ЗАКОН Нижегородской области от
28.10.1998 № 18-З
"О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ"
(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
15.10.1998 № 195)
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
214(1693), 11.11.1998
["Правовая среда", N
43(246), 11.11.1998]
Утратил силу с 5 ноября 2003 года в
связи с принятием Закона Нижегородской области от 27.10.2003 № 98-З.
Вступил в силу
со дня его официального опубликования (пункт 1 статьи 19 данного
документа). -
НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 28 октября 1998 г. № 18-З
О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ
-
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
от 15.10.1998 № 195
Раздел I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
-
Статья 1. Цели и
задачи землеустройства
-
Задачей
землеустройства является обеспечение рационального использования и
охраны земель, воспроизводство и повышение плодородия почв,
сохранение и создание благоприятной для жизни и здоровья людей
окружающей природной среды, защита прав на землю, улучшение условий
производства в сельском хозяйстве и других отраслях экономики.
-
Статья 2. Предмет
регулирования
-
Настоящий Закон
регулирует отношения между участниками землеустроительной
деятельности и является правовой основой для проведения единой
государственной политики в землеустройстве на территории
Нижегородской области.
-
Статья 3.
Землеустройство
-
Землеустройство
представляет собой систему мероприятий, проводимых в целях
регулирования земельных отношений, учета и оценки земельных ресурсов,
организации использования и охраны земель, составления и внедрения
территориальных и внутрихозяйственных проектов землеустройства.
Землеустроительный процесс -
установленный порядок действий по проведению землеустройства.
Землеустройство обеспечивает:
1) планирование и организацию
рационального использования и охраны земель независимо от форм
собственности;
2) межевание земель с установлением
(восстановлением) на местности границ административно -
территориальных единиц, муниципальных образований, границ земельных
участков собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по
единой государственной системе и их техническое оформление;
3) разработку проектов
внутрихозяйственного землеустройства и других проектов использования
и охраны земель;
4) разработку рабочих проектов
рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной и ветровой
эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения,
уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства,
радиоактивными и химическими веществами, улучшения
сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, сохранения и
повышения плодородия почв;
5) обоснование размещения и
установления границ особо охраняемых территорий;
6) проведение топографо -
геодезических, картографических, почвенных, агрохимических,
геоботанических, историко - культурных и других обследовательских и
изыскательских работ по землеустройству;
7) проведение инвентаризации всех
земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально
используемых или используемых не по целевому назначению земель;
8) составление кадастровых и
тематических карт и атласов состояния и использования земельных
ресурсов;
9) проведение мероприятий по оценке
земли;
10) проведение других мероприятий по
землеустройству в соответствии с законодательством.
Землеустройство проводится на всех
землях независимо от их целевого назначения и форм собственности на
землю и обеспечивает взаимоувязанное развитие всех отраслей
экономики.
Установленная в порядке
землеустройства организация территории является обязательной для
собственников земли, землевладельцев, землепользователей и
арендаторов.
-
Статья 4.
Законодательство по регулированию землеустроительной деятельности
-
Землеустроительная
деятельность на территории Нижегородской области регулируется
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами органов
государственной власти Российской Федерации, настоящим Законом, а
также нормативными правовыми актами органов государственной власти
области и правовыми актами органов местного самоуправления.
-
Статья 5. Система
управления землеустройством в Нижегородской области
-
Органы
государственной власти и органы местного самоуправления области
проводят единую государственную политику в землеустройстве.
Участие органов государственной
власти и органов местного самоуправления в регулировании
землеустройства осуществляется в пределах их компетенции и в
соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской
области и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
Управление землеустройством
осуществляется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
Нижегородской области, его органами (структурными подразделениями) в
районах и городах области, органами государственной власти и органами
местного самоуправления, уполномоченными на управление
землеустройством в порядке, установленном законодательством.
-
Раздел II.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Статья 6. Участники
землеустроительной деятельности
-
Землеустройство
проводится при участии заинтересованных сторон или их полномочных
представителей.
В процессе землеустройства участвуют:
1) комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области, его органы (структурные
подразделения) в районах и городах области, органы государственной
власти и органы местного самоуправления как органы управления
землеустройством и заказчики землеустроительной документации за счет
средств областного и местных бюджетов;
2) другие юридические лица и
граждане, являющиеся заказчиками землеустроительной документации за
счет собственных средств;
3) собственники земли, владельцы,
пользователи и арендаторы земельных участков, затрагиваемых
землеустроительным процессом;
4) подрядчики (исполнители)
землеустроительных работ;
5) юридические лица и граждане -
собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы,
земельные участки которых граничат с землеустраиваемой территорией
или находятся внутри нее;
6) юридические лица и граждане, не
имеющие земельных участков на землеустраиваемой территории, но чьи
интересы результатами землеустройства могут затрагиваться.
-
Статья 7.
Правоотношения между участниками землеустроительной деятельности
-
Правоотношения между
участниками землеустроительной деятельности регулируются
законодательством, настоящим Законом и договорами.
Порядок заключения договоров между
участниками землеустроительной деятельности, условия действия и
расторжения договоров определяются законодательством Российской
Федерации.
-
Статья 8.
Обязанности участников землеустроительной деятельности (юридических
лиц и граждан)
-
1. Юридические лица
и граждане - участники землеустроительной деятельности обязаны:
а) соблюдать законодательство
Российской Федерации, Нижегородской области и правовые акты органов
местного самоуправления;
б) выполнять требования органов
государственного контроля и органов местного самоуправления за
использованием и охраной земель, предъявляемые в пределах их
компетенции;
в) обеспечивать соблюдение решений
органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам
землеустройства;
г) беречь и улучшать окружающую
среду; сохранять памятники природы, истории и культуры, природные
ландшафты;
д) обеспечивать для проведения
землеустройства доступ ко всем земельным участкам, находящимся в их
собственности, владении, пользовании или аренде.
2. Участники землеустроительной
деятельности, выполняющие проектно - изыскательские работы по
землеустройству, должны:
а) иметь документы, подтверждающие их
право на осуществление своей деятельности (лицензию);
б) своевременно оповещать участников
землеустройства через средства массовой информации или письменным
уведомлением о предстоящем землеустройстве;
в) информировать участников
землеустройства о тех результатах землеустроительных работ, которые
затрагивают их интересы;
г) заключить договор с собственником
земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором на
использование земельных участков для изыскательских работ в
предусмотренных законом случаях.
3. При неявке участников
землеустройства или их представителей к месту проведения
землеустройства в объявленные сроки землеустроительные работы
выполняются без их участия.
-
Статья 9.
Лицензирование проектно - изыскательских работ, связанных с
землеустроительным процессом
-
Лицензирование
проектно - изыскательских работ, связанных с землеустройством,
возлагается на комитет по земельным ресурсам и землеустройству
Нижегородской области.
Порядок лицензирования
устанавливается законодательством.
-
Статья 10. Права
участников землеустроительной деятельности (юридических лиц и
граждан)
-
Участники
землеустроительной деятельности - юридические лица и граждане вправе:
1) самостоятельно выбирать партнеров,
определять обязательства, заключать договор и осуществлять другие, не
противоречащие законодательству действия;
2) оспаривать в установленном порядке
действия других участников землеустроительной деятельности и
контролирующих органов;
3) получать возмещение причиненного
ущерба в установленном законом порядке.
-
Раздел III.
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
-
Статья 11.
Землеустроительная документация и ее назначение
-
Землеустроительная
документация - комплект разработанных и утвержденных в установленном
порядке документов по видам проектно - изыскательских работ в
землеустройстве, обеспечивающих разработку и реализацию прогнозов и
программ использования и охраны земельных ресурсов, а также
осуществление земельной реформы в Нижегородской области.
Основные виды землеустроительной
документации:
1) прогнозы, программы использования
и охраны земельных ресурсов, разрабатываемые для решения проблем
организации регионального использования почв и охраны земель в
комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
2) схемы использования и охраны
земельных ресурсов и схемы землеустройства, являющиеся основными
предпроектными землеустроительными проработками, составляемые для
подготовки решений по организации рационального использования и
охраны земель, формирования новых форм землевладения и
землепользования, возможному переселению граждан в районы с низкой
обеспеченностью трудовыми ресурсами, размещению рекреационных зон,
территорий природоохранного, природно - заповедного и
оздоровительного назначения, крупных мелиоративных систем и др.;
3) проекты межхозяйственного
землеустройства, составляемые в связи с образованием новых и
упорядочением существующих землевладений и землепользований,
устранением недостатков в расположении земель с целью формирования
рационального землевладения и землепользования, выделением земель
гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, организации
крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективного садоводства,
огородничества, животноводства и других надобностей, а также
предоставлением земель для несельскохозяйственных нужд с отводом
земельных участков в натуре (на местности), подготовкой
правоустанавливающих документов на землю;
4) проекты внутрихозяйственного
землеустройства (организации территории), составляемые с целью
оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям, а также
крестьянским (фермерским) хозяйствам в организации рационального
использования и охраны земель и способствующие максимальному
удовлетворению их экономических интересов при соблюдении режима и
условий использования земли, обеспечивающих воспроизводство
плодородия почв, сохранение и улучшение природных ландшафтов;
5) рабочие проекты, составляемые на
все мероприятия, связанные с освоением, улучшением и охраной земель,
как правило, в порядке детализации проектов внутрихозяйственного
землеустройства на основе специальных изысканий (детальных
обследований);
6) проекты организации территории
коллективных садов, составляемые с целью рационального размещения
индивидуальных садовых участков и обеспечения охраны земель;
7) материалы аэрокосмических,
аэрофотогеодезических, топографо - геодезических, кадастровых,
почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий,
используемые для целей землеустройства и ведения государственного
земельного кадастра и мониторинга земель;
8) материалы земельно - оценочных
работ, используемые для показателей оценки каждого земельного участка
и исчисления (уточнения) на этой основе платежей за землю;
9) материалы по установлению в натуре
(на местности) границ административно - территориальных образований;
10) проекты обоснования размещения и
установления границ территорий с особыми природоохранными,
рекреационными и заповедными режимами, предусматривающие выделение
земель природоохранного, природно - заповедного, оздоровительного,
рекреационного и историко - культурного назначения с установлением
необходимых ограничений и других условий использования этих земель;
11) проекты установления и изменения
городской (поселковой) черты, черты сельских населенных пунктов;
12) проекты упорядочения
использования не подлежащих застройке и временно незастроенных земель
городов и других поселений;
13) материалы инвентаризации земель
всех категорий, в том числе городов и других поселений.
По заданию заказчика могут
разрабатываться и другие виды землеустроительной документации в
соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной
власти и (или) правовыми актами органов местного самоуправления.
-
Статья 12. Заказчики
землеустроительной документации
-
Заказчиками
землеустроительной документации могут быть органы государственной
власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.
Государственным заказчиком проектно -
изыскательских, научно - исследовательских и проектно -
экспериментальных работ, связанных с проведением землеустройства за
счет средств федерального бюджета, выступает комитет по земельным
ресурсам и землеустройству Нижегородской области.
Органы государственной власти
Нижегородской области, органы местного самоуправления вправе
передавать полномочия по выполнению функций заказчика за счет средств
областного и местного бюджетов комитету по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области или его органам (структурным
подразделениям) в районах и городах области.
Осуществление функций заказчика
предусматривает заключение договора, проведение контроля за
выполнением условий договора, экспертизы качества выполняемых работ,
учета и приемки готовой продукции.
-
Статья 13.
Разработчики землеустроительной документации
-
Землеустройство
осуществляют:
1) государственные землеустроительные
предприятия и организации РосНИИземлепроекта, Росземкадастрсъемки,
комитет по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской
области, его органы (структурные подразделения) в районах и городах
области;
2) негосударственные
землеустроительные предприятия, а также частные лица по лицензиям,
выдаваемым в соответствии с законодательством.
Государственные землеустроительные
предприятия и организации, кроме выполнения проектно - изыскательских
работ по землеустройству:
1) проводят научные исследования
фундаментального теоретического и прикладного характера в области
землеустройства, использования и охраны земельных ресурсов;
2) выполняют научно -
исследовательские, опытно - конструкторские и экспериментальные
работы по землеустройству;
3) участвуют в подготовке проектов
инструктивно - методических документов, стандартов и нормативов по
землеустройству.
Землеустроительные предприятия и
организации несут ответственность за качество работ и экологическую
безопасность мероприятий, предусматриваемых в проектах
землеустройства.
Разработчик землеустроительной
документации имеет право:
1) получать от заказчика информацию,
необходимую для разработки землеустроительной документации;
2) осуществлять на основании договора
с заказчиком авторский надзор за реализацией землеустроительной
документации;
3) вносить предложения в органы
государственной власти или органы местного самоуправления о
необходимости совершенствования или переработки устаревшей
землеустроительной документации.
-
Статья 14. Порядок
проведения землеустройства
-
1. Перечни объектов
по видам проектно - изыскательских работ по землеустройству,
подлежащих выполнению, формируются комитетом по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области, его органами (структурными
подразделениями) в районах и городах области.
2. Указанные в пункте 1 перечни
объектов утверждаются:
при финансировании работ за счет
федерального бюджета - председателем комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области по согласованию с
Администрацией области;
при финансировании работ за счет
областного бюджета - Губернатором Нижегородской области;
при финансировании работ за счет
местного бюджета - главой местного самоуправления (главой
администрации).
Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области координирует планирование и
ведет учет землеустроительных работ, выполняемых в районах и городах
области за счет средств местных бюджетов.
3. Граждане и юридические лица,
заинтересованные в проведении землеустроительных работ и выступающие
заказчиками за счет собственных средств, направляют ходатайство
(заявку) в орган местного самоуправления, в ведении которого
находятся земли объекта землеустройства.
Порядок разработки, перечень
документации (спецификация), подлежащей оформлению и сдаче заказчику,
определяется соответствующими нормативными, правовыми, инструктивно -
методическими и другими документами, техническим заданием.
Разработанная землеустроительная
документация подлежит обязательной экспертизе (проверке). Порядок
проведения эскпертизы проектной документации и курирования
выполненных работ определяется законодательством.
Землеустроительная документация,
согласованная с участниками землеустроительной деятельности,
получившая в установленном порядке положительное заключение плановых,
сельскохозяйственных, лесохозяйственных, природоохранных, санитарных
и других заинтересованных органов и прошедшая государственную
землеустроительную экспертизу, утверждается в порядке, установленном
законодательством.
Утвержденная землеустроительная
документация обязательна для исполнения всеми участниками
землеустроительной деятельности. Внесение изменений в
землеустроительную документацию осуществляется только с разрешения
утвердившего ее органа.
Проекты землеустройства, являющиеся
основой землепользования, подлежат государственной экологической
экспертизе.
-
Статья 15. Источники
финансирования
-
Проектно -
изыскательские работы по землеустройству, разработка нормативно -
правовой и инструктивно - методической обеспеченности производства
работ выполняются за счет средств заказчика, ассигнований из
федерального, областного и местного бюджетов.
-
Статья 16. Контроль
за землеустроительной деятельностью
-
Контроль за
землеустроительной деятельностью в Нижегородской области
осуществляется органами государственной власти области и органами
местного самоуправления, комитетом по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области, его структурными
подразделениями в районах и городах в соответствии с их полномочиями.
Контролирующие органы вправе
знакомиться с землеустроительной документацией, посещать объекты
землеустройства, осуществлять на них контрольные действия.
Для ознакомления с закрытыми
материалами и при посещении территорий со специальным режимом
представители контролирующих органов несут ответственность за
разглашение сведений, относящихся к государственной или коммерческой
тайне, ставших им известными в процессе контроля.
В необходимых случаях контролирующие
органы предварительно уведомляют о дате и месте контроля
заинтересованные стороны.
Экологический контроль
землеустроительных работ осуществляется в соответствии с
природоохранным законодательством.
-
Статья 17.
Разрешение споров между участниками землеустроительной деятельности
-
Споры между
участниками землеустроительной деятельности разрешаются судом и (или)
арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Нижегородской области.
-
Статья 18.
Ответственность за нарушение Закона
-
Ответственность за
нарушение настоящего Закона юридические лица и граждане несут в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области.
Применение мер ответственности не
освобождает виновных от возмещения причиненного ущерба, убытков и
устранения допущенных нарушений.
-
Раздел IV.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
Статья 19. О
вступлении в силу настоящего Закона
-
1. Настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. При введении в действие
соответствующего федерального закона и иных нормативных правовых
актов федеральных органов государственной власти настоящий Закон
подлежит приведению в соответствие с ними или утрачивает силу.
-
Председатель Собрания
А.А.КОЗЕРАДСКИЙ
Губернатор области
И.П.СКЛЯРОВ
-
|