Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 07.04.1999 № 81


"О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2000 ГГ."


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области.









АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 7 апреля 1999 г. № 81




О ПРОГРАММЕ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 -
2000 ГГ.






В условиях
становления рыночной экономики и усиления конкуренции на рынке труда
особое значение приобретает проблема безработицы среди женщин,
которые составляют большую часть в общем числе зарегистрированных
безработных в Нижегородской области.


В целях совершенствования работы по
содействию занятости женщин, относящихся к наиболее уязвимой
категории населения на рынке труда, администрация Нижегородской
области постановляет:


1. Утвердить Программу содействия
занятости женщин Нижегородской области на 1999 - 2000 годы
(прилагается).


2. Рекомендовать органам местного
самоуправления районов и городов области:


2.1. Обеспечить разработку и
реализацию мероприятий, направленных на выполнение основных положений
Программы.


2.2. Способствовать сохранению и
созданию дополнительных рабочих мест для женщин, прежде всего в сфере
социальных услуг, бытового обслуживания населения.


2.3. Содействовать возрождению
народных промыслов и ремесел, организации надомничества с
преимущественным применением женского труда.


2.4. Предусмотреть меры
стимулирования работодателей, создающих рабочие места с гибким
графиком для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.


3. Департаменту федеральной
государственной службы занятости населения по Нижегородской области,
начиная со второго полугодия 1999 года, осуществлять ежеквартальный
мониторинг регистрируемой безработицы женщин Нижегородской области.


4. Департаменту поддержки и развития
предпринимательства (Буланов В.А.) совместно с департаментом
федеральной государственной службы занятости населения по
Нижегородской области (Солоничева В.Я) расширить систему
консультирования и обучения женщин, желающих заняться
предпринимательской деятельности.


5. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на департамент федеральной государственной
службы занятости населения по Нижегородской области.






Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ














Утверждено


постановлением


администрации области


от 07.04.1999 № 81






ПРОГРАММА


СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 -
2000 ГОДЫ






ПАСПОРТ


ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ЖЕНЩИН


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2000
ГГ.








































Наименование Программы


Программа содействия занятости
женщин
Нижегородской области на 1999-2000 гг.


Основание для

разработки Программы


Закон Российской Федерации "О
занятости
населения в РФ" (ст. 15 в редакции Закона

от 20.04.1996 № 36-ФЗ)


Разработчик Программы


Департамент федеральной
государственной
службы занятости населения по

Нижегородской области.


Цели и задачи

программы


Повышение экономической
активности женщин,
реализация их делового потенциала,

сдерживание роста женской безработицы.
Создание
условий для повышения конкуренто-
способности женщин на
областном рынке труда.
Повышение трудовой мобильности женщин.

Создание условий для развития женского

предпринимательства, малого бизнеса и
самозанятости.


Сроки реализации

Программы


В течение 1999 - 2000 гг.


Источники

финансирования
программы


Финансовые затраты будут
осуществляться за
счет средств Государственного фонда

занятости населения по Нижегородской области,
местных
бюджетов и работодателей в рамках
реализации программы
содействия занятости
населения Нижегородской области на

1999 - 2000 гг.


Основные ожидаемые

результаты реализации
Программы


Реализация программы позволит:
трудоустроить
при посредничестве службы занятости в 1999

году 27 тыс. женщин, в 2000 году 27 тыс.
женщин;
обеспечить участие в общественных
работах в 1999 году 9
тыс. женщин, в 2000
году 10 тыс. женщин; направить на
профобуче-
ние в 1999 году 5,5 тыс. женщин, в 2000 году
5,4
тыс. женщин; охватить профориентационны-
ми услугами в 1999
году 57 тыс. женщин, в
2000 году 58 тыс. женщин; поддержать
доходы
в 1999 году 24 тыс. безработных женщин, в
2000
году 29 тыс. безработных женщин.


Контроль за

реализацией
Программы


Контроль за реализацией
программы
осуществляет служба занятости населения

Нижегородской области, областной

координационный комитет содействия занятости
населения.






Примечание.
Прогнозные оценки и ожидаемые результаты реализации Программы могут
корректироваться в зависимости от состояния социально - экономической
ситуации в области.






ВВЕДЕНИЕ






Роль женщин в
обществе во многом определяется их экономической активностью,
трудовой и профессиональной мобильностью. В то же время в условиях
перехода экономики на рыночные отношения реализация трудовых и
профессиональных навыков женщин сталкивается с большими сложностями.


Такое положение во многом
обусловливается демографической ситуацией. В области сложилось
неблагоприятное соотношение полов в составе населения. В общей
численности населения удельный вес женщин составляет 54,2 процента,
или 2024 тыс. человек, в то же время в числе трудоспособного
населения женщины составляют 47,8 процента, или 993 тыс. человек.


Надежды на то, что переход экономики
на рыночные отношения позволит покончить с двойной загрузкой женщин и
оптимизирует структуру занятости населения, не оправдались. Повышение
стоимости жилья, частичная платность образования, медицинских услуг и
т.д. увеличили потребности семей в доходах. Поэтому, чтобы поддержать
приемлемый уровень благосостояния семьи, необходим, как правило
заработок двух трудоспособных членов семьи: мужа и жены.


Таким образом, сложившиеся условия
способствовали активизации женщин на рынке труда. В первом полугодии
1998 года по сравнению с 1995 годом удельный вес женщин, которые
длительное время не работали, а также ранее не приступали к трудовой
деятельности, в общем числе женщин, обратившихся в службу занятости,
увеличился с 24,4 процента до 36,3 процента.


Программа содействия занятости женщин
Нижегородской области на 1999 - 2000 годы содержит основные
направления работы службы занятости и ее социальных партнеров по
обеспечению рациональной занятости женщин, учитывает меры,
предусмотренные в областной программе содействия занятости населения
на 1999 - 2000 годы, а также в аналогичных районных и городских
программах.






ЗАНЯТОСТЬ ЖЕНЩИН В
УСЛОВИЯХ


РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ






Анализ женской
занятости показывает, что за последние годы доля работающих женщин в
общем числе работающих неуклонно сокращалась. Так, если на 01.01.1996
эта доля составляла 53,3 процента, то на 01.01.1998 - 52,8 процента,
при этом абсолютное количество работающих женщин за указанный период
уменьшилось на 137,8 тыс. человек, или в 1,3 больше, чем среди
мужчин.


Анализируя структуру занятости женщин
в разрезе основных отраслей экономики, следует отметить, что труд
женщин преобладает в таких традиционных "женских" отраслях,
как здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное
обеспечение (85,1% от общего числа работающих в отрасли), образование
(80,0%), финансы, кредит страхование, пенсионное обеспечение (78,0%),
торговля, общественное питание, материально - техническое снабжение,
сбыт, заготовки (76,6%), связь (67,8%).


Для женщин процесс перехода экономики
на рыночные отношения оказался гораздо более болезненным, чем для
мужчин. Так, если за последние три года в среднем показатель
трудоустройства (отношение числа обратившихся в службу занятости к
числу трудоустроенных) составил среди мужчин 54,9 процента, то среди
женщин - 49,7 процента.


Анализ существующей структуры
свободных рабочих мест также свидетельствует о неблагоприятной
перспективе трудоустройства женщин, поскольку порядка 80 процентов
вакансий, заявляемых в службу занятости, предназначены для работников
физического труда и, следовательно, в своем большинстве не приемлемы
для сферы приложения женского труда.


Как показывает практика, мужчины
чаще, чем женщины, увольняются по собственному желанию, а женщины
чаще, чем мужчины, высвобождаются по инициативе администрации.


За три года из общего числа
намеченных к высвобождению работников, 60 процентов составляют
женщины и, в основном, работающие на промышленных предприятиях.






ЖЕНЩИНЫ НА ОБЛАСТНОМ
РЫНКЕ ТРУДА.


СТРУКТУРА БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН.






За последние три с
половиной года в областную службу занятости населения обратилось в
поиске работы около 250 тысяч женщин, из которых 123 тысячи, или
почти каждая вторая, трудоустроены. Из общего числа обратившихся
женщин, большая часть - 110 тыс. чел., или 44 процента работали по
рабочей профессии, 86 тыс. чел., или 36 процентов составляет молодежь
в возрасте 16 - 29 лет.


Всего за указанный период были
признаны безработными около 160 тысяч женщин.






Несмотря на то, что
по сравнению с 1995 годом абсолютное число безработных женщин
сократилось более, чем на 6 тыс. человек, в общем числе
зарегистрированных безработных, удельный вес женщин почти не
изменяется и колеблется в пределах 60 процентов.






















































Стоят на учете на конец
отчетного периода





1995 г.


1996 г.


1997 г.


I пол. 1998 г.


Всего безработных,


54150


57122


46918


41158 чел.


в т.ч. женщин, чел.


29978


33999


27862


23777


Удельный вес женщин
в
общем числе безра-
ботных, %



55,4



59,5



59,4



57,8






В то же время в ряде
районов этот показатель значительно превышает среднеобластной,
особенно в Шарангском районе (82,0%), г. Дзержинске (76,1%),
Сеченовском (77,0%), Вознесенском (69,6%), Воротынском (69,6%),
Володарском (65,9%) районах.


Самая низкая доля безработных женщин
в Большемурашкинском (30,4%), Княгининском (34,5%), Дивеевском
(38,9%) районах.


Трудности, испытываемые женщинами при
трудоустройстве, влияют на срок их безработицы. Если среди
безработных мужчин продолжительность безработицы составляет 5,2
месяца, то среди безработных женщин - 5,7 месяца. Наибольшая
продолжительность женской безработицы наблюдается в Кулебакском (6,8
мес.), Ардатовском (6,6 мес.), Вознесенском (6,6 мес.), Шатковском
(6,2 мес.) районах, а наименьшая в Спасском (3,0 мес.), Кстовском
(3,1 мес.), Бутурлинском (3,7 мес.) районах.


Следует также отметить, что среди
безработных, имеющих продолжительность безработицы более года,
женщины составляют 70,7 процента.


На начало 1998 года уровень женской
безработицы (отношение зарегистрированных безработных к экономически
активному населению) составил в целом по области 3,2 процента, против
2,5 процента среди всех безработных и 1,9 процента среди мужчин.


За последние годы спрос на женскую
рабочую силу сокращался значительно быстрее, чем на мужскую. В
результате, среди безработных женщин, стоящих на учете в службе
занятости, каждая пятая - это высвобожденный работник, в то время,
как среди безработных мужчин только каждый десятый является
высвобожденным работником.








СХЕМА


Динамика численности безработных




(в том числе женщин)




(в электронном
варианте не приводится)






По состоянию на
01.07.1998 социальный состав безработных женщин характеризуется
следующими данными:
































































Всего безработных женщин


23777 чел. (100%)


Уволившиеся по собственному
желанию


10942 чел. (46%)


Высвобожденные работники


4950 чел. (20,8%)


Проживающие в городской
местности


18021 чел. (75,8%)


Имеют высшее образование


2475 чел. (10,4%)


Со средним профессиональным
образованием


7159 чел. (30,1%)


Со средним общим образованием


8383 чел. (35,2%)


В возрасте 16-29 лет


7247 чел. (30,5%)


Предпенсионного возраста


945 чел. (4,0%)


Других возрастов


15585 чел. (57,8%)


Воспитывающие
несовершеннолетних детей,
детей-инвалидов


12683 чел. (53,3%)


Имеющие длительный перерыв в
работе


6249 чел. (26,3%)


Одинокие матери


784 чел. (3,3%)


Многодетные матери


714 чел. (3%)






Анализ качественного
состава безработных женщин показывает, что большая часть из них
проживает в городской местности, имеет возраст от 30 лет до 53 лет,
воспитывает несовершеннолетних детей и детей - инвалидов, имеет
среднее профессиональное или среднее общее образование, уволилась с
последнего места работы по собственному желанию, каждая вторая
безработная женщина особо нуждается в социальной поддержке.






ПРОГНОЗ ЖЕНСКОГО
РЫНКА ТРУДА


НА 1999 - 2000 ГОДЫ






Расширение сферы
приложения труда, в том числе женского, зависит, в основном, от
подъема экономики и увеличения объемов производства.


Динамика экономических процессов,
происходящих в Нижегородской области, свидетельствует о том, что
область подошла к переломной точке экономического развития.


Ближайшие годы (до 2000 года) будут
характеризоваться в сфере занятости сочетанием старых инерционных
процессов и появлением новых тенденций, обозначившихся в последние
годы.


В прогнозируемом периоде ожидается
перегруппировка спроса на женскую рабочую силу в пользу отраслей
непроизводственной сферы. Прогнозируется достаточно устойчивый спрос
на женский труд в организациях рыночной инфраструктуры, бытового и
сервисного обслуживания населения, транспорта, связи (в части
обслуживания населения), образования (прежде всего школьного).


На занятость женщин в ближайшие годы
будут влиять два основных фактора: высвобождение в связи с
экономическим кризисом и резкое повышение потребности женщин в
работе, как источнике средств существования семьи.


По прогнозным оценкам предложение
женской рабочей силы на рынке труда в 1999 - 2000 годах составит 238
тысяч человек, из которых большую часть (48,3%) составят граждане,
уволившиеся по собственному желанию, 29,4 процента - незанятое
трудоспособное населения в трудоспособном возрасте, 10,1 процента -
работницы, высвобождаемые с предприятий и организаций.


Предложение рабочей силы по
категориям граждан будет выглядеть следующим образом:





(тыс.
человек)





















































































Категории граждан,

составляющие рынок труда


1999 г. (прогноз)


2000 г. (прогноз)





Предложе-
ние рабо-
чей
силы
всего


в т.ч.
женщин


Предложе-
ние рабо-
чей
силы
всего


в т.ч.
женщин


Высвобожденные работники


20,0


12,0


20,0


12,0


Уволенные по причине

текучести кадров


156,0


60,0


153,0


55,0


Молодежь


22,0


11,0


22,0


11,0


Уволенные из Вооруженных
Сил


11,0


2,0


11,0


2,0


Освобожденные из
учрежде-
ний, исполняющих наказание
по приговору суда


8,0


0,8


8,0


0,8


Механический приток
насе-
ления в трудоспособном
возрасте


1,0


0,5


1,0


0,5


Незанятое
трудоспособное
населения в трудоспособном
возрасте


57,0


32,0


65,0


38,0






Особые трудности на
рынке труда будут испытывать женщины, уволенные с военной службы,
имеющие длительный перерыв в работе, беженцы и вынужденные
переселенцы, а также высвобожденные работники.


Спрос на женскую рабочую силу
составит в 1999 - 2000 годах 162 тыс. человек, из которых 71 процент
- потребность в работниках на замену выбывающих по причине текучести
кадров, 24 процента - на замену выбывающих с предприятий и
организаций по причинам, предусмотренным законодательством.


Прогнозируется, что через органы
службы занятости населения будут искать работу 113 тыс. женщин, что
составит 47,6 процента к общему числу женщин, которые будут нуждаться
в трудоустройстве.


Предполагается, что количество
женщин, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных,
составит в среднегодовом исчислении в 1999 году - 27 тыс. человек, в
2000 году - 30 тыс. человек, а их число на конец периода составит в
1999 году 30 тыс. человек, в 2000 году - 33 тыс. человек.






СОДЕЙСТВИЕ В
ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ЖЕНЩИН






В общей численности
населения области удельный вес женщин составляет 54,2 процента, или
2024 тыс. человек; в числе трудоспособного населения женщин 47,8
процента, или 993 тыс. человек.


Из-за неослабевающих кризисных
процессов в экономике и усиливающейся конкуренции на рынке труда
проблема женской безработицы остается достаточно острой. Спрос на
женскую рабочую силу сокращается значительно быстрее, чем на мужскую.
По-прежнему высока (около 60 процентов) доля женщин среди официально
зарегистрированных безработных.


Женщины оказались среди тех категорий
работников, которые наиболее подвержены сокращению. Так, среди
безработных, высвобожденных с предприятий, 71 процент составляют
женщины.


По прогнозным оценкам предложение
женской рабочей силы на рынке труда в 1999 - 2000 годах составит 238
тыс. человек, из которых большую часть (48,3 процента) составят лица,
уволившиеся по собственному желанию, 29,4 процента - незанятое
трудоспособное население в трудоспособном возрасте, 10,1 процента -
работницы, высвобождаемые с предприятий и организаций.


Для организации эффективного
трудоустройства женщин предполагается:


- расширение взаимодействия с
работодателями;


- совершенствование работы по
информированию женщин, обращающихся в службу занятости, об имеющихся
возможностях трудоустройства;


- постоянное обновление и расширение
банка вакансий;


- формирование банка данных
высококвалифицированных специалистов, активное использование его в
работе по трудоустройству женщин;


- организация ярмарок вакансий
рабочих и учебных мест, презентаций специалистов;


- создание дополнительных рабочих
мест;


- содействие в организации
предпринимательской деятельности, надомного труда.


По прогнозным оценкам в 1999 году в
службу занятости по вопросу трудоустройства обратится 55 тыс. женщин,
будет трудоустроено 27 тыс. человек, в 2000 году соответственно 58
тыс. человек и 27 тыс. человек. Для женщин, испытывающих особые
трудности при подборе работы (одинокие, многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов), будет
организовано трудоустройство на квотируемые рабочие места (1999 г. -
1,4 тыс. чел., 2000 г. - 1,5 тыс. чел.).


Особую значимость в нынешних условиях
приобретает работа по повышению мотивации к трудовой деятельности,
формированию у безработных женщин навыков самостоятельного поиска
рабочего места. Для решения этих задач предполагается шире
использовать групповые формы работы: "Клуб ищущих работу",
"Новый старт" и др.


Реализация программы содействия
занятости женщин позволит также:


- обеспечить участие в общественных
работах в 1999 году 9 тыс. женщин, в 2000 г. - 10 тыс. женщин;


- направить на профобучение в 1999 г.
5,5 тыс. женщин, в 2000 году - 5,4 тыс. женщин;


- охватить профориентационными
услугами в 1999 году 57 тыс. женщин, в 2000 году - 58 тыс. женщин;


- поддержать доходы в 1999 году 24
тыс. безработных женщин, в 2000 году - 29 тыс. безработных женщин.


В условиях жесткой конкуренции на
рынке труда повышаются требования работодателей к уровню
квалификации, способностям работать с максимальной отдачей занятых
работников и вновь принимаемых на работу. В этих условиях женщины
оказываются менее конкурентоспособными. Растет число отказов в приеме
на работу женщин с детьми, продолжается их высвобождение на менее
престижные и малооплачиваемые рабочие места.


Проблема феминизации безработицы в
настоящее время локализуется и обостряется применительно к
слабозащищенным группам женщин: одиноким и многодетным, воспитывающим
детей дошкольного возраста и детей - инвалидов.


По итогам I полугодия 1998 года среди
безработных женщин многодетные составили 3,0 процента, одинокие
родители - 3,3 процента и воспитывающие несовершеннолетних детей и
детей - инвалидов - 53,3 процента.


Содействие занятости слабозащищенных
категорий безработных женщин - одно из приоритетных направлений
деятельности службы занятости. По прогнозным оценкам из этой
категории за содействием в трудоустройстве в 1999 - 2000 гг.
обратятся около 9 тыс. человек, в т.ч. в 1999 - около 4,5 тыс.
человек.


Программа обеспечения занятости
женщин предусматривает меры, направленные на организацию эффективной
занятости слабозащищенных категорий безработных женщин:


- будет трудоустроено в 1999 г. - 2,3
тыс. чел., в 2000 - 2,4 тыс. чел.;


- будет направлено на профобучение в
1999 г. - 0,8 тыс. чел., в 2000 г. - 0,9 тыс. чел.;


- будет направлено на общественные
работы в 1999 г. - 1,1 тыс. чел., в 2000 г. - 1,2 тыс. чел.;


- будет организована временная
занятость в 1999 г. - для 230 чел., в 2000 г. - для 240 чел.;


- будут оказаны профориентационные
услуги в 1999 г. - 4,1 тыс. чел., в 2000 г. - 4,3 тыс. чел.;


- будет заключено договоров с
безработными на организацию собственного дела в 1999 г. - с 66
женщинами, в 2000 г. - с 70 женщинами.


Для более эффективного решения
вопросов женской занятости будет продолжена работа по расширению и
совершенствованию форм сотрудничества с социальными партнерами -
различными государственными и общественными структурами. В их числе:
комитет по делам семьи, женщин и детей, областной женсовет, ОНО
"Возможность для всех", НП "Гильдия декоративно -
прикладного искусства и ремесел" и др.


Стала традицией организация выставок,
ярмарок, научно - технических конференций по проблемам занятости
женщин. Основные цели и задачи: привлечение внимание властей и
общественности к проблемам женского предпринимательства,
информирование женщин о ситуации на рынке труда, о новых
конкурентоспособных профессиях, установление деловых контактов, обмен
информацией, презентация продукции, услуг и идей. Практика проведения
подробных мероприятий будет развиваться.






СОЗДАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ
РАБОЧИХ МЕСТ






Одним из основных
направлений работы по обеспечению занятости женщин является создание
новых и сохранение действующих рабочих мест с преимущественным
применением женского труда.


Совместная деятельность областной
службы занятости населения и работодателей по сохранению и созданию
рабочих мест будет осуществляться в тесном взаимодействии с органами
государственной власти, местного самоуправления и объектами
инфраструктуры поддержки малого бизнеса Нижегородской области.


Основными направлениями деятельности
департамента федеральной государственной службы занятости населения
по Нижегородской области по поддержке и развитию женского малого
предпринимательства до 2000 года будут: обучение безработных женщин
на курсах организаторов малого бизнеса и подготовка безработных
женщин по различным профессиям по заявкам предпринимателей за счет
службы занятости, реализация областной программы по развитию сельской
самозанятости.


В сфере малого предпринимательства в
рамках реализации мероприятий "Программы поддержки
предпринимательства в Нижегородской области на 1997 - 2000 годы"
в 1999 - 2000 годах предполагается создать до 12 тыс. рабочих мест с
применением труда женщин.


На основе реструктуризации
задолженности предприятий в Государственный фонд занятости населения
по Нижегородской области планируется оказать финансовую поддержку
предприятиям, находящимся на территориях с критической ситуацией на
рынке труда, на создание 150 дополнительных рабочих мест (в т.ч. 50
рабочих мест в 1999 г.) для категорий безработных женщин, особо
нуждающихся в социальной защите.


При содействии службы занятости через
профессиональное обучение безработных граждан профессиям,
востребованным на рынке труда и способствующим самозанятости,
дополнительно будет обеспечена занятость 3000 безработных женщин.


Совместными действиями с социальными
партнерами предполагается осуществить комплекс мер, направленных на
разработку программ по созданию и сохранению рабочих мест в городах и
районах, в первую очередь, с критической ситуацией на рынке труда,
развитие временной занятости, развитие системы рабочих мест в сфере
малого предпринимательства.


За счет средств Государственного
фонда занятости населения по Нижегородской области через
профессиональное обучение и финансовую поддержку планируется
подготовить 400 безработных женщин, желающих открыть собственное
дело, которые организуют 600 дополнительных рабочих мест.






КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ
МЕСТ






В условиях
экономического кризиса, на фоне дефицита вакансий для женщин важное
значение имеет квотирование рабочих мест, предназначенное для
трудоустройства социально - незащищенных групп населения. Ежегодно
около половины всех заквотированных рабочих мест на предприятиях и
организациях области отводится для трудоустройства женщин. Так, в
1997 году удельный вес женщин, трудоустроенных по квоте, составил
45,6% от общего числа всех граждан, трудоустроенных по квоте.


Особое внимание в работе по данному
направлению оказывается одиноким и многодетным женщинам,
воспитывающим несовершеннолетних детей и детей - инвалидов, доля
которых (по состоянию на 01.01.1998) в общем числе трудоустроенных по
квоте женщин составила 17,7%. В 1999 - 2000 гг. квотирование рабочих
мест для данной категории женщин будет осуществляться на основании
постановления губернатора области от 29.10.1998 № 282 "О
квотировании рабочих мест для молодежи и других лиц, нуждающихся в
социальной защите на предприятиях, в организациях и учреждениях
области на 1999 - 2000 годы".


По прогнозу будет трудоустроено на
квотируемые рабочие места женщин из числа одиноких и многодетных
матерей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей - инвалидов:
в 1999 году - 1,4 тыс. человек, в 2000 году - 1,5 тыс. человека.






ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА


И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ






Сокращение найма на
фоне спада производства, а также структура высвобождения рабочей силы
дают основание предполагать, что доля женщин в общем составе
безработных в 1999 - 2000 гг. будет высокой.


По прогнозу на 1999 - 2000 гг. в
органы службы занятости обратятся 113 тыс. женщин, 54% из которых
будет необходима помощь служб занятости в переподготовке и повышении
квалификации. Организация обучения безработных будет ориентирована на
непосредственное в местах их проживания, в более короткие сроки
обучения, с широким использованием прогрессивных форм и методов
обучения (дистанционное, блочно - модульное обучение).


Учитывая, что более 25% безработных
женщин имеют высшее и средне-специальное образование, и в дальнейшем
планируется развивать обучение и направлять по специальностям учитель
экономики и технологии, психолог, социальный педагог, менеджер
правового обеспечения, консультант по недвижимости.


Свыше 70% женщин будут обучаться по
профессиям, связанным с обслуживанием общественных потребностей
(продвижение на рынок товаров и услуг, продавец - кассир, повар,
парикмахер и др.).


Экономическая ситуация в регионе
диктует развивать такие направления в профессиональном обучении
женщин, как подготовка их к надомному труду и самозанятости,
вовлечение женщин в сферу бизнеса и предпринимательства. В 1999 -
2000 гг. по данным направлениям планируется обучить 45,8% женщин.


Будет продолжена работа по реализации
проекта швейцарского фонда Swisscontact, осуществляемого в
партнерстве с Академией государственного и муниципального управления
и службой занятости населения по созданию школы "Бизнес-леди".
Цель проекта в том, чтобы с помощью обучения обеспечить женщинам
равные стартовые условия в предпринимательской деятельности, открыть
новые возможности реализации профессионального потенциала.
Долгосрочная цель - создание сетевой структуры в среде женщин -
предпринимателей, которые могут оказать реальную практическую помощь
каждой женщине в решении проблем своего бизнеса. Для этого
планируется создание базы данных обучаемых в школе, проведение
рабочих встреч с уже действующими женщинами - предпринимателями.


В сентябре 1998 года набрана первая
группа слушателей школы "Бизнес-леди" (31 человек). По
окончании курса предусматривается организационно - методическое
сопровождение выпускниц школы через мониторинг их последующей
деятельности в течение 6 месяцев, предоставление им доступа к базе
данных по инфраструктуре системы поддержки малого и среднего бизнеса,
состоящей из информации по существующим и появляющимся нормативным
документам, касающимся малого предпринимательства, а также информации
по деятельности существующих в городе и области структур по поддержке
малого предпринимательства.


Серьезная проблема - трудоустройства
девушек - выпускниц учебных заведений. Для обеспечения их занятости
используется "Молодежная практика". В 1999-2000 гг. на
практику будет направлено 400 человек, и как показывает опыт, более
70 процентов участников "Молодежной практики" - девушки.


Всего в предстоящий период намечается
направить на профобучение 10900 чел. (в 1999 году - 5500 чел, в 2000
году - 5400 чел.).


Прогнозируются следующие масштабы
профессионального обучения безработных женщин по формам подготовки:






(человек/%)

















































Всего


Формы подготовки


Самозаня
тость


в т.ч.
предприни-

мательское
дело





Первич-
ное обу-
чение


Перепод-
готовка


Освоение
смежных
профес-

сий


Повыше-
ние ква-
лифика-

ции








1999 г.
5500/100


1567/
28,5


2668/
48,5


577/
10,5


688/
12,5


2475/45


85/1,7


2000 г.
5400/100


1539/
28,5


2619/
48,5


567/10,5


675/12,5


2475/
45,8


85/1,7








ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ И
ВРЕМЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ






Анализ участников
общественных работ по полу свидетельствует о преобладании мужчин в
составе работающих. Удельный вес женщин за последние три года в
среднем составил 44,8 процента от общей численности граждан,
принявших участие в общественных работах.


В 1999 году предполагается участие
9,0 тысяч и в 2000 году 10,0 тысяч безработных женщин в общественных
работах. Основными направлениями в организации этих работ для женщин
будут являться сельскохозяйственные и лесохозяйственные работы,
работа в торговле, проведение мероприятий общественно - культурного
значения, оказание социальных услуг, обеспечение оздоровления и
отдыха детей в период каникул.


Анализ показывает, что численность
женщин среди граждан предпенсионного возраста, принявших участие в
ООР, составляет в среднем 29,7 процента, а среди молодежи - 55,1
процента, то есть доля женщин среди участников общественных работ
сокращается с увеличением их возраста. Эта тенденция будет
сохраняться и в прогнозируемые годы. В 1999 - 2000 годы ожидается
ежегодное участие в ООР 240 безработных женщин предпенсионного
возраста и 2750 женщин в возрасте 16 - 29 лет.


Первоочередным правом направления на
общественные работы пользуются граждане, имеющие длительный (более
года) перерыв в работе. Удельный вес женщин среди этой категории
граждан - участников ООР составляет в среднем 45,5 процента. В 1999 -
2000 годы прогнозируется участие в общественных работах 1790 женщин,
имеющих длительный перерыв в работе, ежегодно.






ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ
УСЛУГИ И


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА






Одним из
приоритетных направлений профориентационной деятельности службы
занятости является решение проблем женской занятости.


Это обусловлено следующими основными
причинами:


- удельный вес безработных женщин,
длительно состоящих на учете в СЗ, составляет свыше 70 процентов,
значительная часть из них среднего и старшего возрастов (30 - 35 лет
- 49 процентов, 45 - 55 - 30 процентов);


- для женщин характерна невысокая
социально - профессиональная мобильность;


- при потере работы у них более
динамично развивается депрессивное состояние и снижение уверенности в
себе;


- большой процент женщин, состоящих
на учете в СЗ, не имеют достаточной квалификации, обеспечивающей их
конкурентоспособность на рынке труда (45 процентов имеют неполное
среднее и общее среднее образование);


- значительное количество безработных
женщин имеют техническое образование и ограниченные перспективы
трудоустройства.


В связи с этим, наряду с
традиционными направлениями профориентационной деятельности
(профконсультирование, профинформирование, профотбор), особый акцент
в работе с женщинами, оказавшимися в статусе безработного,
предполагается сделать на широкое использование групповых форм
работы: "Клубы ищущих работу", "Новый старт" и
др. Это позволит более эффективно решать задачи вывода женщин из
депрессивного состояния, повышения мотивации на поиск работы,
переподготовки и трудоустройства.


С целью оказания помощи молодежи в
адаптации к рыночным отношениям разработана и внедряется "Технология
трудоустройства выпускников", включающая правила поведения с
работодателем, порядок составления резюме, вопросы самоанализа.
Технология утверждена учебно - методическим советом департамента
ФГСЗН и департамента образования и науки и после апробации будет
введена в программы учебных заведений.


Профориентационными услугами в
предстоящий период планируется охватить женщин:









































Направления работы


Масштабы работы (тыс. чел.)





1999 г.


2000 г.



Профориентационные услуги



57,0



58,0


Психологическая поддержка


2,0


2,3


Индивидуальная
психологическая
консультация


13,0


14,0






Ежегодно
профориентационными консультациями перед направлением на профобучение
будет охвачено около 7,0 тыс. безработных женщин.


Профессиональной информацией будут
обеспечены все 100 процентов женщин, состоящих на учете в службе
занятости.


Планируется также расширить масштабы
превентивного консультирования по месту работы женщин, подлежащих
высвобождению, и групповое консультирование женщин, впервые
обращающихся в СЗ, с целью обучения технологии эффективного поиска
работы.






ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


И МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ






Основным источником
финансирования программы содействия занятости женщин Нижегородской
области на 1999 - 2000 годы является Государственный фонд занятости
населения по Нижегородской области.


Являясь составной частью программы
содействия занятости населения Нижегородской области на 1999 - 2000
годы, настоящая программа будет осуществляться в условиях дефицита
средств фонда занятости.


Прогнозируемые объемы поступления
средств в фонд занятости обеспечат, в основном, материальную
поддержку безработных женщин, включая погашение долгов по выплате
пособий по безработице.


Предусматривается поддержать доходы
безработных женщин в период активного поиска работы в виде выплаты
пособий по безработице: в 1999 году - 78 тыс. чел., в 2000 году - 83
тыс. чел.


Оказать материальную и иную помощь: в
1999 году - 200 чел., в 2000 году - 200 чел.


Осуществить оплату временной
нетрудоспособности безработных:


в 1999 году - 4,8 тыс. человек;


в 2000 году - 4,9 человек.


Оформить выход на досрочную пенсию: в
1999 году - 0,6 тыс. чел. в 2000 году - 0,6 тыс. чел.






ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА
ЖЕНЩИН


ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 -
2000 ГОДЫ





(тыс.
чел.)






















































































































































































































1999 г.


2000 г.


1. Спрос на рабочую силу








Всего


82,3


79,7


в том числе:








Потребность в работниках на

создаваемых новых рабочих местах,


4,0


4,5


всего








из них:








в государственном секторе


1,0


1,0


в иных секторах


3,0


3,5


Потребность в работниках на
замену
выбывающих по причине текучести
кадров


60,0


55,0


Потребность в работниках на

замену выбывающих по причинам,
предусмотренным
законодательством


18,3


20,2


2. Предложение рабочей силы
на
рынке труда








Всего


118,3


119,3


в том числе:








высвобожденные работники


12,0


12,0


уволенные по причине
текучести
кадров


60,0


55,0


молодежь


11,0


11,0


уволенные из Вооруженных Сил


2,0


2,0


освобожденные из учреждений,

исполняющих наказание по решению
суда


0,8


0,8


механический приток населения в

трудоспособном возрасте


0,5


0,5


незанятое трудоспособное
население
в трудоспособном возрасте, -
всего


32,0


38,0


в том числе:








зарегистрированные в службе

занятости на начало прогнозируемого
периода


24,0


28,0


занятые в домашнем и личном

подсобном хозяйстве



8,0



10,0


3. Распределение рабочей силы
на
рынке труда








Будут искать работу, - всего


118,3


119,3


в том числе:








самостоятельно


63,3


61,3


через органы службы занятости


55,0


58,0


Найдут работу, всего


82,3


79,7


в том числе:








самостоятельно


60,0


55,0


через службу занятости


22,3


24,7


Будут направлены службой

занятости на досрочную пенсию


0,5


0,6


Будут направлены службой

занятости на профобучение


5,5


6,0


Численность безработных на
конец
года, - всего


36,0


39,6


в том числе:








Будут зарегистрированы в службе

занятости,


30,0


33,0


из них:








будут получать пособие по

безработице


24,0


29,0


будут заняты на общественных

работах


9,0


10,0












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru