Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Коллегии Минздрава
Нижегородской области от 03.07.2001 № 1


"ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ
ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


Официальная публикация в СМИ:


"В аптеках города и области",
№ 27(302), 17.07.2001





Документ
получен по официальной рассылке минздрава области.









МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ


от 3 июля 2001 г. № 1




ВОПРОСЫ
ОПТИМИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






Заслушав доклад и
выступления по лекарственному обеспечению населения области, коллегия
отмечает, что сфере лекарственного обращения Министерство
здравоохранения уделяет приоритетное внимание. Государственная
политика по лекарственному обеспечению базируется на федеральных
законах, постановлениях Правительства РФ, приказах Министерства
здравоохранения РФ, нормативных документах областного
Законодательного Собрания, Губернатора.


На фармацевтическом рынке области
отмечается устойчивый рост (9,7% к 1999 году) аптечных учреждений и
оптовых фармацевтических компаний, ассортимента лекарственных средств
(4200 наименований против 3900 в 1999 году).


В практику работы Министерства
здравоохранения вошло обязательное проведение тендеров на закупку
лекарственных средств и другой продукции для нужд ЛПУ в рамках
медико-социальных программ. Относительная экономическая эффективность
конкурсных закупок достигает 29%.


Доля расходов на лекарственные
средства в здравоохранении области составила 26,9% против 21,0% в
1999 году.


Положительную роль в организации
лекарственного обеспечения сыграло внедрение в области формулярной
системы, обеспечивающей эффективное использование бюджетных и
внебюджетных средств. Система динамично развивается. В формулярных
списках увеличивается доля отечественных лекарственных средств. С
внедрением ФС прогнозируемая оптимальная потребность в лекарственных
средствах снизится на 40%.


В целях обеспечения доступности
лекарственной помощи малообеспеченным слоям населения организовано 25
социальных отделов (аптек). Значительно улучшилось лекарственное
обеспечение ветеранов и инвалидов. За 5 месяцев т.г. отпущено
лекарств по бесплатным и льготным рецептам на 42,3 млн руб. против
26,5 млн руб. за соответствующий период 2000 года (рост 159,6%), в
т.ч. ветеранам - на 6,8 млн руб. (рост 158,1%), инвалидам - на 26,2
млн руб. (рост 145%).


В целях рационального использования
финансовых и лекарственных ресурсов в г. Н.Новгороде, Дзержинске и
Арзамасе ведется персонифицированный учет лекарственного обеспечения
граждан, пользующихся правом льготной лекарственной помощи.


Положительно на качестве
лекарственного обеспечения сказывается развитие местной
фармацевтической промышленности: рост ассортимента и объемов
производства, в т.ч. жизненно важных лекарственных средств (табл.
нитросорбит, циннаризин и др.).


Однако коллегия обращает внимание на
то, что вопросы организации лекарственного обеспечения, доступности и
качества лекарственных средств решены не в полном объеме.


Руководители ЛПУ допускают
нерациональное использование финансовых ресурсов. Имеют место случаи
закупок лекарственных средств в объемах значительно превышающих
норматив запасов (Перевозская ЦРБ, Сеченовская ЦРБ). Такие факты
обсуждаются на медсоветах с участием руководителей районных
администраций и принимаются конкретные меры по устранению этих
недостатков.


Нарушаются условия хранения
лекарственных средств в большинстве аптечных и
лечебно-профилактических учреждений, что может привести к снижению их
фармакотерапевтической активности. За эти нарушения в 2000 - 2001
годах приостановлено действие лицензий на фармацевтическую
деятельность 9 предприятиям на срок от одного до шести месяцев.


Отсутствие федеральных нормативов
размещения аптечных учреждений привело к неуправляемому росту их
количества, что отрицательно сказалось на увеличении цен на
лекарственные средства и привело к появлению в обороте
недоброкачественных и фальсифицированных лекарств (клафоран пор.,
сумамед, настойка боярышника и др.).


Несмотря на значительное увеличение
финансирования на льготное лекарственное обеспечение, остро стоит
вопрос обеспечения лекарствами инвалидов и других категорий
населения. Муниципальные бюджетные средства на эти цели снизились на
72%.


Коллегия решает:


1. Утвердить основные направления
совершенствования организации лекарственного обеспечения населения
Нижегородской области (приложение).


2. Одобрить опыт работы г.
Н.Новгорода, Дзержинска и Арзамаса по персонифицированному учету
расходования финансовых и лекарственных ресурсов для обеспечения
льготируемых слоев населения, рекомендовать главам администраций
городов и районов области его внедрение на муниципальном уровне,
взять под личный контроль вопрос лекарственного обеспечения граждан,
пользующихся правом получения льготной лекарственной помощи.


3. Считать внедрение формулярной
системы рациональным направлением в организации лекарственного
обеспечения лечебно-профилактических учреждений.


4. Поручить Министерству
здравоохранения просить Правительство Нижегородской области:


4.1. Обратиться в федеральные органы
исполнительной власти с предложениями о предоставлении возможности
субъектам РФ перераспределять финансовые средства, предусмотренные на
возмещение стоимости льготных лекарственных средств для ветеранов и
инвалидов, и осуществлении предварительных оплат за оказываемые
услуги.


4.2. Рассмотреть возможность
бюджетного финансирования НОЦККСЛС в объеме 1,9 млн руб. до конца
2001 года.


4.3. Обратиться в аппарат
полномочного представителя по Приволжскому федеральному округу
Кириенко С.В. и к руководителям исполнительной власти субъектов
Приволжского федерального округа с предложением консолидации
финансовых ресурсов на уровне Приволжского федерального округа для
проведения централизованных закупок лекарственных средств.


4.4. Обратиться в Законодательное
Собрание Нижегородской области с предложениями:


4.4.1. Выйти в Государственную Думу
Федерального Собрания РФ с законодательной инициативой по отмене НДС
на лекарственные средства и пересмотру Закона РФ № 158-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" в части
лицензирования оборота наркотических и психотропных лекарственных
средств;


4.4.2. Уменьшить ставку налога с
продаж изделий медицинского назначения до 1 - 2%.


5. Областному фармацевтическому
управлению:


5.1. Подготовить расчет потребности и
предложения по механизму финансирования льготного лекарственного
обеспечения населения для внесения в проект закона о бюджете области
на 2002 год. Срок исполнения до 01.09.2001.


5.2. Подготовить целевую программу
государственных закупок жизненно необходимых лекарственных средств на
2002 год. Срок исполнения до 01.10.2001.


5.3. Разработать систему адресной
помощи малообеспеченным слоям населения через социальные аптеки
(отделы). Срок исполнения до 01.09.2001.


5.4. В целях оптимизации развития
фармацевтического рынка пересмотреть все действующие стандарты на
аптечные учреждения и предприятия и представить на утверждение в МЗ
Нижегородской области. Срок исполнения до 15.09.2001.


5.5. Подготовить предложения
департаменту цен по разработке единого нормативного документа по
ценообразованию на все группы лекарственных средств и изделия
медицинского назначения. Срок исполнения до 01.08.2001.


5.6. Разработать программу
обеспечения доступности лекарственных средств населению Нижегородской
области.


5.7. Разработать концепцию
информатизации рынка лекарственных средств. Срок исполнения до
01.10.2001.


6. Областному фармацевтическому
управлению и областному центру контроля качества и сертификации
лекарственных средств разработать нормативные документы о контроле
качества и сертификации лекарств в Нижегородской области. Срок
исполнения до 15.07.2001.


7. Руководителям
лечебно-профилактических учреждений и предприятий, осуществляющих
фармацевтическую деятельность и оптовую торговлю лекарственными
средствами:


7.1. Осуществлять строгий приемочный
контроль поступающих лекарственных средств в соответствии с
действующими нормативными документами.


7.2. Обеспечить условия хранения
лекарственных средств в соответствии с нормативными документами.


8. Руководителям
лечебно-профилактических учреждений:


8.1. Осуществлять фармацевтическую
деятельность в части закупок лекарственных средств через больничную
или хозрасчетную аптеки.


8.2. Обеспечить контроль за
рациональным использованием лекарственных средств путем внедрения
формулярной системы.


8.3. Планировать объемы и ассортимент
закупок лекарственных средств с учетом необходимого норматива
потребности.


8.4. Осуществлять ценовой мониторинг
и ценовой контроль на закупаемые лекарственные средства.






Председатель коллегии


министр здравоохранения


А.В.СМИРНОВ






Секретарь коллегии


Т.В.ЕГОРОВА














Приложение






ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО


ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ






Рациональное
использование финансовых ресурсов и лекарственных средств:


- внедрение формулярной системы;


- внедрение оптимальных схем лечения
в соответствии со стандартами;


- реструктуризация системы
лекарственного обеспечения ЛПУ;


- внедрение системы адресного
лекарственного обеспечения;


- персонификация обеспечения
лекарственными средствами по льготным рецептам.






Обеспечение и
контроль доступности лекарственных средств:


- оптимизация работы социальных аптек
(отделов);


- организация аптечных пунктов при
всех ФАПах и участковых больницах;


- создание системы, обеспечивающей
снижение цен на ЛС и снижение финансового бремени граждан на
приобретение ЛС;


- рациональная система формирования
цен.






Централизация
финансовых средств на конкурсные закупки лекарств с ориентацией на
продукцию отечественных предприятий.






Обеспечение
фармацевтического надзора за субъектами фармацевтического рынка и
контроль за безопасностью лекарств.






Совершенствование
механизмов государственного регулирования фармацевтической
деятельности:


- стандартизация фармацевтической
деятельности;


- ценообразование;


- сертификация ЛС;


- лицензирование фармацевтической
деятельности;


- ассортиментная политика;


- госзаказ;


- программы государственных гарантий;


- централизованное финансирование
лекарственного обеспечения ЛПУ;


- информационное и
организационно-методическое обеспечение управления сферой
лекарственного обращения;


- поддержка отечественных
производителей лекарств.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru