Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 18.07.2000 № 173


"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ НА
УСЫНОВЛЕНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
152(2126), 16.08.2000


["Правовая среда", N
30(334), 16.08.2000]






получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области.



Утратил силу в связи с изданием
Постановления Администрации Нижегородской области от 28.06.2001 N
148.






АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 18 июля 2000 г. № 173




ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕТА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ


БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКЕ
ПЕРЕДАЧИ


ДЕТЕЙ НА УСЫНОВЛЕНИЕ В СЕМЬИ
ГРАЖДАН


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН






В соответствии с
постановлениями Правительства РФ от 28.03.2000 № 268 "О
деятельности органов и организаций иностранных государств по
усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и
контроле за ее осуществлением", от 29.03.2000 № 275 "Об
утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и
осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки
на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей,
являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных
иностранными гражданами или лицами без гражданства", в целях
обеспечения прав и законных интересов детей при усыновлении и
усыновленных детей:


1. Утвердить прилагаемые Порядок
учета детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих передаче
в семьи граждан Российской Федерации и иностранных граждан
(приложение 1), и Порядок передачи детей на усыновление (удочерение)
и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Нижегородской области (приложение 2).


2. Считать утратившими силу:


- постановление вице - губернатора
Нижегородской области от 02.04.1996 № 109 "О создании системы
передачи детей в семьи граждан";


- постановление Губернатора
Нижегородской области от 15.05.1996 № 140 "Об утверждении
порядка учета лиц, желающих усыновить детей";


- постановление Губернатора
Нижегородской области от 21.01.1998 № 16 "Об организации
регионального учета детей, оставшихся без попечения родителей, и
порядке передачи детей в семьи граждан Российской Федерации и
иностранных граждан".






Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ














Приложение 1


к постановлению


Губернатора области


от 18.07.2000 № 173






ПОРЯДОК


УЧЕТА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


И ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕДАЧЕ В СЕМЬИ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ


ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН






1. Настоящий Порядок
устанавливает правила организации первичного и регионального учета
детей, оставшихся без попечения родителей, с целью передачи их на
воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку
(попечительство), в приемные семьи, а при отсутствии такой
возможности - в учреждения всех типов для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской
области.


Сведения о детях, оставшихся без
попечения родителей и подлежащих передаче на воспитание в семьи
граждан, являются конфиденциальными. Данные сведения могут
передаваться:


- кандидатам в усыновители,


- в сектор усыновления и опеки
департамента образования и науки,


- в Федеральный банк данных и в отдел
по опеке, усыновлению и попечительству Министерства образования РФ,


- в органы судебной власти по
требованию судьи.


Сведения передаются сотрудниками
сектора усыновления и опеки детей департамента образования и науки
Администрации Нижегородской области, специалистами по охране детства
и руководителями органов управления образования лично, с курьером в
запечатанном конверте или почтой заказным письмом с вручением лично
адресату (при этом на конверте ставится отметка "Сведения
конфиденциальные").


2. Первичный учет детей, оставшихся
без попечения родителей, и учет детей, подлежащих передаче на
воспитание в семьи граждан, осуществляется органом опеки и
попечительства по месту фактического нахождения ребенка в
соответствии с семейным и гражданским законодательством РФ,
постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 и уставами
муниципальных образований.


3. Деятельность органа опеки и
попечительства по учету детей, оставшихся без попечения родителей.


3.1. Орган опеки и попечительства в
течение трех дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без
попечения родителей, проводит обследование условий жизни ребенка,
составляет акт обследования, установив факт отсутствия попечения
родителей, регистрирует данные о нем в журнале первичного учета по
установленной форме, обеспечивает временное устройство ребенка до
решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в одно из
учреждений для детей - сирот или детей, оставшихся без попечения
родителей.


3.2. В случае если ребенок, в
отношении которого возникли установленные законом основания для
передачи его на воспитание в семью, не был передан в течение одного
месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту
жительства (нахождения) на воспитание в семью, орган опеки и
попечительства:


3.2.1. Делает фотографию ребенка,
заполняет анкету установленного образца, ставит ребенка на районный
(городской) учет детей, подлежащих передаче на воспитание в семьи.


Порядок ведения районного учета
детей, подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан,
определяется решением органа опеки и попечительства.


3.2.2. Представляет в департамент
образования и науки информацию о ребенке: анкету установленного
образца и фотографию для учета в региональном банке данных.


3.2.3. При изменении правового
статуса ребенка (восстановление родителя (родителей) в родительских
правах, усыновление (удочерение) ребенка и другое), состояния его
здоровья, места проживания ребенка, сведения о котором находятся в
региональном и государственном банках данных, орган опеки и
попечительства в 3-дневный срок информирует об этом в письменном виде
департамент образования и науки.


4. Региональный учет детей,
подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан, ведет департамент
образования и науки Администрации Нижегородской области на основании
поступившей информации из органов опеки и попечительства.


4.1. Деятельность департамента
образования и науки Администрации области по учету детей, оставшихся
без попечения родителей:


4.1.1. Формирует региональный банк
данных о детях, подлежащих передаче на воспитание в семьи граждан.


4.1.2. Представляет информацию о
детях, находящихся в Региональном банке данных, кандидатам в
усыновители, организует устройство детей в семьи граждан в порядке,
определенном законодательством РФ.


4.1.3. По истечении месяца со дня
постановки ребенка (детей) на региональный учет направляет данные о
ребенке (детях) в Министерство образования Российской Федерации для
учета в государственном банке данных о детях, подлежащих передаче в
семьи, в форме анкеты установленного образца и фотографии.


4.1.4. При изменении правового
статуса ребенка (восстановление родителя (родителей) в родительских
правах, усыновление (удочерение) ребенка и другое), состояния его
здоровья, места проживания ребенка, сведения о котором находятся в
государственном банках данных, в недельный срок информирует об этом
Министерство РФ.














Приложение 2


к постановлению


Губернатора области


от 18.07.2000 № 173






ПОРЯДОК


ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ НА УСЫНОВЛЕНИЕ
(УДОЧЕРЕНИЕ)


И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА
УСЛОВИЯМИ ИХ ЖИЗНИ


И ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ


НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ






1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






1.1. Порядок
передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля
за условиями их жизни и воспитания определяется семейным и
гражданским законодательством РФ, постановлением Правительства РФ от
29.03.2000 № 275, настоящим Порядком.


1.2. Усыновление допускается в
отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба
родителя которых:


- умерли;


- неизвестны, судом признаны
безвестно отсутствующими или объявлены умершими;


- признаны судом недееспособными;


- лишены судом родительских прав;


- дали в установленном порядке
согласие на усыновление;


- по причинам, признанным судом
неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и
уклоняются от его воспитания и содержания.


Усыновление найденного (подкинутого)
ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в
установленном законодательством Российской Федерации порядке при
наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел.


Усыновление ребенка, оставленного в
родильном доме (отделении) или ином лечебно - профилактическом
учреждении, может быть осуществлено в установленном законодательством
Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта,
составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен
ребенок.


При усыновлении ребенка, достигшего
10-летнего возраста, требуется его согласие.


1.3. Усыновителями могут быть
совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:


лиц, признанных судом недееспособными
или ограниченно дееспособными;


супругов, один из которых признан
судом недееспособным или ограниченно дееспособным;


лиц, лишенных по суду родительских
прав или ограниченных судом в родительских правах;


лиц, отстраненных от обязанностей
опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей,
возложенных на него законом;


бывших усыновителей, если усыновление
отменено судом по их вине;


лиц, которые по состоянию здоровья не
могут осуществлять родительские права;


лиц, которые на момент установления
усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку
прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации,
на территории которого проживают усыновители (усыновитель);


лиц, не имеющих постоянного места
жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным
санитарным и техническим требованиям;


лиц, имеющих на момент установления
усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или
здоровья граждан.


Лица, не состоящие между собой в
браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.


1.4. Посредническая деятельность по
усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях
подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц,
желающих усыновить детей, в том числе передача сведений о ребенке,
фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской
экспертизы усыновляемого ребенка, не допускается.






2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАНДИДАТОВ В УСЫНОВИТЕЛИ






Граждане Российской
Федерации, желающие усыновить ребенка:


2.1. Подают в орган опеки и
попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать
заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих
документов:


2.1.1. Краткая автобиография.


2.1.2. Справка с места работы с
указанием должности и заработной платы либо копия декларации о
доходах.


2.1.3. Копия финансового лицевого
счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства
или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.


2.1.4. Справка органов внутренних дел
об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или
здоровья граждан.


2.1.5. Медицинское заключение
государственного или муниципального лечебно - профилактического
учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка,
оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения
Российской Федерации.


2.1.6. Копия свидетельства о браке
(если состоят в браке); при усыновлении ребенка одним из супругов -
согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги
прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и
место жительства другого супруга неизвестно.


Документы, перечисленные в подпунктах
2.1.2 - 2.1.4 настоящего пункта, действительны в течение года со дня
их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение
3 месяцев.


2.2. При обращении с просьбой об
усыновлении предъявляют паспорт, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, - иной документ,
удостоверяющий личность.


2.3. После получения от органа опеки
и попечительства обоснованного заключения о возможности быть
усыновителями (усыновителем) знакомятся в органе опеки и
попечительства с данными о детях, подлежащих усыновлению.


2.4. Получают направление для
посещения ребенка (детей) по месту его (их) жительства.


2.5. Кандидаты в усыновители лично:


- осуществляют знакомство с ребенком
и устанавливают с ним контакт;


- знакомятся с документами
усыновляемого ребенка;


- подтверждают в письменной форме
факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья
ребенка.


2.6. В случае необходимости
обращаются в медицинское учреждение для проведения независимого
освидетельствования усыновляемого ребенка.


2.7. При невозможности подобрать
ребенка по месту своего жительства обращаются в департамент
образования и науки Администрации области или в Министерство
образования РФ за получением сведений о ребенке, подлежащем
усыновлению.


Основанием для получения этих
сведений является заявление кандидатов в усыновители с просьбой о
подборе ребенка на усыновление и заключение органа опеки и
попечительства о возможности быть усыновителями (заключение
действительно в течение года со дня его выдачи).


2.8. После ознакомления с ребенком
(детьми) в 10-дневный срок подают заявление в орган опеки и
попечительства о своем согласии (несогласии) усыновить конкретного
ребенка (детей).


2.9. После подбора ребенка на
усыновление подают заявление в суд и участвуют в заседании суда в
порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РФ.


2.10. После вступления в законную
силу решения суда об установлении усыновления ребенка:


- усыновители лично забирают ребенка
по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или
иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения
суда;


- регистрируют усыновленного ребенка
в органах ЗАГСа в месячный срок после вступления решения суда в
законную силу;


- предоставляют возможность для
контрольного обследование условий жизни и воспитания усыновленного
ребенка. Контрольное обследование условий жизни и воспитания
усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления.






3. ГРАЖДАНЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО


ПРОЖИВАЮЩИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ


ФЕДЕРАЦИИ, ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ ИЛИ
ЛИЦА БЕЗ


ГРАЖДАНСТВА, ЖЕЛАЮЩИЕ УСЫНОВИТЬ
ДЕТЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ


ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ






3.1. Обращаются в
департамент образования и науки с заявлением о подборе ребенка на
усыновление лично или через специально уполномоченную иностранную
организацию по усыновлению детей для постановки на учет в качестве
кандидатов в усыновители. Заявление содержит просьбу о подборе
ребенка на усыновление, указание фамилии, имени и адреса кандидатов в
усыновители, а также пола, возраста и иных сведений о ребенке,
которого они хотели бы усыновить.


3.2. К заявлению о подборе ребенка
прилагаются:


письменное обязательство кандидатов в
усыновители о постановке на учет в консульском учреждении Российской
Федерации в установленном порядке усыновляемого ими ребенка;


письменное обязательство кандидатов в
усыновители о предоставлении возможности обследования условий жизни и
воспитания усыновляемого ребенка;


копии паспортов или иных документов,
удостоверяющих личность;


заключение компетентного органа
государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители
(при усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно
проживающими за пределами территории Российской Федерации, или лицами
без гражданства - компетентного органа государства, в котором эти
лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и
возможности быть усыновителями;


фотоматериалы о семье кандидатов в
усыновители;


письменные обязательства иностранной
организации государства проживания кандидатов в усыновители по
осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого
ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской
Федерации в установленном порядке.


3.3. Кандидаты в усыновители в случае
их выезда на момент оформления ими усыновления ребенка в другое
государство на срок более одного года (на работу или по иным
причинам) кроме документов, указанных в п.п. 3.1, 3.2, представляют
следующие документы:


заключение об их возможности быть
усыновителями и обязательство осуществлять контроль за условиями
жизни и воспитания усыновляемого ребенка по возвращении в государство
постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого
государства;


заключение об условиях их жизни и
обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания
усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском
учреждении Российской Федерации в установленном порядке по прибытии в
государство своего места жительства, выданные компетентным органом
государства, на территории которого они проживали на момент
оформления усыновления.


3.4. Все представленные кандидатами в
усыновители документы в соответствии с пунктами 3.1 - 3.3 должны быть
легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации или международными договорами
Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен
быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или
дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве
места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на
территории Российской Федерации.


Документы действительны в течение
года со дня их выдачи.


3.5. В сроки, согласованные с
департаментом образования и науки, кандидаты в усыновители приезжают
лично для подбора ребенка (детей) и установления контакта с ним
(ними).


3.6. Знакомятся с информацией о
детях, подлежащих усыновлению, данные о которых находятся в
региональном банке данных, в порядке, установленном семейным и
гражданским законодательством.


3.7. Получают в департаменте
образования и науки направление для посещения ребенка (детей) по
месту его (их) жительства, осуществляют знакомство с ребенком и
устанавливают с ним контакт, знакомятся с документами усыновляемого
ребенка, подтверждают в письменной форме факт ознакомления с
медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. В случае
необходимости обращаются в медицинское учреждение для проведения
независимого освидетельствования усыновляемого ребенка.


3.8. После подбора ребенка на
усыновление:


- подают заявление о согласии (или
несогласии) усыновить конкретного ребенка в департамент образования и
науки (заявление подается на иностранном языке вместе с русским
переводом) в срок, не превышающий 10 дней после ознакомления с
ребенком (детьми);


- подают заявление в областной суд в
соответствии с гражданским процессуальным законодательством;


- представляют в орган опеки и
попечительства по месту нахождения ребенка документы, подтверждающие
возможность кандидатов быть усыновителями ребенка (детей), для
подготовки органом опеки и попечительства обоснованного заключения о
соответствии усыновления интересам ребенка:


свидетельство о браке (или копия
свидетельства о рождении, если усыновитель не состоит в браке);


справки из полиции;


медицинские справки;


справки о доходах;


документ о наличии жилого помещения;


справку из службы иммиграции и
натурализации о согласии на въезд в страну усыновленного ребенка;


- участвуют в заседании суда об
установлении усыновления в соответствии с семейным и гражданским
процессуальным законодательством.


3.9. После вступления в законную силу
решения суда об установлении усыновления ребенка усыновители:


- лично забирают ребенка по месту его
жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа,
удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда;


- ставят ребенка на консульский учет;


- предоставляют условия для
осуществления контроля со стороны консульства РФ и иностранной
организации по вопросам усыновления;


- решают вопрос о присвоении ребенку
гражданства и уведомляют об этом орган опеки и попечительства путем
включения данной информации в отчет об условиях жизни ребенка.






4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА






4.1. Осуществляет
деятельность по подготовке документов гражданам, желающим усыновить
ребенка, проживающим на территории данного органа опеки и
попечительства:


ведет учет граждан желающих,
усыновить ребенка (детей), в журнале по установленной Министерством
образования форме, дает разъяснения гражданам РФ по вопросам,
связанным с усыновлением;


на основании заявления граждан,
желающих усыновить ребенка, и документов, указанных в п. 6 составляет
акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить
ребенка;


в течение 15 рабочих дней со дня
подачи заявления готовит заключение о возможности граждан быть
усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в
качестве кандидатов в усыновители.


Отрицательное заключение и основанный
на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители
орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в
5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю
возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования
решения.


Ставит на учет граждан в качестве
кандидатов в усыновители, представляет им информацию о ребенке
(детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для
посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка
(детей).


Постановке на учет не подлежат лица,
указанные в пункте 3 настоящего Порядка.


В случае необходимости готовит
направление кандидатов в усыновители в департамент образования и
науки Администрации области для знакомства с региональным банком
данных.


Осуществляет медико - психолого -
педагогическую подготовку кандидатов в усыновители к приему ребенка
на воспитание в семью через систему курсов, тренингов, семинаров и
т.п.


После подбора ребенка кандидатами в
усыновители снимает кандидатов в усыновители с учета.


4.2. Осуществляет деятельность по
передаче на усыновление детей, проживающих на территории данного
органа опеки и попечительства:


ведет первичный учет детей,
оставшихся без попечения родителей, и учет детей, подлежащих передаче
на воспитание в семьи граждан, представляет в департамент образования
и науки Администрации области анкеты установленного образца и
фотографии детей для постановки на региональный учет. Порядок ведения
районного учета детей, подлежащих передаче на воспитание в семьи
граждан, определяется решением органа опеки и попечительства;


принимает меры по устройству детей на
воспитание в семьи при соблюдении принципа приоритета на усыновление
родственниками ребенка (детей) и российскими гражданами, осуществляет
разъяснительно - массовую работу по данным вопросам;


принимает участие во встречах
кандидатов в усыновители с детьми в учреждениях по месту жительства
детей, подлежащих усыновлению;


выявляет согласие детей, достигших
10-летнего возраста, на усыновление;


изучает документы, подтверждающие
право кандидатов в усыновители на усыновление ребенка (детей),
готовит и представляет в суд документы на ребенка (детей) для
установления усыновления в судебном порядке:


- заключение об обоснованности и
соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка с указанием
сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с
усыновленным ребенком;


- выписку из журнала первичного учета
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;


- в случае усыновления ребенка
иностранными гражданами справку о мерах, принятых органом опеки и
попечительства по устройству ребенка в семьи российских граждан, и о
невозможности передачи ребенка в указанные семьи;


- свидетельство о рождении ребенка;


- медицинское заключение о состоянии
здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;


- документы, подтверждающие
юридический статус ребенка как ребенка, оставшегося без попечения
родителей;


- согласие на усыновление
руководителя учреждения, в котором находится ребенок;


- распоряжение главы местного
самоуправления об определении ребенка в учреждение;


в случае иностранного усыновления
после подбора конкретного ребенка кандидатами в усыновители в
3-дневный срок направляет в департамент образования и науки
информацию о мерах, принятых по устройству ребенка в семьи российских
граждан, и в исключительных случаях информацию о возможности
усыновления ребенка отдельно от братьев и (или) сестер, когда
усыновление соответствует интересам ребенка;


участвует в судебном процессе об
установлении усыновления в установленном законом порядке. В случае
усыновления ребенка ставит его на учет и оформляет личное дело
ребенка. В личное дело включаются копии документов, представленных в
суд на ребенка, на кандидатов в усыновители, решение суда.


4.3. Осуществляет контроль за
условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на
территории Российской Федерации и представлением отчетов на детей,
усыновленных иностранными гражданами:


в целях защиты прав и законных
интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту
жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями
его жизни и воспитания;


орган опеки и попечительства, на
территории которого было произведено усыновление ребенка, в 7-дневный
срок после вступления в силу решения суда направляет в орган опеки и
попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным
ребенком соответствующую информацию и личное дело усыновленного
ребенка для организации контроля за условиями жизни и воспитания
усыновленного ребенка. При передаче указанных сведений должна быть
сохранена тайна усыновления. Лица, виновные в ее разглашении, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации;


орган опеки и попечительства по месту
жительства усыновителей с усыновленным ребенком:


- регистрирует данные о ребенке в
журнале усыновленных детей и ставит ребенка (детей) на учет;


- проводит контрольное обследование
условий жизни и воспитания усыновленного ребенка ежегодно в течение
первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения
контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом
опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной
ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное
обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка
проводится с сохранением тайны усыновления;


- по результатам контрольного
обследования составляет отчет об условиях жизни и воспитания
усыновленного ребенка, отражая в отчете сведения о состоянии здоровья
ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии,
навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.


В случае иностранного усыновления
получает в департаменте образования и науки Администрации области
отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях иностранных
граждан, хранит их в порядке, установленном законодательством,
осуществляет контроль за своевременностью предоставления отчетов, в
случае непредставления отчетов в установленные сроки информирует об
этом департамент образования и науки Администрации области.






5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ, ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,


УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, В
КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ


ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ,


ПО ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В
СЕМЬИ






5.1. Совместно с
органами управления образованием осуществляют подготовку анкет
установленного образца на детей, подлежащих передаче на воспитание в
семьи граждан, передает анкеты и фотографии в орган опеки и
попечительства в сроки, установленные семейным и гражданским
законодательством.


5.2. Представляют информацию об
изменении анкетных данных ребенка (детей) в орган опеки и
попечительства в 3-дневный срок с момента получения соответствующей
информации.


5.3. Совместно с органами управления
образованием несут ответственность за соблюдение сроков
предоставления анкет и достоверность информации, поступающей в
региональный банк данных, о несовершеннолетних, подлежащих передаче в
семьи на воспитание, в установленном законодательством порядке.


5.4. Организуют встречи кандидатов в
усыновители (опекуны, приемные родители) с детьми в соответствии с
направлением органа опеки и попечительства, на территории которого
находится данное учреждение, или по направлению департамента
образования и науки, представляют кандидатам в усыновители подробную
информацию о детях, подлежащих усыновлению, в случае необходимости
обращаются в межрайонные экспертные медицинские комиссии для
освидетельствования детей, передаваемых на усыновление. Выявляют
согласие детей старше 10 лет на усыновление.


5.5. Дают согласие на усыновление
детей в письменном виде.


5.6. Организуют медицинское
освидетельствование детей, подлежащих передаче на воспитание в семьи,
с оформлением соответствующего медицинского заключения.






6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ


И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ПО
ПЕРЕДАЧЕ


ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ






6.1. Ведет
разъяснительную работу и работу со средствами массовой информации по
вопросам передачи детей в семью (усыновление, опека, попечительство,
приемная семья).


6.2. Осуществляет работу по
формированию и использованию регионального банка данных о детях,
подлежащих передаче на воспитание в семьи.


6.3. Ведет учет кандидатов в
усыновители из числа российских граждан, обратившихся в департамент
образования и науки Администрации Нижегородской области. Для
осуществления учета лиц, желающих усыновить детей, оформляет записи в
журнале учета кандидатов в усыновители по форме приложения 1.


6.4. Принимает заявления иностранных
граждан о подборе детей на усыновление. Регистрирует заявления
иностранных граждан в журнале учета кандидатов в усыновители из числа
иностранных граждан по форме приложения 1.


6.5. В случае обращения российских
или иностранных граждан с заявлением о подборе ребенка проверяет
документы, подтверждающие их право быть усыновителями, указанные в
п.п. 2.7, 3.2, 3.3, знакомит кандидатов со сведениями, содержащимися
в региональном банке данных, выдает направления в учреждения на
посещение детей, информирует орган опеки и попечительства по месту
нахождения ребенка (детей) о направлении кандидатов в учреждение.


6.6. В случае подбора детей
иностранными гражданами на основании заявления о подборе конкретного
ребенка и информации из органа опеки и попечительства о мерах,
принятых по устройству ребенка в семью российских граждан, в
7-дневный срок с момента подачи заявления делает запрос в
Министерство образования РФ.


6.7. После решения суда об
установлении усыновления на основании информации, поступившей из
органа опеки и попечительства, передает сведения об усыновлении
ребенка (детей) в архив регионального и федерального банков данных в
недельный срок.


6.8. В случае усыновления ребенка
иностранными гражданами оформляет личное дело усыновленного ребенка.


В личном деле содержатся следующие
документы:


- анкета и фотография ребенка;


- заявление иностранных граждан о
подборе ребенка с целью усыновления и документы, прилагающиеся к
заявлению в соответствии с п.п. 3.2 - 3.3;


- копия направления иностранных
граждан в учреждение с внесением в него Ф.И.О. детей, показанных
кандидатам в усыновители, за подписью руководителя учреждения;


- копии паспортов и виз усыновителей;


- заявление усыновителей о намерении
усыновить конкретного ребенка (детей);


- копия запроса в Министерство
образования РФ;


- копия ответа на запрос из
Министерства образования РФ;


- копия решения суда об установлении
усыновления.


6.9. Принимает отчеты об усыновленных
детях от иностранных граждан, иностранных организаций, осуществляющих
контроль за воспитанием детей в семьях усыновителей; передает отчеты
в органы опеки и попечительства; осуществляет контроль за
своевременностью предоставления отчетов.


В случае непредоставления отчетов в
установленные законодательством сроки делает запрос в иностранную
организацию по усыновлению и информирует Министерство образования РФ.


6.10. Осуществляет контроль за
деятельностью органов опеки и попечительства и учреждений, в которых
воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, по передаче
их на воспитание в семьи.






7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ПО ПЕРЕДАЧЕ
ДЕТЕЙ


НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ






7.1. Осуществляет
координацию деятельности родильных отделений, лечебно -
профилактических учреждений, домов ребенка по движению детей,
подлежащих усыновлению.


Осуществляет контроль:


- за динамикой физического и
психического развития детей, подлежащих усыновлению, находящихся в
лечебных учреждениях;


- за достоверностью сведений,
указанных в анкетах детей, подлежащих передаче на воспитание в семьи
граждан, в графе "Медицинское заключение";


- за деятельностью лечебных
учреждений по передаче детей на усыновление.






8. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕПАРТАМЕНТА ПО ТРУДУ


И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ


ОБЛАСТИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ НА
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ






8.1. Осуществляет
контроль за деятельностью учреждений социальной защиты (социально -
реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты), в
которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по
передаче детей на воспитание в семьи.






9. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ


ОРГАНИЗАЦИЙ ПО УСЫНОВЛЕНИЮ






9.1. Деятельность
представительств иностранных организаций по усыновлению детей на
территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с
семейным и гражданским законодательством РФ, постановлениями
Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268, от 29 марта 2000 г. N
275:


представляют в установленном порядке
в департамент образования и науки Администрации области документы
кандидатов в усыновители, проживающих на территории государства
местонахождения иностранной организации, для подбора ребенка на
усыновление, а также в суд для установления усыновления;


организуют прием и размещение
кандидатов в усыновители, оказывают необходимую помощь в оформлении
усыновления, а также осуществляют иную деятельность по
представительству интересов кандидатов в усыновители на территории
Российской Федерации, разрешенную законодательством Российской
Федерации.














Приложение 1


к Порядку передачи детей


на усыновление (удочерение)


и осуществления контроля за условиями


их жизни и воспитания в семьях


усыновителей на территории


Нижегородской области






Журнал учета
кандидатов в усыновители































п/п


Дата
поста-
новки
на

учет


Ф.И.О.
канди-
датов
в
усы-
нови-
тели


Число,
месяц
и год
рож-

дения


Адрес (с
индексом)
и
телефон


Желание
кандида-
тов в

усынови-
тели по
кандида-
туре
ребенка


Меры, принятые
по решению
воп-
роса (Ф.И.О.
предложенных
детей, отметка
о
направлении
на подбор ре-
бенка в детс-
кое
учреждение
или департа-
мент образова-
ния и науки)


Причины
отказа
от
пред-
ложенного
для усы-
новления
ребенка
с
указа-
нием даты


Под-
пись
кан-

дида-
тов
в
усы-
нови-
тели


Под-
пись
лица,
веду-
щего

за-
пись
в
жур-
нале
учета


Отметка о
решении
вопроса

(решение
суда об
установ-
лении

усыновле-
ния или
постанов-
ление об
установ-

лении
опеки)












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru