РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 20.08.2001 по делу № А43-5361/01-16-141
<ПРИ ВВОЗЕ НА ТЕРРИТОРИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ И ВВОЗИМЫХ С ТЕРРИТОРИЙ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, НАЛОГ НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ НЕ ВЗИМАЕТСЯ>
(Вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ суда
апелляционной инстанции от 18.10.2001)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 20.12.2001 по делу № А43-5361/01-16-141 решение суда
первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции
оставлены без изменения. -
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
-
от 20 августа 2001 года
Дело N А43-5361/01-16-141
(извлечение)
-
Председательствующий
Гущев В.В., судьи Радченкова Н.Ш., Сандова Е.М. рассмотрели в
судебном заседании дело по иску ООО "Минилен" к
Нижегородской таможне о признании недействительным решения № 19 от
20.06.2001 и возврате из бюджета 73629,00 руб.
-
Сущность спора: в
Арбитражный суд Нижегородской области обратилась ООО "Минилен"
с иском к Нижегородской таможне о признании недействительным решения
№ 19 от 20.06.2001 и возврате из бюджета 73629,00 руб.
Ответчик представил отзыв на исковое
заявление, в котором исковые требования не признал и просил в иске
отказать.
Суд, заслушав доводы сторон и изучив
материалы дела, установил следующее.
На основании контракта 37/07 от 19
января 2000 года ООО "Минилен" получило товар от партнера
из Кыргызстана. Товар пересек границу РФ 29 декабря 2000 года о чем
имеется отметка Саратовской таможни. 9 января 2001 года ООО "Минилен"
подало грузовую таможенную декларацию, уплатило таможенные платежи, и
Нижегородская таможня разрешила выпуск товара в свободное обращение.
29 мая 2001 года в адрес ООО
"Минилен" поступило требование Нижегородской таможни об
уплате НДС по полученному товару и на основании инкассового
требования № 19 от 29 июня 2001 года с расчетного счета истца были
списаны денежные средства (НДС) в сумме 73629 руб.
Основанием для начисления и взыскания
НДС явилось заключенное между Правительством Российской Федерации и
Правительством Кыргызской Республики соглашение о принципах взимания
косвенных налогов во взаимной торговле. Согласно статье 4 соглашения
товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной стороны,
облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с
ее национальным законодательством.
До введения в действие указанного
Соглашения, товары ввозимые из Кыргызстана, не облагались НДС при
ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в силу подпункта
"а" пункта 2 статьи 1 соглашения о таможенном союзе между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Кыргызская Республика
присоединилась к данному договору в 1996 году.
Не согласившись с начислением НДС и
его взысканием, ООО "Минилен" обратилось в суд.
Суд считает иск подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 9 соглашения с
Кыргызстаном оно вступает в силу с 1 января года, следующего за годом
выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур. По
сообщению МИД России стороны завершили выполнение данных процедур в
2000 году. Соглашение ратифицировано Федеральным законом № 154-ФЗ от
27.12.2000. Данный Федеральный закон был опубликован в "Российской
газете" 30 декабря 2000 года. Само соглашение было опубликовано
в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июля 2001 года
№ 27.
На запрос Приволжского таможенного
управления в Государственный таможенный комитет Российской Федерации
был получен ответ, где указано, что пункт 3 статьи 15 Конституции
Российской Федерации устанавливает, что "законы подлежат
официальному опубликованию, не затрагивая применение международных
договоров Российской Федерации." Таким образом, можно сделать
вывод о том, что соглашение между Правительством Российской Федерации
и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных
налогов во взаимной торговле вступило в силу 1 января 2001 года, о
чем ГТК России был информирован письмом МИД России от 27.02.2001 N
2131дп.
Однако данное заключение не основано
на действующем законодательстве. Положение части 4 статьи 15
Конституции Российской Федерации определяет, что международные
договоры Российской Федерации являются составной частью правовой
системы Российской Федерации. При этом они имеют преимущество перед
национальным законодательством в части, касающейся федеральных
законов и законов субъектов Российской Федерации. Если возникает
коллизия между нормами международного договора и Конституцией, то
действует правило о высшей юридической силе Конституции, ибо
международные договоры являются составной частью правовой системы
государства, а в рамках этой системы нет актов, которые по своей
юридической силе стояли бы выше Конституции. В связи с этим в статье
22 Федерального закона "О международных договорах Российской
Федерации" предусмотрено, что в случае, если международный
договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений
Конституции, решение о согласии на его обязательность для Российской
Федерации возможно только после внесения соответствующих поправок в
Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке.
Нормы Конституции имеют универсальный характер и применяются в том
числе и в отношении международных договоров, являющихся частью
правовой системы. Соответственно на них распространяются положения
части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации о запрете
применения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и
обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для
всеобщего сведения.
Из материалов дела видно и не
оспаривается сторонами, что соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о
принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле было
опубликовано после подачи ООО "Минилен" декларации.
Согласно статье 5 Таможенного кодекса Российской Федерации в
таможенном деле применяются акты, действующие на день принятия
таможенной декларации. На 9 января 2001 года вышеуказанное соглашение
не может считаться действующим, так как не было опубликовано для
всеобщего сведения.
Поэтому у Нижегородской таможни не
было правовых оснований для доначисления и взимания НДС по товарам,
ввезенным ООО "Минилен" по декларации от 09.01.2001.
Взысканные денежные средства подлежат возврату истцу.
Госпошлина по делу в соответствии со
ст. 95 АПК РФ подлежит отнесению на ответчика, но поскольку он
освобожден от уплаты госпошлины по данной категории споров, то
госпошлина по делу взысканию не подлежит.
На основании изложенного и
руководствуясь ст. 93, 124 - 127, 135 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
-
решил:
-
Признать решение
Нижегородской таможни № 19 от 20.06.2001 о взыскании таможенных
платежей.
Возвратить из бюджета ООО "Минилен"
73629,00 руб., взысканных с расчетного счета.
Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока и может быть обжаловано.
-
Председательствующий
В.В.ГУЩЕВ
Судьи
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Е.М.САНДОВА
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
-
от 18 октября 2001 года
Дело N А43-5361/01-16-141
(извлечение)
-
Апелляционная
инстанция Арбитражного суда Нижегородской области в составе
председательствующего Моисеевой И.И., судей Войнова С.А., Ланда Р.М.
рассмотрела в заседании апелляционную жалобу Нижегородской таможни на
решение арбитражного суда от 20.08.2001 (судьи Гущев В.В., Радченкова
Н.Ш., Сандова Е.М.) по иску общества с ограниченной ответственностью
"Минилен" к заявителю о признании недействительным решения
№ 19 от 20.06.2001 и возврате из бюджета 73629,0 руб.
Решением суда от 20.08.2000 исковые
требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд исходил из
того, что соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных
налогов во взаимной торговле от 10.10.2000 было опубликовано после
подачи ООО "Минилен" таможенной декларации, в связи с чем,
исходя из общих принципов, закрепленных Конституцией РФ, у
Нижегородской таможни не было правовых оснований для доначисления и
взимания НДС по товарам, ввезенным обществом по декларации от
09.01.2001.
Не согласившись с принятым судом
решением, Нижегородская таможня просит его отменить. Заявитель
считает, что вышеуказанное соглашение вступило в силу 01.01.2001,
т.е. согласно ст. 9 Соглашения, с 1 января года, следующего за годом
выполнения сторонами внутригосударственных процедур (Соглашение
ратифицировано Федеральным законом от 27.12.2000 № 154-ФЗ). По мнению
заявителя, Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О
международных договорах Российской Федерации", устанавливающий
требование об официальном опубликовании вступивших в силу
международных договоров, не связывает вступление в силу
международного договора с моментом его опубликования. При этом
Нижегородская таможня ссылается на письма МНС РФ и ГТК РФ.
Представитель ООО "Минилен"
решение суда поддержала; считает, что поскольку соглашение официально
опубликовано только 02.07.2001, то оно действует именно с этого
момента и распространять его действие на отношения, возникшие до
вступления его в законную силу, и взимать НДС по товарам,
продекларированным в январе 2001 г., неправомерно.
Правильность принятого решения
проверена в порядке ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Как следует из материалов дела,
03.01.2001 ООО "Минилен" в соответствии с контрактом от
19.01.2000 № 37/07 получен товар (лампы накаливания электрические) из
Кыргызской Республики. Оплата товара произведена на основании
счета-фактуры от 18.12.2000 № 002561.
09.01.2001 обществом подана грузовая
таможенная декларация, уплачены таможенные платежи, и 12.01.2001
Нижегородской таможней разрешен выпуск товара в свободное обращение.
В мае 2001 г. Нижегородская таможня,
руководствуясь соглашением о принципах взимания косвенных налогов во
взаимной торговле между Правительствами РФ и Кыргызстана,
ратифицированным Федеральным законом от 27.12.2000 № 154-ФЗ,
направила ООО "Минилен" требование об уплате 73629,0 руб.
НДС по данной партии товара. Поскольку указанное требование последним
исполнено не было, Нижегородская таможня, на основании решения о
принудительном взыскании от 20.06.2001 № 19, выставила инкассовое
поручение от 29.06.2001 № 19 на списание суммы НДС в бесспорном
порядке, которое и было исполнено.
Заслушав доводы сторон, изучив
материалы дела и апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не
находит оснований для отмены решения суда; считает выводы суда первой
инстанции относительно неправомерности в данном случае взыскания
таможенными органами НДС законными и обоснованными.
Согласно ст. 4 соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской
Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной
торговле, товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной
стороны, облагаются косвенными налогами (в частности, НДС) в стране
назначения в соответствии с ее национальным законодательством.
Национальным законодательством РФ, а
именно, ст. 13 Федерального закона "О введение в действие части
второй Налогового кодекса РФ...", установлено, что до 01.07.2001
при ввозе на территорию РФ товаров, происходящих и ввозимых с
территорий государств - участников Содружества Независимых
Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами не
взимается.
Таким образом, исходя из положений
действующего налогового законодательства РФ, которое не делает
разграничений между странами - участниками СНГ, взимание НДС в
отношении партии товара, поступившей из Киргизии во исполнение
контракта от 19.01.2000 № 37/07 и продекларированной в январе 2001
г., неправомерно.
Также апелляционная инстанция находит
обоснованными выводы суда первой инстанции относительно того, что в
соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции РФ руководствоваться
положениями международного договора, поскольку он является составной
частью правовой системы, можно только после его официального
опубликования для всеобщего сведения.
На то, что арбитражный суд должен
применять только вступившие в силу и должным образом доведенные до
всеобщего сведения международные договоры РФ, указывает и
постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 8
"О действии международных договоров РФ применительно к вопросам
арбитражного процесса".
Иными словами, международный договор,
становясь обязательным для подписавшего его государства как субъекта
международных отношений, не может применяться непосредственно к
регулированию внутригосударственных отношений. Надлежащее
опубликование международного договора - это именно те меры, которые
должно предпринять государство, чтобы нормы договора стали юридически
обязательными для субъектов данного государства (физических и
юридических лиц, государственных органов); иное же противоречит
конституционным нормам, о которых говорилось выше.
Но, даже если согласиться с мнением
таможенного органа о том, что Соглашение вступило в силу с
01.01.2001, т.е. взимать НДС при ввозе товаров из Киргизии, все равно
следует с 01.07.2001, поскольку ст. 4 Соглашения отсылает нас к
национальному законодательству страны назначения.
Таким образом, неправомерно
взысканная с ООО "Минилен" сумма НДС подлежит возврату из
бюджета.
Расходы по апелляционной жалобе в
соответствии со ст. 95 АПК РФ относятся на заявителя, но поскольку
таможенные органы освобождены от уплаты госпошлины, данный вопрос не
рассматривается.
На основании вышеизложенного и
руководствуясь ст. 95, 155, 157 - 159 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
-
постановил:
-
Жалобу Нижегородской
таможни на решение арбитражного суда от 20.08.2001 оставить без
удовлетворения.
Решение суда от 20.08.2001 - без
изменения.
Постановление вступает в законную
силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в установленном
законом порядке.
-
Председательствующий
И.И.МОИСЕЕВА
Судьи
С.А.ВОЙНОВ
Р.М.ЛАНДА
-
|