НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 22 июня 2000 г. № 116-З
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. законов
Нижегородской области
от 04.05.2001 № 185-З, от 09.08.2002
№ 39-З,
от 10.07.2003 № 55-З)
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
от 30.05.2000 № 127
Настоящий Закон
определяет правовые и экономические основы государственной поддержки
инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области,
которая осуществляется в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области и иными нормативными правовыми актами, а также устанавливает
формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок
ее оказания органами государственной власти Нижегородской области и
направлен на поддержание и развитие инвестиционной деятельности,
обеспечение защиты прав, интересов и имущества участников
инвестиционной деятельности.
Государственная поддержка,
регулируемая настоящим Законом, распространяется на инвестиционную
деятельность в отношении объектов, расположенных на территории
Нижегородской области.
Статья 1. Цели и
задачи настоящего Закона
Целями и задачами
настоящего Закона являются:
осуществление институциональных
преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной
экономики;
повышение инвестиционной активности в
Нижегородской области;
создание благоприятных условий для
обеспечения защиты прав, интересов и имущества участников
инвестиционной деятельности;
увеличение налогооблагаемой базы и
формирование новых источников налоговых платежей;
сохранение и образование новых
рабочих мест;
снижение рисков при инвестировании в
реальный сектор экономики Нижегородской области;
поддержание благоприятной
экологической обстановки в Нижегородской области;
совершенствование нормативно -
правовой базы инвестиционной деятельности.
Статья 2. Принципы
государственной поддержки инвестиционной деятельности
1. Государственная
поддержка инвестиционной деятельности строится на принципах:
объективности и экономического
обоснования принимаемых решений;
открытости и доступности для всех
инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной
деятельности;
равноправия инвесторов и
унифицированности публичных процедур;
неизменности принятых решений;
взаимной ответственности
Нижегородской области и инвесторов;
сбалансированности публичных и
частных интересов;
доброжелательности во
взаимоотношениях с инвестором;
ясности и простоты инвестиционного
процесса в Нижегородской области.
2. Инвестиционная деятельность при
условии долевого бюджетного финансирования инвестиционных проектов
осуществляется на принципах целевого использования инвестиционных
средств. Инвестиционные проекты без долевого участия Нижегородской
области финансируются также на принципах их срочности, возвратности,
платности и доходности.
Статья 3. Основные
понятия и термины, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего
Закона используются следующие понятия и термины:
государственная поддержка
инвестиционной деятельности - законодательно установленные льготные
условия осуществления инвестиционной деятельности, предоставляемые
инвесторам и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим
инвестиционные вложения на территории Нижегородской области;
капитальные вложения - инвестиции в
основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое
строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение
действующих предприятий, приобретение машин, оборудования,
инструментов, инвентаря, проектно - изыскательские работы и другие
затраты;
инвестиции - это вложения
экономических ресурсов в виде денежных средств, паев, акций и других
ценных бумаг, технологий, машин, оборудования, любого другого
имущества или имущественных прав, интеллектуальной собственности на
долгосрочной основе с целью получения прибыли и (или) достижения
иного полезного эффекта;
инвестиционная деятельность -
вложение инвестиций, или инвестирование, в создание или модернизацию
основных фондов производственного и непроизводственного характера и
совокупность практических действий по реализации инвестиционных
проектов с целью создания и получения чистых выгод в будущем;
Абзацы 6 - 10 исключены. - Закон
Нижегородской области от 04.05.2001 № 185-З.
инвестиционный проект - обоснование
экономической целесообразности, объема и сроков осуществления
инвестиций, а также совокупность документации, представляющая собой
технико - экономическое, финансовое и правовое обоснование
осуществления инвестиционной деятельности и описание практических
действий инвестора по осуществлению инвестиционной деятельности в
целях достижения коммерческого, экономического или социального
эффекта;
инвестиционное соглашение -
гражданско - правовой договор между Нижегородской областью и
субъектом инвестиционной деятельности, реализующим приоритетный
инвестиционный проект Нижегородской области;
(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2001 № 185-З)
объекты инвестиционной деятельности -
существующие и вновь создаваемые организации, создаваемые,
реконструируемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях
экономики, ценные бумаги, научно - техническая продукция, объекты
недвижимости государственной собственности Нижегородской области,
другие объекты собственности, а также имущественные права и права на
интеллектуальную собственность;
приоритетный инвестиционный проект
Нижегородской области - проект, прошедший экспертизу в уполномоченном
Правительством Нижегородской области органе исполнительной власти,
реализация которого обеспечивает положительный экономический и
социальный эффект для экономики Нижегородской области, утверждаемый в
соответствии с порядком, установленным Правительством Нижегородской
области;
(в ред. Закона Нижегородской области
от 09.08.2002 № 39-З)
субъекты инвестиционной деятельности
- юридические и физические лица, реализующие инвестиционные проекты
на территории Нижегородской области;
отдельная категория
налогоплательщиков - субъекты инвестиционной деятельности,
реализующие на территории Нижегородской области приоритетные
инвестиционные проекты Нижегородской области;
(абзац введен Законом Нижегородской
области от 04.05.2001 № 185-З)
срок окупаемости инвестиционного
проекта - срок со дня начала финансирования приоритетного
инвестиционного проекта Нижегородской области до дня, когда разность
между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными
отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает
положительное значение.
(абзац введен Законом Нижегородской
области от 04.05.2001 № 185-З)
Статья 4. Права
субъектов инвестиционной деятельности
1. Все субъекты
инвестиционной деятельности имеют право на государственную поддержку
осуществляемой ими инвестиционной деятельности в случаях, порядке и
на условиях, установленных настоящим Законом, а также принятыми в
соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
2. Все субъекты инвестиционной
деятельности имеют равные права на:
осуществление инвестиционной
деятельности;
получение, свободное использование и
репатриацию прибыли, полученной от использования результатов
инвестиционной деятельности, в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
владение, пользование и распоряжение
принадлежащими им объектами и результатами инвестиционной
деятельности, в том числе объектами капитальных вложений и
результатами осуществленных капитальных вложений (в соответствии с
долей субъекта в праве общей собственности на объект, определенной по
результатам выполнения инвестиционного соглашения и в установленных
законодательством случаях прошедшей государственную регистрацию);
самостоятельное определение
направлений, объемов и форм инвестиций в процессе своей
инвестиционной деятельности;
аренду объектов права собственности,
включая природные ресурсы, в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Нижегородской области;
предъявление иска о возмещении
причиненного ущерба, включая упущенную выгоду, в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
осуществление иных действий, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Права
органов государственной власти Нижегородской области
1. Органы
государственной власти Нижегородской области в пределах компетенции,
установленной законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области, вправе осуществлять контроль за ходом инвестиционного
процесса в Нижегородской области.
2. Правительство Нижегородской
области вправе привлекать для экспертизы инвестиционных проектов
уполномоченных консультантов в порядке и на условиях, установленных
Правительством Нижегородской области.
Статья 6.
Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
1. Субъекты
инвестиционной деятельности обязаны:
уплачивать налоги, установленные
законами Российской Федерации и Нижегородской области;
не допускать проявлений
недобросовестной конкуренции и выполнять требования антимонопольного
законодательства;
вести в соответствии с
законодательством и представлять в установленном порядке
бухгалтерскую и статистическую отчетность;
определять направления, объемы и
формы инвестиций в процессе инвестиционной деятельности в
соответствии с инвестиционным соглашением;
соблюдать установленные, в том числе
международные, нормы, стандарты и требования, предъявляемые к
осуществлению инвестиционной деятельности.
2. При нарушении законодательства или
несоблюдения договорных обязательств субъекты инвестиционной
деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 7.
Обязанности органов государственной власти Нижегородской области
1. Органы
государственной власти Нижегородской области действуют, исходя из
принципов государственной поддержки инвестиционной деятельности,
установленных настоящим Законом.
2. Органы государственной власти
Нижегородской области гарантируют и обеспечивают инвесторам и
субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим инвестиционную
деятельность на территории Нижегородской области:
равные права при осуществлении
инвестиционной деятельности;
гласность и открытость процедуры
принятия решений о предоставлении государственной поддержки;
право обжалования в судебном порядке
любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти,
органов местного самоуправления и их должностных лиц;
беспрепятственное использование
полученных доходов от инвестиций и денежных средств после уплаты
соответствующих налогов и сборов.
Статья 8. Гарантия
от неблагоприятного изменения для субъекта инвестиционной
деятельности законодательства Нижегородской области
1. Вступающие в силу
законы Нижегородской области, которыми вводятся новые налоги и сборы,
а также повышаются существующие ставки, не применяются к субъектам
инвестиционной деятельности, реализующим приоритетный инвестиционный
проект Нижегородской области, в течение срока действия
инвестиционного соглашения, но не более пяти лет со дня начала
финансирования указанного инвестиционного проекта.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2001 № 185-З)
2. Налоги и сборы, установленные
федеральными законами Российской Федерации, подлежат уплате в
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. Правительство Нижегородской
области осуществляет контроль за исполнением субъектами
инвестиционной деятельности взятых ими обязательств по реализации
инвестиционных проектов в сроки, указанные в инвестиционном
соглашении.
В случае неисполнения субъектом
инвестиционной деятельности обязательств, указанных в инвестиционном
соглашении, они лишаются льгот, предоставленных им в соответствии с
настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате
предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 9.
Приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области
(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2001 № 185-З)
1. Государственная
поддержка инвестиционной деятельности на территории Нижегородской
области предоставляется субъектам инвестиционной деятельности при
условии реализации приоритетного инвестиционного проекта
Нижегородской области.
Порядок и условия предоставления
инвестиционным проектам статуса приоритетного устанавливаются
Правительством Нижегородской области.
2. Государственная поддержка
инвестиционной деятельности не распространяется на виды деятельности,
не относящиеся к реализации приоритетного инвестиционного проекта
Нижегородской области, за исключением случаев, предусмотренных в
настоящей статье.
Участие дочерних и зависимых обществ
в реализации приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской
области возможно в качестве самостоятельных субъектов инвестиционной
деятельности.
(пункт 2 введен Законом Нижегородской
области от 09.08.2002 № 39-З)
3. Государственная поддержка
инвестиционной деятельности может предоставляться субъектам
инвестиционной деятельности минуя процедуру присвоения
инвестиционному проекту статуса приоритетного в случае осуществления
капитальных вложений в объекты недвижимости государственной
собственности Нижегородской области.
4. Заявка субъекта инвестиционной
деятельности о предоставлении государственной поддержки
инвестиционной деятельности и получении инвестиционным проектом
статуса приоритетного должна содержать:
письменное заявление субъекта
инвестиционной деятельности с указанием его местонахождения,
организационно - правовой формы, наименования инвестиционного проекта
и запрашиваемой формы государственной поддержки области;
описание проекта;
заверенные налоговыми органами данные
бухгалтерской отчетности;
справку налогового органа об
отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов;
заключение экспертных органов
экологической экспертизы;
иные документы, необходимые для
принятия решения о предоставлении государственной поддержки
инвестиционной деятельности.
5. Статус приоритетного
инвестиционного проекта Нижегородской области не предоставляется,
если по результатам технико - экономической экспертизы
инвестиционного проекта субъекта инвестиционной деятельности не
подтверждаются:
экономическая и социальная значимость
проекта для области;
достаточный объем инвестируемых
средств;
реалистичность осуществления
инвестиционного проекта.
Статья 10.
Инвестиционное соглашение между Нижегородской областью и субъектом
инвестиционной деятельности
1. Инвестиционное
соглашение от имени Нижегородской области заключается Правительством
Нижегородской области.
В случае, если предоставление мер
государственной поддержки инвестиционной деятельности находится в
компетенции Законодательного Собрания Нижегородской области, то
инвестиционное соглашение подлежит утверждению Законодательным
Собранием Нижегородской области.
Правительство Нижегородской области
определяет порядок заключения, регистрации, ведения учета
инвестиционных соглашений и контроля за ходом реализации
инвестиционного проекта, а также ежегодно направляет в
Законодательное Собрание Нижегородской области отчет о ходе
реализации заключенных инвестиционных соглашений.
2. В инвестиционном соглашении
устанавливаются: форма государственной поддержки инвестиционной
деятельности; права и обязанности сторон; объемы, направления и сроки
осуществления инвестиций; ответственность сторон за нарушение условий
инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.
Если после заключения инвестиционного
соглашения принят закон, устанавливающий обязательные для сторон
правила иные, чем те, которые действовали при заключении
инвестиционного соглашения, условия заключенного инвестиционного
соглашения сохраняют силу, кроме случаев, когда в федеральном законе
установлено, что его действие распространяется на отношения,
возникшие из ранее заключенных инвестиционных соглашений.
3. Отказ в рассмотрении заявки
субъекта инвестиционной деятельности о предоставлении государственной
поддержки инвестиционной деятельности может последовать в следующих
случаях:
предоставление субъектом
инвестиционной деятельности документов с нарушением требований,
установленных настоящим Законом;
предоставление субъектом
инвестиционной деятельности недостоверной информации.
4. При подготовке проекта
инвестиционного соглашения учитываются:
экономическая и социальная значимость
инвестиционного проекта субъекта инвестиционной деятельности для
области;
поддержка инвестиционного проекта
органом местного самоуправления, на территории которого планируется
реализация инвестиционного проекта, а также предоставление субъекту
инвестиционной деятельности в пределах своей компетенции мер
финансовой поддержки;
(в ред. Закона Нижегородской области
от 09.08.2002 № 39-З)
объем инвестируемых средств в
инвестиционный проект;
платежеспособность субъекта
инвестиционной деятельности в случае участия государства в реализации
инвестиционного проекта;
вид риска и обязательства субъекта
инвестиционной деятельности, под которые запрашивается
государственная поддержка области;
иные значимые для экономики
Нижегородской области условия.
5. В заключении инвестиционного
соглашения субъекту инвестиционной деятельности может быть отказано в
следующих случаях:
не придание Правительством
Нижегородской области инвестиционному проекту субъекта инвестиционной
деятельности статуса приоритетного (за исключением осуществления
капитальных вложений в объекты недвижимости государственной
собственности Нижегородской области);
(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.05.2001 № 185-З)
нарушение субъектом инвестиционной
деятельности требований антимонопольного законодательства;
признание субъекта инвестиционной
деятельности несостоятельным (банкротом) в соответствии с
законодательством.
Абзац пятый исключен.- Закон
Нижегородской области от 04.05.2001 № 185-З.
6. Органы местного самоуправления в
пределах своей компетенции вправе совместно с органами
государственной власти Нижегородской области выступать стороной
инвестиционного соглашения, определять порядок и льготные условия
осуществления инвестиционной деятельности на территории
муниципального образования.
Статья 11. Формы
государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории
Нижегородской области
Государственная
поддержка инвестиционной деятельности на территории Нижегородской
области осуществляется в форме:
предоставления субъектам
инвестиционной деятельности налоговых льгот в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
предоставления субъектам
инвестиционной деятельности инвестиционного налогового кредита в
порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
установления субъектам инвестиционной
деятельности минимальных ставок арендной платы при аренде земельных
участков на территории Нижегородской области в целях осуществления
инвестиционной деятельности на арендуемых земельных участках;
предоставления государственных
гарантий Нижегородской области в обеспечение возврата привлекаемых
денежных средств для осуществления инвестиционной деятельности;
нефинансовых мер государственной
поддержки инвестиционной деятельности;
предоставления субъектам
инвестиционной деятельности льгот при аренде объектов недвижимости
государственной собственности Нижегородской области;
предоставления субъекту
инвестиционной деятельности преимущественного права на выкуп (минуя
конкурс, аукцион) государственной доли Нижегородской области в
объекте недвижимости;
инвестиций из государственных
источников финансирования в установленном законодательством порядке.
Статья 12. Налоговые
льготы субъектам инвестиционной деятельности
(статья 12 в ред.
Закона Нижегородской области от 04.05.2001 № 185-З)
1. Право на
получение налоговых льгот имеют субъекты инвестиционной деятельности,
реализующие приоритетные инвестиционные проекты Нижегородской
области.
2. Срок действия налоговых льгот,
предоставляемых субъекту инвестиционной деятельности, ограничен
сроком окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет со
дня начала финансирования указанного проекта.
3. В исключительных случаях, при
реализации субъектом инвестиционной деятельности приоритетного
инвестиционного проекта Нижегородской области в сфере производства
или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости
которого превышает пять лет, Законодательное Собрание по
представлению Правительства Нижегородской области принимает решение о
продлении для указанного субъекта инвестиционной деятельности срока
действия налоговых льгот.
4. Льготное налогообложение не может
распространяться на организации, находящиеся в процессе ликвидации и
реорганизации.
5. Сумма налоговых льгот,
предоставляемых настоящим Законом, не может превышать сумму
инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности при предоставлении
годового баланса обязаны представить в налоговые органы справку о
суммах инвестиций на конец отчетного года.
6. Органы местного самоуправления
городов и районов области могут предоставлять субъектам
инвестиционной деятельности льготы в пределах сумм, зачисляемых в их
бюджеты.
Статья 13. Виды
налоговых льгот
(статья 13 в ред.
Закона Нижегородской области от 04.05.2001 № 185-З)
На территории
Нижегородской области для субъектов инвестиционной деятельности,
указанных в пункте 1 статьи 12 настоящего Закона, устанавливаются
следующие льготы: