ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 20.12.2000 № 320
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ И
ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области. -
АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2000 г. № 320
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
СТРАТЕГИИ И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
Во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации № 1130 от 23
сентября 1996 года "О подписании соглашений между Российской
Федерацией и Международным банком реконструкции и развития",
распоряжения губернатора от 13 августа 1998 г. "О реализации на
территории Нижегородской области проекта Глобального Экологического
Фонда "Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
сохранения биоразнообразия Нижегородской области.
2. Утвердить на период 2001 - 2005
гг. прилагаемый План действий по сохранению биоразнообразия
Нижегородской области.
3. Департаменту по охране природы и
управлению природопользованием (Н.Г. Соколов) на основе Плана
действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области
формировать раздел "Охрана почвы, растительного и животного
мира" проектов смет областного экологического фонда на период
2001 - 2005 годов.
4. В целях контроля и координации
исполнения Стратегии департаменту по охране природы и управлению
природопользованием в месячный срок с момента принятия настоящего
постановления подготовить предложения по созданию координационного
совета по сохранению биоразнообразия Нижегородской области.
5. Просить координационный совет по
сохранению биоразнообразия организовать постоянную работу по
привлечению дополнительных средств для реализации Плана действий по
сохранению биоразнообразия Нижегородской области.
6. Департаментам и комитетам
администрации Нижегородской области при планировании своей
деятельности учитывать Стратегию и План действий по сохранению
биоразнообразия Нижегородской области.
7. Департаменту по охране природы и
управлению природопользованием совместно с координационным советом по
сохранению биоразнообразия систематически осуществлять анализ хода
выполнения Плана действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской
области и вносить, при необходимости, предложения о его дополнениях и
изменениях.
8. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на департамент по охране природы и управлению
природопользованием.
-
Губернатор области
И.П.СКЛЯРОВ
-
Приложение 1
к постановлению
Губернатора области
от 20.12.2000 № 320
-
СТРАТЕГИЯ
СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО
РАЗНООБРАЗИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
В результате
постоянного дефицита бюджета и применяемой практики финансирования
природоохранных работ по остаточному принципу, централизованное
управление и финансирование деятельности по охране биологического
разнообразия в регионах практически прекращено. В сложившейся
обстановке ряд регионов Российской Федерации пытаются самостоятельно
найти пути решения проблем сохранения биоразнообразия. Одним из таких
регионов является Нижегородская область, в которой на сегодня имеются
все необходимые предпосылки для создания и обеспечения
функционирования региональной системы управления охраной живой
природы.
-
Современное состояние
биоразнообразия
Нижегородской области и его охрана
-
Нижегородская
область (76900 км2), расположенная в центре Русской равнины, в
бассейне крупнейшей российской реки - Волги, с одной стороны обладает
уникальным природным разнообразием в силу своего географического
положения на стыке нескольких природных зон, а с другой -
представляет целый комплекс типичных для Европейской России проблем
охраны живой природы. Данный регион обладает развитыми
промышленностью, сельским и лесным хозяйством, высоким научным и
культурным потенциалом, и имеет уже сложившуюся систему охраны
биоразнообразия.
В то же время, несмотря на
принимаемые меры, состояние биоразнообразия Нижегородской области по
ряду показателей вызывает серьезные опасения. Быстрыми темпами идет
обеднение биологического разнообразия. Существенно нарушено
большинство коренных типов природных сообществ. К настоящему времени
в неизмененном или малоизмененном виде сохранилось лишь 2,2%
южнотаежных темнохвойных лесов, около 1% хвойно - широколиственных
лесов, лишь 0,3% широколиственных лесов и 0,7% степей. Первичная
растительность пойм сохранилась лишь на 4,4% своей былой площади.
Сохранность болот составляет 40%, сосновых боров - чуть менее 10%.
Большинство естественных старовозрастных лесов расчленены на мелкие
участки, пространство между которыми занято производными типами леса
или сосновыми культурами, а также сельскохозяйственными,
промышленными и селитебными зонами.
Изменение и уничтожение местообитаний
приводит и к угрозе сокращения видового богатства. Сокращают
численность, ареалы и исчезают многие виды животных и растений: из
1290 видов сосудистых растений области около 20% являются в различной
степени уязвимыми, около 14% нуждаются в территориальной охране, а из
298 видов наземных позвоночных животных около 50% нуждаются в охране
(в том числе около 30% - в территориальной). Анализ лимитирующих
факторов показал, что за последние 10 лет основной угрозой для
большинства редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и
растений остается антропогенная трансформация местообитаний, хотя в
последнее время роль данного фактора несколько снизилась в связи с
созданием значительного числа особо охраняемых природных территорий
(ООПТ). Существенно сократилось влияние такого фактора, как
загрязнение окружающей среды, в основном вследствие того, что за
первую половину 90-х годов использование пестицидов в Нижегородской
области сократилось примерно втрое. В то же время существенно
возросла роль факторов беспокойства и прямого преследования, которые
обусловлены ростом браконьерства и увеличением посещения населением
лесов и болот для сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
В последние годы происходит и
некоторое сокращение объемов вырубки лесов. Расчетная лесосека
выполняется на 50-70%. Создание ООПТ и увеличение возраста рубок
привело к тому, что возрастная структура лесов начала несколько
изменяться к лучшему. Структура породного состава лесов по-прежнему
далека от оптимальной вследствие долговременной политики
воспроизводства лесов и лесоразведения, направленной на замену ели,
пихты и дуба сосной, березой и осиной.
За последние годы существенно
снизились объемы добычи торфа в Нижегородской области (в несколько
десятков раз).
В области предпринят ряд мер по
регулированию использования ресурсов охотничьих животных и рыбных
запасов.
Существующая сеть особо охраняемых
природных территорий за последнее десятилетие также претерпела
серьезные изменения. В суммарной площади ООПТ существенно снизилась
доля охотничьих заказников, которые преобладали 10 лет назад.
Благодаря созданию в Нижегородской области государственного
природного заповедника "Керженский", ряда комплексных
природных заказников и большого числа памятников природы с режимом
охраны, предусматривающем ограничение большинства видов хозяйственной
деятельности; доля территорий с таким режимом охраны сейчас
составляет около 2/3 от общей площади ООПТ. Существующая и
спроектированная к настоящему времени сеть ООПТ (в случае ее
реализации) в состоянии обеспечить охрану основных центров
биоразнообразия области и послужить основой для экологического
каркаса. Однако помимо этого требуется принятие целого комплекса мер
по охране живой природы на преобразованных, хозяйственно используемых
территориях, с целью предотвращения их дальнейшей деградации.
-
Основные принципы и
приоритеты в сфере сохранения
биоразнообразия Нижегородской области
-
В настоящее время в
сфере сохранения биоразнообразия Нижегородской области выделяются
следующие приоритеты:
- Необходимость предотвращения
дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и видового богатства:
сохранение последних участков старовозрастных лесов, степей, пойм и
других природных сообществ, а также видов флоры и фауны, находящихся
в той или иной степени под угрозой.
- Восстановление утраченного
разнообразия, разрушенных природных сообществ и исчезнувших с
территории области видов живых организмов.
- Создание правовых, управленческих,
экономических механизмов, позволяющих обеспечить сохранение
максимально возможного естественного биоразнообразия на хозяйственно
освоенных, интенсивно используемых человеком, а также
урбанизированных территориях.
В соответствии с указанными
приоритетами Стратегия опирается на следующие принципы:
- Учет особенностей отдельных
природно - территориальных комплексов (рис.1), отличающихся как
природно - зональными свойствами и состоянием природы, так и
характером освоения и современной хозяйственной деятельности, при
планировании мероприятий по сохранению биоразнообразия.
- Обеспечение создания нормативных
правовых документов, позволяющих выработать и реализовать единую для
органов государственной власти и местного самоуправления систему
управления охраной биоразнообразия.
- Использование экономических
механизмов, направленных на учет интересов сохранения биоразнообразия
и финансирование мероприятий в данной сфере.
-
Рисунок 1
Природно - территориальные комплексы
(ПТК)
Нижегородской области
(в электронном
варианте не приводится)
-
- Обеспечение
разработки и широкого внедрения целевых программ по экологическому
образованию и просвещению, ориентированных на охрану биологического
разнообразия.
- Широкое информирование
общественности, в том числе через СМИ, о современном состоянии и
проблемах охраны биоразнообразия, а также обеспечения участия
общественности в принятии решений в сфере сохранения и использования
живой природы.
- Ориентация научных исследований на
приоритетность разработки научных основ охраны живой природы и
обязательное включение этих разработок в практику принятия
управленческих решений.
- Сохранение традиционных видов
хозяйственной деятельности, наносящих минимальный ущерб природе.
Реализация Стратегии сохранения
биоразнообразия в Нижегородской области, опирается на международные
принципы, положенные в основу Общеевропейской стратегии сохранения
биологического и ландшафтного разнообразия (прилагаются).
Основная цель Стратегии - обеспечение
согласованного и эффективного использования всех возможных способов и
средств сохранения биоразнообразия, их совершенствование в
соответствии с выбранными принципами и приоритетами.
В связи с данной целью ставятся
следующие конкретные задачи:
- Предотвращение дальнейшего
сокращения богатства видов и природных сообществ, сохранение
природного и культурного наследия.
- Восстановление утраченного
разнообразия, разрушенных природных сообществ и уничтоженных видов.
- Оптимизация взаимоотношений
человека и живой природы на хозяйственно освоенных и интенсивно
используемых человеком территориях.
- Обеспечение учета интересов
сохранения биоразнообразия во всех отраслях хозяйственной
деятельности.
- Изменение общественного сознания от
антропоцентризма в сторону экоцентризма.
Нормативными правовыми актами, на
основе которых реализуется Стратегия, являются следующие:
- Международные конвенции ("Конвенция
о биологическом разнообразии", "Конвенция об охране дикой
фауны и флоры и природных сред обитания в Европе", "Конвенция
по сохранению мигрирующих видов диких животных", "Конвенция
о водно - болотных угодьях, имеющих международное значение главным
образом в качестве местообитания водоплавающих птиц", "Конвенция
о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под
угрозой исчезновения").
- Общеевропейская стратегия в области
биологического и ландшафтного разнообразия.
- Конституция Российской Федерации.
- Закон РСФСР "Об охране
окружающей природной среды", Федеральные законы "О животном
мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "О
ратификации Конвенции о биологическом разнообразии", "Об
экологической экспертизе", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ,
другие нормативные правовые акты в сфере сохранения биоразнообразия.
- Устав Нижегородской области.
- Законы Нижегородской области "Об
экологической безопасности", "Об особо охраняемых природных
территориях", постановления Законодательного собрания,
постановления и распоряжения администрации Нижегородской области в
сфере сохранения биоразнообразия.
-
Механизмы реализации
Стратегии
-
Наиболее важными
механизмами реализации Стратегии являются следующие:
- Правовой:
утверждение Плана действий по
сохранению биоразнообразия, основанного на настоящей Стратегии;
принятие нормативных правовых актов
для реализации Стратегии и Плана действий;
обязательный учет интересов
сохранения биоразнообразия при проведении экологических экспертиз
проектов хозяйственной деятельности.
- Экономический: реализация принципа
платности природопользования, использование штрафных санкций, методик
оценки и возмещения ущерба, нанесенного живой природе, налоговых и
иных льгот, основанных на экономической оценке элементов
биоразнообразия.
- Финансовый: создание условий полной
открытости и обоснованности процессов формирования и расходования
средств, выделяемых на сохранение биоразнообразия.
- Координационный: взаимодействие
различных организаций, координация действий, планирование и
реализация совместных мероприятий.
- Управленческий: создание единой
системы управления сохранением и контролем за состоянием
биоразнообразия и экологического каркаса.
- Просветительский: повышение уровня
экологической грамотности, пропаганда экологических знаний,
формирование общественного мнения по вопросам сохранения
биоразнообразия; широкое привлечение общественности к реализации
конкретных мероприятий в данной сфере.
-
Организационные
принципы реализации Стратегии
-
С целью
осуществления управления и координации в процессе реализации
Стратегии создается Координационный Совет по сохранению
биоразнообразия с включением в его состав представителей
заинтересованных организаций.
-
Реализация
приоритетов Стратегии
-
В целях
предотвращения дальнейшего сокращения разнообразия экосистем и
видового богатства необходимо
- Разработать комплекс мер,
регламентирующих хозяйственную деятельность на последних
сохранившихся участках коренных природных сообществ (в
старовозрастных лесах, на луговых степях и пр.).
- Обеспечить сохранение основных
центров биоразнообразия на территории Нижегородской области.
- Обеспечить сохранение природных
комплексов и объектов, имеющих международное и (или) общероссийское
значение (например, водно - болотные угодья международного значения,
ключевые орнитологические территории, важнейшие пути миграций
животных, ключевые местообитания видов, занесенных в Красную книгу РФ
и Нижегородской области).
- Обеспечить формирование системы
особо охраняемых природных территорий, совершенствовать экологический
каркас области; разработать систему мониторинга особо охраняемых
природных территорий.
- Провести инвентаризацию природных
сообществ, флоры и фауны Нижегородской области; при этом
первоочередными задачами следует считать изучение разнообразия
природных сообществ, сбор сведений о наименее изученных группах живых
организмов (низшие растения, лишайники, грибы, беспозвоночные
животные) и их внутривидовом разнообразии.
- Обеспечить сохранение находящихся
под угрозой исчезновения видов животных и растений, обитающих в
естественной природной среде, в том числе видов, традиционно
вызывающих незаслуженно негативные ассоциации у большинства населения
(змеи, жабы, летучие мыши), а также видов, имеющих символическое
значение (северный олень, серый журавль, лебедь).
- Провести изучение последствий
влияния видов - вселенцев, появившихся на территории области прямо
или косвенно в результате хозяйственной деятельности человека, на
нативное биоразнообразие и при необходимости разработать комплекс
компенсационных мероприятий.
- Обеспечить систему мониторинга
биоразнообразия наземных и водных экосистем.
- Обеспечить поддержку существующих
(а также создание новых) региональных депозитариев ботанических и
зоологических материалов.
-
В целях
восстановления утраченного биоразнообразия необходимо
- Разработать научную программу
лесовосстановления и лесотехнических мероприятий, ориентированную на
восстановление коренных природных сообществ, в том числе создание
смешанных лесных культур и обеспечение условий для их нормального
развития.
- Обеспечить восстановление речных
пойм, в первую очередь на малых реках области.
- Провести работы по реставрации
природных сообществ, находящихся в наиболее критическом состоянии
(дубравы и степи).
- Провести исследования возможности
реинтродукции исчезнувших с территории области видов живых
организмов; создать на базе ведущих природоохранных и научных
организаций центр реинтродукции редких видов.
- Обеспечить систему биотехнических
мероприятий по воссозданию условий обитания исчезнувших и исчезающих
видов флоры и фауны на антропогенно нарушенных территориях.
-
В целях создания
экономических, правовых, управленческих и иных механизмов,
позволяющих обеспечить сохранение биоразнообразия на хозяйственно
освоенных, интенсивно используемых человеком, а также
урбанизированных территориях, необходимо
- Реализовать комплекс мер по учету,
регулированию и сведению к минимуму отрицательного воздействия
"стихийного природопользования", которое в последнее время
приводит к истощению ресурсов и разрушению естественных сообществ,
включая природные объекты и территории, представляющие особую
ценность для сохранения биоразнообразия.
- Разработать правовые и
экономические механизмы преодоления противоречий между интересами
отдельных групп населения, хозяйствующих субъектов, ведомств и
интересами живой природы.
- Обеспечить приоритетное соблюдение
интересов местных сообществ при использовании природных ресурсов.
- Приоритетно развивать комплексное
использование природных ресурсов, поддерживать развитие долгосрочной
аренды природных комплексов с условием обязательного восстановления
используемых ресурсов.
- Разработать и внедрить конкретные
мероприятия, направленные на оптимизацию взаимодействия и учет
интересов сохранения биоразнообразия при планировании и осуществлении
хозяйственной деятельности (в промышленности, сельском хозяйстве,
энергетике, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве, туризме и
рекреации, на транспорте, в городском и сельском планировании,
водохозяйственной деятельности).
-
Реализация
приоритетов Стратегии имеет ряд особенностей в зависимости от
природно - территориальных комплексов, выделенных в ходе проведения
анализа современного состояния биоразнообразия Нижегородской области,
в том числе
Для Северного Заволжья
первоочередными являются мероприятия по
- сохранению последних участков
южнотаежных темнохвойных лесов;
- охране бассейнов малых рек,
сохранившихся до настоящего времени в наиболее сохранившемся
состоянии (р. Ижма);
- сохранению крупных неразработанных
болотных массивов на севере области;
- проведению мероприятий по
восстановлению елово - пихтовых лесов;
- восстановлению участков
произрастания лиственницы сибирской;
- оптимизации взаимодействия человека
и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия
в лесной сфере, а также в сферах охотпользования и рыболовства;
- сохранению марийской традиционной
экологической культуры;
- развитию экологического туризма (в
районах бассейнов рек Ветлуги и Унжи).
-
Для Южного Заволжья
первоочередными являются мероприятия по
- сохранению Камско - Бакалдинской
группы болот, включая государственный природный заповедник
"Керженский", как объекта, имеющего международное значение
в соответствие с Рамсарской конвенцией об охране водно - болотных
угодий;
- экологической реставрации и
восстановлению нарушенных природных сообществ в западной части
данного природно - территориального комплекса;
- изучению проблем, связанных с
влиянием Горьковского и Чебоксарского водохранилищ на
биоразнообразие, планированию и проведению необходимых
компенсационных мероприятий;
- оптимизации взаимодействия человека
и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия
в сельском хозяйстве, а также в городском и сельском планировании;
- исследованию влияния промышленных
предприятий на состояние биоразнообразия, планированию и проведению
мероприятий, направленных на преодоление отрицательных последствий
этого влияния;
- развитию экологического туризма на
р.Керженец.
В целом для Северного и Южного
Заволжья актуальной является задача создания Заволжского биосферного
комплекса как ассоциации организаций природоохранной и
природопользовательской направленности, объединяющихся для
совместного решения задач охраны, восстановления и рационального
использования Нижегородской южной тайги.
-
Для Волжско -
Окского Междуречья первоочередными являются мероприятия по
- изучению возможностей
восстановления биоразнообразия на сильно нарушенных и освоенных
территориях, планированию и проведению необходимых работ;
- охране последних сохранившихся в
данном регионе неразработанных болот и старовозрастных лесов, а также
уникальных природных сообществ, сформировавшихся на водоемах
выработанных торфяных месторождений;
- оптимизации взаимодействия человека
и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия
на селитебных территориях и в зоне влияния Нижегородской городской
агломерации;
- изучению и контролю влияния
промышленности на состояние биоразнообразия, проведению необходимых
компенсационных мероприятий;
- поддержанию экологического баланса
в условиях рекреационного использования пригородных лесов г. Нижнего
Новгорода.
-
Для Западного
Предволжья первоочередными являются мероприятия по
- охране и восстановлению хвойно -
широколиственных лесов;
- сохранению не разработанных
болотных массивов;
- проведению мероприятий,
направленных на сохранение Пустынского заказника, включая
планирование и организацию экологического туризма, регулирование
рекреационной нагрузки;
- сохранению малонарушенных участков
поймы реки Оки в Выксунском, Навашинском, Вачском и Павловском
районах.
-
Для Восточного
Предволжья первоочередными являются мероприятия по
- экологической реставрации наиболее
пострадавших типов природных сообществ - плакорных дубрав и луговых
степей;
- оптимизации взаимодействия человека
и природы, интересов природопользования и сохранения биоразнообразия
в сельскохозяйственной сфере; развитие благоприятно влияющих на
степные сообщества видов сельскохозяйственной деятельности, например,
коневодства;
- восстановлению пойм малых рек;
- охране уникального для Русской
равнины природного объекта Ичалковского бора и регулированию
рекреационной нагрузки;
- развитию экологического туризма в
бассейне реки Пьяны;
- сохранению традиционной
экологической культуры мордвы и других народов региона.
-
В нормативно -
правовой сфере необходимо
- Разработать комплекс нормативных
правовых актов по вопросам создания экономических механизмов
сохранения биоразнообразия на основе стоимостной оценки природных
ресурсов и оценки ущерба, наносимого биологическому разнообразию при
различных видах хозяйственной деятельности.
- Разработать отраслевые программы
сохранения биоразнообразия (в первую очередь - в сельском и лесном
хозяйстве) и планы межотраслевой координации с соответствующим
методическим обеспечением.
- Разработать комплекс нормативных
правовых актов по вопросам создания финансовых механизмов охраны
живой природы.
- Обеспечить включение элементов
биоразнообразия в систему гарантированных государством минимальных
социальных стандартов.
- Завершить разработку нормативных
правовых документов, предусмотренных Положением о Красной книге
Нижегородской области и Законом Нижегородской области "Об особо
охраняемых природных территориях".
- Разработать и принять комплексную
межведомственную программу "О государственной поддержке и
развитии особо охраняемых природных территорий в Нижегородской
области до 2005 года".
- Разработать и принять нормативные
акты по следующим направлениям:
о разработке кадастра животного мира
и кадастра растительного мира Нижегородской области;
о порядке добывания
общераспространенных видов животных и растений;
о разработке отраслевых программ по
сохранению биоразнообразия в сферах лесопользования, охотпользования
и рыболовства;
о новых правилах охоты и рыболовства;
о сохранении участков коренных
природных сообществ;
о создании системы мониторинга ООПТ;
о порядке вовлечения в хозяйственную
деятельность природных территорий и ответственности за его нарушение;
о создании на базе ГПЗ "Керженский"
научно - методического центра по экологическому образованию и
воспитанию в области охраны биологического разнообразия;
о целевых программах по
экологическому образованию и воспитанию в сфере охраны биологического
разнообразия.
-
В сфере управления
необходимо
- Четкое разграничение полномочий и
функций органов государственной власти и специально уполномоченных
органов в области охраны окружающей среды в сфере их совместного
ведения (межведомственные соглашения).
- Внедрение практики разработки и
реализации совместных планов действий органов государственной власти
и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды
в сфере их совместного ведения.
- Создание координационных структур
по вопросам совместного ведения (при координации региональной
исполнительной властью).
- Реализация конкурсного подхода при
предоставлении права пользования природными ресурсами.
- Разделение функций
природопользования и контроля за ним.
-
В сфере пропаганды
экологических знаний и формирования общественного мнения необходимо
- Создать на базе ГПЗ "Керженский"
научно - методический центр по экологическому образованию и
воспитанию в области охраны биологического разнообразия.
- Разработать и принять пакет целевых
программ по экологическому образованию и воспитанию в сфере охраны
биологического разнообразия.
- Ориентировать работу со школьниками
на практические мероприятия по изучению и сохранению живой природы.
- Развивать программы, направленные
на сохранение и распространение знаний о традиционной экологической
культуре народов, населяющих Нижегородскую область.
- Развивать систему подготовки и
переподготовки кадров в сфере сохранения биоразнообразия и
природопользования.
- Осуществлять пропаганду идей и
разъяснение целей сохранения биоразнообразия.
-
Приложение
к Стратегии сохранения биологического
разнообразия Нижегородской области
-
ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ
В ОСНОВУ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ
СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И
ЛАНДШАФТНОГО РАЗНООБРАЗИЯ:
-
Принцип
осмотрительного принятия решений: решения должны приниматься на
основе наиболее полной имеющейся информации; меры по сохранению
биоразнообразия должны быть рациональными с социально - экономической
точки зрения.
Принцип избежания: в случае проектов,
которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на
биоразнообразие, необходимо использовать систему оценки воздействия
на окружающую среду.
Принцип предосторожности: если
какая-либо деятельность может повлечь за собой неблагоприятные
последствия для биоразнообразия, следует заблаговременно принять
меры, позволяющие избежать этих последствий.
Принцип перемещения: хозяйственная
деятельность и проекты, оказывающие неизбежное неблагоприятное
воздействие на биоразнообразие, должны перемещаться в районы, где их
воздействие будет наносить наименьший ущерб.
Принцип экологической компенсации:
вредные последствия для биоразнообразия, причиненные хозяйственной
деятельностью, должны компенсироваться с помощью соответствующих
природоохранных мероприятий.
Принцип экологической целостности:
необходимо поддерживать естественные экологические процессы,
направленные на выживание видов, а также места обитания, от которых
это выживание зависит. "Природа знает лучше".
Принцип восстановления и воссоздания:
биоразнообразие должно, по возможности, восстанавливаться.
Принцип наилучшей имеющейся
технологии и наилучших природоохранных методов: там, где это
возможно, должны использоваться максимально эффективные и
благоприятные для сохранения биоразнообразия методы и технологии.
Принцип "Загрязнитель платит":
издержки на мероприятия по предотвращению, контролю и компенсации
ущерба биоразнообразию, должна нести сторона, ответственная за
нанесение ущерба.
Принцип участия общественности:
должна быть обеспечена общественная поддержка мер по сохранению
биоразнообразия путем привлечения к данной работе различных
общественных слоев и обеспечения доступности и открытости информации
в данной сфере.
-
Приложение 2
к постановлению
Губернатора области
от 20.12.2000 № 320
-
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
┌────┬────────────────────────┬──────────┬────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┬──────────────────────┐
│ № │
Мероприятие │ Сроки │ Необходимое
финансирование, тыс. руб. │ Организации │
Ожидаемые результаты │
│ │
│выполнения├──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬───────┬───────┤
исполнители │ │
│ │ │ │ I
│ II │ III │ IV │ V │ итого │
всего │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ по
│ │ │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ годам
│ │ │ │
├────┼────────────────────────┼──────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────┼──────────────────────┤
│ 1 │ 2
│ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11
│ 12 │
├────┴────────────────────────┴──────────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴───────┴───────┴─────────────────┴──────────────────────┤
│ Сохранение редких видов
и природных сообществ; особо охраняемые природные территории
│
├────┬────────────────────────┬──────────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬───────┬───────┬─────────────────┬──────────────────────┤
│1. │Разработка
макета Крас- │ 2001 │ │ │ 300 │
│ │ 300 │ 1300 │Департамент по
│Издание и распростра- │
│ │ной книги
Нижегородской │ │ │ │
│ │ │ │ │охране
природы и │нение областной Крас- │
│ │области.
│ 2002 │ │ │ 900 │
│ 100 │ 1000 │ │управлению
приро-│ной книги │
│ │Издание
Красной книги. │ │ │ │(кре-
│ │ │ │ │допользованием,
│ │
│ │ │ │
│ │ дит) │
│ │ │ │департамент при-
│ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│родных ресурсов │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│по Приволжскому │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│региону, Лабора- │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│тория охраны био-│
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│разнообразия при │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│экоцентре "Дронт"│
│
├────┼────────────────────────┼──────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────┼──────────────────────┤
│2. │Инвентаризация
флоры и │ │ │ │ │
│ │ │ 1200 │Кафедра ботаники
│Составление региональ-│
│ │растительности
Нижего- │ │ │ │ │
│ │ │ │ННГУ; Ботаничес-
│ных кадастров флоры и │
│ │родской
области. │ │ │ │
│ │ │ │ │кий
институт РАН;│растительности; Подго-│
│ │Этапы:
│ 2001 │ │ │ 150 │
│ 250 │ 400 │ │Институт
биологии│товка к публикации │
│ │1.
Обследование │ 2002 │ │ │
80 │ │ 320 │ 400 │ │внутренних
вод │конспектов флор и сво-│
│ │ Заволжья
│ 2003 │ │ │ 80 │
│ 320 │ 400 │ │РАН.
│док растительности; │
│ │2.
Обследование │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Составление региональ-│
│ │ Предволжья
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ной сводки редких и │
│ │3. Анализ
материала и │ │ │ │
│ │ │ │ │
│эталонных растительных│
│ │обобщение
результатов │ │ │ │
│ │ │ │ │
│сообществ ("Зеленая │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │книга");
Ревизия со- │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │става
видов Красной │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │книги
Нижегородской │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │области.
│
├────┼────────────────────────┼──────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────┼──────────────────────┤
│3. │Разработка
кадастра жи- │ 2001 │ │ │ │
│ 100 │ 100 │ 500 │Департамент при-
│Создание кадастра жи- │
│ │вотного мира
Нижегородс-│ 2002 │ │ │ │
│ 100 │ 100 │ │родных ресурсов
│вотного мира │
│ │кой области
(продолжение│ 2003 │ │ │ 100 │
│ │ 100 │ │по Приволжскому
│ │
│ │работ,
начатых в 1997- │ 2004 │ │ │
100 │ │ │ 100 │ │региону,
лабора- │ │
│ │-1999 годах),
в том чис-│ 2005 │ │ │ 100 │
│ │ 100 │ │тория охраны
био-│ │
│ │ле разработка
баз данных│ │ │ │ │
│ │ │ │разнообразия,
│ │
│ │по
таксономическому раз-│ │ │ │
│ │ │ │ │ВУЗы
│ │
│ │нообразию,
компьютерная │ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │
│ │инвентаризация
зоологи- │ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │
│ │гических
коллекций │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │Экономическая
оценка │ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │
│ │угодий
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │
├────┼────────────────────────┼──────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────┼──────────────────────┤
│4. │Разработка
принципов и │ 2001 │ │ │ 25 │
│ │ 25 │ 50 │Департамент при-
│Выработка единых под- │
│ │методов
ведения монито- │ 2002 │ │ │ 25
│ │ │ 25 │ │родных
ресурсов │ходов к ведению мони- │
│ │ринга
состояния биораз- │ │ │ │
│ │ │ │ │по
Приволжскому │торинга │
│ │нообразия
Нижегородской │ │ │ │
│ │ │ │ │региону,
ННГУ, │ │
│ │области
│ │ │ │ │
│ │ │ │ННГПУ, НГСХА,
│ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ГПЗ "Керженский",│
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│лаборатория охра-│
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ны биоразнообра- │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│зия │
│
├────┼────────────────────────┼──────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────┼──────────────────────┤
│5. │Организация
при ГПЗ │ 2002 │ │ │ 50 │
│ 250 │ 300 │ 900 │ГПЗ
"Керженский",│Создание единой систе-│
│ │"Керженский"
с участием │ 2003 │ │ │ 50 │
│ 150 │ 200 │ │Департамент
│мы мониторинга состо- │
│ │специалистов
департамен-│ 2004 │ │ │ 50 │
│ 150 │ 200 │ │Природных
│яния биоразнообразия │
│ │та Природных
ресурсов по│ 2005 │ │ │ 50 │
│ 150 │ 200 │ │ресурсов
по│Нижегородской области │
│ │Приволжскому
региону, │ │ │ │ │
│ │ │ │Приволжскому
│ │
│ │экоцентра
Дронт, ННГУ, │ │ │ │
│ │ │ │ │региону,
ННГУ,│ │
│ │ННГПУ и
Сельхозакадемии │ │ │ │
│ │ │ │ │ННГПУ,
ННГСХА,│ │
│ │группы
мониторинга сос- │ │ │ │
│ │ │ │ │лаборатория
│ │
│ │тояния
биологического │ │ │ │
│ │ │ │ │охраны
│ │
│ │разнообразия
("Немези- │ │ │ │
│ │ │ │
│биоразнообразия, │ │
│ │да",
"Равновесие", │ │ │
│ │ │ │ │
│Центр │ │
│ │"Экопульс")
│ │ │ │ │
│ │ │ │экологической
│ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│безопасности │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│администрации │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Нижегородской │
│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│обл. │
│
├────┼────────────────────────┼──────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────┼──────────────────────┤
│6. │Разработка
проекта мо- │ 2002 │ │ 50 │ 50 │
│ │ 100 │ 100 │Комприроды ЗАТО
│Сохранение биоразнооб-│
│ │ниторинга
ООПТ на тер- │ │ │ │
│ │ │ │ │г.Саров,
Отдел по│разия флоры и фауны │
│ │ритории
г.Саров │ │ │ │
│ │ │ │ │экологии
админи- │ООПТ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│страции г.Саров │
│
├────┼────────────────────────┼──────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────┼──────────────────────┤
│7. │Комплексные
мониторин- │ 2001 │ │ 5 │ │
│ │ 5 │ 25 │Станция юных на-
│Контроль, прогноз с │
│ │говые
исследования па- │ 2002 │ │ 5 │
│ │ │ 5 │ │туралистов
(СЮН) │целью сохранения био- │
│ │мятников
природы г. Са- │ 2003 │ │ 5 │
│ │ │ 5 │ │
│разнообразия флоры и │
│ │ров:
│ 2004 │ │ 5 │ │
│ │ 5 │ │
│фауны │
│ │а) Заливной
луг; │ 2005 │ │ 5 │ │
│ │ 5 │ │
│ │
│ │б)
Монастырский пруд │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
│ │Протяжка.
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │
├────┼────────────────────────┼──────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────┼───────┼─────────────────┼──────────────────────┤
│8. │Национальные
парки │ │ │ │ │
│ │ │ │
│Создание принципиально│
│ │("Пустынь"
|