Оценщик │ │
Страховщик │ │ Нотариус │ │ Регистратор
│
└─────────┘
└────────────┘
└──────────┘
└─────────────┘
-
- Рис. 2. Схема
взаимодействия участников классической-
двухуровневой
системы ипотечного кредитования.-
Специализированная
организация заключает с оператором агентский договор на выполнение
следующих функций:
- представителя специализированной
организации по отбору банков-участников, проведению андеррайтинга
заемщиков, приобретению у банков закладных, прошедших андеррайтинг;
- сбор средств и обслуживание
платежей по закладным специализированных организаций, ежемесячное
направление отчетности и перечисление средств специализированных
организаций.
Оператор первичного рынка доводит до
банка стандарты, процедуры и требования по выдаче ипотечного кредита
и оформлению закладных, отслеживает соблюдение банком стандартов при
оформлении пакета документов ипотечной кредитной сделки.
Банк оформляет ипотечную кредитную
сделку после проведения андеррайтинга заемщика и выполнения заемщиком
требований банка по страхованию, поручительству. После оформления
государственной регистрации права собственности по договору
купли-продажи жилья между заемщиком и продавцом регистрируются
договор ипотеки и закладная.
Специализированная организация
выпускает облигации, обеспеченные потоками будущих платежей от
приобретенных закладных, для размещения среди инвесторов и
дальнейшего финансирования кредитования.
4. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Финансовые
ресурсы.
Основными источниками средств
являются:
Средства областного и местных
бюджетов, субсидий отдельным категориям граждан, а также средства на
рефинансирование кредитных ресурсов областной ипотечной Программы.
Средства заинтересованных
корпоративных инвесторов.
Средства областной уполномоченной
организации.
Средства населения Нижегородской
области, привлекаемые в областную Программу ипотечного кредитования.
Поэтапное
финансирование программы ипотечного жилищного кредитования с 2002 по
2005 год представлено ниже.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПЕРВОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ (2002 ГОД)
Предполагаемые источники и
направление финансирования
|
Общий объем
финансирования Программы (млн руб.)
|
Средства ипотечной Программы
(млн руб.)
|
|
|
Оборотные средства
|
Средства в кредитах
|
Всего, в
том числе:
|
73
|
|
50
|
Средства
областного бюджета
|
15
|
|
15
|
Средства местных бюджетов
|
10
|
|
10
|
Средства
заинтересованных корпоративных инвесторов (средние и
крупные предприятия) через займы уполномоченным
структурам
|
|
|
|
Средства местных
и привлеченных застройщиков
|
|
|
|
Средства
кредитных организаций и специализированных
организаций
|
5
|
|
5
|
Средства населения
через первоначальный платеж и стоимость сдаваемого жилья |
43
|
43
|
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ВТОРОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ (2003 - 2004
ГГ.)
Предполагаемые источники и
направление финансирования
|
Общий объем
финансирования Программы (млн руб.)
|
Средства ипотечной Программы
(млн руб.)
|
|
|
Оборотные средства
|
Средства в кредитах
|
Всего, в
том числе:
|
490
|
350
|
140
|
Средства
областного бюджета
|
20
|
|
20
|
Средства специализирован- ных
организаций
|
40
|
|
40
|
Средства местных бюджетов |
40
|
20
|
20
|
Средства
заинтересованных корпоративных инвесторов (средние и
крупные предприятия) через займы уполномоченным
структурам |
50
|
10
|
40
|
Средства местных
и привлеченных застройщиков |
80
|
60
|
10
|
Средства
организаций ипотечной инфраструктуры (ОАО, фондов)
|
30
|
20
|
10
|
Средства населения
через первоначальный платеж и стоимость
сдаваемого жилья
|
240
|
240
|
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ (2004 - 2005
ГГ.)
Предполагаемые источники
и направление финансирования
|
Общий объем
финансирования Программы (млн руб.)
|
Средства ипотечной Программы
(млн руб.)
|
|
|
Оборотные средства
|
Средства в кредитах
|
Всего, в
том числе:
|
820
|
590
|
230
|
Средства областного бюджета
|
50
|
|
50
|
Средства
специализированных организаций
|
60
|
|
60
|
Средства
местных бюджетов
|
40
|
|
40
|
Средства
заинтересованных корпоративных инвесторов
(средние и крупные предприятия) через
займы уполномоченным структурам
|
60
|
10
|
50
|
Средства местных
и привлеченных застройщиков
|
100
|
80
|
20
|
Средства
организаций ипотечной инфраструктуры
(ОАО, фондов)
|
60
|
50
|
10
|
Средства населения через
первоначальный платеж и стоимость сдаваемого жилья
|
450
|
450
|
|
4.2. Строительные
ресурсы.
Строительные организации
Нижегородской области и других субъектов Российской Федерации.
Выбор подрядных организаций для
участия в реализации программных мероприятий осуществляется на
конкурсной основе. Основными критериями для выбора подрядных
организаций служат:
- длительный опыт работы в
строительной отрасли;
- наличие собственных оборотных
ресурсов для организации строительства.
Планируемый ввод
квартир в рамках Нижегородской областной ипотечной Программы при
объеме финансирования согласно п. 4.1 представлен ниже:
|
2002
|
2003 - 2004 |
2004 - 2005 |
Объем финансирования жилья
(млн руб.)
|
73
|
490
|
820
|
Величина общей площади
вводимого жилья в текущем году (тыс. кв. м)
|
8,6
|
28,4
|
56,4
|
Величина общей площади
в заделе на следующий год (тыс. кв. м)
|
17,1
|
56,8
|
112,9
|
Количество квартир введенного
жилья (шт.)
|
160
|
530
|
1 050
|
4.3. Земельные
ресурсы.
Основными источниками земельных
ресурсов, необходимых для функционирования системы ипотечного
жилищного кредитования в Нижегородской области, являются:
- земельные участки, находящиеся в
государственной собственности;
- земельные участки, находящиеся в
муниципальной собственности;
- земельные участки, находящиеся в
собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время потенциальные
земельные участки для старта ипотечной Программы определены:
- площадка по ул. Деловой, г.
Н.Новгород;
- м-н Мещерское озеро, г. Н.Новгород;
- Автозаводский район, г. Н.Новгород;
- Кстовский район;
- Борский район.
4.4. Трудовые
ресурсы.
Для работы в системе ипотечного
жилищного кредитования требуется обучение работников организаций,
участвующих в системе.
Персонал, подлежащий обучению:
- работники операторов первичного
рынка;
- работники муниципальных фондов
ипотечного жилищного кредитования;
- работники министерств Нижегородской
области и органов местного самоуправления, курирующих процесс
развития ипотечного кредитования в области.
4.5. Информационные
ресурсы.
Информационные ресурсы системы
ипотечного жилищного кредитования Нижегородской области состоят из
информации, распространяемой среди участников системы ипотечного
кредитования, информации, получаемой от участников системы ипотечного
кредитования.
Распространение информации происходит
по нескольким направлениям:
- кампания по освещению возможности
улучшения жилищных условий через систему ипотечного жилищного
кредитования;
- кампания по информированию жителей
Нижегородской области о жилье, строящемся в рамках Программы;
- распространение методических и
информационных материалов операторов первичного рынка среди
участников системы ипотечного кредитования.
К информации, собираемой и
обрабатываемой в системе ипотечного кредитования, относятся сведения
о земельных участках под жилищное строительство, объектах
недвижимости, заемщиках, организациях-участниках системы ипотечного
кредитования. Указанная информация аккумулируется у операторов
первичного рынка.
5. ОЖИДАЕМЫЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание областной
системы ипотечного жилищного кредитования позволит:
- повысить уровень платежеспособности
граждан и сделать приобретение жилья доступным для достаточно большой
части населения Нижегородской области;
- улучшить состояние жилищного фонда
и условий проживания населения;
- активизировать рынок жилья
Нижегородской области, вовлечь в реальный экономический оборот
недвижимость в жилищной сфере с помощью механизма ипотечного
кредитования;
- создать механизмы и мотивацию для
привлечения в жилищную сферу средств населения и иных внебюджетных
финансовых ресурсов;
- стимулировать развитие
строительного сектора в экономике Нижегородской области;
- оказать влияние на темпы общего
экономического роста Нижегородской области;
- повысить доходы областного и
местных бюджетов за счет расширения налогооблагаемой базы.
6. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ О ЕЕ
ИСПОЛНЕНИИ
Контроль за
исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской
области, Законодательное Собрание Нижегородской области, министерство
строительства и жилищно-коммунального хозяйства, министерство
финансов Нижегородской области и иные органы государственной власти
Нижегородской области в порядке, установленном законодательством.
Внутренний контроль в системе
ипотечного жилищного кредитования осуществляет оператор первичного
рынка.
Оператор первичного рынка
ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным
кварталом, направляет в адрес заказчика областной ипотечной Программы
(в лице министерства строительства и ЖКХ Нижегородской области и в
министерства финансов Нижегородской области) оперативный отчет,
включающий:
а) общий объем полученных средств и
фактически произведенных расходов: всего и в том числе по источникам
финансирования;
б) перечень выполненных мероприятий
Программы;
в) анализ причин несвоевременного
выполнения программных мероприятий;
г) предложения о привлечении
дополнительных источников финансирования и иных способах достижения
программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы
(при необходимости).
Вопросы контроля и отчетности при
реализации Программы, не урегулированные в ней, разрешаются в
порядке, установленном законодательством.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
И СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК, НАМЕЧАЕМЫХ
ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ
В ОБЛАСТНУЮ ПРОГРАММУ ИПОТЕЧНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ
1. Характеристика
объектов незавершенного строительства:
г. Саров
Наименование объекта
|
Характеристика объекта
|
Показатели |
72-квартирный жилой дом
на северной окраине г. Сарова (строительный № 36)
|
Балансовая стоимость, млн руб.
|
43
|
|
Степень технической готовности,
% |
10
|
|
Наличие коммуникаций, (да, нет)
|
Да
|
|
Степень изношенности, %
|
-
|
|
Количество квартир, шт.
|
72
|
|
Стоимость квадратного метра,
тыс. руб.
|
12
|
87-квартирный жилой дом
на северной окраине г. Сарова (строительный № 41)
|
Балансовая стоимость, млн руб.
|
59
|
|
Степень завершенности, %
|
10
|
|
Наличие коммуникаций, (да, нет)
|
Да
|
|
Степень изношенности, %
|
-
|
|
Количество квартир, шт.
|
87
|
|
Стоимость квадратного метра,
тыс. руб.
|
12
|
р.п. Вознесенское
Наименование объекта
|
Характеристика объекта
|
Показатели
|
40-квартирный
двухсекционный пятиэтажный жилой дом в р.п.
Вознесенское
|
Балансовая стоимость, млн руб.
|
Примерно 35 |
|
Степень технической готовности,
% |
90
|
|
Наличие коммуникаций, (да, нет)
|
Да
|
|
Степень изношенности, %
|
2
|
|
Количество квартир, шт.
|
40
|
|
Стоимость квадратного метра,
тыс. руб.
|
5
|
Примечание. Очень
низкая покупательная способность населения района. Доля кредита при
продаже будет составлять более чем 20% продажной цены. Для завершения
строительства требуются дополнительные инвестиции.
г. Нижний Новгород
Наименование объекта |
Характеристика объекта
|
Показатели
|
100-квартирный жилой
дом по ул. Совнаркомовской в Канавинском районе г.
Нижнего Новгорода |
Балансовая стоимость, млн руб.
|
Примерно 60
|
|
Степень технической готовности,
% |
5 (фундамент без
перекрытий) |
|
Наличие коммуникаций, (да, нет)
|
Да
|
|
Степень изношенности, %
|
5 (фундамент требует
реконструкции)
|
|
Количество квартир, шт.
|
Примерно 100
|
|
Стоимость квадратного метра,
тыс. руб.
|
10 - 12
|
г. Выкса
Наименование объекта |
Характеристика объекта
|
Показатели
|
120-квартирный жилой дом в
г. Выксе
|
Балансовая стоимость, млн руб.
|
Примерно 70
|
|
Степень технической готовности,
% |
10
|
|
Наличие коммуникаций, (да, нет)
|
Да
|
|
Степень изношенности, %
|
5 (фундамент требует
доработки под кирпичные стены)
|
|
Количество квартир, шт.
|
Примерно 120
|
|
Стоимость квадратного метра,
тыс. руб.
|
7 - 8
|
70-квартирный жилой дом в
г. Выксе
|
Балансовая стоимость, млн руб.
|
Примерно 40
|
|
Степень технической готовности,
% |
10
|
|
Наличие коммуникаций, (да, нет)
|
Да
|
|
Степень изношенности, %
|
5
|
|
Количество квартир, шт.
|
Примерно 70
|
|
Стоимость квадратного метра,
тыс. руб.
|
7 - 8
|
2. Характеристика
строительных площадок:
г. Нижний Новгород
Наименование площадки
|
Характеристика площадки
|
Показатели
|
Площадка по ул. Деловой г.
Нижнего Новгорода
|
Наличие
подведенных коммуникаций, (да, нет)
|
Да
|
|
Степень
изношенности коммуникаций, %
|
20%
|
Примечание. Площадка
обременена долгом регионального бюджета МБРР. Все лоты на площадке по
ул. Деловой распределены и юридически закреплены за застройщиками г.
Н.Новгорода.
г. Кстово
Наименование площадки
|
Характеристика площадки
|
Показатели
|
Площадка в IV микрорайоне
г. Кстово
|
Наличие
подведенных коммуникаций, (да, нет)
|
Да
|
|
Степень
изношенности коммуникаций, %
|
-
|
|
Наличие проекта, (да, нет)
|
Да. Готовый проект под
100-квартирный пятиэтажный дом |
Утверждено
постановлением
Правительства области
от 28.06.2002 № 147
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНЫХ ОБЛАСТНЫХ СТАНДАРТАХ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ
К УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО
ЖИЛИЩНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение определяет стандарты продажи жилья в кредит с условием
рассрочки платежа в рамках реализации Программы ипотечного жилищного
кредитования населения Нижегородской области.
1.2. Предоставление льготных кредитов
осуществляется путем приобретения прав по закладным, сформированным
по договорам купли-продажи недвижимости с рассрочкой платежа или
договорам ипотеки.
1.3. Операторы первичного рынка
выкупают закладные и на их основании выпускают свои собственные
долговые обязательства (облигации) для реализации областному бюджету
(рефинансирования).
1.4. Операторы первичного рынка
осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Положением
и другими нормативными актами, утвержденными в рамках Программы
ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской области.
2. СТАНДАРТЫ ПРОДАЖИ
ЖИЛЬЯ В КРЕДИТ
(С РАССРОЧКОЙ ПЛАТЕЖА)
- Покупатели жилья в
кредит - физические лица - граждане, зарегистрированные по месту
жительства в Нижегородской области, состоящие на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
- Целевое использование кредита
(рассрочки) - обязательное использование кредита (рассрочки) на
приобретение отдельной квартиры или дома, пригодных для проживания
покупателя и членов его семьи (или других покупателей). Размер
приобретаемого жилья должен превышать нормы, необходимые для
исключения покупателей из числа нуждающихся в улучшении жилищных
условий.
- Предмет залога - предметом залога
может быть отдельное жилое помещение в многоквартирном доме или
отдельно стоящее жилое строение (дом, коттедж и т.д.), право
собственности на которое зарегистрировано в установленном законом
порядке.
- Валюта кредита (рассрочки) -
российские рубли.
- Срок кредита - от одного до
пятнадцати лет.
- Погашение кредита - ежемесячными
платежами, рассчитываемыми по формуле аннуитетных платежей.
- Процентная ставка - от 5% годовых и
более.
- Досрочное погашение - досрочное
погашение рассрочки, как единовременное, так и многократное,
допускается. При этом будет сделан перерасчет остатка обязательств на
сумму неначисленных процентов.
- Размер кредита - не более 70%
оценочной стоимости имущества.
- Размер платежей по кредиту - на
погашение кредита покупатели должны расходовать не более 20% их
совокупного ежемесячного дохода. Покупатели обязаны представить
официальное подтверждение получаемых доходов (справку о доходах за
последние 3 месяца).
- Страхование - участники Программы,
получившие кредит (рассрочку) при приобретении жилья, согласно
условиям договора, страхуют свою жизнь и трудоспособность (договор
личного страхования), а при получении рассрочки более 50% стоимости
приобретаемой недвижимости оформляют договор страхования риска утраты
и повреждения недвижимости на сумму обязательств по закладной.
Выгодоприобретателем в данном случае является держатель закладной.
- Поручительство - участники
Программы, получившие кредит (рассрочку) при приобретении жилья, в
соответствии с условиями договора предоставляют поручителей -
физических лиц, имеющих совокупный доход не менее дохода покупателей.
- Источниками получения дохода,
которые учитываются при расчете максимально допустимой суммы кредита,
являются:
1) заработная плата по основному
месту работы, включая доход за сверхурочную работу и премии;
2) доход от работы неполный рабочий
день и по совместительству;
3) пенсионные выплаты и стипендии;
4) алименты и пособия на детей.
Утверждено
постановлением
Правительства области
от 28.06.2002 № 147
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ,
ОБЕСПЕЧЕННЫХ
ЗАКЛАДНЫМИ, В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО
ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(далее - Положение)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение основывается на принципах и понятиях, определенных в
нормативно-правовых актах Российской Федерации - Гражданском кодексе
Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации,
Федеральных законах "Об ипотеке", "О ценных бумагах",
нормативно-правовых актах Нижегородской области, и разработано в
целях реализации Программы ипотечного жилищного кредитования
населения Нижегородской области.
1.2. Настоящее Положение регулирует
отношения по приобретению и реализации эмиссионных ценных бумаг за
счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год
между министерством финансов Нижегородской области в виде именных
процентных бездокументарных облигаций (далее - облигации), которые
обеспечены закладными, приобретенными у участников Программы
ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской области, и
эмитентом. Владелец облигаций устанавливается на основании записи в
системе ведения реестра владельцев ценных бумаг в специализированном
регистраторе либо, в случае депонирования облигаций, на основании
записи по счету депо в специализированном депозитарии.
1.3. В целях реализации настоящего
Положения используются следующие понятия, определенные действующим
законодательством.
Эмитент - юридическое лицо, которое
произвело эмиссию облигаций под обеспечение закладных, выкупленных у
участников Программы ипотечного жилищного кредитования населения
Нижегородской области.
Договор ипотеки - договор,
устанавливающий залог на жилую недвижимость.
Закладная - именная ценная бумага,
удостоверяющая следующие права ее законного владельца:
- право на получение исполнения по
денежному обязательству, обеспеченному недвижимым жилым имуществом,
без предоставления других доказательств этого обязательства;
- право залога на указанное в
договоре купли-продажи недвижимости недвижимое имущество.
Облигация - эмиссионная именная
документарная (бездокументарная) ценная бумага, удостоверяющая права
ее законного владельца на получение по обязательствам, обеспеченным
закладными, дохода в виде ежегодных процентов и получения номинальной
стоимости этих ценных бумаг в момент их погашения.
Участники Программы ипотечного
жилищного кредитования - физические лица, определенные в Положении о
единых областных стандартах, предъявляемых к участникам программы
ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской области.
1.4. Закладные и облигации должны
быть оформлены на основе единых областных стандартов, определенных в
Положении о единых областных стандартах, предъявляемых к участникам
Программы ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской
области.
1.5. Срок погашения облигации
составляет от 1 (одного) года до 15 (пятнадцати) лет с доходом 3
(три) процента. Процентный доход выплачивается один раз в год.
1.6. Приобретенные облигации
учитываются в областном бюджете и депонируются в депозитарии
Нижегородской области. Все расходы, связанные с депозитарным
обслуживанием облигаций и учетом их в реестре, покрывает эмитент
облигаций.
1.7. По приобретенным облигациям
областной бюджет получает ежегодно процентный доход в размере 3
(трех) процентов от номинальной стоимости облигаций, а в момент
погашения облигаций - всю номинальную стоимость.
1.8. Областной бюджет вправе
реализовывать облигации другим инвесторам, находящимся как в
Нижегородской области, так и за ее пределами.
1.9. Эмитент выкупает закладные у
покупателей недвижимости, оформленные в соответствии с едиными
областными стандартами.
1.10. Эмитент рассчитывает
номинальную стоимость облигаций с тем условием, что все обязательства
по облигациям (ее номинальная стоимость и проценты по ней) будут
погашены платежами, которые поступят по закладным от участников
Программы ипотечного жилищного кредитования.
1.11. Эмитент подготавливается все
необходимые документы для регистрации в региональном отделении ФКЦБ
России в Приволжском федеральном округе эмиссии облигаций,
обеспеченных закладными.
1.12. Эмитент осуществляет эмиссию
облигаций с доходностью 3 (три) процента со сроком погашения от 1
(одного) года до 15 (пятнадцати) лет с ежегодной выплатой процентов
(купонные выплаты). Перечень конкретных закладных, обеспечивающих
погашение облигаций, отражается в проспекте эмиссии и в решении о
выпуске ценных бумаг.
1.13. Если в течение срока действия
облигаций какая-либо закладная погашается досрочно, то такая
закладная замещается равноценной.
2. ПОРЯДОК ВЫКУПА
ОБЛИГАЦИЙ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
2.1. Для выкупа
облигаций за счет средств областного бюджета эмитент:
2.1.1. Направляет письменное
предложение в министерство финансов Нижегородской области (далее -
министерство финансов) о приобретении облигаций и представляет
документы, удостоверяющие обеспечение облигаций и подтверждающие их
оформление в соответствии с критериями единых областных стандартов.
2.1.2. Перечень необходимых
документов, представляемых в министерство финансов для выкупа
облигаций областным бюджетом, включает в себя:
- письменное предложение на выкуп
закладных;
- проспект эмиссии облигаций,
заверенный регистрирующим органом;
- решение о выпуске ценных бумаг;
- облигации;
- документы по каждому залогодателю,
подтверждающие оформление закладной в соответствии с едиными
областными стандартами:
1) копия закладной;
2) копия договора ипотеки либо копия
договора купли-продажи недвижимости с рассрочкой платежа;
3) справка о постановке на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4) справка о снятии с учета
нуждающихся в улучшении жилищных условий после приобретения жилья.
2.2. Министерство финансов проводит
проверку предоставленных документов на соответствие единым областным
стандартам и в течение 10 (десяти) календарных дней направляет
эмитенту письменный ответ о своем согласии или несогласии приобрести
облигации.
2.3. В случае отказа в приобретении
облигаций министерство финансов обязано в сроки, указанные в пункте
3.2, направить эмитенту официальное письменное обоснование о причинах
отказа.
2.4. В случае положительного решения
эмитент и министерство финансов оформляют следующие документы по
купле-продаже облигаций:
- договор купли-продажи облигаций;
- акт приема-передачи облигаций.
2.5. После подписания вышеназванных
документов министерство финансов перечисляет на расчетный счет
эмитента денежные средства в течение срока, указанного в договоре
купли-продажи.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОБЛИГАЦИЙ
3.1. Обслуживание
платежей по закладным осуществляется эмитентом.
3.2. Эмитент ведет кредитную историю
каждого покупателя, контролирует своевременность и точность оплаты.
Во исполнение обязательств по
облигациям эмитент резервирует до момента погашения облигаций
полученные ежемесячные платежи по закладным на счете, открытом в ГРКЦ
Главного управления Центрального банка Российской Федерации по
Нижегородской области, и представляет ежеквартально в министерство
финансов отчетность о поступлении средств по закладным. Ежегодные
выплаты процентов и номинальной стоимости по облигациям
осуществляются из резервируемых источников.
Утверждены
постановлением
Правительства области
от 28.06.2002 № 147
ПРАВИЛА ПРОДАЖИ
ЖИЛЬЯ В КРЕДИТ
ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила
разработаны в соответствии с Программой ипотечного жилищного
кредитования населения Нижегородской области.
1.2. Правила определяют условия
продажи жилья в кредит, порядок приема и регистрации заявлений,
перечень необходимых документов для приема заявлений, порядок
формирования списков претендентов и критерии приоритетности, порядок
продажи жилья в рамках Программы ипотечного жилищного кредитования
населения Нижегородской области.
1.3. Участники Программы:
"Организатор" -
муниципальные фонды ипотечного кредитования или иные организации,
предоставляющие рассрочки по оплате приобретаемого жилья и выкупающие
право требования по закладным, выпущенным в соответствии с условиями
продажи, описанными настоящими Правилами.
"Покупатели" - физические
лица - граждане, зарегистрированные по месту жительства в
Нижегородской области, состоящие на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий в органах местного самоуправления, приобретающие
жилье в кредит (рассрочку).
"Оператор первичного рынка"
- уполномоченные в установленном порядке организации, осуществляющие
выкуп закладных на основе единых областных ипотечных стандартов и
эмиссию ценных бумаг вторичного рынка - облигаций, обеспеченных
закладными.
"Продавец жилья" -
физические или юридические лица, индивидуальные предприниматели,
желающие продать имеющееся жилье на условиях договора купли-продажи.
"Поручители" - юридические
или физические лица, индивидуальные предприниматели, предоставляющие
поручительство в качестве обеспечения исполнения обязательств
покупателя перед продавцом за предоставленную рассрочку. В качестве
поручителя могут выступать члены семьи покупателя, а также другие
лица.
II. УСЛОВИЯ ПРОДАЖИ
ЖИЛЬЯ В КРЕДИТ (С РАССРОЧКОЙ)
- Целевое
использование кредита (рассрочки) - обязательное использование
кредита (рассрочки) на приобретение отдельной квартиры или дома,
пригодных для проживания покупателя и членов его семьи (или других
покупателей). Размер приобретаемого жилья должен превышать нормы,
необходимые для снятия покупателей с учета нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
- Обеспечение кредита (рассрочки) -
залог приобретенного недвижимого имущества.
- Предмет залога - предметом залога
может быть отдельное жилое помещение в многоквартирном доме или
отдельно стоящее жилое строение (дом, коттедж и т.д.).
- Покупатели жилья в кредит
(рассрочку) - физические лица - граждане, зарегистрированные по месту
жительства в Нижегородской области, состоящие в очереди на улучшение
жилищных условий в органах местного самоуправления. После регистрации
жилья получатели кредита (рассрочки) обязаны сняться с учета
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
- Валюта кредита (рассрочки) -
российские рубли.
- Срок кредита (рассрочки) - от
одного года до пятнадцати лет.
- Погашение кредита (рассрочки) -
ежемесячными платежами, рассчитываемыми по формуле аннуитетных
платежей.
- Процентная ставка - от 5% годовых.
- Размер кредита (рассрочки) - не
более 70% оценочной стоимости имущества.
- Заключение договора ипотеки
обязательно, если размер кредита (рассрочки) более 30% оценочной
стоимости имущества.
- Первоначальный денежный взнос - не
менее 10% от стоимости приобретаемого жилья.
- Размер платежей по кредиту
(рассрочке) - на погашение кредита покупатели должны расходовать не
более 20% совокупного (семейного) месячного дохода. Покупатели
обязаны представить официальное подтверждение получаемых доходов
(справку о доходах за последние 3 месяца).
- Досрочное погашение - досрочное
погашение рассрочки, как единовременное, так и многократное,
допускается. При этом будет сделан перерасчет остатка обязательств на
сумму неначисленных процентов.
- Страхование - участники Программы,
получившие кредит (рассрочку) при приобретении жилья, застраховавшие
в соответствии с условиями договора свою жизнь и трудоспособность
(договор личного страхования), а при получении рассрочки более 50%
стоимости приобретаемой недвижимости должны оформить договор
страхования риска утраты и повреждения недвижимости на сумму
обязательств по закладной. Выгодоприобретателем должен являться
держатель закладной.
- Поручительство - участники
Программы, получившие кредит (рассрочку) при приобретении жилья,
обязаны предоставить поручителей - физических лиц, имеющих совокупный
доход не менее дохода покупателей.
III. ПОРЯДОК ПРИЕМА И
РЕГИСТРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКА
3.1. Образец
заявления устанавливает организатор.
3.2. Организатор назначает срок
подачи заявлений. Информация о сроках сбора заявлений доводится
организатором до сведения граждан через средства массовой информации.
3.3. Выдачу бланков заявлений, прием
и регистрацию заявлений осуществляет организатор.
3.4. Для регистрации заявлений
граждане представляют организатору документы:
1. Паспорт, удостоверение личности
(военный билет) для военнослужащих.
2. Справку о постановке на учет в
списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного
самоуправления.
3.5. Заявления регистрируются
организатором в журнале регистрации с присвоением порядкового номера.
Заявления хранятся у организатора.
3.6. Организатор не вправе отказать в
приеме заявлений при наличии документов, указанных в п. 3.4. По
окончании срока приема заявлений изменения в заявления вносить
запрещается.
3.7. На основании собранных заявлений
формируется база данных, разделенная на пять групп по типу требуемого
жилья.
- 1-я группа - требуется
однокомнатная квартира;
- 2-я группа - требуется
двухкомнатная квартира;
- 3-я группа - требуется
трехкомнатная квартира;
- 4-я группа - требуется
четырехкомнатная квартира и более;
- 5-я группа - требуется дом
индивидуальной застройки.
3.8. На основании данных, указанных в
заявлениях, организатор формирует приоритетный список претендентов по
каждой группе.
Критерии определения приоритетности:
1-й критерий - экономический.
Преимущественным правом приобретения
жилья в рассрочку в своей группе пользуется претендент, которому
требуется меньший размер денежных средств, предоставляемых в кредит.
Размер денежных средств, предоставляемых в кредит, определяется по
формуле:
Р = Н - С - Д,
где:
Р - размер денежных средств,
предоставляемых в кредит;
Н - стоимость приобретаемого жилья.
Стоимость квартиры определяется фондом с учетом увеличения размера
денежных средств, предоставляемых в рассрочку, исходя из пяти - семи
процентов годовых;
С - стоимость жилья в тех случаях,
когда жилье находится в собственности граждан и будет передано в
зачет оплаты приобретаемого жилья по договорной цене между продавцом
и собственниками;
Д - первоначальный денежный взнос (не
менее 10% от стоимости приобретаемого жилья).
2-й критерий -
социальный.
При равных условиях по первому
критерию преимуществом в своей группе пользуется претендент, имеющий
более раннюю дату постановки на учет в списках нуждающихся в
улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
3.9. Приоритетный список по каждой
группе формируется на основании базы данных и обновляется ежегодно.
3.10. Организатор формирует по каждой
группе приоритетный список участников Программы.
IV. ПОРЯДОК ПРОДАЖИ
ЖИЛЬЯ
4.1. Продажа жилья
осуществляется в соответствии с очередностью в приоритетном списке.
Решение о продаже жилья в кредит (с рассрочкой) доводится до
участника организатором в письменной форме или иным доступным
способом.
4.2. Организатор предоставляет
участнику для осмотра один вариант из имеющегося в продаже жилья. О
своем решении участник обязан сообщить в течение 5 дней. В случае
отказа от предложенного варианта, жилье предлагается следующему по
списку. Следующий вариант предлагается участнику по мере появления
новых вариантов.
4.3. После получения согласия
участника приобрести предлагаемое жилье в кредит оформляется договор
купли-продажи между участником (в дальнейшем - покупателем) и
продавцом жилья. Договор составляется на условиях, оговоренных
участником в заявлении.
4.4. Договор может быть заключен о
приобретении жилья в индивидуальную, общую долевую или совместную
собственность.
4.5. При заключении договора продажи
в кредит с рассрочкой платежа организатор требует оформления
поручительства в соответствии со ст. 361 - 367 Гражданского кодекса
Российской Федерации, договора страхования, а также вправе требовать
заключения договора ипотеки на приобретаемую недвижимость.
В договоре предусматривается
обязательство покупателей и членов их семей, проживающих в
общежитиях, освободить занимаемые помещения в срок не более одного
месяца с момента государственной регистрации права собственности на
приобретенное жилье.
4.6. Право собственности на
приобретаемое жилье возникает с момента государственной регистрации
договора купли-продажи. После приобретения права собственности на
жилье покупатель исключается из списков участников Программы.
4.7. До полного исполнения
обязательств покупателя по договору купли-продажи приобретаемое жилье
находится в залоге у держателя закладной. Предметом залога является
приобретенное в рассрочку жилье.
4.8. Держатель закладной производит
расчеты, ведет учет средств, поступающих в оплату обязательств по
закладной.
4.9. Сумма кредита вносится
покупателем равными долями в сроки, установленные договором
купли-продажи, начиная с месяца, следующего после регистрации
договора купли-продажи.
4.10. По условиям договора покупатель
имеет право увеличить сумму ежемесячного платежа в разовом порядке
или на весь срок рассрочки. При этом срок оплаты и сумма обязательств
снижается.