Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 16.02.1999 № 43


"О ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 1999 -
2000 ГОДЫ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области.









АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 февраля 1999 г. № 43




О ПРОГРАММЕ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ


КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ


УСЛУГ НА 1999 - 2000 ГОДЫ






В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.1997 N
1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на
рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы" и
Программой развития жилищно-коммунального хозяйства области на 1997 -
2003 годы, утвержденной постановлением губернатора области от
30.09.1997 № 278 и во исполнение постановления губернатора области от
07.10.1998 № 252 "Об активизации работы по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства области, развитию рынка услуг ЖКХ,
защите прав потребителей и экономии бюджетных средств":


1. Утвердить прилагаемую Программу
демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных
услуг на 1999 - 2000 годы.


2. Департаменту жилищно-коммунального
хозяйства (Самойленко М.М.) совместно с Нижегородским территориальным
управлением МАП России (Гудков Г.Н) организовать мониторинг процессов
демонополизации и конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг на
качество обслуживания, надежность и экологическую безопасность
оказываемых услуг.


3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя губернатора по вопросам
организации строительного комплекса, развития жилищно-коммунального
хозяйства, инфраструктуры, дорожного строительства, транспорта и
связи Горина В.Н.






Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ














Утверждена


постановлением


Губернатора области


от 16.02.1999 № 43






ПРОГРАММА


ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ


ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 1999
- 2000 ГОДЫ






ПАСПОРТ


ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ


КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ


УСЛУГ НА 1999 - 2000 ГОДЫ




































Наименование Программы


Демонополизация и развитие

конкуренции на рынке

жилищно-коммунальных услуг
на 1999 - 2000 годы


Основные разработчики

Программы


Департамент
жилищно-коммунального
хозяйства


Цель Программы


Обеспечение в отраслях

жилищно-коммунального хозяйства
формирование
конкуренции, влияющей
на снижение издержек и,

соответственно, тарифов на услуги

жилищно-коммунального хозяйства при
поддержании
стандартов качества
предоставляемых услуг


Сроки реализации

Программы


1999 - 2000 годы


Перечень основных

мероприятий


Разработка нормативно -
правовых актов.
Предложения по организации действий
органов
местного самоуправления по
антимонопольному регулированию
и
развитию конкуренции на рынке услуг

жилищно-коммунального хозяйства


Основные исполнители

Программы


Органы местного самоуправления


Ожидаемые результаты

реализации Программы


Обеспечение защиты интересов

потребителей от предприятий,
занимающих
на рынке
жилищно-коммунальных услуг

доминирующее положение, развитие
конкуренции
между хозяйствующими
субъектами на предоставление

жилищно-коммунальных услуг путем
проведения
конкурсов и заключения
договоров с предприятиями

жилищно-коммунального хозяйства
различных форм
собственности.








I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






1. Основной целью
Программы является снижение издержек на жилищно-коммунальные услуги
при поддержании определенных нормативов качества предоставляемых
услуг и их улучшения.


2. Процесс демонополизации отраслей
жилищно-коммунального хозяйства предусматривает учет следующих
основных требований:


- комплексный подход к решению задач
структурной перестройки отрасли;


- дифференцированный подход к
осуществлению мероприятий по демонополизации, исходя из того, что
жилищно-коммунальное хозяйство является сложным хозяйственным
комплексом, включающим в себя ряд подотраслей, существенно
отличающихся как по технологии производственных процессов, так и по
процедуре предоставления услуг;


- ориентация на обеспечение
максимально возможной конкуренции хозяйствующих субъектов, а также
защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;


- взаимосвязь мероприятий,
осуществляемых в рамках федеральной, областной и местных программ
демонополизации;


- мониторинг взаимосвязи процесса
демонополизации и качества, надежности и экологической безопасности
услуг жилищно-коммунального хозяйства;


- обеспечение гласности проводимых
мероприятий и их результатов.


3. Для реализации поставленных задач
Программой предусматривается:


- завершить изменение структуры
органов управления жилищно-коммунальным хозяйством на местном уровне
с учетом территориальных особенностей каждого района области;


- принять меры по созданию множества
хозяйствующих субъектов различных форм собственности в сфере заказа
(управления) и предоставления жилищно-коммунальных услуг;


- завершить переход к договорным
отношениям между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;


- организовать управление
муниципальной собственностью на конкурсной основе;


- продолжить обслуживание
муниципальной собственности и выполнение муниципальных заказов на
конкурсной основе;


- вести информационное обеспечение
мероприятий, осуществляемые в соответствии с Программой, в том числе
через средства массовой информации.






II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ


ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОБЛАСТИ






1. Структурные
изменения жилищно-коммунального хозяйства области начались с 1992
года. За истекший период проведена приватизация значительной части
жилищного фонда, в регионе изменилась структура управления жилищным
фондом. Задачи регулирования отношений в сфере ЖКХ перенесены на
уровень местного самоуправления. В соответствии с распоряжением
губернатора Нижегородской области от 12.01.1995 № 39-р во многих
муниципальных образованиях созданы службы Заказчика - организации по
управлению жилищным фондом и реализации муниципального заказа по
жилищно-коммунальному обслуживанию населения.


Службы заказчика взяли на себя
функции расчета и выплаты жилищных субсидий, расчета и сбора
коммунальных платежей, регистрации и учета населения.


Следует отметить, что процесс
разделения функций заказчика и подрядчика в полной мере еще не
завершен. Службы заказчика управляют лишь 65% муниципального
жилищного фонда в городах и районах области.


Сложились следующие формы организации
управления отраслью:


- Служба Заказчика существует в форме
муниципальных учреждений и предприятий, которые выступают в качестве
заказчика на выполнение работ по обеспечению населения
жилищно-коммунальными услугами на основании заключаемых договоров с
поставщиками жилищно-коммунальных услуг.


В настоящее время дирекции единого
заказчика созданы во всех районах г. Н.Новгорода и в 13 городах
области, таких как Бор, Выкса, Городец, Балахна, Кулебаки, Навашино,
Шахунья, Кстово, Лысково, Богородск, Арзамас, Первомайск и в
Арзамасском районе.


- Сохранена прежняя структура
управления жилищно-коммунальным хозяйством, когда предприятие ЖКХ
выполняет функции генерального подрядчика по обеспечению населения
жилищно-коммунальными услугами по договору с администрацией.


Такая структура сохранена в основном
в малых городах и рабочих поселках. Наряду с этим и в крупных
районных центрах с развитой городской инфраструктурой, как:
Чкаловске, Володарске, Дзержинске также сохранена прежняя структура.


Это нарушает рыночный принцип
разделения функции заказчика и подрядчика, ведет к чисто формальной
процедуре заключения договоров, исключает объективный контроль
выполнения договоренных обязательств и применения экономических
санкций.


2. Развивается самоуправление путем
создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), что позволяет
эффективнее и рациональнее управлять жилищным фондом. В настоящее
время зарегистрировано 115 товариществ, в том числе 95 в г.
Н.Новгороде.


3. Продолжается работа по созданию
конкурентной среды в сфере обслуживания жилищного фонда. В целом по
области за 1998 г. проведено 160 конкурсов, в результате которых
передано на обслуживание 15,7 млн кв. м. общей площади муниципального
жилищного фонда (в т.ч. в г. Н.Новгороде - 51 конкурс, передано 8,9
млн кв. м.), что составляет - 60,4% в целом по области (71,3% в г.
Н.Новгороде).


Программой развития жилищно -
коммунального хозяйства Нижегородской области на 1997 - 2003 годы
запланировано к 2000 году довести долю муниципального жилищного
фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100 процентов.


Проводятся конкурсы на выполнение
дератизационных работ, обслуживание лифтового хозяйства, электроплит
и коллективных антенн.






III. ПРОВЕДЕНИЕ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И СОЗДАНИЕ


КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ПОДОТРАСЛЯХ


ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА




ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ


В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ






Демонополизация
обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг является
одной из главных задач преобразований в жилищной сфере.


Главными предпосылками для процесса
демонополизации в сфере ЖКХ являются:


- завершение передачи ведомственного
жилищного фонда и объектов культурно - бытового назначения в
муниципальную собственность;


- завершение разделения функций 3-х
уровней управления отраслью: собственника жилищного фонда,
управляющей компании, подрядной организации;


- внедрение договорных отношений в
жилищной сфере;


- обеспечение эффективной системы
государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в
сфере жилищно-коммунального хозяйства.


Создание конкурентной среды в
жилищной сфере зависит от эффективного разделения функций между
собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и подрядными
жилищными организациями. При разделении функций управления и
эксплуатации жилищного фонда необходимо учитывать масштаб
муниципального образования и объем оказываемых жилищно - коммунальных
услуг.


По объемам жилищного фонда все
муниципальные образования можно разделить на две группы:


- первая, где объем обслуживающей
площади составляет до 100 тыс. кв. общей площади в одном населенном
пункте;


- вторая группа - более 100 тыс. кв.
м.


В муниципальных образованиях первой
группы функции управления жилищным фондом распределяются между
администрацией и предприятием ЖКХ в соответствии с договором, а во
второй договорные отношения могут в основном строиться через
трех-уровневую структуру, когда собственник жилья на договорной
основе передает жилищный фонд управляющей компании, которая в свою
очередь заключает договоры с поставщиками на предоставление жилищно -
коммунальных услуг.


Развитие самоуправления путем
создания товарищества собственников жилья.


Объединение собственников жилья в ТСЖ
в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума),
включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое
здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их
прав, влияния на стоимость и качество представляемых услуг и
позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников
финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.


Жилищные, жилищно - строительные
кооперативы, товарищества собственников жилья имеют выбор между
самоуправлением и заключением договора на управление со службой
заказчика, как специализированной организацией, оказывающей услуги по
управлению жилищным фондом.






АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ


В ТЕПЛО-, ВОДО-, ЭЛЕКТРО- И
ГАЗОСНАБЖЕНИИ






Подотрасли
энергосбережения, несмотря на разновидность оказываемых услуг,
характеризуются общим признаком невозможности или нецелесообразности
развития конкуренции на рынке услуг и относятся к разряду локальных
естественных монополий.


Учитывая сложное экономическое
положение в регионе, возможные мероприятия по разукрупнению
существующих предприятий ресурсоснабжения путем выделения
самостоятельных юридических лиц для производства и доведения услуг до
потребителей различными предприятиями по технологической цепочке
могут привести к дезорганизации работы соответствующих подотраслей и
к ухудшению обслуживания потребителей. В условиях локальных
естественных монополий необходимо осуществлять контроль и
регулирование стоимости услуг предприятий - монополистов
государственными органами власти области и органами местного
самоуправления в соответствии с Федеральным Законом РФ "О
естественных монополиях".


На первом этапе демонополизации
формирование конкурентной среды в сфере естественных монополий
рекомендуется за счет создания ее на отдельных этапах предоставления
коммунальных услуг (сезонные ремонтные работы капитального характера,
закупки топлива, материалов и т.д.) подрядными организациями любых
форм собственности.


Существенное влияние на формирование
конкурентных отношений окажет внедрение новых технологий, позволяющих
осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп
потребителей (например, обеспечение проживающих в многоквартирных
домах теплом).






ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И
СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ


В ПОДОТРАСЛЯХ БЛАГОУСТРОЙСТВА
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ


И РИТУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ






Подотрасли
благоустройства населенных пунктов и ритуального обслуживания
сочетают в себе элементы потенциально монопольных и потенциально
конкурентных структур.


Формирование конкурентной среды в
дорожно - мостовом хозяйстве может осуществляться как в сфере
выполнения дорожно - ремонтных работ, так и в сфере производства
материалов для дорожных покрытий. В связи с этим демонополизацию
дорожно - мостового хозяйства следует проводить, предварительно
выделив хозяйствующие субъекты, выполняющие дорожно - ремонтные
работы и производящие материалы для дорожных покрытий.


При проведении демонополизации и
создании конкурентной среды в сфере услуг по санитарной очистке
населенных пунктов и утилизации отходов рекомендуются аналогичные
решения с созданием хозяйствующих субъектов, выполняющих работы по
транспортировке отходов, и непосредственно занятых утилизацией
отходов (полигоны).


Основные ритуальные услуги
представляются только специализированными службами, созданными и
зарегистрированными в органах местного самоуправления при наличии
соответствующей лицензии. Прочие виды услуг (венки, ограды,
изготовление памятников и т.д) могут предоставляться физическими и
юридическими лицами.






ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
ОТРАСЛЕЙ БАННО - ПРАЧЕЧНОГО


И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА






Рекомендовать
Нижегородскому территориальному управлению МАП России (Гудков Г.Н.)
изучить рынок отраслей банно - прачечного и гостиничного хозяйства и
продолжить контроль за ценообразованием и обеспечением доступности
для потребителей услуг банно - прачечного и гостиничного хозяйства в
соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".






ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ






Функции защиты прав
потребителей жилищно - коммунальных услуг осуществляет структурное
подразделение администрации города (района) согласно распоряжению
губернатора области от 18.05.1992 № 523-р "О создании органов по
защите прав потребителей при городских и районных администрациях".


Подразделения взаимодействуют с
отделом по защите прав потребителей Нижегородского территориального
управления ГАК России, Нижегородской областной общественной
организацией "Защита потребителей" и жилищно -
коммунальными организациями города (района).














Приложение


к Программе


демонополизации и развития


конкуренции на рынке


жилищно-коммунальных услуг


на 1999 - 2000 годы






ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ


КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


НА 1999 - 2000 ГОДЫ













































































пп


Мероприятия


Срок
исполне-
ния


Ответственный исполнитель
или
разработчик проекта


1


Анализ местных программ

демонополизации и развития
конкуренции на товарных

рынках жилищно - коммунальных
услуг


февраль
1999


Органы местного

самоуправления,
департамент экономики
и
прогнозирования,
департамент ЖКХ,
Нижегородское

теруправление МАП России


2


Совершенствование системы

мониторинга бюджетных
и социальных эффектов


еже-
кварта-
льно


-"-


3


Доведение доли муниципаль-

ного жилищного фонда,
обслуживаемого на

конкурсной основе, до 100
процентов


2000


Органы местного

самоуправления,
департамент ЖКХ


4


Развитие конкуренции в

отраслях, не отнесенным к
естественным монополиям


постоянно


Органы местного

самоуправления,
департамент ЖКХ


5


Организация и проведение

пилотного конкурса по
управлению жилищным фондом

в одном из районов
г. Н.Новгорода


II
квартал
1999


Департамент ЖКХ


6


Разработка на региональном

уровне определенных
нормативов качества

предоставляемых услуг
с учетом требований

законодательства о защите
прав потребителей


II
квартал
1999


Нижегородское

теруправление МАП России
департамент ЖКХ


7


Разработка нормативных

документов о демонополизации
услуг по приемке, вывозу,

очистке, переработке и
захоронению бытовых отходов


IV
квартал
1999


Нижегородское

теруправление МАП России
департамент ЖКХ


8


На базе регионального

учебного комбината
"Инфраком"
проведение
обучения председателей
(управляющих)
и бухгалтеров
товариществ
собственников
жилья


1999


Департамент ЖКХ


9


Организация государственной

жилищной инспекции
Нижегородской области


II
квартал
1999


Департамент ЖКХ


10


Обеспечение информацией

через средства массовой
информации о правах

и обязанностях населения
о предоставляемых услугах


постоянно


Департамент ЖКХ,

областной администрации,

Нижегородское

теруправление МАП России












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru