ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 07.07.2000 № 165
"О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО -
ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области. -
Утратил силу в связи с изданием
Постановления Правительства Нижегородской области от 27.12.2005 N
323. -
АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2000 г. № 165
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ
СЛУЖБЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" от 05.11.1995 № 1113, законом Нижегородской области "О
защите населения и территорий области от ЧС природного и техногенного
характера" от 04.01.1996 № 17-З, постановлением губернатора
Нижегородской области "О системе оперативно - диспетчерского
управления Нижегородской области" от 02.02.1999 № 30:
1. Создать единую дежурно -
диспетчерскую службу Нижегородской области при главном управлении по
делам ГО и ЧС области.
2. Утвердить прилагаемое Положение о
единой дежурно - диспетчерской службе Нижегородской области.
3. Рекомендовать главам администраций
городов и районов создать на подведомственных территориях
соответствующие единые дежурно - диспетчерские службы. Общее
руководство едиными дежурно - диспетчерскими службами возложить на
соответствующие органы управления, специально уполномоченные на
решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
4. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на главное управление по делам ГО и ЧС
области (Коркодола В.А.)
-
Губернатор области
И.П.СКЛЯРОВ
-
Утверждено
постановлением
губернатора области
от 07.07.2000 № 165
-
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ
СЛУЖБЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
1.1. Настоящее
Положение определяет состав, основные задачи и условия
функционирования единой дежурно - диспетчерской службы (ЕДДС)
области.
1.2. ЕДДС области является органом
повседневного управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), центральным
звеном системы оперативно - диспетчерского управления (СОДУ) области
в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности
администрации и служб области к реагированию на угрозу или
возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), эффективности
взаимодействия привлекаемых сил и средств областных служб при их
совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
1.3. ЕДДС области совмещает функции
оперативной дежурной службы (пункта управления, центра управления в
кризисных ситуациях) главного управления по делам ГО и ЧС области и
ЕДДС города Нижний Новгород.
1.4. ЕДДС области создается на
штатной основе, при главном управлении по делам ГО и ЧС Нижегородской
области на его базе.
1.5. Создание и функционирование ЕДДС
не отменяет существующего до ее образования порядка приема дежурно -
диспетчерскими службами (ДДС) сообщений от населения о происшествиях
(по телефонам - "01", "02", "03", "04"
и др.).
1.6. Общее руководство ЕДДС
осуществляет администрация области (председатель комиссии по
чрезвычайным ситуациям) через главное управление по делам ГО и ЧС (ГУ
ГОЧС) области.
1.7. Непосредственное руководство
деятельностью ЕДДС осуществляет начальник единой дежурно -
диспетчерской службы области.
1.8. В своей деятельности по вопросам
предупреждения и ликвидации ЧС ЕДДС руководствуется законами
Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями главы администрации
Нижегородской области, решениями комиссии по чрезвычайным ситуациям
области, приказами начальника главного управления по делам ГО и ЧС
области, а также настоящим Положением.
-
2. СОСТАВ И ЗАДАЧИ,
РЕШАЕМЫЕ ЕДИНОЙ
ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБОЙ
ОБЛАСТИ
-
2.1. ЕДДС области
включает: дежурно - диспетчерский персонал, центр управления в
кризисных ситуациях (ЦУКС), пункт управления (ПУ) оперативной
дежурной службы главного управления по делам ГО и ЧС области,
информационно - аналитическую группу и комплекс средств автоматизации
(КСА).
2.2. В составе дежурно -
диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются оперативные дежурные
смены (ОДС) ЦУКС и ПУ из расчета несения круглосуточного дежурства.
2.3. ЕДДС области решает следующие
основные задачи:
- прием от населения и организаций
сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об
угрозе или факте возникновения ЧС;
- анализ и оценка достоверности
поступившей информации, доведение ее до управлений по делам ГО и ЧС
(У ГОЧС) категорированных городов, ДДС, в компетенцию которых входит
реагирование на принятое сообщение;
- сбор от ЕДДС У ГОЧС
категорированных городов, ДДС, служб контроля и наблюдения за
окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ЕДДС У
ГОЧС категорированных городов и ДДС области полученной информации об
угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях
сил и средств по ликвидации ЧС;
- обработка и анализ данных о ЧС,
определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для
реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы
функционирования СОДУ;
- обобщение, оценка и контроль данных
обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка
заранее разработанных и согласованных с областными службами вариантов
управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и
необходимых решений (в пределах установленных главным управлением по
делам ГО и ЧС области полномочий);
- информирование ЕДДС У ГОЧС
категорированных городов, ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС,
подчиненных им сил постоянной готовности об обстановке, принятых и
рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений)
об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных
вариантов решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее
подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления
по подчиненности;
- доведение задач, поставленных
председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) области, до
ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС и подчиненных им сил
постоянной готовности, контроль их выполнения и организация
взаимодействия;
- обобщение информации о произошедших
ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление
соответствующих докладов по подчиненности.
2.4. ЕДДС области выполняет свои
задачи путем несения круглосуточного дежурства на ЦУКС и ПУ составом
ОДС.
2.5. Старший оперативный дежурный
(СОД) ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решение по защите
населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать
соответствующие распоряжения (указания) входящим в СОДУ дежурно -
диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности
для согласования экстренных действий с руководством ГУ ГОЧС,
администрации области или областных служб.
Обо всех чрезвычайных происшествиях,
несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных
распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС СОД ЕДДС докладывает
начальнику ГУ ГОЧС области непосредственно.
Старший оперативный дежурный ЕДДС по
вопросам несения службы подчиняется заместителю начальника главного
управления по делам ГО и ЧС области по оперативным вопросам.
2.6. Старший оперативный дежурный
ЕДДС области обязан после получения данных об угрозе или
возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по ее
предотвращению или ликвидации и наряду с руководством администрации
области и областных служб несет ответственность за своевременное
принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей,
материальных и культурных ценностей в соответствии с действующим
законодательством.
2.7. Центр управления в кризисных
ситуациях должен обеспечить:
- устойчивое управление силами и
средствами во всех режимах функционирования ЕДДС;
взаимодействие с органами управления
ДДС области;
- сбор от ДДС и населения, служб
контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или
факте возникновения ЧС и доведение ее до соответствующей ДДС по
предназначению;
- оповещение и персональный вызов
должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС области и областных служб;
- доведение информации об угрозе
возникновения и факте ЧС до оперативного дежурного ЦРЦ, в
соответствии с критериями информации о ЧС;
- анализ и оценку поступившей
информации, доведение ее до ДДС, руководства ГУ ГОЧС, У ГОЧС
категорированных городов, администраций городов и сельских районов
области;
- своевременное наращивание сил и
средств ЕДДС при переводе ее в повышенные режимы функционирования;
- несение постоянного дежурства,
участие в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕДДС,
ДДС области, ЕДДС категорированных городов, ОДС городов и сельских
районов области.
2.8. Пункт управления оперативной
дежурной службы ЕДДС области должен обеспечить:
- поддержание автоматизированной
системы централизованного оповещения в постоянной готовности к приему
и передаче команд (сигналов) и информации оповещения;
- оповещение и персональный вызов
должностных лиц КЧС, ГУ ГОЧС и ЕДДС области;
- оповещение и вызов областных ДДС, а
также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ГУ ГОЧС
области;
- оповещение населения о
возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и
способов защиты от поражающих факторов источника ЧС;
- соблюдение режима секретности
информации, получаемой и передаваемой с использованием средств
автоматизации.
2.9. Задействование средств
централизованного оповещения осуществляется старшим оперативным
дежурным по указанию начальника ГУ ГОЧС области или самостоятельно по
обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим
докладом по подчиненности.
2.10. Оповещение населения области
при возникновении ЧС осуществляется по команде председателя КЧС
области старшим оперативным дежурным с использованием
автоматизированной системы централизованного оповещения ГО с
задействованием электросирен и теле -, радиотрансляционной сети в
соответствии с утвержденной инструкцией.
2.11. Информационно - аналитическая
группа должна обеспечить:
- создание, разработку и обновление
социально - экономических, природно - географических, демографических
и других данных за область, областные органы управления (в том числе
их дежурно - диспетчерские службы), силы и средства постоянной
готовности к действиям в ЧС, потенциально опасные объекты, возможные
и планируемые мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС;
- создание и разработку структуры
информационно - справочной системы обеспечения принятия
управленческих решений в области предупреждения и ликвидации ЧС;
- моделирование и прогнозирование ЧС,
их последствий на территории области на основе статистических данных
по ЧС;
- создание компьютерных моделей
прогнозирования возникновения ЧС для оперативного реагирования на
них, а также анализ возможности их возникновения на основе исходных
данных;
- обработку и анализ ситуаций,
произошедших на территории области и занесение их в базу данных;
- подготовку и представление
донесений (информации) вышестоящим органам управления, согласно
табеля срочных донесений;
- повышение уровня подготовки
персонала ЕДДС в работе с комплексом средств автоматизации (КСА).
2.12. Комплекс средств автоматизации
ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения
персоналом ЕДДС следующих управленческих функций:
- накопление социально -
экономических, природно - географических, демографических и других
данных за область, областных органах управления, силах и средствах
постоянной готовности, потенциально опасных объектах, возможных и
планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
- сбора и передачи данных об угрозе и
факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и
средств;
- прогнозирования, оценки и контроля
сложившейся обстановки на основе сопоставления информации,
поступающей из различных источников;
- подготовки данных для принятия
решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на
электронной карте территории области;
- представление требуемых данных
вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органом управления.
2.13. КСА ЕДДС должен сопрягаться с
автоматизированными системами (АС) взаимодействующих ДДС (в рамках АС
СОДУ), а также с вышестоящими объектами автоматизированной
информационно - управляющей системы РСЧС.
2.14. Для приема и передачи
экстренных сообщений о ЧС на территории области предусматривается
использование единого телефонного номера (кода) доступа к ЕДДС "05",
в последующем переход на использование единого общеевропейского
телефонного номера (кода) "112".
-
3. ПОРЯДОК
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДДС ОБЛАСТИ
-
3.1. ЕДДС
функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной
готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
3.2. В режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в
готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС
(Приложение 1. Структурная схема ЕДДС Нижегородской области). В этом
режиме ЕДДС обеспечивает:
- прием от населения, организаций,
ДДС и ЕДДС категорированных городов сообщений о любых чрезвычайных
происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;
- обобщение и анализ информации о
чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление
соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к
применению программно - технических средств автоматизации, средств
связи и оповещения;
- внесение необходимых дополнений и
изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных
документов по реагированию ЕДДС на ЧС.
В режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом
дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режим
ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, а также выполнения
обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных
происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС,
диспетчером ЕДДС незамедлительно передаются соответствующей ДДС по
предназначению. Сообщения, которые диспетчер идентифицирует как
сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке
передаются старшему оперативному дежурному ЕДДС.
3.3. В режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
ЕДДС переводится по решению председателя комиссии по ЧС области
старшим оперативным дежурным при угрозе возникновения ЧС, в тех
случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в СОДУ. В
этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к
возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов
должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС, ЕДДС, областных ДДС и
подчиненных ГУ ГОЧС сил постоянной готовности;
- усиление наблюдения и контроля за
обстановкой в области, на потенциально опасных объектах, а также за
состоянием окружающей среды;
- прогнозирование возможной
обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и
средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку планов реагирования
ЕДДС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС
области;
- координацию действий ДДС при
принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее
последствий.
3.4. В режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
ЕДДС переводится по решению председателя комиссии по ЧС области
старшим оперативным дежурным при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС
осуществляет решение задач в полном объеме.
3.5. В режимах ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ информационное взаимодействие между ДДС,
входящими в СОДУ, осуществляется через ЕДДС области.
Для этого в ЕДДС от взаимодействующих
ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе
передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке,
принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и
средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех
заинтересованных ДДС.
3.6. Вся информация, поступающая в
ЕДДС, обрабатывается и обобщается старшим диспетчером. В зависимости
от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера
принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от
населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению)
готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных
источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные
рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и
взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС,
привлеченных к ликвидации ЧС.
3.7. При местных и более масштабных
ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность областная КЧС, ГУ
ГОЧС, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по
предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС обеспечивает
сбор, обработку и представление КЧС области собранной информации,
подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим
органам управления, а также оперативное управление действиями органов
управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС.
3.8. Все сообщения передаются в ЕДДС
в формализованном виде.
Для формирования, передачи, приема и
обработки формализованных сообщений должны использоваться средства
связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается
передача (прием) неформализованных сообщений с использованием
имеющихся средств связи.
В случае поступления сообщений от
населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС
формирование формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой
ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
-
4. ОРГАНИЗАЦИЯ
НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА
-
4.1. В центре
управления в кризисных ситуациях и в пункте управления оперативной
дежурной службы ЕДДС области организуется круглосуточное дежурство
силами дежурных смен.
4.2. Дежурная смена ЕДДС работает по
утвержденному графику.
4.3. Дежурная смена обязана знать
обстановку в области, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах
постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.
4.4. Порядок несения и смены
дежурства определяется "Инструкцией старшему оперативному
дежурному дежурной смены ЕДДС", разрабатываемой ГУ ГОЧС области.
-
5. ПОРЯДОК
КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
-
5.1. Комплектование
личным составом ЕДДС области осуществляется под руководством
начальника ГУ ГОЧС и должно производиться из специалистов, способных
грамотно и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
5.2. Старшие оперативные дежурные и
другие должностные лица дежурных смен обязаны твердо знать требования
руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь
применять их в практической работе, знать инфраструктуру области,
особенности несения службы на подведомственных им участках.
5.3. Основными формами обучения
должностных лиц ЕДДС являются: тренировки дежурных смен и участие
дежурно - диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях),
проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия
в учебно - методическом центре ГУ ГОЧС.
5.4. Совместные учебные мероприятия
(занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с личным
составом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, утвержденным
начальником ГУ ГОЧС.
5.5. Профессиональная подготовка
должностных лиц ЕДДС должна проводиться непосредственно под
руководством начальника ЕДДС.
-
6. НОРМАТИВНО -
ПРАВОВОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДДС
-
6.1. Создание и
функционирование ЕДДС Нижегородской области обеспечивается данным
Положением, "Положением о СОДУ Нижегородской области",
постановлением губернатора области от 20.05.1997 № 124 "О
порядке сбора и обмена в Нижегородской области информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", а также другими необходимыми нормативно
- методическими документами.
6.2. Конкретный состав информационных
показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются
двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕДДС и
взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно начальником
главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области и
начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.
6.3. Для обеспечения методической,
информационной, лингвистической и программно - технической
совместимости КСА ЕДДС с АС взаимодействующих ДДС, а также с
вышестоящим объектом автоматизированной информационно - управляющей
системы (АИУС) РСЧС должны быть предусмотрены единое алгоритмическое
(математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие
классификаторы и словари информации, однотипные программные средства
обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС.
-
|