Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 29.01.1999 № 104-Р


"ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ
"НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ - XXI ВЕК"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области.









АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 29 января 1999 г. № 104-р




ОБ ОБЛАСТНОЙ
ПРОГРАММЕ


"НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ - XXI
ВЕК"






Принять предложение
инициативной группы депутатов, ученых и специалистов города Нижнего
Новгорода, авторов городской концепции "Нижний Новгород -
духовное и физическое возрождение" по разработке областной
Программы "Нижегородский край - XXI век" на 1999-2001 гг.


1. Утвердить организационный комитет
по подготовке Программы (приложение 1).


2. Утвердить макет Программы
(приложение 2).


3. Департаменту финансов (Труфанов
В.А.) выделить на создание Программы "Нижегородский край - XXI
век" 235 тыс. рублей департаменту по связям с общественностью
(Савинова О.Н.) через управление делами (Герасимов В.П.) из
областного фонда непредвиденных расходов.


4. Заместителю губернатора
Нижегородской области, директору департамента по связям с
общественностью Савиновой О.Н. решить организационные вопросы по
обеспечению рабочей группы.


5. Департаментам, управлениям и
комитетам администрации области принять активное участие в разработке
Программы "Нижегородский край - XXI век". В этих целях
представить необходимую информацию оргкомитету и провести
согласование соответствующих разделов до 1 апреля 1999 года.


6. Программу подготовить к 30 апреля
1999 года.


7. Контроль за создание Программы
возложить на департамент по связям с общественностью (Савинова О.Н.).






Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ














Приложение 1


к распоряжению


губернатора области


от 29.01.1999 № 104-р






ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
КОМИТЕТ


ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОСПЕКТА ПРОГРАММЫ






Скляров Иван
Петрович - губернатор Нижегородской области, председатель оргкомитета


Савинова Ольга Николаевна -
заместитель губернатора, директор департамента по связям с
общественностью, заместитель председателя оргкомитета






Члены оргкомитета:






Бармин Николай
Юрьевич - заместитель губернатора, директор департамента образования
и науки


Голубцов Александр Николаевич -
заместитель губернатора, председатель комитета государственной
статистики


Батуков Александр Константинович -
заместитель губернатора, директор департамента культуры и искусства


Евлампиев Валерий Николаевич -
заместитель губернатора, директор департамента внешнеэкономических
связей и ресурсов


Смирнов Александр Владимирович -
заместитель губернатора, директор департамента здравоохранения


Труфанов Виктор Алексеевич -
заместитель губернатора, директор департамента финансов


Мохов Борис Иванович - заместитель
губернатора, директор департамента по труду и социальной защите
населения


Теодорович Михаил Леонидович -
заместитель губернатора, директор департамента экономики и
прогнозирования


Ежов Юрий Иванович - координатор
программы






Заместители
координатора программы:






Колобов Олег
Алексеевич


Маюров Александр Николаевич


Бибишкин Александр Дмитриевич


Ненашев Евгений Николаевич


Стронгин Роман Григорьевич














Приложение 2


к распоряжению


губернатора области


от 29.01.1999 № 104-р






КОМПЛЕКСНАЯ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ




Макет




НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ
- XXI ВЕК






Состав основных
разработчиков


Программы "Нижегородский край -
ХХI век"






Председатель
Оргкомитета - Скляров Иван Петрович


Заместитель председателя Оргкомитета
- Савинова Ольга Николаевна






Члены Оргкомитета:






Бармин Николай
Юрьевич


Голубцов Александр Николаевич


Батуков Александр Константинович


Евлампиев Валерий Николаевич


Коновалов Иван Николаевич


Гуданова Елена Михайловна


Труфанов Виктор Александрович


Мохов Борис Иванович


Бисин Станислав Николаевич


Теодорович Михаил Леонидович






Координатор
Программы


Ежов Юрий Иванович






Заместители
координатора Программы:


Колобов Олег Алексеевич


Маюров Александр Николаевич


Бибишкин Александр Дмитриевич


Ненашев Евгений Николаевич


Стронгин Роман Григорьевич


















































































































































































Наименование
раздела


Основные авторы разделов
программы
"Нижегородский край - ХХI век"


1


2


3





Паспорт Программы
Введение

Аналитический доклад


акад. РАЕН, проф. Ежов
Юрий
Иванович, акад. МСА, проф. Колобов
Олег Алексеевич,
проф. РАО и МСА
Маюров Александр Николаевич, акад.
РАЕН,
проф. Стронгин Роман Григо-
рьевич, докт. полит. н.
Савинова
Ольга Николаевна, Бибишкин Алек-
сандр Дмитриевич


А.


Духовное развитие


А.I


Образование и наука


член-корр. МСА Глуздов
Виктор
Андреевич, акад. МСА, проф. Коло-
бов Олег
Алексеевич, проф. Степа-
нов Виктор Михайлович, проф.
МСА
Катышева Наталья Михайловна,
к.э.н. Бармин
Николай Юрьевич,
проф. Боровков Николай Николаевич,
Хвень
Петр Александрович



А.I.1.


Развитие инноваци-
онной
сферы, охрана и
использование интел-
лектуальной
собствен-
ности


Карелина Марина
Максимовна,
Кралина Наталья Николаевна, Голуб-
цов Александр
Николаевич


А.II.


Культура и искусство.
Этика
и эстетика


акад. ОАЧ, проф. Зеленов
Лев
Александрович, чл.-корр. МСА,
проф. Кутырев
Владимир Александро-
вич, Батуков Александр Константи-
нович,
Бахарева Наталья Николаев-
на, доц. Шумакова Ольга
Николаев-
на, Бессараб Владимир Владимиро-
вич, Гладышева
Альбина Петровна.


А.III.


Религия


чл.-корр. МСА, проф.
Шапошников
Лев Евгеньевич, Заслуженный де-
ятель науки,
проф. Трошин Владимир
Дмитриевич, чл.-корр. МСА,
игумен
Кирилл, проф. МСА, имам Умар-хаз-
рат Идрисов,
раввин Залман Иоффе,
проф. Романовская Вера Борисовна,
к.ф.н.
Симонов Игорь Валентинович,
проф. Трошин Олег
Владимирович,
Носкова Ольга Владимировна


Б.


Физическое здоровье


Б.I.


Здравоохранение


акад. РАЕН, проф. Ежов
Юрий
Иванович, Карцевский Александр Ва-
лентинович, проф.
Введенская Ирина
Ивановна, проф. Камаев Игорь Алек-
сандрович,
проф. Блохина Ирина Ни-
колаевна, Сизык Тамара
Марковна,
проф. Квасов Сергей Евгеньевич


Б.II.1


Валеология


проф. Лебедев Юрий
Александрович,
проф. Кочетков Анатолий Григорье-
вич


Б.II.2


Физкультура и спорт


доц. Балабанов Сергей
Семенович,
Миловский Николай Дмитриевич,
Бирюков
Валерий Михайлович


Б.III.


Экология


академик МСА, профессор
Найден-
ко Валентин Васильевич, профессор
Матвеева Нина
Александровна


Б.III.1.


Медицинский аспект


проф. Матвеева Нина
Алексан-
дровна, проф. Тихомиров Юрий Пет-
рович


Б.III.2.


Технико-технологичес-
кий
аспект


акад. МСА, проф. Найденко
Ва-
лентин Васильевич, к.э.н. Виногра-
дов Михаил
Александрович, Ополчен-
цев Владимир Анатольевич


Б.III.3.


Агроэкология


акад. ПАНИ, проф. Галкин
Алек-
сей Васильевич, Костерин Николай
Николаевич, Ежов
Владимир Петрович


Б.III.4.


Оздоровление го-
родских
селитебных
территорий


доц. Воронков Вадим
Васильевич,
Кралина Наталья Николаевна


Б.IV.


Формирование здорово-
го и
трезвого образа
жизни


проф. РАО и МСА Маюров
Алек-
сандр Николаевич, к.ю.н. Преподоб-
ный Александр
Васильевич, доктор
мед. н., проф. МСА Трошин
Олег
Владимирович, Лазарев Рудольф Ми-
хайлович, Тарасов
Валерий Констан-
тинович, доц. МСА Сеничев
Анатолий
Александрович


Б.V.


Семья, охрана здо-
ровья
матери и ребен-
ка


акад. РАМН, проф. Блохина
Ирина
Николаевна, проф. Волков Анатолий
Иванович,
Барабанова Светлана Ва-
сильевна, Саралиева Зара Михайлов-
на


В.


Социальное благополучие


В.I.


Средства массовой
информации


докт. полит. наук Савинова
Оль-
га Николаевна, Блудышев Александр
Борисович, Носков
Владимир Алек-
сандрович, Колчинская Светлана Ар-
кадьевна,
Карелина Марина Макси-
мовна, Белковский Сергей Василье-
вич


В.II.


Самоуправление





В.II.1


История


чл.-корр. МСА, проф.
Филатов
Николай Филиппович, проф. Седов
Андрей Васильевич


В.II.2


Территориальное
общественное
само-
управление


Савенков Сергей Иванович,
Заха-
ров Александр Николаевич, Нагорных
Мариам Ахмедовна


В.III.


Молодежь Нижего-
родской
области


Наумов Сергей Васильевич,
Ма-
юров Яков Александрович, Барабано-
ва Светлана
Васильевна


В.III.1.


Патриотическое
воспитание


генерал-майор Ковалев
Михаил
Александрович, Бирюков Валерий Ми-
хайлович, Бондарь
Владимир Георги-
евич


В.IV.


Социальная защита


Мохов Борис Иванович, Лазарев

Рудольф Михайлович, Солоничева
Валентина Яковлевна,
Герлецкий
Юрий Вячеславович


В.V.


Экономика, финан-
сы,
занятость


проф. Морозова Галина
Алексеев-
на, Покровский Юрий Николаевич,
доц. Чесноков
Александр Сергеевич,
Иванов Владимир Александрович


В.VI.


Международная де-
ятельность


акад. МСА, проф. Колобов
Олег
Алексеевич, Евлампиев Валерий Ни-
колаевич, Коновалов
Иван Никола-
евич, Шарадзе Омари Хасанович,
Гаммель
Владимир Георгиевич


В.VII.


Социально-демогра-
фическая
политика


Ненашев Евгений
Николаевич,
проф. Стронгин Роман Григорьевич,
Саралиева
Зара Михайловна


В.VIII.


Охрана обществен-
ного
порядка


акад. ПАНИ, проф.,
генерал-майор
Бабаев Владимир Константинович,
полковник
Кучерук Сергей Алексан-
дрович


Г.


Информационно-ана-
литическое
и правовое
обеспечение программы
(система управления

реализации Программы)


доц. Балабанов Сергей
Семено-
вич, Голубцов Александр Никола-
евич, доц. МСА
Сеничев Анатолий
Александрович проф. Томин Валентин
Тимофеевич,
Ольнев Василий Василь-
евич







Заключение


докт. полит. наук Савинова
Оль-
га Николаевна, акад. РАЕН, проф.
Ежов Юрий
Иванович, проф. РАО и
МСА Маюров Александр Николаевич,
акад.
МСА, проф. Колобов Олег
Алексеевич, Бибишкин
Александр
Дмитриевич








ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ


"НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ - XXI
ВЕК"


НА 1999-2001 ГОДЫ






ВВЕДЕНИЕ





Ю.И.Ежов,
координатор проспекта Программы,

доктор
медицинских наук, профессор,

академик
РАЕН




Цивилизованное
развитие общества возможно при объединении усилий институтов власти,
структур гражданского общества, органов местного самоуправления,
средств массовой информации, потенциала людей науки, культуры и
искусства. Разрабатываемая программа представляет собой стратегию
социального развития Нижегородского региона, в основу которой легли
положения предвыборной платформы Губернатора Нижегородской области
И.П. Склярова.


При формировании программы
"Нижегородский край - XXI век" придерживались следующих
принципов.


Принцип гуманизма: он ориентирует всю
программу на человека как высшую социальную ценность, как цель
общественного развития, как критерий оценки всех сфер жизни. Не
прибыль, не вал, не производительность труда, не технический
прогресс, а именно человек, его благосостояние, его свободное
развитие, его культура, здоровье - вот истинное мерило успехов
деятельности предприятия или района, области или страны.


Принцип патриотизма: он ориентирован
на уважение к отечественному потенциалу, опору на собственный опыт,
на умножение отечественного потенциала, в частности, и своего
предприятия, района, области.


Принцип научности: он ориентирован на
отказ от командно - директивной системы управления, которая сковывает
хозяйственную и социальную самостоятельность. Неприемлем и бездумный
метод проб и ошибок, который порождает блуждание в лабиринте
тупиковых вариантов. Только научно обоснованные программы и
разработки способны эффективно решать социально - экономические
проблемы.


Принципы комплексности и системности:
они нацеливают на понимание общества или региона, района или
предприятия как целостного социального организма, в котором
существует взаимосвязь множества составляющих подсистем.


В основу программы легли идеи добра,
правды и справедливости. Сегодня всем очевидна необходимость
возрождения в человеке принципов взаимопомощи, любви к ближнему,
сострадания, духовности - всего того, что относится к непреходящим
ценностям человека и человечества.


Поднятие духа общества, духа и силы
народа, как показывает история, требует, главным образом, не денег, а
разумных политических решений, в том числе на уровне области. В свою
очередь, поднятие духа и силы народа ведет к росту экономики.
Положения Программы будут ежегодно уточняться и развиваться с учетом
меняющейся обстановки, но главная ее задача - духовное и физическое
развитие человека - останется неизменной. Для решения поставленного
комплекса проблем потребуется объединение сил администрации,
депутатов, общественных организаций и партий, конфессий, а также
определение приоритетов в развитии хозяйства.


Программа социального развития
области состоит из трех блоков: духовное развитие, физическое
здоровье и социальное благополучие. Каждый раздел построен по
следующему принципу: оценка сегодняшнего положения проблемы;
предполагаемые мероприятия; ожидаемые результаты.


В разделе "Духовное развитие"
освещены вопросы образования и науки, культуры, этики, эстетики,
религии. Духовность является важнейшим компонентом, характеризующим
образ жизни, она выступает критерием зрелости общества, показателем
его жизнеспособности и перспективности. Отсюда понятна значимость
этого раздела программы для улучшения качества жизни и поднятия
экономики.


В условиях, когда Россия переживает
глубокий кризис, со всей очевидностью становится ясным значимость
духовных факторов в жизни общества. История нашего отечества со всей
очевидностью показывает, что преодоление "смутных времен"
становилось возможным, когда общество объединялось, сплачивалось
вокруг определенных духовных ценностей. Великие русские мыслители не
раз подчеркивали, что "пока жив дух в народе, жива и Россия",
отсюда понятно значение сохранения духовных качеств, которые были
издавна присущи россиянам.


В этом же разделе представлена
система мероприятий по формированию устойчивой общей, нравственной и
эстетической культуры населения в сложных переходных условиях
социально - экономической жизни, становления экономики и движения к
новому устройству российской государственности.


Среди многочисленных факторов,
формирующих духовность, особое место занимает религия, на базе
которой формируются особенности национальной психологии, культуры,
этики и эстетики.


В разделе "Физическое здоровье"
отмечается, что в условиях ограниченного финансирования особо нужны
продуманные управленческие решения, стратегические направленные на
сохранение и эффективную работу системы здравоохранения.


Известно, что определяющими факторами
здоровья являются стиль жизни (50-55 процентов), окружающая среда
(20-25 процентов), наследственность (15-20) и только 10-15 процентов
- медицина. Из этого следует, что охрана здоровья народа является
обязанностью властных структур, которые должны нести ответственность
за здоровье населения, а роль медиков заключается в том, чтобы
помогать доступными средствами решать эту задачу. Предлагаются пути
совершенствования системы здравоохранения, главным из которых будут:
финансирование лечебных учреждений по качеству и количеству
выполненной работы; оплата труда медицинских работников по
количественным и качественным результатам их деятельности;
предоставление права пациентам обращаться к любому врачу в любое
лечебное учреждение. Такая организация здравоохранения позволит
значительно повысит эффективность работы при тех же затратах.


Важнейшим направлением этого раздела
является валеология - наука о здоровье, поскольку известно, что во
многом уровень нашего здоровья зависит от нас самих. Валеология
обучает принципам сохранения и совершенствования физического и
психологического потенциала человека. В программе предлагается модель
валеологической службы в детских садах, школах и т.д.


Ныне особую тревогу вызывает
состояние физического здоровья молодого поколения. Одна из многих
причин этого - плохое развитие физической культуры.


Решение экологических проблем
включает медико - биологические исследования по выявлению опасных для
здоровья промышленных загрязнителей, изучение их свойств и
воздействия на заболеваемость организма, разработку мероприятий по
снижению экологически обусловленной заболеваемости населения.


Вторая часть раздела экологии
включает мероприятия по снижению воздействия производства на
природную среду и человека, сокращение выбросов вредных веществ в
водоемы, воздух, почву, систему утилизации отходов производства,
снижения воздействия на здоровье населения физических факторов (шум,
электрическое поле, радиация и др.). Без оздоровления среды обитания
населения невозможно духовное и физическое здоровье.


Формирование семьи, защита
материнства и детства должны стать, по мнению авторов документа,
одной из приоритетных задач нашего общества.


В разделе "Социальное
благополучие" приоритетным направлением мы видим материальную
поддержку слабо защищенных групп населения, поиск путей компенсации
социальных напряжений, активизацию благотворительности. В этом
разделе будет дан анализ социально - демографической политики, будут
отражены вопросы патриотического воспитания, самоуправления.


Немалое место в программе уделяется
экономике и финансам. Период депрессивного состояния экономики
региона, как и страны в целом, может быть длительным, если не будут
созданы условия для благоприятного развития производителей.


Программа должна стать основой
социальной жизни нашего края. По мнению разработчиков, на ее базе
целесообразно создание аналогичных районных и ведомственных
документов. Программа социального развития позволит четко определить
цели и наметить пути решения задач духовного развития региона,
рационального использования имеющихся средств.


К работе над программой привлечены
видные ученые и специалисты, депутаты, сотрудники администрации
области, все заинтересованные и неравнодушные люди.










ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА





член-корреспондент
МСА,

профессор
Глуздов Виктор Андреевич




В программе дается
анализ современного состояния образовательной системы области,
представлены концептуальные основы образования и науки, описываются
инновационные процессы в образовании, положения и механизмы
обновления и развития системы образования.


Денежная инфляция, упадок
производства, разложение нравов, снижение общей культуры населения -
те основные составляющие, которые влияют в конечном итоге на все
стороны образовательной системы.


Область имеет специфику, усиливающую
значение интенсивного развития таких систем как наука и образование.
Регион существует как мегаполис с мощными технократическими
компонентами и его будущее во многом зависит от решения задач
конверсии, охраны окружающей среды, разгерметизирования (духовного,
социального) и открытости гражданского общества.


Соединение достижений различных наук
(естественных, точных, социальных) в этой связи крайне необходим. В
то же время важно обеспечить отлаживание механизмов внедрения в
практику, а также в учебный процесс различных уровней с тем, чтобы он
выглядел оптимальным и по структуре и по содержанию.


Общие кризисные явления в обществе не
могут быть преодолены сразу по всем направлениям. В этой связи
системный подход, рассматриваемый вместе с комплексным, позволяет
утверждать, что наиболее эффективным путем решения глобальных проблем
общества является воздействие на духовную сферу. В данном контексте,
повышение квалификации кадров, улучшение их качества, т.е. то, что
является основной целью образовательной системы - такой подход
является оптимальным, в том числе с экономической точки зрения.


Это показано исторически:
американским опытом времен великой депрессии, истоками японского
экономического чуда, экономическими успехами стран Юго - восточной
Азии. С уверенностью можно сказать, что начиная работать в этом
направлении, получим не мгновенные, но устойчивые желаемые
результаты.










РАЗВИТИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ, ОХРАНА И


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ





Карелина
Марина Максимовна




Наступающий XXI век
- это век высоких технологий и приоритета интеллекта во всех сферах.
Интеллектуальная деятельность становится основой промышленного
производства, и у Нижегородской области, имеющей очень высокий
научный потенциал, важнейшей задачей является его сохранение и
развитие. Программа, ориентированная на социально - экономическое
развитие области в эпоху информационного общества, должна предложить
механизмы обеспечения и развития инновационной деятельности в
Нижегородской области.


Понятие "инновация"
включает в себя новые конкурентоспособные продукты или услуги,
способы производства, новые способы организационной, финансовой,
научно - исследовательской и иной деятельности. Основная масса
инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими
структурами, как средство решения производственных и коммерческих
задач. Следовательно, инновации в значительной мере ориентированы на
рынок, на конкретного потребителя. Но не следует забывать и о
фундаментальных теоретических исследованиях, которые зачастую
являются основой многих инновационных коммерческих проектов.
Необходимо содействовать процессу интеграции научно -
исследовательских и учебных школ и созданию учебно - научных центров
(университетов), где при поддержке государства осуществлялись бы
передовые научные исследования и одновременно готовились бы
специалисты способные применять результаты этих разработок на
практике. Необходимо уделить особое внимание органам и организациям
занимающимся защитой интеллектуальной собственности и подготовке
высококвалифицированных кадров для них. В целом государственная
политика в области инновационной деятельности состоит в формировании
благоприятного инновационного климата, создании инфраструктуры
обеспечения научных исследований и защиты интеллектуальной
собственности, оказании прямой финансовой поддержки за счет
финансирования конкретных программ и проектов из бюджета, определении
приоритетных направлений исследований с помощью налоговой,
антимонопольной, патентной, инвестиционной политики, поддержании
необходимых темпов и эффективности научно - технического прогресса.








КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО.
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА





академик
ОАЧ, профессор

Зеленов
Лев Александрович




Разработка любой
программы или ее раздела основывается на четком осознании принципов
ее формирования. Это принципы вытекают из общей методологии
социального проектирования.


В области развития культуры и
искусства систематизирующим фактором являются принципы гуманизма и
патриотизма. Развертывая всю систему искусств (литература, кино,
театр, живопись, графика, хореография и др.) и видов художественно -
прикладной деятельности (архитектура, дизайн, художественные промыслы
и др.), мы будем оказывать поддержку направлениям, которые
способствуют формированию самостоятельного свободного и нравственного
человека, осознающего личную ответственность за судьбу своей Родины.


На рубеже II тысячелетия перед
человечеством вплотную встала проблема выживания. Кризис природы
перерастает в кризис культуры. Искусство вытесняется "масскультом",
шоу-бизнесом и постмодернистскими технологиями. Для сохранения
культуры необходимо поддерживать Традицию, живое, образное и
эмоциональное начало в творчестве. Соответственно, предпочтение будет
отдаваться реалистическому и одухотворенному искусству, его "высоким
образцам", укрепляющим личность и имеющим познавательное
значение. Учитывая огромное влияние электронных средств информации и
прессы, мы будем добиваться, чтобы они культивировали уважение к
общепринятым этическим нормам отношений между людьми.


В практических, прикладных формах
культуры, особенно в архитектуре, при проектировании оригинальных
зданий и сооружений, кроме права на творческое самовыражение, акцент
будет делаться на заботу о целостном облике городов, на то, чтобы в
них было удобно жить всем. Нельзя допускать деления города на
фешенебельные кварталы и запущенные районы. Поселения Нижегородского
края должны иметь эстетический образ, связанный с их историей и
ландшафтом. Нужно преодолевать тенденцию к стандартизации и
"американизации" среды обитания россиян.


Прогресс без потери национального
своеобразия, искусство ради человека, быт для удобства жизни - таковы
принципиальные ориентиры культурной политики в Нижегородском крае.










РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ





кандидат
исторических наук

Васильев
Федор Васильевич




Нижегородский регион
имеет особую специфику: народные художественные промыслы области
составляют около 30% всех промыслов России и являются гордостью
национальной культуры, их продукция широко известна во всем мире.


В условиях формирования рыночной
экономики многие художественные промыслы оказались в сложной
экономической ситуации и находятся практически на грани утраты.


Главными условиями сохранения
нижегородских народных художественных промыслов как национального
культурного достояния является формирование новой эстетической и
производственной идеологии промыслов, направление генеральной линии
их развития на длительную перспективу, уход от сугубо сувенирного
характера выпускаемой продукции.


Программа сохранения и развития
народных художественных промыслов базируется на общих принципах
бережного отношения к традиционному народному искусству, его
технологиям и эстетике, комплексном подходе к решению задач
перспективного развития.


Главными ее задачами являются:


- развитие традиционных народных
художественных промыслов в направлении производства продукции
широкого народного потребления;


- разработка нового дизайна изделий
народных художественных промыслов мебели, утвари, предметов убранства
интерьеров, объединенных общей концепцией разрабатываемого дизайн -
проекта "Русский быт";


- техническое перевооружение
предприятий отрасли;


- материальная поддержка предприятий;


- развитие маркетинга;


- популяризация промыслов;


- проведение комплекса научно -
исследовательских работ по историко - архитектурному анализу
промысловых территорий в целях сохранения памятников истории,
архитектуры, народной инженерии, музеефикации промысловых территорий
для туристической деятельности;


- организация туризма;


- развитие профессионального
образования;


- развитие сырьевой базы с учетом
экологических требований и перспектив развития отрасли.










РЕЛИГИЯ





член-корреспондент
МСА,

профессор
Шапошников Лев Евгеньевич




Предлагаемая
программа предусматривает систему организационных, культурно -
просветительных, образовательных мероприятий, призванных в какой-то
мере сохранить духовность в Нижегородском крае.


Духовность является одним из ключевых
понятий богословия, философии, искусства и др., но она не имеет
однозначного определения. В то же время можно выделить ряд
принципиальных черт с необходимостью входящих в духовность. К ним
относятся:


а) приоритет духовного над
материальным;


б) соборность, предполагающая и
единство в общих принципах и сохранение индивидуальных особенностей
людей, так как это "единство во множестве";


в) благоговение перед жизнью;


г) высокая нравственность;


д) укорененность в отечественную
культуру.


Среди многочисленных факторов,
формирующих духовность, особое место занимают традиционные религии,
для русских - это православие, для татар - ислам, для евреев -
иудаизм.










ЗДРАВООХРАНЕНИЕ





академик
РАЕН, профессор,

Ежов
Юрий Иванович




Система
здравоохранения в России переживает серьезный кризис. Проводившееся
многие годы финансирование охраны здоровья по остаточному принципу
обусловило бедственное положение отечественной медицины.


В переходный период к рыночной
экономике необходимо в корне изменить взгляды на систему охраны
здоровья. У некоторых руководителей сложилось представление об
идентичности медицинской помощи и охране здоровья народа. В
действительности охрана здоровья народа включает в себя не только
профилактическую и медицинскую помощь, но и целый ряд социальных и
экономических аспектов жизни человека. Исходя из этого и должны
составиться межведомственные планы. Необходимо определить приоритеты
и концепции в новых условиях, координацию использования всех
имеющихся ресурсов.


Главной задачей в здравоохранении в
настоящее время является переход на принципы бюджетно - страховой
медицины.


Одной из задач должна быть оценка
исходного уровня состояния здоровья жителей Нижегородской области. В
ближайшие сроки следует утвердить виды и объем гарантированной
бесплатной медицинской помощи. Но существенных достижений в деле
охраны здоровья народа можно добиться при условии изменения
приоритетов финансирования: финансирование лечебных учреждений и
оплата труда медработников должны осуществляться в зависимости от
объема и качества выполненной работы.


Такой подход приведет к
реструктуризации сети лечебных учреждений и существенному повышению
эффективности их работы.


Здоровье населения - это не только
медицинская категория, это категория нравственная, экономическая,
первейшая предпосылка национальной безопасности страны.










ВАЛЕОЛОГИЯ





профессор
Лебедев Юрий Александрович




Каждая общественно -
экономическая система характеризуется присущим ей общественным
здоровьем, составляющим социально - биологический потенциал общества.
С одной стороны, общественное здоровье является необходимым условием
общества, в специфической форме отражающая его богатство и
многообразие. Более того, гуманность или антигуманность социально -
экономической системы не могут быть оценены вне анализа состояния
здоровья общества. Именно поэтому концепция общественного здоровья
как биологической основы общества является центральным моментом
идеологии и государственной политики.


Факторы, обуславливающие здоровье
человека (генетическая наследственность, экологический фон,
медицинская активность и образ жизни), на сегодняшний момент
состояния нашего общества достигли критической массы и создали
кризисную ситуацию для социально - биологического потенциала
общества. Такое состояние характерно почти для всех регионов РФ.
Нижегородская область в этом плане не является исключением.


В этой ситуации валеология как наука
о здоровье (здоровом развитии, здоровом образе жизни, средствах
формирования сохранения и совершенствования здоровья) становится все
более востребованной обществом.


Для развития валеологии в Нижнем
Новгороде были созданы НИИ валеологии и экологии человека,
муниципальный Центр валеологии и реабилитации, в задачи которых
входят разработка научно - обоснованных программ оздоровления, их
апробация и внедрение в образовательных учреждениях, подготовка и
переподготовка кадров, реабилитация детей, детских домов и приютов,
участников военных действий в Афганистане и Чечне, членов их семей.


По результатам работы коллектив НИИ и
Центра валеологии был включен ассоциированным членом в Российскую
академию образования.










ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ





доцент
Балабанов Сергей Семенович




Положение,
сложившееся со здоровьем молодежи, ее моральной и физической
неподготовленностью, в условиях перехода к рыночным отношениям
нижегородцев, можно признать проблематичным. Особую тревогу вызывает
состояние здоровья молодого поколения - будущего нашей науки, оплота
экономического, политического и оборонного потенциала России.


Целью раздела является разработка
конкретного, с учетом специфики области, комплекса организационно -
методических, пропагандистских, воспитательных и административных
мер, способных вывести на новый уровень развития состояние здоровья
нижегородцев. Задача раздела состоит в том, чтобы в результате ее
реализации на 30 - 40% увеличилось количество реально занимающихся
физической культурой и спортом в городе, на 10-12 процентов снизился
уровень заболеваемости населения и детской преступности, а также
значительно улучшилась физическая подготовка, уровень культуры и
образованность молодежи города.










ЭКОЛОГИЯ





академик
МСА,

профессор
Найденко Валентин Васильевич,

профессор
Матвеева Нина Александровна




Раздел включает два
взаимосвязанных блока:


1. Медико - экологические проблемы -
"Медицинский аспект";


2. Производство и экология - "Технико
- технологический аспект".


Первый блок включает медико -
биологические исследования по выявлению территорий высокого
экологического риска на основе комплексной медико - экологической
экспертизы, организации и проведению оздоровительно -
реабилитационных мероприятий среди населения, прежде всего детского,
по снижению экологически обусловленных нарушений в состоянии здоровья
жителей региона.


Второй блок включает мероприятия по
снижению воздействия производства на природную среду и человека,
сокращение выбросов вредных веществ в водоемы, воздух, почву,
утилизацию отходов производства, снижение воздействия на здоровье
населения физических факторов (шум, электромагнитное поле, радиация и
др.).


Концептуальная связь региональных
экологических задач с глобальными экологическими проблемами к
настоящему времени освещена в документах стран ближнего и дальнего
зарубежья. Кроме упомянутых во введении к проспекту программы
документах, укажем на программу биосферных и экологических
исследований АН СССР (на период до 2015 г.), материалы Нижегородской
областной конференции по охране природы (Нижний Новгород, март 1995
г.) и Межрегиональной научно - практической конференции "Здоровье
и экология" (Нижний Новгород, 1998 г.).










АГРОЭКОЛОГИЯ





академик
ПАНИ,

профессор
Галкин Алексей Васильевич




В настоящем разделе
кратко анализируется состояние агропромышленного комплекса
Нижегородской области с учетом кризисных явлений настоящего периода,
обосновывается необходимость улучшения экологической обстановки
региона посредством проведения озеленительных и мелиоративных
мероприятий и повышения продуктивности экологически чистой продукции
сельского хозяйства. Цель настоящего раздела состоит в комплексном
развитии хозяйств с использованием современных технологий для
снабжения работников городов и сел полноценным питанием и повышении
экологической безопасности региона. Разработка конкретных
мероприятий, направленных на улучшение условий проживания и отдыха,
оздоровления населения и уменьшения загрязнений окружающей среды.










ОЗДОРОВЛЕНИЕ
ГОРОДСКИХ СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ





профессор
Воронков Вадим Васильевич




Духовное и
физическое возрождение области невозможно без оздоровления среды
обитания населения и, в первую очередь, оздоровления селитебных (мест
постоянного проживания) территорий региона.


В условиях дефицита селитебных земель
в городах радикально эту проблему возможно решить не за счет создания
санитарно - защитных зон от источников выделения вредностей и
переселения из них жителей на вновь осваиваемые земли, а за счет
ликвидации источников вредного воздействия на селитебные территории.
В высокоразвитых странах с мощным промышленным потенциалом, где
охране окружающей среды придается первостепенное значение, вредное
воздействие от различных источников на селитебные территории
полностью исключено за счет внедрения новейших технологий,
перепрофилирования или закрытия вредных производств, применения более
экологически чистого личного и общественного транспорта, выноса
транспортных потоков с жилых территорий и других мер.


Для оздоровления селитебных
территорий городов планируется осуществить мероприятия широкого
диапазона: локализация или ликвидация источников выделения вредностей
на промышленных предприятиях в соответствии с ранее разработанными и
утвержденными программами, развитие и реконструкция дорожной сети с
выносом транспортных грузовых потоков с селитебных территорий,
активная борьба с загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом,
локализация источников шума и электромагнитных излучений, развитие
городского общественного транспорта на электрической тяге, ликвидация
мелких бытовых котельных и замена их квартальными на газовом топливе,
создание новых зеленых массивов, озеленение и благоустройство
внутриквартальных пространств, активная организационная и
воспитательная работа с населением по месту жительства и другие меры.






ФОРМИРОВАНИЕ
ЗДОРОВОГО И ТРЕЗВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ





профессор
РАО и МСА

Маюров
Александр Николаевич




В настоящем разделе
программы дается анализ современного состояния алкогольной,
наркотической и токсикоманической проблем в области, характеризуется
преобладающая тенденция развития формирования здорового и трезвого
образа жизни, обосновываются и определяются меры преодоления
негативных явлений, подчеркиваются приоритетные направления в
преодолении наркотизма.


Данный раздел программы имеет целью
формирование здорового и трезвого человека, гармонически развитой
личности, имеющей высокие моральные установки.


Программа предусматривает как
традиционные формы и методы профилактики девиантного (отклоняющегося)
поведения, оправдавшие себя на практике, так и новаторские подходы к
преодолению пьянства, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий в
регионе. Раздел программы учитывает богатый опыт, накопленный
множеством негосударственных и государственных организаций и структур
в формировании здорового и трезвого образа жизни. Раздел нацеливает
специалистов, ученых и практиков на применение эффективных форм
работы по развенчиванию алкогольного и наркотического образа жизни,
внедрения передовых методов борьбы с наркомафией, наркобизнесом и
алкомафией. В разделе предусмотрены системный, непрерывный и
комплексный подход к формированию здорового и трезвого образа жизни
жителей Нижегородской области.










СЕМЬЯ, ОХРАНА
ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА





академик
РАМН,

профессор
Блохина Ирина Николаевна

член-корр.
ЕААМН,

профессор
Волков Анатолий Иванович




Стратегическими
целями семейной политики являются:


- обеспечение условий для наилучшего
выполнения семьей своих основных функций: экономической,
репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной и всестороннего
развития членов семьи;


- обеспечение в семье условий для
совмещения родителями обязанностей в воспитании подрастающего
поколения, трудовой деятельности с личными жизненными интересами;


- самореализация женщин в
профессиональной и общественной


деятельности независимо от семейного
положения, создание


для женщин возможностей расширения
профессионального выбора,


повышения статуса женских профессий;


- создание благоприятных условий для
рождения и воспитания


здоровых детей, охрана материнства и
детства.






Основными
результатами проведения семейной политики должны стать:


- снижение младенческой и материнской
смертности, невынашиваемости, частоты врожденных пороков развития и
генетических заболеваний у детей;


- повышение рождаемости и ликвидация
отрицательного баланса воспроизводства населения;


- приостановление темпов
относительного снижения благосостояния в семьях с несовершеннолетними
детьми;


- сокращение масштабов социального
сиротства, переход к преимущественному воспитанию детей-сирот и
детей, лишившихся родительского попечения в семье;


- уменьшение детской безнадзорности и
числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними;


- повышение профессионального и
социального статуса женщин в обществе.










СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ







доктор
политических наук

Савинова
Ольга Николаевна




Средства массовой
информации называют четвертой властью и Нижегородская область,
имеющая около трехсот печатных периодических изданий, имела
возможность неоднократно убедиться в том, что влияние средств
массовой информации на общественное сознание очень сильно. И от того,
каковым будет это влияние, в значительной степени зависит успех
реализации представленной программы. Величайшее демократическое
достижение - свобода прессы, не подкрепленная высоким уровнем
профессионализма и ответственности, превращается в свою
противоположность. Средства массовой информации, предназначенные для
обеспечения доступа граждан к достоверной и оперативной информации о
деятельности государственных органов, зачастую пренебрегают
критериями достоверности, и механизмы контроля власти со стороны
гражданского общества, которые призвана обеспечивать независимая
пресса, либо не работают, либо носят деструктивный характер. Поэтому
необходимо обеспечить содействие самоуправляемым организациям
журналистов с целью повышения уровня ответственности журналистов, их
приверженности общечеловеческим этическим нормам и в целом
профессиональной подготовки. Органы власти должны строить отношения с
прессой на принципах открытости и доверия, но при строгом соблюдении
действующего законодательства. Их важнейшей задачей является создание
единого информационного пространства области. Необходимо, чтобы
независимо от того, в каком отдаленном уголке области ни проживали
люди, они имели доступ к любой необходимой им информации. Для этого
необходимо основное внимание сконцентрировать на развитии районных
СМИ, включая и электронные, создать условия, при которых все
телевизионные каналы были бы доступны в любом районе области.
Обеспечить обмен информацией не только из центра в районы, но и из
районов в центр. Уделить особое внимание профессиональной подготовке
районных журналистов и оказывать организационное, финансовое и
информационное содействие районным СМИ.










ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ





магистр
Государственного управления

Савенков
Сергей Иванович




Территориальные
общественные органы самоуправления (ТОС) получили свое развитие в
Нижегородской области в 1986 г. как новая форма самоорганизации
граждан на историческом витке развития возрождения идеи Российских
земских управ. Первые Советы ТОС в Нижегородском крае появились в г.
Арзамасе, а затем в других городах области. В настоящее время только
в Нижнем Новгороде подобных организаций создано около 100, под их
юрисдикцией находится практически около 90% всей площади города.


Главными целями территориального
общественного самоуправления являются:


1. Привлечение жителей к выполнению
всех мероприятий в микрорайоне, развитие инициативы и интереса.


2. Соблюдение демократических
принципов управления и контроля, эффективное использование средств.


3. Духовное, культурное и физическое
возрождение народа.


4. Здоровый и трезвый образ жизни
населения.


5. Подготовительные мероприятия
(предпосылки) по организации, поддержке и развитию территориального
общественного самоуправления.


6. Осуществление организационных
мероприятий по созданию органов территориального общественного
самоуправления.


7. Организация работы органов
территориального общественного самоуправления.


8. Мероприятия по созданию и развитию
системы территориального и общественного самоуправления.






Учитывая важную роль
местного самоуправления, можно выделить основные критерии
эффективности этих форм самоуправления по реализации настоящей
программы:


1. Заинтересованность людей в
улучшении жизни и укреплении здоровья, их инициатива и творчество.


2. Возможность концентрации средств
на объекте исполнения непосредственно для пункта Программы, а именно
целевое назначение средств, исполнение заинтересованными лицами и
контроль со стороны жителей микрорайона.


3. Близкое расположение
микроструктуры к месту жительства, что удобно для жителей
микрорайона.


4. Органы общественного
самоуправления микрорайона могут выступать организаторами и
контролерами по реализации данной Программы.


5. Органы ТОС способны привлечь
жителей Нижегородского края для непосредственного участия в
выполнении настоящей программы, что гарантирует ее исполнение.










МОЛОДЕЖЬ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ





Наумов
Сергей Васильевич




В Программе
учитывается не обобщенный социум, а определенные группы населения.
Особый интерес, например, вызывает молодежь. Сложность вживания в
современный мир, связанная с недостаточно высоким уровнем
квалификации, образования, отсутствием жилья, т.е. со всем набором
"стартовых" возможностей, вызывает угрозу нормальному
развитию общества. Разрешению молодежных проблем в Программе уделено
много внимания. Учтены положения Закона "О молодежи
Нижегородской области", наличие молодежных программ департамента
образования и науки, департамента по социальным вопросам ("Молодежь
Нижнего Новгорода").


Разработка раздела осуществлялась на
основе достижений мировой науки и передовой практики. Приоритетом
программы стали интересы конкретной личности, человека, а затем уже,
во взаимосвязи общества и государства. Это позволяет выработать
стратегию и тактику в подборе средств для решения программных задач
применительно к потребностям молодежного контингента.










ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ





генерал-майор

Ковалев
Михаил Александрович




В разделе
предусмотрены направления деятельности государственных структур,
неправительственных организаций и традиционных конфессий в области
формирования патриотизма и особенно в молодежной среде. Особая роль
отводится действиям различных патриотических организаций, действующих
на территории области.


В этих целях предусмотреть:


- Возрождение кружков, секций,
клубов, с военно - патриотической направленностью (клубы юных
моряков, пограничников, связистов и т.д.).


- Возродить проведение в школах, ПТУ
и других учебных заведениях военно - патриотических игр. Соревнования
проводить в масштабе района, города и области.


- Создание кадетских классов в
учебных заведениях области. Рассмотреть вопрос создания кадетских
школ. Подготовить и открыть областной кадетский корпус.


- Развивать областное детско -
юношеское движение "Школа безопасности".


- Активизировать работу существующих
и расширить сеть военно - исторических клубов "Поиск" и их
аналогов.


- Расширить шефские связи учебных
заведений, предприятий, районов и городов с воинскими частями.
Каждому учебному заведению - шефствующую воинскую часть.


- Внедрение в жизнь учебного предмета
"Основы военной службы" и усилить работу по "Основам
безопасности жизнедеятельности". Предусмотреть создание
материальной базы по изучению предмета "Основы военной службы"
и укрепление материальной базы предмета "Основы безопасности
жизнедеятельности".


- Активизировать работу ветеранских
организаций в учебных заведениях и воинских частях.










СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА





Мохов
Борис Иванович




Социально -
экономические процессы, происходящие в Нижегородской области, привели
к радикальным переменам социальных условий жизни населения.


Системе социальной защиты в России
уже более 300 лет, которая называлась тогда "приказами
общественного презрения", что сути не меняет, так как работа
была направлена на защиту государством населения, благотворительность
и меценатство богатых людей.


Сейчас круг проблем значительно
расширился, усложнился как по количеству, так и по качеству:


- соцзащита работающих, социальное
партнерство, охрана труда, соблюдение трудового законодательства;


- проблемы безработицы во всем
многообразии экономических, психологических, материальных,
идеологических и профессиональных сторон;


- миграционная служба, занимающаяся
беженцами и переселенцами, людьми, во многих случаях потерявшими все:
семью, жилье, профессию, родину, друзей и родных;


- сложнейшие проблемы семьи, детей,
женщин в условиях нестабильности экономической и политической жизни;


- вопросы пенсионного обеспечения
граждан, которых в Нижегородской области почти треть населения;


- молодежные проблемы здоровья и
трудоустройства;


- постоянные локальные социальные
очаги напряженности и многое другое.


Определены главные цели и
приоритетные направления социальных реформ, намечены конкретные
мероприятия. При проведении этих мер основной акцент будет сделан на
повышение эффективности использования средств, выделяемых на
социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более
широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.


Стратегическими направлениями
социальной политики на ближайшие годы станут:


- гарантия конституционных прав в
области труда и социальной защиты населения;


- обеспечение эффективности занятости
населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;


- достижение ощутимого улучшения
материального положения и условия жизни людей;


- переориентация социальной политики
на семью, непосредственно по месту жительства граждан, обеспечение
прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;


- совершенствование и развитие
социальной инфраструктуры, как например: создание системы социальных
работников, территориальных центров социального обслуживания и многое
другое;


- активное взаимодействие с
общественностью и привлечение общественных и благотворительных
организаций к оказанию защиты и помощи жителям Нижегородской области;


- формирование кадров новой формации,
способных к решению стоящих задач для выхода из создавшегося
лихолетия.










ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ,
ЗАНЯТОСТЬ





доктор
экономических наук

Морозова
Галина Алексеевна,

Покровский
Юрий Николаевич




Результаты социально
- экономических реформ, начатых в 90-е годы, свидетельствуют о
глубоком кризисе, охватившем практически все сферы материального
производства, финансы и рынок труда.


Экономика Нижегородской области,
сложившаяся в XX столетии, носит индустриальный характер и
ориентирована на выпуск конечной продукции, в т.ч. на производство
систем вооружений.


Экономика области, базирующаяся на
крупных производствах, является по своей сути весьма инерционной и
поэтому радикальная ломка принципов ее функционирования чревата
деструктивными процессами, очевидцами которых мы являемся.


Трудный опыт первых лет
реформирования свидетельствует о необходимости выработки новых и
более действенных приемов государственного регулирования с учетом
изменения условий хозяйствования.


К сожалению необходимо признать, что
аграрный сектор экономики подвергся наиболее значительным разрушениям
и в связи с этим требуется выработка четкого баланса интересов между
производителями сельскохозяйственной продукции, отраслями
промышленности, обеспечивающими этот сектор, торговлей, фискальными
органами, региональной и федеральной властью.


Конъюнктурная политическая и
законодательная деятельность создали несовершенную инфраструктуру на
всех уровнях рынка, которая не может обеспечить нормальной работы
производителю, посреднику, органам власти.


Необходимо выработать и новые
принципы региональной бюджетной политики, основанной на развитии
имущественных отношений.


Социально - экономическому кризису
могут быть противопоставлены только системные и эффективные меры как
в сферах материального производства, так и в области финансов.










МЕЖДУНАРОДНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ





академик
МСА, РАЕН,

профессор
Колобов Олег Алексеевич




Наше время
характеризуется значительным расширением внешнеэкономических связей
области. Анализируя направленность внешнеторговой деятельности можно
отметить, что среди стран дальнего зарубежья крупнейшими торговыми
партнерами по итогам отчетного периода являются Бельгия, Финляндия,
Германия, Швейцария, среди стран ближнего зарубежья - Украина,
Казахстан, Латвия.


Устойчивое лидирующее место в
структуре экспорта занимают:


- топливо минеральное, нефть и
продукты их переработки;


- бумага и картон (приобрели
устойчивую тенденцию к росту);


- органические и химические
соединения.


В структуре импорта увеличивается
ввоз оборудования и механических приспособлений из Германии, США,
химических продуктов из Великобритании; жиров и масла животного или
растительного происхождения с Украины.


В разделе предусмотрено:


- укрепление политического влияния и
международный престиж Нижегородского региона как одного из крупнейших
промышленных научных и культурных центров России;


- повышение инвестиционной
привлекательности региона;


- привлечение частных фирм для
финансирования региональных инвестиционных проектов;


- реализация региональных
инвестиционных проектов, используя возможности Федеральной программы
развития экспорта;


- содействие развитию экономических,
социальных, научных и культурных связей Нижегородского региона с
другими регионами России и стран СНГ, в первую очередь, через
Нижегородскую ярмарку;


- продолжение работ по установлению и
развитию международных партнерских связей Нижегородской области на
уровне городов и регионов;


- способствование развитию туризма с
целью пополнения средств бюджета.










СОЦИАЛЬНО -
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА





Ненашев
Евгений Николаевич




Намечены разрешения
проблем народонаселения - путем проведения сильной социально -
демографической политики. Особое внимание уделено проблемам семьи,
воспитанию нравственности, предупреждению детской безнадзорности и
преступности, а также социально - обусловленных заболеваний,
укреплению престижа работников социальной сферы - учителей, врачей,
созданию современно - оснащенной сферы массовых социальных услуг.
Определены социальные факторы, негативно влияющие на тенденции
изменений демографических характеристик и качества населения.










ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА





академик
ПАНИ, профессор, генерал-майор

Бабаев
Владимир Константинович




Охрана общественного
порядка в регионе остается первоочередной задачей. По его укреплению
и защите прав граждан и их собственности предлагается:


- вести систематическую и
бескомпромиссную борьбу с преступностью во всех ее формах и
проявлениях;


- разрабатывать и ежегодно утверждать
городские и областные планы охраны правопорядка и борьбы с
преступностью, обратив особое внимание на материально - финансовое
обеспечение;


- направлять не менее 3% доходной
части областного бюджета на укрепление материально - технической базы
правоохранительных органов;


- проводить ежемесячные "Дни
правопорядка" в районах города, сделав их смотром сил
правопорядка и подведения итогов предшествующей работы;


- продолжить работу по созданию
пунктов милиции в областном центре и городах области, обеспечив
населению возможность быстрого обращения за помощью и пресечения
нарушений общественного порядка;


- создать первый в России центр
специальной подготовки строевых подразделений УВД;


- внедрить в Н.Новгороде, а затем в
других городах и районных центрах систему экстренной связи населения
с милицией ("кнопка вызова");


- расширить практику заключения
контрактов районных администраций с участковыми инспекторами милиции,
предусматривая им доплату 50% от должностного оклада за успешное
решение задач;


- развивать имеющуюся сеть
общественных пунктов охраны порядка (ОПОП), предусмотрев
дополнительное открытие не менее 105 ОПОП в микрорайонах городов и
др. населенных пунктах;


- возродить добровольные народные
дружины как на безвозмездной, так и на возмездной основе.










ИНФОРМАЦИОННО -
АНАЛИТИЧЕСКОЕ


И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ





Хлебникова
Татьяна Геннадьевна




В последнее
десятилетие Нижегородская область, как и все мировое сообщество,
переживает переход от "индустриального" общества к обществу
"информационному".


Уровень развития информационного
пространства общества решающим образом влияет на экономику, политику,
культуру, социальную сферу. От этого уровня в значительной степени
зависит поведение людей, формирование общественно - политических
движений и социальная стабильность.


Поступательное развитие демократии
возможно лишь тогда, когда между гражданами существует более или
менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки,
информация.


Политика в области информатизации
является неотъемлемой частью областной социально - экономической и
научно - технической политики, проводимой органами государственной
власти области, и влияние ее на все сферы жизни населения области так
же велико, как велико и соответствующее влияние различных сфер жизни
на развитие информатизации.


Важнейшим направлением политики
информатизации области на ближайшие годы явится создание единой
нормативно - правовой, нормативно - технической, организационной и
методологической поддержки процессов формирования интегрированного
информационного пространства региона, в том числе:


- формирование и обеспечение
функционирования интегрированной системы информационного обеспечения
органов государственной власти и органов местного самоуправления;


- формирование и обеспечение
функционирования подсистемы информационно - справочного и
аналитического обслуживания субъектов хозяйственной деятельности
области;


- формирование и обеспечение
функционирования подсистемы информационно - справочного обслуживания
граждан (населения и физических лиц).


Информационная политика, проводимая в
Нижегородской области, приведет к расширению реальных возможностей
граждан и их объединений активно участвовать в управлении
государственными и общественными делами, содействует развитию
местного самоуправления и в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 "О
дополнительных гарантиях права граждан на информацию" обеспечит
осуществление деятельности государственных органов, организаций и
предприятий, общественных объединений, должностных лиц на принципах
информационной открытости, что выражается:


- в доступности для граждан
информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей
личные интересы граждан;


- в систематическом информировании
граждан о предполагаемых или принятых решениях;


- в осуществлении гражданами контроля
за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий,
общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими
решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и
законных интересов граждан.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ






Программа
"Нижегородский край - XXI век" должна стать тем
инструментом, который поможет эффективно решать социальные проблемы,
что, безусловно, будет способствовать сплочению всех слоев населения
региона и в целом послужит делу возрождения и процветания новой
России.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru