Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Управления МНС РФ по
Нижегородской области от 26.06.2000 № 41


"О КОНТРОЛЕ ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕМ ИЗ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУММ НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)"


(Вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ ОБОСНОВАННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТ
ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СНГ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)")


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ


ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПРИКАЗ


от 26 июня 2000 г. № 41




О КОНТРОЛЕ ЗА
ВОЗМЕЩЕНИЕМ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА


СУММ НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ
(РАБОТ, УСЛУГ)








-->
примечание.


Текст приказа МНС РФ от 08.06.2000 N
БГ-3-29/220 включен в информационный банк СПС -->
Эксперт-приложение.






В целях
совершенствования контроля и установления единого порядка
рассмотрения вопросов обоснованности возмещения из федерального
бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров
(работ, услуг), на основании приказа МНС РФ от 08.06.2000 N
БГ-3-29/220 (приложение 1), телеграммы МНС РФ от 09.06.2000 N
БГ-6-29/440 (приложение 2), приказа МНС РФ от 14.06.2000 N
БГ-3-14/229 (приложение 3) приказываю:


1. ИМНС по районам и городам
Нижегородской области обеспечить тщательные проверки обоснованности
возмещения (зачета) из федерального бюджета сумм налога на
добавленную стоимость организациям - экспортерам. До проведения
указанных проверок материалы в УМНС РФ по Нижегородской области не
направляются.






-->
примечание.


Текст приказа МНС РФ от 09.02.2000 N
АП-3-18/36 включен в информационный банк СПС -->
Эксперт-приложение.






2. Данные
результатов проверок обоснованности возмещения (зачета) из
федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость свыше 5 млн
руб. организациям - экспортерам (как единовременно, так и совокупно в
течение месяца) в обязательном порядке направляются территориальными
налоговыми органами через Управление МНС РФ по Нижегородской области
для контроля в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
для рассмотрения их комиссией, образованной Приказом МНС России от
09.02.2000 № АП-3-18/36.


Данные результатов проверок
направляются территориальными налоговыми органами (в 3-х экземплярах)
в виде справки о состоянии расчетов с федеральным бюджетом
(приложение 1 к приказу от 08.06.2000 № БГ-3-29/220) и справки о
состоянии расчетов с бюджетом субъекта Российской Федерации и местным
бюджетом (приложение 2 к приказу от 08.06.2000 № БГ-3-29/220), а
также справки об обоснованности возмещения (зачета) сумм налога на
добавленную стоимость организации - экспортеру, за подписью
руководителя налогового органа (его заместителя) по месту постановки
на учет организации - экспортера (приложение 3 к приказу от
08.06.2000 № БГ-3-29/220).


В справке об обоснованности
возмещения (зачета) сумм налога на добавленную стоимость необходимо
указывать название экспортируемого товара (работ, услуг), является ли
предприятие - экспортер производителем или перепродавцом, страну
покупателя, а также страну фактического получателя экспортируемого
товара, что планируется делать с суммой: возврат на расчетный счет,
зачет в другие налоги или в таможенные платежи. В справке о состоянии
расчетов с федеральным бюджетом суммы налога на добавленную
стоимость, подлежащие возмещению при экспорте приводятся отдельной
строкой от суммы налога на добавленную стоимость начисленным по
оборотам на внутреннем рынке. В случае наличия фактов незачисления
кредитными организациями на счета по учету доходов бюджетов денежных
средств, списанных с расчетного счета организации - экспортера, в
справках о состоянии расчетов с бюджетом делается соответствующая
запись с указанием сумм неперечисленных в бюджеты платежей.


Установить, что данные, сведенные в
виде таблиц, содержащих сведения о применении организацией -
экспортером экспортной льготы по налогу на добавленную стоимость
(приложение 4 к приказу от 08.06.2000 № БГ-3-29/220) независимо от
размера НДС, предъявленного к возмещению (зачету), в обязательном
порядке кроме таблиц 3,5 представляются в УМНС РФ по Нижегородской
области (за исключением ОАО "ГАЗ", ОАО "Волга",
ГП "Горьковская железная дорога", ОАО "Борский
стекольный завод", а также других крупнейших производителей -
экспортеров собственной продукции по согласованию с Управлением МНС
РФ по Нижегородской области). Кроме того, ИМНС РФ по районам и
городам Нижегородской области, представляют ежемесячно данные,
сведенные в виде таблиц, содержащие прогноз на следующий месяц о
предполагаемых объемах возмещения сумм налога на добавленную
стоимость организациям - экспортерам в ранее установленном порядке
(согласно приложению 5 к приказу от 08.06.2000 № БГ-3-29/220).


3. Установить, что до подготовки
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам оценки
обоснованности решений территориальных налоговых органов о возмещении
(зачете) из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость
при экспорте товаров (работ, услуг), свыше 5 млн руб., аналогично
УМНС РФ по Нижегородской области по суммам НДС до 5 млн руб.,
заключения по форме № 21 на возмещение (зачет) из федерального
бюджета сумм налога на добавленную стоимость, территориальными
налоговыми органами не направляются для исполнения в соответствующие
органы федерального казначейства.


Вынесенные соответствующими
Комиссиями заключения о возмещении (зачете) сумм НДС организациям -
экспортерам, в том числе вынесенные до издания настоящего Приказа,
подлежат исполнению налоговыми органами в пятидневный срок в
обязательном порядке.


4. ИМНС РФ по районам и городам
Нижегородской области в срок до 01.09.2000 проанализировать
обоснованность представления льготы по экспорту покупных товаров за
период с января 1997 г. по февраль 2000 г. и до указанного срока
сообщить в произвольной форме информацию в отдел МиКР по косвенным
налогам УМНС РФ по Нижегородской области.


5. ИМНС РФ по городам и районам
Нижегородской области необходимо обеспечить представление
предприятиями экспортерами отдельных деклараций по налогу на
добавленную стоимость, по экспорту товаров (работ, услуг), ведение
отдельных карточек лицевых счетов, а также реестра по форме № 25.


6. Установить, что руководители
налоговых органов несут персональную ответственность за исполнение
положений настоящего приказа и обоснованность возмещения из
федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость при
экспорте товаров (работ, услуг).






-->
примечание.


Тексты приказов МНС РФ от 09.02.2000
№ АП-3-03/43, от 13.03.2000 № АП-3-29/96, 31.03.2000 № АП-3-29/117
включены в информационный банк СПС -->
Эксперт-приложение.






7. Признать
утратившими силу письма УМНС РФ по Нижегородской области, которыми
доведены для руководства в работе приказы МНС РФ от 18.01.2000 N
АП-3-03/16, от 09.02.2000 № АП-3-18/36, от 09.02.2000 № АП-3-03/43,
от 13.03.2000 № АП-3-29/96, от 31.03.2000 № АП-3-29/117.


8. Принять к сведению информацию
предусмотренную Приказом МНС РФ от 14.06.2000 № БГ-3-14/229
(приложение 3).






Руководитель
Управления -


государственный советник


налоговой службы II ранга


Н.Ф.ПОЛЯКОВ














Приложение 5


к Приказу УМНС РФ по


Нижегородской области


от 26.06.2000 № 41






МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ
ОБОСНОВАННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ


ЛЬГОТ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЗА ПРЕДЕЛЫ


ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)






Данные Методические
рекомендации разработаны в соответствии с частью первой Налогового
кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость".


В целях соблюдения действующего
законодательства Российской Федерации о налоге на добавленную
стоимость, организации контроля налоговых органов над экспортными
операциями и правомерным использованием льготы, предусмотренной
подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" налоговым
органам необходимо руководствоваться следующим.


1.1. В соответствии с пунктом 1
статьи 3 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1 "О
налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) объектами
налогообложения являются обороты по реализации на территории
Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 этого Закона уплата налога производится
ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров
(работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20
числа следующего месяца. Дата совершения оборота определяется
согласно пункту 2 названной статьи Закона.


Экспорт товаров - таможенный режим,
при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории
Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.


2. Экспортируемые товары (работы,
услуги), то есть вывозимые за пределы таможенной территории
Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию
(ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации), не отнесены
Законом к объектам налогообложения. Подпунктом "а" п. 1 ст.
5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" прямо предусмотрено, что они освобождаются от налога
на добавленную стоимость. Но в соответствии со статьей 56 Налогового
кодекса Российской Федерации право на льготу экспортер может
использовать только после представления в обязательном порядке в
налоговый орган документов, а также соблюдения условий,
предусмотренных законодательством и нормативными правовыми актами о
налоге на добавленную стоимость.


Согласно абзацу второму пункта 35
Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" до
представления документов, подтверждающих право налогоплательщика на
льготу по экспорту, операции по экспорту не отражаются в расчете по
налогу на добавленную стоимость.


Данный вывод подтверждается решением
Верховного Суда Российской Федерации от 14 июля 1999 г. № ГКПИ
99-428.


Таким образом, возникновение
обязанности налогоплательщика - экспортера по уплате налога на
добавленную стоимость не следует связывать непосредственно с датой
совершения оборота по реализации товаров (работ, услуг),
определяемого исходя из принятой налогоплательщиком учетной политики.


3. Налогоплательщик использует льготу
в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о налоге
на добавленную стоимость. До того как будут соблюдены все условия,
наличие которых позволит налогоплательщику использовать льготу по
экспорту, должен применяться порядок исчисления налога,
предусмотренный статьей 4 Закона Российской Федерации "О налоге
на добавленную стоимость". В частности, налогом на добавленную
стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими
экспортерами в счет предстоящего экспорта товаров (работ, услуг). <*>
Данный порядок не применяется только в отношении авансовых и других
платежей, полученных предприятиями - экспортерами в счет предстоящих
поставок товаров или выполнения работ (оказания услуг), освобожденных
от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом "а"
пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, длительность производственного
цикла которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке,
которые определяются Правительством Российской Федерации).


--------------------------------


<*> Данный порядок применяется
с 01.01.2000 (Федеральный закон от 02.01.2000 № 36-ФЗ).






После подтверждения
в установленном порядке реального экспорта товаров (работ, услуг)
налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российским
экспортером, подлежит зачету.


4. Суммы предварительной оплаты в
счет экспорта товаров (работ, услуг), за исключением сумм авансовых и
иных платежей, полученных предприятиями - экспортерами в счет
предстоящих поставок товаров или выполнения работ (оказания услуг),
длительность производственного цикла которых составляет свыше шести
месяцев, показываются по строке 4 в графе 3 расчета (налоговой
декларации) по налогу на добавленную стоимость за тот налоговый
период, в котором получены данные средства. В графах 4 и 5 по строке
4 расчета по налогу на добавленную стоимость соответственно
указываются размер ставки налога и сумма налога, исчисленная с
авансов (сумм предварительной оплаты). Сумма авансов или
предварительной оплаты, применяемая ставка налога и сумма
исчисленного налога с данных облагаемых оборотов по строке 4 расчета
по налогу на добавленную стоимость показываются отдельной строкой.
Налогоплательщик в расчете по налогу на добавленную стоимость по
строке 4 в графе 2 указывает: "Авансы по экспорту".


При подтверждении в установленном
порядке факта отгрузки продукции в режиме экспорта, выполнении работ,
оказании услуг, которые в соответствии с пунктом 14 Инструкции
Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость" являются экспортируемыми, на сумму ранее
учтенного налога на добавленную стоимость делается запись по строке 5
расчета по налогу на добавленную стоимость.


5. Налогоплательщик вправе
использовать льготу, предусмотренную подпунктом "а" пункта
1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость", с момента оформления грузовой таможенной декларации
на вывоз груза в режиме экспорта и фактического его вывоза за пределы
таможенной территории Российской Федерации и территорий государств -
участников СНГ. Возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость,
фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные)
материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги,
использованные при производстве экспортной продукции, производится
только при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный
экспорт товаров.


Согласно пункту 21 Инструкции
Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость" возврат налога не производится по
расчетам, представленным налогоплательщиком - экспортером по
истечении трехгодичного срока.


В случае неподтверждения реального
экспорта товаров (работ, услуг) по истечении трех лет, указанные
поставки, выполненные работы и оказанные услуги не должны
рассматриваться в режиме льготирования и подлежат обложению налогом
на добавленную стоимость с соответствующим отражением указанных
операций в налоговых декларациях.


Право налогоплательщика на
использование льготы по экспорту может быть ограничено только
законом. Законодательство Российской Федерации о налоге на
добавленную стоимость не связывает использование льготы по экспорту
со сроком, по истечении которого налогоплательщик не вправе
использовать предоставленную ему льготу. Поэтому налогоплательщик
вправе заявить о льготе в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о налоге на добавленную
стоимость, в любом налоговом периоде.


6. Налогоплательщик, заявляет о
льготе, а как следствие, и о возмещении (зачета) налога на
добавленную стоимость в отдельном расчете по экспортным операциям
только при наличии всех документов, предусмотренных законодательством
и нормативными правовыми актами о налоге на добавленную стоимость.
<*> Отдельный расчет по экспортным операциям представляется в
налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке
установленной формы (приложение 1 к инструкции Госналогслужбы России
от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость"). Одновременно с отдельным расчетом
представляются документы, подтверждающие обоснованность использования
льготы по налогообложению экспортируемых товаров (работ, услуг).
Перечень таких документов предусмотрен пунктами 14 и 22 инструкции
Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость".


--------------------------------


<*> Данный порядок применяется
с 01.01.2000 (Основание: письмо МНС России от 08.12.1999 N
АП-6-03/984@).






Отдельный расчет
составляется в следующем порядке.


По строкам 1а и 6 в графе 5
показываются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные
поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), участвующих в
производстве и обращении экспортируемых товаров (работ, услуг).


По строке 10 в графе 3 показывается
стоимость реализованных в режиме экспорта товаров (работ, услуг),
указанных в контракте.


7. Налоговый орган на основании
отдельного расчета и документов, представленных налогоплательщиком,
служащих основанием для признания правомерности заявления и
использования льготы по экспорту, проводит камеральную налоговую
проверку. Камеральная налоговая проверка проводится в порядке,
предусмотренном статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации и
с учетом требований, предусмотренных Регламентом проведения
камеральных проверок, налоговой отчетности, оформления реализации их
результатов, утвержденным МНС России от 29.01.1999 № ВГ-14-16/31дсп.


Во время проведения камеральной
проверки налоговый орган истребует у налогоплательщика дополнительные
сведения, получает объяснения и документы, подтверждающие
правильность заявления льготы по экспорту в соответствии со статьей
88 Налогового кодекса Российской Федерации.


В течение срока проведения
камеральной проверки, установленного статьей 88 Налогового кодекса
Российской Федерации, налоговый орган обязан истребовать у иных лиц
(таможенные органы, банк (кредитная организация), другие органы и
организации, за исключением поставщиков) документы, относящиеся к
деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).


Если проверкой выявлены ошибки в
заполнении отдельного расчета, то об этом в письменной форме
сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие
исправления в установленный налоговым органом срок. Срок для
исправления определяется налоговым органом самостоятельно с учетом
характера ошибки. В этот период времени не приостанавливается течение
общего срока проведения камеральной проверки. Такой же порядок
применяется в случае представления налогоплательщиком ненадлежащим
образом заверенных копий документов.


8. Если проверкой выявлено, что
документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение
правомерности заявления льготы по экспорту, не соответствуют
требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской
Федерации, или по иным основаниям они не могут приниматься в качестве
обоснования льготы (при представлении документов выявлены
несоответствия в них, которые не могут быть исправлены, изменены,
дополнены) налоговый орган при наличии оснований начисляет сумму
налога и пени. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам
камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате
соответствующей суммы налога и пени. Привлечение налогоплательщика к
налоговой ответственности осуществляется налоговым органом по
основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации и
в порядке, установленном Регламентом проведения камеральных проверок.


9. В соответствии с пунктом 3 статьи
7 и пунктами 1 и 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" субъекты малого
предпринимательства отдельные расчеты представляют ежеквартально, не
позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Расчеты по
налогу на добавленную стоимость по экспорту также представляются
данными субъектами ежеквартально.


10. В случае привлечения
налогоплательщика к налоговой ответственности и (или) принятия
решения о не возмещении сумм налога на добавленную стоимость (по
основаниям, предусмотренным пунктом 8 данного порядка)
налогоплательщик вправе обжаловать эти акты ненормативного характера
в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном статьей 138
Налогового кодекса Российской Федерации.


11. Письменный отказ налогового
органа, полученный налогоплательщиком в связи с не исполнением
контракта, также может быть обжалован только в вышестоящий налоговый
орган. Рассмотрение жалоб, иных обращений налогоплательщика налоговым
органом, в котором он состоит на налоговом учете, недопустимо. В этом
случае налогоплательщику должно быть заявлено в письменной форме о
направлении жалоб и обращений в вышестоящий налоговый орган.


12. В случае представления
налогоплательщиком документов, подтверждающих право на льготу по
экспорту и соответствующих требованиям, предъявляемым к ним
законодательством и нормативными правовыми актами о налогах,
руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в
порядке, предусмотренном статьей 89 Налогового кодекса Российской
Федерации, назначается выездная налоговая проверка. Порядок и сроки
проведения такой проверки установленные статьей 89 Налогового кодекса
Российской Федерации и должны соблюдаться налоговым органом.


13. Во время проведения выездной
налоговой проверки налоговый орган обязан истребовать у налогового
органа, в котором состоит на налоговом учете поставщик экспортера,
документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика
(встречная проверка). При выездной налоговой проверке встречная
проверка проводится в отношении всех лиц, у которых могут быть
истребованы документы, относящиеся к деятельности проверяемого
экспортера.


14. Целью выездной налоговой проверки
является контроль над суммами, заявленными экспортером в качестве
возмещения по строке 1а отдельного расчета. Налоговый орган обязан
проверить своевременность заявления данных сумм, правильность их
исчисления. Для этого у налогоплательщика запрашиваются все
необходимые документы, в том числе (в обязательном порядке),
указанные в пункте 2 письма МНС России от 08.12.1999 № АП-6-03/984@.


15. В случае выявления фактов,
свидетельствующих об отсутствии поставщиков в месте их нахождения, о
неуплате (неполной уплате) ими сумм налога на добавленную стоимость,
иных фактов (непредставление налоговой отчетности и др.), налоговый
орган обязан в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации о налоговых органах и органах налоговой полиции, обратиться
в территориальный орган налоговой полиции для проведения оперативно -
розыскных действий.


16. Оформление результатов проверки
производится в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового
кодекса Российской Федерации.


17. Если правовыми актами вышестоящих
налоговых органов предусматривается передача материалов для принятия
решения о возмещении непосредственно в эти налоговые органы,
территориальный налоговый орган обязан действовать в соответствии с
установленным порядком.


Вышеназванные контрольные мероприятия
проводятся территориальным налоговым органом с учетом соблюдения
установленного порядка и согласно указаниям налогового органа,
рассматривающего материалы (принимающего решение о возмещении).


18. Кроме того, согласно письму МНС
России от 08.12.1999 № АП-6-03/984@ и в целях упорядочения и
ужесточения контроля со стороны налоговых органов за возмещением из
бюджета сумм налога на добавленную стоимость организациям -
экспортерам, необходимо руководствоваться следующим. Организации -
экспортеры для возмещения (зачета) сумм налога на добавленную
стоимость, уплаченных поставщикам товаров или материальных ресурсов
(работ, услуг), использованных для производства и реализации
экспортируемых за пределы государств - участников СНГ товаров (работ,
услуг), в том числе через посреднические организации по договору
комиссии или поручения, в налоговые органы в обязательном порядке
должны представлять документы, предусмотренные в пунктах 14, 22 и 35
Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
При этом, на счетах бухгалтерского учета организации - комитента
(собственника экспортного товара (работ, услуг) должны быть отражены
как полная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на
экспорт, так и все расходы комиссионера (посредника), связанные с
выполнением экспортного контракта, включая его комиссионное
вознаграждения.


Допускается при этом осуществление
продажи комиссионером (посредником) в общеустановленном порядке
валютной выручки, полученной от иностранного покупателя (заказчика)
по вышеуказанным экспортным контрактам. Согласно Закону Российской
Федерации "О налоге на добавленную стоимость" при
отсутствии у покупателя (организации - экспортера) документального
подтверждения о фактически уплаченных суммах налога поставщикам за
материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на
издержки производства и обращения, право на возмещение (зачет)
указанного налога не имеется. В связи с этим, а также с учетом прав,
предоставленных налоговым органам (статья 31 части первой Налогового
кодекса Российской федерации) для обоснования права организации -
экспортера на возмещение (зачет) сумм налога на добавленную
стоимость, уплаченных поставщикам за приобретенные материальные
ресурсы (работы, услуги), в налоговые органы представляются также
следующие документы:


- договор (заверенная копия договора)
купли-продажи материальных ресурсов, товаров, оказания услуг и
выполнения работ между организацией - экспортером и организациями -
поставщиками материальных ресурсов, товаров (работ, услуг),
используемых для перепродажи, а также производства и реализации
товаров (работ, услуг), поставляемых на экспорт;


- платежные поручения организации -
экспортера российскому банку, в котором открыт зарегистрированный в
налоговых органах счет организации - экспортера, о перечислении с его
счета поставщику средств за поставленные товары (работы, услуги),
включая суммы налога на добавленную стоимость, в соответствии с
представленными договорами купли - продажи материальных ресурсов,
товаров (работ, услуг). При этом должен быть обеспечен контроль за
соответствием вышеуказанных сумм суммам налога, предъявляемым
организацией - экспортером к возврату после совершения реального
факта экспорта товара (работ, услуг);


- выписки банка, подтверждающие
списание с расчетного счета организации - экспортера поставщику
указанных средств за поставленные товары (работы, услуги), включая
суммы налога на добавленную стоимость;


- наличие зарегистрированных в
журнале учета счетов - фактур и в книге покупок у экспортера первых
экземпляров счетов - фактур по приобретенным материальным ресурсам от
поставщиков с указанием уплаченных сумм налога на добавленную
стоимость.


В случае необходимости должны быть
приняты оперативные меры по встречной проверке отражения вторых
экземпляров счетов - фактур, зарегистрированных в журналах их учета и
в книге продаж у поставщиков. Записи о начислении платежей (сумм
налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению за счет
средств федерального бюджета) не отражаются в лицевых счетах (форма N
6) на основании отдельного расчета по экспортным операциям до
подтверждения налогоплательщиком права на использование льготы и до
проведения контрольных мероприятий (налоговые проверки) в отношении
налогоплательщика - экспортера и его поставщиков.


Необходимо обращать внимание на
соблюдение следующих условий, связанных с надлежащим оформлением
представляемых налогоплательщиком документов, предусмотренных
пунктами 14 и 22 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
В соответствии со статьей 77 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате нотариусы свидетельствуют верность копии
документов, в том числе и договоров, при условии, что эти документы
не противоречат закону и имеют юридическое значение.


Документ, копию которого необходимо
нотариально засвидетельствовать, должен иметь юридическое значение.
Гражданско - правовой договор, затрагивая права или законные интересы
сторон обязательства, имеет или может иметь юридическое значение.
Независимо от того, свидетельствует ли договор о существовании тех
или иных правоотношений в прошлом или настоящем, этот документ имеет
юридическое значение, поскольку он может подтвердить правомерность
определенных требований сторон, которые его заключали. В этой связи
не является правильным отказ нотариуса засвидетельствовать копию с
договора, даже в том случае, если срок действия его истек, то есть по
причине утраты этим документом юридического значения на будущее.


Нотариально засвидетельствованная
копия должна содержать точный текст подлинного документа, указание
подписей должностных лиц, текст расшифрованной печати и другие
реквизиты. Текст расшифрованной печати, в качестве самостоятельного
реквизита указывается лишь в том случае, если в качестве
дополнительного требования к форме сделки законом, иными правовыми
актами и соглашением сторон предусмотрено обязательное скрепление
договора печатями организаций (статья 160 Гражданского кодекса
Российской Федерации).


Законодательством Российской
Федерации установлено несколько способов удостоверения копий с
документов. Кроме нотариального свидетельствования допускается
свидетельствование копий с документов в порядке, предусмотренном
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N
9779-X "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями,
учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав
граждан" (далее - Указ). Согласно данному порядку налоговый
орган может выдать копию документа, исходящего от него, если такие
копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных
интересов обратившихся к ним граждан.


В таком же порядке налоговый орган
может выдать копии имеющихся у него документов, исходящих от других
предприятий, учреждений и организаций, от которых получить
непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно.
Кроме того, налоговый орган обязан свидетельствовать верность копий
документов, необходимых для представления гражданами в этот налоговый
орган, если законодательством не предусмотрено представление копий
таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке.
Данное положение Указа распространяется и на организации, но, как для
граждан, так и для организаций применяется только в отношении
документов, исходящих от предприятий, учреждений и организаций,
являющихся актами применения права, но не документально оформленными
двусторонними сделками (договорами, контрактами). Поэтому в налоговый
орган организация - налогоплательщик для подтверждения права на
льготу по экспорту товаров (работ, услуг) представляет копию
контракта, засвидетельствованную у нотариуса (в необходимых случаях и
с засвидетельствованным переводом), или копию контракта, заверенную
сторонами экспортной сделки (только экспортером, если такой порядок
заверения предусмотрен федеральным законом, иными нормативными
правовыми актами). Если контракт состоит из двух текстов, размещенных
на одной странице, разделенной вертикальной чертой, таким образом,
чтобы подлинный текст помещался на левой стороне, а перевод - на
правой, перевод оканчивается подписями сторон. Под переводом
помещается подпись переводчика. Удостоверительная надпись излагается
под текстом документа и под переводом с него. Копия такого контракта
должна быть нотариально засвидетельствована. В пункте 22 инструкции
Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 установлено, что грузовая
таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и
главным бухгалтером организации - налогоплательщика представляется с
отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск
товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе
деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар
был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. В
соответствии с приказом Государственного таможенного комитета
Российской Федерации от 16 декабря 1998 г. № 848 "Об утверждении
инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации"
декларированию подлежат как товары, перемещаемые через таможенную
границу Российской Федерации, так и транспортные средства,
используемые для международных перевозок товаров и пассажиров. Если
первые декларируются путем представления в таможенный орган
письменного заявления (декларации - формы ТД 1 и ТД 2), то вторые -
путем представления в таможенный орган транспортных (перевозочных)
документов, предусмотренных международными конвенциями, транспортными
уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с
ними правилами. Данные документы также подвергаются со стороны
таможенных органов таможенному контролю. После принятия таможенным
органом решения о выпуске, сведения о таком решении указываются
должностным лицом таможенного органа в порядке, определенном
инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и
другими нормативными актами ГТК России. В графе "Д"
основного листа декларации (ТД 1) и графе "С" добавочных
листов (ТД 2) проставляется штамп "Выпуск разрешен",
который заверяется подписью и личной номерной печатью должностного
лица таможенного органа отправления, после чего третьи листы грузовой
таможенной декларации с отметками возвращаются декларанту. Таким
образом, представление транспортных (перевозочных) документов с
отметками таможенного органа не освобождает организацию от
представления грузовой таможенной декларации (ее копии) с
соответствующими отметками.


Копия грузовой таможенной декларации,
транспортных, товаросопроводительных или иных документов,
представляемых в налоговый орган, должны быть засвидетельствованы у
нотариуса или лицом его составившим. Выписка банка, подтверждающая
фактическое зачисление всей выручки, причитающейся экспортеру по
контракту, должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97.
Таким образом, выписка банка должна быть скреплена печатью банка,
либо ее копия засвидетельствована у нотариуса.


Таможенным кодексом РФ под экспортом
товаров определен таможенный режим, при котором товары вывозятся за
пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства
их ввоза на эту территорию. При выпуске товаров в таможенном режиме
экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории
Российской Федерации в том же состоянии, в котором они были на день
принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров
вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях
транспортировки и хранения.


Таможенный режим заявляется
таможенному органу при декларировании посредством проставления в
графе 1 грузовой таможенной декларации специального цифрового кода,
соответствующего выбранному таможенному режиму (согласно приказу ГТК
России от 25.12.1996 № 774 "О классификаторах и списках
нормативно - справочной информации, используемых для таможенных
целей"). Товар считается помещенным под таможенный режим с
момента завершения таможенного оформления (проставления на таможенной
декларации штампа "Выпуск разрешен", скрепленного личной
номерной печатью сотрудника таможенного органа). С момента помещения
товаров под таможенный режим пользование и распоряжение товарами и
транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу
Российской Федерации, осуществляются в соответствии с их таможенным
режимом (ст. 28 ТК РФ).


Согласно п. "а" п. 1 ст. 5
Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991
№ 1992-1 от налога на добавленную стоимость освобождаются
экспортируемые товары, как собственного производства, так и
приобретенные, т.е. предоставление данной льготы возможно только
собственнику экспортного товара, в том числе реализующему товары на
экспорт через посреднические организации по договорам комиссии и
(или) поручения, осуществившему фактический вывоз товара в указанном
таможенном режиме за пределы государств - участников СНГ.


В связи с этим, в случае реализации
покупателем приобретенных товаров до вывоза за пределы территорий
стран - участников СНГ третьему лицу, осуществившему в дальнейшем
вывоз данных товаров в режиме экспорта, льгота по НДС может быть
предоставлена по общему правилу только организации, реализовавшей
свои собственные товары за пределы стран - участников СНГ, т.е. тому
покупателю, который их вывез за пределы территорий указанных
государств.


Предприятия, поставляющие продукцию
на экспорт не являются плательщиками налога на добавленную стоимость
в бюджет по реализации этой продукции и получают возмещение из
бюджета входного налога на добавленную стоимость, уплаченного
поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы,
стоимость которых относится на издержки производства и обращение,
после представления в налоговые органы документов, подтверждающих
реальный экспорт товаров.


Указанный перечень документов, в
обязательном порядке предъявляемый в налоговые органы для обоснования
льгот, установлен пунктом 22 Инструкции Госналогслужбы РФ от
11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость".


Согласно перечню, в налоговые органы
представляются:


1. контракт (копия контракта,
заверенная в установленном порядке) российского юридического лица -
налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых
товаров.


При поставке экспортируемых товаров
через посредническую организацию для обоснования льготы по налогу на
добавленную стоимость собственник товаров должен предъявить договор
комиссии или поручения о поставке указанных товаров на экспорт и
копию контракта, заверенную в установленном порядке, организации -
посредника с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров.


Для целей налогообложения
(предоставления льготы) предусматривается "установленный"
порядок, при котором копия контракта должна быть заверена либо в
нотариальном порядке, либо руководителями или уполномоченными
должностными лицами как покупателя инопартнера, так и предприятия -
экспортера. При этом подписи должны скрепляться печатями названных
организаций.


Независимо от условий поставки
товаров за пределы стран СНГ (EXW, FCA, CIF, DAF, и т.д.),
предусмотренных в контрактах между российскими экспортерами -
собственниками продукции и инопартнерами, а соответственно, и времени
перехода права собственности на поставляемый товар от продавца к
покупателю, продукция, реализуемая в дальнее зарубежье, признается
для целей налогообложения экспортируемой после фактического
подтверждения реального экспорта в установленном порядке.


В соответствии с Федеральным законом
от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности" внешнеторговая
деятельность в Российской Федерации в соответствии со статьей 165
Основ гражданского законодательства и статьей 565 Гражданского
кодекса РСФСР форма внешнеторговых сделок, совершаемых российскими
организациями, и порядок их подписания, независимо от места
совершения этих сделок, определяются законодательством Российской
Федерации.


В соответствии со статьей 15
Конституции Российской Федерации нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора. Для Российской Федерации
сохраняет силу заявление, сделанное Союзом ССР при присоединении к
Конвенции ООН о договорах международной купли - продажи, согласно
которому акцепт или любое иное выражение намерения заключить договор
должны совершаться в письменной форме. На основании вышеизложенного
письменная форма внешнеторговой сделки не считается соблюденной, если
письменное предложение заключить договор принято в порядке,
предусмотренном пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской
Федерации, т.е. совершение лицом, получившим оферту, в срок,
установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней
условий не считается акцептом.


В соответствии со статьей 433
Гражданского кодекса Российской Федерации такой внешнеторговый
договор не признается заключенным, так как оферент не получил акцепт
от акцептанта.


Контракт представляется экспортером
для обоснования законности применения льготы по налогу на добавленную
стоимость и в целях подтверждения его исполнения сторонами. Частично
исполненный внешнеторговый контракт сохраняет права и обязанности для
его сторон, неисполнение которых может привести к различным
гражданско - правовым последствиям, в том числе, к его расторжению в
одностороннем порядке. Представление экспортером внешнеторгового
контракта в качестве подтверждения своего права должно основываться в
первую очередь на том, что обязательства, вытекающие из него
прекращены. Внешнеторговый контракт - юридический факт, составная
часть юридического состава, подтверждающего возникновение налогового
правоотношения. Незавершенный внешнеторговый контракт, который может
быть прекращен сторонами или в одностороннем порядке, не может иметь
юридического значения, а следовательно, порождать налоговые
последствия, связанные с применением льготы. Данные действия, являясь
юридическими, относятся к разряду таких, которые не порождают
наступления налоговых последствий. Только свершившийся юридический
факт (исполненный договор) может порождать соответствующие налоговые
последствия. Юридический факт, должен удостоверять действие или
событие в прошлом и не может быть связан с предположением совершения
(наступления) действия (события).


Таким образом, в целях обоснования
своего права на льготу налогоплательщик обязан представить надлежащим
образом исполненный внешнеторговый контракт, по которому передано
покупателю общее количество товара, и получена вся выручка.


Порядок заключения средне- и
долгосрочных договоров отличается существенными особенностями.


Распространенной является практика
заключения двухуровневых договоров. Рамочный (предварительный)
договор заключается на продолжительный срок, и в нем урегулируются
основные вопросы взаимоотношения сторон. Второй уровень образуют
отдельные договоры, заключаемые на соответствующие краткие периоды
либо на поставку каждой партии товара. В них определяются объемы
предстоящих поставок, конкретизируется ассортимент, уточняются цены
на товар и иные условия отношений на частный срок.


В самом внешнеторговом контракте
стороны могут предусмотреть этапы его исполнения, выделяя каждый
этап, определяя существенные условия (количество, наименование), а
также иные обязательные условия (цена или порядок ее определения,
ассортимент продукции и т.п.).


Кроме того, в годовых или иных
долгосрочных договорах поставки при длящихся отношениях количество
проданного товара, как общий предмет поставки может дробиться на
отдельные партии с отгрузкой в частные сроки. Согласно статье 508
Гражданского кодекса Российской Федерации отгрузка в этом случае
производится равными партиями (размер отдельной партии определяется
путем деления всего количества, подлежащих поставке товаров, на число
частных сроков), если иное не предусмотрено соглашением сторон. При
включении данного условия в договор стороны соглашаются с тем, что
обязательство, в том числе и обязанности покупателя, будет
исполняться по частям. Исполнение обязательства по частям не влечет
за собой возникновение новых обязательств, так как сторонами не
заключаются новые договоры, а исполняется ранее заключенный договор.


Таким образом, при заключении
двухуровневых контрактов экспортер может заявить льготу по экспортной
операции по каждому исполненному контракту (каждой партии - этапу) и
возместить сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную
поставщику, по остальным контрактам льгота может быть заявлена только
после исполнения в целом договора сторонами, а не его части.


2. Выписка банка, подтверждающая
фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному
лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке,
зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено
законодательством.


Под термином "счет российского
налогоплательщика" в российском банке, зарегистрированном в
налоговых органах, следует понимать счет российского предприятия -
экспортера, являющегося собственником продукции, которая реализуется
на экспорт как самостоятельно, так и через посредника (комиссионера,
поверенного, агента и т.д.).


"Российским банком" в целях
налогообложения признается российский банк, фактически находящийся на
территории Российской Федерации. Зачисление предприятиями -
экспортерами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на
территории Российской Федерации являются обязательным условием
осуществления экспортных операций (ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 09.10.1992
№ 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"; п.
8 Указа Президента РФ от 14.06.1992 № 629 "О частичном изменении
порядка обязательной продажи валютной выручки и взимания экспортных
пошлин"; п. 7 Указа Президента РФ "О государственном
регулировании внешнеторговых бартерных сделок").


При проверке также надлежит сверить
соответствие банковских реквизитов инопокупателя, указанных в
контракте (договоре), и реквизитов банковских счетов, с которых
поступает экспортная выручка.


Подтверждение достоверности
зачисления экспортной выручки целесообразно осуществлять посредством
обращения налоговых органов в уполномоченные банки, имеющие
корреспондентские счета за рубежом. Кроме того, необходимо проверить
паспорт сделки на предмет его исполнения, т.е. поступления экспортной
выручки исходя из условий внешнеторгового контракта.


В соответствии с п. 6 Указа
Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1212 "О мерах по
повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и
упорядочению наличного и безналичного денежного обращения"
агентские договоры (договоры комиссии по сделкам на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг), совершаемые агентом
(комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала
(комитента), должны предусматривать перечисление в течение 3-х
банковских дней на расчетный счет принципала всего полученного
агентом дохода по этим сделкам, за исключением вознаграждения (в том
числе дополнительного вознаграждения за делькредере),
предусмотренного договором.


В случае реализации на экспорт
товаров (работ, услуг) через посреднические организации, предприятием
- экспортером в обязательном порядке предоставляется также копия
выписки банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от
реализации указанных товаров на счет посредника (комиссионера,
поверенного, агента и т.д.), заверенная в установленном порядке.


Льготный режим налогообложения, а
также возмещение "входного" НДС по экспортируемым товарам
могут быть предоставлены предприятию только после получения им всей
суммы, причитающейся по контракту с инопартнером (за исключением
суммы вознаграждения, причитающейся посреднику по договору).
Частичное выполнение контракта российским предприятием не является
основанием для получения им экспортной льготы. Если оплата за
экспортируемый товар производится третьим лицом, то согласно статье
154 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации речь должна
идти о многосторонней сделке и многостороннем контракте.


Следовательно, контракт на поставку
экспортируемых товаров должен быть составлен соответствующим образом.
Контракт должен быть заключен между российским юридическим лицом -
налогоплательщиком и иностранным лицом (покупателем) и с третьей
стороны лицом, оплачивающим экспортный товар, т.е. данный контракт
должен быть трехсторонним.


Предмет контракта должен быть изложен
соответствующим образом, т.е. продавец - продает товар, покупатель -
покупает товар, плательщик - его оплачивает. Контракт должен быть
подписан тремя сторонами.


В случае если вышеупомянутым
контрактом, а также дополнительными соглашениями, являющимися
неотъемлемыми приложениями к контракту, не предусмотрена оплата
товара третьим лицом за иностранца - получателя товара, льгота по НДС
не предоставляется.


Инструкцией "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от
11.10.1995 № 39 не предусмотрено, что выручка по экспортным операциям
должна быть обязательно получена в иностранной валюте, а также
выписка составлена в иностранной валюте.


Средства с рублевых счетов типа "Т",
а также с рублевых корреспондентских счетов банков - нерезидентов по
распоряжению владельцев счетов могут быть использованы для платежей в
пользу резидентов в оплату поставляемых из Российской Федерации
товаров, а также платежей в пользу резидентов за производимые ими
работы (оказываемые услуги) нерезидентам. Таким образом, оплата за
экспортную продукцию нерезидентом посредством перечисления денежных
средств в рублях иностранным представительством данного нерезидента,
находящегося на территории Российской Федерации, является основанием
для признания факта экспорта и применения налоговой льготы.


В отдельных случаях в экспортном
контракте указываются заведомо заниженные цены, а реальная цена
контракта определяется на основании договоренности между российским и
иностранным партнерами. В этих целях необходимо проверить
правильность отражения в бухгалтерском учете экспортных операций,
соответствие заключенных договоров фактическим условиям поставок,
т.е. произвести сверку стоимости и количества продукции (товаров) на
предмет соответствия данных по паспорту сделки, грузовой таможенной
декларации, товарно - транспортной накладной и расчетным документам,
относящихся к одному контракту.


В соответствии с инструкцией
Центрального банка Российской Федерации и Государственного
таможенного комитета Российской Федерации от 12 октября 1993 года N
19, № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за
поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта
товаров" (Инструкция Центрального банка российской Федерации и
ГТК России от 13.10.1999 № 86-И/01-23/26541) с подписанием паспорта
сделки экспортер принимает на себя ответственность за зачисление в
полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по
контракту, на основании которого был составлен данный паспорт сделки.


Выручка зачисляется на транзитный
валютный счет экспортера в банке, в который он представляет паспорт
сделки для оформления. В случаях, когда валютная выручка от экспорта
товаров поступает в банк в неполном объеме (то есть разница между
фактически поступившей суммой и суммой, указанной экспортером в
грузовой таможенной декларации, превышает суммарную банковскую
комиссию), экспортер имеет право обратиться в соответствующий орган
для признания соответствующей разницы в качестве обоснованно не
поступившей (в соответствии с письменным подтверждением МВЭС России,
уполномоченных МВЭС России органов или Банка России).


До получения соответствующего
подтверждения валютная выручка, учитывая ее юридическое содержание, а
не фактическую сущность, считается не поступившей.


В соответствии с совместным письмом
ГТК России, Банка России от 23 сентября 1998 года № 01-42/19930, N
242-Т "Об ответственности за не зачисление валютной выручки от
экспорта товаров" не зачисление валютной выручки от экспорта
товаров на счета в уполномоченных банках в контрактные сроки,
зафиксированные в документах таможенного банковского контроля,
независимо от того, имело ли место превышение сроков проведения
текущих валютных операций, является нарушением таможенных правил.
Указанное правонарушение в соответствии со статьей 273 Таможенного
кодекса Российской Федерации влечет за собой ответственность
экспортера в виде штрафа в размере от ста до двухсот процентов
стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами
правонарушения, с взысканием стоимости таких товаров.


Также необходимо учитывать, что
экспортеры несут ответственность в соответствии со статьей 14 Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" за нарушение требований по составлению отчетности и
предоставлению информации.


Государственный таможенный комитет
Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации указали
уполномоченным банкам на то, что участники внешнеэкономической
деятельности обязаны строгого соблюдать требования Инструкции от
12.10.1993 № 19, № 01-20/10283 при заполнении документов таможенно -
банковского контроля и обеспечения соответствия данных, содержащихся
в указанных документах, условиям экспортных контрактов.


Таким образом, налоговое
законодательство использует понятие "валютная выручка" в
тех же значениях, что и таможенное, валютное и банковское
законодательство Российской Федерации, преследуя цели обеспечения
исполнения налогоплательщиком законодательства Российской Федерации о
налогах.


Кроме того, в соответствии со статьей
14 Конвенции ООН о международных договорах купли - продажи цена
является обязательным условием внешнеторговой сделки. Поэтому в
соответствии с нормами международного частного права и гражданского
законодательства Российской Федерации оплата товара в меньшем
размере, чем предусмотрено внешнеторговой сделкой, является
основанием для признания такой сделки неисполненной. В целях
налогообложения до фактического исполнения внешнеторгового контракта,
то есть исполнения его надлежащим образом (передача покупателю
товара, оплата покупателем, поставленного товара) возмещение налога
на добавленную стоимость не производится.


По каждому заключенному экспортером
внешнеторговому контракту оформляется один паспорт сделки, поэтому,
если в самом контракте предусмотрен поэтапный порядок его исполнения
и содержание этапов (все существенные условия обязательства)
определены контрактом, налоговый орган принимает выписку банка,
подтверждающую поступление выручки за соответствующий этап.


В том случае, если контрактом
предусмотрено, что существенные условия этапов определяются
дополнительными соглашениями к внешнеторговым контрактам,
налогоплательщик вместе с выпиской банка обязан представить паспорт
сделки, в котором отражены изменения, изложенные в дополнениях к
контракту.


При реализации товаров (работ, услуг)
на экспорт по внешнеторговым бартерным договорам, предусматривающим
обмен эквивалентными по стоимости товарами (работами, услугами) без
использования денежных или иных платежных средств, вместо выписок из
банка должно быть представлено документальное подтверждение ввоза
импортных товаров (работ, услуг) на территорию Российской Федерации,
получаемых по бартеру, и их оприходования на балансе российского
экспортера - владельца ранее отгруженных товаров инопартнеру.
Поступившие от инопартнера по бартеру на таможенную территорию
Российской Федерации товары в качестве оплаты экспортных поставок,
подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с
действующим Таможенным кодексом Российской Федерации.


Эквивалентность взаимных поставок и
цена приобретения товаров определяются на основе договора (контракта)
с инофирмой. При этом согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ от 06.12.1991 N
1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в
налогооблагаемую базу по товарам, ввозимым на территорию Российской
Федерации, включаются таможенная стоимость товара, таможенная
пошлина, а по подакцизным товарам - и сумма акциза. Налог на
добавленную стоимость по реализации иностранных товаров, поступивших
по бартеру на территорию Российской Федерации, исчисляется в порядке,
установленном для товаров отечественного производства.


Для подтверждения экспорта товаров за
пределы территорий государств - участников СНГ, осуществляемого во
внешнеторговых бартерным контрактам, согласно Указу Президента РФ от
18.08.1996 № 1209 "О государственном регулировании
внешнеторговых бартерных сделок" вместо выписки банка,
подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров
иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском
банке, представляются следующие документы, подтверждающие факт ввоза
на таможенную российскую территорию эквивалентных по стоимости
экспортированных товаров:


грузовая таможенная декларация со
штампом пограничной российской таможни о выпуске товаров для
свободного обращения и об уплате налогов, включая НДС, на таможенной
территории России в момент их ввоза;


справка, подписанная руководителем и
главным бухгалтером предприятия, об оприходовании на счетах
бухгалтерского учета эквивалентного по стоимости импортного товара.


Таким образом, при реализации товаров
на экспорт по внешнеторговым бартерным контрактам, предусматривающим
как обмен эквивалентными по стоимости товарами, так и частично уплату
денежными средствами, зачет или возмещение сумм налога, уплаченных
поставщикам материальных ресурсов, используемых для производства этих
товаров, производится в общеустановленном порядке после
документального подтверждения как факта экспорта товаров, так и ввоза
импортных товаров на территорию Российской Федерации, полученных по
бартеру, и их оприходования на счетах бухгалтерского учета.


Представление векселя, полученного в
счет оплаты за экспортируемые товары (работы, услуги), не является
основанием для получения льготы, поскольку вексель является лишь
намерением оплатить товар, а не оплатой.


Для обоснования льготы по
налогообложению экспортируемых за пределы государств - участников СНГ
товаров в налоговый орган представляется выписка банка,
подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров
иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском
банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не
установлено законодательством.


3. Грузовая таможенная декларация или
ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации
- налогоплательщика с отметками российского таможенного органа,
осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского
таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт
пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной
территории Российской Федерации.


В отдельных случаях требуется
выяснение происхождения экспортируемого товара. В случае вывоза
товара в режиме "экспорта" ранее ввезенного в режиме
"импорта" необходимо выяснить причины отказа организации от
проведения данной операции в режиме "реэкспорта". Для этого
целесообразно обращаться в органы налоговой полиции, владеющие базой
данных, для подтверждения фактического ввоза данного товара. Кроме
того, с 25.02.2000, в связи с введением в действие постановления
Правительства Российской Федерации от 19.01.2000 № 46 "О
внесении изменений в порядок ведения журналов учета счетов - фактур
при расчетах по налогу на добавленную стоимость", необходимо
принимать во внимание указанную в счетах - фактурах информацию о
стране происхождения товара и номере грузовой таможенной декларации.


Подтверждение факта вывоза товаров
осуществляется в порядке, предусмотренном Распоряжением ГТК РФ от
24.05.1999 № 01-14/615, т.е. подтверждение производится на основании
обращений лиц, перемещающих товары через таможенную границу
Российской Федерации, либо декларантов этих товаров.


Подтверждение производится при
представлении заявителем лично или по почте в таможню, в регионе
деятельности которой расположен пункт пропуска на таможенной границе
Российской Федерации, поименованных в названном распоряжении
документов.


Не позднее десяти дней после
регистрации заявления возвратный экземпляр ГТД возвращается заявителю
лично или направляется по почте (по желанию заявителя) с отметкой
"Товар вывезен", которая делается на оборотной стороне
возвратного экземпляра ГТД.


В случае если товар вывезен не
полностью, указывается фактическое количество вывезенного товара.


Все отметки на оборотной стороне
возвратного экземпляра ГТД заверяются личной номерной печатью
сотрудника таможенного органа.


Только после получения такой отметки
ГТД представляется в налоговые органы в общем пакете документов,
подтверждающих экспорт.


Исключение из данной нормы
предусмотрено в случае вывоза товаров трубопроводным транспортом или
по линиям электропередач. Здесь для получения льготы достаточно
представления полной грузовой таможенной декларации с отметкой
российского таможенного органа, производившего таможенное оформление.


В соответствии с Приказом ГТК России
от 30.10.1995 № 652 в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и
по линиям электропередачи, разрешается подача временной грузовой
таможенной декларации (ВГТД). Не позднее 20 дней после поставки
заявленной в ВГТД партии товаров декларант представляет в таможенный
орган, производивший таможенное оформление товаров, заявленных в
ВГТД, полную грузовую таможенную декларацию (ГТД), содержащую
уточненные сведения. В целях предоставления льготы по налогу на
добавленную стоимость используется только полная ГТД.


Не требуется также подтверждение о
пересечении границ Российской Федерации при вывозе товаров через
границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного
союза, поскольку таможенный контроль на границе с этими государствами
отменен. К государствам - членам Таможенного союза относятся
Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Здесь также достаточно
представления грузовой таможенной декларации с отметкой российского
таможенного органа, производившего таможенное оформление.
Подтверждением вывоза товаров через территории этих государств
являются отметки пограничного таможенного органа государства - члена
Таможенного союза о фактическом вывозе товаров в третьи страны на
товаросопроводительных документах, имеющихся у перевозчика.


4. Копии транспортных или
товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов с
отметками пограничных таможенных органов государств - участников СНГ
или таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий
государств - участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы
территорий государств - участников СНГ.


Транспортные документы - транспортная
накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие
заключение договора перевозки или иного договора, в соответствии с
которым осуществляется международная перевозка товаров и (или) их
перевозка по таможенной территории Российской Федерации под
таможенным контролем.


Во всех поименованных документах
должна быть привязка к номенклатуре вывозимого товара, т.е. должно
быть соответствие наименования вывозимых товаров в ГТД и товарно -
транспортных документах.


Не требуются отметки пограничных
таможенных органов государств - участников СНГ или дальнего зарубежья
на коносаменте и международной авиационной накладной при вывозе
товаров судами через морские порты и воздушным транспортом.


При вывозе экспортируемых товаров
судами через морские порты для подтверждения факта экспорта за
пределы территорий государств - участников СНГ представляются
следующие документы:


копия поручения на отгрузку
экспортных грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "погрузка
разрешена" пограничной таможни Российской Федерации - для
уточнения количества экспортируемого груза и заполненной в надлежащем
порядке расписки администрации судна о приеме груза на борт;


копия коносамента на перевозку
экспортного товара, в котором в графе "Порт разгрузки"
указан порт, находящийся за пределами территорий государств -
участников СНГ.


В случае отгрузки товаров на экспорт
через речные порты Российской Федерации, расположенные вне зоны
деятельности пограничной таможни, и через порты, расположенные на
территории государств - участников СНГ, на копии поручения на
отгрузку экспортных грузов с указанием порта разгрузки вместо отметки
пограничной таможни Российской Федерации "погрузка разрешена"
должны быть аналогичные отметки, соответственно, внутренней таможни
Российской Федерации и пограничных таможенных органов государств -
участников СНГ.


Для подтверждения факта пересечения
границы государств - участников СНГ при перевозке грузов воздушным
транспортом предоставляется международная авиационная грузовая
накладная (ее копия), в которой в графе "Аэропорт разгрузки"
указан пункт, находящийся за пределами территории государств
участников СНГ.


При вывозе экспортируемых товаров
железнодорожным транспортом из Российской Федерации для подтверждения
факта экспорта предоставляются: грузовая таможенная декларация
(копия) с отметками пограничного таможенного органа о фактическом
вывозе товаров с территории Российской Федерации (за исключением
вывоза товаров через границу Российской Федерации с государствами -
участниками СНГ); при вывозе товаров через границу Российской
Федерации с государством - участником Таможенного союза -
подтверждение пограничного таможенного органа государства - участника
Таможенного союза о фактическом вывозе товаров в третьи страны; при
вывозе товаров через границу России с государством, не являющимся
участником Таможенного союза - грузовая таможенная декларация
(копия), оформленная на экспортируемые из России товары, перемещаемые
через таможенные границы государства - участника СНГ в соответствии с
таможенным режимом транзита, со штампом пограничной таможни
государства - участника СНГ, подтверждающим фактический вывоз товаров
за территорию государств - участников СНГ.


Кроме того, при вывозе товаров
железнодорожным транспортом через границу Российской Федерации с
государствами - участниками СНГ для подтверждения вышеуказанной
льготы могут быть представлены товаросопроводительные документы,
подтверждающие вывоз товаров за границу территории государств -
участников СНГ.


Для целей налогообложения считаются
экспортируемыми только те работы и услуги, которые поименованы в
пункте 14 Инструкции.


По остальным для обложения налогом на
добавленную стоимость применяется порядок определения места
реализации данных работ и услуг. Данные понятия не следует
отождествлять в связи с различным режимом возмещения налога на
добавленную стоимость.


При проверке правомерности применения
льготы по услугам по транспортировке и обслуживанию экспортируемых
грузов необходимо иметь в виду, что возврат порожних собственных или
арендованных вагонов/контейнеров не относится к перевозке экспортных
грузов.


Работы и услуги, оказываемые
непосредственно в космическом пространстве при условии использования
результатов этих работ (услуг) за пределами территорий государств -
участников СНГ - данная льгота, как и любая другая, не должна иметь
расширенного трактования и должна применяться строго в том контексте,
как изложена в Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость".


Следует иметь в виду, что данная
льгота (работы и услуги, оказываемые непосредственно в космическом
пространстве), не может быть применена к работам и услугам,
осуществляемым на земле и являющимся вспомогательными по отношению к
вышеназванным. Например, научно - исследовательские и опытно -
конструкторские работы, производимые на земле в целях запуска
спутника в космос, на основании вышеизложенного не относятся к
льготируемым.


Аналогичный подход должен быть и при
применении льготы по услугам, оказываемым непосредственно в
российских аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию
иностранных судов, включая аэронавигационное обслуживание.


Так, ремонтные работы авиационных
двигателей, ввозимых на территорию России при условии дальнейшего
вывоза, осуществляемый не в пределах аэропорта, должен облагаться
налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.


При оказании услуг по перевозке
почтовых отправлений следует руководствоваться следующим.


Под экспортируемыми за пределы
государств - участников СНГ товарами понимаются товары, реализованные
российскими предприятиями иностранным юридическим лицам по договорам
купли - продажи или мены, в соответствии с которыми в результате
осуществления указанных внешнеторговых операций право собственности
переходит от продавца (российского предприятия) к покупателю
(инопартнеру).


Транспортировка груза является
вторичной услугой по отношению к реализации самого товара, поэтому
порядок налогообложения услуг по транспортировке груза находится в
прямой зависимости от порядка налогообложения собственно продукции.


Представляемые данными перевозчиками
документы в ряде случаев не позволяют квалифицировать услуги,
оказываемые своим клиентам, как услуги по транспортировке
экспортируемых товаров, поскольку не представляется возможным
установить сам факт реализации на экспорт перевозимых грузов и
переход права собственности на этот груз от российского предприятия -
продавца к иностранному юридическому лицу - покупателю. Таким
образом, нет достаточных оснований для применения льготы по налогу на
добавленную стоимость, поскольку имеет место лишь подтверждение
оказания клиентам транспортных услуг по перевозке товаров за рубеж,
но нет доказательств фактического экспорта самих товаров. Местом
реализации указанных работ и услуг по транспортировке грузов в целях
налогообложения признается место осуществления экономической
деятельности предприятия, выполняющего эти работы (оказывающего эти
услуги).






-->
примечание.


Текст постановления Госстандарта РФ
от 23.01.1998 № 14 включен в информационный банк СПС -->
Эксперт-приложение.






Статьей 801 ГК РФ
определены основные и дополнительные услуги, выполняемые
экспедитором. Определения и классификация экспедиторских услуг на
железнодорожном транспорте приведены в ГОСТе Р 51133-98
"Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие
требования", утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 23
января 1998 г. № 14 и введенные в действие с 1 февраля 1998 года.


В соответствии с указанными статьей
ГК РФ и госстандартом транспортно - экспедиторское обслуживание -
процесс предоставления экспедиторских услуг грузоотправителям и
грузополучателям в соответствии с договором транспортной экспедиции,
т.е. одной стороной указанного договора является экспедитор, а другой
- грузоотправитель или грузополучатель. Вместе с тем, статьей 805 ГК
РФ определено, что если из договора транспортной экспедиции не
следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично,
экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других
лиц.


В случае привлечения экспедитором для
исполнения договора транспортной экспедиции третьих лиц льгота по
налогу на добавленную стоимость предоставляется непосредственно
экспедитору, с которым заключен договор грузоотправителем или
грузополучателем, при наличии у экспедитора соответствующих
документов.


Данная позиция распространяется и на
другие экспортируемые работы, услуги. Льгота предоставляется
непосредственно генподрядчику (исполнителю), заключающему договор на
выполнение данных работ (услуг). На субподрядчиков (соисполнителей)
освобождение не распространяется.


В случае реализации на экспорт
товаров, ранее не предназначенных для данной цели, налог на
добавленную стоимость, уплаченный поставщикам и возмещенный в
установленном порядке, подлежит восстановлению в момент оформления
ГТД.


После проверки документов,
подтверждающих экспортный характер осуществленной операции следует
документально проверить суммы налога на добавленную стоимость,
уплаченные поставщикам по материальным ресурсам (работам, услугам),
приобретенным на территории Российской Федерации и использованным при
производстве экспортных товаров (работ, услуг).


Обязательным условием для
правомерности возмещения "входного" налога является наличие
счетов - фактур.


При осуществлении расчетов с
поставщиками с использованием векселей следует руководствоваться
письмом Госналогслужбы России от 25.02.1999 № 03-4-09/39 (письмо ГНИ
по г. Москве от 05.03.1999 № 12-14/6427; письмо МНС России от
01.02.2000 № ВП-6-18/90) и обратить внимание на следующее.


Согласно статье 414 Кодекса
обязательство прекращается соглашением сторон о замене
первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим
обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет
или способ исполнения. Иными словами, если по договору поставки
товаров покупатель, получивший товар, должен уплатить поставщику
деньги, то такой договор может быть прекращен и заменен, например,
договором займа между теми же сторонами на сумму произведенной
поставки или на сумму долга может быть выписан вексель и т.д.


Таким образом, для переоформления
дебиторской задолженности необходимо подписать соглашение, в котором
указывалось бы, что с момента выдачи векселя на сумму задолженности
основное обязательство по оплате поставки товаров (выполнению работ,
оказанию услуг) прекращается.


Вексель, переданный организацией в
счет исполнения денежного обязательства по договору поставки,
порождает новое обязательство, но совершенно не погашает старого,
если только стороны не оговорили прямо в своем соглашении, что выдача
или передача векселя прекращает обязательство покупателя оплатить
товар денежными средствами, заменяя его в порядке ст. 414 Кодекса.
Так как без соглашения на то сторон новации никогда не происходит,
покупатель, выдавший вексель вплоть до достижения сторонами такого
соглашения (либо соглашения об отступном) остается должником даже
после получения поставщиком денег по векселю.


Пунктом 16 инструкции Госналогслужбы
России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" предусмотрено, что реализация товаров производится по
свободным (договорным) ценам, увеличенным на сумму налога на
добавленную стоимость. Причем, сумма налога на добавленную стоимость
выделяется отдельной строкой в первичных документах при расчетах с
использованием векселей.


Осуществление расчетов с
использованием векселя и уплата налога на добавленную стоимость с
использованием векселя ни одно и тоже. Если первое разрешено
гражданским законодательством, то второе не предусмотрено налоговым
законодательством, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Кодекса
является основанием для неприменения вышеназванных норм к налоговым
отношениям. Кроме того, пункт 31 указанной выше инструкции содержит и
другое положение, а именно: "Датой совершения оборота считается
день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в
учреждения банков, включая поступление денежных средств по векселю, а
при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу".
Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
по крайней мере, дважды своими постановлениями от 14 октября 1997
года № 3724/97 и от 21 октября 1997 года № 2600/97 указал, что "сам
вексель является денежным обязательством, тем не менее, он не может
отождествляться с денежными средствами".


Следовательно, в соответствии со
статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость" только уплата налога поставщику денежными средствами
является основанием для возмещения (зачета) вышеназванных сумм из
бюджета.


В случае передачи векселя,
полученного по договору займа в счет исполнения денежного
обязательства по поставке товаров, следует отметить, что согласно
статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
предметом договора займа выступают вещи, определенные родовыми
признаками. Вексель третьего лица не может передаваться в качестве
предмета займа (кредита), так как согласно статьям 807, 822, 823
Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве предмета займа
(кредита) могут быть только вещи, определенные родовыми признаками,
тогда как вексель является индивидуально определенной вещью. Кроме
того, Кодексом (статья 815) установлено, что вексель в договоре займа
может выступать лишь в качестве удостоверения обязанности
векселедателя выплатить векселедержателю полученную сумму займа.


Таким образом, при получении векселя
организацией по договору займа, сумма налога на добавленную
стоимость, уплаченная поставщику, возмещению не подлежит.


Порядок ведения раздельного учета в
соответствии с Приказом Министерства финансов от 9 декабря 1998 г. N
60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации" должен оформляться соответствующей
организационно - распорядительной документацией (приказами,
распоряжениями и т.п.) и утверждаться руководителем организации.


Следует отметить, что
налогоплательщик - экспортер, получивший от инопокупателя (заказчика)
100% платеж за будущую поставку, имеет право на возмещение входного
НДС при условии представления в налоговые органы:


- контракта (копии контракта,
заверенной в установленном порядке) российского юридического лица -
налогоплательщика с иностранными лицами на поставку экспортируемых
товаров, работ и услуг, в котором предусмотрены 100% авансовые
платежи;


- выписки банка, подтверждающей
фактическое поступление 100 процентов авансовых платежей от
иностранного лица в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг
на счет российского налогоплательщика в российском банке,
зарегистрированный в налоговых органах;


- копии грузовой таможенной
декларации, заверенной руководителем и главным бухгалтером
организации - налогоплательщика с отметками российского таможенного
органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта.


Следует учитывать, что все авансовые
платежи, полученные российскими организациями (предприятиями) от
иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров
облагаются налогом на добавленную стоимость, который подлежит зачету
после подтверждения реального экспорта товаров в установленном
порядке.


В соответствии с абзацем первым
пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 № 1992-1
"О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) зачет
или возмещение сумм налога, уплаченных поставщикам, при реализации
товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с
подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона, осуществляется в
десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий
отчетный период.


При этом возврат налога не
производится по расчетам, представленным налогоплательщиком по
истечении трехгодичного срока.


Согласно пункту 21 инструкции
Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость" трехгодичный срок в
данном случае определяется начиная с 1-го числа месяца, следующего за
отчетным, в котором подлежал вычету налог на добавленную стоимость по
материальным ценностям, включая основные средства и нематериальные
активы, но не был включен налогоплательщиком в расчет (налоговую
декларацию).


Возмещение сумм налога на добавленную
стоимость должно осуществляться в порядке, предусмотренном приказом
Госналогслужбы Российской Федерации от 25.12.1998 № ГБ-3-09/343 "О
возмещении сумм налога на добавленную стоимость по экспортной
продукции". В частности, возмещение осуществляется в
соответствии с разделом VII Инструкции о порядке ведения в
государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского
учета налогов, сбора, пошлин и других обязательных платежей № 26,
утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994, в порядке
и сроки, установленные п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации от
06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" при
условии доказательства экспорта документами, приведенными в п. 22
Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".


Порядок, изложенный в статье 78
Налогового кодекса Российской Федерации, регулирует условия зачета
или возмещения излишне уплаченных сумм налогов в бюджет. Данный
порядок не применяется (до получения указаний МНС России по этому
вопросу) к суммам налога на добавленную стоимость, уплаченным
поставщикам материальных ресурсов, использованных в качестве
экспортной продукции, подлежащих возмещению из федерального бюджета.


Организация контроля за
обоснованностью предоставления льготы осуществляется в несколько
этапов:


- предварительный контроль;


- информационно - аналитический
контроль;


- окончательный документальный
контроль.


Предварительный контроль включает в
себя определение правильности оформления паспорта сделки, грузовой
таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации,
контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности
действующему законодательству.


Информационно - аналитический
контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного
контроля и ее направление в уполномоченные банки для проведения
работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение и
обработку учетных карточек, заполняемых банком, составление и анализ
информации о фактически поступивших денежных средствах, а также
выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.


При осуществлении окончательного
документального контроля таможенные органы проводят проверки
экспортеров по возможным фактам непоступления валютной выручки. В
случае подтверждения этих фактов применяются санкции, установленные
Таможенным кодексом Российской Федерации.


При проверке обоснованности
применения предприятием льгот по налогообложению экспортируемых за
пределы государств - участников СНГ товаров за конкретный отчетный
период прежде всего необходимо проверить:


- соответствие представленных
предприятием документов установленному п. 22 вышеназванной Инструкции
перечню, а также содержащихся в них сведений, подтверждающих
стоимость реализованных товаров на экспорт, не облагаемых
предприятием налогом на добавленную стоимость, в заявленном периоде в
сумме, показанной в отчетности.


Следует уточнить факт соблюдения
организацией одного из условий для получения права на льготу - это
ведение раздельного учета затрат по производству и реализации
товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость и
облагаемых налогом.


Должна быть проверена взаимосвязь
показателей отгруженного на экспорт товара с показателями
соответствующих грузовых таможенных деклараций.


При рассмотрении представленных
контрактов (договоров) проверяющими должны быть отмечены и
систематизированы отдельные элементы сделки (лица, участвующие в
сделке; волеизъявления этих лиц, форма и содержание договора) с целью
дальнейшей проверки соответствия его исполнения предприятием -
экспортером и инопокупателем условиям подписанного сторонами
экспортного контракта (договора) или приложений к нему.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru