ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного
Собрания области от 30.03.1999 № 74
"О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2001
ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень Законодательного
Собрания Нижегородской области", № 3, 1999, стр. 282,
"Нижегородские новости", N
124(1851), 07.07.1999
["Правовая среда", N
26(279), 07.07.1999]
Документ
получен по официальной рассылке Законодательного Собрания
Нижегородской области. -
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 1999 г. № 74
О РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 -
2001 ГОДЫ
-
Рассмотрев
Региональную программу стимулирования инвестиций в Нижегородской
области на 1999 - 2001 годы, Законодательное Собрание области
постановляет:
1. Утвердить Региональную программу
стимулирования инвестиций в Нижегородской области на 1999 - 2001
годы.
2. Рекомендовать органам местного
самоуправления принять участие в реализации Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на комитет по внешнеэкономической
деятельности и инвестициям Законодательного Собрания области.
-
И.о. Председателя
Собрания
А.Н.ЛИСТКОВ
-
Утверждена
постановлением
Законодательного Собрания
от 30.03.1999 № 74
-
РЕГИОНАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1999 - 2001 ГОДЫ
-
г. Нижний Новгород
1999 год
-
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1999 - 2001 ГОДЫ
Мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
1. Оценка и увеличение
инвестиционного потенциала области. Развитие производительных сил
|
1.1. Бизнес - карты (карты
делового потенциала) Нижегородской области
|
1. Разработка макета бизнес -
карты
|
2 кв. 1999 г.
|
Департамент экономики
и прогнозирования (далее - ДЭП)
|
2. Подготовка информации по
перечню
|
1 кв. 2000 г.
|
Местные
администрации, Администрация области
|
3. Обобщение данных,
подготовка проекта бизнес - карты
|
3 - 4 кв. 2000 г.
|
ДЭП
|
4. Уточнение и доработка
проекта
|
1 кв. 2001 г.
|
ДЭП
|
5. Распространение бизнес -
карты
|
Постоянно с 2001 г.
|
Соответствующие
подразделения Администрации области, Торгово - промышленная
палата (ТПП), Нижегородская Ярмарка в соответствии
с функциями и задачами
|
1.2. "Зеленые площадки"
|
1. Инвентаризация имеющихся и
определение потенциальных "зеленых
площадок", территорий под промышленную застройку
|
3 - 4 кв. 1999 г.
|
КУГИ НО, ДЭП
департамент строительства и жилищно - коммунального
хозяйства (далее - ДС и ЖКХ), комитет архитектуры,
местные администрации
|
2. Подготовка информационно -
рекламных материалов по "зеленым площадкам"
|
2 кв. 2000 г.
|
ДЭП,
департамент внешнеэкономических связей и ресурсов (далее -
ДВЭС), КУГИ НО
|
3. Распространение
заинтересованными пользователями материалов по
"зеленым площадкам"
|
Постоянно, начиная с 3 кв.
2000 г.
|
Подразделения
Администрации области, ТПП, Нижегородская Ярмарка в
соответствии с функциями и задачами
|
1.3. Точечные СЭЗ (ТПЗ). Зона
свободного предпринимательства
|
1. Предварительный отбор
предприятий
|
Постоянно
|
Департамент
промышленности (далее - ДП), ДЭП, КУГИ НО
|
2. Определение перечня
незагруженных производственных площадей,
мощностей, оборудования. Оценка и минимизация размеров
арендной платы и коммунальных услуг участников ТПЗ.
Разработка ТЭО возможной доходности проекта
|
Постоянно
|
ДП, ДЭП, КУГИ НО,
департамент финансов (далее - ДФ), базовые предприятия
|
3. Отбор участников ТПЗ
и оценка экономической эффективности
|
Постоянно
|
ДП, ДЭП
|
4. Определение примерного
перечня льгот, планируемых в ЗСП
|
2 - 3 кв. 1999 г.
|
ДФ, ДЭП
|
5. Определение территорий и
площадок, планируемых к созданию ЗСП
|
Постоянно
|
Местные администрации,
ДЭП, КУГИ НО, ДФ, ДП, департамент поддержки и
развития предпринимательства (далее - ДПРП), комитет
архитектуры
|
6. ТЭО создания ЗСП на
выбранных площадках |
Постоянно
|
Местные администрации, ДЭП
|
7. Создание ЗСП
|
Постоянно, начиная с 4 кв.
1999 г.
|
Администрация
области, Законодательное Собрание области
|
8. Рекламное сопровождение ЗСП
|
Постоянно
|
Подразделения
Администрации области в соответствии с функциями и
задачами
|
2. Повышение инвестиционной
привлекательности предприятий
|
2.1. Создание бизнес - профилей
предприятий и отраслей
|
1. Разработка стандарта бизнес
- профиля
|
3 - 4 кв. 2000 г.
|
ДЭП
|
2. Представление предприятиям
стандартов бизнес - профилей
|
1 кв. 2000 г.
|
ДП, местные
администрации, Ассоциация промышленников и предпринимателей
|
3. Содействие в разработке
бизнес - профилей
|
2 - 4 кв. 2000 г.
|
Предприятия,
местные администрации
|
4. Обобщение бизнес - профилей
|
1 - 2 кв. 2000 г.
|
ДЭП
|
5. Подготовка и ведение
электронных баз данных и справочников бизнес -
профилей предприятий и отраслей
|
Постоянно, с 3 кв. 2001 г.
|
ДЭП
|
6. Представление бизнес -
профилей потенциальным инвесторам
|
Постоянно, с 3 кв. 2001 г.
|
Соответствующие
подразделения Администрации области, ТПП, Нижегородская
Ярмарка в соответствии с функциями и задачами
|
2.2. Совершенствование бизнес -
планов предприятий.
Составление банка данных инвестиционных проектов
|
1. Разработка стандартов бизнес
- планов
|
2 кв. 1999 г.
|
ДЭП
|
2. Представление предприятиям
стандартов бизнес - планов
|
3 кв. 1999 г.
|
ДЭП, местные администрации
|
3. Методическая помощь в
разработке бизнес - планов
|
Постоянно
|
ДЭП
|
4. Экспертиза и обобщение
бизнес - планов
|
Постоянно
|
Рабочие группы
при Администрации Нижегородской области с
привлечением независимых экспертов
|
5. Подготовка и ведение
электронных баз данных и справочников бизнес - планов
и инвестиционных проектов
|
Постоянно
|
ДЭП
|
6. Представление бизнес -
планов и справочников бизнес - планов
потенциальным инвесторам
|
Постоянно
|
Соответствующие
подразделения Администрации области, ТПП, Нижегородская
Ярмарка в соответствии с функциями и задачами
|
2.3. Создание банка данных
свободных производственных площадей
|
1. Разработка типовых форм
описания площадей
|
2 кв. 1999 г.
|
ДЭП
|
2. Распространение форм и сбор
данных
|
с 3 кв. 1999 г.
|
ДЭП
|
3. Ведение электронных баз
данных и создание каталога
|
3 кв. 1999 г.
|
ДЭП
|
2.4. Развитие инфраструктуры
фондового рынка
|
1. Мониторинг ситуации на
фондовом рынке
|
Постоянно
|
Региональное
отделение федеральной комиссии ценных бумаг (далее - РО
ФКЦБ), ДФ, ДЭП
|
2. Содействие выводу
ценных бумаг нижегородских эмитентов на фондовый рынок
|
Постоянно, начиная с 4 кв.
1999 г.
|
РО ФКЦБ, ДФ, ДЭП
|
3. Улучшение инвестиционного
климата в области
|
3.1. Повышение управляемости
инвестиционным процессом в регионе
|
1. Совершенствование
нормативной базы
|
Постоянно
|
Структурные
подразделения Администрации Нижегородской области
|
2. Содействие реализации
инвестиционных проектов
|
Постоянно
|
Региональное
агентство содействия инвестициям (далее - РАСИ),
структурные подразделения Администрации Нижегородской
области
|
3.2. Выпуск специализированного
инвестиционного бюллетеня
|
1. Подготовка макета
инвестиционного бюллетеня
|
1 - 2 кв. 2000 г.
|
ДЭП, структурные
подразделения Администрации области, уполномоченные
структуры
|
2. Подготовка данных для
заполнения инвестиционного бюллетеня
|
с 3 кв. 2000
г. ежеквартально
|
Администрация области,
местные администрации, Главное управление
Центробанка по Нижегородской области, Нижегородский
областной государственной статистики, предприятия
|
3. Выпуск бюллетеня в
бумажном и электронном виде
|
с 1 кв. 2001 г. постоянно
|
Уполномоченные структуры, ДЭП
|
3.3. Повышение информационной
прозрачности и упрощение инвестиционного процесса
|
1. Инвентаризация
нормативно - распорядительных актов,
регламентирующих процедуру предоставления земли
под застройку
|
4 кв. 1999 г.
|
Земельный комитет,
комитет архитектуры, государственно - правовой департамент
(далее - ГПД), КУГИ НО, ДЭП
|
2. Упрощение процедуры,
регламентирующей предоставление земли под застройку
|
1 - 2 кв. 2000 г.
|
Земельный комитет,
комитет архитектуры, ГПД, КУГИ НО, ДЭП |
3. Подготовка итоговой
документации
|
3 - 4 кв. 2000 г.
|
Земельный комитет,
комитет архитектуры, ГПД, КУГИ НО, ДЭП |
3.4. Инвестиционная программа
|
1. Формирование концепции
инвестиционной программы
|
2 - 3 кв. 1999 г.
|
ДЭП, структурные
подразделения Администрации области
|
2. Подготовка информации о
потенциальных объектах
|
3 кв. 1999 г.
|
Местные
администрации, отраслевые департаменты, ДЭП
|
3. Определение приоритетных
проектов для включения в инвестиционную программу области
|
3 - 4 кв. 1999 г., далее -
ежегодно
|
Администрация области
|
4. Формирование инвестиционной
программы
|
4 кв. 1999 г.
|
Рабочая группа
Администрации области
|
3.5. Формирование бюджета
развития
|
1. Подготовка предложений по
источникам формирования бюджета развития
|
2 кв. 1999 г.
|
ДЭП, ДФ
|
2. Заключение соглашений с
банками и финансовыми институтами о сотрудничестве
в инвестиционной деятельности
|
Постоянно
|
Администрация области
|
3.6. Законодательное
регулирование инвестиционной деятельности
|
а) Разработка проекта закона
области "О зонах экономического развития
на территории Нижегородской области"
|
1 кв. 2000 г.
|
ДЭП, КУГИ НО, ДФ
|
б) Разработка проекта закона
области "О бюджете развития Нижегородской области"
|
2 - 3 кв. 1999 г.
|
ДЭП, ДФ
|
в) Разработка проекта закона
области "О государственной поддержке
инвестиционной деятельности на территории
Нижегородской области"
|
3 - 4 кв. 1999 г.
|
ДЭП, ДФ
|
г) Положение "Об
инвестиционной программе Нижегородской области"
|
3 кв. 1999 г.
|
ДЭП, ДФ
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-
1. Полное название
Программы: "Региональная Программа стимулирования инвестиций в
Нижегородской области на 1999 - 2001 годы".
2. Принятие решения о разработке
Программы: Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Администрацией Нижегородской области о разграничении полномочий в
инвестиционной деятельности и структурной политике от 8 июня 1996
года.
Распоряжение Администрации
Нижегородской области от 28 июня 1996 года № 856-р "О
мероприятиях по реализации Соглашений между Правительством Российской
Федерации и Администрацией Нижегородской области".
Закон области "О гарантиях
частных инвестиций в Нижегородской области".
3. Постановление об утверждении
Программы. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской
области от 30 марта 1999 года № 74.
4. Цели Программы:
- оценка инвестиционного потенциала
Нижегородской области;
- совершенствование процесса
привлечения инвестиций в Нижегородскую область и расширение перечня
потенциальных источников инвестиций;
- участие государства в активизации
инвестиционной деятельности в Нижегородской области;
- расширение направлений эффективного
применения инвестиций.
5. Срок выполнения Программы: 1999 -
2001 годы.
6. Орган программно - целевого
управления (заказчик): Администрация Нижегородской области.
7. Основные разработчики Программы:
департамент экономики и прогнозирования Администрации Нижегородской
области с участием других подразделений Администрации.
8. Руководитель Программы: Губернатор
Нижегородской области.
9. Исполнители основных мероприятий
Программы: департамент экономики и прогнозирования, департамент
промышленности, департамент поддержки и развития предпринимательства
Администрации Нижегородской области с участием других подразделений
Администрации, экономические службы исполнительных органов власти
местного самоуправления, Торгово - промышленная палата Нижегородской
области, Нижегородская Ярмарка, коммерческие и научные организации.
10. Объемы и источники финансирования
Программы: объемы финансирования будут определены по итогам
выполнения программных мероприятий 1999 года. Программа будет
финансироваться за счет внебюджетных источников и целевых
ассигнований из федерального, областного и местных бюджетов.
11. Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы: создание необходимых условий для
широкомасштабного развития инвестиционного процесса в Нижегородской
области; ликвидация узких мест, препятствующих привлечению инвестиций
в экономику области; улучшение инвестиционного капитала Нижегородской
области; рост инвестиций за счет прежде всего внебюджетных
источников.
-
I. ВВЕДЕНИЕ
-
Перед Администрацией
Нижегородской области в сфере инвестиционной политики стоят следующие
задачи:
- разработка стратегии развития
инвестиционной деятельности;
- наличие достоверной и полной
информации об инвестиционном потенциале Нижегородской области как в
территориальном, так и в отраслевом разрезе;
- разработка программы действий по
созданию и продвижению имиджа Нижегородской области как в рамках
Российской Федерации, так и в мире;
- формирование развитой рыночной
инфраструктуры, позволяющей осуществлять продуктивные контакты с
инвесторами;
- повышение уровня готовности
большинства предприятий к привлечению и эффективному использованию
инвестиций;
- создание отработанной системы
гарантий в отношении инвесторов.
Решение проблемы стимулирования
инвестиций целесообразно проводить в 2 основных этапа:
1. Оценка собственного
инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон области.
2. Разработка и реализация стратегии
регионального развития, предусматривающая целый комплекс постоянно
реализуемых маркетинговых, организационно - технических мер по
привлечению инвестиций в Нижегородскую область.
Предлагаемая Программа ориентируется
на реализацию первого этапа и частично второго этапа. Ряд программных
мероприятий будет продолжать реализовываться и после 2001 года.
-
II. НАЗНАЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
-
"Региональная
Программа стимулирования инвестиций в Нижегородской области в 1999 -
2001 годах" (далее - Программа) разработана на основании
распоряжения Губернатора Нижегородской области от 28 июня 1996 года N
856-р "О мероприятиях по реализации Соглашений между
Правительством Российской Федерации и Администрацией Нижегородской
области", а также в целях реализации Закона Нижегородской
области от 16.12.1996 № 54-З "О гарантиях частных инвестиций в
Нижегородской области".
Целями Программы являются:
- оценка инвестиционного потенциала
Нижегородской области;
- совершенствование процесса
привлечения инвестиций в Нижегородскую область и расширение перечня
потенциальных источников инвестиций;
- участие государства в активизации
инвестиционной деятельности в Нижегородской области;
- расширение направлений эффективного
применения инвестиций.
Программные мероприятия составлены с
учетом уже достигнутых Нижегородской областью успехов в привлечении
инвестиций, но акцентируют внимание на новых возможных направлениях
деятельности Администрации и предприятий Нижегородской области,
реализацию которых целесообразно осуществить в 1999 - 2001 годах.
Мероприятия составлены на основе существующего регионального
российского и международного опыта; ниже приводятся в основном те из
них, которые носят инновационный характер и практическая реализация
которых в 1999 - 2001 годах возможна и целесообразна.
Выполнение данной Программы позволит
осуществить систематизацию и координацию проводимой в разных отраслях
экономики Нижегородской области деятельности по стимулированию и
повышению эффективности инвестиций.
Реализация мероприятий Программы
будет производиться подразделениями Администрации с привлечением
независимых организаций и институтов, а также (при наличии
соответствующих оснований) вновь созданными организациями
(подразделениями Администрации, государственными предприятиями).
-
III. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
-
1. ОЦЕНКА И
УВЕЛИЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОБЛАСТИ. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
СИЛ
-
В последние годы
усилилась тенденция образования депрессивных районов в пределах
практически всех субъектов Российской Федерации.
В результате каждый субъект Федерации
(не только Нижегородская область) имеет несколько депрессивных
районов, в которых остановились или близки к этому предприятия.
Положение усугубляется тем, что, кроме этих предприятий, в
муниципальном образовании практически не существует других
реципиентов рабочей силы и налогоплательщиков. Непроизводственная
сфера в этих районах не может развиваться, так как уровень доходов
населения (ранее в основном связанного с градообразующим
предприятием) является для этого недостаточным. Миграция не является
возможной для провинциальной России в силу целого ряда объективных
причин.
В результате государство:
а) недополучает налоги;
б) вынуждено направлять дотации
бюджету депрессивного района;
в) вынуждено тратить бюджетные
средства на приемку соцкультбыта, консервацию производственных
мощностей, сохранение энергетических сетей;
г) тратит средства на пособия
безработным и их трудоустройство.
Одним из вариантов развития
депрессивных территорий является создание новых предприятий. Они
должны создаваться как на базе существующих производств (так как
ориентация на специализацию объективно приведет к уменьшению
используемых площадей), так и на пустом месте (в западной
терминологии для этого используется термин greenfields - "зеленые
площадки").
Программой предусматриваются
мероприятия по стимулированию развития новых производств (помимо
создания бизнес - карт, образования точечных свободных экономических
зон (далее СЭЗ), завершения незавершенного строительства и других
мероприятий, не имеющих непосредственно территориальной специфики).
-
1.1. Бизнес - карты
(карты делового потенциала)
Нижегородской области
-
Одним из необходимых
элементов развития деловой и инвестиционной инфраструктуры страны,
регионы, отдельной территории является оценка и анализ имеющихся
ресурсов и возможностей, а также проведение комплекса мероприятий по
их развитию. Конечным и в то же время основополагающим продуктом
таких исследований являются бизнес - карты (иначе - карты делового
потенциала). Бизнес - карта показывает на средства, запасы,
возможности, источники экономической деятельности, дающей прибыль.
Предприниматели по своему усмотрению выбирают тот или иной бизнес -
ресурс и развивают его.
Главная цель разработки бизнес -
карты Нижегородской области - показать широкому кругу отечественных и
иностранных предпринимателей бизнес - ресурсы области с целью их
наилучшего использования, обеспечить эффективное использование и
развитие экономического потенциала каждого города и района.
Макет бизнес - карты Нижегородской
области структурно обозначает основу аналитического и прогнозного
описания бизнес - ресурсов области и предназначен для разработки как
в целом по области, так и по каждому городу и району.
Планируемый результат - получение
актуализированного, ежегодно обновляемого банка данных о деловом
потенциале области.
Большинство мероприятий будет
проводиться силами местных администраций при методологической и
информационной поддержке областных структур.
Планируемый результат - оценка
делового потенциала, сильных и слабых сторон всех территорий области,
повышение инвестиционной привлекательности городов и районов для
внешних и внутренних инвесторов.
-
1.2. "Зеленые
площадки"
-
Для ряда инвесторов
(особенно иностранных) предпочтительным является реализация
инвестиционных проектов на свободных площадях (greenfields - "зеленые
площадки"), т.е. неиспользуемые свободные земли на территории
области.
Главная цель - привлечение (в первую
очередь внешних) инвесторов, заинтересованных в самостоятельном
определении развития своих инвестиционных проектов.
Первоначально будет создан банк
данных "зеленых площадок", предлагаемых инвесторам. Это
позволит предоставить возможность выбора как для новых инвесторов,
так и выбрать наиболее приемлемые площадки для уже ведущих свою
деятельность в Нижегородской области.
В зависимости от конкретной ситуации
для инвестора возможны будут налоговые льготы в соответствии с
законодательством области.
Планируемый результат - создание не
менее 1 - 2 новых производств ежегодно, начиная с 2000 года.
-
1.3. Зоны свободного
предпринимательства (ЗСП)
и территориально - производственные
зоны (ТПЗ)
-
В ряде районов и
предприятий требуется создание зон свободного предпринимательства и
территориально - производственных зон, в первую очередь - в
депрессивных районах с высокой безработицей (тогда возможно
стимулирование налоговыми льготами для новых производств, которые не
приведут к бюджетным потерям в настоящем (так как таких предприятий
сейчас нет), но позволят увеличить выгоды инвесторов открывать
производство в требуемом районе).
Необходимо формирование системы
экономических и организационных мер государственной поддержки и
влияния путем введения льготного режима хозяйствования в рамках
территориально - производственных зон (далее ТПЗ), создаваемых на
базе промышленных предприятий, и зон свободного предпринимательства
(далее ЗСП), создаваемых на отдельных участках территории
Нижегородской области.
-
Цели, на достижение
которых направлены
создаваемые СЭЗ
Точечные СЭЗ (ТПЗ)
|
Зоны свободного
предпринимательства |
1. Реструктуризация предприятия
и структурная перестройка производства
|
1. Реструктуризация
предприятий и объектов инфраструктуры города (района)
|
2. Стимулирование развития
и поддержки предпринимательства
|
2. Стимулирование развития
и поддержки предпринимательства
|
3. Создание механизма
финансовой и экономической поддержки предприятий
за счет привлечения инвесторов и сторонних
производителей
|
3. Увеличение доходной базы
города (района)
|
4. Сохранение и
увеличение занятости
|
4. Сохранение и
увеличение занятости
|
5. Привлечение
дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для
экономики предприятия и для экономики региона в целом
|
5. Привлечение
дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для
развития региона в целом
|
6. Техническое перевооружение
и модернизация имеющегося оборудования
|
6. Создание новых производств
|
7. Создание новых производств
|
|
А) Зоны свободного
предпринимательства. Необходимым условием образования конкретной ЗСП
является получение экономического и бюджетного эффекта. ЗСП не будут
являться способом ухода от налогов, налоговые льготы получат лишь
предприятия, ведущие свою деятельность и вкладывающие инвестиции на
территории зон.
ЗСП могут охватывать целые районы
области, части их территорий, отдельные населенные пункты. Этот
механизм может использоваться для обеспечения более целенаправленного
развития территории ЗСП, в частности для реструктуризации в заданном
направлении уже существующих в ЗСП предприятий и объектов
инфраструктуры.
Режим ЗСП не потребует выделения в
натуре и ограждения территории (кроме иных целей, например
обеспечения сохранности имущества).
Инвестиционная привлекательность ЗСП
обеспечивается перечнем льгот, действующих для участников ЗСП.
Кроме налоговых, предусмотрен
перечень других льгот, объем которых будет определяться для каждой
ЗСП. Программой не предусмотрено полное освобождение от налогов
участников зон, поэтому за счет увеличения налогового потенциала ЗСП
местные и областные органы власти уже в период функционирования зон
смогут получить увеличение поступлений в свои бюджеты.
Б) Точечные СЭЗ (ТПЗ). Образование
точечных СЭЗ (ТПЗ) позволяет достичь баланса интересов собственников
базового предприятия, государства и инвесторов. Образование точечных
СЭЗ на территории Нижегородской области облегчается тем, что в
области уже несколько лет функционируют ТПЗ.
Фактически образование точечных СЭЗ
на базе отдельных предприятий является способом привлечения
инвестиций на предприятия, а также решения других задач без
значительных финансовых затрат со стороны государства.
Точечная ЗСП (ТПЗ) создается на базе
предприятий оборонных отраслей промышленности Нижегородской области в
целях:
- структурной перестройки
производства;
- стимулирования развития и поддержки
малого и среднего предпринимательства;
- создания механизма поддержки
предприятий оборонных отраслей промышленности за счет привлечения
сторонних производителей на неэффективно используемые
производственные площади базового предприятия;
- сохранения кадрового потенциала
предприятий оборонных отраслей промышленности;
- стабилизации социально -
экономической обстановки в регионе.
Планируемый результат - увеличение
производства на 10% ежегодно, увеличение количества участников ТПЗ на
10 ежегодно, развитие инфраструктуры депрессивных районов.
-
2. ПОВЫШЕНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
-
Прямые инвестиции
являются наиболее эффективным средством развития и структурной
реформы экономики. Однако в России процесс приватизации в некоторых
случаях не только не способствовал получению инвестиций, но даже
сократил возможности предприятий по привлечению сторонних инвесторов.
Привлечение инвестиций является
жизненно необходимым для большинства предприятий, в особенности
мелких и средних. Основными потенциальными формами инвестиций для них
являются:
кредиты банков;
привлечение стратегического инвестора
или стратегическое партнерство;
увеличение акционерного капитала или
выпуск облигаций;
продажа, лизинг, аренда
неиспользуемых мощностей.
-
Сводная таблица
источников финансирования
|
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Крупные предприятия |
Банковские кредиты
|
x
|
x
|
x
|
Различные долговые
ценные бумаги
|
|
x
|
x
|
Стратегические инвестиции
|
x
|
x
|
x
|
Прямые инвестиции
|
x
|
x
|
x
|
Портфельные инвестиции
|
|
|
x
|
Наиболее
инвестиционно привлекательными являются предприятия, проводящие
политику информационной открытости. Расширить группу этих предприятий
можно лишь объединив усилия инвесторов, участников фондового рынка и
банков с одной стороны, администраций и регулирующих органов с другой
стороны и самих эмитентов (реципиентов инвестиций).
Цели развития инвестиционной
привлекательности предприятий:
- создание предпосылок для
привлечения в будущем акционерного капитала и кредитов;
- создание возможностей для
инвесторов получать объективную информацию о потенциальном объекте
инвестирования.
Главной задачей Администрации в этом
направлении станет создание системы взаимодействия областной
Администрации, инвесторов и предприятий, прозрачной и понятной для
всех ее участников.
Произойдет изменение направлений
поддержки инвестиционных проектов предприятий от финансирования
проектов за счет бюджетных средств на содействие в привлечении
стратегических инвесторов и банковских кредитов, а также развитии
рынка ценных бумаг предприятий.
В дальнейшем с участием Администрации
будут реализовываться следующие мероприятия по созданию условий для
повышения инвестиционной привлекательности предприятий.
-
2.1. Создание бизнес
- профилей ведущих предприятий
области в отраслевом разрезе
-
Бизнес - профили
ведущих предприятий области станут средством повышения инвестиционной
привлекательности предприятий.
В бизнес - профилях будет отражаться
информация об инвестиционной активности и привлекательности
предприятий.
Главная цель - распространение
профилей среди потенциальных инвесторов по существующим каналам.
Планируемый результат - получение более полной информации для
представления потенциальным инвесторам.
-
2.2.
Совершенствование бизнес - планов предприятий.
Составление банка данных
инвестиционных проектов
-
При наличии целого
ряда сборников инвестиционных проектов, разработанных рядом
подразделений Администрации и научных институтов, практическая
реализация подавляющего большинства проектов невозможна в силу
следующих причин:
- сборники составлены на основе
данных предприятий, правильность расчетов и возможности минимизации
расходов не проверялись;
- по большинству предложенных
проектов нет ТЭО и проектно - сметной документации;
- по большинству предложенных
проектов не проводились маркетинговые исследования;
- большинство предприятий,
предложивших проекты, не готовы вложить в них собственные или заемные
средства (в необходимых размерах);
- в большинстве предложенных проектов
предусматриваются инвестиции во все предприятие, а не в отдельный
проект, что многократно увеличивает стоимость проектов и делает их
нереализуемыми;
- для большинства предложенных
проектов предприятие - реципиент не готово предоставлять контроль за
ходом реализации проекта;
- для большинства предложенных
проектов единственной приемлемой для реципиента формой инвестирования
является кредит (или безвозвратное финансирование);
- по большинству предложенных
проектов предприятия - реципиенты не обладали ликвидными залогами, не
проходили аудит и не представляли необходимые для инвестора данные.
Главная цель - при наличии
заинтересованности ряда финансовых и кредитных организаций (которая
будет увеличиваться при снижении инфляции и повышении инвестиционной
привлекательности предприятий Нижегородской области) подготовка и
отбор инвестиционных проектов и бизнес - планов, соответствующих
требуемым стандартам.
Цели подготовки и отбора
инвестиционных предложений и бизнес - планов потенциальных
реципиентов инвестиций:
содействие Администрации области в
привлечении инвестиций через международные и отечественные финансовые
и инвестиционные организации;
подготовка реципиентов Нижегородской
области для включения в международные и отечественные финансовые и
инвестиционные потоки;
привлечение инвестиций предприятиями
и результаты совершенствования предоставляемой информации;
оценка возможностей предприятий для
последующего предоставления льгот, включения в инвестиционные
программы области и т.д.
В зависимости от производственного
потенциала и финансового состояния предприятиям Нижегородской области
могут быть оказаны следующие формы поддержки (через подразделения
Администрации или научные институты):
- представление предприятиям
стандартов выполнения бизнес - планов и инвестиционных предложений
(для большинства предприятий области);
- содействие в разработке бизнес -
планов (методическое, техническое, организационное - для большинства
предприятий области) в соответствии с требуемыми стандартами;
- представление бизнес - планов
потенциальным инвесторам (по важным для области предприятиям, в
частности, автомобильной, пищевой, лесной или легкой промышленности);
- экспертиза и содействие в
экспертизе бизнес - планов.
Обобщенный перечень инвестиционных
проектов, предлагаемых для реализации, с указанием объемов и сроков
реализации будет служить основой для разработки инвестиционной
программы области.
Следующим направлением станет
организация периодической (а затем и постоянно действующей) выставки
инвестиционных проектов. Создаваемая на базе Нижегородской ярмарки
или ТПП, она позволит продемонстрировать потенциальным инвесторам все
достоинства разработанных проектов.
Планируемый результат - повышение
качества подготовки бизнес - планов и эффективности реализации
инвестиционных проектов.
-
2.3. СОЗДАНИЕ БАНКА
ДАННЫХ СВОБОДНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛОЩАДЕЙ
-
В целях
стимулирования инвестиционной деятельности необходимо сформировать
банк данных об имеющихся на территории области свободных
производственных площадях.
Обобщенный перечень свободных
производственных площадей на территории области послужит основой для
разработки каталога свободных производственных площадей.
Главная цель - распространение
каталога среди потенциальных инвесторов по существующим каналам.
Планируемый результат - получение
полной информации об имеющихся свободных производственных площадях на
территории Нижегородской области.
-
2.4. РАЗВИТИЕ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОНДОВОГО РЫНКА
-
Повышение
эффективности использования инфраструктуры фондового рынка позволит
активизировать процесс привлечения инвестиций в экономику
Нижегородской области.
Главная цель - обеспечить развитие
инфраструктурных составляющих фондового рынка.
Для достижения данной цели
необходимо:
- раскрытие информации о фондовом
рынке в зависимости от групп пользователей;
- проведение мониторинга фондового
рынка;
- построение работы с эмитентами,
направленной на рост количества акционеров и увеличение доли мелких
акционеров;
- содействие в создании
инфраструктурных условий для появления рынка долговых ценных бумаг.
Планируемый результат -
стимулирование инвестиционной деятельности на территории
Нижегородской области посредством развития регионального фондового
рынка.
-
3. УЛУЧШЕНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ОБЛАСТИ
-
К традиционным
методам этой сферы деятельности относятся: участие в российских и
инвестиционных форумах, участие в международных информационных базах
данных, участие в публикациях в международных изданиях, в подготовке
материалов по инвестиционному представлению области.
Данное направление включает также
работу по следующим направлениям:
- консультационное содействие
Администрации области реципиентам в продвижении проектов и программы;
- формирование инвестиционных
портфелей из проектов и программ, входящих в Инвестиционную программу
Нижегородской области и представление их инвесторам;
- организация контактов органов
местного самоуправления и предприятий области с инвесторами для
совместного инициирования и реализации проектов и программ;
- содействие организации
инвестиционного маркетинга для предприятий, а также городов и районов
области;
- формирование инфраструктуры
инвестиционной деятельности.
-
3.1. ПОВЫШЕНИЕ
УПРАВЛЯЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫМ
ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНЕ
-
Основными
направлениями централизованного управления инвестиционным процессом
являются:
создание благоприятных внешних
условий для инвестиций в область;
планирование бюджетной политики в
области инвестиций;
привлечение инвестиций в ключевые для
области отрасли;
оказание помощи предприятиям в
привлечении и использовании инвестиций;
привлечение в область инвестиций и
постоянная работа с ними.
Повышение роли государства в
инвестиционном процессе и эффективном размещении капитала будет
способствовать четкому разграничению государственного финансирования
по направлениям: с одной стороны, коммерчески окупаемым, а с другой -
бесприбыльным социально значимым инвестиционным проектам.
А) Структура управления
инвестиционным процессом. Для динамичного развития инвестиционной
деятельности по коммерческим инвестиционным проектам не менее важно и
формирование рынка предложений эффективных инвестиционных проектов,
доступных частному капиталу.
С этой целью Администрация
Нижегородской области формирует свой банк данных инвестиционных
проектов, который размещен в сети Интернет.
Б) Продвижение проектов на
федеральный и международный уровни.
При огромной потребности в
инвестиционных ресурсах существует, тем не менее, и невостребованное
предложение капитала. В этих условиях задачей как Администрации, так
и предприятий является организация получения этих, в основе своей
дешевых инвестиций.
Возможные направления вхождения в
существующие инвестиционные потоки:
- кредиты МБРР, ЕБРР, МФК и других
международных институциональных кредиторов;
- средства и гарантии бюджета
развития Российской Федерации;
- средства венчурных фондов;
- (в основе своей связанные) кредиты
западных банков.
Формируемая система управления
инвестиционной деятельности предполагает создание банка данных как
предлагаемых проектов, так и перечня возможных инвесторов.
В) Формирование инфраструктуры
инвестиционной деятельности. Завершит формирование системы
информационного и делового сотрудничества выбор или создание
структур, уполномоченных за развитие какого-либо направления
инвестиционной деятельности (консалтинговых фирм, банков,
инвестиционных банков, финансовых организаций, страховых компаний).
Планируемый результат - сокращение
спада внутренней инвестиционной активности в Нижегородской области,
увеличение объемов внешних и иностранных инвестиций в Нижегородскую
область.
-
3.2. ВЫПУСК
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ИНВЕСТИЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ
-
В области на
протяжении нескольких последних лет уже предпринимались попытки
выпуска специализированных изданий, брошюр и каталогов.
Специализированный инвестиционный бюллетень, не подменяя последних,
придаст процессу представления инвестиционных потребностей и
возможностей области систематический и более профессиональный
характер.
Главная цель - представление
Нижегородской области как региона, благоприятного для инвестирования,
оценка происходящих изменений в инвестиционной сфере, характеристика
отраслей, эмитентов, районов области.
Вид - электронный и бумажный.
Электронный - в Интернете, бумажный - для руководства области (для
представления банкам, иностранным гостям и другим потенциальным
инвесторам).
Пользователи - потенциальные и
реальные инвесторы (портфельные и стратегические).
Кроме бюллетеня, по запросам
инвесторов, планируется предоставление и иных информационно -
справочных материалов.
Планируемый результат - увеличение
количества потенциальных инвесторов, установивших контакты с
Нижегородской областью, на 20% ежегодно.
-
3.3. ПОВЫШЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ И
УПРОЩЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
-
Среди целого ряда
причин, препятствующих реальным инвестициям (в основном небольшим - 2
- 20 миллионов долларов), значимыми для выбора инвестором той или
иной конкретной территории (района, города) являются:
- высокие стартовые накладные
расходы, длительность цикла выхода на производство;
- отсутствие приемлемых для инвестора
(по цене или иным причинам) объектов инвестирования;
- гарантии (или хотя бы прогнозы)
стабильности.
Чтобы получить разрешение на
землеотвод и начать строительство, нужно пройти около 30 инстанций.
Процесс предельно бюрократизирован и может тянуться годами.
Большинство согласований, разрешений являются платными (но данные о
стоимости услуг не являются открытыми). Регламентирующие и
ограничивающие нормы и стандарты разрознены по ведомственным
положениям и инструкциям, часто являются чрезмерными.
В то же время на большинстве
территорий области (городов, районов) наблюдается промышленный и
инвестиционный спад.
Главная цель - обеспечить необходимые
условия для инвестирования в проекты, сократить период согласований,
уменьшить затраты инвесторов на реализацию проектов.
Развивающие Закон области "О
гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области"
нормативные акты создадут необходимую правовую основу для
регламентации инвестиционного процесса в области и развития отдельных
территорий. Но для привлечения конкретных инвестиций на территорию
области необходимо реализовать ряд мероприятий экономического
характера.
Основные направления этих мероприятий
состоят в следующем:
1. Процедуры предоставления земли под
застройку будут открытыми и ясными, будет в максимальной степени
упрощен процесс получения согласований и разрешений.
2. Требования к использованию участка
будут гибкими, закрепляющими только важнейшие принципы застройки,
чтобы не препятствовать инвестору - застройщику в реализации
инвестиционного проекта.
3. В документах на предоставление
участка будут четко и однозначно определены права инвестора -
застройщика на земельный участок.
4. Инвестор - застройщик будет иметь
возможность получить от местных органов власти исчерпывающую
информацию о размерах всех платежей.
5. По отдельным объектам будет
подготовлена исходно - разрешительная документация (ИРД), уже
содержащая в себе результаты необходимых согласований.
Планируемый результат - создать
благоприятные условия для инвесторов, равные существующим в
инвестиционно привлекательных субъектах Федерации.
-
3.4. РАЗРАБОТКА
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
-
Инструментом,
балансирующим возможности государства по поддержке проектов и запросы
реципиентов инвестиций, должна стать инвестиционная программа
Нижегородской области.
В состав инвестиционной программы
войдут инвестиционные проекты предприятий Нижегородской области.
Инвестиционная программа должна формироваться на конкурсной основе и
состоять из 2 частей - социальной и коммерческой.
-
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ:
-
- составление
перечня приоритетных для экономики области проектов;
- проведение экспертизы и проработка
вопросов финансирования по каждому проекту;
- осуществление мониторинга
реализации проектов.
Планируемый результат - ежегодное
принятие инвестиционной программы Нижегородской области.
-
3.5. ФОРМИРОВАНИЕ
БЮДЖЕТА РАЗВИТИЯ
-
Основным
инструментом региональной инвестиционной политики должен стать бюджет
развития. Областной бюджет развития Нижегородской области является
составной частью областного бюджета Нижегородской области в части
средств, предназначенных на инвестиционные цели. Безусловно, этот
инструмент предполагается использовать только в комплексе с рядом
других инвестиционных источников, таких как:
собственные средства предприятий;
инвестиционные ресурсы коммерческих
банков;
иностранные инвестиции.
Только при таком подходе можно
добиться наиболее значительного эффекта от инвестируемых средств.
Главная цель - обеспечение
финансовыми средствами приоритетных для государства инвестиционных
проектов.
Направления расходования средств
бюджета развития:
- на реализацию инвестиционной
программы Нижегородской области;
- образование залогового фонда;
- на реализацию программы
стимулирования инвестиций.
Планируемый результат - подобный
подход к формированию бюджета развития позволит предотвратить
дальнейший спад инвестиционной активности в Нижегородской области.
-
3.6. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
16 декабря 1996 года
Законодательным Собранием области принят Закон "О гарантиях
частных инвестиций в Нижегородской области". Он имеет рамочный
характер и предусматривает возможность установления для инвесторов
льготных налоговых ставок, предоставления льготных займов и
поручительств по ним, таможенных и нефинансовых льгот, а также
принятия властями имущественных и правовых гарантий по обязательствам
инвесторов.
В целях развития данного Закона
необходимо разработать и принять следующие нормативно - правовые
акты:
А) Закон области "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской
области".
Целью настоящего Закона является
определение правовых основ инвестиционной деятельности, форм и
способа получения мер государственной поддержки.
Б) Закон области "О зонах
экономического развития на территории Нижегородской области".
Целью настоящего Закона является
определение правовых и организационных основ создания,
функционирования и ликвидации зон экономического развития на
территории Нижегородской области.
В) Положение "Об инвестиционной
программе Нижегородской области".
Целью настоящего Положения является
описание порядка формирования реализации инвестиционной программы.
Г) Закон области "О бюджете
развития Нижегородской области".
Целью Закона является определение
принципов и механизма формирования и исполнения инвестиционного
бюджета (бюджета развития) области.
-
IV. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
-
Основным
координатором Программы будет являться департамент экономики и
прогнозирования Администрации области.
Реализация Программы на первом этапе
будет осуществляться в рамках текущей деятельности подразделений
Администрации.
Программа имеет внутренний механизм
достижения программных целей. При разработке Программы было построено
"дерево целей", определены целевые задачи и показатели.
Программные мероприятия объединены в систему и сгруппированы в
соответствии с основными задачами, решение которых необходимо для
реализации поставленных целей. Потребности в ресурсах, сроки и этапы
осуществления Программы определены с учетом необходимости выполнения
всех запланированных мероприятий.
Государственный заказчик несет
ответственность за своевременное выполнение Программы, рациональное
использование выделенных бюджетных средств.
Контроль и анализ хода реализации
Программы осуществляется государственным заказчиком по всему
комплексу соответствующих программных мероприятий независимо от
источников финансирования.
-
V. ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Бюджетный и
экономический эффект при реализации Программы достигается за счет
активизации экономической деятельности в области, повышения
эффективности экономических механизмов, координации и систематизации
проводимых исполнителями мероприятий.
В Программе предусмотрены следующие
источники финансирования намечаемых мероприятий:
федеральный бюджет;
областной бюджет;
местные бюджеты;
внебюджетные источники.
Часть программных мероприятий имеет
концептуальный характер. Предусматривается периодически
детализировать их в перечне конкретных мероприятий по стимулированию
инвестиций, в том числе с учетом изменения ситуации в экономике
области.
В основу механизма финансирования
заложен инвестиционно - программный принцип, который предполагает
многоканальное инвестирование (из различных финансовых источников)
конкретных мероприятий и проектов. Данный принцип направлен на
расширение возможностей финансирования программы и использование
денежных средств по целевому назначению.
Потребность в бюджетных ресурсах
должна ежегодно уточняться при подготовке бюджетной заявки на
предстоящий финансовый год.
-
VI. ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Оценка эффективности
осуществления Программы будет проводиться ежегодно, а также при
реализации основных мероприятий программы. Основными критериями
эффективности Программы будут:
- повышение инвестиционной
активности;
- увеличение количества инвесторов и
реципиентов;
- расширение географии поступающих
инвестиций;
- увеличение поступлений в бюджет;
- уменьшение безработицы и рост
занятости.
По отдельным подпрограммам и проектам
критериями эффективности являются:
увеличение объема выпуска продукции;
увеличение суммы прибыли;
создание (сохранение) рабочих мест;
ввод в эксплуатацию новых фондов и
повышение уровня освоения действующего производства;
вовлечение в хозяйственный оборот
новых ресурсов.
-
|