средств в 1995 - 1997 гг.
(инвестиционный налоговый кредит и т.д.) и сделать соответствующие
выводы.


Конкурсы должны проводиться в
соответствии с Указом Президента РФ от 08.04.1997 № 305 "О
первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению
бюджетных расходов при организации закупок продукции для
государственных нужд", постановлением Законодательного Собрания
области от 01.07.1997 № 158 и постановлением Администрации области от
01.09.1997 № 251.






3.13. Подготовка
кадров.






Проблемы развития
рыночной конкуренции выдвигают на первый план подготовку кадров по
конкретным направлениям (специальностям).


Среди них:


- Представитель государства;


- Официальный регистратор владельцев
акций;


- Юрисконсульт по вопросам
конкурентного, потребительского и рекламного права;


- Председатель товарищества
собственников жилья;


- Специалист по организации
кондоминиумов (чиновник);


- Оценщик недвижимости;


- Арбитражный и конкурсный
управляющий, менеджер по антикризисному управлению.






4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ


И ОБОРОТЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ






Обеспечение
государственной монополии на алкогольную индустрию, как существенную
бюджетообразующую отрасль, затрудняется отсутствием доли государства
в некоторых акционерных обществах, занимающихся производством и
оборотом алкоголя.


В связи с этим, на наш взгляд,
необходимо установить жесткий государственный контроль не по всей
технологической цепочке, а в отдельных ее точках, где он наиболее
эффективен:


- на спиртзаводах и ликеро - водочных
заводах - сопоставление количества потребляемого сырья и готовой
продукции;


- в оптовой сети продажи алкогольной
продукции - конкурсный отбор оптовиков, ограничение их количества,
создание унитарных государственных предприятий по оптовой продаже
алкоголя;


- в розничной сети проверки в каждом
районе с жесткими санкциями;


- необходимо также определить термин
"оптовая торговля" для оборота ликеро - водочных продаж как
перепродажа с целью получения прибыли;


- обеспечить частую сменяемость
налоговых постов (по графику ГНИ), чтобы уменьшить опасность подкупа
инспекторов.






5. РЕАЛИЗАЦИЯ
МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ


ЛОКАЛЬНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ






В народном хозяйстве
локальные естественные монополии, которые не подлежат регулированию в
соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях",
играют значительную роль как на уровне субъекта РФ, так и на местном
уровне. К ним относятся: котельные, системы водопроводно -
канализационного хозяйства, местные электростанции, ведомственная
проводная связь, железнодорожные узкоколейные, пригородные, местные и
подъездные пути и т.д.


Регулирование цен и тарифов на эти
услуги, а также взаимоотношений между потребителем услуг и
производителем услуг естественной монополии на федеральном уровне
законодательно не урегулировано, т.е. фактически отдано "на
откуп" местным властям, которые "об руку" с субъектами
естественных монополий частенько творят произвол и ущемляют
потребителей, нередко даже отказывая им в услуге.


В Нижегородской области принят закон
"О государственном регулировании цен и тарифов", в котором
регулирование цен и тарифов на все товары и услуги, не подпадающие
под действие Федерального закона "О естественных монополиях",
а также в соответствии с Постановлением Правительства, подлежащих
временному регулированию и не относящихся к товарам и услугам
естественных монополий, осуществляет некое "Подразделение".


К сожалению, в упомянутом законе
области не прописан механизм его реализации, в том числе задачи и
функции "Органа по регулированию цен и тарифов".


В настоящей концепции предлагается
механизм регулирования цен и тарифов в Нижегородской области, как
подлежащих временному регулированию, так и собственно механизм
государственного регулирования локальных естественных монополий (а не
только тарифов и цен на их услуги!) (см. схему приложение 3).


Органом по регулированию цен и
тарифов в нашей схеме выступает региональная комиссия по развитию
конкуренции и регулированию локальных естественных монополий (далее
Комиссия).


Кратко механизм регулирования
выглядит следующим образом (см. схему).


Потребитель или субъект естественной
монополии подает в Комиссию ходатайство. (Первый - ходатайство или
жалобу о монополистических действиях, второй - о необходимости
повышения цен (тарифов). Комиссия в соответствии с принятой
процедурой рассматривает материалы и принимает решение об отказе,
либо о выдаче предписания. За основу могут быть взяты процедуры,
предусмотренные в Федеральных законах "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
"О естественных монополиях", а также Закона Кировской
области "О локальных естественных монополиях".


Теруправление ГАК России ведет реестр
локальных естественных монополий.


РЭК и комитет ценовой политики
области являются исполнительными органами для подготовки
соответствующих материалов для принятия Комиссией обоснованного
решения.


При подготовке исполнительными
органами Комиссии необходимых для принятия решения материалов по
конкретным субъектам локальных естественных монополий, расположенных
на территории муниципальных образований, формировать рабочие группы
(проводить совместные рабочие совещания) с обязательным включением в
них представителей органов местного самоуправления (должностных лиц и
специалистов).


Комиссия, при необходимости,
согласовывает свое решение с органами местного самоуправления, где
территориально находятся потребитель и субъект регулирования.


Реестр субъектов локальных
естественных монополий ведется по заявительному признаку.


При оценке реальной себестоимости
услуги естественного монополиста используются соответствующие
методики (например, по котельным) и привлекаются эксперты.






6. О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ


ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


ПРИ АНАЛИЗЕ И КОНТРОЛЕ ЗА ПРОЦЕССОМ
КОНСОЛИДАЦИИ


И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ






Антимонопольные
органы, в соответствии со ст. 17, 18 Закона РФ "О конкуренции...
" осуществляют анализ, ведут банк данных и дают разрешение на
покупку крупных пакетов акций, паев, долей хозяйствующих субъектов,
удовлетворяют ходатайство на объединение, создание союзов,
ассоциаций.


Основным критерием положительного
решения является не ухудшение конкурентной Среды.


Однако, при принятии решения только
антимонопольным органом могут не учитываться интересы субъекта РФ,
отдаленные последствия сделки для населения региона и т.д.


Вместе с тем, ряд решений на
федеральном уровне (например, о создании ФПГ "Русхим") без
учета региональных интересов привел к тяжелым социальным
последствиям.


На наш взгляд, при анализе возможных
последствий таких сделок необходимо взаимодействие с администрацией
области, с органами местного самоуправления, которые бы выражали свое
мнение по поводу совершения сделки.


В отдельных особо важных случаях свое
мнение должна высказывать региональная комиссия по развитию
конкуренции и регулированию локальных естественных монополий.






7. ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ






Финансирование
программы складывается из различных источников, по различным статьям
бюджета.


Не исключается использование
инвестиций и заемного капитала.


На выполнение исследовательских работ
целесообразно выделение расходов отдельной строкой в бюджете.










Приложение 1






СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА


РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ




(в электронном
варианте не приводится)














Приложение 2






Закрепление
подразделений администрации области,


ответственных за разработку и
реализацию проектов,


обеспечивающих развитие конкуренции
на рынках товаров (услуг)






















































































































Функции


Координация работ, анализ
результатов - Региональная комиссия по развитию конкуренции

и регулированию естественных монополий





Методическое сопровождение -
Нижегородское теруправление ГАК России


Ответственное

подразделение
администрации


ДТЭК


КНХ


ДП


ДС и ЖКХ


ДТДС


ДВЭС


ДСХ


КЛ


КУГИ
ФИ


КЦБ


ДСЗ


ДЭП


Рынок товаров
(услуг)


Энерго-
ресурсы


Продукция
нефтехи-

мической
пром-ти


ТПТН


строит.
услуги
и
мате-
риала


услу-
ги
ЖКХ


дорож.
стро-
итель-
ство


услу-
ги
связи


Департа-
мент
транс-

порта


ТНП


Прод.
това-
ры


Сель-
хоз.
сырье


Лес-
ное
сырье


Недви-
жимость


Цен-
ные
бума-
ги


Труд


Инве-
сти-
ции


Сферы
деяте-
льнос-
ти
по
каждо-
му
рынку


Мето-
диче-
ское
соп-

рово-
жде-
ние


Вице-
губер-
наторы



управления








ДП


производства








ДВЭС


товарного обращения








КУГИ


институциональных
преобразований








ДФ


кредитно - денежного обращения








ДВЭС
ДМС


международных и
межрегиональных связей








ДПП


малого предпринимательства










РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ


И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ (ДАЛЕЕ -
КОМИССИЯ)






г. Н.Новгород
06.02.1998







РЕШЕНИЕ






1. По вопросу
"Рассмотрение предварительных итогов выполнения программных
мероприятий по демонополизации экономики и развитию конкуренции на
товарных рынках Нижегородской области в 1996 - 1997 гг."


Заслушав и обсудив выступление
заместителя начальника Нижегородского территориального управления ГАК
России Анкудинова В.А., региональная комиссия по демонополизации и
развитию конкуренции решила:


1.1. Принять к сведению сообщение
заместителя начальника Нижегородского территориального управления ГАК
России Анкудинова В.А.


1.2. Департаментам и комитетам
Администрации области, ответственным за выполнение проектов программы
и за состояние конкурентной среды до 28 февраля 1998 г. представить в
территориальное управление ГАК России аналитические записки и
предложения по дальнейшему их развитию.






2. По вопросу
"Рассмотрение предложений департаментов к программе
демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках
Нижегородской области на 1998 - 1999 гг."


Докладчик - начальник Нижегородского
территориального управления ГАК России Гудков Г.Н. По итогам
обсуждения принято решение:


2.1. Принять за основу при разработке
проектов по демонополизации и развитию конкуренции с учетом
предложений департаментов тематику проектов, изложенную в "Дополнении
к перечню проектов, переходящих из Программы 1996 - 1997 гг. с
началом реализации в 1998 г."


2.2. Департаментам и комитетам
администрации с участием членов Комиссии подготовить в двухнедельный
срок и представить в теруправление ГАК России для обобщения
предложения по проектам по прилагаемой форме.


2.3. Теруправлению ГАК России (Гудков
Г.Н.) подготовить сводный перечень проектов и представить
председателю Комиссии для последующего утверждения губернатором.


2.4. Теруправлению ГАК России (Гудков
Г.Н.) подготовить и представить на утверждение председателю Комиссии
Порядок работы над проектом демонополизации и развития конкуренции на
1998 - 1999 гг.






3. По вопросу "Ход
подготовки проектов в программу развития конкуренции, исходящих из
"Основных направлений региональной ценовой политики в
Нижегородской области".


Докладчик - председатель комитета
ценовой политики Администрации области Коротич В.И. Принято решение:


3.1. Члену комиссии, председателю
комитета ценовой политики Администрации области Коротичу В.И. в
соответствии с Основными направлениями региональной ценовой политики
в Нижегородской области представить в двухнедельный срок предложения
по проектам по прилагаемой форме.


3.2. Нижегородскому территориальному
управлению ГАК России включить предложения по проектам в сводный
перечень по п. 2.3.






4. По вопросу
"Информация о состоянии рынка нефтепродуктов в Нижегородской
области" доложил начальник Нижегородского территориального
управления ГАК России Гудков Г.Н. и принято решение:


4.1. Информацию принять к сведению.


4.2. Члену комиссии, директору
департамента топливно - энергетического комплекса Вагапову Ф.З.
подготовить подробную аналитическую записку по данному вопросу и
представить председателю Комиссии для дальнейшего рассмотрения у
Губернатора области.






Председатель комиссии


А.В.БАТЫРЕВ














Утверждаю


Председатель региональной


комиссии по демонополизации


и развитию конкуренции


_______________А.В. Батырев


"__" февраля 1998 г.






ПОРЯДОК


РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ


И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА 1998 - 1999
ГГ.






1. Предварительные
мероприятия. Тематический отбор проектов.


При предварительном отборе тематики
проектов заинтересованному подразделению и ответственному
разработчику рекомендуется использовать:


а) Перечень проектов


"Программы демонополизации
экономики и развития конкуренции в Нижегородской области на 1996 -
1997 гг.", в том числе:


- группы А (частично реализованные и
переходящие по выполнению на 1998 год),


- группы Б (с началом реализации в
1996 - 1997 гг.),


- группы В (с началом разработки и
началом реализации в 1996 - 1997 гг.),


- группы Г (перспективные и требующие
разработки в будущем).


б) Дополнение к указанным перечням,
согласованное с подразделениями администрации (решение Региональной
комиссии от 06.02.1998).


в) Основные направления региональной
ценовой политики в Нижегородской области, утвержденные постановлением
Губернатора от 12.11.1997 № 321 "О дальнейшем совершенствовании
ценовой политики в области".


2. Оценка актуальности и возможных
сроков исполнения (исп. ответственный разработчик). Заполнение и
представление в комиссию (теруправление) сводной формы, предложенной
на заседании комиссии от 06.02.1998.


3. Утверждение сводного перечня
проектов губернатором области (председатель Региональной комиссии)
(см. приложение).


4. Решение вопросов ресурсного
обеспечения выполнения проектов (департамент финансов, ответственный
разработчик).


5. Подготовка паспортов проектов,
назначение исполнителей (субподрядчиков) (в т.ч. на конкурсной
основе).


6. Разработка документации,
необходимой для исполнения проекта (при необходимости) (ТЭО, ТЗ,
календарный план, бизнес-план и т.д.) (исп. ответственный
разработчик).


7. Выполнение мероприятий по проекту
(ответственный разработчик, ответственный за реализацию,
исполнители).


8. Подведение итогов работы по
проекту, приемка работы (исп. Региональная комиссия по
демонополизации и развитию конкуренции).










КАЧЕСТВЕННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ И РЫНКОВ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ПО КОТОРЫМ
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ


ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММЫ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И


РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ














































































































































































































































































































































































































































































































п/п


Наименование
отрасли,

товарной
группы


Наименование
товара

(работы,
услуги)


Концентрация
производства


Концентрация
рынка


Индекс
рыночной

концентрации
(НН1)


Открытость
рынка (для

ввоза,
импорта)


Доступность
рынка (на-

личие или
отсутствие
барьеров)


Эластичность
спроса


Эластичность
предложения


Примечание


1.


Строительство,
ремонт,

обслуживание
автодорог


Строительство
дорог


умеренная


умеренная


Олигополист.
рынок


Закрыт


Барьеры
низкие


Средняя


Высокая











Ремонт дорог


-"-


-"-


-"-


-"-


-"-


Средняя


Средняя











Обслуживание
дорог


-"-


-"-


-"-


-"-


-"-


Низкая


Высокая





2.


Услуги по
инженерно-

техническо-
му обслу-
живанию
зданий
и со-
оружений.


Обслуживание
лифтового

хозяйства


Высокая


Высокая


Олигополист.
рынок


Открыт


Экономические
барьеры


Низкая


Средняя


Необходима

разработка
программ
демонополиза-

ции и развития
конкуренции
для
всех
муниципальных
образований,

которая должна
входить
в программу

реформы ЖКХ








Обслуживание
внутри-

домового и
внутриквар-
тального
сетевого

хозяйства




Высокая




Высокая



Монополизи-
рованный

рынок




Открыт




Экономические
и
технические
барьеры




Низкая




Низкая





3.


Услуги по
пригородным

перевозкам
пассажиров


Автобусные
перевозки


Высокая


Высокая


Монополизи-
рованный

рынок


Закрыт


Экономические
барьеры

для предпр.


Средняя


Средняя











Железно-
дорожные

перевозки


Высокая


Высокая


Монополизи-
рован

(естественная
монополия)


Закрыт


Высокие


Низкая


Низкая


Программа должна
являться
частью
реформы железнодо-
рожного транспорта


4.


Услуги по
приемке,

выводу,
очистке,
переработке
и
захороне-
нию бытовых
отходов


Приемка
и вывоз <*>


Высокая


Высокая


Рынок моно-
полизирован


Закрыт по
организаци-
онным

причинам


Экономические
и
технические
барьеры


Низкая


Низкая


Необходима разра-
ботка
программ
демонополизации и
развития

конкуренции для
всех муниципальных
образований,

которая должна
входить в программу
реформы
ЖКХ








Переработка


Высокая


Высокая


Рынок моно-
полизирован


Закрыт по
техничес-
ким

причинам.


Высокие
первона-

чальные
затраты


Низкая


Низкая











Захоронения


Средняя


Средняя


Олигополист.
рынок


Закрыт по

техническим
причинам.


Высокие

экономические
барьеры


Низкая


Средняя





5.


Жилищно-
коммунальное

хозяйство в
отраслях, не
отнесенных к

естественным
монополиям


Ремонт и
содержание

жилищного
фонда <*>


Средняя


Средняя


Олигополисти-
ческий <*>


Открыт


Барьер на
экономии

масштаба


Низкая


Средняя











Благоуст-
ройство
тер-
ритории <*>


Высокая


Высокая


Монополис-
тический

рынок


Открыт


Экономические
и
технические
барьеры


Низкая


Средняя











Ритуальное
обслужива-

ние


Высокая


Высокая


Монополис-
тический

рынок


Открыт


Экономические
барьеры


Низкая


Низкая





6.


Продукты,
входящие в

минимальную
потребитель-
скую корзину


Хлеб и хле-
бобулочные

изделия


Низкокон-
центрирован-
ный


Низкокон-
центрирован-
ный


Конкурентный
рынок,

но возможен
сговор


Открыт


Барьеры
низкие


Средняя


Высокая


Программа не должна

исчерпываться приве-
денными товарами.








Мясо и
мясопродукты


Умеренно
концентри-

рованный


Умеренно
концентри-

рованный


Олигополист.
рынок


Открыт


Барьеры
низкие


Средняя


Высокая











Молоко
и молочные

продукты


Умеренно
концентрир.


Умеренно
концентрир.


Олигополист.
рынок


Открыт


Барьеры
низкие


Высокая


Высокая





7.


Хранение
и оптовая

реализация


Зерно
продоволь-

ственное


Умеренно
концентр.


Умеренно
концентр.


Олигополист.
рынок


Открыт


Барьеры
низкие


Высокая


Средняя











Комбикорма


Высококон-
центрир.


Высококон-
центриров.


Монополис-
тический

рынок


Открыт


Барьеры
админист-

ративные


Высокая


Высокая





8.


Хранение и
оптовая ре-

ализация
алкогольной
продукции


Оптовая
реализация

алкогольной
продукции


Умеренно
концентрир.


Умеренно
концентрир.


Олигополист.
рынок


Открыт


незаконные
администра-

тивные
барьеры


Высокая


Высокая


Рынок деформирован
из-за
наличия
теневого рынка
безакцизной

продукции


9.


Оптовая
реализация

угля


Оптовая
реализация

угля


Высокая


Высокая


Олигополист.
рынок


Открыт


Доступен
для

независимых
поставщиков


Низкая


Средняя





10.


Услуги по
грузовым и

пассажирским
перевозкам
водным

транспортом


Грузовые
перевозки


Высокая


Высокая


Монополис-
тический

рынок


Закрыт


Высокие
стартовые

экономические
барьеры


Высокая


Высокая


Рынок межрегио-
нальный








Пассажирские
перевозки


Высокая


Высокая


Монополис-
тический

рынок


Закрыт


-"-


Средняя


Высокая





11.


Оптовая
реализация

целлюлозно-
бумажной
продукции


Производство
и реализация

газетной
бумаги


100%


Высокая


Монополис-
тический

рынок


Открыт


Барьеры по
оптовой

реализации
низкие


Средняя


Высокая





12.


Производство
и реализация

строительных
материалов


Оптовая
реализация

строительных
материалов


Умеренная


Умеренная


Олигополист.
рынок


Закрыт


Экономические
барьеры


Высокая


Высокая





13.


Производство
и реализация

лесоматериалов


Оптовая
реализация

лесоматериа-
лов


Рынок антимонопольными
органами не изучался.


14.


Оптовая
реализация

лекарствен-
ных средств


1.Антибиотики


-


Умеренная
(51%)


Конкурент
ный (1000)


Открыт


Высокие
специаль-

ные барьеры:
Необходимость


Низкая
Рынок
крайне
неэластичен


Высокая


Необходим
постоянный
мониторинг рынка
меры государствен-
ного
регулирования

перехода
прав
собственности.








2.Препараты
для лечения

онкологиче-
ских
заболеваний


-


Умеренная
(69,9%)


Олигополия
(2000)


Открыт


террито-
риального

протокола
соответствия


















3.Препараты
для
лечения
психоневро-
логических
заболеваний




-



Умеренная
(67,3%)



Олтигопо-
лия

(1800)



Открыт


-ограничение
снабжен-

ческой
надбавки
(20%)
-необходи-

мость Феде-
ральной ли-
цензии;
-необходи-

мость серти-
фиката
соответствия

















4.Препараты
для лечения

сердечно-
сосудистых
заболеваний



-



Низко-
концентр.

(40%)



Рынок

конкурентен
(750)



Открыт




















5.Противо-
туберку-

лезные
препараты



-


Высокая
(96,2%)


Монополизирован
(4100)



Открыт





















6.Инсулиновые
препараты




-



Высокая
(99,8%)


Монополизирован
(4500)




Открыт














15.


Торговля
на селе,

альтерна-
тивная
потребитель-
ской

кооперации


-


-


CR-5
(25....40)
%
по сельским
районам


НН1
(400....5200)

по сельским
районам.


Открыт


Неразви-
тость

рыночной
инфраструк-
туры,
Админист-

ративные
ограничения
Низкая
платеже-

способность
сельского
населения.


Высокая


Высокая





16.


Фирменная
торговля и

сервисная
сеть произ-
водителей
товаров

(услуг)


Рынок антимонопольными
органами не изучался.


17.


Муниципальная
торговля

товарами
повседневного
спроса


-


10,6% - 1997
13,1% - 1998


-


-


-


-


-


-


Необходимо

разработать
программу для
сельской

местности.






Примечания: 1.
Представленные характеристики рынков являются качественными по
состоянию на 1997 год. При исполнении проектов (программ) рынки
должны быть уточнены по методике ГАК (Порядок проведения анализа и
оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденной приказом
ГКАП от 20.12.1996 (зарег. в Минюсте 10.01.1997 рег. 1229)


2. Качественные характеристики
основаны на оценках упомянутой методики:






┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐


CR 3
│ HH 1 │


├───────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤


Высококонцентрированные
рынки 70 - 100%│Монополистический рынок 2000 - 10000│


Умеренно -
концентрированные 45 - 70% │Олигополистический рынок 1000 -
2000│


Низкоконцентрированные <
45% │Конкурентный рынок < 1000 │


└───────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘






3. <*> -
относится к локальным рынкам.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru