ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного
Собрания области от 22.12.1998 № 235
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
4(1731), 13.01.1999
["Правовая среда", N
1(254), 13.01.1999],
"Нижегородские новости", N
9(1736), 20.01.1999
["Правовая среда", N
2(255), 20.01.1999]
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 1998 г. № 235
ОБ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД
-
Заслушав и обсудив
доклад Администрации области "Об основных направлениях
социально-экономического развития области на 1999 год",
Законодательное Собрание области постановляет:
1. Принять "Основные направления
социально-экономического развития области на 1999 год".
2. Администрации области:
2.1. При формировании проекта бюджета
области на 1999 год:
2.1.1. Принять за основу показатели
социально-экономического развития области на 1999 год.
2.1.2. Предусмотреть меры по
стимулированию развития отраслей реального сектора экономики
(промышленности, сельского хозяйства), инвестиционной деятельности,
экспорта, производства импортозамещающей продукции и пассажирского
транспорта.
2.2. Вносить коррективы в показатели
социально-экономического развития области на 1999 год и бюджета на
1999 год с представлением их на рассмотрение в Законодательное
Собрание области по результатам социально-экономического развития
области в 1998 году в случаях изменения социально-экономической
ситуации в Российской Федерации и области, а также принятия
федеральных нормативных актов, влияющих на развитие экономики
области.
2.3. Разработать план мероприятий по
реализации основных направлений социально-экономического развития
области на 1999 год с учетом пункта 2.1.2.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комитет по промышленности и
предпринимательству Законодательного Собрания.
-
Председатель Собрания
А.А.КОЗЕРАДСКИЙ
-
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
от 22.12.1998 № 235
-
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ (ПРОГНОЗ)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД
-
22 декабря 1998 года
Законодательным Собранием приняты "Основные направления
социально-экономического развития Нижегородской области на 1999 год"
(прогноз).
В документе изложены основные
направления социально-экономического развития области на 1999 год,
разработанные в соответствии с Законом РФ "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития"
и Законом области "О прогнозировании и программах
социально-экономического развития области".
Прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области разработан в целях:
- формирования приоритетов в
экономической и социальной политике органов государственной власти и
местного самоуправления;
- создания основы для формирования
бюджета области. Документ определяет основные направления
региональной экономической и социальной политики Администрации
области в части:
налогов, финансов и бюджета;
регулирования рынков;
отношений с предприятиями и
организациями;
привлечения инвестиций;
социальной политики;
отношений с регионами, территориями
городов и районов области.
-
ИТОГИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ ЗА 1998 ГОД
-
Общая
социально-экономическая ситуация в области по итогам 1998 года
оценивается следующими показателями (по сравнению с прошлым годом):
- Индекс физического объема
промышленного производства 98,6%.
- Объем сельскохозяйственного
производства в сопоставимых ценах составит 95,5%.
- Инвестиции в основной капитал 98%.
- Реальные располагаемые доходы
сократились на 13,7%.
- Уровень официально
зарегистрированной безработицы снизился.
Важной проблемой экономики области
продолжает оставаться рост неплатежей (просроченных кредиторской и
дебиторской задолженностей). Серьезным следствием этого процесса
является значительный рост долгов по заработной плате, что особенно
остро сказывается на уровне жизни населения в период переживаемого
страной кризиса.
-
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ
-
Налоговая политика
-
Основные направления
налоговой политики в области на 1999 год могут быть сформулированы
следующим образом:
1. Реализация на территории области
федеральных нормативных актов в сфере налогообложения, в том числе
полномочий, предоставленных субъектам Федерации Налоговым кодексом
РФ, в частности, введение налога с продаж, налога на недвижимость.
2. Анализ налоговой системы на
региональном и федеральном уровнях с разработкой предложений по
изменению налогового законодательства, направленных на пресечение
легального уклонения от налогообложения.
3. Реализация областных нормативных
актов, направленных на увеличение сбора денежных средств в областной
бюджет.
4. Реализация мер по повышению
собираемости налогов, в первую очередь с физических лиц, в том числе
с учетом принятия на федеральном уровне законопроекта по
декларированию доходов физических лиц в связи с их крупными расходами
на потребление, расширение сферы деятельности налога на другие виды
предпринимательской деятельности.
5. Проведение активной налоговой
политики, направленной на стимулирование инвестиций в реальные
секторы экономики.
6. Совершенствование и развитие
нормативно-правовой базы единого налога на вмененный доход.
7. Продолжение практики налогового
стимулирования прибыли за счет роста производства, наращивания
экспорта и адресной поддержки приоритетных отраслей экономики и
социально значимых видов деятельности.
-
Финансово-бюджетная
политика
-
Основными целями
финансово-бюджетной политики в 1999 году должны стать:
1. Мобилизация доходов в бюджет
области.
В сфере мобилизации доходов
предполагается принять следующие меры:
меры организационно-правового
характера:
- принять пакет законодательных
документов, направленных на преобразование областной налоговой
системы. В частности, в него должны войти такие законы Нижегородской
области, как "О налоге на вмененный доход", "О налоге
с продаж", "О налоге на игорный бизнес", "О
налоговых льготах";
меры по увеличению налогооблагаемой
базы:
- активизация работы предприятий
сферы материального производства по увеличению объемов производства и
прибыли, развитие предпринимательства;
- продолжить работу по
реструктуризации задолженности по платежам в областной и местные
бюджеты, а также во внебюджетные фонды;
- реализовать мероприятия,
направленные на снижение потерь бюджетов от льготы по налогу на
прибыль для предприятий, имеющих на своем балансе
социально-культурную сферу;
меры по собираемости налогов.
2. Оптимизация и рационализация
затрат бюджета.
3. Совершенствование внутриобластных
межбюджетных отношений.
-
Ценовая политика
-
В качестве основных
направлений ценовой политики на 1999 год предусматриваются следующие:
1. Принятие мер по стабилизации
продовольственного рынка и ограничению роста цен на основные продукты
питания за счет создания областного фонда сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд и введения
ценового регулирования на всю продукцию, закупаемую в этот фонд, по
всей цепочке технологического передела от сельхозпроизводителя до
торговли.
2. Приведение тарифов на важнейшие
социальные услуги для населения в соответствие с уровнем жизни.
3. Сохранение льготного проезда
пассажиров общественным транспортом в пригородном сообщении на период
сельскохозяйственного сезона.
4. Расширение специализированной сети
предприятий торговли и бытового обслуживания, оказывающих услуги
малообеспеченным категориям населения по более низким ценам.
-
Инвестиционная
политика и защита прав инвесторов
-
Задачей
инвестиционной политики в 1999 году будет формирование условий,
благоприятных для привлечения инвестиций и способствующих повышению
эффективности использования инвестиционных ресурсов и улучшению их
структуры.
Комплекс мероприятий в инвестиционной
сфере определен Законом "О гарантиях частных инвестиций в
Нижегородской области", а также постановлением Администрации
области по этому вопросу.
Основными направлениями
инвестиционной политики Администрации области будут:
1. Привлечение внешних ресурсов для
финансирования инвестиционных проектов региона.
2. Улучшение инвестиционного климата,
повышение инвестиционного потенциала.
3. Реализация межотраслевых программ.
4. Оказание поддержки предприятиям и
организациям области в привлечении инвестиций.
5. Разработка законов области: "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской
области", "О бюджете развития Нижегородской области",
"О зонах экономического развития в Нижегородской области".
-
Антимонопольная
политика
-
Основной задачей
органов власти совместно с антимонопольными органами в 1999 году
будет обеспечение оптимального соотношения государственного
регулирования и рыночного саморегулирования на товарных рынках,
закрепление положительных тенденций на рынках, составляющих
потребительскую корзину.
В реформировании системы
жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему будет уделяться особое
внимание созданию механизма конкурентных отношений среди структур,
обслуживающих эту отрасль.
-
Социальная политика
-
Особое место в
осуществлении социальной политики будет занимать комплекс мер,
направленных на предупреждение нанесения ущерба населению и
обеспечение социальных гарантий:
- принятие закона области "О
прожиточном минимуме";
- принятие закона области "О
потребительской корзине в Нижегородской области";
- определение порядка расчета
величины прожиточного минимума, исходя из потребительской корзины;
- принятие закона области "О
социально-демографической политике";
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду Федеральный
закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний".
-
- реализация Закона
Нижегородской области "Об охране труда" и Федерального
закона "Об обязательном медицинском страховании от несчастных
случаев и профессиональных заболеваний" и другие меры.
-
Региональная политика
-
Исходя из
особенностей социально-экономического развития территорий области на
прогнозируемый период, внутриобластная региональная политика будет
направлена на:
- разработку и реализацию программ
развития - стратегических программ действий региональных и местных
властей, в значительной степени рассчитанных на собственные ресурсы;
- создание условий для укрепления
собственной экономической базы в городах и районах области,
обладающих потенциальными внутренними резервами для саморазвития;
увеличение собственных доходов территорий;
- сохранение условий воспроизводства
потенциала территорий (его социальной, природоресурсной,
экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме
сбалансированности и социальной ориентации;
- содействие рациональному размещению
инвестиций на территории области;
- оказание всесторонней поддержки
городам и районам области, оказавшимся в кризисном состоянии,
финансовой поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов
городов и районов;
- оказание поддержки городам и
градообразующим предприятиям, определяющим социально-экономическую
ситуацию на территории городов и районов, в поиске внешних источников
финансовых ресурсов, а также различных внебюджетных источников;
- оказание поддержки в реализации
программ социально-экономического развития городов и районов области;
- реализацию программы содействия
занятости населения и программы по созданию и сохранению рабочих
мест.
-
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В 1999 ГОДУ
-
Основные
макроэкономические показатели развития
России и Нижегородской области
|
России
|
Нижегородской области
|
|
1998 г.
оценка
|
1999 г.(прогноз) |
1997 г.
отчет
|
1998 г.
оценка
|
1999 г.
прогноз |
|
|
первый вариант |
второй вариант
|
|
|
|
Валовой внутренний продукт,
в % к предыдущему году
|
94,6-95 |
97
|
95
|
99,0
|
98,4
|
98,2
|
Индекс потребительс- ких
цен, среднемесяч- ный прирост в %
|
4,5- 5,2
|
2,2
|
3,4
|
0,73
|
4,2
|
2,1
|
Продукция промышлен- ности,
в % к предыдущему году
|
93,5
|
97
|
95
|
103,8
|
98,6
|
98-100
|
Инвестиции в основ- ной
капитал, в % к предыдущему году
|
88
|
93
|
90
|
81
|
100
|
93
|
Реальные доходы
населения, в % к предыдущему году
|
81
|
85,8
|
83
|
101,1
|
86,3
|
86,6
|
Справочно: реальные
доходы населения Самарской области 1998 года в процентах к 1997 году
- 90,7, прогноз 1999 года к 1998 году - 81,4%.
-
Валовой региональный
внутренний продукт
-
Объем валовой
продукции во всех секторах экономики прогнозируется на уровне 115
млрд руб., в том числе продукция сферы материального производства -
94 млрд руб. Индекс физического объема ожидается на уровне 97,8%.
Выше среднего уровня прогнозируются индексы физического объема
промышленности, сельского хозяйства и торговли, ниже - строительства,
транспорта, отраслей производственной инфраструктуры.
В 1999 году область сохранит свой
высокий рейтинг среди регионов России по объему промышленного
производства, который составлял по итогам 1997 года 11-е место среди
субъектов Федерации, 9 месяцев 1998 года - 9-е место.
-
Промышленность
-
В основу прогноза
развития промышленности Нижегородской области на 1999 г. заложены
сценарные условия социально-экономического развития Российской
Федерации с учетом особенностей и тенденций развития промышленности
Нижегородской области, сложившихся в предыдущие годы. Выпуск
промышленной продукции в Нижегородской области предполагается в
размере 52000 - 53000 млн руб., или 98 - 100% к уровню 1998 г.
-
(По отраслям
промышленности см. диаграмму)
(в электронном варианте не
приводится)
Агропромышленный
комплекс
-
Валовая продукция
сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах в
1999 году прогнозируется в объеме 8260 млн рублей, в том числе в
сельскохозяйственных предприятиях - 4400 млн рублей (53,2% к общему
объему), в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 78,5 млн рублей
(1%), в личных хозяйствах населения - 3781,5 млн рублей (45,8%).
Продукция сельского хозяйства в ценах 1995 года предусматривается на
уровне 1998 года (100,4%).
Область располагает большими
возможностями для развития сельскохозяйственного производства и
перерабатывающих отраслей, что, в конечного итоге, может обеспечить
удовлетворение потребности населения в основных продуктах питания
отечественного производства.
Выполнение прогнозных показателей
1999 года по производству сельскохозяйственной продукции тесто
связано с реализацией мероприятий, намеченных программой
"Стабилизация и развитие агропромышленного производства на
период 1998 - 2000 годы".
-
Капитальное
строительство
-
Прогноз инвестиций в
основной капитал на 1999 год определен с учетом прогнозируемых темпов
роста объемов материального производства, возможностей
централизованных (бюджетных) и внебюджетных фондов, а также с учетом
реализации инвестиционной политики.
Объем капитальных вложений в 1999
году прогнозируется в сумме 9800 млн рублей при индексе физического
объема 93% и росте цен 134%.
На строительство объектов
непроизводственного значения предполагается использовать 38,8%
капитальных вложений, что на 2,8% больше 1998 года. Характерной
чертой инвестиционного процесса в непроизводственном строительстве в
последнее время становится преобладание вложений в коммерческое
непроизводственное строительство, в частности в жилищное
строительство.
Инвестирование средств в производство
имеет стабильную тенденцию к уменьшению.
Во-первых, снижается доля
финансирования из бюджетов всех уровней.
Во-вторых, сокращается доля
инвестиций предприятий вследствие ухудшения финансового состояния
товаропроизводителей и переоценки основных средств, в результате
которой уменьшается сумма амортизационных отчислений.
В-третьих, нехватка финансирования
инвестиций резко обостряется опережающим ростом цен в капитальном
строительстве. Эти факторы приведут к тому, что с учетом роста цен
финансовые источники капитальных вложений сократятся.
Исходя из вышеизложенного и с учетом
тенденции, которая показывает, что объем подрядных работ от
инвестиций в основной капитал составляет 60 - 70%, объем подрядных
работ прогнозируется в сумме 6100 млн рублей, или 93% к уровню 1998
года.
-
Внешнеэкономическая
деятельность
-
Экспорт. За
последние несколько лет на территории Нижегородской области
прослеживается тенденция к снижению экспортных поставок.
Основными видами продукции (73% от
общего объема экспорта), вывозимыми в дальнее и ближнее зарубежье
предприятиями области, являются: нефтепродукты, древесина, печатная
продукция, продукция машиностроительного комплекса.
Ожидается, что постепенное
преодоление кризисных явлений в топливной промышленности (АО
"НОРСИ"), активизация деятельности малых предприятий в
лесной и деревообрабатывающей отрасли, благоприятная конъюнктура
сбыта продукции крупнейшего предприятия целлюлозно-бумажной отрасли
АО "Волга" позволят получить в 1999 г. объем экспорта по
Нижегородской области в размере 710 млн долларов, что на 1,5% выше
уровня 1998 года.
Импорт. Основную долю в импортируемой
на территорию Нижегородской области продукции занимает: оборудование,
сахар, черные металлы, полимерные металлы, жиры и масла,
фармацевтические продукты.
Высокий курс доллара, сложившийся с
августа 1998 г., привел к недоступности большой группы товаров
(продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника, строительные
материалы, лекарственные препараты и др.) для части потребителей. В
сложившейся ситуации потребительский спрос возрастет на аналогичную
продукцию отечественного производства. Этот процесс будет
стимулировать отечественных производителей. Продолжится модернизация
и техническое перевооружение на ряде предприятий, что позволит и
дальше закупать импортное оборудование и технологии.
Предполагается, что в 1999 г. объем
импорта по Нижегородской области сократится по сравнению с 1998 г. на
3,5% и составит 415 млн долларов, или 8900 млн рублей.
-
Развитие малого
бизнеса и предпринимательства
-
По оценке 1998 года,
предполагается расширение сферы малого предпринимательства,
прогнозируется увеличение численности работающих на малых
предприятиях по сравнению с 1998 годом на 4,5%, в том числе по таким
отраслям экономики, как промышленность, строительство, торговля и
общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению
функционирования рынка услуг.
На 1999 год прогнозируется общее
сохранение тенденций на рост предпринимательского сектора и его
вклада в экономику области.
-
Денежные доходы и
расходы населения
-
Денежные доходы
населения на 1999 год прогнозируются в объеме 42700 млн руб. Фонд
оплаты труда и смешанный предпринимательский доход - главные
структурные элементы денежных доходов населения, определяющие ресурсы
для последующего перераспределения доходов.
Фонд оплаты труда на 1999 год
прогнозируется в объеме 20500 млн руб. при численности трудящихся -
1464 тыс. чел. При прогнозировании фонда оплаты труда предусмотрено
увеличение минимальной тарифной ставки оплаты труда работников
бюджетной сферы и индексация в 1,5 раза, а в материальном
производстве - в 1,3 раза. Среднемесячная заработная плата по области
в 1999 году составит 1167 руб. против 860 руб. в 1998 году.
-
Демография, трудовые
ресурсы
-
В последнее время в
области наметились позитивные изменения в демографических процессах.
Незначительно, но происходит снижение естественной убыли населения за
счет увеличения числа родившихся.
В 1999 году трудовые ресурсы
останутся почти на том же уровне (2028), численность занятых в
отраслях экономики сократится на 0,2% (на 2,4 тыс. человек), при этом
в материальном производстве - на 0,3% (на 3,4 тыс. человек), а в
непроизводственной сфере незначительно вырастет - на 0,1%.
-
Занятость и рынок
труда
-
Ситуация на рынке
труда будет определяться экономическим состоянием отраслей народного
хозяйства, а также оперативностью мер органов власти по обеспечению
функционирования отраслей социально-культурной сферы.
В 1999 году по сравнению с 1998 годом
ожидается увеличение числа граждан, имеющих статус безработного, на 4
тыс. человек. В среднегодовом исчислении количество безработных
составит 51 тыс. человек.
Увеличение числа безработных может
произойти в основном за счет выхода на рынок труда высвобождаемых
работников в связи с финансово-экономическим кризисом, а также
молодежи, которая после окончания средних специальных и высших
учебных заведений самостоятельно не сможет трудоустроиться.
В целях создания условий для
трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки
лиц, потерявших работу, сдерживания роста численности безработных
разрабатывается областная программа содействия занятости населения на
1999 - 2000 годы.
-
Охрана окружающей
среды
-
Основной задачей
экологической службы Администрации области на 1999 год является
дальнейшая общая стабилизация экологической ситуации в регионе за
счет использования основных и дополнительных источников
финансирования природоохранных мероприятий.
Важнейшие направления работы
экологической службы областной Администрации на 1999 год:
1. Уменьшение сброса загрязненных
сточных вод в водоемы области и улучшение качества очищаемых стоков.
2. Сокращение выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу.
3. Решение задачи использования и
обезвреживания бытовых и промышленных, в том числе токсичных,
отходов.
4. Реализация программы "Чистая
вода - детям".
5. Экологическое образование,
воспитание населения.
6. Сохранение биологического
разнообразия, создание системы особо охраняемых природных территорий.
7. Развитие системы экологического
мониторинга.
Реализация на территории области
федеральных и региональных целевых программ.
На территории Нижегородской области в
1998 году реализовывалось 96 мероприятий, из них 48 федеральных
целевых программ и 48 непрограммных мероприятий.
За год на реализацию программных и
непрограммных мероприятий в область из федерального бюджета поступило
301,25 млн рублей, что составляет 57,31% от общей суммы заявленных
лимитов, из них 280,955 млн рублей поступило согласно утвержденным
лимитам и 20,295 млн рублей - единовременные поступления средств, не
предусмотренных лимитом. Через Минфин РФ в Нижегородскую область на
реализацию программных и непрограммных мероприятий поступило 18,8%
годовых назначений, в то время как средний показатель государственных
инвестиций по России по состоянию на 01.10.1998 составил 13,5%.
Все программы, реализацию которых
предполагается осуществить в 1999 году за счет всех источников
финансирования, сгруппированы по направлениям, которые затрагивают
наиболее важные вопросы. Например, в раздел "Решение неотложных
вопросов социальной сферы" входят программы, направленные на
улучшение положения социально незащищенных слоев населения.
В раздел "Здравоохранение"
входят программные мероприятия, позволяющие понизить уровень
заболеваемости среди населения и уменьшить темпы развития различных
эпидемий.
Программы, входящие в раздел
"Образование", направлены на решение проблем высшего
образования и фундаментальной науки.
Следующий раздел целевых программ -
"Культура" - включает в себя мероприятия, реализация
которых поможет поднять статус Н.Новгорода и Нижегородской области
как одного из культурных центров России.
В "Жилищное строительство"
входят программы, направленные на решение жилищной проблемы
военнослужащих, уволенных в запас или отставку, а также обеспечение
жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Раздел "Базовые отрасли"
содержит мероприятия по развитию транспорта, связи и промышленности.
Следующая отрасль - агропромышленный
комплекс, в т.ч. лесное хозяйство. В этот раздел входят программы по
развитию АПК и по охране, защите и воспроизводству лесов.
При рассмотрении программ и
утверждении их к финансированию из областного бюджета будут
приоритетными программы, финансируемые из федерального бюджета, а
также учитывающие интересы области.
-
|