Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Нижегородской области от
28.10.1998 № 18-З


"О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ"


(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
15.10.1998 № 195)


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
214(1693), 11.11.1998


["Правовая среда", N
43(246), 11.11.1998]



Утратил силу с 5 ноября 2003 года в
связи с принятием Закона Нижегородской области от 27.10.2003 № 98-З.





Вступил в силу
со дня его официального опубликования (пункт 1 статьи 19 данного
документа).






НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ




ЗАКОН


от 28 октября 1998 г. № 18-З




О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ






Принят


постановлением


Законодательного Собрания


от 15.10.1998 № 195




Раздел I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ






Статья 1. Цели и
задачи землеустройства






Задачей
землеустройства является обеспечение рационального использования и
охраны земель, воспроизводство и повышение плодородия почв,
сохранение и создание благоприятной для жизни и здоровья людей
окружающей природной среды, защита прав на землю, улучшение условий
производства в сельском хозяйстве и других отраслях экономики.






Статья 2. Предмет
регулирования






Настоящий Закон
регулирует отношения между участниками землеустроительной
деятельности и является правовой основой для проведения единой
государственной политики в землеустройстве на территории
Нижегородской области.






Статья 3.
Землеустройство






Землеустройство
представляет собой систему мероприятий, проводимых в целях
регулирования земельных отношений, учета и оценки земельных ресурсов,
организации использования и охраны земель, составления и внедрения
территориальных и внутрихозяйственных проектов землеустройства.


Землеустроительный процесс -
установленный порядок действий по проведению землеустройства.


Землеустройство обеспечивает:


1) планирование и организацию
рационального использования и охраны земель независимо от форм
собственности;


2) межевание земель с установлением
(восстановлением) на местности границ административно -
территориальных единиц, муниципальных образований, границ земельных
участков собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по
единой государственной системе и их техническое оформление;


3) разработку проектов
внутрихозяйственного землеустройства и других проектов использования
и охраны земель;


4) разработку рабочих проектов
рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной и ветровой
эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения,
уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства,
радиоактивными и химическими веществами, улучшения
сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, сохранения и
повышения плодородия почв;


5) обоснование размещения и
установления границ особо охраняемых территорий;


6) проведение топографо -
геодезических, картографических, почвенных, агрохимических,
геоботанических, историко - культурных и других обследовательских и
изыскательских работ по землеустройству;


7) проведение инвентаризации всех
земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально
используемых или используемых не по целевому назначению земель;


8) составление кадастровых и
тематических карт и атласов состояния и использования земельных
ресурсов;


9) проведение мероприятий по оценке
земли;


10) проведение других мероприятий по
землеустройству в соответствии с законодательством.


Землеустройство проводится на всех
землях независимо от их целевого назначения и форм собственности на
землю и обеспечивает взаимоувязанное развитие всех отраслей
экономики.


Установленная в порядке
землеустройства организация территории является обязательной для
собственников земли, землевладельцев, землепользователей и
арендаторов.






Статья 4.
Законодательство по регулированию землеустроительной деятельности






Землеустроительная
деятельность на территории Нижегородской области регулируется
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами органов
государственной власти Российской Федерации, настоящим Законом, а
также нормативными правовыми актами органов государственной власти
области и правовыми актами органов местного самоуправления.






Статья 5. Система
управления землеустройством в Нижегородской области






Органы
государственной власти и органы местного самоуправления области
проводят единую государственную политику в землеустройстве.


Участие органов государственной
власти и органов местного самоуправления в регулировании
землеустройства осуществляется в пределах их компетенции и в
соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской
области и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.


Управление землеустройством
осуществляется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству
Нижегородской области, его органами (структурными подразделениями) в
районах и городах области, органами государственной власти и органами
местного самоуправления, уполномоченными на управление
землеустройством в порядке, установленном законодательством.






Раздел II.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ


ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






Статья 6. Участники
землеустроительной деятельности






Землеустройство
проводится при участии заинтересованных сторон или их полномочных
представителей.


В процессе землеустройства участвуют:


1) комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области, его органы (структурные
подразделения) в районах и городах области, органы государственной
власти и органы местного самоуправления как органы управления
землеустройством и заказчики землеустроительной документации за счет
средств областного и местных бюджетов;


2) другие юридические лица и
граждане, являющиеся заказчиками землеустроительной документации за
счет собственных средств;


3) собственники земли, владельцы,
пользователи и арендаторы земельных участков, затрагиваемых
землеустроительным процессом;


4) подрядчики (исполнители)
землеустроительных работ;


5) юридические лица и граждане -
собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы,
земельные участки которых граничат с землеустраиваемой территорией
или находятся внутри нее;


6) юридические лица и граждане, не
имеющие земельных участков на землеустраиваемой территории, но чьи
интересы результатами землеустройства могут затрагиваться.






Статья 7.
Правоотношения между участниками землеустроительной деятельности






Правоотношения между
участниками землеустроительной деятельности регулируются
законодательством, настоящим Законом и договорами.


Порядок заключения договоров между
участниками землеустроительной деятельности, условия действия и
расторжения договоров определяются законодательством Российской
Федерации.






Статья 8.
Обязанности участников землеустроительной деятельности (юридических
лиц и граждан)






1. Юридические лица
и граждане - участники землеустроительной деятельности обязаны:


а) соблюдать законодательство
Российской Федерации, Нижегородской области и правовые акты органов
местного самоуправления;


б) выполнять требования органов
государственного контроля и органов местного самоуправления за
использованием и охраной земель, предъявляемые в пределах их
компетенции;


в) обеспечивать соблюдение решений
органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам
землеустройства;


г) беречь и улучшать окружающую
среду; сохранять памятники природы, истории и культуры, природные
ландшафты;


д) обеспечивать для проведения
землеустройства доступ ко всем земельным участкам, находящимся в их
собственности, владении, пользовании или аренде.


2. Участники землеустроительной
деятельности, выполняющие проектно - изыскательские работы по
землеустройству, должны:


а) иметь документы, подтверждающие их
право на осуществление своей деятельности (лицензию);


б) своевременно оповещать участников
землеустройства через средства массовой информации или письменным
уведомлением о предстоящем землеустройстве;


в) информировать участников
землеустройства о тех результатах землеустроительных работ, которые
затрагивают их интересы;


г) заключить договор с собственником
земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором на
использование земельных участков для изыскательских работ в
предусмотренных законом случаях.


3. При неявке участников
землеустройства или их представителей к месту проведения
землеустройства в объявленные сроки землеустроительные работы
выполняются без их участия.






Статья 9.
Лицензирование проектно - изыскательских работ, связанных с
землеустроительным процессом






Лицензирование
проектно - изыскательских работ, связанных с землеустройством,
возлагается на комитет по земельным ресурсам и землеустройству
Нижегородской области.


Порядок лицензирования
устанавливается законодательством.






Статья 10. Права
участников землеустроительной деятельности (юридических лиц и
граждан)






Участники
землеустроительной деятельности - юридические лица и граждане вправе:


1) самостоятельно выбирать партнеров,
определять обязательства, заключать договор и осуществлять другие, не
противоречащие законодательству действия;


2) оспаривать в установленном порядке
действия других участников землеустроительной деятельности и
контролирующих органов;


3) получать возмещение причиненного
ущерба в установленном законом порядке.






Раздел III.
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС






Статья 11.
Землеустроительная документация и ее назначение






Землеустроительная
документация - комплект разработанных и утвержденных в установленном
порядке документов по видам проектно - изыскательских работ в
землеустройстве, обеспечивающих разработку и реализацию прогнозов и
программ использования и охраны земельных ресурсов, а также
осуществление земельной реформы в Нижегородской области.


Основные виды землеустроительной
документации:


1) прогнозы, программы использования
и охраны земельных ресурсов, разрабатываемые для решения проблем
организации регионального использования почв и охраны земель в
комплексе с другими природоохранными мероприятиями;


2) схемы использования и охраны
земельных ресурсов и схемы землеустройства, являющиеся основными
предпроектными землеустроительными проработками, составляемые для
подготовки решений по организации рационального использования и
охраны земель, формирования новых форм землевладения и
землепользования, возможному переселению граждан в районы с низкой
обеспеченностью трудовыми ресурсами, размещению рекреационных зон,
территорий природоохранного, природно - заповедного и
оздоровительного назначения, крупных мелиоративных систем и др.;


3) проекты межхозяйственного
землеустройства, составляемые в связи с образованием новых и
упорядочением существующих землевладений и землепользований,
устранением недостатков в расположении земель с целью формирования
рационального землевладения и землепользования, выделением земель
гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, организации
крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективного садоводства,
огородничества, животноводства и других надобностей, а также
предоставлением земель для несельскохозяйственных нужд с отводом
земельных участков в натуре (на местности), подготовкой
правоустанавливающих документов на землю;


4) проекты внутрихозяйственного
землеустройства (организации территории), составляемые с целью
оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям, а также
крестьянским (фермерским) хозяйствам в организации рационального
использования и охраны земель и способствующие максимальному
удовлетворению их экономических интересов при соблюдении режима и
условий использования земли, обеспечивающих воспроизводство
плодородия почв, сохранение и улучшение природных ландшафтов;


5) рабочие проекты, составляемые на
все мероприятия, связанные с освоением, улучшением и охраной земель,
как правило, в порядке детализации проектов внутрихозяйственного
землеустройства на основе специальных изысканий (детальных
обследований);


6) проекты организации территории
коллективных садов, составляемые с целью рационального размещения
индивидуальных садовых участков и обеспечения охраны земель;


7) материалы аэрокосмических,
аэрофотогеодезических, топографо - геодезических, кадастровых,
почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий,
используемые для целей землеустройства и ведения государственного
земельного кадастра и мониторинга земель;


8) материалы земельно - оценочных
работ, используемые для показателей оценки каждого земельного участка
и исчисления (уточнения) на этой основе платежей за землю;


9) материалы по установлению в натуре
(на местности) границ административно - территориальных образований;


10) проекты обоснования размещения и
установления границ территорий с особыми природоохранными,
рекреационными и заповедными режимами, предусматривающие выделение
земель природоохранного, природно - заповедного, оздоровительного,
рекреационного и историко - культурного назначения с установлением
необходимых ограничений и других условий использования этих земель;


11) проекты установления и изменения
городской (поселковой) черты, черты сельских населенных пунктов;


12) проекты упорядочения
использования не подлежащих застройке и временно незастроенных земель
городов и других поселений;


13) материалы инвентаризации земель
всех категорий, в том числе городов и других поселений.


По заданию заказчика могут
разрабатываться и другие виды землеустроительной документации в
соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной
власти и (или) правовыми актами органов местного самоуправления.






Статья 12. Заказчики
землеустроительной документации






Заказчиками
землеустроительной документации могут быть органы государственной
власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.


Государственным заказчиком проектно -
изыскательских, научно - исследовательских и проектно -
экспериментальных работ, связанных с проведением землеустройства за
счет средств федерального бюджета, выступает комитет по земельным
ресурсам и землеустройству Нижегородской области.


Органы государственной власти
Нижегородской области, органы местного самоуправления вправе
передавать полномочия по выполнению функций заказчика за счет средств
областного и местного бюджетов комитету по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области или его органам (структурным
подразделениям) в районах и городах области.


Осуществление функций заказчика
предусматривает заключение договора, проведение контроля за
выполнением условий договора, экспертизы качества выполняемых работ,
учета и приемки готовой продукции.






Статья 13.
Разработчики землеустроительной документации






Землеустройство
осуществляют:


1) государственные землеустроительные
предприятия и организации РосНИИземлепроекта, Росземкадастрсъемки,
комитет по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской
области, его органы (структурные подразделения) в районах и городах
области;


2) негосударственные
землеустроительные предприятия, а также частные лица по лицензиям,
выдаваемым в соответствии с законодательством.


Государственные землеустроительные
предприятия и организации, кроме выполнения проектно - изыскательских
работ по землеустройству:


1) проводят научные исследования
фундаментального теоретического и прикладного характера в области
землеустройства, использования и охраны земельных ресурсов;


2) выполняют научно -
исследовательские, опытно - конструкторские и экспериментальные
работы по землеустройству;


3) участвуют в подготовке проектов
инструктивно - методических документов, стандартов и нормативов по
землеустройству.


Землеустроительные предприятия и
организации несут ответственность за качество работ и экологическую
безопасность мероприятий, предусматриваемых в проектах
землеустройства.


Разработчик землеустроительной
документации имеет право:


1) получать от заказчика информацию,
необходимую для разработки землеустроительной документации;


2) осуществлять на основании договора
с заказчиком авторский надзор за реализацией землеустроительной
документации;


3) вносить предложения в органы
государственной власти или органы местного самоуправления о
необходимости совершенствования или переработки устаревшей
землеустроительной документации.






Статья 14. Порядок
проведения землеустройства






1. Перечни объектов
по видам проектно - изыскательских работ по землеустройству,
подлежащих выполнению, формируются комитетом по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области, его органами (структурными
подразделениями) в районах и городах области.


2. Указанные в пункте 1 перечни
объектов утверждаются:


при финансировании работ за счет
федерального бюджета - председателем комитета по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области по согласованию с
Администрацией области;


при финансировании работ за счет
областного бюджета - Губернатором Нижегородской области;


при финансировании работ за счет
местного бюджета - главой местного самоуправления (главой
администрации).


Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области координирует планирование и
ведет учет землеустроительных работ, выполняемых в районах и городах
области за счет средств местных бюджетов.


3. Граждане и юридические лица,
заинтересованные в проведении землеустроительных работ и выступающие
заказчиками за счет собственных средств, направляют ходатайство
(заявку) в орган местного самоуправления, в ведении которого
находятся земли объекта землеустройства.


Порядок разработки, перечень
документации (спецификация), подлежащей оформлению и сдаче заказчику,
определяется соответствующими нормативными, правовыми, инструктивно -
методическими и другими документами, техническим заданием.


Разработанная землеустроительная
документация подлежит обязательной экспертизе (проверке). Порядок
проведения эскпертизы проектной документации и курирования
выполненных работ определяется законодательством.


Землеустроительная документация,
согласованная с участниками землеустроительной деятельности,
получившая в установленном порядке положительное заключение плановых,
сельскохозяйственных, лесохозяйственных, природоохранных, санитарных
и других заинтересованных органов и прошедшая государственную
землеустроительную экспертизу, утверждается в порядке, установленном
законодательством.


Утвержденная землеустроительная
документация обязательна для исполнения всеми участниками
землеустроительной деятельности. Внесение изменений в
землеустроительную документацию осуществляется только с разрешения
утвердившего ее органа.


Проекты землеустройства, являющиеся
основой землепользования, подлежат государственной экологической
экспертизе.






Статья 15. Источники
финансирования






Проектно -
изыскательские работы по землеустройству, разработка нормативно -
правовой и инструктивно - методической обеспеченности производства
работ выполняются за счет средств заказчика, ассигнований из
федерального, областного и местного бюджетов.






Статья 16. Контроль
за землеустроительной деятельностью






Контроль за
землеустроительной деятельностью в Нижегородской области
осуществляется органами государственной власти области и органами
местного самоуправления, комитетом по земельным ресурсам и
землеустройству Нижегородской области, его структурными
подразделениями в районах и городах в соответствии с их полномочиями.


Контролирующие органы вправе
знакомиться с землеустроительной документацией, посещать объекты
землеустройства, осуществлять на них контрольные действия.


Для ознакомления с закрытыми
материалами и при посещении территорий со специальным режимом
представители контролирующих органов несут ответственность за
разглашение сведений, относящихся к государственной или коммерческой
тайне, ставших им известными в процессе контроля.


В необходимых случаях контролирующие
органы предварительно уведомляют о дате и месте контроля
заинтересованные стороны.


Экологический контроль
землеустроительных работ осуществляется в соответствии с
природоохранным законодательством.






Статья 17.
Разрешение споров между участниками землеустроительной деятельности






Споры между
участниками землеустроительной деятельности разрешаются судом и (или)
арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Нижегородской области.






Статья 18.
Ответственность за нарушение Закона






Ответственность за
нарушение настоящего Закона юридические лица и граждане несут в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области.


Применение мер ответственности не
освобождает виновных от возмещения причиненного ущерба, убытков и
устранения допущенных нарушений.






Раздел IV.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ






Статья 19. О
вступлении в силу настоящего Закона






1. Настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.


2. При введении в действие
соответствующего федерального закона и иных нормативных правовых
актов федеральных органов государственной власти настоящий Закон
подлежит приведению в соответствие с ними или утрачивает силу.






Председатель Собрания


А.А.КОЗЕРАДСКИЙ




Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru