ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 10.10.2002 № 266
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Нижегородские новости", N
221(2675), 27.11.2002
["Правовая среда", N
45(443), 27.11.2002]
получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области. -
Утратил силу в связи с изданием
Постановления Правительства Нижегородской области от 13.08.2004 N
192. -
ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2002 г. № 266
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
С целью оздоровления
государственных финансов Нижегородской области и во исполнение
Протокола от 26 марта 2002 года № 32 о реализации мер по оздоровлению
государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи
бюджету Нижегородской области, заключенного между Министерством
финансов Российской Федерации и Правительством Нижегородской области,
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Концепцию
формирования регионального механизма регулирования межбюджетных
отношений в Нижегородской области (далее - Концепция) и План
реализации Концепции.
2. Министерству финансов
Нижегородской области (В.В. Соболев) в целях качественной подготовки
нормативных и методических материалов, связанных с реализацией
Концепции, создать рабочую группу, включающую представителей
Законодательного Собрания, министерства финансов, иных
заинтересованных органов исполнительной власти Нижегородской области
и соответствующих органов местного самоуправления области.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена
Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
-
Губернатор области
Г.М.ХОДЫРЕВ
-
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 10.10.2002 № 266
-
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
(далее - Концепция)
-
ВВЕДЕНИЕ
-
Межбюджетные
отношения в Нижегородской области в последние годы (2000 - 2002 годы)
строились с учетом изменений в межбюджетных отношениях между
Федерацией и областью, с учетом экономического состояния области, а
также в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной
постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 года № 584.
За эти годы изменились нормативы
отчислений от налоговых доходов как в бюджет области, так и в местные
бюджеты. С 2001 года налог на добавленную стоимость полностью стал
зачисляться в федеральный бюджет, с 2002 года налог на доходы
физических лиц поступает в бюджет области. В связи с изменением
федерального налогового законодательства менялась структура налоговых
доходов области, появлялась необходимость в ежегодном изменении
нормативов отчислений от налоговых доходов при формировании бюджетов
городов и районов области. В то же время удельный вес налоговых
доходов областного бюджета в консолидированном бюджете области
остается примерно на одном уровне: 45,7% в 2000 году и 44,8% в 2002
году.
Изменения произошли и в разграничении
расходных полномочий. Предоставление льгот по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в РФ" и выплаты текущих детских пособий
осуществляются за счет средств федерального бюджета. ФЗ "О
ветеранах" исполняется за счет средств областного бюджета. В
областном бюджете централизованы также расходы на содержание милиции
общественной безопасности, предоставление субсидий населению за
жилищно - коммунальные услуги. В то же время нет нормативного
документа по разграничению этих расходных полномочий. Надо учесть,
что на федеральном уровне также нет четкого разграничения расходных
полномочий.
Формирование расходной части прогноза
консолидированного бюджета области, начиная с 1999 года,
производилось на основе нормативов бюджетного финансирования.
Нормативы были рассчитаны на потребителей (население, класс, койка,
ребенок в дошкольном учреждении, квадратный метр жилья и т.д.). При
расчете прогноза бюджетов городов области по нормативам бюджетного
финансирования была решена задача - поставить все бюджеты в
одинаковые условия, то есть бюджеты формировались не от достигнутого
уровня, а по потребности на существующую сеть с учетом возможности
доходной части консолидированного бюджета области.
За период с 2000 по 2002 год
изменились объем и структура финансовой помощи из областного бюджета
нижестоящим бюджетам:
2000 год - 1 992,1 млн рублей;
2001 год - 3 314,5 млн рублей;
2002 год - 3 749,1 млн рублей.
Начиная с 2000 года финансовая помощь
из областного бюджета нижестоящим бюджетам выделяется не только в
виде дотаций, но и в виде целевых субвенций. В 2000 году
выплачивались субвенции на заготовку топлива и оплату электроэнергии
по учреждениям бюджетной сферы, в 2001 году - субвенции на газ,
электроэнергию, на заработную плату. В 2002 году, кроме перечисленных
субвенций, предусмотрены субвенции и субсидии на приобретение
методической литературы педагогическим работникам, на поддержку
средств массовой информации, содержание учреждений АПК (ветсеть,
семинспекции). Возникла необходимость установления порядка расчета и
оказания финансовой помощи из областного бюджета.
К 2002 году в Нижегородской области
сложилась необходимость разработки Концепции формирования
регионального механизма регулирования межбюджетных отношений (далее -
Концепция), при этом необходимо учесть положительные моменты в
существующей практике формирования межбюджетных отношений.
Основная цель разработки Концепции -
формирование регионального механизма регулирования межбюджетных
отношений, который приведет к увеличению мотивации муниципальных
образований в увеличении доходов и эффективному управлению расходами.
Основные задачи, требующие решения:
1. Законодательное разграничение
расходных полномочий между уровнями власти Нижегородской области.
Для решения этой задачи необходимо
разработать единые, прозрачные критерии в распределении бюджетных
ресурсов области.
2. Законодательное распределение
доходов.
Необходима разработка единых
принципов распределения регулирующих доходов.
3. Разработка и утверждение методики
распределения финансовой помощи из областного бюджета нижестоящим
бюджетам.
Должна быть достигнута цель
выравнивания и стимулирования социально - экономического развития
территорий, обеспечение доступа граждан, вне зависимости от места их
проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
4. Создание механизма планирования
расходов не от существующей сети, а от потребителей услуг на
территории каждого муниципального образования.
5. Создание стимулов для проведения
на местном уровне рациональной и ответственной налогово - бюджетной
политики, развития и эффективного использования налогового
потенциала, повышения эффективности бюджетных расходов.
Формирование механизма регулирования
межбюджетных отношений предусматривает поэтапное (в течение 3 лет)
введение нормативной базы по каждой поставленной задаче и должно
осуществиться в 3 этапа:
1. Разграничение расходных
полномочий.
2. Распределение доходных источников.
3. Распределение финансовой помощи из
областного бюджета нижестоящим бюджетам.
-
1. РАЗГРАНИЧЕНИЕ
РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
-
Разграничение
расходных полномочий должно производиться в соответствии со
следующими критериями:
1) субсидиарность (максимальная
близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к
потребителям соответствующих бюджетных услуг);
2) территориальное соответствие
(максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти,
реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих
бюджетных услуг);
3) внешние эффекты (чем выше
заинтересованность общества в целом в реализации расходных
полномочий, тем за более высоким уровнем власти они должны
закрепляться);
4) эффект территориальной
дифференциации (чем выше местные различия в производстве и
потреблении бюджетных услуг, тем на более низких уровнях бюджетной
системы они должны предоставляться);
5) эффект масштаба (концентрация
бюджетных расходов способствует экономии бюджетных средств).
Существующая законодательная
нормативная база (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления" и др.) не
дает четкого разграничения расходов, финансируемых из разных уровней
бюджетной системы Российской Федерации.
В период реализации Концепции должен
быть разработан нормативный документ о разграничении бюджетных
расходных полномочий между региональными и местными органами власти
Нижегородской области. Для формирования консолидированного бюджета
области на 2003 год документ должен быть принят Правительством
Нижегородской области до 1 сентября 2002 года.
Следующим этапом в распределении
расходных полномочий должна стать разработка минимальных социальных
стандартов и нормативов бюджетного финансирования. Этот процесс
должен завершиться до конца 2003 года принятием соответствующего
закона Нижегородской области.
-
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОХОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Распределение
налогов и доходных источников между областным бюджетом и бюджетами
городов и районов области должно производиться в соответствии со
следующими критериями:
1) стабильность (чем в большей
степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры,
тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым
закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его
регулированию);
2) экономическая эффективность (за
каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и
доходные источники, база которых в наибольшей степени зависит от
экономической политики данного уровня власти);
3) равномерность размещения налоговой
базы (чем выше неравномерность размещения налоговой базы, тем на
более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем
выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений);
4) бюджетная ответственность (сборы,
представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в
бюджет, финансирующий соответствующие услуги).
С целью реализации Концепции
необходимо закрепление на долговременной основе минимальных единых
нормативов отчислений от регулирующих федеральных и региональных
налогов за местными бюджетами, обеспечивая при этом стимулирующую
роль для наращивания собственного налогового потенциала.
Процесс распределения доходных
источников должен завершиться разработкой методики установления
нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты
муниципальных образований Нижегородской области и принятием ее в
форме приложения к закону об областном бюджете на 2004 год.
-
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ИЗ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НИЖЕСТОЯЩИМ
БЮДЖЕТАМ
-
Система финансовой
помощи нижестоящим бюджетам должна быть направлена на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных образований, доступа граждан,
вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам
и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для
проведения на местном уровне рациональной и ответственной налогово -
бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового
потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов.
В соответствии с этими требованиями
финансовая помощь из областного бюджета должна предоставляться в виде
дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, а также в
виде целевых субвенций и субсидий.
В среднесрочной перспективе
сохранятся целевые субвенции на выплату заработной платы работникам
социальной сферы, на приобретение методической литературы
педагогическим работникам, на оплату за потребленные бюджетными
учреждениями электроэнергию и газ. В то же время будет пересмотрена
необходимость в представлении других видов субвенций и субсидий,
предоставляемых из областного бюджета в 2002 году. Будут введены
новые виды субвенций и субсидий (на социальные выплаты). Учитывая,
что перечень субвенций и субсидий остается значительным, в областном
бюджете на 2003 год будут созданы 3 - 4 фонда, куда войдут субвенции
и субсидии, передаваемые нижестоящим бюджетам.
Существующая в настоящее время схема
передачи дотаций нижестоящим бюджетам не несет стимулирующих и
регулирующих элементов в управлении финансами муниципальных
образований. Введение на территории области минимальных социальных
стандартов и нормативов бюджетного финансирования позволит
разработать механизм распределения финансовой помощи на выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований по единой
методике на основе формул с проверяемыми расчетами. Разработка
методики распределения финансовой помощи из областного бюджета должна
завершиться до 1 июля 2004 года для формирования бюджета области на
2005 год.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
Конечным итогом
формирования механизма регулирования межбюджетных отношений должен
быть нормативный документ - Методика формирования межбюджетных
отношений в Нижегородской области, включающая в себя нормативные
документы по разграничению расходных полномочий, распределению
доходных источников, распределению финансовой помощи, принятые в
процессе реализации Концепции за период 2002 - 2004 годов.
-
Утвержден
постановлением
Правительства области
от 10.10.2002 № 266
-
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО
МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование мероприятия
|
Наименование нормативного
документа
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители
|
1. Разграничение расходных
полномочий
|
Постановление
Правительства "Об утверждении Порядка
разграничения бюджетных расходных полномочий между
областными и местными органами власти Нижегородской
области" |
2002 год
|
Министерство финансов,
министерство экономики и
развития предпринимательства
|
2. Анализ существующей
сети бюджетных учреждений в соответствии со
стандартами, рекомендуемыми Правительством РФ
|
|
Октябрь 2002 - апрель
2003 года
|
Министерство финансов,
министерство экономики и
развития предпринимательства, министерство
здравоохранения, министерство образования и
науки, министерство труда и социальной защиты
|
3. Разработка минимальных
социальных стандартов и нормативов
бюджетного финансирования
|
Закон Нижегородской области
"О минимальных социальных стандартах и нормативах
бюджетного финансирования"
|
IV квартал 2003 года
|
Министерство финансов,
министерство экономики и
развития предпринимательства, министерство
здравоохранения, министерство образования и
науки, министерство труда и социальной защиты
|
|