Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного
Собрания области от 22.12.1998 № 235


"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
4(1731), 13.01.1999


["Правовая среда", N
1(254), 13.01.1999],


"Нижегородские новости", N
9(1736), 20.01.1999


["Правовая среда", N
2(255), 20.01.1999]









ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 22 декабря 1998 г. № 235




ОБ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО


РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД






Заслушав и обсудив
доклад Администрации области "Об основных направлениях
социально-экономического развития области на 1999 год",
Законодательное Собрание области постановляет:


1. Принять "Основные направления
социально-экономического развития области на 1999 год".


2. Администрации области:


2.1. При формировании проекта бюджета
области на 1999 год:


2.1.1. Принять за основу показатели
социально-экономического развития области на 1999 год.


2.1.2. Предусмотреть меры по
стимулированию развития отраслей реального сектора экономики
(промышленности, сельского хозяйства), инвестиционной деятельности,
экспорта, производства импортозамещающей продукции и пассажирского
транспорта.


2.2. Вносить коррективы в показатели
социально-экономического развития области на 1999 год и бюджета на
1999 год с представлением их на рассмотрение в Законодательное
Собрание области по результатам социально-экономического развития
области в 1998 году в случаях изменения социально-экономической
ситуации в Российской Федерации и области, а также принятия
федеральных нормативных актов, влияющих на развитие экономики
области.


2.3. Разработать план мероприятий по
реализации основных направлений социально-экономического развития
области на 1999 год с учетом пункта 2.1.2.


3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комитет по промышленности и
предпринимательству Законодательного Собрания.






Председатель Собрания


А.А.КОЗЕРАДСКИЙ














Приложение


к постановлению


Законодательного Собрания


от 22.12.1998 № 235






ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ (ПРОГНОЗ)


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД






22 декабря 1998 года
Законодательным Собранием приняты "Основные направления
социально-экономического развития Нижегородской области на 1999 год"
(прогноз).


В документе изложены основные
направления социально-экономического развития области на 1999 год,
разработанные в соответствии с Законом РФ "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития"
и Законом области "О прогнозировании и программах
социально-экономического развития области".


Прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области разработан в целях:


- формирования приоритетов в
экономической и социальной политике органов государственной власти и
местного самоуправления;


- создания основы для формирования
бюджета области. Документ определяет основные направления
региональной экономической и социальной политики Администрации
области в части:


налогов, финансов и бюджета;


регулирования рынков;


отношений с предприятиями и
организациями;


привлечения инвестиций;


социальной политики;


отношений с регионами, территориями
городов и районов области.






ИТОГИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО


РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ ЗА 1998 ГОД






Общая
социально-экономическая ситуация в области по итогам 1998 года
оценивается следующими показателями (по сравнению с прошлым годом):


- Индекс физического объема
промышленного производства 98,6%.


- Объем сельскохозяйственного
производства в сопоставимых ценах составит 95,5%.


- Инвестиции в основной капитал 98%.


- Реальные располагаемые доходы
сократились на 13,7%.


- Уровень официально
зарегистрированной безработицы снизился.


Важной проблемой экономики области
продолжает оставаться рост неплатежей (просроченных кредиторской и
дебиторской задолженностей). Серьезным следствием этого процесса
является значительный рост долгов по заработной плате, что особенно
остро сказывается на уровне жизни населения в период переживаемого
страной кризиса.






ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ


ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ






Налоговая политика






Основные направления
налоговой политики в области на 1999 год могут быть сформулированы
следующим образом:


1. Реализация на территории области
федеральных нормативных актов в сфере налогообложения, в том числе
полномочий, предоставленных субъектам Федерации Налоговым кодексом
РФ, в частности, введение налога с продаж, налога на недвижимость.


2. Анализ налоговой системы на
региональном и федеральном уровнях с разработкой предложений по
изменению налогового законодательства, направленных на пресечение
легального уклонения от налогообложения.


3. Реализация областных нормативных
актов, направленных на увеличение сбора денежных средств в областной
бюджет.


4. Реализация мер по повышению
собираемости налогов, в первую очередь с физических лиц, в том числе
с учетом принятия на федеральном уровне законопроекта по
декларированию доходов физических лиц в связи с их крупными расходами
на потребление, расширение сферы деятельности налога на другие виды
предпринимательской деятельности.


5. Проведение активной налоговой
политики, направленной на стимулирование инвестиций в реальные
секторы экономики.


6. Совершенствование и развитие
нормативно-правовой базы единого налога на вмененный доход.


7. Продолжение практики налогового
стимулирования прибыли за счет роста производства, наращивания
экспорта и адресной поддержки приоритетных отраслей экономики и
социально значимых видов деятельности.






Финансово-бюджетная
политика






Основными целями
финансово-бюджетной политики в 1999 году должны стать:


1. Мобилизация доходов в бюджет
области.


В сфере мобилизации доходов
предполагается принять следующие меры:


меры организационно-правового
характера:


- принять пакет законодательных
документов, направленных на преобразование областной налоговой
системы. В частности, в него должны войти такие законы Нижегородской
области, как "О налоге на вмененный доход", "О налоге
с продаж", "О налоге на игорный бизнес", "О
налоговых льготах";


меры по увеличению налогооблагаемой
базы:


- активизация работы предприятий
сферы материального производства по увеличению объемов производства и
прибыли, развитие предпринимательства;


- продолжить работу по
реструктуризации задолженности по платежам в областной и местные
бюджеты, а также во внебюджетные фонды;


- реализовать мероприятия,
направленные на снижение потерь бюджетов от льготы по налогу на
прибыль для предприятий, имеющих на своем балансе
социально-культурную сферу;


меры по собираемости налогов.


2. Оптимизация и рационализация
затрат бюджета.


3. Совершенствование внутриобластных
межбюджетных отношений.






Ценовая политика






В качестве основных
направлений ценовой политики на 1999 год предусматриваются следующие:


1. Принятие мер по стабилизации
продовольственного рынка и ограничению роста цен на основные продукты
питания за счет создания областного фонда сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд и введения
ценового регулирования на всю продукцию, закупаемую в этот фонд, по
всей цепочке технологического передела от сельхозпроизводителя до
торговли.


2. Приведение тарифов на важнейшие
социальные услуги для населения в соответствие с уровнем жизни.


3. Сохранение льготного проезда
пассажиров общественным транспортом в пригородном сообщении на период
сельскохозяйственного сезона.


4. Расширение специализированной сети
предприятий торговли и бытового обслуживания, оказывающих услуги
малообеспеченным категориям населения по более низким ценам.






Инвестиционная
политика и защита прав инвесторов






Задачей
инвестиционной политики в 1999 году будет формирование условий,
благоприятных для привлечения инвестиций и способствующих повышению
эффективности использования инвестиционных ресурсов и улучшению их
структуры.


Комплекс мероприятий в инвестиционной
сфере определен Законом "О гарантиях частных инвестиций в
Нижегородской области", а также постановлением Администрации
области по этому вопросу.


Основными направлениями
инвестиционной политики Администрации области будут:


1. Привлечение внешних ресурсов для
финансирования инвестиционных проектов региона.


2. Улучшение инвестиционного климата,
повышение инвестиционного потенциала.


3. Реализация межотраслевых программ.


4. Оказание поддержки предприятиям и
организациям области в привлечении инвестиций.


5. Разработка законов области: "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской
области", "О бюджете развития Нижегородской области",
"О зонах экономического развития в Нижегородской области".






Антимонопольная
политика






Основной задачей
органов власти совместно с антимонопольными органами в 1999 году
будет обеспечение оптимального соотношения государственного
регулирования и рыночного саморегулирования на товарных рынках,
закрепление положительных тенденций на рынках, составляющих
потребительскую корзину.


В реформировании системы
жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему будет уделяться особое
внимание созданию механизма конкурентных отношений среди структур,
обслуживающих эту отрасль.






Социальная политика






Особое место в
осуществлении социальной политики будет занимать комплекс мер,
направленных на предупреждение нанесения ущерба населению и
обеспечение социальных гарантий:


- принятие закона области "О
прожиточном минимуме";


- принятие закона области "О
потребительской корзине в Нижегородской области";


- определение порядка расчета
величины прожиточного минимума, исходя из потребительской корзины;


- принятие закона области "О
социально-демографической политике";






-->
примечание.


Видимо, имеется в виду Федеральный
закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний".






- реализация Закона
Нижегородской области "Об охране труда" и Федерального
закона "Об обязательном медицинском страховании от несчастных
случаев и профессиональных заболеваний" и другие меры.






Региональная политика






Исходя из
особенностей социально-экономического развития территорий области на
прогнозируемый период, внутриобластная региональная политика будет
направлена на:


- разработку и реализацию программ
развития - стратегических программ действий региональных и местных
властей, в значительной степени рассчитанных на собственные ресурсы;


- создание условий для укрепления
собственной экономической базы в городах и районах области,
обладающих потенциальными внутренними резервами для саморазвития;
увеличение собственных доходов территорий;


- сохранение условий воспроизводства
потенциала территорий (его социальной, природоресурсной,
экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме
сбалансированности и социальной ориентации;


- содействие рациональному размещению
инвестиций на территории области;


- оказание всесторонней поддержки
городам и районам области, оказавшимся в кризисном состоянии,
финансовой поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов
городов и районов;


- оказание поддержки городам и
градообразующим предприятиям, определяющим социально-экономическую
ситуацию на территории городов и районов, в поиске внешних источников
финансовых ресурсов, а также различных внебюджетных источников;


- оказание поддержки в реализации
программ социально-экономического развития городов и районов области;


- реализацию программы содействия
занятости населения и программы по созданию и сохранению рабочих
мест.






ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ


И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В 1999 ГОДУ






Основные
макроэкономические показатели развития


России и Нижегородской области































































































России


Нижегородской области





1998 г.

оценка


1999 г.(прогноз)


1997 г.

отчет


1998 г.

оценка


1999 г.

прогноз








первый
вариант


второй
вариант











Валовой внутренний
продукт,
в % к
предыдущему году


94,6-95


97


95


99,0


98,4


98,2


Индекс потребительс-
ких
цен, среднемесяч-
ный прирост в %


4,5-
5,2


2,2


3,4


0,73


4,2


2,1


Продукция промышлен-
ности,
в % к
предыдущему году


93,5


97


95


103,8


98,6


98-100


Инвестиции в основ-
ной
капитал, в %
к предыдущему году


88


93


90


81


100


93


Реальные доходы

населения, в %
к предыдущему году


81


85,8


83


101,1


86,3


86,6






Справочно: реальные
доходы населения Самарской области 1998 года в процентах к 1997 году
- 90,7, прогноз 1999 года к 1998 году - 81,4%.






Валовой региональный
внутренний продукт






Объем валовой
продукции во всех секторах экономики прогнозируется на уровне 115
млрд руб., в том числе продукция сферы материального производства -
94 млрд руб. Индекс физического объема ожидается на уровне 97,8%.
Выше среднего уровня прогнозируются индексы физического объема
промышленности, сельского хозяйства и торговли, ниже - строительства,
транспорта, отраслей производственной инфраструктуры.


В 1999 году область сохранит свой
высокий рейтинг среди регионов России по объему промышленного
производства, который составлял по итогам 1997 года 11-е место среди
субъектов Федерации, 9 месяцев 1998 года - 9-е место.






Промышленность






В основу прогноза
развития промышленности Нижегородской области на 1999 г. заложены
сценарные условия социально-экономического развития Российской
Федерации с учетом особенностей и тенденций развития промышленности
Нижегородской области, сложившихся в предыдущие годы. Выпуск
промышленной продукции в Нижегородской области предполагается в
размере 52000 - 53000 млн руб., или 98 - 100% к уровню 1998 г.






(По отраслям
промышленности см. диаграмму)


(в электронном варианте не
приводится)








Агропромышленный
комплекс






Валовая продукция
сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах в
1999 году прогнозируется в объеме 8260 млн рублей, в том числе в
сельскохозяйственных предприятиях - 4400 млн рублей (53,2% к общему
объему), в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 78,5 млн рублей
(1%), в личных хозяйствах населения - 3781,5 млн рублей (45,8%).
Продукция сельского хозяйства в ценах 1995 года предусматривается на
уровне 1998 года (100,4%).


Область располагает большими
возможностями для развития сельскохозяйственного производства и
перерабатывающих отраслей, что, в конечного итоге, может обеспечить
удовлетворение потребности населения в основных продуктах питания
отечественного производства.


Выполнение прогнозных показателей
1999 года по производству сельскохозяйственной продукции тесто
связано с реализацией мероприятий, намеченных программой
"Стабилизация и развитие агропромышленного производства на
период 1998 - 2000 годы".






Капитальное
строительство






Прогноз инвестиций в
основной капитал на 1999 год определен с учетом прогнозируемых темпов
роста объемов материального производства, возможностей
централизованных (бюджетных) и внебюджетных фондов, а также с учетом
реализации инвестиционной политики.


Объем капитальных вложений в 1999
году прогнозируется в сумме 9800 млн рублей при индексе физического
объема 93% и росте цен 134%.


На строительство объектов
непроизводственного значения предполагается использовать 38,8%
капитальных вложений, что на 2,8% больше 1998 года. Характерной
чертой инвестиционного процесса в непроизводственном строительстве в
последнее время становится преобладание вложений в коммерческое
непроизводственное строительство, в частности в жилищное
строительство.


Инвестирование средств в производство
имеет стабильную тенденцию к уменьшению.


Во-первых, снижается доля
финансирования из бюджетов всех уровней.


Во-вторых, сокращается доля
инвестиций предприятий вследствие ухудшения финансового состояния
товаропроизводителей и переоценки основных средств, в результате
которой уменьшается сумма амортизационных отчислений.


В-третьих, нехватка финансирования
инвестиций резко обостряется опережающим ростом цен в капитальном
строительстве. Эти факторы приведут к тому, что с учетом роста цен
финансовые источники капитальных вложений сократятся.


Исходя из вышеизложенного и с учетом
тенденции, которая показывает, что объем подрядных работ от
инвестиций в основной капитал составляет 60 - 70%, объем подрядных
работ прогнозируется в сумме 6100 млн рублей, или 93% к уровню 1998
года.






Внешнеэкономическая
деятельность






Экспорт. За
последние несколько лет на территории Нижегородской области
прослеживается тенденция к снижению экспортных поставок.


Основными видами продукции (73% от
общего объема экспорта), вывозимыми в дальнее и ближнее зарубежье
предприятиями области, являются: нефтепродукты, древесина, печатная
продукция, продукция машиностроительного комплекса.


Ожидается, что постепенное
преодоление кризисных явлений в топливной промышленности (АО
"НОРСИ"), активизация деятельности малых предприятий в
лесной и деревообрабатывающей отрасли, благоприятная конъюнктура
сбыта продукции крупнейшего предприятия целлюлозно-бумажной отрасли
АО "Волга" позволят получить в 1999 г. объем экспорта по
Нижегородской области в размере 710 млн долларов, что на 1,5% выше
уровня 1998 года.


Импорт. Основную долю в импортируемой
на территорию Нижегородской области продукции занимает: оборудование,
сахар, черные металлы, полимерные металлы, жиры и масла,
фармацевтические продукты.


Высокий курс доллара, сложившийся с
августа 1998 г., привел к недоступности большой группы товаров
(продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника, строительные
материалы, лекарственные препараты и др.) для части потребителей. В
сложившейся ситуации потребительский спрос возрастет на аналогичную
продукцию отечественного производства. Этот процесс будет
стимулировать отечественных производителей. Продолжится модернизация
и техническое перевооружение на ряде предприятий, что позволит и
дальше закупать импортное оборудование и технологии.


Предполагается, что в 1999 г. объем
импорта по Нижегородской области сократится по сравнению с 1998 г. на
3,5% и составит 415 млн долларов, или 8900 млн рублей.






Развитие малого
бизнеса и предпринимательства






По оценке 1998 года,
предполагается расширение сферы малого предпринимательства,
прогнозируется увеличение численности работающих на малых
предприятиях по сравнению с 1998 годом на 4,5%, в том числе по таким
отраслям экономики, как промышленность, строительство, торговля и
общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению
функционирования рынка услуг.


На 1999 год прогнозируется общее
сохранение тенденций на рост предпринимательского сектора и его
вклада в экономику области.






Денежные доходы и
расходы населения






Денежные доходы
населения на 1999 год прогнозируются в объеме 42700 млн руб. Фонд
оплаты труда и смешанный предпринимательский доход - главные
структурные элементы денежных доходов населения, определяющие ресурсы
для последующего перераспределения доходов.


Фонд оплаты труда на 1999 год
прогнозируется в объеме 20500 млн руб. при численности трудящихся -
1464 тыс. чел. При прогнозировании фонда оплаты труда предусмотрено
увеличение минимальной тарифной ставки оплаты труда работников
бюджетной сферы и индексация в 1,5 раза, а в материальном
производстве - в 1,3 раза. Среднемесячная заработная плата по области
в 1999 году составит 1167 руб. против 860 руб. в 1998 году.






Демография, трудовые
ресурсы






В последнее время в
области наметились позитивные изменения в демографических процессах.
Незначительно, но происходит снижение естественной убыли населения за
счет увеличения числа родившихся.


В 1999 году трудовые ресурсы
останутся почти на том же уровне (2028), численность занятых в
отраслях экономики сократится на 0,2% (на 2,4 тыс. человек), при этом
в материальном производстве - на 0,3% (на 3,4 тыс. человек), а в
непроизводственной сфере незначительно вырастет - на 0,1%.






Занятость и рынок
труда






Ситуация на рынке
труда будет определяться экономическим состоянием отраслей народного
хозяйства, а также оперативностью мер органов власти по обеспечению
функционирования отраслей социально-культурной сферы.


В 1999 году по сравнению с 1998 годом
ожидается увеличение числа граждан, имеющих статус безработного, на 4
тыс. человек. В среднегодовом исчислении количество безработных
составит 51 тыс. человек.


Увеличение числа безработных может
произойти в основном за счет выхода на рынок труда высвобождаемых
работников в связи с финансово-экономическим кризисом, а также
молодежи, которая после окончания средних специальных и высших
учебных заведений самостоятельно не сможет трудоустроиться.


В целях создания условий для
трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки
лиц, потерявших работу, сдерживания роста численности безработных
разрабатывается областная программа содействия занятости населения на
1999 - 2000 годы.






Охрана окружающей
среды






Основной задачей
экологической службы Администрации области на 1999 год является
дальнейшая общая стабилизация экологической ситуации в регионе за
счет использования основных и дополнительных источников
финансирования природоохранных мероприятий.


Важнейшие направления работы
экологической службы областной Администрации на 1999 год:


1. Уменьшение сброса загрязненных
сточных вод в водоемы области и улучшение качества очищаемых стоков.


2. Сокращение выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу.


3. Решение задачи использования и
обезвреживания бытовых и промышленных, в том числе токсичных,
отходов.


4. Реализация программы "Чистая
вода - детям".


5. Экологическое образование,
воспитание населения.


6. Сохранение биологического
разнообразия, создание системы особо охраняемых природных территорий.


7. Развитие системы экологического
мониторинга.


Реализация на территории области
федеральных и региональных целевых программ.


На территории Нижегородской области в
1998 году реализовывалось 96 мероприятий, из них 48 федеральных
целевых программ и 48 непрограммных мероприятий.


За год на реализацию программных и
непрограммных мероприятий в область из федерального бюджета поступило
301,25 млн рублей, что составляет 57,31% от общей суммы заявленных
лимитов, из них 280,955 млн рублей поступило согласно утвержденным
лимитам и 20,295 млн рублей - единовременные поступления средств, не
предусмотренных лимитом. Через Минфин РФ в Нижегородскую область на
реализацию программных и непрограммных мероприятий поступило 18,8%
годовых назначений, в то время как средний показатель государственных
инвестиций по России по состоянию на 01.10.1998 составил 13,5%.


Все программы, реализацию которых
предполагается осуществить в 1999 году за счет всех источников
финансирования, сгруппированы по направлениям, которые затрагивают
наиболее важные вопросы. Например, в раздел "Решение неотложных
вопросов социальной сферы" входят программы, направленные на
улучшение положения социально незащищенных слоев населения.


В раздел "Здравоохранение"
входят программные мероприятия, позволяющие понизить уровень
заболеваемости среди населения и уменьшить темпы развития различных
эпидемий.


Программы, входящие в раздел
"Образование", направлены на решение проблем высшего
образования и фундаментальной науки.


Следующий раздел целевых программ -
"Культура" - включает в себя мероприятия, реализация
которых поможет поднять статус Н.Новгорода и Нижегородской области
как одного из культурных центров России.


В "Жилищное строительство"
входят программы, направленные на решение жилищной проблемы
военнослужащих, уволенных в запас или отставку, а также обеспечение
жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.


Раздел "Базовые отрасли"
содержит мероприятия по развитию транспорта, связи и промышленности.


Следующая отрасль - агропромышленный
комплекс, в т.ч. лесное хозяйство. В этот раздел входят программы по
развитию АПК и по охране, защите и воспроизводству лесов.


При рассмотрении программ и
утверждении их к финансированию из областного бюджета будут
приоритетными программы, финансируемые из федерального бюджета, а
также учитывающие интересы области.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru