------------------------------
<*> Индексы - дефляторы -
среднегодовые индексы цен по отраслям экономики.
<**> Показатели инфляции:
среднегодовой - отношение темпов
изменения цен на товары и услуги, приобретаемые населением для
непроизводственного потребления (в рассматриваемом году к изменению
цен в течение предыдущего года);
декабрь к декабрю - изменение общего
уровня цен в декабре исследуемого года по отношению к декабрю
предшествующего года.
-
Основные направления
территориальной экономической
и социальной политики Администрации
области в 2001 году
-
Реальный сектор.
Основным стратегическим направлением деятельности Администрации
Нижегородской области является поддержка местного
товаропроизводителя, обеспечение на этой основе промышленного роста и
усиления роли промышленности и предпринимательства в повышении
доходов населения.
Основными стратегическими задачами,
на решение которых будет направлена работа Администрации
Нижегородской области в 2001 году, являются:
- повышение конкурентоспособности
продукции нижегородских предприятий;
- повышение эффективности
использования внутренних ресурсов предприятий;
- продвижение продукции предприятий
на российском и международном рынках;
- поддержка инвестиционных проектов и
повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
- развитие научно - технического
потенциала ВПК;
- содействие интеграционным процессам
в сфере сельхозпроизводства и АПК;
- поддержка малого
предпринимательства в сфере производства продукции и услуг;
- внедрение передовых технологий,
научно - технических проектов.
Налоговая политика. В связи с
принятием части 2 Налогового кодекса Российской Федерации на
областном уровне необходимо:
1. Реализовать на территории области
в полном объеме федеральные нормативные акты в сфере налогообложения
в части полномочий, предоставленных субъектам Федерации.
2. Подготовить к введению на
территории области налога на недвижимость, единого налога на
сельхозпроизводителей, других налогов, предусмотренных частью 2
Налогового кодекса РФ.
3. Разработать и реализовать
областные нормативные акты, направленные на увеличение налоговой
отдачи и сбор денежных средств в областной бюджет.
4. Активизировать налоговую политику,
направленную на стимулирование инвестиций в реальные секторы
экономики. Ввести специальные налоговые режимы для организаций,
работающих в наукоемких отраслях промышленности. Продолжить практику
налогового стимулирования роста налогооблагаемой базы производства,
наращивания экспорта и адресной поддержки приоритетных отраслей
экономики и социально значимых видов деятельности.
5. Провести анализ эффективности
существующих налоговых льгот с целью сокращения потерь бюджета от
экономически не эффективных налоговых льгот.
6. Разработать и ввести систему
оперативного мониторинга налогового потенциала территорий области.
7. Совершенствовать и развивать
нормативно - правовую базу единого налога на вмененный доход и налога
с продаж, в частности, расширить сферу деятельности налога на другие
виды предпринимательской деятельности, оперативно корректировать
существующие ставки базовой доходности в зависимости от инфляции,
уровня доходов населения, изменения экономической конъюнктуры и
других факторов.
Финансово - бюджетная политика.
Основные задачи финансово - бюджетной политики Администрации области
на 2001 год определяются требованиями по укреплению экономической
устойчивости и повышению уровня жизни населения за счет обеспечения
полноты сбора налогов, экономии и оптимизации расходов бюджета и
реализуются в следующих направлениях:
- мобилизация доходов бюджета и поиск
дополнительных доходных источников;
- экономия и оптимизация расходов
бюджета области;
- совершенствование межбюджетных
отношений.
Мобилизация доходов бюджета и поиск
дополнительных доходных источников. На формирование экономической
политики в области доходов бюджета в 2001 году существенное влияние
окажет изменение налогового закона на федеральном уровне.
С целью увеличения собственной
доходной базы бюджета области в 2001 году планируются следующие
мероприятия:
- предоставление налоговых льгот
будет заменено на предоставление инвестиционного налогового кредита
на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ;
- предоставление отсрочек по уплате
задолженности по обязательным платежам, а также инвестиционных
налоговых кредитов будет производиться исключительно на платной
основе в соответствии с частью 1 Налогового кодекса РФ и
законодательными актами Нижегородской области;
- полный отказ (особенно в
среднесрочной перспективе) от неденежной формы исполнения
хозяйствующими субъектами налоговых обязательств в бюджеты всех
уровней. Согласно Бюджетному посланию Президента РФ на 2001 год также
"должны остаться в прошлом" любые специальные соглашения с
налогоплательщиками, касающиеся проведения зачетов или предоставления
отсрочек по налоговым платежам. Однако положительная практика
заключения Соглашений с предприятиями о своевременном внесении
платежей в бюджетную систему области, проведение эффективной
реструктуризации задолженности юридических лиц и снижение недоимки по
налогам и сборам, в соответствии с заключаемыми Соглашениями, должна
быть продолжена, так как достигнут значительный экономический эффект
от проведения данных мероприятий:
- продолжение работы по погашению
задолженности перед департаментом финансов заемщиками средств
Еврозайма, использование денежных средств, полученных от реализации
Внешнего облигационного займа Нижегородской области, строго по
целевому назначению с учетом реструктуризации;
- предоставление поручительств
Администрации Нижегородской области по обязательствам перед третьими
лицами исключительно на платной основе в пределах установленных
законодательством нормативов.
Ценовая политика Нижегородской
области будет направлена на достижение стабилизации экономического
развития региона, обеспечение роста промышленного производства,
снижение темпов инфляции на потребительском рынке товаров и услуг,
решение социальных проблем и повышение покупательской способности
населения.
Мероприятия по реализации основных
направлений ценовой политики в Нижегородской области на 2001 г.,
утвержденные постановлением Администрации области от 06.05.2000 № 121
"О реализации основных направлений ценовой политики в
Нижегородской области", предусматривают:
В промышленности:
- ограничение роста цен (тарифов) на
продукцию (услуги) естественных монополий с учетом темпов изменения
цен на промышленную продукцию;
- ресурсосбережение;
- снижение себестоимости и повышение
конкурентоспособности промышленной продукции.
На транспорте:
- совершенствование тарифной
политики;
- расчет оптимального уровня тарифов
на пассажирские перевозки;
- экономию бюджетных средств
(предоставление права перевозок по конкурсу).
В связи:
- недопущение необоснованного роста
тарифов на услуги электрической и почтовой связи.
В агропромышленном комплексе:
- сдерживание темпов роста цен на
основные потребительские товары: хлеб, продукция птицеводства,
животноводства;
- обеспечение животноводческой и
птицеводческой отраслей сельского хозяйства дешевыми и
сбалансированными кормами;
- совершенствование экономических
взаимоотношений между сельхозпроизводителями, переработчиками и
торговлей.
В жилищно - коммунальном хозяйстве:
- выявление путей снижения издержек
услуг ЖКХ (разработка нормативов себестоимости и нормативов бюджетных
компенсаций);
- контроль правильности установления
тарифов на услуги ЖКХ органами местного самоуправления;
- экономию бюджетных средств.
В социальной сфере:
- совершенствование регулирования цен
на продукцию и услуги (школьное и студенческое питание, обеспечение
лекарствами, расценки на услуги пожилым людям);
- усиление контроля за правильностью
формирования и применения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги
во всех отраслях экономики.
Инвестиционная политика. Для
активизации инвестиционных процессов в области и в условиях
усиливающейся межрегиональной конкуренции за привлечение иностранных
инвестиций необходимо реализовать комплекс мер, направленных на
развитие предпринимательских инициатив, формирование благоприятного
имиджа Нижегородской области на международной арене, расширение
внешнеэкономических связей. Основными направлениями этой работы
являются:
- совершенствование нормативной базы,
обеспечивающей защиту прав, интересов и имущества участников
инвестиционной деятельности, снижение риска инвестирования в реальный
сектор экономики Нижегородской области. В рамках этого -
содействовать на федеральном уровне обеспечению реальной защиты
инвестиций в России, в первую очередь частных инвестиций российских
граждан, способствовать принятию федерального закона "О
гарантировании вкладов граждан в банках";
- обеспечение государственной
поддержки инвестиционной деятельности на территории Нижегородской
области. В связи с ограниченностью бюджетных средств государственная
поддержка должна осуществляться в приоритетных отраслях, на
конкурсной основе и на условиях платности, возвратности, срочности,
обеспеченности и целевого использования. Особенное внимание будет
уделяться поддержке инвестиционных проектов по модернизации
производственных мощностей предприятий экспортоориентированных
отраслей;
- активное взаимодействие органов
государственной власти и частных инвесторов с целью координации
интеграции инвестиционных процессов в масштабе Приволжского
федерального округа;
- активизация деятельности
маркетинговых центров области, направленной на разработку и
продвижение перспективных инвестиционных проектов по производству
конкурентоспособной, в т.ч. импортозамещающей продукции;
- создание условий для образования
центров поддержки инвестиций на базе действующих консалтинговых и
обучающих организаций;
- повышение эффективности
использования научно - технического потенциала области, поддержка
инновационных проектов, направленных на освоение производства и
выпуск новой высокотехнологической продукции;
- поддержка развития организаций,
привлекающих долгосрочные сбережения (банки, пенсионные фонды,
страховые компании), создание условий для направления финансовых
потоков в реальный сектор экономики области; развитие и
совершенствование инфраструктуры финансового рынка, создание
цивилизованной конкуренции среди его участников. Продолжить работу по
реализации проекта "Инвестиции Сбербанка - в производство
Нижегородской области" с целью привлечения внебюджетных
источников для финансирования значимых для региона проектов;
- более масштабное задействование в
инвестиционном процессе средств фондового рынка:
содействие повышению эффективности и
надежности инфраструктуры фондового рынка;
создание благоприятных условий для
привлечения инвестиций предприятиями области с использованием
механизмов фондового рынка;
стимулирование привлечения средств
населения на фондовый рынок;
развитие коллективных форм
привлечения инвестиций (инвестиционных фондов, паевых инвестиционных
фондов, негосударственных инвестиционных фондов, страховых компаний);
создание условий для повышения уровня
"прозрачности" финансовой информации эмитентов.
В сфере социальной политики:
В сфере образования:
- обеспечение устойчивого
финансирования отрасли в объеме минимальных государственных
стандартов;
- расширение участия общества в
управлении образованием путем создания системы Попечительских
советов;
- завершение передачи ведомственных
учреждений образования на баланс местных администраций;
- повышение эффективности
использования бюджетных средств путем внедрения эффективных методов
контроля за целевым расходованием средств;
- определение приоритетов
финансирования социально значимых целевых отраслевых программ и
мероприятий, инвестированных органами власти всех уровней,
направленность на информатизацию и обновление оборудования учреждений
образования, контроль за их реализацией;
- дальнейшая работа по аккредитации,
аттестации, лицензированию образовательных учреждений и программ;
- поддержка наиболее талантливых и
способных учащихся и студентов, а также детей из семей с низкими
доходами, адресное назначение стипендий, льготированное проживание и
проезд в общественном транспорте;
- реализация программ, обеспечивающих
коммуникативность и высокую социальную активность молодежи, изучение
экономики, информатики, иностранных языков, менеджмента, права,
социологии, психологии, межкультурное обучение.
В сфере здравоохранения:
- принятие Территориальной программы
государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской
помощью на 2001 год и ее выполнение;
- обеспечение в первоочередном
порядке выполнения мероприятий, направленных на охрану здоровья
женщин и детей, профилактику и снижение заболеваемости особо опасными
заболеваниями (туберкулез, СПИД, наркомания, алкоголизм, венерические
и инфекционные заболевания);
- совершенствование медицинских
технологий по профилактике и лечению сердечно - сосудистых,
эндокринных и онкологических заболеваний, а также последствий травм,
с целью снижения инвалидизации и смертности;
- продолжение работы по оптимизации
структуры сети медицинских учреждений и формированию единой системы
государственно - муниципального здравоохранения без ведомственных и
территориальных различий, обратив особое внимание на
совершенствование сельского здравоохранения;
- ввод в эксплуатацию вновь
построенных медицинских учреждений на 655 стационарных мест, 600
амбулаторных посещений и молочную кухню на 300 порций;
- внедрение формулярной системы
использования лекарственных средств в учреждениях и
персонифицированного учета отпуска медикаментов льготированным
категориям граждан.
В сфере социальной защиты и поддержки
малообеспеченных слоев населения планируется:
- внести на рассмотрение
Законодательным Собранием Перечень комплекса гарантированных
социальных услуг нуждающимся гражданам, обеспеченных бюджетным
финансированием;
- завершение формирования
компьютерной программы персонифицированного учета адресной социальной
помощи различным категориям граждан;
- разработка системы
дифференцированного социального обслуживания престарелых граждан и
инвалидов в зависимости от степени потери способности к
самообслуживанию;
- развитие договорной формы
сотрудничества в рамках социального партнерства с общественными
организациями на выполнение комплекса социальных услуг престарелым,
одиноким гражданам и инвалидам.
В сфере культуры и искусства:
- в пределах определенных сумм
финансирования из федерального и областного бюджета будет
осуществляться реализация федеральной программы "Сохранение
культурного наследия" и областных программ "Возрождение
Нижегородских храмов", "2000-летие христианства", а
также продолжатся ремонтно - реставрационные работы на объектах
культуры (планетарий и театр оперы и балета в г. Н.Новгороде) и
памятниках историко - культурного наследия (Серафимо - Дивеевский
монастырь, особняки Рукавишниковых и Сироткиных и др.);
- разработка конкретных механизмов
перевода отдельных учреждений культуры на контрактное и
инвестиционное финансирование;
- оптимизация сети бюджетных
учреждений культуры;
- внедрение современных методов
контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств,
концентрация бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях
культурной политики;
- дальнейшее расширение культурных
связей области и обмен гастрольными, концертными программами с
известными коллективами;
- создание информационной базы по
объектам историко - культурного наследия в составе земельного
кадастра области;
- сохранение налоговых льгот для
благотворительной деятельности в сфере культуры и компенсация
выпадающих налоговых льгот за счет соответствующего увеличения
государственных расходов.
В сфере жилищно - коммунальных услуг:
- прогнозом на 2001 год предусмотрено
доведение оплаты жилищно - коммунальных услуг населением до конца
года до 80% от затрат. Исходя из этого, необходимо в бюджете на 2001
год предусмотреть дополнительное финансирование субсидий некоторым
категориям населения.
В сфере общественно - экономического
партнерства:
В целях обеспечения социальной
стабильности, повышения уровня жизни, улучшения демографической
ситуации, социальной защиты малообеспеченных категорий населения
областная Администрация принимает конкретные меры по расширению
практики общественно - экономического партнерства и развитию
"третьего сектора" экономики в лице негосударственных
некоммерческих организаций, привлечению к управлению экономикой
региона общественности и широких слоев населения.
В качестве основного инструмента
удовлетворения социальных нужд граждан планируется развитие системы
государственного социального заказа на производство товаров и
необходимых социальных услуг в рамках партнерства с участием в
качестве исполнителей заказов негосударственных некоммерческих
организаций.
Важнейшим направлением деятельности
некоммерческих организаций на 2001 год является работа по
формированию в обществе культуры партнерства, отработка и введение в
практику адекватных механизмов согласования различных групповых
интересов в целях достижения гражданского согласия и мобилизации
дополнительных ресурсов на решение проблем дотационных территорий,
снижение уровня безработицы, наркомании, алкоголизма, преступности,
создание достойных условий для пенсионеров, инвалидов, беспризорных и
оставшихся без родителей детей и решение многих других социальных
проблем.
Задачами Администрации области на
2001 год в связи с этим становятся:
- создание правовой основы
взаимодействия органов власти с представителями "третьего
сектора" экономики, принятие закона "О взаимодействии
органов власти Нижегородской области с негосударственными
некоммерческими организациями" (проект подготовлен ассоциацией
"Служение" и доработан департаментом экономики и
прогнозирования) и других необходимых нормативных актов;
- изучение существующей практики
взаимодействия и гражданского партнерства в субъектах РФ и адаптация
опыта регионов к местным условиям; развитие межрегиональных связей в
вопросах партнерства;
- отработка системы формирования и
размещения социального заказа на основе социального маркетинга,
эффективной реализации заказа с участием некоммерческих организаций;
- создание независимого экспертного
совета при Администрации области по экспертизе и оценке принимаемых к
реализации целевых социальных программ и формированию социальных
заказов;
- разработка действенного механизма
контроля за выполнением социальных программ и заказов и целевым
использованием средств, выделенных на них.
Особую значимость приобретает на
данном этапе актуализация мер по борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств и наркоманией, детской, подростковой
беспризорностью и преступностью.
Только объединение интересов, усилий,
средств, кадрового и технического потенциала различных ведомств и
общественных организаций на основе разработки соответствующей
региональной целевой социальной программы, привлечение к решению
проблем широких слоев населения смогут дать ощутимые результаты в
этой сложной работе.
-
Основные тенденции
развития отраслей экономики
и социальной сферы в 2001 году
-
Объем валовой
продукции, создаваемой во всех секторах экономики, прогнозируется в
2001 году на уровне 219,5 - 220,5 млрд руб., в том числе производство
товаров - 152,2 млрд руб., услуг - 85,3 млрд руб. Это обеспечит
производство ВРП в сумме 118,1 - 122,1 млрд руб. или 103 - 104% в
сопоставимых ценах. Из прогнозируемого объема ВРП добавленная
стоимость от производства товаров составит 57,3 млрд руб., от
производства услуг - 50,1 млрд руб., чистые налоги на продукты - 9,9
млрд руб.
В основу прогноза развития
промышленности Нижегородской области на 2001 год заложены сценарные
условия социально - экономического развития Российской Федерации, с
учетом особенностей и тенденций развития промышленности Нижегородской
области, сложившихся в предыдущие годы.
Наращивать производство в 2001 году
предполагают практически все отрасли промышленности, хотя и меньшими
темпами, чем в предыдущие годы. Это дает возможность предположить,
что в 2001 году физические объемы производства в промышленности
Нижегородской области удастся получить не менее 103 - 104% к уровню
предыдущего года.
С учетом среднегодового индекса -
дефлятора 118 - 119%, отражающего рост оптовых цен, выпуск
промышленной продукции ожидается в сумме 125 - 126 млрд руб.
Валовая продукция сельского хозяйства
во всех категориях хозяйств в действующих ценах в 2001 году
прогнозируется в объеме 18 042,6 млн руб., в том числе в
сельскохозяйственных предприятиях - 7 806,6 млн руб. (43,3% от общего
объема производства), крестьянских (фермерских) хозяйствах - 123 млн
руб. (0,7%), в личных хозяйствах населения - 10 113 млн руб. (56,1%).
В 2001 году предусматривается:
лесовосстановление на площади 10,2 тыс. га, рубки ухода в молодняках
(осветления и прочистки) - 16,7 тыс. га. От рубок ухода за лесом и
выборочных санитарных рубок планируется получить 690 тыс. куб. м
товарной древесины.
Объем инвестиций в основной капитал
предприятий и организаций в 2001 году прогнозируется в размере 18 300
млн руб., при росте цен - 18 процентов и индексе физического объема -
не более 100 процентов. Две трети планируемого объема будут
направлены в производственную сферу. На долю иностранных инвесторов
ожидается около 1% всех инвестиций в основной капитал.
Денежные доходы населения на 2001 год
прогнозируются в объеме 70 700 млн руб., при этом рост реальных
доходов населения составит 104 - 105% (по РФ темп роста реальных
доходов - 105%). Номинальные доходы на душу населения составят 1 620
руб. при прожиточном минимуме 1 050 руб. В структуре доходов
населения наибольший удельный вес по-прежнему будет составлять
заработная плата 45%, социальные трансферы (пенсии, пособия,
стипендии) - 18,4%, другие доходы (доходы от предпринимательской
деятельности, доходы от продажи недвижимости, ценных бумаг,
иностранной валюты, доходы от личных подсобных хозяйств и др.) -
36,6%.
В структуре расходов населения
основную часть - 66,4% - будет составлять покупка товаров и оплата
услуг. Обязательные платежи составят до 10%, прирост вкладов,
приобретение недвижимости и иностранной валюты - до 14%.
Оборот розничной торговли. Прогноз по
обороту розничной торговли на 2001 год разработан исходя из баланса
денежных доходов и расходов населения, итогов 9 месяцев и оценки до
конца 2000 года. Прогнозом на 2001 год предусматривается оборот
розничной торговли в объеме 48 000 млн руб. с ростом к оценке 2000
года в сопоставимых ценах на 3,4%, при индексе - дефляторе 116%.
Платные услуги. На рынке платных
услуг населению в настоящее время отмечается прирост объемов
оказываемых услуг. По оценке их прирост в 2001 году составит 1,4%.
Объем производства малыми
предприятиями на 2001 год прогнозируется в объеме 10,7 млрд рублей,
что составит 118% к уровню предыдущего года (в фактических ценах
каждого года), в том числе по промышленности - до 122%, прибыль
возрастет на 11%. Предполагается увеличение численности работающих на
малых предприятиях на 7,3 тыс. человек (на 3%). Инвестиции малых
предприятий в основной капитал могут возрасти на 24% в действующих
ценах по сравнению с 2000 годом и составить 345 млн рублей.
Финансовые ресурсы области. В 2001
году собственные доходы области планируются около 55,3 млрд рублей, с
ростом к текущему году на 9,5%.
Прибыль прибыльных предприятий,
которая, исходя из прогнозируемых объемов производства, индексов цен
и с учетом сложившихся затрат на производство продукции,
прогнозируется в объеме 14,8 млрд рублей, что на 3% больше уровня
текущего года. На предприятиях промышленности планируется получить
около 46% прибыли от общего объема прибыли.
Подоходный налог с физических лиц
определен исходя из прогнозируемого объема фонда оплаты труда и
действующих ставок налогообложения и составит 2,2 млрд рублей, с
ростом к предыдущему году на 10%.
Общая сумма остальных налогов,
собираемых в области, составит более 12 млрд рублей, что на 10%
превышает оценочные показатели текущего года.
Доходы государственных внебюджетных
фондов, в т.ч. пенсионного, фонда социального страхования, занятости,
обязательного медицинского страхования составят 10,6 млрд рублей
(расчет осуществлен в соответствии с действующим в настоящее время
порядком отчислений). Расходование этих средств предусматривается на
финансирование соответствующих социальных расходов с учетом
поступления дополнительных централизованных средств из Пенсионного
фонда.
Расходы средств в сводном финансовом
балансе области определены с учетом их экономии.
Затраты на инвестиции за счет средств
бюджетов намечаются в сумме 1,8 млрд руб., в т.ч. из федерального
бюджета планируется получить 600 млн рублей, или в 1,25 раза больше,
чем в текущем году.
Капитальные вложения за счет средств
предприятий составят 12 млрд рублей. Всего в распоряжении предприятий
с учетом средств амортизационных отчислений и прибыли, остающейся
после уплаты налогов, может находиться средств в объеме 18 млрд
рублей.
В 2001 году в области сохранится
финансирование расходов на покрытие убытков пассажирского транспорта,
дотации и компенсации на топливо для населения, жилищно -
коммунальное хозяйство в сумме 4,2 млрд руб.
Расходы на социально - культурные
мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета и внебюджетных
фондов, намечаются в сумме 24,8 млрд рублей, или 43% расходов
области. За счет этих средств должно быть обеспечено финансирование
учреждений образования, здравоохранения, культуры и средств массовой
информации, а также выплата пенсий и пособий населению.
Текущие расходы на содержание
правоохранительных органов составят около 3% от общих расходов
области.
Расходы области по финансовому
балансу на 2001 год составят около 58 - 59 млрд руб.
Покрытие дефицита финансовых ресурсов
области предусматривается за счет средств федерального бюджета на
финансирование предприятий и организаций федерального подчинения,
федеральных целевых программ, а также изыскания дополнительных
внутренних источников пополнения доходов области.
-
Федеральные целевые и
региональные целевые программы,
предлагаемые к финансированию из
областного бюджета
-
Перечень
региональных и федеральных программ, заявляемых для финансирования из
областного бюджета в 2001 году, составленный по заявкам отраслевых
департаментов, содержит 97 программ и объектов капитального
строительства (см. приложение).
Приоритетные программы, которые
направлены на решение основных проблем области (ухудшение
демографических показателей, рост инфекционных заболеваний
(туберкулез в учреждениях УИН МЮ РФ, СПИД), ухудшение состояния
пассажирского транспорта, неразвитость инфраструктуры товарных
рынков, старение и невоспроизводство основных фондов, сокращение
госзаказа на оборонную продукцию, экологические проблемы), не могут
быть в полном объеме профинансированы из областного бюджета.
Важно при рассмотрении бюджета
области обеспечить (требование Минфина) паритетное финансирование
программ и ОКС из регионального и федерального бюджетов. Решение по
финансированию может быть организовано через механизм выбора
приоритетов и нормативное определение количества ОКС, что позволит
при ограниченных финансовых ресурсах остановить либо скомпенсировать
негативные тенденции по ключевым проблемам, или завершить
строительство в приемлемые сроки.
К основным приоритетным мероприятиям
в социальной сфере можно отнести:
- развитие жилищного строительства;
- поддержку программ здравоохранения
и образования, программы занятости заключенных в учреждениях УИН МЮ
РФ, строительство реабилитационного комплекса для участников военных
конфликтов в Ковернинском районе;
- поддержку программ сохранения
исторических памятников и программ народного творчества, культуры и
искусства, которые кроме основных целей создают условия развития
въездного туризма.
В реальном секторе экономики это
программы и проекты:
- конверсии наукоемкой промышленности
(электроники, авиастроения и т.д.);
- развитие транспорта: обновление
автобусного парка (поддержка массового производства современных
автобусов), развитие метростроительства, модернизация транспортных
узлов (речных портов, грузовых причалов, площадок);
- развертывание информационной
инфраструктуры на основе современных спутниковых систем и оптико -
волоконной связи в Н.Новгороде и других городах области.
В разработке региональных программ,
начиная с 1999 года, стали принимать участие федеральные ведомства
(УИН МЮ РФ по НО, Управление МЧС РФ по НО), что повышает статус
мероприятий региональных программ и позволяет финансировать их из ФБ.
В настоящее время разрабатываются
новые межотраслевые областные программы по развитию въездного и
внутреннего туризма (основной разработчик - департамент спорта и
туризма), программы "Страховая защита населения и территорий
Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Нижегородской области до 2005 года" (основной разработчик -
Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области), целевая
программа "Обеспечение населения Нижегородской области питьевой
водой" (разработчик - департамент ЖКХ), программы "Волжский
терминал", "Программа повышения качества и безопасности
продуктов питания и пищевого сырья" (разработчик - департамент
внешнеэкономических связей и ресурсов), программа реформирования
предприятий оборонного комплекса Нижегородской области (разработчик -
департамент промышленности).
Основные задачи на 2001 год:
1. Проведение ревизии целевых
программ и объектов капитального строительства, финансируемых из
областного бюджета (ОБ), в соответствии с приоритетами, обоснованными
прогнозом СЭР НО и возможностями ОБ.
2. Обоснование региональных нужд в
рамках федеральных целевых программ, разработка соответствующих
региональных программ.
3. Содействие федеральным ведомствам,
расположенным на территории НО, в разработке региональных программ,
решающих как федеральные, так и региональные нужды.
4. Разработка механизма
финансирования целевых программ и объектов капитального строительства
с учетом изменения условий и технологии финансирования их из
федерального и областного бюджетов, введения нового Бюджетного
кодекса РФ, новых нормативов в строительстве объектов социальной
сферы.
5. Поиск дополнительных источников
финансирования целевых программ через работу с законодательными
органами РФ и НО, а также с Правительством РФ.
-
Приложение 1
-
Макроэкономические
параметры социально - экономического
развития области на 2001 год по
целевому варианту развития
(с учетом сценарных условий развития
РФ, предложенных
Министерством экономического развития
и торговли РФ)
-
┌──────────────────────────────────┬───────────┬──────────┬───────────┬────────────┐
│ Показатели
│ Единица │ 1999 г. │ 2000 г. │
2001 г. │
│ │ измерения
│ отчет │ (оценка) │ прогноз │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│1. Макроэкономические
показатели │ │ │ │
│
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Валовой региональный
продукт (в│млн руб. │ 75 890 │ 99 680 │
118 140 - │
│действующих ценах
каждого года) │ │ │- 102 880
│ 122 080 <*>│
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│в сопоставимых ценах
│% к преды- │ 100 │ 101,5 │
103 - 104 │
│ │дущему
году│ - 104 │ - 103 <*> │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Индекс - дефлятор
│ % │ 138 │ 129,4 │
114 │
│ │ │
│ - 131,6 │
│
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Валовая продукция
(работы, услуги)│млн руб. │132 967 │ 184 345
│ 219 520 - │
│в отраслях
экономики (в│ │ │ │
220 520 │
│действующих ценах)
│ │ │ │
│
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Из общего объема
валовой│ │ │ │
│
│продукции:
│ │ │ │
│
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│- объем продукции
промышленности │млн руб. │ 73 153,5 │ 103 000
│ 125 000 - │
│ │ │
│ │ 126
000 │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│- ИФО
│% к преды- │ 112,1 │ 103 - 105 │
103 - 104 │
│ │дущему
году│ │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│- объем продукции
сельского│млн руб. │ 5 162 │ 6 673,3 │
7 806,6 │
│ хозяйства в
общественном секторе │ │ │
│ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│- ИФО
│% к преды- │ 98 │ 101 │
101,5 │
│ │дущему
году│ │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│- объем подрядных работ
│млн руб. │ 4 723 │ 5930 │
7 100 │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│- ИФО
│% к преды- │ 92,9 │ 98 │
100 │
│ │дущему
году│ │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│- транспорт и связь
│млн руб. │ 13 444 │ 16 108 │
20 500 │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│- ИФО
│% к преды- │ 78,8 │ 99,7 │
105,3 │
│ │дущему
году│ │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Общий объем инвестиций в
основной│млн руб. │ 10 813 │ 15 500 │
18 300 │
│капитал за счет всех
источников│ │ │ │
│
│финансирования
│ │ │ │
│
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Валовая прибыль
│млн руб. │ 15 788 │ 15 500 │
16 100 │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Денежные доходы на душу
населения│рублей │ 956,9 │ 1 312 │
1 620 │
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Бюджет прожиточного
минимума на│рублей │ 745 │ 890 │
1 050 │
│душу населения (в
среднем за│ │ │ │
│
│месяц)
│ │ │ │
│
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Доля населения,
имеющего доход│ % │ 28,9 │ 25 - 30
│ 20 │
│ниже бюджета
прожиточного│ │ │ │
│
│минимума
│ │ │ │
│
├──────────────────────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│Среднемесячная
заработная плата│рублей │ 1 185 │ 1 565
│ 1 850 │
│1-го работающего