Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 16.04.2001 № 633-Р


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
МЕРОПРИЯТИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНЫХ, НЕТРАДИЦИОННЫХ И ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ
ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА 2001 - 2010 ГГ."


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области.









АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 16 апреля 2001 г. № 633-р




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНЫХ,
НЕТРАДИЦИОННЫХ И


ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА
2001 - 2010 ГГ.






В целях сокращения
дефицита топливно - энергетических ресурсов, расширения объемов
использования местных видов топлива и стабилизации функционирования
организаций топливной и торфяной промышленности:


1. Утвердить прилагаемую Программу
мероприятий по разработке и использованию местных, нетрадиционных и
возобновляемых энергоресурсов.


2. Департаменту ТЭК (Гладышев С.В.):


2.1. Организовать работу по
разработке инвестиционных обоснований (ТЭО, бизнес - планов)
строительства торфобрикетных заводов в п. Пижма Тоншаевского района,
п. Б. Мокряй Уренского района и в п. Шеманиха Краснобаковского
района; модернизации котельных с переводом на торфобрикет, для чего
организовать энергетическое обследование котельных, работающих на
каменном угле и нефтяном топливе в Тоншаевском, Шахунском, Уренском,
Ветлужском, Краснобаковском, Варнавинском и Воскресенском районах.


2.2. По реализации работ,
предусмотренных подпунктом 2.1 распоряжения, при взаимодействии с ОАО
"Нижегородторф" и администрациями указанных районов внести
в департамент финансов (Труфанов В.А.) предложения по финансированию
1-го этапа разрабатываемой Программы использования местных,
нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов на период 2001 - 2010
годы, а также определить перечень котельных для перевода на местные
виды топлива в 2001 - 2002 г. и внести его на утверждение губернатору
области.


2.3. Совместно с департаментом
финансов (Труфанов В.А.) представить губернатору области проект
областной Программы использования местных, нетрадиционных и
возобновляемых энергоресурсов на 1 этап планируемого периода и
предложения по финансированию с целью направления в порядке
законодательной инициативы в Законодательное Собрание области.


2.4. Совместно с департаментом
промышленности (Воронов В.Н.) организовать работу по привлечению
организаций области к участию в мероприятиях по реализации программы
использования местных, нетрадиционных и возобновляемых
энергоресурсов.


3. Контроль за выполнением настоящего
распоряжения возложить на первого заместителя губернатора области
Батырева А.В.






Губернатор области


И.П.СКЛЯРОВ














Приложение


к распоряжению


Губернатора области


от 16.04.2001 № 633-р






ПАСПОРТ


ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНЫХ,
НЕТРАДИЦИОННЫХ И


ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА
ПЕРИОД


2001 - 2010 ГГ. В НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ




















































Наименование
Программ


Программа использования
местных, нетрадицион-
ных и возобновляемых энергоресурсов на
период
2001-2010 гг. в Нижегородской области


Документы, опреде-
ляющие
необходи-
мость разработки
Программы


Закон Нижегородской области
от 17.12.1996
№ 56-З "Об энергосбережении"

Распоряжение Губернатора Нижегородской облас-
ти от
25.01.2000 № 68-р


Государственный
заказчик


Администрация Нижегородской
области


Основные

разработчики
Программы


ОАО "Институт
ресурсосбережения"
Нижегородский
региональный инновационный
центр энергосбережения (НИЦЭ)


Цель и задачи
Программы


Использование местных,
нетрадиционных и возоб-
новляемых видов энергоресурсов взамен
привоз-
ных видов топлива и сокращение затрат бюджета
на
топливо


Сроки и этапы
реализации


1 этап - 2001 - 2002 гг.,

2 этап - 2003 - 2005 гг.,
3
этап - 2006 - 2010 гг.


Перечень основных
мероприятий


Предложения по развитию
производства торфяной
продукции в Нижегородской области.

Предложения по использованию торфа и топливной
древесины
взамен привозного топлива.
Оценка возможности
использования нетрадицион-
ных и возобновляемых видов
энергоресурсов
Нижегородской области.


Исполнители
Программы
и
основных
мероприятий


Администрации районов,
департаменты админи-
страции Нижегородской области, ОАО
"Нижегород-
торф", АО ЛХ "Нижегородлес",
специализирован-
ные предприятия, энергосервисные и
консалтин-
говые структуры


Объемы и источники

финансирования


Объем капитальных затрат по
Программе 763,7
млн руб. Источники финансирования:

Федеральный бюджет (в рамках проектируемой
программы
"ТОРФ") - 223,7 млн руб.
Администрация
Нижегородской области - 153,0
млн руб.

Собственные средства специализированных
пред-
приятий - 73,0 млн руб.
Заемные
средства под гарантии - 80,0 млн руб.
Местный бюджет - 59,0
млн руб.
Средства инвесторов - 175,0 млн руб.


Ожидаемые конечные
результаты


Годовая экономия от
реализации Программы -
140,5 млн руб.

Средний срок окупаемости мероприятий
Программы
составляет 5,4 года.


Система организации
контроля
за
исполнением
Программы


Контроль за исполнением
Программы осуществляет
департамент ТЭК Администрации области






КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНЫХ, НЕТРАДИЦИОННЫХ


И ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ


НА ПЕРИОД 2001 - 2010 ГГ.
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






1. ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ






Энергетика является
базовой отраслью, обеспечивающей и в значительной степени
определяющей функционирование всего хозяйства области. Надежное
снабжение потребителей (промышленность, сельское хозяйство,
население), энергоресурсами - одна из важнейших задач.


Проблема обеспечения хозяйства
области энергией определяется общемировым состоянием обеспечения
энергоресурсами из-за роста потребления органического топлива и
ограниченности его запасов. С другой стороны недостаточность в самой
области сколько - нибудь значительных запасов органического топлива,
отсутствие их добычи и удаленность области от районов добычи
энергоресурсов в России определяют высокий уровень цен на
потребляемые ресурсы и трудности с обеспечением энергоресурсами.


Принципиальные изменения,
происходящие в последние годы в экономическом укладе России и,
соответственно, в Нижегородской области, сокращение инвестиций на
модернизацию и развитие топливно - энергетического комплекса области,
изменившиеся условия финансирования и закупок топлива привели к
снижению качества энергоснабжения и определенному социальному
напряжению. Все это заставляет вплотную заняться поисками
альтернативных источников энергии и, в первую очередь, среди местных
ресурсов.


Необходимо выработать оптимальную
стратегию, которая будет решающим фактором в тактических путях ее
решения, базирующуюся на определенном концептуальном подходе.


Основой концепции является
аналитическая оценка состояния местных, нетрадиционных и
возобновляемых энергоресурсов Нижегородской области и определение
основных направлений их использования взамен дорогостоящих привозных
энергоносителей.


В качестве энергетического объекта
рассматривались торф, дрова, возобновляемые и нетрадиционные виды
энергоресурсов области.


В первой половине ХХ века местные
энергоресурсы занимали значительное место в энергобалансе области, но
во второй половине века их удельный вес резко упал за счет роста
потребления нефтепродуктов, газа, привозного угля и электроэнергии
крупных гидростанций.


Удельный вес местных энергоресурсов в
общем энергопотреблении области (см. рис. 1).






(Рис. 1. (в
электронном варианте не приводится))






За последние годы
закрылось большинство предприятий по добыче торфа. Разрушена
производственная и социальная структура. Добыча торфа упала в 4 раза,
заготовка дров втрое.


При этом определенная работа по
использованию местных видов топлива (торф, дрова) и нетрадиционных
источников в области осуществляется.


На 4 торфопредприятиях - Альцевском
(Тоншаевский район), Большеорловском (Борский район), Богородском
(Богородский район) и Чернораменском (Балахнинский район)
продолжается добыча фрезерного и кускового торфа.


В 42 районах области ведется
промышленная заготовка дров и в 2000 году ее объем по сравнению с
1999 г. возрос в 1,5 раза. В Богородском районе действует
торфобрикетный завод средней мощности, в Тоншаевском районе
завершается строительство завода по производству торфобрикетов.
Восстановлена на реке Пьяна Ичалковская МГЭС на 250 квт. НПФ
"ТРИТОН-Лтд", г. Н.Новгород разработана конструкция
тепловых насосов - устройства, позволяющего утилизировать тепло
окружающей среды; ведется проработка вариантов котлов по сжиганию
торфа и древесного сырья.


Кроме того, в настоящее время
совместно со Швейцарией ведется проект по утилизации биогаза на
станции аэрации г. Н.Новгорода.


В предлагаемой программе использован
блочно - модульный метод управления ресурсами, позволяющий
пользователям, исходя из конкретных задач, выбрать наиболее
целесообразный и в экономически выгодный вариант замены привозного
вида топлива на местные энергоресурсы.






2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ






2.1. Основная цель:
Повысить удельный вес в энергопотреблении местных источников
энергоресурсов и прежде всего торфа и дров.


2.2. Основные задачи программы:


заменить ввозимый в область уголь для
коммунально - бытовых нужд торфом и дровами и сократить применение
нефтепродуктов для этих целей;


расширить использование кускового и
фрезерного торфа для тепловых котельных;


развить производство торфобрикетов
для использования в котельных и населением;


увеличить заготовку дров для нужд
коммунально - бытового потребления и населения;


обеспечить глубокое изучение и
проработку проблем использования нетрадиционных видов энергоресурсов,
перейти к проектированию и строительству объектов их применения.


2.3. Перечень подпрограмм


Добыча и энергетическое использование
торфа;


Дрова;


Нетрадиционные источники энергии.


2.4. Этапы реализации программы по
территории и срокам






I этап программы
"СЕВЕР" области - 2001 - 2002 гг. - замена угля и
нефтепродуктов в северных районах области.


Первоочередное внедрение программы в
северных районах области обусловлено:


дороговизной поставки угля и
нефтепродуктов;


трудностями завоза в отдаленные
районы привозного топлива;


отсутствием устойчивого
газообеспечения для топливоснабжения и бытовых нужд;


наличием достаточных ресурсов торфа и
леса;


необходимостью обеспечения
использования имеющихся трудовых ресурсов.






II этап -
центральные районы области "ПРАВОБЕРЕЖЬЕ и ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ" -
2003 - 2005 гг.


Выбор II этапа определяется:


наличием сложившейся производственной
и социальной структуры торфодобычи, заготовки дров и производства
торфобрикетов;


более развитыми транспортными
схемами;


меньшей остротой проблем обеспечения
привозным топливом.






III этап - "ЮГ"
области - 2006 - 2010 г. г.


Районы юга области отнесены к III
этапу, т.к. там вопросы замены привозным топливом менее остры, а
также тем, что ресурсы торфа незначительны, сосредоточены в основном
на юго - западе области и их промышленная разработка пока не начата.


Необходимость разделения программы по
срокам и территориям связана также с невозможностью одновременно
обеспечить финансирование по всем этапам, а поэтому в программе
применен блочно - модульный метод управления ресурсами.






3. НАЛИЧИЕ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ






3.1. Имеющиеся
местные энергоресурсы позволяют восстановить размеры их использования
на уровне 1990 г, а по нетрадиционным видам ресурсов обеспечить после
соответствующей проработки их существенную роль в энергобалансе
области.


Разведанные промышленные запасы торфа
в области составляют по данным ОАО "Нижегородторф" 190 млн
тонн, имеется 2261 разведанное месторождение с общей площади в
границах промышленной залежи 148 тыс. га.


Запасы древесины в лесном фонде
области составляют 431,8 млн м3. Расчетная годовая лесосека 4,2 млн
м3, в т.ч. по хвойной древесине 1,1 млн м3. Используется 2 млн м3, в
т.ч. 0,9 млн м3 хвойной древесины. Как топливо может быть
использовано 20% заготавливаемого леса и, таким образом объем
ресурсов по дровам составляет 800 - 850 тыс. м3, при достигнутых
объемах заготовки дров 418 тыс. м3. (1999 г.).


Недоиспользование расчетной лесосеки
ведет к увеличению запасов переспелой древесины и к ухудшению
качества леса, загниванию и засорению лесных массивов со всеми
вытекающими последствиями экологического и экономического характера.






(Рис. 2. (в
электронном виде не приводится))






В составе расчетной
лесосеки переспелый лес составляет более 300 тыс. м3.


Потенциал нетрадиционных видов
энергии составляет 110 млн ГДж/год (без энергии ветра) по оценке
Нижегородского регионального инновационного центра энергосбережения
(НИЦЭ) (см. рис. 2).


При использовании этого потенциала
можно сэкономить 3,2 млн т. условного топлива, что втрое больше, чем
намечается программой по использованию торфа и дров.


Эта проблема требует дальнейшего
глубокого изучения и конкретной проработки.


Эксплуатация малых ГЭС (МГЭС) на
малых реках Нижегородской области может обеспечивать выработку около
300 млн кВТ-ч/год и покрыть более 25% электроэнергии
сельскохозяйственных районов области.


В Нижегородской области имеется
незначительное число мест, где могут быть установлены
ветроэнергетические установки (ВЭУ). Фактически ВЭУ могут быть
сооружены только в районе Шахуньи и Большого Болдино, которые по
шкале Бофорта набирают 3 балла. Это говорит о том, что существуют
удовлетворительные условия для эксплуатации некоторых типов
тихоходных ветроагрегатов. Все остальные районы Нижегородской области
не располагают сколько - нибудь значительным потенциалом для
использования энергии ветра.


3.2. При разработке программы были
рассмотрены варианты замены привозного топлива дровами, фрезерным,
кусковым торфом и торфобрикетами.


Анализ показал, что замена дровами
мазута и печного бытового топлива нецелесообразна, т.к. при этом
необходимые объемы дров потребуют значительного увеличения заготовок
леса, что значительно превысит расчетную лесосеку и приведет к
быстрой вырубке основных лесных массивов.


Поэтому дрова предлагается
использовать только для замены угля в относительно мелких котельных.


Замена привозного топлива
торфобрикетами означала бы увеличение их производства до 775 тыс.
т/год - для этого нужны капитальные вложения в размере 913 млн руб.,
экономия от замены привозного топлива составит всего 36,5 млн руб,
(срок окупаемости капвложений - 25 лет), что неприемлемо.


Это заставляет ограничить
производство брикетов на 1-м этапе до 110 тыс. тонн с использованием
их для нужд населения и завоза в отдаленные части районов.


Полная замена привозного топлива
фрезерным торфом экономически выгодна - они обеспечивает годовую
экономию 165,6 млн руб (но при этом капвложения возрастают до 1205
млн руб, что неприемлемо, и сроки окупаемости (7,3 года) длительны.


Кроме того, перевозка фрезерного
торфа в районы потребления приводит к перегрузке транспорта и
снижению эффективности.


Расчет применения кускового торфа
также проработан, но ввиду малого объема его добычи (7 - 10% от
фрезерного) он рассматривается в программе как природный брикет,
кроме того он нетранспортабелен при дальней перевозке.


Поэтому в программе принят
комбинированный вариант замены привозных видов топлива.


В комбинированный вариант программы
включены расчеты по 17 базовым районам, в которых имеется
экономически более выгодная ситуация по использованию торфа и дров.


Таким образом, по 17 базовым районам
программа предусматривает полную замену привозного топлива со сроками
окупаемости соответствующими нормативным.






Основные показатели
программы представлены в таблице 2.






Таблица 2.




































































Показатели



Всего


I этап
2001 -
2002
г.г.


II этап
2003 -
2005
г.г.


III этап
2006 -
2010
г.г.


Капитальные затраты,
млн
руб.


663,96


205,36


355,7


102,9


Экономия от замены
при-
возного топлива, тыс. т


121,51


41,32


66,10


14,9


Окупаемость, год


5,46


5,0


5,4


7,3


Замена привозного топли-
ва,
тыс. т; в том числе:














Уголь


99,6


50,7


30,4


18,5


Мазут


71,8


14,6


52,7


3,9


ПБТ


12,5


10,2


2,9


2,3






Кроме того, по 25
районам, не имеющим значительных ресурсов торфа, но заготовляющих
дрова, предусматривается замена угля в количестве 101 тыс. тонн
дровами в количестве 231,4 тыс. м3., что дополнительно учтено в
подпрограмме "ДРОВА", в которой для этого предусмотрены
необходимые капвложения в размере 99,7 млн руб, окупающиеся за счет
получаемой экономии (19 млн руб.) в течение 5 лет.


Программа 2001 - 2010 г. г. дает
увеличение объема производства (в ценах на 01.09.2000 с учетом
транспортных расходов) на 233,4 млн руб,





В т.ч.

Дрова - 460 тыс.
м3, 92,0 млн руб.

Торфобрикеты - 110 тыс.
т, 40,2 млн руб.

Кусковой торф - 43,2
тыс. т 9,9 млн руб.

Фрезерный торф - 456,6
тыс. т 91,3 млн руб.




4. КАПИТАЛЬНЫЕ
ЗАТРАТЫ






(млн руб.)
представлены в таблице 3.






Таблица 3.



































































































































































пп


Наименование
капитальных
затрат


Всего


I этап
2001 -
2002
г.г.


II этап
2003 -
2005
г.г.


III этап
2006 -
2010
г.г.


1.


На добычу сырья
подготовку
полей и
лесов, в т.ч.




360,31




98,41




204,57




57,33





- дрова


60,02


32,67


16,79


10,56





- фрезерный торф


173,19


47,19


114,5


11,5





- торфобрикеты


127,1


18,55


73,28


35,27


2.


На развитие произ-
водственной
ин-
фраструктуры, в
т.ч.




40




15




15




10





-дрова


16


6


6


4





- фрезерный торф
и
торфобрикеты


24


9


9


6
0


3.


На строительство
семи
торфобрикет-
ных заводов



121,77



62,34



39,62



19,81


4.


На реконструкцию
котельных,
при пе-
реводе:



141,88



29,61



96,51



15,76





на дрова;


24,84


10,3


9,1


5,44





на фрезерный торф;


100,05


15,6


74,85


9,6





на торфобрикеты


16,99


3,71


12,56


0,72


ИТОГО:
В
том числе:


663,96


205,36


355,7


102,9


Дрова


100,87


48,97


31,89


20,0


Фрезерный торф


271,79


71,79


183,1


16,9


Торфобрикеты


291,3


84,6


47,6


66,0






5. ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ






(цифры
ориентировочные)































































Источник финансирования


Млн рублей





Всего


I этап


Федеральный бюджет

(в рамках проектируемой программы
"ТОРФ")



223,7



60,4


В рамках программы
"Социально-
экономическое развитие Нижего-
родской
области" и бюджетов феде-
рации и области



153,0



41,0


Собственные средства
предприятий
лесной и торфяной отраслей



73,0



19,7


Заемные средства под гарантии:








Правительства РФ;


36,0


9,7


Администрации области;


44,0


11,9


Средства местных бюджетов


59,0


16,0


Средства инвесторов


175,0


46,0


ИТОГО:


763,7<*>


205,4






--------------------------------


<*> в т.ч. 99,7 млн руб. по
замене 101,0 тыс. т. угля по 25 районам области, не вошедших в
комбинированный вариант.






6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФИНАНСИРОВАНИЯ






6.1. С целью
финансирования Программы предполагается в установленном порядке
освободить на 10 лет от налогов, поступающих в областной бюджет
организации, осуществляющие:


- добычу и переработку торфа;


- выработку теплоэнергии на базе
торфяной продукции и дров;


- заготовку дров;


- заготовку дров из переспелого леса.


6.2. Использовать для финансирования
программы высвобождающиеся средства от закупки топлива.


Достижение наибольшей эффективности
мероприятий Программы возможно при условии предоставления аналогичных
льгот органами местного самоуправления по уплате налогов в местные
бюджеты.






7. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ






7.1. Доведение
программы до каждого района - участника.


7.2. Разработка в районах конкретных
мероприятий по реализации программы (по конкретным участникам
применения местных ресурсов).


7.3. Разработка системы организации
контроля за реализацией программы, включая статистическую отчетность
и отчетность по использованию налоговых льгот.


7.4. Создать коммерческую структуру
(с участием в контрольном пакете областной администрации,
привлечением районов, научных, производственных и коммерческих
структур).






8. НАУЧНО -
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ






8.1. Привлечение к
исследовательским и научно - проектным работам ведущих профильных
институтов и КБ по реализации программы использования местных,
нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов.


8.2. Законодательное и
административное обеспечение.


8.3. Разработка и утверждение
нормативных и законодательных актов, обеспечивающих реализацию
программы, в том числе


касающихся предоставления льгот по
уплате налогов в бюджеты.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru