Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 31.08.1998 № 228


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
43(1770), 10.03.1999


["Правовая среда", N
9(262), 10.03.1999]






получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области.



Утратил силу с 25 августа 2006 года
в связи с изданием Постановления Правительства Нижегородской области
от 25.08.2006 № 277.






АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 31 августа 1998 г. № 228




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ


ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ






В целях реализации
положений Федерального закона Российской Федерации "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и
дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки
нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и других
групп населения, нуждающихся в государственной поддержке:


1. Утвердить прилагаемое Примерное
положение о муниципальном центре социальной помощи населению.


2. Главам местного самоуправления
городов и районов области учитывать при формировании местных бюджетов
расходы, связанные с содержанием муниципальных центров социальной
помощи населению.


3. Департаменту по труду и социальной
защите населения (Мохов Б.И.) обеспечить организационно-методическую
помощь городским и районным органам социальной защиты населения по
реализации данного постановления.


4. Считать утратившим силу
постановление Губернатора от 1 марта 1993 года № 42 "О создании
муниципальных центров социальной помощи населению".


5. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на департамент по труду и социальной защите
населения (Мохов Б.И.).






И.о. Губернатора
области


А.В.БАТЫРЕВ














Утверждено


постановлением


и.о. Губернатора области


от 31.08.1998 № 228






ПРИМЕРНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ


О МУНИЦИПАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ


НАСЕЛЕНИЮ






1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






1.1. Муниципальный
центр социальной помощи населению (далее именуется - Центр) является
некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения
государственной системы социальной защиты населения, которое
организует работу по своевременному и квалифицированному оказанию
населению социальной помощи в соответствии с действующей нормативной
базой.


1.2. Центр создается, реорганизуется
и ликвидируется органами местного самоуправления на подведомственной
территории по предложению соответствующих органов социальной защиты
населения.


Центр включает в себя аппарат
управления и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и
ликвидируемые решением органа исполнительной власти местного
самоуправления либо при согласовании с органом местного
самоуправления - соответствующим органом соцзащиты населения.


1.3. Центр организуется и содержится
за счет:


- средств местного бюджета;


- ассигнований, направляемых в
муниципальный сектор социального обслуживания из средств федерального
бюджета и бюджета Нижегородской области в качестве дотаций на
предоставление услуг, включенных в федеральный и территориальный
перечни гарантированных государством социальных услуг;


- дополнительных внебюджетных
поступлений, в т.ч. средств, поступающих от граждан в качестве оплаты
за социальные услуги;


- доходов от предпринимательской
деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных
действующим законодательством Российской Федерации.


1.4. Центр осуществляет свою
деятельность в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
нормативными правовыми актами Нижегородской области, а также в
соответствии с Примерным положением о муниципальном центре социальной
помощи населению (далее именуется - Положение).


Органы социальной защиты населения
Администрации Нижегородской области, а также муниципальные органы
социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности
центров на подведомственной территории и оказывают им
организационно-методическую и практическую помощь.


1.5. Центр может являться юридическим
лицом, имеет самостоятельный баланс или смету и печать с полным
наименованием Центра. Центр вправе иметь штампы и бланки со своим
наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а
также открывать в установленном порядке счета в банках на территории
Российской Федерации или за ее пределами.


Центр вправе открывать в качестве
обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы,
выполняющие часть его функций. Филиал Центра не является юридическим
лицом, действует на основании утверждаемого директором Центра
положения о филиале Центра. Филиал Центра организует свою работу от
имени и в интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой
директором Центра.


Центр для достижения поставленных
перед ним задач может осуществлять предпринимательскую деятельность,
соответствующую этим задачам и не имеющую извлечение прибыли в
качестве основной цели своей деятельности. Доходы от этой
деятельности, а также приобретенное за счет доходов имущество
поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на
отдельном балансе.


Здания или помещения, в которых
располагается Центр и его филиалы, находятся в государственной или
муниципальной собственности и закрепляются за Центром во владение,
пользование и распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса
Российской Федерации.


Центр не подлежит приватизации и не
может быть перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное
за ним на праве оперативного управления имущество не может сдаваться
в аренду или отдаваться в залог.


1.6. Помещения Центра должны быть
обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства
применительно к условиям данного населенного пункта, оснащены
телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и
противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.


1.7. Центр возглавляет директор
Центра, назначаемый соответствующим органом социальной защиты
населения.


Штатное расписание Центра и его
филиалов утверждаются директором Центра в пределах средств, выделение
которых на эти цели предусмотрено соответствующими бюджетами, с
учетом Примерного штатного расписания Центра (согласно приложению).


Трудовые отношения между Центром и
его работниками оформляются трудовым договором (контрактом).
Работники Центра могут приниматься на работу с испытательным сроком.


Оплата труда работников Центра,
находящегося на бюджетном финансировании, производится на основании
действующей системы оплаты труда.


Директор Центра, исходя из
производственной необходимости и по согласованию с соответствующими
органами социальной защиты населения, может вводить в штат Центра
должности, не предусмотренные Примерным штатным расписанием Центра,
либо в пределах установленного фонда заработной платы, либо за счет
ассигнований, выделенных из средств местного бюджета на эти цели, а
также за счет источников сверхбюджетного финансирования.


1.8. Правила внутреннего трудового
распорядка Центра утверждаются директором Центра по согласованию с
профсоюзными органами и соответствующими органами соцзащиты
населения.


1.9. Зачисление на обслуживание
Центром осуществляется на основании:


- личного заявления граждан или их
законных представителей о предоставлении им социальных услуг;


- документа, удостоверяющего личность
гражданина (паспорт; заграничный паспорт - для постоянно проживающих
за границей граждан, которые временно находятся на территории
Российской Федерации; справка об освобождении - для лиц,
освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в
установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);


- заключения
лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских
противопоказаний к принятию на обслуживание;


- акта материально-бытового
обследования условий проживания;


- справки, свидетельства,
удостоверения или другого документа установленного образца о праве на
льготы в соответствии с действующим законодательством;


- справки, выданной органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии, в том числе
с учетом надбавок.


Граждане, проживающие в семьях или
имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим
законодательством их содержать, по решению директора Центра
представляют также:


- справку органов местного
самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе
семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных
отношений;


- справки от каждого члена семьи
(родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной
платы и других доходах.


При невозможности получения справки о
доходах граждан Центр вправе составить акт или протокол комиссии.


Документы могут быть представлены в
подлинниках или в копиях, заверенных в установленном порядке.


1.10. Правом внеочередного принятия
на обслуживание Центром пользуются ветераны Великой Отечественной
войны, а также инвалиды боевых действий на территории других
государств.


Правом первоочередного принятия на
обслуживание Центром пользуются супруги погибших (умерших) инвалидов
и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный
брак; одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды, в т.ч. из числа
вынужденных переселенцев.


1.11. Социальные услуги, в т.ч.
входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных
государством социальных услуг, оказываются гражданам Центром в
соответствии с порядком и условиями, утвержденными областной
Администрацией.


1.12. Услуги, не входящие в
федеральный или территориальный перечень гарантированных государством
социальных услуг, оказываются гражданам на условиях полной оплаты в
соответствии с установленными для данного муниципального образования
тарифами на платные социальные услуги.


1.13. В оплату (частичную или полную)
социальных услуг, предоставляемых гражданам Центром, не включаются
расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы
обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации,
обеспечению соблюдения санитарных правил в учреждениях социального
обслуживания населения, финансирование которых осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.


1.14. Решение об условиях оказания
социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой)
принимается руководством Центра на основании представленных
гражданами или их законными представителями документов, указанных в
п. 1.10 настоящего Положения, в порядке и на условиях, установленных
на территории Нижегородской области.


1.15. При оказании социальных услуг
на условиях частичной или полной оплаты Центр в лице его директора
обязан заключать с гражданами или с их законными представителями
договоры установленной формы, определяющие виды и объем
предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть
предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также ответственность
сторон.


Заключение, изменение и расторжение
договора осуществляются в соответствии с действующим
законодательством.


1.16. Условия оказания социальных
услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) и размер взимаемой
с граждан платы за социальные услуги пересматриваются руководством
Центра при изменении размеров пенсий граждан, надбавок к пенсиям,
среднедушевого дохода семей, в которых они проживают, прожиточного
минимума в данном муниципальном образовании, а также других
обстоятельствах, влияющих на условия предоставления социальных услуг,
но не реже двух раз в год.


1.17. Средства, поступающие от оплаты
социальных услуг, зачисляются на спецсчет Центра и направляются на
дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда
работников Центра в размере, определяемом соответствующим органом
социальной защиты населения, в ведении которого находится указанный
Центр, сверх бюджетных ассигнований.


1.18. При Центре может создаваться
общественный (попечительский) совет из представителей органа
социальной защиты населения, государственных и муниципальных
организаций и учреждений, общественных, в т.ч. ветеранских,
благотворительных, религиозных и иных организаций и объединений,
действующий в соответствии с положением об указанном совете,
утвержденным соответствующим органом социальной защиты населения.






2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА






2.1. Оказание
социальной помощи:


- одиноким, престарелым и
нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в постороннем уходе;


- неработающим пенсионерам и
инвалидам;


- детям-инвалидам;


- детям из малоимущих семей и семей
безработных;


- одиноким матерям;


- многодетным и неполным семьям;


- сиротам, детям, находящимся под
опекой и попечительством;


- детям родителей-инвалидов;


- семьям, получающим пенсии по случаю
потери кормильца;


- беременным женщинам;


- семьям безработных и студентов,
проживающих в общежитиях или частных квартирах;


- гражданам, попавшим в экстремальные
ситуации;


- иным категориям граждан,
нуждающимся в социальной помощи.


2.2. Разработка комплексных планов
мероприятий по организации социальной поддержки граждан,
предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа
социально-экономической и демографической ситуации на территории,
обслуживаемой Центром.


2.3. Выявление и учет совместно с
государственными и муниципальными органами (здравоохранения,
образования, миграционной службы и т.д.), общественными, религиозными
и иными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в
социальной помощи.


2.4. Определение конкретных форм
помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в
социальной поддержке, исходя из состояния здоровья и возможности к
самообслуживанию.


2.5. Оказание социальных, бытовых,
торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного,
временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном
обслуживании, в соответствии с действующим на территории области
перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения
принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и
конфиденциальности предоставления помощи.


2.6. Трудовая реабилитация граждан в
лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных
хозяйствах, находящихся в ведении Центра, при соблюдении
законодательства о труде и охране труда Российской Федерации.


2.7. Организация адресной помощи
малоимущим путем выделения продуктов питания, одежды, обуви,
медикаментов, в т.ч. гуманитарной помощи, оказания материальной
помощи.


2.8. Оказание консультативных,
социальных, психологических, юридических услуг населению.


2.9. Организация и контроль за
полнотой предоставления всем группам населения льгот и преимуществ,
установленных для них федеральным законодательством, решениями и
постановлениями местных органов законодательной и исполнительной
власти.


Проведение по данным вопросам
разъяснительной и информационной работы среди населения.


2.10. Организация учета, обеспечение
всех групп населения документами (удостоверениями, листами талонов,
вкладышами, справками), дающими право на льготы.


2.11. Обеспечение учета, оформление
необходимой документации для выделения инвалидам специальных
транспортных средств, санаторно-курортных путевок, компенсаций на
транспортные расходы, бензин и ГСМ, компенсаций взамен
неиспользованных путевок, оказание протезно-ортопедической помощи.


2.12. Внедрение в практику новых форм
социальной поддержки в зависимости от характера нуждаемости граждан в
социальной помощи и местных социально-экономических условий.


2.13. Привлечение различных
государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению
вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их
деятельности в этом направлении.


2.14. Осуществление мероприятий по
повышению профессионального уровня работников Центра.


2.15. Реализация областных программ
по социальной поддержке населения.


2.16. Выплата госпособий семьям,
имеющим детей.






3. СТРУКТУРНЫЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА






3.1. Общие
положения.


3.1.1. Структурными подразделениями
Центра являются:


- аппарат Центра, в состав которого
входят руководство учреждения, специалисты по назначению пособий,
работе с семьей, инвалидами, иными льготными категориями граждан,
технические работники и рабочие по обслуживанию помещений;


- отделения социального обслуживания
на дому;


- отделения социально-медицинского
обслуживания на дому;


- отделение срочного социального
обслуживания;


- отделение дневного пребывания.


При Центре может быть создано
отделение социально-бытового обслуживания, при котором организуется
работа:


- социальной столовой - для
организации питания малообеспеченных категорий граждан;


- социального магазина - для
обслуживания нуждающихся граждан на льготных условиях;


- социальной аптеки - для обеспечения
медпрепаратами и медикаментами малоимущих пенсионеров, инвалидов,
детей-инвалидов;


- социальной парикмахерской,
мастерских, предоставляющих бытовые услуги на льготных условиях
малоимущим пенсионерам, инвалидам, а также на иных условиях - другим
категориям граждан;


- иных подразделений, создаваемых с
учетом потребностей данного муниципального образования и имеющейся
материальной базы.


При отсутствии отделения
социально-бытового обслуживания социальные столовая, магазин, аптека
и пр. могут быть созданы самостоятельно на правах филиала в
соответствии с п. 1.5 Положения.


Структурные подразделения Центра в
своей деятельности подчиняются директору Центра.


3.1.2. Общими направлениями
деятельности всех структурных подразделений Центра являются:


- обеспечение обслуживаемым гражданам
их прав и преимуществ;


- оказание социальной, бытовой,
медицинской, психологической, консультативной и иной помощи
гражданам;


- выявление и учет граждан,
нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурными
подразделениями;


- осуществление принципа
преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной
помощи;


- содействие в активизации у граждан,
обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих
потребностей.


3.1.3. Каждое структурное
подразделение Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором
Центра.


Контроль за деятельностью структурных
подразделений осуществляется руководством Центра, заведующими
соответствующих структурных подразделений, а также органами
здравоохранения, госсанэпиднадзора, финансов, налоговой инспекции в
пределах их компетенции.


3.1.4. Зачисление граждан на
обслуживание структурными подразделениями Центра производится
приказом директора Центра на основании документов, указанных в п.
1.10 настоящего Положения.


3.1.5. Социальное обслуживание
граждан структурными подразделениями Центра может осуществляться на
разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе в
соответствии с нормами и правилами, установленными на территории
области.


3.1.6. Противопоказаниями к
зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями
Центра являются: наличие у этих граждан психических заболеваний,
хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных
заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также
иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных
учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении социальных услуг
Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением
его руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения
здравоохранения.


3.1.7. Снятие граждан с обслуживания
структурными подразделениями Центра производится приказом директора
Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, при истечении сроков
обслуживания, нарушении договорных условий оплаты за обслуживание,
выявлении медицинских противопоказаний, нарушении гражданами
установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг.


Решение об отказе от принятия на
обслуживание или снятие с обслуживания граждан может быть обжаловано
ими или их законными представителями в органы управления социальной
защиты населения, а также в суд.


При отказе граждан от обслуживания,
при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния,
гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены
последствия принятого решения, и Центром от них получено письменное
подтверждение об информировании их по этому вопросу.


3.1.8. Питание граждан, нуждающихся в
данном виде социальной поддержки (малоимущие, безработные, не имеющие
определенного места жительства и др.), может осуществляться Центром
как в социальной столовой, так и на предприятиях общественного
питания.


3.1.9. Вместо затрат, предусмотренных
на содержание социального транспорта для обслуживания граждан, могут
производиться расходы на наем автомобилей в автотранспортных или иных
предприятиях.






3.2. Отделение
социального обслуживания на дому.


3.2.1. Отделение социального
обслуживания на дому (далее именуется - социальное отделение)
создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания
гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и
нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в
надомных условиях.


Деятельность социального отделения
направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в
привычной среде обитания и поддержания их социального,
психологического и физического статуса.


3.2.2. Обслуживание на дому граждан
осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и
характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных
услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни
гарантированных государством социальных услуг, оказываемых
государственными и муниципальными учреждениями социального
обслуживания, а также оказания, по их желанию, дополнительных
социальных услуг, не входящих в эти перечни.


3.2.3. Социальное отделение создается
для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городском
благоустроенном секторе, и не менее 60 граждан, проживающих в
сельской местности или городском секторе, не имеющем
коммунально-бытового благоустройства.


3.2.4. Обслуживание граждан
осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.


Должность социального работника
вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан,
проживающих в городском благоустроенном секторе, и 4 граждан,
проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем
коммунально-бытового благоустройства. <*>






--------------------------------


<*> В случаях снятия с
обслуживания на дому пенсионера (в связи со смертью, помещением в дом
милосердия, личным заявлением или по иным причинам) зав. отделением в
срок до 7 дней обязан(а) решить вопрос об укомплектовании участка в
соответствии с установленными нормами.






К жилому фонду, не
имеющему коммунально-бытового благоустройства, относятся квартиры, в
которых отсутствует хотя бы один из видов коммунальных удобств, а
именно: центральное отопление или сетевой газ, вода, канализация.
Отсутствие горячей воды и ванны не является признаком, по которому
занимаемая жилая площадь относится к неблагоустроенной.


К обслуживанию граждан на дому могут
привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной
подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для
социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.


Лица, принимаемые на должности
социальных работников, проходят предварительный медицинский осмотр
(флюорографическое обследование, осмотр дерматолога, терапевта) с
оформлением допуска к работе. Дальнейший порядок и периодичность
медицинских осмотров устанавливаются территориальными органами
здравоохранения и санэпидслужбы с учетом конкретной
эпидемиологической обстановки.


Территории, обслуживаемые социальными
работниками, и график работы этих работников утверждаются заведующим
социальным отделением с учетом степени и характера нуждаемости
граждан в помощи, компактности их проживания, транспортных связей,
наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового
обслуживания, но при обязательном условии посещения социальными
работниками обслуживаемых на дому не реже 2 раз в неделю.






3.3.
Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на
дому.


3.3.1. Специализированное отделение
социально-медицинского обслуживания на дому (далее именуется -
специализированное отделение) предназначается для временного (до 6
месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания
доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам,
частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и
страдающим тяжелыми заболеваниями, в т.ч. онкологическими в поздних
стадиях течения, являющимися противопоказанием к принятию в отделение
социального обслуживания на дому. Противопоказанием к принятию на
обслуживание специализированным отделением является наличие
заболеваний, указанных в пункте 3.1.6 настоящего Положения.


3.3.2. Специализированное отделение
выполняет следующие задачи:


- оказание гражданам
квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной
медицинской помощи на дому;


- наблюдение за состоянием здоровья
обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на
профилактику обострений у них хронических заболеваний;


- оказание морально-психологической
поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей;


- обучение родственников
обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.


Работа специализированного отделения
осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями
органов здравоохранения и комитетами Общества Красного Креста.


3.3.3. Специализированное отделение
создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в городском
благоустроенном секторе, и не менее 30 граждан, проживающих в
сельской местности или городском секторе, не имеющем
коммунально-бытового благоустройства.


3.3.4. Для оказания социально-бытовых
и доврачебных медицинских услуг гражданам на дому в штат
специализированного отделения вводятся должности социальных
работников и медицинских сестер.


На должности социальных работников
принимаются лица, прошедшие соответствующую подготовку по
установленной программе. На должности медицинских сестер могут
приниматься студенты (с 4 курса) медицинских вузов.


3.3.5. Должности социальных
работников вводятся из расчета обслуживания одним работником 5
граждан, проживающих в городском благоустроенном секторе, и 3
граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не
имеющем коммунально-бытового благоустройства.


Должность медицинской сестры вводится
из расчета обслуживания одной медицинской сестрой 10 граждан пожилого
возраста и инвалидов, проживающих в городском благоустроенном
секторе, и 5 граждан, проживающих в сельской местности или в
городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.


Территория обслуживания и график
работы социальных работников и медицинских сестер устанавливаются
заведующим специализированным отделением с учетом тяжести состояния
обслуживаемых граждан, характера оказываемых им услуг, компактности
проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли,
общественного питания, бытового обслуживания, а также учреждений
органов здравоохранения.


Периодичность посещения социальными
работниками обслуживаемых граждан на дому устанавливается заведующим
специализированным отделением по согласованию с медицинской сестрой
этого отделения, оказывающей гражданам помощь, но не реже 3 - 4 раз в
неделю.


Периодичность посещения обслуживаемых
граждан медицинскими сестрами специализированного отделения
устанавливается заведующим этим отделением по согласованию с лечащим
(участковым) врачом, но не реже 3 раз в неделю.


3.3.6. К видам услуг, оказываемых
специализированным отделением, относятся:


- оказание экстренной доврачебной
помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в
учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях
в случае госпитализации;


- проведение медицинских процедур
(измерение температуры тела, артериального давления, наложение
компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых
поверхностей, выполнение очистительных клизм);


- осуществление подкожных и
внутримышечных введений лекарственных препаратов в соответствии с
назначением лечащего врача;


- оказание санитарно-гигиенической
помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические
ванны, стрижка ногтей, причесывание);


- смена нательного и постельного
белья;


- забор материалов для проведения
лабораторных исследований;


- кормление ослабленных граждан;


- другие социальные и бытовые услуги,
оказываемые в надомных условиях.


3.3.7. Медицинские сестры
специализированного отделения осуществляют свою работу по
согласованию с учреждениями органов здравоохранения, к которым
прикреплены обслуживаемые граждане. Учреждения здравоохранения могут
при наличии соответствующей договоренности обеспечивать медицинских
сестер инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами,
спиртом для выполнения инъекций, другими материалами и предметами
медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания
доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих
препаратов, и оказывать медицинским сестрам
организационно-методическую помощь.


Для оказания доврачебной помощи
специализированное отделение должно располагать минимальным набором
лекарственных препаратов (за исключением наркотических и
сильнодействующих) и перевязочных средств.


Выполнение медицинскими сестрами
специализированного отделения обслуживаемым гражданам плановых
медицинских назначений производится только по назначению лечащего
(участкового) врача.


Медосмотр работников
специализированного отделения осуществляется в порядке, определяемом
в п. 3.2.4 настоящего Положения.






3.4. Отделение
дневного пребывания.


3.4.1. Отделение дневного пребывания
(далее именуется - дневное отделение) является полустационарным
структурным подразделением Центра и предназначается для
социально-бытового, медицинского, культурного обслуживания,
организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой
деятельности и поддержания активного образа жизни:


- граждан пенсионного возраста,
сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению;


- детей из малообеспеченных неполных,
многодетных, неблагополучных семей;


- детей из семей, где один или оба
родителя являются инвалидами;


- семей безработных;


- беременных женщин, безработных,
страдающих анемией;


- инвалидов трудоспособного возраста,
а также других категорий населения, нуждающихся в социальной
поддержке.


3.4.2. Отделение создается для
обслуживания не менее 25 человек.


3.4.3. Продолжительность обслуживания
дневным отделением устанавливается исходя из очередности граждан на
обслуживание.


На базе дневного отделения могут
организовываться краткосрочные смены для организации обслуживания
ветеранов войны, труда, детей, инвалидов, иных категорий граждан в
соответствии с планами работы органов соцзащиты населения.


3.4.4. В штат дневного отделения
вводятся должности культорганизатора, медицинской сестры, инструктора
по трудовой терапии, а также младшего обслуживающего персонала.


При наличии в Центре пищеблока,
отвечающего санитарно-техническим и противопожарным требованиям, и
организации питания граждан, обслуживаемых в дневном отделении, в
специально оборудованном помещении Центра, в штат дневного отделения
вводится должность повара.


3.4.5. Обслуживание в дневном
отделении может быть бесплатным или за плату, размер которой
устанавливается руководством Центра в порядке и на условиях,
утвержденных областной Администрацией.


3.4.6. В дневном отделении выделяются
помещения для кабинетов доврачебной (врачебной) медицинской помощи,
клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских и т.д.


3.4.7. Для организации отдыха граждан
в дневном отделении, при наличии необходимых площадей, оборудуется
спальное помещение с предоставлением обслуживаемым индивидуальных
постельных принадлежностей.


3.4.8. Питание обслуживаемых лиц
может осуществляться как в специально оборудованном помещении Центра,
так и в близлежащих предприятиях общественного питания.


3.4.9. Обслуживаемые граждане могут
при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими
рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в
специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных
хозяйствах.


Трудовая деятельность осуществляется
под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением
медицинского работника.


Продукция подсобного хозяйства
направляется на обеспечение обслуживаемых лиц, а излишки могут быть
реализованы с последующим зачислением доходов на спецсчет Центра.






3.5. Отделение
срочного социального обслуживания.


3.5.1. Отделение срочного социального
обслуживания (далее именуется - срочное отделение) предназначается
для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке,
неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их
жизнедеятельности.


3.5.2. Работа срочного отделения
строится как на базе Центра, так и по территориальному принципу.


3.5.3. В штат срочного отделения
вводятся должности специалистов по социальной работе при КОСах,
поселковых, сельских администрациях, социального работника, а также
психолога и юриста.


3.5.4. Срочное социальное
обслуживание включает в себя следующие социальные услуги из числа
предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством
социальных услуг:


- разовое обеспечение остро
нуждающихся граждан бесплатным горячим питанием, в т.ч. путем
предоставления им талонов на бесплатное питание, или продуктовыми
наборами;


- обеспечение одеждой, обувью и
другими предметами первой необходимости;


- разовое оказание материальной
помощи;


- содействие в получении временного
жилого помещения;


- оказание гражданам юридической
помощи в целях защиты их прав;


- оказание экстренной психологической
помощи;


- предоставление необходимой
информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи;


- оказание других форм срочной
социальной помощи, обусловленных региональными особенностями и
предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством
социальных услуг.


3.5.5. На территории, обслуживаемой
Центром, работниками срочного отделения осуществляется выявление и
учет граждан, остро нуждающихся в натуральных видах помощи, с целью
последующего предоставления им этой помощи.


3.5.6. Деятельность срочного
отделения строится на сотрудничестве с различными государственными
учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными
организациями и объединениями, фондами, а также отдельными
гражданами.






По решению органов
местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могут
вводиться меньшие нормы нагрузки на работника Центра, отвечающие
региональным особенностям и условиям труда, а также применяться
другие организационные формы социально-бытового обслуживания граждан.














Приложение


к Примерному положению о


муниципальном Центре социальной


помощи населению, утвержденному


постановлением Губернатора области






ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ
РАСПИСАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО


ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ






1.1. Аппарат Центра



















































































































































Наименование должности


Количество штатных единиц





Общая численность
обслуживаемых
лиц





до 500
чел.


от 501
до 1000
чел.


от 1001
до 2000
чел.


свыше
2000
чел.


1


2


3


4


5


Директор


1,0


1,0


1,0


1,0


Зам. директора


1,0


1,0


2,0


2,0


Гл. бухгалтер


1,0


1,0


1,0


1,0


Бухгалтер


1,0


1,0


2,0


3,0


Кассир


0,5


1,0


1,0


1,0


Инспектор по кадрам


0,5


1,0


1,0


1,0


Зав. хозяйством


0,5


1,0


1,0


1,0


Специалисты по соци-
альной
работе (1 на
15 тыс. населения в
городской местности,

1 на 10 тыс.
населения в сельской
местности)














Секретарь-машинистка


-


0,5


1,0


1,0


Уборщик служебных

помещений


1,0


1,5


2,0


2,5


Сторож (вахтер)


3,0


3,0


3,0


3,0


Водитель автомобиля
(при
наличии автомо-
биля)



1,0



1,0



1,0



1,0








1.2. Отделение
социального обслуживания на дому















































Наименование должности


Количество штатных единиц





Общая численность
обслуживаемых лиц





В благоустроенном
жилом
фонде городс-
кой местности


В сельской местности
и
городах и посел-
ках городского ти-
па, не имеющих
ком-
мунально-бытового
благоустройства


Заведующий отделением


1,0 на 120 чел.

обслуживаемых


1,0 на 60 чел.

обслуживаемых


Социальный работник


1,0 на 8 чел.

обслуживаемых


1,0 на 4 чел.

обслуживаемых


Водитель автомобиля
(при
наличии автомо-
биля)


1,0 на отделение


1,0 на отделение








1.3.
Специализированное отделение социально-медицинского


обслуживания на дому






















































Наименование

должности


Количество штатных единиц





Общая численность
обслуживаемых лиц





В благоустроенном
жилом
фонде городс-
кой местности


В сельской мест-
ности,
городах и
поселках городского
типа, не
имеющих
коммунально-бытово-
го благоустройства


Заведующий отделением


1,0 на 60 чел.

обслуживаемых


1,0 на 30 чел.

обслуживаемых


Социальный работник


1,0 на 5 чел.

обслуживаемых


1,0 на 3 чел.

обслуживаемых


Медицинская сестра


1,0 на 10 чел.

обслуживаемых


1,0 на 5 чел.

обслуживаемых


Водитель автомобиля
(при
наличии автомо-
биля)


1,0 на отделение


1,0 на отделение








1.4. Отделение
дневного пребывания
































































Наименование должности


Количество штатных
единиц


Заведующий отделением


1,0


Медицинская сестра


1,0


Культорганизатор (с выполнение
обязанно-
стей библиотекаря)


1,0


Инструктор по трудовой терапии


1,0


Психолог


0,5


Сестра-хозяйка


1,0


Повар <*>


1,0


Буфетчик <**>


1,0


Официант <**>


0,5


Мойщик посуды <**>


0,5


Санитарка-уборщица


2,0


Гардеробщик


1,0


Водитель автомобиля

(при наличии автотранспорта)


1,0






--------------------------------


<*> Должность вводится при
наличии пищеблока.


<**> Должности вводятся при
организации питания в отделении.








1.5. Отделение
срочного социального обслуживания




































Наименование должности


Количество штатных
единиц


Заведующий службой


1,0


Психолог


1,0


Юрист


0,5


Социальный работник


1 на 15 тыс.
населения


Специалист по соцработе <*>


2,0


Водитель автомобиля

(при наличии автотранспорта)


1,0






--------------------------------


<*> При организации работы по
участковому принципу численность специалистов по соцработе
увеличивается пропорционально наличию КОСов, сельских администраций,
сельских советов и т.п.






Руководители
учреждений, исходя из производственной необходимости, согласно
распоряжению Совета Министров РСФСР от 30 декабря 1988 года № 1411-р
и Указу Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 211, могут
усиливать структурные подразделения или вводить должности, не
предусмотренные для них штатными нормативами, но обусловленные
действующей системой оплаты труда для данных учреждений социальной
защиты населения, в пределах установленного фонда оплаты труда.


При этом штатные нормативы и типовые
штаты (в том числе медицинского персонала) Центра служат методическим
пособием и не ограничивают права руководителей в установлении
структуры учреждений и численности работников.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru