Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Нижегородской области от
31.05.2000 № 108-З


(ред. от 06.03.2008)


"ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И
ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
04.05.2000 № 110)


Официальная публикация в СМИ:


В данном виде документ опубликован
не был.


Первоначальный текст документа
опубликован в издании


"Нижегородские новости", N
112(2086), 21.06.2000


["Правовая среда", N
22(326), 21.06.2000].


Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.



Утратил силу в связи с принятием
Закона Нижегородской области от 04.07.2008 № 79-З, вступающего в
силу со дня его официального опубликования.





Прокурором
Нижегородской области подан протест на данный Закон. Постановлением
Законодательного Собрания области от 29.05.2008 № 1028-IV протест
прокурора признан обоснованным и подлежащим удовлетворению.






Изменения,
внесенные Законом Нижегородской области от 06.03.2008 № 14-З,
вступили в силу с 13 марта 2008 года.






НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ




ЗАКОН


от 31 мая 2000 г. № 108-З




ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ И ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ




Принят


постановлением


Законодательного Собрания


от 04.05.2000 № 110




(в ред. законов
Нижегородской области


от 04.09.2000 № 132-З, от 28.04.2006
№ 28-З,


от 06.03.2008 № 14-З)




Настоящий Закон
содержит правовые и экономические основы развития и сохранения
автомобильных дорог области, направленные на защиту интересов
государства и граждан, а также прав пользователей автомобильных дорог
на территории Нижегородской области.


Автомобильные дороги области, являясь
неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры
области, входят составной частью в единую транспортную систему
Российской Федерации и предназначены для обеспечения:


национальной безопасности;


жизнедеятельности всех отраслей
экономики;.


функционирования рынка перевозок и
связанных с ним услуг на территории области.


Территориальные автомобильные дороги
общего пользования и земли территориальных автомобильных дорог общего
пользования находятся в государственной собственности Нижегородской
области.






Раздел 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ






Статья 1. Предмет
регулирования Закона






1. Настоящий Закон в
соответствии с федеральным законодательством:


а) регулирует отношения между
органами государственной власти, органами местного самоуправления,
организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм
собственности, а также между общественными объединениями,
должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными
гражданами, лицами без гражданства (далее гражданами) по созданию,
пользованию и охране автомобильных дорог и осуществлению дорожной
деятельности на территории области;


б) определяет статус и виды
автомобильных дорог области, обязанности, права и ответственность
владельцев автомобильных дорог, организаций, осуществляющих дорожную
деятельность, а также организаций и граждан, пользующихся
автомобильными дорогами;


в) регламентирует правила пользования
автомобильными дорогами, требования к их обустройству и организации
дорожного сервиса, устанавливает единые правила учета и индексации
автомобильных дорог, основные требования к их эксплуатации и охране в
целях формирования единой дорожной сети страны.


2. Действие настоящего Закона
распространяется на все автомобильные дороги общего пользования на
территории области, а на федеральные, муниципальные, ведомственные и
частные - в части, не противоречащей действующему законодательству.






Статья 2.
Законодательство об автомобильных дорогах и дорожной деятельности






1. Законодательство
Нижегородской области об автомобильных дорогах и дорожной
деятельности основывается на Конституции Российской Федерации,
федеральном законодательстве и состоит из настоящего Закона и
принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах
Нижегородской области.


2. Специфические отношения, связанные
с осуществлением дорожной деятельности на улично - дорожной сети
городских и сельских поселений, а также на ведомственных и частных
дорогах, используемых исключительно автотранспортными средствами
собственников этих дорог, регулируются отдельными актами, принятыми
владельцами дорог в пределах своей компетенции с соблюдением
принципов и положений, установленных настоящим Законом.


3. Органы местного самоуправления
вправе осуществлять регулирование отношений в области дорог,
относящихся к муниципальной собственности, в пределах полномочий,
предоставленных им действующим законодательством и настоящим Законом.






Статья 3. Основные
понятия






В настоящем Законе
применяются следующие основные понятия:


а) автомобильная дорога - комплекс
функционально связанных дорожных сооружений, с участками земель и
необходимым воздушным пространством, предназначенный для непрерывного
и безопасного движения автомобилей и других транспортных средств с
установленными скоростями, нагрузками и габаритами;


б) дорожные сооружения -
конструктивные элементы дороги (земляное полотно, проезжая часть),
искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, тоннели), а
также иные сооружения, необходимые для сохранности и содержания
автомобильной дороги;


в) дорожные органы - органы
исполнительной власти, муниципальные органы, государственные
учреждения и иные юридические лица, наделенные Администрацией
Нижегородской области или федеральным дорожным органом специальными
полномочиями по осуществлению дорожной деятельности;


г) владельцы автомобильных дорог -
дорожные органы, иные юридические лица и граждане, осуществляющие
управление имуществом автомобильных дорог на праве оперативного
управления, хозяйственного ведения или являющиеся его собственниками;


д) дорожная деятельность -
строительство, реконструкция, ремонт, содержание, проектирование,
научно - информационное и иное обеспечение автомобильных дорог, а
также осуществление управления, единой политики и контроля в дорожном
хозяйстве;


е) дорожные работы - комплекс работ
по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильной
дороги;


ж) дорожное хозяйство -
производственно - хозяйственный комплекс, включающий автомобильные
дороги и иные средства, необходимые для их содержания;


з) предприятия дорожного хозяйства -
государственные унитарные и муниципальные унитарные предприятия, а
также иные юридические лица, выполняющие дорожные работы;


и) земли транспорта - земли, которые
используются или предназначены для обеспечения деятельности
организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта и
права на которые возникли у участников земельных отношений по
основаниям, предусмотренным федеральными законами и законами
Нижегородской области;


(подпункт и) в ред. Закона
Нижегородской области от 06.03.2008 № 14-З)


к) земли автомобильных дорог -
участки земель транспорта, предоставляемые в постоянное, временное
пользование или аренду для размещения автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности, а также под здания и сооружения,
необходимые для обслуживания участников дорожного движения;


л) полоса отвода - земли
автомобильных дорог, предоставляемые для размещения соответствующих
конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной
дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных
лесонасаждений и устройств, необходимых для их эксплуатации;


м) придорожные полосы - участки
земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах
которых устанавливается особый режим пользования для обеспечения
безопасности дорожного движения и населения, а также обеспечения
безопасной эксплуатации автомобильной дороги и расположенных на ней
сооружений с учетом перспективы их развития;


н) ремонт автомобильной дороги -
работы по восстановлению износа дорожного покрытия, улучшению его
ровности и повышению сцепных качеств, усилению дорожной одежды и
земляного полотна, восстановлению изношенных дорожных сооружений или
замене на более прочные и экономичные, а также работы по организации
и безопасности движения, обустройству дорог, в результате которых
восстанавливаются транспортно - эксплуатационные характеристики
дороги и дорожных сооружений и обеспечивается дорожное движение;


о) содержание автомобильной дороги -
осуществляемые в течение всего года (с учетом сезона) систематические
профилактические работы по уходу за автомобильной дорогой, работы по
организации и обеспечению безопасности движения, а также устранению
незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов
дороги и дорожных сооружений, в целях поддержания автомобильной
дороги в состоянии, отвечающем техническим нормам и обеспечивающим
дорожное движение;


п) технические средства организации
дорожного движения - светофоры, дорожные знаки и указатели, дорожная
разметка, направляющие устройства и ограждения, устанавливаемые на
автомобильных дорогах для регулирования дорожного движения;


р) транспортное средство -
устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов
или оборудования, установленного на нем;


с) пользователи автомобильных дорог -
юридические лица и граждане, являющиеся участниками дорожного
движения, а также осуществляющие любую (кроме дорожной деятельности и
дорожных работ) разрешенную деятельность на автомобильных дорогах;


т) участник дорожного движения -
лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения по
автомобильной дороге в качестве водителя или пассажира транспортного
средства, либо пешехода;


у) дорожно - транспортное
происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, дорожные
сооружения или иное имущество.






Статья 4. Принципы
дорожной деятельности






Дорожная
деятельность осуществляется на основе следующих принципов:


а) разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти Нижегородской области, а также
органами местного самоуправления;


б) обеспечение свободного
передвижения по автомобильным дорогам общего пользования грузов и
пассажиров на всей территории Нижегородской области;


в) государственное планирование
развития сети автомобильных дорог общего пользования;


г) государственный контроль за
осуществлением дорожной деятельности;


д) государственное финансирование
дорожной деятельности на государственных автомобильных дорогах общего
пользования;


е) обеспечение приоритета ремонта и
содержания автомобильных дорог в целях создания безопасных условий
дорожного движения;


ж) обеспечение надежности и
безопасности автомобильных дорог на основе применения единых
технических норм и стандартов при осуществлении дорожной
деятельности;


з) обеспечение пользователей
информацией об автомобильных дорогах и условиях дорожного движения;


и) развитие предпринимательской
деятельности в условиях существования различных форм собственности на
автомобильные дороги;


к) расширение международного
сотрудничества в области дорожной деятельности и содействия
интеграции сети автомобильных дорог Российской Федерации в
международную систему путей сообщения.






Раздел 2.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ






Статья 5.
Классификация автомобильных дорог






1. Автомобильные
дороги, расположенные на территории области подразделяются:


а) в соответствии с их значением и
выполняемыми функциями на:


магистральные автомобильные дороги;


автомобильные дороги межобластного
(регионального) значения;


автомобильные дороги областного
(внутриобластного) значения;


автомобильные дороги районного
значения (местные автомобильные дороги);


муниципальные дороги;


б) в соответствии с формой
собственности на:


федеральные автомобильные дороги
общего пользования;


автомобильные дороги общего
пользования Нижегородской области (территориальные автомобильные
дороги общего пользования);


муниципальные;


ведомственные;


частные.


2. В зависимости от функционального
назначения, размеров и условий дорожного движения автомобильные
дороги имеют техническую классификацию, которая отражает их
потребительские свойства и геометрические параметры.


3. Техническая классификация
территориальных автомобильных дорог общего пользования
устанавливается актами Администрации Нижегородской области.






Статья 6.
Наименование и индексация автомобильных дорог






1. Все автомобильные
дороги должны иметь наименование, которое состоит из названий
начального и конечного пунктов, являющихся главными пассажиро- и
грузообразующими точками данного направления, а при необходимости
также и названий промежуточных населенных пунктов, указывающих
направление автомобильной дороги.


2. Допускается наименование дорог по
названию конечного населенного пункта, географического или иного
объекта, а также учетом исторических событий и национальных традиций.


3. Кроме наименования автомобильные
дороги должны иметь индекс, состоящий из букв русского алфавита и
группы цифр.


4. Для автомобильных дорог районного
значения (местных автомобильных дорог) допускается индексация,
состоящая только из группы цифр.


5. Индекс автомобильной дороги
является ее информационным указателем на местности и на картах.


6. Наименование и индексация
территориальных автомобильных дорог устанавливаются Администрацией
Нижегородской области по согласованию с федеральным дорожным органом.


7. Наименование и индексация
муниципальных автомобильных дорог могут устанавливаться органами
местного самоуправления.


8. Наименование и индексация
ведомственных и частных автомобильных дорог устанавливаются их
владельцами по согласованию с территориальным дорожным органом.






Статья 7. Исчисление
расстояний на автомобильных дорогах






Исчисление
расстояний на автомобильных дорогах производится между условными
начальными и конечными точками отсчета, за которые принимаются для:


а) федеральных автомобильных дорог,
выходящих из города Москвы, в соответствии с федеральным
законодательством - знак нулевого километра автомобильных дорог
Российской Федерации, установленный в городе Москве;


б) автомобильных дорог межобластного
(регионального) значения, выходящих из Нижнего Новгорода, -
Дмитриевская башня Нижегородского Кремля;


в) дорог, соединяющих населенные
пункты, - почта, либо государственные, общественные здания или
сооружения, расположенные в центре населенного пункта;


г) дорог, соединяющих другие
автомобильные дороги общего пользования или примыкающих к ним, -
пересечения осей сопрягающихся дорог;


д) дорог, соединяющих географические,
исторические и другие объекты, - границы этих объектов.






Статья 8.
Государственный учет автомобильных дорог






1. Автомобильные
дороги в Нижегородской области подлежат обязательному
государственному учету в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области.


2. Государственный учет производится
с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их
протяженности, транспортно - эксплуатационном состоянии,
интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически
необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при
планировании развития сети автомобильных дорог, а также при
планировании социально - экономического и градостроительного развития
Нижегородской области.


3. Учет дорожной сети
предусматривает:


а) составление перечней автомобильных
дорог с указанием наименования, индексации и протяженности каждой
дороги;


б) балансовую стоимость и износ
каждой автомобильной дороги;


в) ведение технических паспортов с
данными о наличии и типе покрытия, состоянии дорог, иной информацией,
необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных
дорог.






Статья 9. Исключена.
- Закон Нижегородской области от 04.09.2000 № 132-З.




Статья 9.
Автомобильные дороги общего пользовании Нижегородской области






К автомобильным
дорогам общего пользования, находящимся в собственности Нижегородской
области, относятся внегородские автомобильные дороги и дорожные
сооружения, расположенные на территории области, предназначенные для
удовлетворения социально - экономических потребностей государства,
области и нужд населения, обеспечивающие перевозки пассажиров и
грузов между городскими и сельскими населенными пунктами и
соединяющие:


а) административные центры, города,
населенные пункты, аэропорты, речные порты, железнодорожные станции
Нижегородской области между собой и с федеральными автомобильными
дорогами;


б) населенные пункты и транспортные
коммуникации, расположенные на территориях соседних субъектов
Российской Федерации, с населенными пунктами и транспортными
коммуникациями Нижегородской области.






Статья 10.
Муниципальные автомобильные дороги






К муниципальным
автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного
транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги,
относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах
муниципальных образований.






Статья 11.
Ведомственные автомобильные дороги






К ведомственным
автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, находящиеся в
оперативном управлении или хозяйственном ведении, на балансе
учреждений или предприятий и предназначенные для решения специальных
государственных задач или обеспечения внутрихозяйственных
производственных и технологических перевозок.






Статья 12. Частные
автомобильные дороги






1. К частным
автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги и дорожные
сооружения, являющиеся собственностью граждан или юридических лиц и
используемые для собственных нужд или коммерческой деятельности.


2. Ведомственные и частные
автомобильные дороги могут быть открыты для общего пользования по
решению их собственников или владельцев после получения
положительного заключения дорожного органа и органа, осуществляющего
надзор за безопасностью дорожного движения.






Раздел 3. ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ






Статья 13.
Управление дорожной деятельностью






1. Общее руководство
дорожной деятельностью в Нижегородской области осуществляют
Администрация Нижегородской области и органы местного самоуправления
в соответствии с их компетенцией и предметом ведения.


2. Оперативное управление имуществом
автомобильных дорог осуществляет специально уполномоченный для этих
целей дорожный орган в соответствии с его компетенцией и предметом
ведения.


3. Права, обязанности и
ответственность дорожных органов определяются нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Нижегородской области.






Статья 14.
Компетенция Законодательного Собрания Нижегородской области по
правовому регулирования дорожной деятельности






К компетенции
Законодательного Собрания Нижегородской области по правому
регулированию дорожной деятельности относится:


а) принятие нормативных правовых
актов по вопросам дорожной деятельности и бюджетной политики;


б) принятие законов по налоговым
ставкам и другим платежам в территориальный дорожный фонд;


в) осуществление иных полномочий по
правовому регулированию дорожной деятельности, предоставленных
Законодательному Собранию федеральным законодательством и
законодательством области.






Статья 15.
Компетенция Администрации Нижегородской области в вопросах управления
дорожной деятельностью






1. К компетенции
Администрации Нижегородской области в вопросах управления дорожной
деятельностью относится:


а) обеспечение соответствия
федеральной и областной политики в сфере дорожной деятельности;


б) создание уполномоченного
территориального дорожного органа;


в) координация деятельности дорожных
органов;


г) принятие актов по вопросам
дорожной деятельности, охраны автомобильных дорог, ограничения и
прекращения движения на автомобильных дорогах и иных норм и правил,
регламентирующих деятельность на автомобильных дорогах;


д) приведение норм и правил
пользования автомобильными дорогами Нижегородской области в
соответствие с нормами и правилами Российской Федерации;


е) утверждение областных программ
развития и совершенствования сети автомобильных дорог;


ж) утверждение перечня, наименований
и индексации территориальных автомобильных дорог общего пользования;


з) исключен. - Закон Нижегородской
области от 04.09.2000 № 132-З.


2. По вопросам управления дорожной
деятельностью к компетенции Администрации Нижегородской области могут
быть отнесены другие полномочия, переданные Нижегородской области
федеральными органами исполнительной власти по договорам и
соглашениям.






Статья 16.
Компетенция территориального дорожного органа






1. На территории
Нижегородской области уполномоченным территориальным дорожным
органом, осуществляющим функции управления территориальным дорожным
фондом и оперативного управления имуществом автомобильных дорог
общего пользования, является Дорожный фонд Нижегородской области.


2. Компетенция Дорожного фонда
определяется федеральным законодательством, настоящим Законом и
Уставом Дорожного фонда Нижегородской области, утверждаемым
Администрацией Нижегородской области по согласованию с
Законодательным Собранием.


3. Дорожный фонд Нижегородской
области является юридическим лицом, имеет право заключать договоры, в
том числе исполнять функции заказчика, право выступать поручителем по
кредитам, связанным с дорожной деятельностью, а также иные права в
пределах своей компетенции, имеет структуру и штаты, необходимые
помещения и оборудование для выполнения возложенных на него задач.






Статья 17.
Компетенция органов местного самоуправления в вопросах дорожной
деятельности






1. Органами местного
самоуправления с учетом местных особенностей могут создаваться
муниципальные дорожные органы.


2. Структура, права и обязанности, а
также порядок деятельности муниципальных дорожных органов
определяются соответствующими органами местного самоуправления.


3. Деятельность муниципальных
дорожных органов строится во взаимодействии с федеральными и
территориальными дорожными органами.


4. Утратил силу с 6 мая 2006 года. -
Закон Нижегородской области от 28.04.2006 № 28-З.






Статья 18.
Взаимодействие дорожных органов






Федеральный дорожный
орган, территориальный дорожный орган Нижегородской области и
муниципальные дорожные органы взаимодействуют на основе договоров и
соглашений о реализации программ развития сети автомобильных дорог, о
разграничении собственности, об отводе земель, о приостановлении или
ограничении движения по автомобильным дорогам, об осуществлении мер
по обеспечению экологической безопасности автомобильных дорог, о
координации международных и внешнеэкономических связей в области
дорожной деятельности в Нижегородской области.






Статья 19. Утратила
силу с 6 мая 2006 года. - Закон Нижегородской области от 28.04.2006 N
28-З.






Статья 20.
Сертификация






1. Материалы,
приборы и оборудование, используемые при выполнении дорожных работ и
услуг, подлежат сертификации в соответствии с законодательством
Российской Федерации.


2. Виды, формы и сроки действия
сертификатов, условия и процедуры их выдачи, отказа в выдаче,
приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы
сертификации регулируются законодательством Российской Федерации.






Статья 21.
Аттестация






Специалисты,
осуществляющие дорожную деятельность, от результатов труда которых
зависят надежность и безопасность автомобильных дорог, подлежат
аттестации, по перечню профессий (должностей), в порядке и сроки,
устанавливаемые нормативными актами Администрации Нижегородской
области.






Раздел 4.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






Статья 22. Имущество
автомобильных дорог






1. Имущество
территориальных автомобильных дорог общего пользования находится в
государственной собственности Нижегородской области.


2. В состав имущества автомобильных
дорог общего пользования входит комплекс дорожных сооружений
автомобильной дороги, имущество, необходимое для управления и
содержания дороги, а также полосы и участки земель, занимаемые
автомобильной дорогой и дорожными сооружениями.


3. Передача имущества автомобильных
дорог в собственность, хозяйственное ведение или оперативное
управление, продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление
безвозмездно во временное пользование, списание с баланса имущества,
принадлежащего государственным унитарным предприятиям дорожного
хозяйства, производится в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и Нижегородской области.


4. Балансодержателем имущества
территориальных автомобильных дорог общего пользования является
Дорожный фонд Нижегородской области.


5. Дорожный фонд Нижегородской
области вправе приобретать на средства территориального дорожного
фонда имущество, необходимое для управления и содержания
автомобильных дорог общего пользования. Все имущество, приобретаемое
Дорожным фондом Нижегородской области, является собственностью
области.


6. Имущество муниципальных
автомобильных дорог, приобретаемое за счет муниципальных средств,
является собственностью муниципальных образований.


7. Порядок распоряжения имуществом
муниципальных автомобильных дорог определяется органами местного
самоуправления в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Нижегородской области.


8. Имущество частных автомобильных
дорог находится в собственности их владельцев.






Статья 23. Изменение
формы собственности и порядок передачи имущества автомобильных дорог






1. Вновь построенные
автомобильные дороги общего пользования и их дорожные сооружения
передаются на баланс Дорожного фонда Нижегородской области в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области, только после приемки в эксплуатацию в соответствии с
действующими нормами и правилами.


2. Изменение формы собственности на
автомобильные дороги допускается в случаях, когда такое изменение
согласуется с классификацией автомобильных дорог, установленной
разделом 2 настоящего Закона, и производится в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Нижегородской области.


3. Участки автомобильных дорог,
проходящие через территории городов и сельских населенных пунктов,
временно классифицируемые как дороги общего пользования, подлежат
передаче в муниципальную собственность после принятия в эксплуатацию
участков дорог, построенных в обход территории городов и сельских
населенных пунктов, в порядке, установленном нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Нижегородской области.






Статья 24.
Финансирование автомобильных дорог






1. Основными
источниками финансирования автомобильных дорог общего пользования
являются целевые средства, концентрируемые в территориальном дорожном
фонде, образуемом за счет налогов, взимаемых в порядке, установленном
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской
области, а также субвенций, субсидий и дотаций из федерального
дорожного фонда.


2. В качестве дополнительных
источников финансирования автомобильных дорог общего пользования
могут привлекаться средства государственных бюджетов всех уровней,
средства граждан и юридических лиц, кредиты банков, в том числе
иностранных, а также средства из других источников, не противоречащих
действующему законодательству.


3. Подготовка проекта бюджета и
финансирование автомобильных дорог общего пользования осуществляются
Дорожным фондом Нижегородской области в соответствии с утвержденными
программами их совершенствования и развития с приоритетом
финансирования работ по ремонту и содержанию дорог.


4. Источниками финансирования
муниципальных автомобильных дорог являются бюджеты муниципальных
образований.


(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.09.2000 № 132-З)


5. Источниками финансирования
ведомственных автомобильных дорог являются средства ведомств, на
балансе которых находятся дороги.


6. Источниками финансирования частных
автомобильных дорог являются средства их владельцев.






Статья 25. Средства
территориального дорожного фонда и порядок их использования






1. Порядок
образования и использования средств территориального дорожного фонда
определяется органами государственной власти Нижегородской области в
соответствии с законодательством Российской Федерации.


2. Целевые средства территориального
дорожного фонда образуются за счет целевых налогов, взыскания
недоимок и штрафов за неуплату целевых налогов, субвенций, субсидий и
дотаций из федерального дорожного фонда, а также средств, поступающих
из дополнительных источников финансирования: займов, лотерей,
компенсаций ущерба, причиняемого автомобильным дорогам общего
пользования, средств от передачи в аренду имущества автомобильных
дорог общего пользования, средств, полученных территориальным
дорожным органом за выдачу согласований и технических условий,
разрешений и пропусков на проезд автотранспорта в период временного
ограничения движения по погодно - климатическим условиям, средств от
выпуска печатной продукции, рекламной деятельности, в том числе от
размещения рекламы в полосе отвода и придорожных полосах, средств,
взимаемых на паромных переправах и наплавных мостах, средств от
платных автомобильных дорог общего пользования, доходов, полученных
от размещения средств территориального дорожного фонда на счетах
банков, включая валютные счета, курсовых разниц, а также других
средств, полученных в результате дорожной деятельности
территориальным дорожным фондом.


3. Ответственность за правильность
исчисления и своевременность уплаты налогов в территориальный
дорожный фонд несут плательщики налогов.


4. Контроль за своевременным и полным
перечислением налогов в территориальный дорожный фонд осуществляют
органы Государственной налоговой инспекции Нижегородской области и
Дорожный фонд Нижегородской области в пределах их компетенции.


5. Расходование средств
территориального дорожного фонда осуществляется в соответствии с
бюджетом, утвержденным Законодательным Собранием Нижегородской
области.


6. Оперативное распоряжение
средствами территориального дорожного фонда осуществляет Дорожный
фонд Нижегородской области.


7. Средства территориального
дорожного фонда могут направляться на финансирование работ по
приведению в состояние, отвечающее требованиям норм и стандартов,
автомобильных дорог, связывающих населенные пункты, не являющихся
дорогами общего пользования, но приемка которых в сеть автомобильных
дорог общего пользования предусмотрена в установленном порядке.


8. Средства территориального
дорожного фонда не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не
связанные с дорожной деятельностью и развитием сети автомобильных
дорог общего пользования.






Статья 26.
Конкуренция






1. Дорожные органы
обязаны содействовать развитию конкуренции и рынка дорожных работ.


2. Взаимоотношения с предприятиями,
осуществляющими дорожные работы, строятся на договорной основе.


3. Размещение подрядов на выполнение
дорожных работ должно осуществляться на конкурсной основе.


4. Не допускается подрядная
деятельность при совмещении функций заказчика и подрядчика в одном
лице.






Раздел 5. ЗЕМЛИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ






Статья 27. Земли
территориальных автомобильных дорог общего пользования






1. Земли
автомобильных дорог общего пользования предоставляются, в
установленном законодательством порядке, в постоянное бессрочное
пользование территориальному дорожному органу для размещения
автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной
деятельности.


2. Для целей, носящих временный
характер, территориальному дорожному органу, предприятиям и
учреждениям дорожного хозяйства могут предоставляться земли во
временное пользование или в аренду.


3. Предприятия дорожного хозяйства
имеют право в установленном законодательством Российской Федерации и
Нижегородской области порядке использовать для своих нужд, в целях
производства работ по строительству, реконструкции, ремонту и
содержанию автомобильных дорог, имеющиеся на отведенных им землях
общераспространенные полезные ископаемые. Добытые для собственных
нужд общераспространенные полезные ископаемые, в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, не подлежат
налогообложению.






Статья 28. Земли
муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог






Земли муниципальных,
ведомственных и частных автомобильных дорог отводятся в порядке и на
условиях, установленных законодательством Российской Федерации и
Нижегородской области.






Статья 29. Порядок
использования земель автомобильных дорог






1. Земли
автомобильных дорог входят в состав земель транспорта и используются
строго по целевому назначению.


2. Использование земель автомобильных
дорог должно соответствовать градостроительным, экологическим
требованиям, санитарным и иным нормам, установленным нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.


3. В полосе отвода автомобильной
дороги предприятия, осуществляющие ремонт и содержание автомобильной
дороги по договору с дорожными органами, имеют право производить
вырубку насаждений, ухудшающих видимость или создающих угрозу
безопасному проезду.


4. В полосе отвода и придорожных
полосах автомобильных дорог общего пользования без согласования с
территориальным дорожным органом запрещается прокладка любых
инженерных коммуникаций, осуществление застройки, не связанной со
строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего
пользования, осуществление рекламной и иных видов хозяйственной
деятельности, снижающих безопасность дорожного движения, условия
эксплуатации автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений.


5. На здания, сооружения, конструкции
и насаждения, возведенные в полосе отвода и придорожной полосе
автомобильных дорог общего пользования без согласования с
территориальным дорожным органом, распространяются нормы Гражданского
кодекса Российской Федерации и земельного законодательства,
применяемые к самовольным постройкам.






Статья 30. Полоса
отвода автомобильных дорог






1. Размеры полосы
отвода автомобильной дороги устанавливаются с учетом технической
категории дороги, исходя из необходимости размещения на ней полного
комплекса дорожных сооружений, а также участков земли, необходимых
для обеспечения безопасности дорожного движения, обслуживания
участников дорожного движения и выполнения работ по ремонту и
содержанию дороги.


2. Размеры полосы отвода для вновь
строящейся или реконструируемой автомобильной дороги определяются
проектной документацией, разработанной на основании действующих
нормативов, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
Отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в
соответствии с земельным и лесным законодательством Российской
Федерации и Нижегородской области.


3. Оформление и обозначение на
местности полосы отвода автомобильной дороги осуществляются в порядке
и сроки, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и
Нижегородской области.


4. В полосе отвода автомобильных
дорог запрещается возведение складских, жилых и общественных зданий,
прокладка вдоль автомобильных дорог инженерных коммуникаций и
осуществление иной хозяйственной деятельности за исключением случаев,
предусмотренных действующим законодательством.


5. Все работы и виды хозяйственной
деятельности, осуществляемые в границах полосы отвода автомобильных
дорог, разрешаются в исключительных случаях по согласованию с
дорожными органами и органом государственной инспекции безопасности
дорожного движения.






Статья 31.
Придорожные полосы автомобильных дорог общего пользования






1. В целях
обеспечения безопасности населения и нормальной эксплуатации
автомобильных дорог общего пользования устанавливаются придорожные
полосы.


2. Придорожные полосы автомобильных
дорог общего пользования предназначаются также для возможности их
использования при реконструкции и ремонте дорог.


3. Использование придорожных полос
для нужд дорожного хозяйства осуществляется на основании
землеустроительной документации о предоставлении земель
территориальному дорожному органу в соответствии с действующим
земельным законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области.


4. Размеры придорожных полос
устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами
Администрации Нижегородской области, но не менее:


а) для автомобильных дорог
межобластного (регионального) и областного значения - 50 метров с
каждой стороны, считая от полосы отвода;


б) для автомобильных дорог районного
значения (местных автомобильных дорог) - 30 метров с каждой стороны,
считая от полосы отвода.


5. В границах придорожных полос
устанавливается особый режим использования земель, запрещающий
правообладателям земельных участков возводить капитальные здания и
сооружения без согласования с территориальным дорожным органом,
органом архитектуры и градостроительства, органом государственной
инспекции безопасности дорожного движения, органом по земельным
ресурсам и землеустройству, ограничивается рекламная деятельность.


6. В отдельных случаях по решению
государственных органов санитарно - эпидемиологического надзора в
придорожных полосах могут вводиться ограничения на ведение
сельскохозяйственной деятельности.


7. Оформление и обозначение на
местности придорожных полос автомобильных дорог осуществляется в
порядке и сроки, установленные действующим законодательством
Российской Федерации и Нижегородской области.


8. Земли, в пределах придорожных
полос, не изымаются у правообладателей земельных участков, за
исключением случаев, когда необходимость изъятия вытекает из
установленного режима использования этих полос.


9. Правообладатели земельных
участков, находящихся в придорожной полосе, в течение месяца с
момента принятия решения об установлении ее размеров, должны быть
письменно предупреждены органами местного самоуправления об особом
режиме использования этих земель и возможности изъятия (выкупа) их
впоследствии для государственных нужд в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.


10. При передаче участков земель,
вошедших в границы придорожных полос, другим юридическим лицам и
гражданам в собственность, владение, пользование или аренду,
правообладатели земельных участков обязаны уведомить новых
правообладателей об особых условиях их использования, что должно быть
отражено в правоустанавливающих документах.






Статья 32.
Организация дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего
пользования






1. Автомобильные
дороги обустраиваются объектами сервиса, предназначенными для
обеспечения нормальных условий труда, питания и отдыха, а также
услугами связи участников дорожного движения.


2. Объекты сервиса должны размещаться
на автомобильных дорогах согласно генеральным планам размещения этих
объектов, утвержденных Администрацией Нижегородской области по
представлению территориального дорожного органа и согласованию с
органами местного самоуправления.


3. Устройство объектов дорожного
сервиса не должно снижать безопасность движения на автомобильных
дорогах, нарушать условия водоотвода и содержания автомобильных
дорог, санитарно - гигиенические и экологические требования и должно
выполняться в соответствии со стандартами и иными техническими
нормами, утвержденными в установленном порядке.


4. Решения о размещении объектов
дорожного сервиса в границах придорожных полос принимаются после
согласования мест их размещения с правообладателями земельных
участков, территориальным дорожным органом и государственной
инспекцией безопасности дорожного движения.


5. Размещение объектов дорожного
сервиса на землях государственного лесного фонда должно производиться
в соответствии с действующим лесным и земельным законодательством
Российской Федерации и Нижегородской области.


6. Расходы по устройству, ремонту и
содержанию подъездов, стоянок, площадок для остановки транспорта,
водоотводных устройств и других объектов, необходимых для
эксплуатации сооружений дорожного сервиса, несут субъекты, являющиеся
собственниками или владельцами этих объектов.






Статья 33.
Размещение рекламы и иных информационных устройств у автомобильных
дорог общего пользования






1. Наружная реклама,
информационные знаки и указатели, рекламные щиты и устройства,
объявления и иные информационные знаки и указатели, не относящиеся к
техническим средствам организации дорожного движения, устанавливаемые
в непосредственной близости от автомобильных дорог, не должны
препятствовать восприятию дорожной обстановки и ухудшать условия
безопасности дорожного движения.


2. Порядок размещения рекламы в
полосе отвода автомобильных дорог, а также требования к ее содержанию
устанавливаются законодательством Российской Федерации и
Нижегородской области.


3. Размещаемые в границах придорожных
полос наружная реклама и иные информационные знаки и указатели должны
выполняться и устанавливаться в соответствии с действующими
техническими нормативами и стандартами.


4. Взаимоотношения между
организациями и гражданами, желающими разместить рекламу, объявления
и иные информационные знаки и указатели на не принадлежащих им
землях, регулируются на основе договоров с правообладателями этих
земель.


5. Размещение наружной рекламы в
полосе отвода автомобильных дорог является правом владельцев
автомобильных дорог и осуществляется на основе договора с
рекламораспространителем при наличии разрешений, полученных в
порядке, установленном Федеральным законом "О рекламе".






Раздел 6. ОБЩИЕ
УСЛОВИЯ ПРОКЛАДКИ И ПЕРЕУСТРОЙСТВА


КОММУНИКАЦИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ






Статья 34. Порядок
устройства коммуникаций на автомобильных дорогах общего пользования






1. Порядок
устройства пересечений автомобильных дорог общего пользования с
инженерными коммуникациями регулируется настоящим Законом,
стандартами, техническими нормативами и нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Нижегородской области.


2. Запрещается прокладка любых
коммуникаций в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных
дорог общего пользования без согласования технических условий
прокладки с территориальным дорожным органом.


3. Переустройство (вынос)
коммуникаций, проложенных в полосе отвода вдоль автомобильных дорог
общего пользования, без согласования с территориальным дорожным
органом, за пределы дорог производится за счет сил и средств
владельцев коммуникации.


4. Все подземные коммуникации,
проложенные в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог
общего пользования, должны быть закреплены на местности в
соответствии с действующими нормативными и техническими условиями за
счет средств владельцев коммуникаций.


5. Прокладка и переустройство
существующих коммуникаций через автомобильные дороги общего
пользования осуществляются за счет средств владельцев этих
коммуникаций на основании разрешений и технических условий,
выдаваемых территориальным дорожным органом.


6. Заказчики, осуществляющие
прокладку инженерных коммуникаций через автомобильные дороги общего
пользования, обязаны полностью возместить ущерб, причиненный
автомобильной дороге в результате производства этих работ.


7. В соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации на коммуникации, сооруженные с
нарушениями порядка, установленного нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Нижегородской области, распространяются нормы,
применяемые к самовольным постройкам.


8. При прокладке любых коммуникаций
на землях автомобильных дорог общего пользования территориальный
дорожный орган осуществляет надзор за проведением этих работ и
участвует в приемке этих коммуникаций в эксплуатацию.






Статья 35. Прокладка
коммуникаций по дорожным сооружениям автомобильных дорог общего
пользования






1. В автодорожных
тоннелях, по мостам, эстакадам и другим искусственным сооружениям
автомобильной дороги общего пользования прокладка инженерных
коммуникаций запрещена.


2. В исключительных случаях, по
решению Администрации Нижегородской области, прокладка коммуникаций
осуществляется на основании разрешений и технических условий,
выдаваемых территориальным дорожным органом. В таких случаях все
затраты на прокладку коммуникаций, устройство необходимых для этих
целей сооружений и их обустройство, усиление конструкций дорожных
сооружений и дополнительные затраты на содержание автомобильных дорог
общего пользования несут владельцы коммуникаций.


3. Владельцы коммуникаций обязаны
обеспечивать их эксплуатацию в технически исправном состоянии, в
соответствии с нормами, исключающими порчу искусственных сооружений
автомобильной дороги общего пользования.


4. Реконструкция, вынос, перекладка и
переустройство коммуникаций, вызванные как их ремонтом, так и
реконструкцией или ремонтом автомобильной дороги общего пользования,
осуществляются за счет владельцев коммуникаций.






Статья 36.
Пересечения автомобильных дорог общего пользования с другими
автомобильными дорогами






1. Строительство,
реконструкция и ремонт примыканий и пересечений автомобильных дорог
общего пользования с другими автомобильными дорогами допускается в
местах, указанных территориальным дорожным органом, при наличии
проектной документации, разработанной, согласованной и утвержденной в
установленном порядке.


2. Все затраты, связанные с
устройством пересечений и примыканий, включая дополнительные нагрузки
на автомобильную дорогу общего пользования, дополнительные работы,
связанные с обеспечением безопасности движения, водоотвода и других
работ, установленных нормами, несет заказчик, осуществляющий
строительство пересечения или примыкания.


3. Территориальный дорожный орган
вправе требовать от юридических лиц и граждан, осуществляющих
строительство, реконструкцию или ремонт пересечений и примыканий к
автомобильным дорогам общего пользования без согласования с ним,
произвести разборку сооружений и привести автомобильную дорогу в
первоначальный вид. В случае отказа от выполнения таких работ или
уклонения от принятия обязательств по их выполнению в согласованные
сроки территориальный дорожный орган обязан принять меры по
приведению автомобильной дороги в первоначальный вид и взыскать в
судебном порядке затраты, понесенные в связи с произведенными
работами, с лиц, осуществивших незаконную деятельность.






Статья 37.
Пересечение автомобильных дорог с железными дорогами






1. Места пересечений
автомобильных дорог с железными дорогами (железнодорожные переезды)
определяются в соответствии с правилами технической эксплуатации
железных дорог Российской Федерации, строительными нормами и
правилами.


2. На железнодорожных пересечениях в
разных уровнях владельцы искусственных сооружений обязаны
осуществлять комплекс мер по содержанию, обслуживанию и ремонту
сооружений для обеспечения безопасного и бесперебойного движения по
ним. В случае неисполнения эксплуатационных требований владельцы
искусственных сооружений несут ответственность в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.


3. На железнодорожных пересечениях в
одном уровне владельцы железных дорог обязаны содержать в надлежащем
состоянии участок автомобильной дороги в границах, определяемых
правилами эксплуатации железнодорожных переездов.


4. Работы по устройству пересечений
автомобильных дорог с железными дорогами, связанные с ремонтом
существующих или строительством новых железнодорожных линий,
осуществляются за счет средств владельцев железных дорог. В случае,
когда устройство таких пересечений вызвано строительством новых или
уширением существующих автомобильных дорог, устройство пересечений
осуществляется за счет средств владельцев автомобильных дорог.


5. При устройстве пересечений через
железные дороги владельцы железных дорог организуют регулирование
движения поездов и выдают разрешения и технические условия на
производство работ.


6. При устройстве пересечений
железными дорогами автомобильных дорог дорожный орган организует
регулирование движения транспортных средств и согласовывает
технические условия на производство работ.


7. Решения о закрытии и открытии
автодорожных переездов через железные дороги в одном уровне
принимаются Администрацией Нижегородской области, с учетом заключений
и по представлению дорожных органов, государственной инспекции
безопасности дорожного движения и органов управления железнодорожным
транспортом.






Статья 38. Порядок
устройства коммуникаций и пересечений по муниципальным, ведомственным
и частным автомобильным дорогам






Порядок устройства
коммуникаций и пересечений по муниципальным, ведомственным и частным
автомобильным дорогам регулируется стандартами, техническими
нормативами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Нижегородской области.






Раздел 7. ПЛАТНЫЕ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ






Статья 39. Условия
создания платных автомобильных дорог






1. Проезд по
автомобильным дорогам, за исключением случаев, предусмотренных в
настоящем Законе, является бесплатным.


2. К платным автомобильным дорогам,
на которые распространяются положения настоящего Закона, относятся
платные мосты и тоннели, а также отдельные платные участки
автомобильных дорог, паромные переправы и наплавные мосты. Плата за
проезд по платным автомобильным дорогам взимается в порядке и
размере, установленном Администрацией Нижегородской области.


3. Платные автомобильные дороги могут
создаваться с целью повышения уровня обслуживания пользователей
автомобильных дорог, ускорения развития сети автомобильных дорог
путем привлечения дополнительных негосударственных инвестиций для
осуществления строительства и эксплуатации автомобильных дорог.


4. Устройство платных дорог
допускается в случаях, когда:


а) в заданном направлении имеется
возможность альтернативного бесплатного проезда по существующей сети
автомобильных дорог;


б) устройство платной дороги
существенно улучшает условия движения и уровень обслуживания
пользователей автомобильных дорог;


в) строительство автомобильных дорог
в данном направлении не может быть полностью обеспечено из
государственных источников финансирования.


5. Земли, отводимые под строительство
платных автомобильных дорог, должны использоваться только по прямому
назначению - для строительства и эксплуатации автомобильной дороги, а
также размещения объектов сервиса для обслуживания пользователей
автомобильных дорог.


6. Деятельность по созданию и
использованию платных дорог может осуществляться на основе договоров,
заключаемых по результатам конкурсов с российскими и иностранными
юридическими лицами и гражданами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.


7. Дорожные органы по согласованию с
Администрацией Нижегородской области могут выпускать для этих целей
ценные бумаги и привлекать кредиты банков и международных финансовых
институтов.


8. После полной компенсации затрат на
строительство платных дорог и выполнения обязательств перед
инвесторами взимание платы за проезд по ним прекращается, и они
переводятся в сеть дорог общего пользования.






Раздел 8. ПРАВА,
ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ,
ВЛАДЕЛЬЦЕВ


АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ


ДОРОЖНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ






Статья 40. Права и
обязанности пользователей автомобильных дорог






1. В соответствии с
настоящим Законом пользователи автомобильных дорог имеют право на:


а) свободный и безопасный проезд по
автомобильным дорогам области, при использовании исправных
транспортных средств, не создающих угрозы безопасности дорожного
движения, сохранности автомобильных дорог, дорожных сооружений и их
обустройству;


б) возмещения ущерба, нанесенного их
здоровью и имуществу из-за неудовлетворительного состояния дорог и
незаконных действий должностных лиц организаций, осуществляющих
дорожную деятельность по основаниям и в порядке, которые установлены
законодательством Российской Федерации;


в) бесплатную медицинскую помощь,
спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно -
транспортном происшествии от организации и (или) должностных лиц, на
которых законом, иными нормативными правовыми актами или
требованиями, предусмотренными в выданной им лицензии, возложена
обязанность оказывать такую помощь;


г) судебную защиту своих прав и
обжалование в установленном порядке действий организаций,
осуществляющих дорожную деятельность и их должностных лиц;


д) получение информации от дорожных
органов о сети автомобильных дорог, маршрутах следования, дорожных
условиях, временном ограничении и закрытии движения, допустимых
нагрузках и скоростях движения, размерах полосы отвода, придорожных и
резервных зон автомобильных дорог;


е) обращение в органы, осуществляющие
дорожную деятельность, с жалобами и заявлениями;


ж) получение информации об
использовании средств, уплачиваемых ими в виде налогов, зачисляемых в
территориальный дорожный фонд;


з) иные права в соответствии с
действующим законодательством.


2. Пользователи автомобильных дорог
обязаны соблюдать требования настоящего Закона, правила дорожного
движения, правила перевозки негабаритных, тяжеловесных, опасных и
иных грузов, правила пожарной безопасности, санитарно - гигиенические
и санитарно - противоэпидемические правила и иные правила пользования
автомобильными дорогами.






Статья 41.
Ответственность пользователей автомобильных дорог






Пользователи
автомобильных дорог, в случаях неисполнения или ненадлежащего
исполнения правил пользования автомобильными дорогами, правил
дорожного движения, правил перевозки грузов, правил пожарной
безопасности, санитарно - гигиенических и санитарно -
противоэпидемических правил, повреждения технических средств
организации дорожного движения и совершения других противоправных
действий, несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Нижегородской области.






Статья 42. Права и
обязанности владельцев автомобильных дорог и представителей дорожных
органов






1. Владельцы
автомобильных дорог и представители дорожных органов имеют право:


а) требовать от пользователей
автомобильных дорог неукоснительного выполнения установленных правил
дорожного движения и пользования автомобильными дорогами;


б) требовать возмещения ущерба,
нанесенного пользователями автомобильным дорогам, дорожным
сооружениям и средствам организации дорожного движения;


в) выполнять в пределах полосы отвода
все виды работ по обеспечению устойчивого и безопасного движения
транспортных средств;


г) ограничивать или временно
прекращать движение транспортных средств в период весенней распутицы,
по обстоятельствам непреодолимой силы или для проведения дорожных
работ;


д) переводить движение на объездные
дороги при проведении строительства, реконструкции или ремонта
автомобильной дороги;


е) выдавать разрешения в соответствии
с положениями, утвержденными в установленном порядке:


на перевозку крупногабаритного и
(или) тяжеловесного груза; на размещение у автомобильных дорог
рекламных щитов, информационных знаков, указателей и устройств;


на размещение в пределах полосы
отвода объектов сервиса и иных инженерных сооружений.


2. Владельцы автомобильных дорог и
представители дорожных органов при осуществлении дорожной
деятельности обязаны соблюдать нормативные правовые акты Российской
Федерации и Нижегородской области.






Статья 43.
Ответственность организаций, осуществляющих дорожную деятельность






1. Организации,
осуществляющие дорожную деятельность, в соответствии с действующим
законодательством несут ответственность за:


а) временное ограничение или
прекращение движения транспортных средств по автомобильной дороге, за
исключением случаев ограничения и прекращения движения, произведенных
в установленном законодательством порядке, а также вследствие явлений
стихийного характера, либо возникновения обстоятельств, которые они
не могли предотвратить или устранение которых от них не зависело,
признанных таковыми судом;


б) дорожно - транспортные
происшествия, произошедшие по причине неудовлетворительных дорожных
условий, возникших вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по обеспечению безопасности движения при
ремонте и реконструкции автомобильной дороги, за исключением случаев,
которые они не могли предотвратить или устранение которых от них не
зависело, признанных таковыми судом.


2. Организации, осуществляющие
дорожную деятельность, обязаны возместить пользователям автомобильных
дорог ущерб, причиненный дорожно - транспортным происшествием, прямой
причиной которого явилось неудовлетворительное состояние дороги,
возникшее вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения
указанными организациями возложенных на них обязанностей.


3. Материалы о возникшем на дороге
общего пользования дорожно - транспортном происшествии, связанном с
состоянием дороги, оформляются государственной инспекцией
безопасности дорожного движения с обязательным участием представителя
организации, осуществляющей дорожную деятельность, в ведении которого
находится автомобильная дорога.






Статья 44. Порядок
разрешения споров






Иски по спорным
вопросам осуществления дорожной деятельности и пользования
автомобильными дорогами разрешаются судом, арбитражным судом или
третейским судом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.






Раздел 9. ОХРАНА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ОХРАНА


ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ,
ОГРАНИЧЕНИЕ


И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ






Статья 45. Охрана
автомобильных дорог






Владельцы
автомобильных дорог и дорожных сооружений, дорожные органы, иные
юридические лица, имеющие на балансе автомобильные дороги, имеют
право осуществлять охрану автомобильных дорог и дорожных сооружений,
на договорных основах, силами специально созданных для этих целей
подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации или по
договору с частными охранными организациями, имеющими лицензию на
осуществление данного вида деятельности.






Статья 46. Охрана
окружающей природной среды






1. При осуществлении
дорожной деятельности должны соблюдаться требования норм
экологической безопасности и охраны здоровья населения, а также
предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды в
соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации
и Нижегородской области.


2. Утратил силу с 13 марта 2008 года.
- Закон Нижегородской области от 06.03.2008 № 14-З.


3. Применение новых технологий,
материалов, химических препаратов и веществ при строительстве и
содержании автомобильных дорог допускается после проведения
специальной экспертизы, выявления и оценки их влияния на окружающую
природную среду.


4. Организации, осуществляющие
проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание
автомобильных дорог, обязаны выполнять работы с соблюдением
требований норм экологической безопасности.


5. Пользователи автомобильных дорог
не должны своими действиями наносить ущерб окружающей среде,
загрязнять и захламлять земли автомобильных дорог и придорожные
полосы.


6. Ответственность за нарушение
положений настоящей статьи устанавливается в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской
области об охране окружающей среды.






Статья 47.
Ограничение и прекращение движения по автомобильным дорогам






1. Временное
ограничение или прекращение движения на автомобильных дорогах может
устанавливаться в следующих случаях:


а) при производстве дорожных работ;


б) при стихийных бедствиях, авариях
или других чрезвычайных ситуациях;


в) при возникновении угрозы
безопасности дорожного движения, безопасности жизни людей,
сохранности дорожных сооружений;


г) по погодно - климатическим
условиям;


д) при проведении разрешенных в
установленном законом порядке массовых мероприятий.


2. Решение о временном ограничении
или прекращении движения принимается, в зависимости от принадлежности
автомобильной дороги, Администрацией Нижегородской области,
территориальным дорожным органом или органом местного самоуправления.


3. Государственная инспекция
безопасности дорожного движения вправе давать, в соответствии с
законодательством, предписания владельцам автомобильных дорог о
запрещении дорожного движения в случаях, если дорожные условия
представляют серьезную угрозу безопасности дорожного движения.


4. Органы, принимающие решение о
запрещении или ограничении дорожного движения, информируют об этом
органы исполнительной власти Нижегородской области или органы
местного самоуправления, интересы которых могут затрагиваться в
результате принятия такого решения.


5. В случае принятия решения об
ограничении или прекращении движения по автомобильной дороге ее
владелец по согласованию с уполномоченным органом государственной
инспекции безопасности дорожного движения принимает меры по
организации дорожного движения, в том числе путем устройства
объездов.


6. Дорожные органы, за исключением
случаев, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, заблаговременно
информируют пользователей автомобильных дорог и органы исполнительной
власти Нижегородской области о планируемых ограничениях или
прекращении движения на автомобильной дороге, представляют информацию
о сроках введения таких ограничений и возможных объездных маршрутах.


7. Дорожные органы должны принимать
меры к скорейшему восстановлению нормальных режимов движения по
находящимся в их ведении автомобильным дорогам.






Статья 48.
Ограничение дорожного движения по погодно - климатическим условиям






1. В неблагоприятные
по погодно - климатическим условиям периоды года, когда снижается
несущая способность автомобильных дорог, в установленном порядке
может вводиться временное ограничение движения транспорта, исходя из
разрешенной максимальной массы и осевой нагрузки транспортных
средств.


2. Решение о введении временного
сезонного ограничения движения по установленному перечню
автомобильных дорог принимается, в зависимости от принадлежности
автомобильной дороги, Администрацией Нижегородской области для
территориальных автомобильных дорог общего пользования и органом
местного самоуправления - для муниципальных дорог.






Раздел 10.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО






Статья 49.
Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность






1. Координация
международного сотрудничества по вопросам, касающимся дорожной
деятельности, осуществляется Администрацией Нижегородской области и
федеральным дорожным органом.


2. В установленном нормативными
правовыми актами Российской Федерации порядке Администрация
Нижегородской области и федеральный дорожный орган могут передавать
полномочия на ведение переговоров и подписание международных
договоров по вопросам дорожной деятельности территориальному
дорожному органу.






Раздел 11.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ






Статья 50.
Вступление настоящего Закона в силу






1. Настоящий Закон
вступает в силу со дня его опубликования.


2. Настоящий Закон применяется к
правовым отношениям, возникшим после введения его в действие.


3. К правовым отношениям в области
автомобильных дорог и дорожной деятельности, возникшим до введения
настоящего Закона в действие, настоящий Закон применяется к тем
правам и обязанностям, которые возникли после введения его в
действие.


4. После принятия аналогичного
федерального закона настоящий Закон должен быть приведен в
соответствие с законом Российской Федерации.






Председатель Собрания


А.А.КОЗЕРАДСКИЙ




Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru