Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного
Собрания области от 27.07.2000 № 195


(ред. от 29.08.2002)


"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ОТХОДЫ" НА 2000 - 2004 ГГ."


Официальная публикация в СМИ:


В данном виде документ опубликован
не был.


Первоначальный текст документа
опубликован в издании


"Нижегородские новости", N
182(2156), 27.09.2000


["Правовая среда", N
38(342), 27.09.2000].


Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.









ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 27 июля 2000 г. № 195




ОБ ОБЛАСТНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ"


НА 2000 - 2004 ГГ.






(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)






В соответствии с
Федеральным законом от 30.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах
производства и потребления", частью 9 статьи 28 Устава
Нижегородской области, распоряжением Губернатора области от
25.11.1998 № 1820-р "О мерах по упорядочению утилизации
промышленных отходов" Законодательное Собрание области
постановляет:


1. Утвердить прилагаемую областную
целевую программу "Отходы" на 2000 - 2004 гг. (далее -
Программа).


2. Администрации области при
формировании областных бюджетов на 2001 - 2004 гг. предусмотреть
финансирование мероприятий Программы.


3. Рекомендовать органам местного
самоуправления городов и районов области предусмотреть долевое
финансирование.


4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комитет по экологии и природным ресурсам
Законодательного Собрания области.






Председатель Собрания


А.А.КОЗЕРАДСКИЙ














Утверждена


постановлением


Законодательного Собрания


от 27.07.2000 № 195






ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА


"ОТХОДЫ"


НА 2000 - 2004 ГГ.






1. ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ"


НА 2000 - 2004 ГГ.






Наименование
Программы


Областная целевая программа "Отходы"
на 2000 - 2004 гг. (далее - Программа)






Дата принятия
решения по разработке Программы, наименование и номер документа


Распоряжение Губернатора области от
25.11.1998 № 1820-р "О мерах по упорядочению утилизации
промышленных отходов",


Постановление Законодательного
Собрания от 25.02.1999 № 40 "О программе законопроектной и
нормотворческой работы Законодательного Собрания области на 1999
год".






Государственный
заказчик и разработчик


Администрация Нижегородской области,
департамент по охране природы и управлению природопользованием,
Государственный комитет по охране окружающей среды Нижегородской
области.






Сроки реализации
Программы


2000 - 2004 гг.






Ожидаемые конечные
результаты


На этапе разработки Программы (2000
г.) формируется нормативно - правовая база, проводятся конкурсные
отборы исполнителей. Результатом выполнения первого этапа Программы
(2000 - 2001 гг.) является стабилизация процесса накопления отходов в
Нижегородской области и переработка или утилизация наиболее токсичных
их видов. Результатом выполнения второго этапа Программы (2002 - 2004
гг.) является существенное сокращение количества накопленных ранее и
производимых малотоксичных промышленных и бытовых отходов и улучшение
экологической обстановки в регионе.






Объемы и источники
финансирования


(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)





Общая сумма
финансирования - 81 696,0 тыс. руб.

по источникам
распределяется следующим образом:



тыс.
руб. %

областной бюджет
5 500,0 6,7

местные бюджеты
7 100,0 8,7

экологические фонды
20 264,0 24,8

собственные средства
исполнителей 31 517,0 38,6

прочие источники
(внебюджетные фонды, 17 315,0 21,2

спонсирование, иностранные
инвестиции

и т.д.)




Система контроля
исполнения Программы


Контроль и координацию работ по
Программе осуществляет комитет по охране природы и управлению
природопользованием Нижегородской области.


(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)






2. ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ






2.1. Промышленные
отходы






2.1.1.
Ртутьсодержащие отходы


Отходы данной группы относятся к 1
классу токсичности и являются одними из наиболее опасных для здоровья
человека отходов.


Подавляющее большинство
ртутьсодержащих отходов представляет собой отходы потребления, т.е.
отработанные ртутьсодержащие приборы (ОРП). Система утилизации ОРП в
области построена на деятельности участков трех предприятий по сбору
и первичному обезвреживанию (демеркуризации) ртутных отходов: МУП
"Спецзавод № 1 по переработке ТБО", г. Н.Новгород, ОАО
"Гидроагрегат", г. Павлово и МУП РСП (ремонтно -
строительное предприятие), г. Саров. Фактически этими предприятиями в
1998 году переработано 290677 штук люминесцентных ламп и 135 штук
игнитронных контакторов с общим содержанием ртути 0,3448 т.


В Нижнем Новгороде проблема
переработки ОРП в принципе решена; на территории области сохраняется
значительное количество металлической ртути и ртутьсодержащих
отходов, сбор и вывоз которых не организован.


Остро стоит проблема размещения
ртутьсодержащих отходов сельскохозяйственного производства
(ядохимикатов), объемы накопления которых составляют 10,5 тонн.






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"РТУТЬСОДЕРЖАЩИЕ ОТХОДЫ"




(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)















































Мероприятия


Ожидаемые
результаты


Срок
выполн.


Объемы финансирования, тыс.
руб.











Всего


Обл.
бюдж.


Местн.
бюджет


Эко-
фонд


Собств.
средства


Прочие


Строительство
централизован-
ного временного хранилища
запрещенных,
в том числе
ртутьсодержащих
ядохимикатов,
загрязненных
грунтов и материалов


Сбор и
безопасное

хранение всех
ртуть-
содержащих

ядохимикатов,
грязненных
грунтов и

материалов
Нижегородской
области


2001 -
2004 гг.


5 000,0


5 000,0


-


-


-


-






2.1.2. Отходы
гальванических производств


Гальваношламы в подавляющем
большинстве относятся к 3 - 4 классу опасности и представляют собой
осадки локальных (станции нейтрализации) или заводских очистных
сооружений, на которых происходит выделение ионов тяжелых металлов в
виде нерастворимых (окислы, сульфиды) и малорастворимых (гидроокиси)
соединений.


В качестве временной меры по
утилизации гальваношламов может применяться их складирование на
специально оборудованных участках полигонов твердых бытовых отходов.
Это снижает накопление их на предприятиях, однако применимо только
для отходов 3 - 4 класса, т.к. имеются ограничения по их химическому
составу.


Шламы с высоким содержанием цветных и
редких металлов могут быть переработаны путем извлечения из них
вышеуказанных компонентов. Такая технология реализована в Нижнем
Новгороде на базе завода им. Фрунзе, где функционирует установка по
утилизации собственных гальваношламов производительностью 200 тонн в
год.


Особое значение и перспективу как с
экологической, так и с экономической точки зрения имеют комплексные
технологии предотвращения образования гальваношламов, примером
которых является технология производства удобрений и активных
кормовых добавок. Разработчиком ее является АОЗТ "МиБАС",
г. Нижний Новгород. В качестве биологически активных компонентов при
производстве удобрений, кормовых добавок, консервантов используются
отходы гальванических производств.






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"ОТХОДЫ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ
ПРОИЗВОДСТВ"




(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)






┌────────────────────────────┬───────────────┬────────┬────────────────────────────────────────────────┐


Мероприятия
│ Ожидаемые │ Срок │ Объемы
финансирования, тыс. руб. │


│ │ результаты
│выполн. ├───────┬───────┬───────┬──────┬─────────┬───────┤


│ │ │
Всего │ Обл. │
Местн.│ Эко- │ Собств. │Прочие │


│ │ │
│ │ бюдж. │
бюджет│ фонд │ средства│ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼─────────┼───────┤


Ввод в эксплуатацию
участка│Утилизация │2000 г. │1 250,0│ -
│ - │ - │ 1 250,0 │ - │


по производству
пигментной│гальваношламов,│ │ │
│ │ │ │ │


пасты из гальваношламов
на│получение │ │ │ │
│ │ │ │


АО "РУМО",
г. Нижний│товарной │ │ │
│ │ │ │ │


Новгород
│продукции │ │ │ │
│ │ │ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼─────────┼───────┤


Утилизация
металлосодержащих│Утилизация │2002 г. │1 800,0│
- │ - │ 400,0│ 400,0 │1 000,0│


(медь-, цинк-, железо-
и│опасных │ │ │ │
│ │ │ │


др.) отходов
гальванических│отходов │ │ │
│ │ │ │ │


производств, древесной
коры│и выпуск ценных│ │ │
│ │ │ │ │


ОАО "Волга"
и отходов│микроэлементо- │ │ │
│ │ │ │ │


птицефабрик
│содержащих │ │ │ │
│ │ │ │


│ │соединений
│ │ │ │ │
│ │ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼─────────┼───────┤


Утилизация пришедших
в│Утилизация │2002 г. │7 000,0│ - │
- │ - │ - │7 000,0│


негодность и
запрещенных│более 360 тонн │ │ │
│ │ │ │ │


ядохимикатов
│пришедших │ │ │ │
│ │ │ │


│ │в
негодность и │ │ │ │
│ │ │ │


│ │запрещенных
│ │ │ │ │
│ │ │


│ │ядохимикатов
│ │ │ │ │
│ │ │


└────────────────────────────┴───────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴──────┴─────────┴───────┘








2.1.3.
Нефтесодержащие отходы и кислые гудроны


К этой группе относятся отходы 2 и 3
классов токсичности: отработанные нефтепродукты, масла, растворители,
отходы лакокрасочных материалов, содержащие нефтепродукты опилки,
бумага. Как правило, эти отходы обладают горючими свойствами.


Традиционными способами их утилизации
являются сжигание, перегонка с дальнейшим возвратом в технологический
цикл, централизованный сбор с последующей переработкой на
нефтеперерабатывающих заводах.


Сжигание жидких отработанных
растворителей осуществляется на установках "Вихрь" (НИИИС,
АО "Сокол", АО "Красное Сормово" и др.).
Утилизация промасленной ветоши осуществляется на ОАО "ГАЗ",
АО "Пластик" (г. Дзержинск). Отработанные нефтепродукты 2
класса токсичности (ежегодное образование - 4000 т), образующиеся на
предприятиях, централизованно сдаются на Сормовскую нефтебазу (90%),
утилизируются с возвратом в техпроцессы на предприятиях (8%) и
сжигаются (2%).


Остается нерешенной проблема сбора
отработанных масел у владельцев личного автотранспорта, от гаражных
кооперативов и на платных стоянках. Для ее решения необходим
нормативный акт, регламентирующий отношения между сдатчиками,
сборщиками отработанных нефтепродуктов и государственными органами,
стимулирующий сбор и сдачу нефтепродуктов.


К числу приоритетных относится
проблема утилизации кислых гудронов. В прудах - накопителях (копанях)
хранится 211500 т кислых гудронов - продуктов сернокислотной очистки
масел, создающих угрозу загрязнения грунтовых вод, в частности,
Тепловского водозабора г. Дзержинска. Технологии их переработки,
предложенные в 70 - 80-х годах, не получили развития в силу
недостаточной проработки или экономических причин (удорожание
реагентов и отсутствие потребителей).


В 1998 - 1999 гг. предложены
разработки, основанные на учете экологических и экономических
факторов, при этом кислые гудроны перерабатываются в ликвидные
продукты (топливо, кокс, активные угли, удобрения). Технико -
экономические обоснования разработок представлены для конкурсного
отбора, технологии экономически окупаемы и основаны на использовании
собственных средств (на 90%) предприятий - заявителей.






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"НЕФТЕСОДЕРЖАЩИЕ ОТХОДЫ И КИСЛЫЕ
ГУДРОНЫ"




(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)






┌────────────────────────────┬───────────────┬────────┬────────────────────────────────────────────────┐


Мероприятия
│ Ожидаемые │ Срок │ Объемы
финансирования, тыс. руб. │


│ │ результаты
│выполн. ├───────┬───────┬───────┬──────┬─────────┬───────┤


│ │ │
Всего │ Обл. │
Местн.│ Эко- │ Собств. │Прочие │


│ │ │
│ │ бюдж. │
бюджет│ фонд │ средства│ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼─────────┼───────┤


Разработка
промышленной│ │2000 г. │ 900,0│
- │ - │ 150,0│ 750,0 │ - │


установки по
утилизации│ │ │ │
│ │ │ │ │


кислых гудронов в
продукты,│ │2001 г. │ 200,0│
200,0 │ - │ - │ - │ - │


используемые в
народном│ │ │ │
│ │ │ │ │


хозяйстве
│ │ │ │ │
│ │ │ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼─────────┼───────┤


Строительство
промышленной│Ликвидация │2004 г. │6 000,0│
- │ - │ - │ 6 000,0 │ - │


установки по
утилизации│прудов - нако- │ │ │
│ │ │ │ │


кислых гудронов
│пителей кислых │ │ │ │
│ │ │ │


│ │гудронов
│ │ │ │ │
│ │ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼─────────┼───────┤


Организация
производства│Предотвращение │2002 г. │2 900,0│
- │ - │ 300,0│ 1 000,0 │1 600,0│


переработки
битумсодержащих│возможности │ │ │
│ │ │ │ │


отходов кровли жилых
и│сжигания и │ │ │ │
│ │ │ │


промышленных зданий,
отходов│вывоза на │ │ │
│ │ │ │ │


картонно -
рубероидного│несанкциониро- │ │ │
│ │ │ │ │


завода с
получением│ванные свалки │ │ │
│ │ │ │ │


строительного битума
и│опасных отходов│ │ │ │
│ │ │ │


холодной мастики
│и выпуск │ │ │ │
│ │ │ │


│ │строительного
│ │ │ │ │
│ │ │


│ │битума
│ │ │ │ │
│ │ │


└────────────────────────────┴───────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴──────┴─────────┴───────┘








2.1.4. Нефтешламы и
негорючие органические отходы


В данном разделе рассматриваются
следующие виды отходов:


а) осадки механической очистки
промстоков с содержанием нефтепродуктов до 5% (результат
технологических процессов мойки транспортных средств) относятся к 3 -
4 классу токсичности. Образуется ежегодно более 5600 т
нефтесодержащих осадков, 50% которых вывозится на полигоны, 30%
складируется на территориях предприятий, 5 - 10% передается на
асфальтобетонные заводы. Традиционным, но не лучшим путем решения
проблемы размещения является их частичное обезвоживание за счет
естественной сушки на обвалованных площадках с гидроизоляцией и
последующим вывозом подсохшего осадка на полигон;


б) кубовые остатки и осадки тяжелых
фракций нефтепереработки и мазутных хозяйств. Таких отходов на
полигоне промотходов ОАО "ЗМЗ", г. Заволжье находится
110820 т, на территории АО "НОРСИ", г. Кстово - 20 000
тонн. В 1998 г. на предприятии введена в действие перерабатывающая
установка "Флоттвег";


в) промасленная окалина. Ежегодно на
ОАО "ВЗМ" (г. Выкса) образуется до 2 000 т. Вопрос
утилизации не решен;


г) отработанная смазка "Униол".
Ежегодно на ОАО "ВМЗ" образуется 13,5 т отходов данного
вида. Вопрос утилизации не решен;


д) жидкие отходы (2 - 3 класс
токсичности) предприятий бытового обслуживания населения (химчисток),
использующих импортные технологии с применением перхлорэтилена.
Утилизация отходов проводится на опытной установке на
производственной базе Нижегородского государственного университета.
Установка обеспечивает утилизацию высокотоксичного отхода до чистого
перхлорэтилена и нетоксичного сухого остатка. Необходима
реконструкция этой установки с целью увеличения ее
производительности.






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"НЕФТЕШЛАМЫ И НЕГОРЮЧИЕ
ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ"























































Мероприятия


Ожидаемые
результаты


Срок
выполн.


Объемы финансирования, тыс.
руб.











Всего


Обл.
бюдж.


Местн.
бюджет


Эко-
фонд


Собств.
средства


Прочие


Утилизация нефтешламов
на
установке "ФЛОТТВЕГ" на ОАО
"НОРСИ"


Переработка 150
тыс. т в
год
нефтешламов.
Возврат в
производство
до
30 тыс. тонн
нефтепродуктов


2000 -
2004 гг.


Эксплуатационные затраты
предприятия


Реконструкция
опытной
установки утилизации жидких
отходов, содержащих
перхлор-
этилен


Увеличение
производитель-

ности установки
до 12 тонн в
год. Решение

проблемы накоп-
ления отходов
перхлорэтилена
в г.
Н.Новгород


2000 г.


150,0


-


-


100,0


50,0


-






2.1.5. Шлаковые и
золошлаковые отходы


Источником их образования являются
предприятия металлургического, машиностроительного и энергетического
комплекса Нижегородской области. Они могут быть объединены в одну
группу как по классу токсичности (4 класс или нетоксичные), так и по
химическому составу (смесь оксидов металлов с широким диапазоном
колебаний состава).


Основные накопления отходов
металлургического производства находятся на шлакоотвалах АО
"Нижегородский машиностроительный завод", АО "Выксунский
металлургический завод", ОАО "Волговятсквторцветмет",
АО "Красное Сормово".


Шлакоотвал АО "Нижегородский
машиностроительный завод" находится в районе ст. Варя. Площадь
шлакоотвала около 13 га, на нем размещено примерно 2,5 млн т.
Переработка залежей шлакоотвала осуществляется на технологической
установке "ЛС1 - Сотраше 5" (Финляндия), выпускаемая
продукция - щебень шлаковый различных фракций. Одновременно магнитной
сепарацией отделяется металлолом (25 - 27% по массе от исходных
отходов). Производительность установки - до 60000 тонн в месяц, что
обеспечит к 2001 году полную переработку шлакоотвала. Частичное
погашение затрат на приобретение установки и эксплуатационные расходы
происходит за счет реализации металлолома и щебня для дорожного
строительства.


Шлакоотвал АО "Выксунский
металлургический завод" существует с 1932 г., на нем размещено
более 1 млн т отходов. На шлакоотвале работает установка по
переработке металлургических отходов в шлаковый щебень. За 1998 год
переработано 72 тыс. тонн отходов, при объеме образования 279 тыс.
тонн (за 1998 год). С приобретением и пуском в эксплуатацию установки
среднего дробления производительностью 48 тыс. тонн в год планируется
перерабатывать свыше 100 тыс. тонн отходов металлургического
производства. Реализуется шлаковый щебень строительным организациям и
предприятиям для дорожных покрытий.


Шлакоотвал ОАО
"Волговятсквторцветмет" занимает площадь 25 га. На
01.01.1998 накоплено более 300 тыс. тонн шлаков производства
алюминия. Отвальные шлаки представляют интерес для строительства и
стройиндустрии.


В настоящее время выполнены проектно
- изыскательские работы по переработке шлака в "вяжущее"
для применения в стройиндустрии, разработан проект по строительству
завода по производству "вяжущего", выбрано место под
строительство. Работы по выполнению проектных работ велись с
привлечением средств облэкофонда. Для строительства завода необходимы
средства инвесторов, общие затраты на создание производства
составляют 9700000 рублей.


На свалке АО "Красное Сормово"
на площади 4 га накоплено 50 тыс. тонн металлургических отходов.
Организацией ведется подготовительная работа по организации
переработки отходов по технологии, аналогично действующей на АО
"Нижегородский машиностроительный завод".


Основную массу золошлаковых отходов,
накопленных в Нижегородской области, составляют отходы Игумновской
ТЭЦ, которые размещены на промплощадке предприятия в пойме р. Оки. Из
предложенных ранее технологий наиболее перспективной является
переработка их в строительные материалы. Однако отсутствие
предложений со стороны инвесторов свидетельствует о низкой
окупаемости вложений в переработку данного вида отходов.






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"ШЛАКОВЫЕ И ЗОЛОШЛАКОВЫЕ ОТХОДЫ"









































































Мероприятия


Ожидаемые
результаты


Срок
выполн.


Объемы финансирования, тыс.
руб.











Всего


Обл.
бюдж.


Местн.
бюджет


Эко-
фонд


Собств.
средства


Прочие


Переработка
отходов
металлургического производ-
ства АО
"Нижегородский
металлургический завод" в
шлаковый
щебень различных
фракций на технологической
установке
"ЮКИ-Компанис"
(Финляндия)


Переработка
отходов в
коли-
честве 600 тыс.
тонн в год с
ликвидацией

шлакоотвала НМЗ
к 2001 году


2000 -
2001 гг.


3367,0
в год


-


-


1 000,0
в год
<*>


2 367,0
в год


-


Приобретение и
монтаж
установки среднего дробления
отходов
металлургического
производства СМД-131 на АО
"Выксунский
металлургический
завод"


Переработка
шлакоотвала
с
производитель-
ностью 48 тыс.
тонн в год


2000 -
2001 гг.


2 500,0


-


-


-


2 500,0


-


Строительство завода
по
переработке шлака в цементы
на ОАО
"Волговятсквтор-
цветмет"





2001 г.


9 700,0


-


-


-


9 700,0


-






------------------------------


<*> Средства экологического
фонда г. Нижний Новгород






2.1.6. Отходы
сельскохозяйственного производства


В Нижегородской области на
птицеводческих фабриках ежегодно образуется около 200 тыс. тонн
отходов. Эти отходы отличаются высокой водонасыщенностью, их трудно
транспортировать и хранить. Невозможность их быстрого использования
без предварительной дезинфекции и перевода в формы, пригодные для
применения в качестве удобрений, приводит к накоплению этих отходов в
значительных количествах на ограниченных территориях (как правило, в
районах расположения птицеводческих комплексов). Накопление и
хранение их без соблюдения необходимых условий приводит к
долговременному загрязнению и изменению состава почв, загрязнению
атмосферного воздуха. Вредные химические компоненты отходов
загрязняют поверхностные и подземные водоисточники, что значительно
ухудшает экологическую обстановку и оказывает вредное влияние на
здоровье людей.


В Нижегородской области при
переработке отходов птицефабрик применяются наиболее перспективные
технологические и экологически безопасные методы, основанные на
комплексном подходе вовлечения в цикл переработки отходов нескольких
видов. На данной стадии развития финансирование работ осуществляется
из средств предприятия - производителя отходов (птицефабрика),
средств предприятия - переработчика и, частично, средств облэкофонда
как временной финансовой поддержки для становления комплекса
переработки.






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"ОТХОДЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА"




(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)






┌────────────────────────────┬───────────────┬────────┬─────────────────────────────────────────────────┐


Мероприятия
│ Ожидаемые │ Срок │ Объемы
финансирования, тыс. руб. │


│ │ результаты
│выполн. ├───────┬───────┬───────┬───────┬─────────┬───────┤


│ │ │
Всего │ Обл. │
Местн.│ Эко- │ Собств. │Прочие │


│ │ │
│ │ бюдж. │
бюджет│ фонд │ средства│ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼───────┤


Утилизация коры и
отходов│Утилизация до │2000 г. │1 200,0│ -
│ - │ 100,0 │ 300,0 │ 800,0 │


целлюлозно -
бумажной │25 тыс. тонн в │ │ │
│ │ │ │ <**> │


промышленности
совместно с│год древесных │2001 - │1 290,0│
- │ - │ 150,0 │ 500,0 │ │


отходами
сельскохозяйствен-│отходов, до 10 │2002 гг.│
│ │ │ │ │
640,0 │


ного производства
и│тыс. тонн │ │ │ │
│ │ │ <**> │


производство
органо -│сельскохозяйст-│ │ │
│ │ │ │ │


минеральных
удобрений,│венных отходов,│ │ │
│ │ │ │ │


минеральных
удобрений│до 18 тонн │ │ │
│ │ │ │ │


"КПК Л"
│биогенных │ │ │
│ │ │ │ │


│ │металлов
│ │ │ │ │
│ │ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼───────┤


Строительство и пуск
в│Производство │2003 -│ 550,0│ - │
- │ 275,0 │ - │ 275,0 │


эксплуатацию цеха
сушки│органических │2004 гг.│ │
│ │ │ │ │


органических удобрений
│удобрений │ │ │ │
│ │ │ │


├────────────────────────────┼───────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼───────┤


Пуск участка по
переработке│Утилизация │2001 г. │2 079,0│
- │ - │2 079,0│ - │ - │


отходов
агропромышленного│4 000 тонн в │ │ │
│ │(город-│ │ │


комплекса ОАО
"ГАЗ" в│год сельско- │ │
│ │ │ской │ │


в органические удобрения
│хозяйственных │ │ │ │
│эко- │ │ │


│ │отходов
(соло- │ │ │ │
│фонд) │ │ │


│ │ма,
опилки, │ │ │ │ │
│ │ │


│ │навоз)
│ │ │ │ │
│ │ │


└────────────────────────────┴───────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────────┴───────┘






------------------------------


<**> Финансирование, выделяемое
на компенсацию средств химизации из федерального бюджета






2.1.7. Строительство
полигона промотходов в г. Дзержинске


(введен ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)


Одной из главных экологических
проблем Нижегородской области является отсутствие специализированного
полигона по хранению и захоронению промышленных отходов. В связи с
концентрацией крупнейших производственно - хозяйственных комплексов в
г. Дзержинске проблема загрязнения территории токсичными отходами
является наиболее приоритетной в сфере охраны окружающей среды. В
2002 году планируется начало строительства первой очереди полигона
промышленных отходов II и III класса опасности для предприятий г.
Дзержинска.






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"СТРОИТЕЛЬСТВО ПОЛИГОНА
ПРОМОТХОДОВ


В Г. ДЗЕРЖИНСКЕ"















































Мероприятия


Ожидаемые
результаты


Срок
выполн.


Объемы финансирования, тыс.
руб.











Всего


Обл.
бюдж.


Мест.
бюджет


Эко-
фонд


Собств.
средства


Прочие


Строительство
полигона
промотходов в г. Дзержинске


Безопасное
хранение
и
захоронение
токсичных
промотходов


2003 г.


4 000,0


-


2 000,0


2 000,0


-


-








2.2. Твердые бытовые
отходы


Отходы данной группы являются
нетоксичными и наиболее тоннажными. Годовой объем образования твердых
бытовых отходов (ТБО) в Нижегородской области на 01.01.1998 составил
более 3 млн куб. метров, в том числе в Нижнем Новгороде - 1,5 млн
куб. метров. Размещение ТБО производится на 110 объектах: 8
полигонах, 64 санкционированных и 38 несанкционированных свалках
общей площадью 1100 га. Большинство свалок не отвечает нормативным
требованиям для полигонов твердых бытовых отходов. Требует решения
вопрос ликвидации несанкционированных свалок, являющихся фактором
ухудшения экологической обстановки.


Система утилизации ТБО в области
построена на деятельности муниципальных предприятий и частных фирм
(ПКФ "Улсандор", г. Арзамас, ТОО "Олимп", г.
Кстово, кооператив "Спарклер", г. Выкса, ПКФ "Экология",
г. Богородск, МП "Спецзавод № 1", г. Нижний Новгород).


С целью улучшения экологического
состояния г. Нижний Новгород с августа 1997 года в нагорной части
города введена и работает мусороперегрузочная станция (МПС). Объем
перегрузки ТБО в день на МПС составляет 740 куб. метров. За год объем
перегрузки твердых бытовых отходов на МПС составил 59620 куб. метров.


Продолжает биотермическую переработку
бытовых отходов от Автозаводского и Ленинского районов г. Нижний
Новгород МП "Спецзавод № 1". За прошедший год от
переработки поступивших 170740 куб. метров ТБО было получено 1330
тонн компоста и отсортировано 40 тонн металла.


На территории Центрального рынка
фирмой ООО "Промкомплект-НН" организован первичный сбор,
сортировка и брикетирование бытовых отходов. Эксплуатация одной
установки позволяет обработать 30 тыс. куб. метров отходов за год,
после чего они поступают на переработку. В составе этих отходов
преобладает бумага и картон.


Очевидно, что мощностей по
переработке ТБО в Нижегородской области явно не хватает.
Оборудованные полигоны ТБО занимают большие площади, их мощности
ограничены, а в крупных городах - близки к наполнению.


Перспективными направлениями
переработки и решения проблем размещения ТБО для Нижегородской
области являются:






2.2.1. Внедрение
системы раздельного сбора твердых бытовых отходов (ТБО) населением с
направлением органической части ТБО для получения компостов.


Начало реализации данной технологии -
1998 год, г. Арзамас. Прототипом для развития явилась нидерландская
установка фирмы "Хасконинг". Объект переработки -
органическая часть ТБО в количестве до 6 000 куб. метров в год.
Результат переработки - экологически чистые органические удобрения
(компост) в количестве до 2 000 тонн в год. Стоимость оборудования
составляет 5 - 6 млн рублей; обслуживающий персонал - 12 человек.


Опыт эксплуатации установки показал
перспективность ее использования при организации безотходного,
непрерывного, экологически безопасного и экономически целесообразного
технологического цикла, обеспечивающего переработку 25 - 30% ТБО. С
2000 г. организуется серийный выпуск оборудования на Выксунском
заводе "Дробмаш". Организацией опыта распространения данной
технологии занимается государственное учреждение "Экология
региона" в соответствии с распоряжением Губернатора области от
02.07.1999 № 1172-р "О создании государственного учреждения
Нижегородской области "Дирекция программы "Экология
региона".






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ТБО"




(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)










































































































































Мероприятия


Ожидаемые
результаты


Срок
выполн.


Объемы финансирования, тыс.
руб.











Всего


Обл.
бюдж.


Местн.
бюджет


Эко-
фонд


Собств.
средства


Прочие


Освоение проектной
мощности
установки "Хасконинг" по
переработке
органической
части ТБО в компост
и
усовершенствование системы
раздельного сбора
ТБО
населением в г.Арзамасе


Переработка до
6 000 куб.
м /
год органичес-
ких ТБО,
производство до
2
000 т/год
экологически
чистого
компоста


2000 г.


2 000,0


-


-


-


-


2 000,0
Грант

Британ-
ского
Совета


Строительство
полигона
твердых бытовых отходов в г.
Балахне


Обеспечение
безопасных

условий
размещения ТБО


2002 -
2004 гг.


4 000,0


-


2 000,0


2 000,0


-


-


Организация и
работа
государственного учреждения
"Дирекция
программы
"Экология региона" (ГУ ДПЭР)


Обеспечение
сбыта и

реализации в
области и за ее
пределами 5

установок по
производству
компоста из ТБО


2000 -
2001 гг.


1 300,0


300,0


-


-


1 000,0


-


Строительство
полигона
твердых бытовых отходов в
г. Кулебаки


Улучшение
экологической

обстановки,
защита
подземных

источников
водоснабжения


2004 г.


2 000,0


-


1 000,0


1 000,0


-


-


Строительство полигона ТБО
в
г. Володарске


-"-


2004 г.


1 500,0


-


500,0


1 000,0


-


-


Строительство полигона ТБО
в
с. Вад


-"-


2003 г.


1 200,0


-


600,0


600,0


-


-


Строительство полигона ТБО
в
р.п. Б. Мурашкино


-"-


2003 г.


2 000,0


-


1 000,0


1 000,0


-


-


Организация
сортировки
мусора на свалке ТБО г. Бор


Уменьшение
площади

складирования
отходов,
использование

вторичных
ресурсов


2004 г.


1 410,0


-


-


1 410,0


-


-






2.3. Вторичные
материалы


К отходам данной группы относятся
материалы, представляющие практическую ценность для дальнейшего
использования, - макулатура, цветные и черные металлы, стекло, шины,
текстиль, отходы полимеров, образующиеся как при производстве, так и
при потреблении. Все предприятия и организации города, образующие
вторичные материальные ресурсы (ВМР), обязаны либо утилизировать их
на собственном производстве, либо передавать специализированным
организациям, занимающимся их сбором и переработкой.


Ориентировочное количество ВМР,
образующееся в г. Нижний Новгород при потреблении и рассчитанное по
среднему составу твердых бытовых отходов для районов Поволжского
региона, составляет:


металл черный - 7 800 тонн в год,
металл цветной - 100 тонн в год, полимеры - 2000 тонн в год, стекло -
12500 тонн в год, макулатура - 68000 тонн в год.


Определить количество ВМР,
образующееся на предприятиях всех форм собственности и ведомственной
принадлежности, не представляется возможным.


Наиболее крупными переработчиками ВМР
в городе являются ОАО "Втормет", ОАО
"Волговятсквторцветмет", ЗАО "Зареченское", АООТ
"Нижегородкровля", ЗАО "ГОСТХИМПРОМ", ТОО ПЗП
"Экология - Дзержинск - Вторсырье", АО "НИКА - ПЛЮС".
Сбор и переработка осуществляется, в основном, на коммерческой основе
с привлечением собственных средств предприятий.


Перспективным направлением работы с
вторичными материальными ресурсами является совершенствование
организационных мероприятий по учету и сбору вторичных материалов и
оказание помощи специализированным предприятиям по приобретению
современного высокопроизводительного оборудования для переработки
различных видов вторичных материалов. Такая помощь должна быть
реализована на конкурсной основе путем предоставления льготных
кредитов, заемных средств на приобретение оборудования.






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"




(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)






















































































Мероприятия


Ожидаемые
результаты


Срок
выполн.


Объемы финансирования, тыс.
руб.











Всего


Обл.
бюдж.


Местн.
бюджет


Экофонд


Собств.
средства


Прочие


Организация системы
сбора
отходов полиэтилентерефтала-
та (ПЭТ) -
пластмассовой
тары. Согласование проектно-
технологической
документации
на производство изделий из
ПЭТ на ЗАО
"ГОСТХИМПРОМ",
г. Нижний Новгород


Организация
пунктов
приема
у населения
используемой
пластиковой

тары


2000 г.


400,0


-


-


200,0


200,0


-


Организация
производства
полимеров


Переработка 340
т/год ПЭТ

отходов


2002 г.


2 200,0


-


-


1 000,0


1 200,0


-


Организация
производства
переработки макулатуры в
бугорчатые
прокладки для
куриных яиц на ЗАО
"Зареченское",
г. Н.Новгород


Вовлечение в
хозяйственный

оборот ценных
вторичных
материальных

ресурсов


2002 г.


6 800,0


-


-


4 000,0
(3
000,0-
экологич.
фонд г.
Н.Новго-
рода)


2 800,0


-


Переработка
древесных
отходов на Семеновской
фабрике "Хохломская
роспись"


-"-


2002 г.


3 000,0


-


-


1 500,0


1 500,0


-






3. ПОДГОТОВКА КАДРОВ
В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ






Для эффективной
реализации программы "Отходы" потребуются кадровые резервы
- руководители и специалисты, обладающие необходимой подготовкой и
квалификацией в области управления и внедрения современных
экологически безопасных технологий обращения с отходами.


В качестве подготовительного этапа
реализации программы в 1999 году выполнены следующие мероприятия:


а) реализация проекта "ТАСИС"
- "Подготовка кадров по управлению охраной окружающей среды в
бассейне р. Волга". Цель проекта - подготовленные и
протестированные программы и учебно - методический материал,
подготовка базовых преподавателей по проблеме обращения с отходами по
курсам:


- Управление обращения с отходами;


- Контроль промышленного загрязнения,
более чистые технологии;


- Экономика природопользования и
экономические инструменты управления охраной окружающей среды.


В развитие проекта в 2000 году будет
подготовлено 45 преподавателей, которые могут обеспечить в 2001 году
подготовку и переподготовку 900 работников управления и специалистов
в сфере обращения с отходами в Нижегородской области.


б) подготовка на базе Межотраслевого
института повышения квалификации предпринимателей, работающих с ломом
цветных и черных металлов (200 человек ежегодно).






ПРОГРАММНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ


"ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"























































Мероприятия


Ожидаемые
результаты


Срок
выполн.


Объемы финансирования, тыс.
руб.











Всего


Обл.
бюдж.


Местн.
бюджет


Эко-
фонд


Собств.
средства


Прочие


Подготовка преподавателей
по
трем курсам сферы обращения
с отходами


Будут подготов-
лены и
снабжены
учебно -
методическими
материалами 45

преподавателей


2000 г.


4 000,0


-


-


-


-


4 000,0
Средства
програм-
мы
ТАСИС


Подготовка и
переподготовка
работников управления и
специалистов
в сфере
обращения с отходами


Будут подготов-
лены 900
работ-
ников управле-
ния и специа-
листов


2001 г.


Средства предприятий и
организаций






4. НОРМАТИВНО -
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ






Управление движением
отходов должно основываться на сочетании административно - правового
воздействия с обеспечением материального стимулирования научно -
исследовательских работ и отдельных хозяйственных субъектов,
эффективно внедряющих малоотходные технологии, занимающихся
переработкой и обезвреживанием токсичных отходов. Обязательным
условием управления отходами является осуществление строгого контроля
за надлежащим выполнением всех нормативов, требований, предписаний
специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный
экологический контроль.


Нормативно - правовое регулирование
обращения с отходами на региональном уровне может быть решено в виде
программы, где отражаются текущие проблемы и задачи на перспективу с
учетом региональных особенностей.


В связи с отсутствием или
недостаточностью в настоящее время необходимых льгот предприятиям для
стимулирования использования отходов необходимо создание системы
финансово - экономических рычагов стимулирования использования
отходов и внедрения экологически безопасных методов их
обезвреживания.



























































Название проекта нормативного
акта


Разработчики


Сроки
выполнения


Постановление
Законодательного
Собрания Нижегородской области
"Об
утверждении областной целевой
программы "Отходы"


Департамент по охране природы
и
управлению природопользованием,
Комитет по экологии,
природным
ресурсам и природопользованию
Законодательного
Собрания


2000 г.


Закон Нижегородской области
"Об
отходах производства и
потребления"


Нижегородгоскомэкологии,

Департамент по охране природы и
управлению
природопользованием


2000 г.


Постановление
Законодательного
Собрания Нижегородской области "Об
утверждении
положения о размещении
промотходов 3 - 4 класса опасности
на
полигонах твердых бытовых
отходов в Нижегородской
области"


Департамент по охране природы
и
управлению природопользованием,
Нижегородгоскомэкологии,
Центр
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора в Нижегородской
области,
Нижегородский государственный
университет,
Комитет по экологии,
природным ресурсам и

природопользованию
Законодательного
Собрания


2000 г.


Распоряжение Губернатора
области
"О мерах по реализации
Федерального
закона "Об отходах
производства и потребления"


Департамент по охране природы
и
управлению природопользованием,
Нижегородгоскомэкологии


2000 г.


Распоряжение Губернатора
области
"О проведении эксперимента по
вторичному
использованию
полимерных отходов"


Департамент по охране природы
и
управлению природопользованием,
Нижегородгоскомэкологии


2000 г.


Постановление Губернатора
области
"Об утверждении Положения о
корректировке
платы за размещение
отходов на
территории
Нижегородской области"


Департамент по охране природы
и
управлению природопользованием,
Нижегородгоскомэкологии


2001 г.


Закон Нижегородской области

безопасном обращении с
пестицидами"


Нижегородгоскомэкологии,

Департамент по охране природы и
управлению
природопользованием,
Департамент сельского хозяйства,
пищевой
и перерабатывающей
промышленности


2001 г.


Постановление
Правительства
Нижегородской области "Об
изменении
тарифов на
обезвреживание твердых
бытовых
отходов" <*>


Правительство
Нижегородской
области


2002 г.


Закон Нижегородской области

целевом бюджетном фонде "Областной
экологический
фонд" <*>


Комитет по
экологии,
природопользованию и
градостроительству

Законодательного Собрания, комитет
охраны
природы и управления
природопользованием
Нижегородской
области


2002 г.






------------------------------


<*> введено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
Законодательного Собрания области от 29.08.2002 № 200-III.






5. ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ


ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОТХОДЫ"




(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Законодательного Собрания области


от 29.08.2002 № 200-III)




(сводная таблица)






┌───┬───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┐


№ │ Сроки
│ Объемы финансирования, тыс. руб.


п/п│финансирования
├───────────┬───────────┬────────────┬───────────┬─────────┬────────┤


│ │ │ Областной
│ Местные │ Экофонды │Собственные│
Прочие │ Всего │


│ │ │ бюджет
│ бюджеты │ │ средства │источники│


├───┼───────────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┼─────────┼────────┤


1 │ 2
│ 3 │ 4 │ 5 │ 6
│ 7 │ 8 │


├───┼───────────────┼───────────┼───────────┼────────────┼───────────┼─────────┼────────┤


│ │2001 - 2004
гг.│ 5 500,0 │ 7 100,0 │20 264,0 │ 31
517,0 │ 17 315,0│81 696,0│


│ │ │ │
(в том числе│
│ │ │


│ │ │ │
6 079,0 │
│ │ │


│ │ │ │
- городской│
│ │ │


│ │ │ │
экофонд) │
│ │ │


└───┴───────────────┴───────────┴───────────┴────────────┴───────────┴─────────┴────────┘".












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru