ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 30.11.1998 № 318
"О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД"
(Вместе с "ОСНОВНЫМИ
НАПРАВЛЕНИЯМИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области. -
АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 1998 г. № 318
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД
-
В целях разработки
проекта бюджета области на 1999 год:
1. Утвердить Основные направления
бюджетной политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области в
1999 году согласно приложению.
2. Департаменту финансов (Труфанов
В.А.):
2.1. Провести формирование
консолидированного и областного бюджетов на 1999 год в соответствии с
Основными направлениями бюджетной политики и межбюджетных отношений в
Нижегородской области в 1999 году в срок до 3 декабря 1998 года.
2.2. Провести согласование с
администрациями городов и районов области по уточнению особенностей
социально-экономического развития районов и городов в прогнозах их
бюджетов на 1999 год в срок до 11 декабря 1998 года.
2.3. Представить в Законодательное
Собрание области проект областного бюджета на 1999 год в срок до 14
декабря 1998 года.
3. Рекомендовать главам администраций
городов и районов области провести формирование местных бюджетов в
соответствии с Основными направлениями бюджетной политики и
межбюджетных отношений в Нижегородской области в 1999 году.
4. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
-
Губернатор области
И.П.СКЛЯРОВ
-
Приложение
к постановлению
Губернатора области
от 30.11.1998 № 318
-
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1999
ГОДУ
-
I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ В 1999 ГОДУ
-
Основные направления
бюджетной налоговой политики на 1999 год определены в соответствии с
целями и задачами экономической политики области, реального
ресурсного обеспечения проводимых мероприятий, направленных на
экономию расходов, сокращение дефицита бюджета.
Главной целью экономической политики
в 1999 году является стабилизация финансов за счет обеспечения
полноты сбора налоговых поступлений в бюджеты, формирование
обязательств области исходя из имеющихся возможностей улучшения
структуры областного долга.
В этих условиях основными
приоритетами бюджетно-налоговой политики в предстоящем году являются:
- сокращение расходов, инвентаризация
бюджетных обязательств;
- усиление режима экономии в
расходовании средств областного бюджета путем упорядочения
численности и оплаты труда занятых в бюджетной сфере, включая
госслужащих, нормирование основных видов расходов, в том числе
установление лимитов потребления электро- и теплоэнергии;
- решение, в основном, проблемы
неплатежей за счет обеспечения полноты исполнения бюджета, ликвидации
бартера и денежных суррогатов;
- осуществление реформирования
социальной сферы путем перехода к адресной социальной защите
населения, реализация комплекса мер по борьбе с бедностью;
- совершенствование механизма
финансовых взаимоотношений между областью и органами местного
самоуправления;
- консолидация в бюджете
внебюджетного фонда медицинского страхования и изменение частично его
целевой направленности, включая ныне консолидированные в бюджете
фонды: ТЭК, охраны природы, а также средства земельного налога.
-
II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА
В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
-
Формирование
доходной базы областного бюджета на 1999 год осуществлено в условиях
действующего налогового законодательства и принятых отдельных
законодательных и нормативных правовых актов по совершенствованию
налоговой системы.
Учитывая, что в настоящее время
работа над проектом Налогового кодекса Российской Федерации
проводится в Государственной Думе и может быть завершена в конце
текущего года или в следующем году, проект областного бюджета в целях
формирования реальной доходной базы составлен без учета положений
Налогового кодекса.
На территории Нижегородской области
будут действовать следующие региональные налоги:
- налог на имущество предприятий;
- лесной доход;
- плата за пользование водными
объектами;
- сбор на нужды образовательных
учреждений;
- налоги, зачисляемые в
территориальный дорожный фонд.
-
На территории
муниципальных образований будут действовать следующие местные налоги
и сборы:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- другие налоги и сборы,
предусмотренные ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Распределение поступлений от
отдельных федеральных налогов между областным бюджетом и бюджетами
районов и городов Нижегородской области будет производиться по
нормативам, закрепленным в областном законодательстве.
На 1999 год будут установлены базовые
нормативы отчислений в бюджеты районов и городов области от:
- налога на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на
территории области;
- налога на прибыль предприятий;
- подоходного налога с физических
лиц;
- акцизов на спирт, водку и
ликеро-водочные изделия, производимые на территории области;
- акцизов на остальные товары,
производимые на территории области (за исключением акцизов на нефть и
газовый конденсат, природный газ, бензин и легковые автомобили);
- налога на игорный бизнес;
- налога на покупку иностранных
денежных знаков;
- других федеральных и областных
налогов, подлежащих распределению между бюджетами разных уровней.
С целью увеличения собственной
доходной базы как областного так и местных бюджетов в 1999 году в
области будут проведены следующие мероприятия:
- введение на территории области
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- введение налога с продаж;
- введение платы за патент
хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию горюче-смазочных
материалов;
- пересмотр ставок налога на игорный
бизнес в сторону их увеличения;
- разработка механизма привлечения
средств через займы;
- продолжение работ по инвентаризации
недвижимости на территории области и ее оценки;
- повышение поступлений арендной
платы за использование нежилых помещений областной собственности за
счет введения методики определения арендной платы, в которой за базу
при расчете арендной платы принимается величина стоимости
строительства 1 кв. м., передачи нежилых помещений в аренду по
конкурсу и упорядочения льгот.
В целях заинтересованности районов и
городов в увеличении собственной доходной базы нормативы отчислений
от налоговых доходов будут утверждены на три года.
В 1999 году следует продолжить работу
по реструктуризации задолженности по платежам в областной и местные
бюджеты, сокращению недоимки путем усиления налоговыми органами
контроля за движением средств на расчетных счетах
предприятий-недоимщиков, осуществления мер по аресту и реализации
имущества, принадлежащего предприятиям-должникам в бюджет, а также
мер, предусмотренных постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.05.1998 № 516 "О дополнительных мерах по
совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество
организаций", прекратить практику проведения всех видов
взаимозачетов по налогам в областной бюджет, за исключением
взаимозачетов с предприятиями-исполнителями областного или
муниципального заказа.
-
III. БЮДЖЕТНАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ
-
Основной задачей
бюджетной политики на 1999 год является приведение расходной части в
соответствие с реальными возможностями областного бюджета. Основой
для составления исполнимого в полном объеме проекта бюджета является
реализация программы экономии расходов. Реализация этой программы,
начатая в текущем году, будет продолжена и в 1999 году. Предстоит
произвести инвентаризацию и сокращение бюджетной сети,
реструктуризацию и уменьшение числа организаций, финансируемых из
бюджета, пересмотреть и провести ревизию всей нормативной правовой
базы, предусматривающей расходные полномочия, необеспеченные
реальными источниками, консолидацию в федеральном бюджете
внебюджетных источников, отказ от неэффективных дотаций и субсидий.
В этой связи проект расходной части
бюджета составлен без дефицита, исходя из реальных возможностей
бюджета, установленных границами максимальной мобилизации доходных
источников.
Такой подход к управлению расходами
позволяет преодолеть бюджетный кризис, обеспечить реальность
планирования и избежать в процессе исполнения бюджета необходимости
введения режима секвестра его расходной части.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральным законодательством, договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий совместно за счет
средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов
муниципальных образований финансируются расходы на:
- обеспечение правоохранительной
деятельности;
- обеспечение противопожарной
безопасности;
- обеспечение социальной защиты
населения;
- обеспечение охраны окружающей
среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;
- обеспечение предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение деятельности средств
массовой информации;
- финансовую помощь другим бюджетам;
- государственную поддержку
аграрно-промышленного комплекса, транспорта, связи и дорожного
хозяйства;
- прочие вопросы, находящиеся в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
-
Исключительно из
областного бюджета финансируются расходы на:
- обеспечение деятельности органов
государственной власти и управления области;
- формирование государственной
собственности области;
- осуществление международных и
внешнеэкономических связей;
- содержание и развитие предприятий,
учреждений и организаций, находящихся в ведении органов
государственной власти области;
- содержание и развитие дорожной сети
общего пользования;
- обеспечение деятельности средств
массовой информации области, учредителями которых являются органы
государственной власти;
- обслуживание и погашение областного
долга;
- проведение выборов и референдумов
органов власти и управления области;
- обеспечение транспортного
обслуживания населения (речной, железнодорожный, автомобильный - в
части междугородних и межрайонных перевозок);
- обеспечение реализации областных
целевых программ;
- оказание финансовой помощи местным
бюджетам;
- обеспечение осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых на областной уровень;
- компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате принятия органами государственной
власти области решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов
или уменьшению доходов местных бюджетов;
- прочие мероприятия, связанные с
осуществлением полномочий органами власти и управления области.
Исключительно из бюджетов
муниципальных образований финансируются расходы на:
- содержание органов местного
самоуправления;
- формирование муниципальной
собственности и управление ею;
- организацию, содержание и развитие
учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической
культуры и спорта, средств массовой информации, находящихся в
муниципальной собственности или в ведении органов местного
самоуправления;
- организацию, содержание и развитие
муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное дорожное
строительство и содержание дорог местного значения;
- строительство и ремонт дорог,
содержание территорий муниципальных образований;
- организацию утилизации и
переработки бытовых отходов;
- содержание мест захоронения,
находящихся в ведении муниципальных органов;
- организацию пассажирских перевозок
электротранспортом г. Н.Новгорода и г. Дзержинска, пассажирских
перевозок автомобильным транспортом г. Н.Новгорода, г. Дзержинска;
- реализацию целевых программ,
принимаемых органами местного самоуправления;
- обслуживание и погашение
муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- проведение муниципальных выборов и
местных референдумов;
- решение других вопросов местного
значения.
-
В целях обеспечения
своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы,
по согласованию с администрациями районов и городов, отраслевыми
департаментами администрации области выплата заработной платы
работникам бюджетных учреждений с начислениями, ежемесячного пособия
на детей, а также пособий детям сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, будет производиться централизовано из областного
бюджета.
Расходная часть бюджетных
потребностей районов и городов области на 1999 год будет
производиться по нормативам бюджетного финансирования, а по
ненормируемым расходам - по исполнению их за 1997 год с учетом
прироста кредиторской задолженности за 1997 год, с учетом индексации
материальных затрат, повышения заработной платы с 1 октября 1998
года. В целях сбалансированности областного и местных бюджетов
возможно применение поправочных коэффициентов к нормативам бюджетного
финансирования и ненормируемым расходам.
Для более экономного и рационального
расходования, устранения перекрестного субсидирования необходимо
консолидировать в областном бюджете средства фонда обязательного
медицинского страхования.
Расходование средств областного и
местных бюджетов, направляемых на закупку товаров и оплату услуг
бюджетным учреждениям, проводится на конкурсной основе.
В 1999 году необходимо продолжить
сокращение сети численности работников бюджетной сети, а также сети
малокомплектных учреждений образования, при наличии экономической
целесообразности, и нефункционирующих учреждений социально-культурной
сферы, а также приостановить вновь начинаемое строительство и
реконструкцию зданий под учреждения социальной защиты населения,
кроме реализации программы "Дети-сироты".
Предполагается довести в 1999 году
уровень платежей граждан за содержание, ремонт жилья и коммунальные
услуги до 50% к экономически обоснованным затратам в соответствии с
программой развития ЖКХ Нижегородской области на 1997 - 2003 годы,
утвержденной постановлением Администрации Нижегородской области от
30.09.1997 № 278 "О мерах по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 28.04.1997 № 425 "О реформе
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".
Реализация жилищно-коммунальной реформы должна сопровождаться не
только ростом доли оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги,
но и оптимизацией затрат жилищно-коммунальной сферы. В этой связи
необходимо добиться сокращения тарифов на услуги естественных
монополистов-предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В целях оптимизации расходов бюджета
на субсидирование пассажирского транспорта необходимо привести
количество выполняемой транспортной работы в соответствие с реальным
пассажиропотоком. Для привлечения частных инвестиций в транспортное
обслуживание населения, увеличения объемов транспортных услуг без
дополнительных затрат бюджетных средств следует включить частных
перевозчиков в схему функционирования пассажирского транспорта
области, обеспечивая при этом регулирование их деятельности в
соответствии с нормативными актами администрации области.
В целях усиления агропромышленного
комплекса, природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий области и
в соответствии с постановлением Законодательного Собрания области от
12.02.1998 № 35 "О программе стабилизации и развития
агропромышленного производства в Нижегородской области на 1998 - 2000
годы" расходы на финансирование агропромышленного комплекса
области по всем направлениям должны составлять 10 процентов расходной
части областного бюджета, при этом необходимо ввести механизм
адресной поддержки предприятий АПК с учетом необходимости проведения
расчетов по ранее полученным ссудам и кредитам из федерального и
областного бюджетов, а также обеспечить выдачу бюджетных ссуд на
сезонные работы в сельском хозяйстве (весенне-полевые и уборочные
работы) при условии заключения договоров сельхозтоваропроизводителями
с учреждениями социальной сферы на поставку продуктов питания.
В 1999 г., несмотря на ограниченность
бюджетных средств, финансовые ресурсы будут сконцентрированы на
решении неотложных социальных вопросов.
В полном объеме будут реализованы
программы по борьбе с бедностью, поддержке действительно нуждающихся.
Оказание социальной поддержки этой категории граждан будет
осуществляться путем обеспечения гарантированного уровня адресной
социальной защиты. Расходы на социальную поддержку предусмотрено
переориентировать таким образом, чтобы в первоочередном порядке
поддержку получали наименее защищенные категории населения, имеющие
реальные доходы ниже прожиточного минимума. Выделение средств будет
происходить на основе социальных стандартов в сфере потребления,
социального обеспечения, образования и здравоохранения, а также с
учетом материального положения конкретных получателей.
Осуществление поддержки остальных
расходов областного бюджета в 1999 г. будет сокращаться. Основное
снижение бюджетных расходов произойдет за счет сокращения дотаций,
предоставляемых отдельным отраслям и предприятиям.
-
IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ
ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ
РАЙОНОВ И ГОРОДОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
-
Инвестиционная
поддержка районов и городов области будет осуществляться в
соответствии с основными направлениями социально-экономической
политики области. Особенностью 1999 года будет формирование Бюджета
развития Нижегородской области, который будет направлен, в первую
очередь, на создание на всей территории области социальной
инфраструктуры, минимально необходимой для реализации установленных
Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным
законодательством гарантий, а также на реализацию наиболее
перспективных проектов, способствующих структурной перестройке
экономики.
В первую очередь необходимо
направлять средства областного бюджета на финансирование вводных
объектов капитальных вложений области и ликвидацию долгостроев.
Источниками Бюджета развития в 1999
году будут: часть доходов областного бюджета в размере 7% от
поступления налоговых доходов в областной бюджет, а также средства,
не являющиеся доходами бюджета - это внутреннее и внешнее
позаимствование, плата за выданные гарантии из областного бюджета и
другие.
Средства Бюджета развития будут
направлены:
- на стройки социально-культурного
назначения;
- на природоохранные объекты и
объекты экологической безопасности и жизнеобеспечения;
- на поддержку приоритетных
направлений развития АПК;
- на приобретение техники по лизингу;
- на объекты, подведомственные
администрациям районов и городов (тепловые сети, котельные, линии
энерго- и газоснабжения);
- на кредитование и инвестирование на
окупаемой и возвратной основе инвестиционных проектов государственной
инвестиционной программы Нижегородской области, на которые будут
направлены средства внешнего и внутреннего позаимствования и другие
источники, не являющиеся доходами бюджета.
Областная программа капитальных
вложений в 1999 году должна быть реальной по возможностям
финансирования. Каждому заказчику по строительству объектов нужны
твердые гарантии финансового обеспечения.
Ключевыми принципами выделения
инвестиций через областной Бюджет развития являются: высокая
экономическая и бюджетная эффективность реализуемых проектов, долевой
характер финансирования, срочность, платность и возвратность
выделяемых на инвестиционные нужды средств. Размещаться средства
будут исключительно на конкурсной основе.
Основной особенностью Бюджета
развития является невозможность отвлечения его временно свободных
денежных средств на финансирование операций, не связанных с
инвестиционной деятельностью.
-
V. РЕФОРМИРОВАНИЕ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
-
Существующая в
области с 1992 года система межбюджетных отношений утратила
регулирующие функции и создала предпосылки для перехода к единым
правилам формирования бюджетов как областного, так и районов и
городов. Такими предпосылками можно считать:
- не в полной мере обоснованы и
закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы;
- не сформирована нормативная база
для обоснования потребностей в бюджетных расходах и распределении
доходов;
- не сформирована объективная и
стабильная система финансовой поддержки местных бюджетов на основе
сопоставления их объективных (нормативных) бюджетных потребностей и
налогового потенциала.
Основным направлением реформирования
межбюджетных отношений в Нижегородской области должен стать переход
на единую систему взаимоотношений с муниципальными образованиями,
обеспечивающую стимулирование роста доходной части местных бюджетов и
экономию бюджетных расходов. Равенство бюджетных прав муниципальных
образований должно стать основой внутриобластных межбюджетных
отношений. Согласно Закону Российской Федерации от 15 апреля 1993
года № 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию
и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных
органов государственной власти республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления"
уровень собственных доходов районов и городов области будет
составлять 70% расходов бюджетов, рассчитанных по установленной выше
методике. В случае недостаточности собственных доходов до 70% -
недостающая часть доходов будет передана из областного бюджета в виде
дотации в твердой сумме. Остальные 30 процентов доходов для
финансирования расходов бюджетов городов и районов в размере 100%
будут переданы в районы и города в виде дотации, которая будет
фиксирована от исполнения налоговых доходов областного бюджета.
Данное направление реформирования
межбюджетных отношений будет учтено при распределении фонда дотаций
между городами и районами области.
Назначение фонда дотаций районам и
городам - выравнивание бюджетной обеспеченности районов и городов
области.
Общий объем средств фонда дотаций
будет состоять из 2-х частей:
- первая часть - дотации,
передаваемые в районы и города в твердых суммах в размере недостающей
части до 70% расходов их бюджетов, определенных по нормативам
бюджетного финансирования, а по ненормируемым расходам - по
исполнению за 1997 год с приростом кредиторской задолженности за 1997
год;
- вторая часть - дотации,
передаваемые районам и городам, в размере 30% их расходной части, то
есть сверх 70% до 100%. Данная часть фонда дотаций будет определена в
% от исполнения налоговых доходов областного бюджета и распределена в
районы на основе доли каждой территории в общем объеме второй части
фонда.
-
Расчет дотаций будет
проводиться в следующей последовательности:
1-й этап - определение первой части
дотации.
Определяем процент покрытия
собственными доходами районов и городов расходных частей бюджетов.
Выделяем районы и города, у которых данный процент ниже 70%. По
каждому из этих районов и городов рассчитываем сумму расходов
бюджетов равную 70%, определяем разницу между 70% расходов и
собственными доходами. Полученный показатель является дотацией,
которую район или город должен получить в твердой сумме.
2-й этап - определение второй части
дотации.
Вторая часть дотации равна сумме 30%
расходов каждого района или города. Выделяем районы или города, у
которых процент покрытия расходов собственными доходами выше 70%, и
производим установление нормативов отчислений от налоговых доходов
району, городу, обеспечив формирование собственной доходной части
бюджетов за счет закрепленных и регулирующих доходов в размере 70%
текущих расходов.
3-й этап - определение процента
налоговых доходов областного бюджета, устанавливающего объем второй
части фонда дотаций и долей каждого района, города в этом фонде.
-
VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
УЧАСТНИКОВ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
-
В целях эффективного
использования финансовых ресурсов все участники межбюджетных
отношений имеют равные права и обязанности в процессе использования
экономического потенциала области.
В областном законодательстве будут
установлены меры взаимной ответственности участников межбюджетных
отношений за соблюдение своих финансовых обязательств.
Для более полного учета финансовых
ресурсов и взаимных финансовых обязательств будет предусматриваться
ежегодное составление территориального разреза бюджета области.
Для обеспечения защиты интересов
областного бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов
предусматривается, что администрация Нижегородской области будет
вправе в случаях нарушения отдельными органами местного
самоуправления установленного законодательством Нижегородской области
порядка зачисления налогов и иных доходов в областной бюджет, а также
порядка осуществления закупки товаров, оплаты работ и услуг для
государственных нужд применять к указанным органам местного
самоуправления следующие санкции:
приостанавливать финансирование из
областного бюджета областных программ и мероприятий, осуществляемых
на территориях соответствующих органов местного самоуправления, а
также передачу средств по взаимным расчетам, дотациям, субвенциям,
бюджетным ссудам и кредитам.
-
|